Федеральный закон о государственной гражданской службе в рф 79-фз

Классные чины государственной гражданской службы — таблица. Федеральный закон № 79-ФЗ

Классный чин государственной гражданской службы – класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной гражданской службы. Таблица соответствия основных классов воинским званиям также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе » О государственной гражданской службе Российской Федерации » определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  • Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  • Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  • Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.
  • Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

    Общие принципы

    Государственные гражданские служащие Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

    При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

    В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

    При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, 1 классный чин государственной гражданской службы он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

    Наименования чинов

    В перечень классных чинов государственной гражданской службы включено 5 наименований:

  • Секретарь.
  • Референт.
  • Советник.
  • Госсоветник.
  • Действительный госсоветник.
  • В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  • Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  • Референт 1-3 кл. – старшей.
  • Советник 1-3 кл. – ведущей.
  • Госсоветник 1-3 кл. – главной.
  • Действительный госсоветник 1-3 кл. – высшей.
  • Особенности присвоения

    Высшие чины – действительный госсоветник 1-3 кл. – присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  • В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах – по представлению Правительства.
  • В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.
  • Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

    1. Исполнительных структур – Правительством.
    2. Других госорганов – их руководителями.
    3. Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие – руководители администраций МО и их подразделений.

      Сроки прохождения госслужбы

      Нормативными актами установлены следующие периоды для:

    4. Секретаря, референта 3 и 2 кл. – не меньше года.
    5. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. – не менее двух лет.
    6. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. – обычно не меньше года.
    7. Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

      Дополнительно

      Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории «руководители», относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

      Меры поощрения

      За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

    8. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
    9. По истечении периода – на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.
    10. Особенности оплаты труда

      Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

    11. Высшая – 150-200 %.
    12. Главная – 120-150 %.
    13. Ведущая – 90-120 %.
    14. Старшая – 60-90 %.
    15. Младшая – до 60 %.
    16. Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

      Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

      Действительный госсоветник 1 кл.

    17. адмирал флота, генерал армии;
    18. адмирал, генерал-полковник.
    19. Действительный госсоветник 2 кл.

      Действительный госсоветник 3 кл.

      Госсоветник 1 кл.

      Госсоветник 2 кл.

      капитан 2 ранга, подполковник.

      Госсоветник 3 кл.

      капитан 3 ранга, майор.

    20. гл. корабельный старшина, старшина;
    21. гл. старшина, ст. сержант.
    22. старшина 1 ст., сержант;
    23. старшина 2 ст., мл. сержант.
      • старший матрос, ефрейтор;
      • матрос, рядовой.
      • Прокурорские работники

        По Указу президента № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской службы. Погоны служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

        Аттестация

        Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

        На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

        Результаты проверки

        По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

      • Соответствует должности.
      • Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
      • Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
      • Не соответствует замещаемому посту.
      • Квалификационный экзамен

        Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

        Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

      • Испытание при поступлении на госслужбу.
      • Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
      • Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.
      • Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

        Должностной регламент

        Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

        1. Должностные обязанности, ответственность, права госслужащего.
        2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
        3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
        4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
        5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
        6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
        7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.
        8. Ответственность

          Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания. Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание – увольнение. Оно предусмотрено за:

        9. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
        10. Прогул.
        11. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
        12. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
        13. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.
        14. В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

          fb.ru

          Основы государственной службы и кадровой политики

          Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

          Принципиальное значение для организации государственной службы и определения статуса государственного служащего имеет классификация должностей государственной гражданской службы. Иерархия должностей в системе государственного управления существует везде. Чем большим объемом полномочий обладает тот или иной государственный орган и существующая в нем должность государственной службы, тем выше размешается должностная ступенька в пирамиде власти, тем больший объем знаний, навыков и умений должен иметь занимающий ее чиновник. Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностной структуры государственной службы.

          Российское законодательство подразделяет все государственные должности государственной службы на категории и группы 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8; Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 9. . Каждой категории соответствуют свои группы должностей в зависимости от компетенции, уровня ответственности и квалификации.

          Деление государственных должностей гражданской службы РФ на категории отражает различие в характере и объеме государственно-властных полномочий заметающих их служащих.

