Бир бер мир мер правило

Правописание слов с корнем бер-/бир-

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и.

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне.

В корне бер-/бир- пишет­ся бук­ва и, если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , а если его нет, то пишет­ся бук­ва е. Сравним:

изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;

заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;

отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;

приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;

соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в кор­нях блест-/блист-, дер-/дир-, жег-/жиг-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил-, чет-/чит-. Например:

бл и ст а ть, бл и ст а тель­ный — бл е стеть, бл е стя­ще;

сд и р а ть, сд и р а ние — сд е ру, сд е рёшь;

обж и г а ть, заж и г а тель­ный, приж и г а ние — выж е г, выж е гший;

зам и р а ть — зам е реть, зам е рший;

запир а ть, запир а тель­ное (устрой­ство) — зап е реть, зап е ртый;

ст и р а ть, обт и р а ть — ст е реть, обт е реть;

расст и л а ть, расст и л а ние — ст е лить, перест е лить;

выч и т а ть, выч и т а ние — выч е т.

russkiiyazyk.ru

Правописание и – е
в корнях с чередованием

1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Сколько морфем в глаголе беречь?

10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

4. Объяснение нового материала.

Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а. Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Составление опорного конспекта:

Работа с учебником:

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира.)

2. А еще этому правилу подчиняются слова поднять – поднимать, память – запоминать, сжать – сжимать, начатьначинать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин-?

3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Например, взб_раться – взбираться в гору.

Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, —а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир.)

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

9. Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

Слова для магического квадрата

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

10. Самостоятельная работа.

На 3:
Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы:

На 4 и 5:
Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Слова для выбора

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

11. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Задание для любознательных

Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

rus.1september.ru

Нужна помощь. Скажите слова с чередующимися гласными И-Е в корнях слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.

В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться. В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага. В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево. В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи. Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

примеры с чередованием гласных в корне слова
Мария Соболевская Ученик (95), Вопрос решён 3 года назад
29 Нравится
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Sweet Heart Мастер (1551) 4 года назад
Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

Предложить, предложение, положение, изложение, предположение, предположить, возложить, приложение.

Предлагать, излагать, прилагательное, располагать, слагаемые, полагаю.

Коснуться, прикосновение. Касаться, прикасаться, касательная линия, соприкасаться, касался.

Растение, растительность, вырастить, возраст, нарастать, нарастание, наращение, наращивать, выращенный, ращение, возрастающий шум, приращение скорости, растет дерево.

Выросший, росли цветы, водоросли, выросли деревья, молодая поросль, недоросль, отросли волосы.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

З`арево, з`орька, з`ори.
Зарн`ица, зар`я, озарённый, озар`ить, озар`ять.
Исключение: зарев`ать.

Кл`аняться, накл`он, покл`он.
Наклон`иться, поклон`иться, уклон`иться.

Тварь, тв`орчество, затв`ор.
Твор`ить, вытвор`ять, претвор`ять, затвор`ить, натвор`ить, притвор`ить.
Исключение: `утварь.

Заг`ар, уг`ар, наг`ар.
Загор`ать, загор`еть, загор`елый, сгор`ание, гор`еть, загор`еться, нагор`ать.
Исключения: пр`игарь, `изгарь.

Забирать — заберу, замирать -замереть, запирать — запереть, задирать — деру, стирать — стереть.

Блестеть — блистать, поджечь — поджигать, прочесть- прочитать, стелить — постилать.
Исключения: сочетание, чета.

Соберу, собирать, избирательный, прибирать, избирать, изберу, подбирать, раздеру, раздирать, выдирать, выдеру, умереть, обмереть, умирать, умер, вымирать, повымирать, напирать, поднапереть, подпирать, припереть, попирать, спереть, распирать, отпирать, выпереть, затираю, растирать, вытереть, вытирать, растереть, натирать, блестит, расстелю, расстилать, вычесть, вычитать, причитать, почитать, сочетать (искл.) , зажечь, зажигать, обжигать, разжигать, прижигать, сжигать, выжигать.

