Деприватизация собственности

Деприватизация.

Если процесс перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество в частную собственность именуется приватизацией, то обратный процесс перехода частной собственности в собственность государства или муниципалитета именуется процессом деприватизации.

Учитывая, что Конституцией РФ установлена неприкосновенность права частной собственности, вопросы перехода частной собственности в публичную регулируются через установление оснований прекращения права собственности, которые детально регламентированы ГК РФ и другими законами РФ. Переход имущества из частной собственности в публичную возможен как по воле собственника, так и помимо его воли по основаниям принудительного прекращения права собственности.

Прекращение права частной собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Изъятие имущества у собственника по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей).

Прекращение права частной собственности допускается:

1) при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте);

2) при отчуждении недвижимости в связи с изъятием земельного участка;

3) при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

4) при выкупе домашних животных в случаях ненадлежащего обращения с ними;

5) при реквизиции имущества;

6) при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

7) при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

8) при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

9) при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;

10) при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Действующий закон не исключает возможности национализации.

Национализация есть обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст.

Лишь в двух случаях закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли.

Во-первых, это обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (поскольку ст. 24, 56 и 126 ГК РФ допускают обращение взыскания кредиторов на имущество собственников-должников). Во-вторых, конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК РФ.

Обращение взыскания на имущество собственника по его долгам по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Но законом могут быть предусмотрены случаи такого рода взысканий и во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество по требованиям налоговых органов. Не исключено их возникновение и по договору, например при обращении залогодержателем взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке — по нотариально удостоверенному соглашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК РФ).

Одним из оснований принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является его конфискация. Конфискация представляет собой санкцию, примененную к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения (ст. 243 ГК).

Такая санкция может быть применена к частному собственнику за совершение уголовного преступления (в соответствии с правилами конкретных норм Уголовного кодекса) либо иного правонарушения (обычно — административного). Едва ли не единственный случай применения конфискационной санкции за гражданское правонарушение предусматривает правило ст. 169 ГК, устанавливающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности. По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке.

Признание сделок приватизации судом недействительными – еще один способ деприватизации.

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, вправе передать их (если эти жилые помещения все еще принадлежат им на праве собственности и свободны от обязательств) в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы обязаны принять жилые помещения в свою собственность и заключить договоры социального найма с этими гражданами. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения также вправе выкупать у граждан с их согласия принадлежащие им жилые помещения, с целью более рационального их перераспределения.

lawbook.online

Как деприватизировать жилье

1. Для чего нужна деприватизация?

Собственники жилья должны платить налог на имущество, оплачивать капитальный ремонт, страховые взносы. Они несут бремя содержания принадлежащих им помещений и обязаны поддерживать их в надлежащем состоянии.

Поэтому для граждан с небольшим доходом может быть выгодно не владеть жилым помещением, а являться его нанимателем и проживать в нем на условиях договора социального найма.

2. Каким требованиям должно отвечать жилье?

Деприватизация — процедура возврата Жилищный кодекс признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся:

  • жилой дом, часть жилого дома;
  • квартира, часть квартиры;
  • комната.
  • «>жилого помещения , ранее полученного в порядке приватизации, в собственность города Москвы. При этом передаваемое жилое помещение должно отвечать следующим требованиям:

    • являться для заявителя (заявителей) единственным местом постоянного проживания;
    • быть свободным от любых обязательств, ограничений (обременений);
    • в жилое помещение после его приватизации не были вселены в установленном порядке другие люди;
    • в жилом помещении после его приватизации не производились перепланировки;
    • все собственники приватизированного жилого помещения согласны на его передачу в собственность города.
    • Вернуть жилье в государственную или муниципальную собственность могут только те владельцы, которые изначально приватизировали квартиру на себя.

      3. Какие документы понадобятся?

      Чтобы деприватизировать жилье, вам понадобятся:

    • запрос (заявление) о подготовке документов;
    • копии документов (с предъявлением оригиналов), удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, которые передают жилые помещения в собственность города Москвы: для граждан старше 14 лет — паспорт гражданина Российской Федерации, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении;
    • оригиналы правоустанавливающих документов (договор передачи, свидетельство о собственности на жилище (свидетельство о государственной регистрации права собственности)). В случае их отсутствия представляются дубликаты правоустанавливающих документов либо выписка из Единого государственного реестра прав. По желанию граждан дубликат договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации может быть запрошен сотрудниками центра «Мои документы» при наличии нотариально удостоверенной доверенности от собственника (собственников);
    • разрешение на отчуждение данного жилого помещения в собственность города Москвы из органов опеки и попечительства в тех случаях, если одним из собственников жилого помещения является несовершеннолетний ребенок.
    • 4. Куда и как подавать документы на деприватизацию?

      Документы на деприватизацию можно подать в любой удобный для вас центр госуслуг «Мои документы» независимо от района проживания и местонахождения жилого помещения, заявленного к деприватизации.

      При подаче документов должны присутствовать все собственники старше 14 лет, зарегистрированные в жилом помещении (или их представители) с оригиналами паспортов и свидетельств о рождении детей.

      После проверки представленных документов заявителям выдается выписка о регистрации заявления с датой его принятия.

      5. Каков порядок подготовки и подписания договора деприватизации?

      Документом, подтверждающим деприватизацию жилья, является договор передачи жилого помещения в собственность города Москвы.

      Он должен быть подготовлен в течение 60 календарных дней на безвозмездной основе. После чего собственники помещения приглашаются в центр «Мои документы» для подписания договора. При подписании договора должны присутствовать все собственники старше 14 лет, зарегистрированные в жилом помещении (или их представители) с оригиналами паспортов и свидетельств о рождении детей.

      6. Как провести государственную регистрацию договора деприватизации?

      После подписания договора передачи жилого помещения необходимо произвести его государственную регистрацию в Росреестре. Сделать это на безвозмездной основе в срок не более 18 календарных дней может центр «Мои документы», после чего один экземпляр договора будет выдан на руки бывшим собственникам.

      Бывшие собственники могут получить договор на руки сразу после его подписания и самостоятельно подать его на государственную регистрацию в Росреестр. При этом при подаче пакета документов на государственную регистрацию должен присутствовать уполномоченный представитель Департамента городского имущества, второй стороны договора.

      7. Для чего нужен договор социального найма?

      После передачи жилого помещения в собственность города Москвы оно становится частью жилого фонда социального использования, а его бывшие собственникам, постоянно зарегистрированным в этом помещении, это помещение предоставляется для проживания по бессрочному договору социального найма. Этот договор Департамент городского имущества обязан заключить с жильцами не позднее 15 календарных дней после подписания договора передачи.

      www.mos.ru

      ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ

      С. РАДЧЕНКО
      С. Радченко, юрист (г. Краснодар).
      В конце мая текущего года вступил в силу Федеральный закон от 20 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон от 20 мая 2002 г.). Внесенные им поправки позволили урегулировать на законодательном уровне ряд вопросов, которые были дискуссионными в теории и по-разному решались на практике.
      Закон РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации жилья) дополнен ст. 9.1, согласно которой граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма данных жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
      Речь идет о двух совершенно самостоятельных договорах (договор о передаче жилья в собственность и договор социального найма), заключение которых для соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления является обязательным (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
      Для краткости такую ситуацию можно назвать деприватизацией.
      Возникает вопрос: может ли гражданин, воспользовавшийся этим правом, вновь приватизировать жилье? Если учесть, что в ходе деприватизации приватизированное жилье возвращается из частной собственности в публичную, а последующее пользование жилым помещением осуществляется на условиях социального найма, то можно прийти к выводу, что данного гражданина нельзя считать приобретшим жилье в порядке приватизации. Следовательно, в будущем он может участвовать в приватизации жилья на общих основаниях. В отличие от этого правила ст. 31 проекта Жилищного кодекса РФ предусматривает сохранение права на приватизацию жилья только в случае признания договора приватизации недействительным.
      При приватизации жилья распространена ситуация, когда один или некоторые из совместно проживающих членов семьи дают согласие на приватизацию, но отказываются стать собственниками жилья, оставаясь проживать в нем на основании положения, записанного в п. 1 ст. 292 ГК: «Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».
      Необходимо ли согласие этих лиц на деприватизацию? Думается, что нет. Ведь деприватизация — акт распоряжения своим имуществом, доступный только собственнику, но не лицам, обладающим иными вещными правами на данное имущество.
      По-иному решен этот вопрос в ст. 31 проекта Жилищного кодекса РФ, которая в подобных случаях требует согласия всех совместно проживающих с собственником совершеннолетних членов его семьи.
      Помимо права собственности, на приватизированную квартиру могут быть другие два вида прав: вещные права членов семьи собственника (п. 1 ст. 292 ГК); обязательственные права нанимателя по договору коммерческого найма (гл. 35 ГК).
      Какова может быть судьба иных прав на данное жилое помещение при его деприватизации? В первом случае согласно п. 2 ст. 292 ГК переход права собственности на квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом. Следовательно, в случае деприватизации у проживающих в квартире граждан будут разные по объему права на данное жилое помещение. У бывшего собственника эти права будут обязательственными, основанными на договоре социального найма, а у совместно проживающих членов его семьи эти права останутся вещными. Во втором случае в силу ст. 675 ГК договор коммерческого найма сохраняет свое действие, а публичный собственник становится наймодателем. Такая ситуация не будет противоречить п. 1 ст. 672 ГК, согласно которому в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, так как жилое помещение по договору коммерческого найма было предоставлено не публичным, а иным — частным собственником.
      Последствие деприватизации — заключение договора социального найма. Поэтому ст. 9.1 Закона о приватизации жилья содержит условие единственности постоянного места проживания, поскольку договор социального найма заключается лишь с гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
      Статья 3 Закона о приватизации жилья дополнена указанием на то, что доля собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в данной квартире пропорциональна доле площади принадлежащего ему в ней жилого помещения, если соглашением всех собственников приватизированных жилых помещений в коммунальной квартире не установлено иное.
      Однако по-прежнему нет ответа на вопрос: как определить долю в праве на места общего пользования каждого участника права общей собственности на приватизированную комнату, если комната в коммунальной квартире приватизирована в общую собственность двух и более лиц? Думается, в данном случае доля в праве общей собственности на места общего пользования, приходящаяся на данную квартиру, должна определяться в размере, пропорциональном размеру долей каждого участника в праве общей долевой собственности на комнату.
      Закон от 20 мая 2002 г. дополнил ст. 3 Закона о приватизации жилья частью 5, в соответствии с которой собственнику приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.
      На практике возникает другой вопрос: каков правовой режим мест общего пользования в коммунальной квартире, где приватизированы не все комнаты. Если учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона «О товариществах собственников жилья» общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев, а под домовладельцем понимается только собственник жилого помещения, можно сделать вывод, что общая долевая собственность на места общего пользования возникает с того момента, когда в коммунальной квартире будут приватизированы все квартиры. До этого момента наниматели и собственники комнат в коммунальной квартире сохраняют равные права по владению и пользованию этим имуществом. Верховный Суд РФ по одному из дел указал на то, что у собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире не возникает в связи с приватизацией никаких дополнительных прав на места общего пользования в этой квартире .
      ———————————
      Судебная практика по гражданским делам. М., 1999. С. 158 — 159.
      Учитывая распространенность такой ситуации, целесообразно закрепить это правило в Законе о приватизации жилья.
      Сохраняет свою силу ч. 4 ст. 3 названного Закона, в соответствии с которым собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Между тем в соответствии с п. 1 ст. 290 ГК в многоквартирном доме общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно — техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир.
      Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 13 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», ст. 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», п. 7 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.
      Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дополнил перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, находящихся в сельской местности, жилищным фондом стационарных учреждений социальной защиты населения.
      Данная норма аналогична по содержанию той, что была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г.
      Законом от 20 мая 2002 г. ст. 4 Закона о приватизации жилья уже приведена в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П, которым признан не соответствующим Конституции РФ запрет приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах. Осталось привести Закон о приватизации жилья в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. и исключить из него норму, запрещающую приватизацию жилых помещений стационарных учреждений социальной защиты населения.
      ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

      «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
      ЗАКОН РФ от 04.07.1991 N 1541-1
      «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
      «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
      «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
      от 30.11.1994 N 51-ФЗ
      (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.05.1995 N 74-ФЗ
      «О СОХРАНЕНИИ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МОРАТОРИИ НА ИХ ПРИВАТИЗАЦИЮ»
      (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)
      «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
      от 26.01.1996 N 14-ФЗ
      (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.06.1996 N 72-ФЗ
      «О ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ»
      (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ
      «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
      (принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.05.1999 N 88-ФЗ
      «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
      ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      (принят ГД ФС РФ 31.03.1999)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.05.2002 N 55-ФЗ
      «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О
      ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
      ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П
      «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 4
      ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
      ДУМЫ, ДМИТРОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЖАЛОБОЙ
      ГРАЖДАНИНА В.А. МОСТИПАНОВА»
      ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П
      «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 13 СТАТЬИ
      39 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», СТАТЬИ 1
      ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОХРАНЕНИИ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
      МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МОРАТОРИИ НА ИХ
      ПРИВАТИЗАЦИЮ» И ПУНКТА 7 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЫСШЕМ И
      ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
      МАЙНСКОГО РАЙОННОГО СУДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ЖАЛОБАМИ
      ГРАЖДАН Е.Е. НАСОНОВОЙ И Н.П. ЯРУШИНОЙ»
      Российская юстиция, N 12, 2002

      www.lawmix.ru

      Все о расприватизации квартиры: что это такое, плюсы и минусы деприватизации, нюансы оформления в 2018 году

      В среднем по России в частную собственность сегодня передано порядка 35% всех государственных квартир. В столице этот показатель невероятно высок – 81%. Однако осталось еще множество неприватизированных квартир.

      В то же время прописан и порядок возврата жилья в государственную или муниципальную собственность – деприватизация.

      Процедура может осуществляться по решению суда или добровольно, по желанию всех собственников. Случаи деприватизации жилого помещения сегодня уже не единичны.

      Что это за процедура?

      Как такового понятия деприватизации (расприватизации) в законодательных актах не встречается. На практике же данные понятия не равнозначны и означают они следующее:

      1. Деприватизация – возврат жилья государству после проведенной ранее приватизации. Передача эта исключительно добровольная, основана на личном желании собственника. Квартира после этой процедуры может быть предоставлена в пользование на основе договора соцнайма.
      2. Расприватизация – принудительный возврат квартиры в госсобственность по судебному решению. То есть, договор признается недействительным на основании нарушения законодательства или самой процедуры.
      3. Причины деприватизации самые разнообразные – нежелание нового владельца квартиры выполнять функции по содержанию жилья, ущемление прав одного из собственников.

        Возвращенная государству квартира более не принадлежит владельцу. Он не сможет осуществить с ней никаких юридических действий: продать, завещать, обменять.

        Деприватизация жилого помещения осуществляется при следующих условиях:

      4. провести единолично эту процедуру может только собственник;
      5. если собственников несколько, от каждого потребуется письменное согласие;
      6. если в составе собственников имеются дети или инвалиды привлекаются органы опеки и попечительства.
      7. В государственную (муниципальную) собственность нельзя вернуть следующее жилье:

        Плюсы и минусы для собственника жилья

        Предпосылками для деприватизации являются нежелание или невозможность собственником выполнять определенные обязанности, возложенные на него:

      8. Уплата налога на недвижимость. С недавних пор базой для налога стала кадастровая стоимость имущества. Это нововведение увеличило размер налога в несколько раз. Если ранее налог высчитывался по инвентаризационной стоимости и составлял небольшую сумму, то с 2015 года возросший налог вынуждает некоторых граждан возвращать квартиры в государственную собственность.
      9. Содержание жилья, проведение капитального ремонта, в частности, в отношении имущества собственников многоквартирного дома.
      10. Многие используют такой возврат для получения жилья по социальным программам.
      11. В случае чрезвычайных ситуаций – пожар, затопление соседей – возмещать ущерб в социальном жилье будет государство.
      12. Минусов от деприватизации гораздо больше, прежде всего, для собственника:

        1. Не являясь владельцем недвижимости, продать, подарить, завещать квартиру нельзя. Проведя деприватизацию квартиры однажды, повторно приватизировать это же жилье нельзя.
        2. Государственная собственность не может быть залогом, поэтому получить крупный кредит наниматель не сможет.
        3. Сдавать в аренду социальное жилье гораздо сложнее, нежели собственное.
        4. Собственник лишается права на повторную приватизацию, потому как оно дается один раз в жизни.

        Немного чаще встречается расприватизация по суду, когда один из собственников подает иск об ущемлении прав и восстановлении справедливости.

        Необходимые документы

        Для расприватизации квартиры в 2018 году в отделение Департамента жилищной политики в городе собственник (или несколько) должен подать такие документы:

        • заявление установленного образца, бланк для которого предоставит сотрудник отделения;
        • паспорта всех совершеннолетних участников приватизации квартиры;
        • правоустанавливающие документы на недвижимость: договор передачи, свидетельство на право собственности, выписка из ЕГРП;
        • документ, подтверждающий отсутствие обременения: ареста, залога;
        • техпаспорт на квартиру, выданный БТИ;
        • выписка из домовой книги (справка про регистрацию);
        • справка обо всех жильцах, проживающих в квартире;
        • поэтажный план и экспликация на помещение;
        • квитанция оплаченной госпошлины.

        Это основной перечень, но могут потребоваться и дополнительные справки:

      13. письменное согласие лица, которое участвовало в приватизации;
      14. доверенность, если кто-либо из собственников не может лично участвовать в процедуре;
      15. разрешение органов опеки, если среди собственников есть дети или недееспособные граждане.
      16. Пошаговая инструкция по расприватизации жилья

        Вернуть государству квартиру можно добровольно или через суд. В случае подачи иска ранее проведенная приватизация признается недействительной.

        Однако необходимо соблюдение условий:

        • в приватизации участвовали только дееспособные совершеннолетние лица;
        • сделка не была проведена под действием угроз или насилия, давления;
        • интересы детей были соблюдены;
        • есть письменный отказ всех собственников, которые должны были участвовать в приватизации.
        • Проведение деприватизации квартиры осуществляется в несколько шагов:

        • Собственник собирает все необходимые справки, правоустанавливающие документы, письменное согласие всех участников приватизации, доверенности, если один человек будет проводить процедуру.
        • Затем он обращается с иском в суд о признании сделки приватизации недействительной или в отдел жилищной политики с заявлением.
        • Договор составляется в течение 2 месяцев.
        • После этого происходит госрегистрация права собственности на квартиру государством, а с бывшим собственником заключается договор соцнайма.
        • Собственник может получить отказ в проведении процедуры в следующих случаях:

        • В квартире с момента приватизации была проведена незаконная перепланировка.
        • Один или несколько владельцев не дают согласия.
        • Если в квартире прописан несовершеннолетний (недееспособный) деприватизация практически невозможна.
        • Задолженность по коммунальным платежам.
        • Если один собственников умер уже после приватизации, и его доля была унаследована, квартиру нельзя вернуть государству.
        • Если жилье получено в собственность по договору купли-продажи, мены или наследования, деприватизация не проводится.
        • Сложности при прохождении процедуры

          Процедура обратной приватизации в законодательстве не прописана, поэтому возникает множество спорных вопросов в ее процессе:

        • Если жилье признано подлежащим сносу или аварийным, законодательство не предусматривает процесс деприватизации в отношении такой недвижимости. Кроме того, туда нельзя никого прописать.
        • Расприватизация квартир в военных городках запрещена. Однако определить, ведомственное жилье расприватизируется или нет, бывает достаточно сложно. Судебные процессы по этому вопросу длятся иногда годами.
        • Самовольная перепланировка, проведенная после приватизации, чревата дополнительными и немалыми расходами: оформление техплана, кадастрового паспорта, уплаты пошлины.
        • Прописанные в квартире дети также могут стать причиной невозможности деприватизации. Для этого необходимо получить разрешение органов опеки, которое дается только в том случае, если ребенку подыскивается новое жилье, соответствующее всем нормам. То же правило действует и в отношении инвалидов.
        • А с момента приватизации в квартире могли быть прописаны маленькие дети, кто-то из собственников умер или уехал в другую страну на постоянное проживание, была проведена пусть и незначительная, но перепланировка жилья. Все это осложняет и делает более дорогостоящим процесс деприватизации.

          Видео: Как вернуть приватизированную квартиру государству?

          В видеосюжете рассказывается, что такое деприватизация жилья и как эта процедура реализуется на практике.

          Разъясняется, какое жилье может быть расприватизировано, кому это выгодно и что нужно делать гражданам, чтобы воспользоваться данной возможностью.

          terrafaq.ru

          Деприватизация

          Деприватизация – это процесс обратный приватизации. Деприватизация предусматривает возвращение приватизированной недвижимости лица – собственника муниципальной (государственной) недвижимости через представителя государства. Деприватизация проходит по взаимному согласию обоих сторон и может выглядеть по –разному: как купля-продажа, дарение и тому подобные.

          Наиболее болезненна тема деприватизации жилищного фонда. Деприватизация чаще всего появляется как следствие социальных взаимоотношений и отношений граждан и государства. К сожалению, законодательно термина «деприватизации» пока нет. Это условный термин и он создает множественные неудобства в решении юридических проблем. Деприватизация пока не изучена – она не несет «под собой» никаких теоретических объяснений и исследований, имея только «голый» опыт решений на месте юристов.

          К первой ступени деприватизации — передачи приватизированного жилого помещения следует отнести к преследованию гражданином — собственником цели прекращения отношений частной собственности путем передачи государственной собственности. Инициатива деприватизации полностью исходит от гражданина и может быть обусловлена некоторыми мотивами:

          — дешевизна обмена неприватизированных жилых помещений или же оплата коммунальных услуг и ремонта;
          — стремление к личной безопасности;
          — желание исправить собственные заблуждения.

          Последнее происходит, когда человек осознал все правовые последствия приватизации, с которыми пришлось столкнуться, после приобретения жилого помещения в частную собственность. В этом случае в Гражданском Кодексе есть статья 178, где описано, что договор признается недействительным как заключенный под влиянием заблуждения, которое имеет существенное значение, по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

          На второй ступени инициатором деприватизации жилых помещений выступает государство, когда идет речь о предоставлении гражданам нового жилого помещения в целях улучшения жилищных условий. Здесь редко возникают противоречия, процедура деприватизации проходит на доброжелательной ноте: гражданин отказывается от своих прав собственника на прежнее жилье. Но часто гражданин, только войдя в права найма нового жилья, приватизирует его.

          На третьей – наиболее любопытная ситуация для деприватизации, когда гражданин – собственник сохраняет за собой право передавать свою приватизированную жилую собственность в наследство. В этом случае одиноким гражданам, достигшим пенсионного возраста, государство в лице своего представителя, может предложить деприватизировать или продать приватизированную квартиру (дом, жилое помещение) с сохранением права на пожизненное пользование продаваемым жилым помещением и приобретение гражданами пожизненного права на получение предусмотренных в договоре выплат в установленном Положении.

          Жилое помещение, если оно приватизировано, «юридически несвободно». Из него невозможно выселить гражданина, так как он является собственником своего жилья, а не нанимателем. Собственник имеет больше прав на собственность, но, соответственно, платит больше налогов, несет ответственность за состояние своей собственности. Деприватизация – это своего рода «отречение» собственника от приватизированной собственности в пользу государственной собственности.

          Деприватизация жилого помещения как процедура занимает намного меньше времени, по сравнению с приватизацией, заявление рассматривается в течение 1-2 месяцев, и не несет в себе всей бюрократической бумажной волокиты, что имеет место при приватизации.

          legallib.ru

          Смотрите так же:

          • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
          • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
          • Прекращение кассационной жалобы Статья 172. Отказ от кассационной жалобы 1. Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения 2. Суд вправе отклонить отказ от жалобы по основаниям, […]
          • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
          • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
          • Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Рукописный […]