          Категории должностей. Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 58-ФЗ (ст. 9) делит должности современной гражданской службы РФ на следующие четыре категории:

        15. «руководители» — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
        16. «помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц;
        17. «специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач функций и заметаемые без ограничения срока полномочий;
        18. «обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
        19. Данные категории свидетельствуют:

          • это есть должности государственной гражданской службы, и те, кто их замещает, являются государственными гражданскими служащими;
          • для этих должностей законодательно устанавливается порядок и правила их замещения;
          • этим должностям и лицам, их замещающим, устанавливается единая система профессионально-квалификационных требований и оценки персонала;
          • лица, замещающие должности категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», как правило, являются участниками внутренних государственно-служебных отношений.
          • Категория «руководители» в должностной структуре государственного органа является ключевой. Закон выделяет разные уровни руководителей и даст им возможность занимать руководящую должность или на конкретный срок (по срочному контракту), или без ограничения срока полномочий (бессрочный служебный контракт). Лица, заметающие эти должности, обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями государственной службы. Статус руководящей должности определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе.

            Категория руководителей имеет ряд характерных признаков:

          • наличие широких административно-распорядительных полномочий;
          • право совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия (издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и взыскания);
          • реализация своих полномочий в целях осуществления компетенции возглавляемого органа или его структурного подразделения;
          • осуществление деятельности, содержанием которой является подготовка и принятие управленческих решений;
          • использование различных административных форм руководства персоналом (совещаний, консультаций, инструктажей и т.д.);
          • осуществление координации и контроля за выполнением принятых решений.
          • Категория «помощники (советники)» предназначена исключительно для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, т.е. политикам. Например, в федеральном министерстве министр, занимая государственную должность Российской Федерации, не является государственным служащим. а его помощники, советники, консультанты и секретари — это государственные служащие рассматриваемой категории.

            «Помощники (советники)» — это так называемые «патронатные» должности государственной гражданской службы. На данные должности люди подбираются не по конкурсу, а в соответствии с персональными рекомендациями. Продвижение помощника по службе является следствием оценки руководителем его профессиональных, деловых и личностных качеств.

            Государственные служащие данной категории:

          • осуществляют деятельность в целях непосредственного обеспечения полномочий своего руководителя;
          • заключают только срочный служебный контракт и находятся на своей должности на время нахождения у власти своего руководителя; с его уходом уходят и они;
          • подбираются по принципу политической и личной преданности.
          • Их функции в общем виде следующие:

          • информация и консультирование своего руководителя, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
          • разработка и внесение предложений по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;
          • участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
          • осуществление контроля за ходом выполнения решений руководителя;
          • участие в подготовке докладов, выступлений, речей «шефа»;
          • подготовка и организация встреч, поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
          • выполнение иных личных поручений руководителя.
          • Категории «специалисты». Их главная функция — профессиональное обеспечение выполнения государственным органом своих задач и функций. По численности это основная часть государственных служащих. Особенным для чиновников данной категории является то, что они:

          • в процессе своей служебной деятельности осуществляют именно профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов;
          • осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестационных оценок;
          • проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий; для них характерна стабильная государственная служба.
          • Еще одна особенность данной категории: хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы 2 Указ Президента РФ № 1574 от 31 декабря 2005 г. , но учреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно, так же как включаются в штатные расписания. Все зависит от характера государственного органа и компетенции должности государственной службы.

            Категория «обеспечивающие специалисты». Предназначена для выполнения вспомогательных, а не профессиональных функций государственного органа — организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и иных. Это, как правило, младшие должности государственной гражданской службы, для которых, как и для категории «специалисты», предусмотрены свои условия прохождения службы. Они осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате преимущественно конкурсного отбора и регулярно проводимых аттестаций, проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий. Для них также характерна стабильность государственной службы. В государственных органах к этой категории относятся главный, ведущий, старший специалист, специалист.

            Группы должностей. Важным классификационным признаком системы должностей государственной службы является их разделение на группы.

