Федеральный конституционный закон 2-фкз

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г., 30 января, 2 марта 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 29 января, 22 июля, 28 декабря 2010 г., 3 декабря 2012 г., 7 мая 2013 г., 12 марта 2014 г., 23 мая, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

17 декабря 1997 года

Закон издан во исполнение положения Конституции РФ, устанавливавшего, что деятельность Правительства РФ должна регулироваться федеральным конституционным законом. В соответствии с Основным законом Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Закон определяет состав Правительства и порядок его формирования, полномочия, принципы деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, принципы финансирования и обеспечения деятельности Правительства. Устанавливается, что председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Освобождение председателя от должности может быть по его заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Также законом установлены ограничения, налагаемые на членов Правительства в связи с их статусом. В частности, они не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства и т.п. Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 декабря 1997 г. N 245, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предусматривающего представление Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

base.garant.ru

О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) пункт «о» статьи 71 изложить в следующей редакции:

«о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;»;

а) пункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;»;

б) дополнить пунктом «е.1» следующего содержания:

«е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;»;

3) в части 1 статьи 102:

а) пункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;»;

б) пункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;»;

4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.»;

5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА»;

6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.»;

7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

8) в статье 127 текст заменить словами «Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).»;

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»;

10) статью 129 изложить в следующей редакции:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.».

1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;

3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.

www.eg-online.ru

2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Основная характеристика — это коллегиальный орган, который считается главным среди всех органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Чтобы урегулировать отношения, возникающие между правительством РФ, был принят Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации».

Общие сведения

Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года, а одобрен Советом Федерации в мае того же года. Последние изменения в ФКЗ 2 вносились 28 декабря 2016 года.

Краткое содержание ФКЗ 2:

  • Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Описывает состав правительства и процесс его формирования;
  • Перечисляет полномочия государственного руководства перед Российской Федерацией;
  • Описывает деятельность;
  • Перечисляет взаимоотношения гос органа и Федерального Собрания;
  • Перечисляет взаимоотношения между Правительством и органом судебной власти;
  • Перечисляет взаимоотношения между гос структурой и органом Государственной Власти;
  • Финансовая составляющая правительства РФ;
  • Заключительные положения настоящего Федерального конституционного закона.
  • Федеральный закон о конституционном суде в РФ смотрите здесь:

    Деятельность гос структуры базируется на Конституции РФ, и иных нормативных и правовых актах Российской Федерации.

    Ознакомьтесь с ФЗ о референдуме в РФ здесь:

    Последние изменения, внесенные в 2 ФКЗ

    Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

    В частности, изменения претерпели следующие статьи:

    Ст 11

    В статье 11 говорится о действиях, которые запрещается осуществлять Правительству. Одним из требований является следующее: правительство не вправе открывать счета и иметь вклады, хранить наличные, которые находятся за рубежом. Также запрещено пользоваться или владеть финансовыми инструментами.

    Ниже описаны основные статьи ФКЗ 2, в которые не было внесено изменений:

    Ст 3

    В статье 3 описываются принципы по организации деятельности Правительства РФ. Основные принципы, которыми руководствуется высший орган исполнительной власти — Конституция РФ. Дополнительные принципы:

    • Федерализм;
    • Народовластие;
    • Разделение ответственности;
    • Гласность;
    • Обеспечение свобод и прав гражданина и человека.
    • Ст 4

      В статье 4 описывается работа Правительства в сфере исполнения общепринятого законодательства. Оно организует исполнение всех положений Конституции РФ в пределах своих полномочий. Сюда входят положения нормативных и правовых актов, указов Президента РФ, международных договоров. Члены правительства периодически осуществляют контроль за исполнениями субъектов РФ соответствующих законов. В случае обнаружения нарушений принимают конкретные меры по устранению допущенных нарушений на основе законодательства.

      Ст 5

      В статье 5 описывается, кто принимает участие в Правительстве РФ. Оно состоит из:

    • Членов правительства;
    • Председателя;
    • Заместителей председателя.

    Также следует отметить, что в соответствии с нормативными актами, изданными Президентом, председатели и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей президента в конкретных территориальных органах.

    Ст 10

    В статье 10 описывается период, в течение которого должна быть предоставлена информация о расходах, доходах и имуществе членов Правительства Российской Федерации, супругов, а также несовершеннолетних детей.

    Председатель гос органа обязан ежегодно не позднее 1 апреля предоставлять информацию о своих доходах, а также о доходах супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы передают подобную информацию Президенту Российской Федерации, затем она может быть опубликована.

    Член Правительства РФ обязан предоставить:

  • Информацию о своих расходах, а также информацию о расходах супруги, включая несовершеннолетних детей. Речь идет о сделках, которые касаются покупки недвижимого имущества, транспорта, акций, ценных бумаг и тому подобное;
  • Информацию об источниках, которые служат формированию доходов по сделкам, типы которых были перечислены в пункте выше.
  • Президент может выдать приказ о проверке доходов за последние три года, предшествующих крупной сделке и выяснить законность формирования подобной прибыли.

    Помимо внесенных изменений в статью 11, которая описывается выше, членам Правительства РФ запрещено:

  • Становиться участниками Совета Федерации, депутатами Гос. Думы, законодательных органов исполнительной и государственной власти;
  • Работать на других должностях в органах гос. власти и органах местного самоуправления. Однако здесь есть исключения, которые могут быть прописаны в конституции или федеральных законах. Также замещать должность член Правительства может по указу Президента РФ;
  • Работать в другой сфере деятельности, кроме научной, преподавательской или творческой. Но даже в этом случае подобные направления не могут быть обеспечены за счет денежных средств из-за рубежа;
  • Выступать в качестве доверенного лица или представлять интересы третьих лиц в органах государственной власти;
  • Получать денежные средства за выступления или публикации будучи членом гос структуры;
  • Принимать звания без решения президента, включающие награды и другие знаки отличия;
  • Получать подарки, ссуды, денежное и другое вознаграждение, не предусмотренное законодательством;
  • Ездить в служебные командировки за пределы РФ за счет юридических и физических лиц.
  • Скачать действующую редакцию закона о Правительстве РФ

    Как уже говорилось выше, Правительство Российской Федерации — это высший орган исполнительной власти, который помогает президенту управлять страной. Свою работу правительство осуществляет, базируясь на положения Конституции РФ, других ФКЗ, ФЗ и нормативных актов президента РФ.

    Чтобы скачать Федеральный конституционный закон в последней редакции, следует перейти по ссылке.

    lawlinks.ru

    Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

    Изменения и поправки

    Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года
    Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 г. N 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 г. N 6-ФКЗ, от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ, от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ, от 2 марта 2007 г. N 3-ФКЗ, от 25 декабря 2008 г. N 5-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 8-ФКЗ, от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ, от 22 июля 2010 г. N 4-ФКЗ)

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Статья 2. Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

    Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    Статья 4. Деятельность Правительства Российской Федерации по организации исполнения законов и иных правовых актов

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

    Статья 5. Исключена. — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ.

    Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования

    Статья 6. Состав Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

    Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации

    Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

    Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

    по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;
    в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

    Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

    Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

    Статья 8. Исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации

    В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

    В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

    Статья 9. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

    Статья 10. Сведения о доходах и об имуществе членов Правительства Российской Федерации, их супругов и несовершеннолетних детей

    Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.

    Статья 11. Ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации

    Члены Правительства Российской Федерации не вправе:

    быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;

    замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации;

    заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

    заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами;

    быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

    использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

    получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации;

    получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

    принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

    выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

    входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

    Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации

    Статья 12. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

    Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

    Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

    Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

    Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

    Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

    Особенности руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, устанавливаются статьей 32 настоящего Федерального конституционного закона.

    Правительство Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, за исключением функций федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых в соответствии с частью первой статьи 32 настоящего Федерального конституционного закона руководит Президент Российской Федерации.

    Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации

    организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
    осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
    обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
    формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
    реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

    Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

    Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

    Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

    Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики

    осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

    обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

    прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

    вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

    осуществляет управление федеральной собственностью;

    разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

    осуществляет общее руководство таможенным делом;

    принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

    формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

    Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

    обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

    разрабатывает и реализует налоговую политику;

    обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

    принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

    осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

    руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

    разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере

    обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

    принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

    разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

    обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

    принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

    содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

    взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

    разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

    Статья 17. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

    разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

    обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

    обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

    обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

    Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

    Правительство Российской Федерации:

    обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

    организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

    координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

    Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

    участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

    осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

    разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

    осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

    Статья 20. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

    осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

    организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

    обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

    обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

    принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

    руководит гражданской обороной.

    Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

    осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

    обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

    в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

    отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

    осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

    Статья 22. Иные полномочия Правительства Российской Федерации

    Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

    Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

    Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

    Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

    Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

    Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

    Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

    Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

    Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

    Глава IV. Организация деятельности Правительства Российской Федерации

    Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации

    Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

    Председатель Правительства Российской Федерации:

    представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

    ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

    подписывает акты Правительства Российской Федерации;

    представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

    распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

    Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

    Статья 25. Полномочия заместителей Председателя Правительства Российской Федерации

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации:

    участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

    участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

    координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;

    предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации;

    осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Статья 26. Полномочия федеральных министров

    участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;

    принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

    принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

    обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

    координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

    назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

    Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

    При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

    Статья 27. Заседания Правительства Российской Федерации

    Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

    Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

    Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

    Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

    Статья 28. Вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации

    Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:

    принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

    устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

    устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

    принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу;

    рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

    рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

    рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

    рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;

    принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    образуется Президиум Правительства Российской Федерации;

    утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

    устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

    утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;

    утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации;

    рассматриваются ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

    Статья 29. Президиум Правительства Российской Федерации

    Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

    Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.

    Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

    Глава V. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации

    Статья 30. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти

    Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти.

    Статья 31. Право Президента Российской Федерации председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации

    Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

    Статья 32. Особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти

    Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

    Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, указанными в части первой настоящей статьи. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи.

    Статья 33. Отмена Президентом Российской Федерации актов Правительства Российской Федерации

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Статья 34. Временное исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации

    В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации.

    Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий

    Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

    Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания

    Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

    Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

    Право законодательной инициативы Правительство Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

    Правительство Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.

    Разрабатываемые Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

    Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

    Заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

    Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

    Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации. Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

    Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом.

    Статья 37. Доверие, недоверие и отказ в доверии Правительству Российской Федерации

    Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации.

    Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

    Статья 38. Ответы членов Правительства Российской Федерации на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

    Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.

    Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вопросов направляется члену Правительства Российской Федерации не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты.

    В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания соответствующий член Правительства Российской Федерации заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

    Статья 39. Запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

    Порядок рассмотрения Правительством Российской Федерации запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется законодательством Российской Федерации о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы.

    Статья 40. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и комитетов и комиссий палат Федерального Собрания

    Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

    О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

    Статья 40.1. Ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

    Подготовка ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации.

    Указанные отчеты подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».

    Статья 41. Предоставление информации об исполнении федерального бюджета

    Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета.

    Правительство Российской Федерации в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом.

    Глава VII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов судебной власти

    Статья 42. Основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов судебной власти

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

    производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

    обеспечивает исполнение судебных решений.

    Глава VIII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    Статья 43. Основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

    Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

    Статья 44. Контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

    Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

    Глава IX. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации

    Статья 45. Расходы на содержание Правительства Российской Федерации

    Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете отдельной строкой.

    Статья 46. Обеспечение деятельности членов Правительства Российской Федерации

    Члены Правительства Российской Федерации за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством.

    Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Правительства Российской Федерации осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства Российской Федерации.

    Статья 47. Аппарат Правительства Российской Федерации

    Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.

    Аппарат Правительства Российской Федерации возглавляет Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр.

    Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

    Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства Российской Федерации производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.

    Глава X. Заключительные положения

    Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

    Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

    Признать утратившим силу Закон Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 14) со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    rg.ru

    Смотрите так же: