Функции арбитражного апелляционного суда

Оглавление:

Задачи и функции арбитражных судов.

Система арбитражных судов Российской Федерации: общая характеристика.

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно этому Закону в РФ действует Верховный суд РФ , 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), 20 арбитражных апелляционных судов, арбитражные суды субъектов РФ.

1) Верховный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд действует в составе: председателя суда, заместителей, пленума вс, президиума вс, апелляционной коллегии ( судебная коллегия по уголовным делам, коллегия по административным делам, коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по экономическим спорам)

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектом РФ.

2) Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

3) Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

4) Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, ВАС РФ действует в составе:

• Президиума ВС РФ;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях.

Задачи и функции арбитражных судов.

Задачи судопроизводства в арбитражных судах:

• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

• обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

• укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• формирование уважительного отношения к закону и суду;

• содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств РФ. Акцент на них стал делаться после вступления РФ в Совет Европы.

studopedia.ru

Должен ли апелляционный суд проверять решение полностью или в обжалованной части? (Морозова А.С.)

Дата размещения статьи: 24.05.2015

В науке и практике дискуссионным является вопрос о том, должен ли суд апелляционной инстанции осуществлять свою деятельность в рамках доводов апелляционной жалобы и возражений на нее или же вправе выйти за указанные пределы.
Задача апелляционного суда — это выявление и устранение судебных ошибок. А значит, конечная цель апелляции — защита нарушенных прав и законных интересов лиц, обратившихся за судебной защитой , должна быть обеспечена в том числе ответом на данный вопрос и его обусловливать.
———————————
Разинкова М.Н. Функции арбитражного апелляционного суда // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 4. С. 34; Кунина Л.В. Задачи, цели и функции арбитражного апелляционного суда // Современное право. 2008. N 8. С. 60; Пацация М.Ш. Эффективность процессуальной деятельности проверочных инстанций арбитражного суда: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 57, 179. (Автор указывает данную цель в качестве одной из универсальных целей процессуальной деятельности арбитражного апелляционного суда.)

История показывает различные подходы к решению рассматриваемого вопроса.
Устав гражданского судопроизводства 1864 г. отвечал на поставленный вопрос в ст. 773 и предусматривал, что Судебная палата входит в рассмотрение тех только частей решения Окружного суда, которые той или иной стороной были обжалованы. Таким образом, Устав предписывал проверять лишь обжалованную часть решения.
Указанное правило процессуалисты понимали, с одной стороны, как запрет апелляционному суду входить в рассмотрение необжалованных частей решения Окружного суда, а с другой — он, напротив, положительно обязан рассмотреть все обжалованные части решения, а также что выраженное в статье правило никоим образом не должно быть относимо к праву апелляционного суда делать свои заключения при вынесении своего решения из всех доводов и доказательств сторон, представленных в суде как первой, так и апелляционной инстанции .
———————————
Анненков К. Опыт комментария к Уставу гражданского судопроизводства. СПб., 1888. Т. IV. С. 379.

Однако современный Уставу процессуалист И.М. Тютрюмов, указывая на необходимость неукоснительного соблюдения требования ст. 773 Устава, вместе с тем отмечал возможность отмены решения суда первой инстанции в отношении соответчиков, которые не обжаловали решения . То есть говорил о возможности выйти за пределы апелляционной жалобы.
———————————
Тютрюмов И.М. Устав гражданского судопроизводства. СПб., 1908. С. 1055 — 1056.

Также А. Загоровский из общего правила отмечал исключение: «. если связь обжалованного с необжалованным тесная, то сама необходимость указывает суду на потребность познакомиться со всем материалом, и вообще никоим образом не следует думать, что одной лишь проверки (критики) решения первой инстанции достаточно для исполнения апелляционным судом своих обязанностей» . Автор указывает на необходимость суду апелляционной инстанции прежде всего предпринимать действия по достижению целей правосудия.
———————————
Загоровский А. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях. Одесса, 1892. С. 306.

Таким образом, в период действия Устава и предписания им апелляционной инстанции проверять решение только в обжалованной части ученые все же указывали на те или иные исключения, когда суд должен рассмотреть дело в полном объеме.
В советский период, когда апелляция как таковая была устранена, все же ст. 245 ГПК РСФСР 1923 г. не связывала суд второй инстанции при рассмотрении жалобы указанными в ней поводами. ГПК РСФСР 1964 г. также не связывал суд второй инстанции доводами кассационной жалобы и обязывал его проверить дело в полном объеме.
В.П. Попов отмечал, что основанием к отмене решения являются не только доводы, изложенные в жалобе, но также основания, вскрытые самим судом второй инстанции . Таким образом, в советский период суд проявлял заметную активность в выявлении судебных ошибок, а следовательно, и в обеспечении защиты нарушенных и оспариваемых прав.
———————————
Попов В.П. Полномочия суда второй инстанции при рассмотрении обжалованных судебных решений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1954. С. 5.

На современном этапе развития апелляционного производства в арбитражных судах сложилась следующая ситуация. В соответствии с ч. 2 ст. 155 АПК РФ 1995 г. суд не был связан доводами апелляционной жалобы и проверял законность и обоснованность решения в полном объеме. Однако с принятием действующего Кодекса арбитражные апелляционные суды осуществляют проверку судебных решений в пределах апелляционной жалобы и возражений на нее.
В гражданском процессе о том, что апелляционная инстанция, появившаяся в системе судов общей юрисдикции в 2000 г., осуществляет проверку дела в полном объеме, четко не было указано. Существующая в законодательстве недосказанность породила споры по данному вопросу . Хотя, проанализировав статьи о порядке рассмотрения дела апелляционным судом, о его полномочиях, можно сделать вывод о том, что апелляционная инстанция проверяла дело вне зависимости от доводов жалоб и возражений. Ситуация изменилась с 1 января 2012 г. с вступлением в силу изменений, внесенных в ГПК РФ, согласно которым апелляционный суд проверяет решение суда первой инстанции в обжалованной части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
———————————
Будак Е.В. Пределы проверки судом апелляционной инстанции решений по делам, вытекающим из частных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 12 С. 18 — 19; Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М., 2007. С. 197 — 200.

Таким образом, в научной литературе можно встретить обоснование как одного, так и другого подхода к разрешению поставленного вопроса.
В поддержку идеи рассмотрения дела апелляционным судом не в полном объеме в качестве обоснования называют принцип диспозитивности. Суд должен быть связан требованиями сторон. Если стороны обжалуют только часть решения, то суд должен проверять только эту часть решения и не вмешиваться в те вопросы, с которыми стороны согласились, т.е. не обжалуют. Поскольку принцип диспозитивности пронизывает весь гражданский процесс, то на стадии апелляционного производства он должен проявляться именно в таком виде. Суд не должен вмешиваться в те вопросы, с которыми согласны стороны и о рассмотрении которых не просили они .
———————————
Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2008. С. 158 — 172.

Однако если говорить о принципе диспозитивности, то на стадии производства в суде первой инстанции, где он проявляет себя наиболее широко, есть определенные ограничения. Наиболее классическим примером проявления диспозитивности помимо подачи искового заявления являются права сторон по изменению основания или предмета иска, изменению размера исковых требований, отказу от иска, признанию иска, заключению мирового соглашения. Согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. Таким образом, стороны самостоятельно распоряжаются своими правами, однако под контролем суда. Суд от лица государства должен следить, чтобы действия сторон соответствовали законодательству и не нарушали права других лиц.
На стадии апелляционного производства должна быть та же ситуация, лица, участвующие в деле, заявили свои возражения относительно вынесенного решения. Однако в целях соблюдения закона, выполнения важнейшей задачи судопроизводства по защите нарушенных и оспариваемых прав суд апелляционной инстанции должен проверять судебное решение в полном объеме.
С.Ф. Афанасьев указывает, что несовпадение взглядов по указанной проблеме связано с «различным восприятием социальной роли гражданского судопроизводства, его функционального предназначения и места в системе современной правовой политики, проводимой Российским государством» . Выбор между частноправовой моделью гражданского процесса или публично-правовой моделью.
———————————
Афанасьев С.Ф. Применение принципа запрета поворота к худшему в гражданском процессе // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 22.