135 Нравится Пожаловаться
18 ОТВЕТОВ
Пёс и Кот Ученик (197) 4 года назад
забираю-заберёт
6 Нравится Пожаловаться
Не твоя Ученик (123) 4 года назад
Блистает, блестеть
3 Нравится Пожаловаться
Naumenko Высший разум (571711) 4 года назад
хороший справочный сайт по русскому языку.
банер слева — перечень всех тем.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
5 Нравится Пожаловаться
Наталия Яворская Просветленный (21137) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли
17 Нравится Пожаловаться
Александра Евдокимова Ученик (109) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли
Источник: лол
7 Нравится Пожаловаться
Сарвиноз Азимова Ученик (113) 9 месяцев назад
запирать-запереть
Нравится Пожаловаться
Kirill Tor Ученик (141) 8 месяцев назад
Расставить
Нравится Пожаловаться
Аня П. Ученик (139) 8 месяцев назад
В корне -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова) .
В корне -зар- — зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: зарево, зорька — зарница, озарять. Иск

Прибираю, отпираю, задираю, стираю, перестилаю, прожигаю, приберу, отпереть, задерёт, стереть, умерла, умираю, перестелил, прожег, блеснуть, вычет.

Чередование гласных Е — И в корне слова

Написание Е или И в корнях -бер-/-бир-, -пер- /пир-, -дер/ -дир-, -тер/тир-,- -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -блеет-/-блист-, -чет-/-чит- зависит от того, какая буква следует за корнем.

В данных корнях пишется буква И, если после корня следует суффикс -а-, во всех остальных случаях пишется с: уберу — убирать, запереть — запирать, удерёт — удирать, вытер — вытирать, замер — замирать, выжег — выжигать, расстелю — расстилать, недочёт — вычитать.

otvet.mail.ru

RL1100: Русский язык

Чередование в зависимости от суффикса — a —

2. В корнях с чередованием а(я) — им, а(я) — ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс — a —.

3. В корне кас-кос(н)- пишется а, если дальше следует суффикс — a —.

Чередование в зависимости от ударения

Без ударения в корнях гор- (гар-), твор- (твар-), клон- (клан-), позд- (пазд-) пишется о, в корнях зар- (зор-), плав- (плов-) пишется а. Под ударением в этих корнях пишется та гласная (о/а), которая слышится.

Чередование в зависимости от последующей согласной

В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о.

Пример: за рос ль — раст и, вы ращ ен .

В безударном корне лаг-лож- перед г пишется а, перед жо.

Пример: пред лож ить — пред лаг ать .

В безударном корне скак-скоч- перед к пишется а, перед чо.

Пример: скоч у — скак ать .

Исключения:

от рас ль, рост ок, вы рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, скач ок, скач у,по лог .

Чередование в зависимости от значения слова

Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение ”погружать в жидкость”, а корень мок- в глаголах со значением ”впитывать жидкость”.

Пример: вы мок нуть — мак ать .

Корень равн- пишется в словах со значением ”равный, одинаковый”, а корень ровн- — в словах со значением ”ровный, прямой, гладкий”.

Пример: с ровн ять (землю) — у равн ение .

Запомните:

равнина, равнение, поровну, уровень.

it.rfei.ru

Бир бер мир мер правило

зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением — за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);

зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).

рас (т) пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах , например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;

рос (т) пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти , например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый») , например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;

ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой») , например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

в слове равнина пишется а.

гар — пишется под ударением , например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;

гор — пишется в остальных случаях , например: загорелый, нагореть.

  • плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны .
  • therules.ru

    Смотрите так же:

    • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
    • Пример расчета подоходного налога в рб Налог на недвижимость. Часть 2 Статьи по теме eщё 312 материалов по теме Часть 1. Часть 2. Основные изменения, внесенные в исчисление налога на добавленную стоимость с 1 января 2015 г.* […]
    • Опубликование уголовного закона это Опубликование уголовного закона это Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" […]
    • Как оформить карточку ребенку Как получить СНИЛС? Каждый гражданин России, независимо от возраста, должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) для формирования будущей пенсии. […]
    • Расчет налогов на автомобиль 2013 Основные средства при УСН: изменения в 2018 году Отправить на почту Основные средства при УСН учитываются несколько иначе, чем при общей системе налогообложения. Разберем все нюансы и […]
    • Возврат телефона в магазин по гарантии Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу […]