Федеральный закон о фсб рф

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
«О федеральной службе безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 16 октября, 28 декабря 2010 г., 11, 18 июля, 8 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 21 декабря 2013 г., 5 мая, 23, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 18 июня 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

3 апреля 1995 года

Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Они представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: ФСБ РФ; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). ФСБ является федеральным органом исполнительной власти. Возглавляет ее Директор на правах Федерального министра (должности Директора соответствует воинское звание генерал армии). Руководство деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент и Правительство РФ.

Органы ФСБ в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Основными ее направлениями являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью. Закреплены их понятия и содержание. В целях получения информации об угрозах безопасности РФ органы ФСБ во взаимодействии с органами внешней разведки могут осуществлять разведывательную деятельность. Органы ФСБ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Закреплены права и обязанности органов ФСБ.

Органы ФСБ комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ. Сотрудником может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Регламентированы вопросы правовой и социальной защиты сотрудников органов ФСБ. Им разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ для сотрудников милиции. Закреплены права и обязанности лиц, содействующих органам ФСБ. Граждане РФ, принимаемые на военную службу (работу) в органы ФСБ, а также допускаемые к сведениям об этих органах, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством РФ.

Финансирование органов ФСБ осуществляется за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое — за счет централизованных ресурсов РФ, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в порядке, определяемом законодательством РФ. Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

ФСБ РФ и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки РФ и ее органов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С этого момента утрачивает силу Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности».

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269, в «Российской газете» от 12 апреля 1995 г. N 72

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 178-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 97-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 241-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 275-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 238-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 124-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 4-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие части третьей статьи 18 настоящего Федерального закона приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 226-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Федеральный закон о фсб рф

1. Статьей 1 комментируемого Закона определяется сфера действия Закона, а также уточняются отношения, на которые действие этого Закона не распространяется.

Персональные данные (далее также — ПД) могут обрабатывать федеральные органы государственной власти. Под федеральными органами власти следует понимать органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство РФ; суды РФ.

Действие комментируемого Закона распространяется также на органы государственной власти субъектов РФ, обрабатывающие ПД. На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Субъектами, обрабатывающими ПД, также могут быть иные органы государственной власти, кроме тех, что перечислены выше. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и т.п.

Обработка ПД ведется и органами местного самоуправления.

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольно-счетный орган муниципального образования;

— иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обработку ПД осуществляют, в том числе, иные муниципальные органы.

Если юридические лица обрабатывают ПД, на них также распространяется действие комментируемого Закона (о юридических лицах см. ст.48 и др. Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ)). Стоит учитывать, что требования комментируемого Закона распространяются также на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке ПД на территории РФ.

Под физическими лицами, осуществляющими обработку ПД в рамках комментируемого Закона, понимаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (см. ст.23 ГК РФ). Обращаем внимание, что согласно ч.1 комментируемой статьи обработка ПД может происходить как с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, так и без использования таких средств.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрывается в ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, нормы комментируемого Закона теперь распространяются и на участников и операторов передачи голосовых и иных сообщений (данных) по сетям связи (например, передача сообщений по электронной или голосовой почте и т.п.).

Порядок обработки ПД без использования средств автоматизации регулируется комментируемым Законом в том случае, если такая обработка, как установлено в ч.1 комментируемой статьи, соответствует характеру действий (операций), совершаемых с ПД с использованием средств автоматизации.

Под обработкой ПД без использования средств автоматизации здесь понимается такая обработка ПД, которая позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск ПД, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях ПД, и (или) доступ к таким данным. Таким образом, действия комментируемого Закона распространяются только на массовую обработку ПД. Например, создание в организации картотеки данных клиентов на бумажных носителях будет считаться обработкой ПД без использования средств автоматизации и подпадать под действие комментируемого Закона.

Под средствами автоматизации понимаются технические средства, освобождающие человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. В качестве примера можно привести автоматизированные банковские системы, содержащие данные о сотрудниках банка, о клиентах, партнерах, биллинговые системы, содержащие данные о клиентах, осуществляющих оплату услуг, call-центры, содержащие данные о клиентах и сотрудниках в зависимости от предназначения call-центра, автоматизированные медицинские системы, содержащие данные о пациентах и т.п.

Автоматизированная обработка ПД включает в себя действия с автоматизированными файлами ПД. В случае с обработкой ПД понятие «автоматизированный файл ПД» обозначает любой комплекс данных о субъектах ПД, подвергающийся автоматизированной обработке.

В ст.2 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 года) «автоматизированная база данных» означает любой набор данных, к которым применяется автоматическая обработка. При этом «автоматическая обработка» включает следующие операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств:

— проведение логических или/и арифметических операций с такими данными;

— их изменение, стирание, восстановление или распространение.

Статья 5 указанной Конвенции определяет, ПД, проходящие автоматизированную обработку, должны быть:

— получены и обработаны добросовестным и законным образом;

— накопленными для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;

— адекватными, относящимися к делу и не избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;

— точными и в случае необходимости обновляться;

— сохранены в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных, не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Статьей 6 Конвенции устанавливается, что ПД о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а равно ПД, касающиеся здоровья или сексуальной жизни, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к ПД, касающимся судимости. Кроме того Конвенция обязывает операторов ПД принимать надлежащие меры для охраны ПД, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» установлен порядок обработки ПД без использования средств автоматизации. Согласно данному постановлению обработкой ПД, содержащихся в информационной системе ПД либо извлеченных из такой системы, без использования средств автоматизации называется такая обработка, когда действия с ПД, такие как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов ПД, осуществляются при непосредственном участии человека. Из этого следует вывод, что обработка ПД не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что ПД содержатся в информационной системе ПД либо были извлечены из нее. И все же определение того, будет ли обработка ПД считаться автоматизированной или осуществляемой без использования средств автоматизации, является сложным вопросом для операторов. Как показала практика, даже в том случае, когда организация хранит ПД на компьютере только в текстовых файлах формата doc, не включая их в базу, то такая обработка ПД также признается Роскомнадзором автоматизированной, поскольку имеет место запись, систематизация и накопление ПД. Приведем пример. Так, если сотрудник организации занес данные о работниках в компьютер лишь с целью их распечатать, а затем удалил эти данные, такую обработку ПД, на наш взгляд, можно считать неавтоматизированной. Однако если же оператор сохранил ПД в виде файла и хранит их на компьютере для дальнейшего использования, то, полагаем, такую обработку ПД нужно рассматривать, в том числе, и как автоматизированную.

В том случае, если обработка ПД осуществляется без использования средств автоматизации, необходимо учитывать, что такая информация должна обособляться от иной информации. Такие ПД могут, например, фиксироваться на отдельных материальных носителях, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

Так, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» при фиксации ПД на материальных носителях не допускается фиксация на одном материальном носителе персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы. Поэтому для обработки различных категорий ПД для каждой категории ПД должен использоваться отдельный материальный носитель.

Часто в организациях используются типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них ПД. В этом случае типовая форма должна соответствовать некоторым требованиям. Так, сама типовая форма или связанные с ней документы (например, инструкции по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать:

— имя (наименование) и адрес оператора;

— фамилию, имя, отчество и адрес субъекта ПД;

— источник получения ПД;

— сроки обработки ПД;

— перечень действий с ПД, которые будут совершаться в процессе их обработки;

— общее описание используемых оператором способов обработки ПД.

Кроме того, типовая форма, которая предполагает включение в нее ПД, должна предусматривать поле, в котором субъект ПД может поставить отметку о своем согласии на обработку его данных, осуществляемую без использования средств автоматизации. Такое поле должно быть обязательно, если в соответствии с требованиями комментируемого Закона необходимо получение письменного согласия на обработку ПД от субъекта ПД.

Следует помнить, что типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов ПД, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими ПД, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов ПД. А также типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения ПД, цели обработки которых заведомо не совместимы.

Во многих организациях ведутся журналы (реестры, книги), необходимые для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, содержащие ПД. В подобных случаях оператором ПД должны выполняться определенные условия. Например, необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора. В акте будут содержаться следующие сведения:

— сведения о цели обработки ПД, осуществляемой без использования средств автоматизации;

— способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов ПД;

— перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги);

— сведения о порядке пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности ПД, сообщенных субъектом ПД.

Копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается. Кроме того, ПД каждого субъекта ПД могут заноситься в подобный журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор.