Законодатель явно проводит политику реализации частноправовой модели, предусматривающей минимальное вмешательство государства в частные интересы. Однако насколько данная модель соответствует реально существующим материальным отношениям, насколько способна обеспечить защиту нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в существующей правовой действительности?
Представляется, что современные участники гражданских, экономических отношений не настолько ответственны в своей деятельности, чтобы можно было считать те вопросы, с решением которых они согласны, не нарушающими закон, права других лиц. Таким образом, ограничивать вмешательство государства, тем более по вопросам соответствия решения суда первой инстанции требованиям закона, недопустимо.
Суд является органом, осуществляющим правосудие, для чего наделен властными полномочиями, поскольку в силу ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется только судами. И при этом, при всей своей важности и могущественности, суд второй инстанции в соответствии с действующим законодательством оказывается в абсурдной ситуации. Видя имеющиеся в решении нарушения норм права, суд апелляционной инстанции не может их исправить, потому как стороны эту часть по каким-либо причинам, в том числе злоупотребляя своими правами, не обжаловали.
Кроме того, в современной российской правовой действительности существуют различные средства разрешения правового конфликта, не связанные с вынесением по спорному вопросу судебного решения. Так, например, достаточно недавно появившаяся в России процедура медиации, порядок проведения которой устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» ). Среди достоинств данной процедуры И.В. Рехтина называет следующее: «. при ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процедуры могут быть определены индивидуально (медиатор не придерживается жестких судебных процессуальных правил и процедур)» .
———————————
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
Рехтина И.В. Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество // Юрист. 2012. N 11. С. 42.

Также существуют и различные виды третейских судов, в которых реализуется принцип конфиденциальности, что отличает их от государственных судов, в которых установлен принцип гласности, а также более гибко принцип диспозитивности, поскольку стороны выбирают не только третейское разбирательство как способ разрешения спора, но и форму третейского суда, место третейского разбирательства, осуществляют выбор кандидатур судей, определение правил третейского разбирательства .
———————————
Черновол Е.П., Челышева Н.Ю. К вопросу о принципах третейского разбирательства гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 33, 35.

Таким образом, имеется достаточно процедур, широко реализующих принцип диспозитивности, в связи с чем чрезмерное введение его в арбитражный и гражданский процесс, особенно в нормы, регулирующие деятельность контролирующих инстанций, в том числе апелляционной инстанции, кажется необоснованным.
Суд апелляционной инстанции проверяет решение в пределах апелляционной жалобы и возражений на нее, при этом выйти за указанные пределы суд может лишь для проверки наличия или отсутствия безусловных оснований для отмены. В данном вопросе солидарны оба процессуальных Кодекса — АПК РФ и ГПК РФ.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции может проверить судебный акт полностью, если лица, участвующие в деле, заявят возражения по проверке только его части (ч. 5 ст. 268 АПК РФ). Суд в судебном заседании должен выяснить, не имеются ли такие возражения, и занести данный факт в протокол судебного заседания. При этом закон не связывает заявление таких возражений с представлением каких-либо доводов, обосновывающих их. Достаточно лишь самого заявления о полном пересмотре судебного акта.
Представляется, что данное положение — некая попытка законодателя найти компромисс между полным пересмотром судебных актов, который существовал до 2002 г., и усилением реализации принципа диспозитивности на стадии апелляционного производства в арбитражном суде.
Однако при пересмотре гл. 39 ГПК РФ, посвященной апелляционному производству, законодатель данного положения не реализовал. Вместо этого в ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ установлена возможность суду апелляционной инстанции проверить судебное решение в полном объеме в интересах законности. Что вызывает нарекания за обширность, неконкретность термина «интерес законности» как в литературе , так и со стороны Европейского суда по правам человека . Так что предложенное законодателем решение рассматриваемого вопроса нельзя считать удачным.
———————————
См., например: Жуйков В.М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2003. N 7. С. 17; Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М., 2007. С. 200.
См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 13 мая 2008 г. «Галич против России» (Galich v. Russia) // СПС «КонсультантПлюс».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 июня 2012 г. N 13 попытался разъяснить, что следует понимать под интересами законности: необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка . Толкование весьма обширное, и вряд ли можно считать проблему решенной.
———————————
Пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. N 9.

Как видно из изложенного, как ранее, так и сейчас, даже при установлении правила о проверке апелляционным судом только обжалуемой части решения, усматривается необходимость наличия исключений из данного правила. Представляется, что вполне обоснованным было бы предоставление апелляционной инстанции права проверить решение в полном объеме.

Литература

1. Анненков К. Опыт комментария к Уставу гражданского судопроизводства. СПб., 1888. Т. IV. С. 379.
2. Афанасьев С.Ф. Применение принципа запрета поворота к худшему в гражданском процессе // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 22.
3. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2008. С. 158 — 172.
4. Будак Е.В. Пределы проверки судом апелляционной инстанции решений по делам, вытекающим из частных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 12. С. 18 — 19.
5. Жуйков В.М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2003. N 7. С. 17.
6. Загоровский А. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях. Одесса, 1892. С. 306.
7. Кунина Л.В. Задачи, цели и функции арбитражного апелляционного суда // Современное право. 2008. N 8. С. 60.
8. Пацация М.Ш. Эффективность процессуальной деятельности проверочных инстанций арбитражного суда: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 57, 179.
9. Попов В.П. Полномочия суда второй инстанции при рассмотрении обжалованных судебных решений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1954. С. 5.
10. Разинкова М.Н. Функции арбитражного апелляционного суда // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 4. С. 34.
11. Рехтина И.В. Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество // Юрист. 2012. N 11. С. 42.
12. Терехова Л.А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М., 2007. С. 197 — 200.
13. Тютрюмов И.М. Устав гражданского судопроизводства. СПб., 1908. С. 1055 — 1056.
14. Черновол Е.П., Челышева Н.Ю. К вопросу о принципах третейского разбирательства гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 33, 35.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд

25 июля 2018 года состоялось совещание по итогам деятельности арбитражных судов Поволжского округа за 1-ое полугодие 2018 года.

Информация о результатах проведенного 20 июля 2018 года конкурса на замещение вакантной должности Секретарь судебного заседания.

Информация о втором этапе конкурса на замещение вакантной должности секретарь судебного заседания

История создания Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

Формирование арбитражных апелляционных судов явилось новым этапом развития системы арбитражного судопроизводства.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 1992 г., закрепил двухзвенную систему арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов Федерации. При этом арбитражные суды нижнего звена имели полномочия судов первой и кассационной инстанций, а в ряде случаев и надзорной инстанции (арбитражные суды республик).

С принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г. и Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов была значительно реформирована. Произошло формирование 10 федеральных судебных округов, в каждом из которых начал действовать окружной арбитражный суд, осуществляющий проверку судебных актов в кассационном порядке. Арбитражные суды в субъектах Российской Федерации утратили полномочия судов кассационной инстанции, но при этом были наделены функциями судов апелляционной инстанции.

Формирование судебных округов создало условия для укрепления независимости арбитражных судов от корпоративных, узкопрофессиональных интересов, возможного влияния «административного ресурса». Границы судебных округов совпали с делением основных экономических районов России, что подчеркивало статус арбитражных судов как специализированных — рассматривающих споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, введение апелляционного производства обеспечило дополнительные процессуальные гарантии для лиц, участвующих в деле.

Данная тенденция получила развитие при формировании нового звена арбитражной системы — арбитражных апелляционных судов. В соответствии с действующим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 г. и Федеральным конституционным законом от 04 июля 2003 г. №4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в настоящее время идет процесс создания системы 20 арбитражных апелляционных судов — в каждом судебном округе по два апелляционных суда. Создание судов апелляционной инстанции является прогрессивным шагом, фактически завершающим формирование системы арбитражных судов в Российской Федерации, отвечающей требованиям обеспечения эффективности и доступности правосудия. Таким образом, законодателем последовательно реализуется принцип, согласно которому арбитражный суд каждого звена судебной системы является судом одной инстанции (первой, апелляционной, кассационной и надзорной). Исключение составляет лишь круг дел, рассматриваемых по существу Высшим Арбитражным Судом РФ.

Таким образом, созданы условия обеспечения независимости судей, укрепления авторитета судебной власти, единообразия судебной практики, что является гарантией эффективности судебной защиты.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов Пензенской области, Самарской области, Ульяновской области и Республики Татарстан. Территории данных четырех субъектов Российской Федерации образуют регион Средней Волги. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2004 г. № 7 определено место постоянного пребывания Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда — г. Самара.

Указом Президента РФ от 04.07.2005 г. № 776 председателем Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда назначен Ефанов Александр Алексеевич. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 07 сентября 2006 года определена дата начала деятельности Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда — 06 октября 2006 года. С этого дня Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приступил к отправлению правосудия.

11aas.arbitr.ru

Функции арбитражных судов. Высший арбитражный суд. Система арбитражных судов

Сегодня мы обсудим функции арбитражных судов, а также узнаем, что это такое и зачем нужно. В статье будут подробно рассмотрены вопросы, касающиеся системы арбитражных судов.

На службе государства

Для того чтобы рассмотреть всю тему, касающуюся данного вопроса, полноценно, стоит сначала разобраться с тем, что же такое арбитражный суд. Это государственный орган, который действует на постоянной основе и занимается решением спорных вопросов в области экономики и предпринимательства.