            Все должности гражданской службы подразделяются на пять групп:

            Классификация должностей по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждая из должностей, входящих в ту или иную группу, представлена определенным содержанием служебных функций — функционалом должности, который надлежит исполнять государственному служащему.

            Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями. Так, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей, категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

            Отнесение должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)» к самым высоким классификационным группам объясняется более высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим эти должности. На указанных должностях они должны выполнять несколько важных социальных функций: политика, администратора, аналитика эксперта, руководителя-управленца.

            isfic.info

            Федеральный закон 79-ФЗ о госслужбе в РФ в последней редакции 2018 года

            Федеральный закон о госслужбе 79-ФЗ с изменениями на 2018 год устанавливает основные принципы и правила несения государственной гражданской службы в Российской Федерации.

            Закон о государственной службе РФ 79-ФЗ действует на субъекты, участвующие в принятии, несении и увольнении с государственной гражданской службы, а также на отношения по определению статуса гражданского служащего. В подобных отношениях нанимателем выступает государство, а для получения должности гражданского служащего предъявляется определенный перечень необходимых критериев.

            О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

            7 июля 2004 года

            15 июля 2004 года

            Список изменяющих документов

            (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

            от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ,

            от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ,

            от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

            от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ,

            от 25.11.2009 N 269-ФЗ, от 17.12.2009 N 322-ФЗ,

            от 29.01.2010 N 1-ФЗ, от 14.02.2010 N 9-ФЗ,

            от 29.11.2010 N 317-ФЗ, от 28.12.2010 N 419-ФЗ,

            от 27.06.2011 N 155-ФЗ, от 11.07.2011 N 204-ФЗ,

            от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 395-ФЗ,

            от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 295-ФЗ,

            от 30.12.2012 N 327-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ,

            от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,

            от 07.06.2013 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 149-ФЗ,

            от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

            от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,

            от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.04.2014 N 53-ФЗ,

            от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 31.12.2014 N 509-ФЗ,

            от 31.12.2014 N 510-ФЗ, от 08.06.2015 N 147-ФЗ,

            от 05.10.2015 N 285-ФЗ,

            с изм., внесенными Федеральными законами

            от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ,

            Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П,

            от 15.11.2012 N 26-П, от 06.12.2012 N 31-П,

            Федеральными законами от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 01.12.2014 N 396-ФЗ,

            от 06.04.2015 N 68-ФЗ)

            Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

            Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            Статья 1. Основные термины

            Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

            1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

            2) представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

            Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

            Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также — гражданский служащий).

            Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

          • Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
          • (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

          • Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).
          • Статья 4. Принципы гражданской службы

            Принципами гражданской службы являются:

            1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

            2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

            3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

            4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

            5) стабильность гражданской службы;

            6) доступность информации о гражданской службе;

            7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

            8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

            Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

          • Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
          • 1) Конституцией Российской Федерации;

            2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;

            3) настоящим Федеральным законом;

            4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

            5) указами Президента Российской Федерации;

            6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

            7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

            8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

            9) нормативными правовыми актами государственных органов.

          • Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
          • Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

            Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

            1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

            2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

            3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

            4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

            Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

            О поступлении на муниципальную службу, прохождении и прекращении муниципальной службы, а также о правовом статусе муниципальных служащих см. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

            Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

            1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

            2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

            3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

            4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

            5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

            6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

            Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

            Статья 8. Должности гражданской службы

            Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

            Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

          • Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
          • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
          • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

            2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

            3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

            4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

          • Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
          • 1) высшие должности гражданской службы;

            2) главные должности гражданской службы;

            3) ведущие должности гражданской службы;

            4) старшие должности гражданской службы;

            5) младшие должности гражданской службы.

          • Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
          • Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
          • Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
          • Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

          • Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
          • Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
          • (часть 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 149-ФЗ)

          • Утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 419-ФЗ.
          • Статья 11. Классные чины гражданской службы

            (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 322-ФЗ)

          • Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
          • Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
          • (часть 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

          • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
          • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
          • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
          • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
          • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
          • Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.
          • В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.
          • В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

          • Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.
          • Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
          • О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, см. Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1554.

          • Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации.
          • Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

          • В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
          • Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
          • В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
          • В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
          • Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.
          • (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 31.12.2014 N 510-ФЗ)

          • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).
          • Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)

            Статья 13. Гражданский служащий

            Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

            Статья 14. Основные права гражданского служащего

          • Гражданский служащий имеет право на:
          • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

            2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

            3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

            4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

            5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

            6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

            7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

            8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

            9) защиту сведений о гражданском служащем;

            10) должностной рост на конкурсной основе;

            11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

            (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

            12) членство в профессиональном союзе;

            13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

            14) проведение по его заявлению служебной проверки;

            15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

            16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

            17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

            18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

          • Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
          • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

          • Гражданский служащий обязан:
          • 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

            2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

            3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

            4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

            5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

            6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

            Об ответственности за разглашение государственной и иной тайны см. Федеральные законы.

            7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

            8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

            9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

            (п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

            10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

            11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

            12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

            1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

            (часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

          • Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
          • В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
          • Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
          • Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
          • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

          • Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
          • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

            2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

            3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

            4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

            (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

            5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

            6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

            7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

            8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

            9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

            (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

            10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

            (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

            Норма Федерального закона от 02.07.2013 N 170-ФЗ, которой часть 1 статьи 16 дополнена пунктом 11, признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 N 26-П.

            В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

            11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

            (п. 11 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

          • Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
          • Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
          • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

          • В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
          • 1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

            2) замещать должность гражданской службы в случае:

            а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

            (пп. «а» в ред. Федерального закона от 29.01.2010 N 1-ФЗ)

            б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

            в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

            3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

            (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

            4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

            5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

            6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

            (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

            7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

            (п. 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

            8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

            9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

            О выявлении конституционно-правового смысла пункт 10 части 1 статьи 17 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П.

            10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

            11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

            12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

            13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

            14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

            15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

            16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

            (п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

            17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

            (п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

            1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

            (часть 1.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

          • В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
          • (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

          • Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
          • (часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

            3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            (часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

          • Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
          • Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

            Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих.

        1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

        2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

        3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

        4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

        (п. 4 в ред. Федерального закона от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

        5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

        6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

        7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

        8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

        9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

        10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

        11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

        12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

        13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

        14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

      • Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
      • Федеральный закон 79-ФЗ о государственной гражданской службе в РФ содержит классификации должностей гражданских служащих, порядок получения классных чинов, требования по квалификации для получения определенных должностей, а также права и обязанности служащих, занимающих такие должности. Также в тексте Закона о госслужбе в РФ указаны нормы, регулирующие порядок оплаты труда, поощрения и наказания госслужащих и иные действия, непосредственно касающиеся прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации.

        yconsult.ru

        Смотрите так же:

        • Заявление судебным приставам образец москва Мировое соглашение в гражданском процессе При рассмотрении дела суд всегда разъясняет сторонам право заключить мировое соглашение в гражданском процессе. Гражданское дело тогда […]
        • Преступления японцев во второй мировой войне Сделано у них Хроника мутаций золотого миллиарда Архив тэгов: военные преступления Японии Резня корейцев во время землетрясения Канто в Японии в 1923 Ли Чхоль Хын, доцент, доктор наук, […]
        • Дата увольнения в приказе последний рабочий день Увольнение в связи с истечением срока трудового договора Особенности расторжения срочного трудового договора Договор, заключенный на определенный срок, прекращается с истечением срока его […]
        • Возмещение оплаты услуг адвоката Возмещение расходов на оплату услуг представителя при частичном удовлетворении иска: практика изменилась? Недавно ВС РФ разъяснил порядок возмещения издержек, связанных с рассмотрением […]
        • Сколько пенсия у инвалидов 1 группы Размер пенсии инвалидам 1-й группы в 2018 году Первая группа инвалидности признается у полностью нетрудоспособного человека, которому требуется постоянный сторонний уход. Назначение 1-й […]
        • Какая у медиков пенсия Пенсии по выслуге лет для медиков могут уйти в прошлое Минтруд предложил увеличить трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию медработникам. Вводить новшество планируют поэтапно. С 1 […]