Если требуется уточнить ПД, обработка которых осуществляется без использования средств автоматизации, то это должно быть произведено путем обновления или изменения данных на материальном носителе, а если это не допускается техническими особенностями материального носителя, — путем фиксации на том же материальном носителе сведений о вносимых в них изменениях либо путем изготовления нового материального носителя с уточненными ПД.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» устанавливаются и требования к обеспечению безопасности ПД при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации. Обработка ПД должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории ПД можно было определить места хранения ПД (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку ПД либо имеющих к ним доступ. Необходимо обеспечивать раздельное хранение ПД (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях. Важно учитывать, что при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность ПД и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

Пример. Операторы, обрабатывающие ПД неавтоматизированным способом, хранят каждую категорию полученных от граждан ПД в разных папках, ящиках, файлах и т.д. Приказом руководителя организации определяется перечень лиц, которые обрабатывают тот или иной информационный блок либо получают к нему доступ.

Необходимо помнить, что в случае нарушения указанных выше требований оператор может быть привлечен к ответственности (см., например, ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)).

2. Частью 2 комментируемой статьи определяются случаи, на которые не распространяется действие Закона.

Обрабатывать ПД может физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. При этом ПД обрабатываются в личных целях при условии соблюдения прав субъектов ПД. Таким образом, гражданин имеет право для себя лично вести сбор и накопление ПД, например, на домашнем компьютере (сделать справочник с данными своих знакомых: адресами, фамилиями, датами рождения). Однако Закон требует, чтобы в таких случаях не нарушались права субъектов ПД. То есть, справочник, приведенный в качестве примера, может использоваться гражданином только лично, передача его другим лицам не допустима.

Действие комментируемого Закона не распространяется на организацию, хранение, комплектование, учет и использование содержащих ПД документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Архивный фонд РФ содержит документы, относящиеся к федеральной, муниципальной и частной собственности, а также собственности субъектов РФ (см. об этом подробнее ст.7, 8, 9 и др. указанного закона).

Обработка таких документов производится в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Так, в ч.3 ст.25 данного закона указывается, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Действие комментируемого Закона не распространяется на обработку ПД, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом порядок отнесения сведений к государственной тайне определен Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне»; см. также Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Действие комментируемого Закона также не распространяется на предоставление уполномоченными органами информации о деятельности судов в РФ. Порядок предоставления указанной информации регулируется Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов.

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

— присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

— обнародованием (опубликованием) информации о деятельности судов в средствах массовой информации (см. Положение о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда РФ с редакциями средств массовой информации, утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— размещением информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— размещением информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях (см. Рекомендации по размещению информации в информационных киосках, расположенных в занимаемых Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ зданиях (помещениях), утвержденные приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2012 года N 242; см. Методические рекомендации по оформлению судами общей юрисдикции информационных стендов и (или) технических средств аналогичного назначения, утвержденные постановлением Совета судей РФ от 2 декабря 2010 года N 268);

— ознакомлением пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах (см. Положение о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда РФ, утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— предоставлением пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

В связи с встречающимися частыми ошибками в трактовке норм комментируемой статьи обращаем внимание также на то, что действия арбитражных управляющих по сбору сведений о должнике, его обязательствах и принадлежащем имуществе, а также оглашение этих сведений в заседании арбитражного суда не подпадают под регулирование комментируемого Закона. Такой вывод следует, например, из апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2015 года N 33-10102/2015 по делу N 2-1450/2014. В данном случае речь идет, прежде всего, об отношениях, которые регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И здесь под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, указанным выше законом. При этом арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В свою очередь, саморегулируемой организацией арбитражных управляющих называется некоммерческая организация, обладающая следующими признаками:

— она основана на членстве;

— она создана гражданами РФ;

— сведения об этой организации включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

— целями деятельности такой организации являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Комментарий к статье 2. Цель настоящего Федерального закона

В комментируемой статье определена основная цель Закона. Он призван обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Конституцией РФ.

Согласно ст.17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Статьи 23-24 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. На органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст.150 ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, имя гражданина, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Указанные блага защищаются в судебном и ином порядке.

В современном мире почти каждый желающий может найти в Интернете информацию о ПД граждан. При этом свои ПД граждане раскрывают зачастую сами, например, оформляя покупку товара с доставкой на дом, регистрируясь на веб-сайте. Но далеко не всегда лица, получающие такую информацию, добросовестно сохраняют ее. Частным нарушением прав граждан в Интернете является размещение фотографий гражданина без его согласия средствами массовой информации или блогерами (изданиями в Интернете). В то время как, в соответствии со ст.152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. А после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется только в следующих случаях, когда:

— использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

— изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

— гражданин позировал за плату.

В случае нарушения прав гражданина, изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. При этом если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушениями вышеупомянутых требований ГК РФ, распространено в Интернете, то гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Статьей 152.2 ГК РФ охраняется частная жизнь гражданина. Законодатель запрещает без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Исключением из этого правила является только следующее:

— обработка информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах;

— обработка общедоступной информация о частной жизни гражданина.

Для защиты своих прав гражданин может обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

В последнее время за защитой своих прав в связи с распространением в средствах массовой информации (далее также — СМИ) изображений публичных персон без их согласия или информации об их частной жизни в суд часто обращаются знаменитости.

Рассмотрим пример из судебной практики. Истцы, являющиеся публичными персонами, обратились в суд с иском о защите права на неприкосновенность частной жизни, о защите права на охрану изображения гражданина и взыскании компенсации морального вреда с СМИ. Мотивируя иски, истцы указали, что в печатном СМИ без согласия истцов на обложке был опубликован анонс, содержащий информацию о частной жизни гражданина, и без согласия истцов были использованы их изображения (фотографии). Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу. Согласно п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 года) каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. В соответствии с положением ч.1 ст.23 и ч.1 ст.24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со ст.150 ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. В соответствии со ст.152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина. Согласно ст.49 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист обязан получить согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. В силу ст.56 указанного закона учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации. Публичность граждан, исходя из равенства всех перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ), не влияет на подход суда при решении вопросов о правах, обязанностях и ответственности, закрепленных в нормативных правовых актах РФ. Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что концепция частной жизни распространяется также на аспекты, относящиеся к установлению личности, в частности, на изображение лица. В ч.1 ст.29 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Однако в ч.4 ст.29 Конституции РФ разъясняется, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию только законным способом, то есть, с учетом соблюдения прав и свобод других лиц, и не допуская их нарушения. Частью 3 ст.17 Конституции РФ установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, осуществление прав и свобод представителей средств массовой информации и читателей на выражение мысли и слова, на сбор и получение информации не должно нарушать прав других граждан на неприкосновенность их частной жизни и на охрану изображения. Как указано в п.7 ст.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Из содержания ст.152.1 ГК РФ следует, что право на охрану изображения гражданина сформулировано законодателем как абсолютное. Соответственно, гражданин вправе требовать применения соответствующих случаю мер гражданско-правовой защиты от любого лица, неправомерно распространившего сведения о его частной жизни и/или неправомерно использующего его изображение.

Учитывая изложенное, суд посчитал исковые требования о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истцов, — права на неприкосновенность частной жизни и права на охрану изображения, — нашедшими свое подтверждение. В связи с указанным, требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда были удовлетворены (см. апелляционное определение Московского городского суда от 20 ноября 2015 года N 33-39646/15; см. также Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 года), постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Во всем мире ПД стремятся защищать на уровне государства, принимая законы, регулирующие порядок сбора, хранения и использования сведений о гражданах страны.

Обеспечивая защиту ПД, Россия укрепляет правовую защищенность и безопасность личности и создает благоприятную обстановку для всестороннего развития граждан и общества в целом.

Комментируемый Закон установил такие гарантии защиты ПД в нашей стране, как:

— ограничение на передачу персональной информации третьим лицам без согласия человека;

— требование к информированию человека о целях и способах обработки информации о нем;

— необходимость получать согласие на сбор сведений о человеке у него самого;

— обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных данных.

Основными правовыми актами, защищающими права субъектов ПД, являются:

docs.cntd.ru

Смотрите так же:

  • Закон о сми редакция Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 […]
  • Часть 3 статьи 107 закона российской федерации Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от […]
  • Законы рф о рынке ценных бумаг Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа […]
  • Приказ мвд оружие 288 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (с […]
  • Закон о лицензировании алкогольной продукции 171 фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении […]
  • Федерального закона от 07082001 115-фз о противодействии легализации Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и […]