Атестация по закону

Аттестация в трудовом праве: понятие, значение и порядок ее проведения. Правовые последствия аттестации.

Аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Кроме того, такие мероприятия в период внедрения новых способов управления человеческими ресурсами внутри компании или иных технологических изменений позволяют определить потребность организации в необходимости повышения квалификации как отдельных работников, так и целых подразделений.

Трудовой кодекс РФ содержит нормы относительно аттестации работников в части закрепления права работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, если последний не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Главным условием прекращения трудовых отношений по данному основанию является подтверждение факта несоответствия результатами аттестации.

Трудовой кодекс РФ требует включать в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). А локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения аттестации, должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Нормативного правого акта, который определял бы общие правила проведения, сроки, категории работников и иные вопросы, касающиеся аттестации, в настоящее время нет. Отдельные нормативные акты регулируют проведение аттестации только в отношении определенных категорий работников. Например, Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность проведения аттестации относительно работников, занимающих должности научно-педагогических работников, до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора (ч. 10 ст. 332). Но в данном случае работодателю предоставлено право, а не наложена обязанность по проведению аттестации. Порядок проведения аттестации в отношении таких работников закреплен Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». Аттестация предусмотрена также в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий») и иных категорий работников.

Работодатели, работники которых не подлежат обязательной аттестации, могут предусмотреть в локальном нормативном акте нормы, позволяющие проводить проверку соответствия квалификации работников при выполнении трудовых функций.

Решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. В первую очередь необходимо сформулировать задачи, которые можно решить в конкретной организации с помощью аттестации, а также цели ее проведения. Например, работодатель принял решение об организационных изменениях, по итогам которых должны измениться условия трудовых договоров с работниками данной организации. Одним из методов выявления работников, которые могли бы претендовать на иные, более высокие должности (например, ведущий специалист на должность руководителя подразделения), и может стать аттестация.

Помимо этого при возможном сокращении штата или численности аттестация также поможет определить уровень квалификации того или иного работника, что позволит соблюсти нормы ст. 179 ТК РФ в части, касающейся преимущественного права.

При усовершенствовании производства и внедрении новых механизмов аттестация помогает определить уровень знаний и практических навыков работников, которые могли бы им позволить трудиться на новейших агрегатах. Если в ходе данной процедуры была установлена недостаточная квалификация работников, работодатель может принять решение о повышении их квалификации либо о профессиональной подготовке или переподготовке как непосредственно на производстве, так и в иных образовательных учреждениях различного уровня.

В целях повышения мотивации аттестация поможет выявить наиболее ответственных, инициативных и знающих свое дело работников, которые по ее итогам могут быть награждены подарками, иными призами или каким-либо образом поощрены.

В настоящее время существуют отдельные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ее проведения. Аттестация предусмотрена для следующих категорий работников:

  • спасатели, которые приобретают этот статус только после аттестации, а в случае непрохождения ее в дальнейшем утрачивают данный статус (ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»). Основные положения проведения аттестации спасателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»;
  • прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • авиационный персонал (п. 2 ст. 8 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ);
  • руководители унитарных предприятий (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • работники опасного производственного объекта (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  • работники библиотек (ст. 26 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»);
  • лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств (п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.1993 N 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году»). Аттестация таких работников проводится на основании Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11, и т.п.
  • Трудовым кодексом РФ определено, что расторжение трудового договора в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 происходит по инициативе работодателя. Но некоторые работники не могут быть уволены вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по результатам аттестации (ст. 261 ТК РФ). А именно:

    1. беременные женщины;
    2. женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
    3. одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
    4. другие лица, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери.
    5. Поэтому, даже после подведения итогов аттестации, в ходе которой выявилось несоответствие занимаемой должности, увольнение таких категорий работников будет незаконным.

      График проведения аттестации утверждается руководителем предприятия. Время, место и правила проведения аттестации доводятся до работников под расписку не позднее, чем за месяц до назначенной даты.

      Приказом руководителя предприятия создается аттестационная комиссия.

      Одним из этапов подготовки к аттестации является составление характеристики, аттестационного листа или иного документа, предусмотренного Положением и содержащего обобщенную информацию о работнике (как позитивную, так и негативную). Такие документы помогут членам аттестационной комиссии, не знающим работника лично, понять его отношение к работе, определить круг возможных вопросов к нему и т.д. Положением может быть утверждена форма такого документа, а также могут быть установлены обязанности руководителя подразделения, непосредственно участвующего в составлении документов такого рода. Если такая форма Положением не предусмотрена, то она может устанавливаться отдельным документом работодателя (приказом, распоряжением), с которым работника следует ознакомить под роспись.

      Следующим этапом аттестации работников будет непосредственно проведение аттестации, порядок которой должен быть установлен Положением. Аттестуемый работник отвечает на тесты либо устно беседует с членами комиссии, которые изучают его характеристику до начала аттестации или в процессе ее проведения.

      Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в т.ч. и об оценке квалификации работника. Если работник отвечает не на устные вопросы, ответы на которые заносятся в протокол, а выполняет письменные задания, то в протоколе необходимо указать на это, а тест оформить как приложение к протоколу.

      Иными словами, если протокол состоит из нескольких листов (основной текст и дополнительные формы), он должен представлять собой единый документ. В случае возможного спора это позволит представить доказательства несоответствия работника в полном объеме.

      При представлении работником дополнительных сведений, относящихся к оценке его деятельности, члены комиссии могут рассмотреть их немедленно либо принять решение о том, что для ознакомления с данными сведениями необходимо время, и перенести аттестацию указанного работника на другой срок. Такие действия также необходимо внести в протокол.

      После заслушивания всех лиц, включенных в список аттестуемых, члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном Положением (открытое или закрытое голосование, в присутствии или отсутствии работника и пр.). Решение комиссии, внесенное в протокол, доводится до сведения работников под роспись в установленные сроки. Если Положением утверждена форма индивидуального документа, в который заносится решение аттестационной комиссии, то с внесенной информацией работник также должен быть ознакомлен под роспись.

      Следует иметь в виду, что невнесение в протокол какой-либо информации о работнике может затруднить доказывание фактов (опрос по конкретным вопросам, представление дополнительных документов и т.д.).

      Срок хранения протокола заседания аттестационной комиссии составляет 15 лет (ст. 359 раздела 8.2 «Установление квалификации работников» Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000)).

      После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника (форма N Т-2) вносится соответствующая информация.

      Завершающим этапом проведения аттестации является утверждение руководителем протокола аттестационной комиссии и принятие им окончательного решения по ее итогам. Решение работодателя оформляется приказом.

      Аттестационная комиссия определяет соответствие уровня квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе. Решение о переводе работника, повышении его квалификации, увольнении может принять только работодатель (как одна из сторон трудовых отношений), в том числе наделенный полномочиями по расторжению трудовых договоров.

      При рассмотрении выводов комиссии работодатель не обязан принимать их безоговорочно, т.е. если работник признан не соответствующим занимаемой должности, то работодатель вправе его не увольнять. Возможно, целесообразным будет направить такого работника на курсы повышения квалификации или закрепить за ним наставника, который поможет освоить те направления деятельности, по которым выявлены недостатки знаний или умений.

      Как провести аттестацию работника: Видео


      legalquest.ru

      Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1

      Положение

      «О промежуточной аттестации и переводе учащихся, освоивших образовательные программы, в следующий класс по итогам учебного года»

      1.Общие положения

      1.1. В целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимся федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проводится промежуточная аттестация в 2-4, 5-8, 10-х классах общеобразовательных учреждений.

      2.Задачи промежуточной аттестации учащихся:

      · систематизация знаний школьников и определение уровня их подготовленности за отчетный период;

      · корректировка учебных программ по итогам аттестации по отдельным предметам;

      · определение эффективности работы педагогического коллектива в целом и отдельных учителей в частности.

      3.Функции

      3.1.Используя программный материал, изученный за учебный год, учитель составляет тексты контрольных работ, тестов.

      3.2.Аттестационный материал промежуточного контроля утверждает методический совет школы.

      3.3. Промежуточная аттестация проводится учителем, преподающем в данном классе, в присутствии ассистента, назначенного заместителем директора по УВР.

      4.1.Подготовка материалов к промежуточной аттестации

      4.1.1. В экзаменационный материал по русскому языку, литературе, математике, географии, физике, химии, геометрии и другим учебным предметам рекомендуется включать как теоретические вопросы, так и практические задания.

      4.1.2. На аттестации по иностранному языку проверяется техника чтения и практическое владение обучающимся устной речью в пределах программных требований. В первой части ответа предполагается устное высказывание экзаменующимся по предложенной теме, состоящее из количества фраз, определённых МО или МС, во второй – изложение на иностранном языке содержания прочитанного текста и своего отношения к нему, либо чтение и разработка вопросов по содержанию текста для младших классов 1 и 2 степеней. Тексты для чтения подбираются учителем из адаптированной художественной, научно-популярной литературы для юношества, объём текста устанавливается учителем, исходя из требований образовательного стандарта.

      4.2.. Допуск учащихся к аттестации

      К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся 2– 8, 10 классов. Никакого приказа или решения педагогического совета школы по допуску учащихся к промежуточной аттестации не издается.

      4. 3.Проведение промежуточной аттестации

      4.3.1.Промежуточный контроль проводится в форме итоговых контрольных работ, тестирования.

      4.3.2.Предметы и формы, выносимые на промежуточную аттестацию, предлагаются педагогическим советом школы в начале 4-й четверти (март).

      4.3.3.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью ( ст. 58, п.3 Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность ( ст. 58, п.3 Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.5. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации ( ст. 58, п.4 Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.6.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам ( ст. 58, п.5 Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.7.Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. ( ст. 58, п.6 Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.8.Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно ( ст. 58, п.8. Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.9.Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану ( ст. 58, п.9. Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.10.Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. плану ( ст. 58, п.10. Промежуточная аттестация обучающихся. Новый Закон об образовании.)

      4.3.11.Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета в соответствии с Уставом Школы.

      4.3.12.Расписание проведения итоговых контрольных работ, списки аттестационных комиссий утверждается директором школы и вывешивается для ознакомления учителей, учащихся, их родителей за 10 дней до их начала.

      4.3.13.Срок проведения промежуточного контроля: с 15 по 28 мая.

      4.3.15.При составлении расписания необходимо учитывать, что в день разрешается проводить только одну аттестацию, при этом между ними должно быть предоставлено не менее одного дня (исключая выходные дни) для подготовки.

      4.4.1.Экзаменационная комиссия для промежуточного контроля может состоять из двух преподавателей: экзаменующего учителя и ассистента.

      4.4.2.Оценки, полученные обучающимися в ходе итогового контроля, записываются в классные журналы.

      4.4.3. Перечень предметов для итогового контроля утверждается педагогическим советом школы ежегодно.

      5.1.1.От промежуточного контроля в переводных классах могут быть освобождены учащиеся:

      · имеющие отличные и хорошие отметки (решение педсовета);

      · по состоянию здоровья (по справкам ВКК);

      · в связи с участием в российских олимпиадах (республиканских, районных), соревнованиях и в других исключительных случаях по решению педсовета.

      5.1.2.Учащемуся, заболевшему в период экзаменов и имеющему заключение врача, предоставляется право сдать их позднее. Срок повторной аттестации определяется состоянием здоровья учащегося и решением педагогического совета. Если заболевание длительное, то по решению педагогического совета учащемуся выставляется годовая оценка по предмету.

      5.2.Права родителей (лиц, их заменяющих)

      Родители (лица, их заменяющие) имеют право быть ознакомлены:

      · с выбором предметов на промежуточной аттестации за месяц до начала экзаменов;

      · расписанием экзаменов и списком аттестационных комиссий за 10 дней до начала экзаменов.

      6.1.За организацию проведения промежуточной аттестации учащихся переводных классов ответственность несет заместитель директора по УВР.

      6.2.За проведение промежуточной аттестации в переводных классах ответственность несет учитель, ведущий предмет в данном классе.

      6.3.1. Обучающиеся, успешно освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года решением педагогического совета Школы переводятся в следующий класс.

      6.3.2.Ввиду не выставления обучающимся первого класса начальной школы отметки в баллах, знания и умения обучающихся, оканчивающих 1-ый класс, должны соответствовать требованиям, определенным программой. Решение об оставлении обучающего на повторный год обучения в 1-ом классе может быть принято только педагогическим советом Школы и только с учетом заключения психолого-медико — педагогической комиссии.

      6.3.3.Обучающиеся 2-8, 10 классов, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, могут быть условно переведены в следующий класс. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение первого триместра следующего учебного года, Школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

      6.3.4.Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс, не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в иных формах.

      6.3.5.Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

      6.3.6.Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

      6.3.7.Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета Школы. При оставлении на повторное обучение решение педагогического совета принимается с учетом мнения родителей (законных представителей).

      7. Заключительные положения

      7.1.После завершения промежуточной аттестации администрация Школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.

      7.2.Изменения и дополнения в положение о промежуточной аттестации обучающихся вносятся по решению Управляющего совета Школы, педагогического совета и администрации, обсуждаются на заседании педагогического совета и утверждаются приказом директора Школы.

      7.3.Перечень предметов для промежуточного контроля принимается педсоветом ежегодно.

      lotsch1.edumsko.ru

      Разъясняем законодательство

      Проведение аттестации педагогических работников урегулировано законом

      Вопрос: Какими нормативными актами регулируется аттестация педагогического работника?

      Отвечает начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Анненкова О.В.: Вопросы правового регулирования аттестации педагогического работника изложены в ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), который вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

      Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет. Она основывается на оценке профессиональной деятельности педагогического работника аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

      Кроме того, целью аттестации может быть установление квалификационной категории педагогических работников указанных организаций. В этом случае ее проводят аттестационные комиссии, формируемые:

      — федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;

      — уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, если аттестация проводится в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

      Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

      В настоящее время порядок проведения аттестации педагогических работников регламентирован подзаконными актами, принятыми до вступления в силу Федерального закона N 273-ФЗ, в том числе приказами Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников», от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; письмом Минобрнауки России от 15.08.2011 N 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

      Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
      схема проезда

      prockurskobl.ru

      Положение об аттестации персонала

      Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав персонала, подлежащий аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.

      Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

      Обязательной аттестация является лишь для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, что регулируется специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

      Обязательной аттестации подлежат:

      – государственные гражданские служащие РФ, государственные служащие ряда федеральных органов исполнительной власти, государственные служащие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же муниципальные служащие Российской Федерации;

      – персонал организаций отдельных отраслей экономической деятельности, это:

    6. работники, осуществляющие деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
    7. работники, чья деятельность связана с движением поездов и маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;
    8. работники, ответственные за обеспечение безопасности судоходства;
    9. работники опасных производственных объектов;
    10. работники, работающие на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;
    11. авиационный персонал;
    12. работники, выполняющие работы с источниками ионизирующего излучения;
    13. работники библиотек;
    14. персонал объектов космической инфраструктуры;
    15. педагогические и руководящие работники образовательных учреждений;
    16. – руководители унитарных предприятий.

      В остальных случаях проведение аттестации является делом добровольным – нормативно-правовых препятствий для ее введения в организации нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, – это закрепить правила проведения аттестации в соответствующем локальном нормативном акте – Положении об аттестации персонала организации.

      Основные моменты, имеющие юридическое значение, при подготовке Положения об аттестации персонала

      Поскольку методики оценки работников должны разрабатываться службами персонала с учетом специфики деятельности организации, квалификационного состава ее персонала, других управленческих факторов, то давать универсальные рекомендации было бы опрометчиво. Поэтому остановимся на основных моментах локального Положения об аттестации персонала, которые имеют юридическое значение и являются общими для любой процедуры аттестации, вне зависимости от того, каким образом оценивается профессиональная пригодность работников:

      1. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации

      В разрабатываемом Положении должны быть четко определены категории работников, подлежащих аттестации, и категории, не подлежащих аттестации.

      Аттестация на предмет установления соответствия работников занимаемым должностям, их профессиональной пригодности проводится в отношении такой группы работников, как служащие. Под определением служащие понимается социальная группа работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим) трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации.

      Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материального продукта, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации – указанной аттестации не подлежат.

      Какие именно категории служащих – руководители, специалисты или технические исполнители – должны проходить аттестацию, решает служба персонала в каждой организации индивидуально. Так, в ряде организаций в персонал, подлежащий аттестации, не включаются технические исполнители.

      Не подлежат аттестации:

    17. работники, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, т.к. они не имеют надлежащего опыта работы и сделанные выводы об их деловых качествах будут необъективными;
    18. беременные женщины, в данном случае даже если будет установлено несоответствие, они все равно не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного статьей 261 Трудового кодекса РФ;
    19. женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; их аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска, т.к. во-первых, за время отпуска по уходу за ребенком работник может потерять квалификацию и разумным сроком на ее восстановление является 1 год, а, во-вторых, установление несоответствия занимаемой должности все равно не позволит прекратить с работником трудовые отношения по пункту 3 статьи 81 ТК РФ.
    20. В перечень работников, не подлежащих аттестации, могут быть включены:

    21. работники, работающие на условиях внутреннего совместительства;
    22. работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до 1-2 лет;
    23. работники, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки;
    24. работники, назначенные на должность по конкурсу в течение 1 года с момента назначения;
    25. молодые специалисты (следует уточнить, что молодые специалисты не подлежат аттестации в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения. Поскольку такой практики сейчас почти нет, то вопрос об аттестации вчерашних студентов решается работодателем по своему усмотрению) и др.

2. Периодичность и сроки проведения аттестации

Согласно Положению о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи утв. постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 05.10.1973 № 267/470 (последние изменения вносились в него в 1986 году, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу), аттестация проводится периодически, 1 раз в 3-5 лет.

Поэтому в локальном акте организации – Положении об аттестации персонала – должна быть прописана конкретная периодичность: аттестация работников проводится 1 раз в 3 года или 1 раз в 4 года, либо же частота проведения аттестации (например, «Не чаще, чем 1 раз в 3 года»).

При установлении периодичности проведения аттестации желательно определить дату начала течения этого срока – с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).

Далее следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др.

Из опыта оптимальным считается срок 3-6 месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация персонала.

Если организация очень большая, то для того, чтобы можно было уложиться в разумные сроки, предусматривается поэтапная аттестация, т.е. распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности.

В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно по каким-либо причинам, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном акте – Положении.

3. Информирование работников о проведении аттестации

В локальном акте – Положении – необходимо прописать об:

  • обязательном доведении до работника не менее чем за 1 месяц до начала аттестации информации о сроках проведения аттестации, графика аттестации;
  • не менее чем за 1 неделю до аттестации – ознакомление работника с представленным на него отзывом (характеристикой);
  • с какими еще документами, фиксирующими прохождение аттестации, должен или может быть ознакомлен работник.
  • Работнику также должна быть предоставлена возможность ознакомиться с итоговыми документами по аттестации, вплоть до выдачи соответствующих копий.

    4. Виды и цели аттестации

    Аттестация может быть:

  • очередная плановая: это аттестация, которая проводится в установленные сроки, считается очередной плановой аттестацией;
  • досрочная: аттестация, проводимая в межаттестационный период.
  • Причинами проведения досрочной аттестации могут быть:

  • выдвижение кандидатуры на вышестоящую должность, если образовалась вакантная должность;
  • существенные упущения или просчеты в работе или же совершение дисциплинарного проступка, суть которого заключается в ненадлежащем, некачественном исполнении должностных обязанностей;
  • Упущения в работе всего подразделения могут быть названы в качестве основания для проведения аттестации всех работников подразделения:

    • просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;
    • инициатива руководителя организации или иного руководящего лица о проверке соответствия принятого год назад работника, не прошедшего очередную аттестацию; в этом случае речь идет о работнике, который на момент проведения аттестации не имел необходимого аттестационного стажа и не подлежал аттестации, но необходимость в проверке соответствия его занимаемой должности осталась;
    • получение оценки при аттестации «условно аттестован».
    • Учитывая возможные споры, в Положении должны быть подробно описаны правила проведения досрочной аттестации, включая основания для ее проведения и саму процедуру.

      Цели аттестации

      Основные:

      1. Оценка результатов труда сотрудника.
      2. Определение соответствия их занимаемой должности.
      3. Выявление недостатков в уровне подготовки.
      4. Составление плана развития работника.
      5. Дополнительные:

      6. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству).
      7. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.
      8. Определение перспектив развития карьеры работника.
      9. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
      10. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

      Специфические:

    • Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
    • Улучшение морального и психологического климата в организации.
    • 5. Регламент работы аттестационной комиссии

      Что бы избежать конфликтов и споров с работниками в Положении должна быть подробно определена схема работы аттестационной комиссии:

    • порядок проведения заседаний комиссии;
    • правила принятия комиссией решений и их оформление;
    • правила подготовки комиссией рекомендаций работникам.
    • Важно знать!

      В части три статьи 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

      Поэтому в Положении необходимо определить форму участия представителя профсоюза в проведении аттестации.

      Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников. Если у аттестации другие цели (формирование кадрового резерва, повышение категорий по оплате труда и т.д) и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно.

      6. Итоги аттестации

      В Положении должны быть прописаны формулировки результатов аттестации: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности». В некоторых случаях предусматривается третья оценка – «условно соответствует занимаемой должности» или «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии». Эта промежуточная оценка очень важна, так как позволяет службе персонала воздействовать на работника. Однако действия работодателя при ее использовании должны быть продуманными.

      Другие формулировки результатов аттестации, такие как «аттестован», «не аттестован», «годен» и т.д. не что иное, как творчество и могут привести не только к внутренним конфликтам с работником, но и далее к судебным разбирательствам, где отметится непрофессионализм кадровой службы работодателя.

      Оценка работника как «условно соответствует занимаемой должности», не дает возможность работодателю для принятия решение об увольнении работника до тех пор, пока он не проверит, выполнил ли работник рекомендации аттестационной комиссии. Это означает проведение повторной аттестации этого работника, например, через год. В таком случае в Положении необходимо прописать, как будет проводиться внеочередная аттестация, сделать циклическую отсылку к порядку установления итогов очередной аттестации и предусмотреть, что второй раз аттестационная комиссия может выставить только две оценки: соответствует или не соответствует занимаемой должности.

      7. Оформление итоговых документов аттестации

      Очень важно, чтобы в Положении был четко определен перечень документов, образующихся в ходе аттестации.

      На основе решения аттестационной комиссии готовится отчет о проведенной аттестации, в котором служба персонала сообщает руководителю организации итоги аттестации: сколько работников соответствует занимаемым должностям, сколько не соответствует.

      Далее готовятся конкретные предложения по работникам.

      На основе этих документов руководитель организации издает общий приказ (распоряжение) о мероприятиях по итогам аттестации, в котором ставит перед службой персонала задачу решить сразу все вопросы:

    • о переводах на вышестоящие должности в рамках локального регулирования о кадровом резерве или по индивидуальному решению руководителя организации;
    • о присвоении категории;
    • о повышении окладов, установлении надбавок;
    • об изменении или отмене надбавок;
    • о понижении квалификационной категории;
    • о поощрении работников;
    • о рассмотрении вопроса о переводах или об увольнении работников, не соответствующих занимаемой должности.
    • 8. Сроки исполнения итогов аттестации

      В Положении обязательно должны быть определены сроки, в которые работодатель вправе принять решение, связанное с продолжением, изменением или прекращением трудовых отношений с работниками. Это поможет избежать в дальнейшем оспаривание решения руководителя организации по отношению к работнику в судебном порядке.

      В п. 12 Положения 1973 года установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более 2 месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия.

      При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством. (См. подпункт «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ).

      Далее в этом же п. 2.Положения 1973 года говорится о том, что по истечении 2-месячного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

      Кроме того, необходимо связать срок, в который может быть принято решение о переводе или увольнении работника, со сроком проведения аттестации (например, четко установить, что отсчет 2-месячного срока ведется с момента утверждения руководителем организации итогов аттестации).

      9. Меры воздействия на работников

      !Знайте, что в Положении об аттестации персонала в числе мер воздействия на работников не могут быть предусмотрены дисциплинарные взыскания. Это недопустимо, так как несоответствие занимаемой должности не предполагает вины работника в отсутствии у него достаточной квалификации. В случае возникновения спора и рассмотрения его в суде, действия работодателя по привлечению работников к дисциплинарной ответственности будут признаны неправомерными, а Положение об аттестации персонала будут признано недействительными на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ.

      10. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации

      Процедура принятия решения о переводе работника, об изменении существенных условий трудового договора и увольнении должна быть подробно закреплена в Положении об аттестации персонала. Также необходимо определить не только механизмы подбора должностей, перевод на которые может быть предложен работнику, признанному не соответствующим занимаемой должности, но и сроки, в которые работнику должно быть сделано такое предложение, форму предложения, порядок оформления согласия или отказа работника от перевода.

      В случае возникновения споров между работодателем и работником и их разрешение в суде, у работодателя будут возможности обоснования законности своих действий.

      Следует также отметить следующее:

    • Оценка не должна соединяться с критикой.
    • Нельзя говорить работнику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
    • В обязательном порядке нужно объяснить работникам, что аттестация персонала – это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим работникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.
    • По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

      При необходимости в Положение можно добавить необходимые главы и приложения.

      naar.ru

      Смотрите так же:

      • Приказ о сокращении штата образец в связи Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Обновление: 9 октября 2017 г. Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура […]
      • Закон удмуртской республики 68-рз Закон удмуртской республики 68-рз Существует два критерия при решении выделять-не выделять:1. Нуждаемость в улучшении жилищных условий (не более 10м2)2. Отсутствие у заявителя участка под […]
      • Пособие на 3 ребенка в челябинске Детские пособия в Челябинске и Челябинской области в 2018 году Челябинскую область можно отнести к прогрессивным регионам Российской Федерации . Здесь наблюдается стабильный рост […]
      • Пособия на детей в 2018 спб Детские пособия в Санкт-Петербурге в 2018 году Санкт-Петербург является обособленным субъектом федерации. На жителей мегаполиса не распространяются областные социальные программы. […]
      • Материнский капитал когда можно снять 20000 Сколько денег можно снять с материнского капитала в 2018 году Для начала следует напомнить, что право на получение материнского капитала имеет только та ячейка общества, в которой родился […]
      • Закон о утилизации Утилизация оргтехники, компьютеров и мониторов Участвуя в спорах и дискуссиях по поводу экологической ситуации в стране, мы забываем о том, что сами ежедневно наносим вред окружающей […]