В каждой стране этот орган трактуют по-разному, поэтому рассмотрим все аспекты данного понятия. В РФ под арбитражным судом понимается специальный орган судебной власти, в компетенцию которого входят вопросы по конфликтам в сфере гражданского оборота, предпринимательства и ряда других категорий, которыми должен заниматься суд по закону. В Бельгии арбитражным судом назывался Конституционный. С недавнего времени на Украине арбитражные суды были переименованы в хозяйственные. Во многих странах Европы такой суд — то же самое, что и суд третейский.

Система арбитражных судов в России имеет свои особенности. Современные органы такого типа стали полноценной заменой ведомственных и государственных арбитражей. В 1991 году система арбитражных судов была значительно упрощена. В соответствии с современными законами РФ, арбитражный суд является федеральным органом, который входит в судебную систему. Основная его функция заключается в решении споров экономического характера, которые возникают в гражданских, административных и иных правоотношениях.

Задачи и функции арбитражных судов четко прописаны в законах. В России судопроизводство преследует выполнение конкретных задач:

  • гарантия того, что любой человек может законно защитить свои интересы в суде в области экономической и предпринимательской деятельности;
  • обеспечение свободного, справедливого и публичного разбирательства, которое выполняется в разумные сроки абсолютно независимым судом;
  • внушение важности законов и публичная демонстрация последствий, которые наступают в случае его нарушения;
  • возможная профилактика правонарушений в экономической сфере;
  • формирование у граждан доверительного и уважительного отношения к судебной системе;
  • содействие формированию правильной деловой этики, которая строится на принципах порядочности и честности;
  • защита отдельных лиц в том случае, если их права нарушаются или оспариваются;
  • обеспечение законной защиты интересов РФ, муниципальных образований, субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
  • Функции арбитражных судов Российской Федерации

    Теперь подробнее остановимся на функциях. Их немного:

    1. Разрешение любых споров, которые возникают на основании экономической или предпринимательской деятельности.
    2. Сбор данных и составление статистических отчётностей для анализа эффективности деятельности.
    3. Деятельность, направленная на то, чтобы люди не желали нарушать закон в экономической сфере, знали, как поступить правильно и законно.
    4. Установление и ведение деловых отношений на государственном уровне в законном порядке.

    Арбитражный суд, функции и полномочия которого мы рассмотрели, является важным органом в системе государства. Его роль огромна, ведь экономика – основа процветания страны, и если споры не будут разрешаться мирно и по-деловому, предпринимательство погрязнет в конфликтах и убытках.

    Подведомственность

    Как мы уже заметили ранее, арбитражные суды занимаются разрешением всех споров, которые возникают в результате экономической деятельности. Условно их делят на несколько типов:

  • споры, которые возникают из гражданских отношений (исковое производство);
  • споры, которые возникают из административных и других типов отношений (административное судопроизводство);
  • споры, целью которых является обнаружение фактов, имеющих юридическую важность;
  • споры, касающиеся оспаривания решений третейского суда, выдача исполнительных листов для принудительного выполнения постановлений суда;
  • споры, целью которых является признание и исполнение решений зарубежных судов, в том числе арбитражных;
  • дела специальной подведомственности.

Это основные деления споров, которые могут решаться арбитражными судами. Однако некоторые из них делятся на подтипы. Споры, которые возникают в результате публичных и административных отношений, делятся на:

  • дела об оспаривании документов и нормативных актов, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в сфере экономической деятельности, если такие дела находятся в компетенции арбитражных судов;
  • дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий и решений должностных лиц, специализированных органов власти, которые каким-то образом затрагивают интересы заявителя в экономической сфере;
  • дела, касающиеся привлечения к ответственности частных предпринимателей и организаций, которые своими действиями ущемляют интересы заявителя;
  • дела, касающиеся оспаривания решений, принятых административными органами с целью привлечения последних к ответственности;
  • дела, касающиеся организаций и частных предпринимателей, которые уклоняются от уплаты обязательных платежей, санкций.
  • Дела специальной подведомственности делятся на:

  • корпоративные споры;
  • принятие решения о банкротстве;
  • решение споров, касающихся уклона или отказа от обязательной государственной регистрации организаций, юридических лиц и частных предпринимателей;
  • споры с депозитариями, которые касаются права собственности на акции и ценные бумаги;
  • споры, касающиеся деятельности корпораций (вопросы о их создании, реорганизации, ликвидации, несении ответственности и т. д.);
  • споры по интеллектуальной собственности в организациях, которые обладают смежными авторскими правами;
  • дела, касающиеся деловой репутации и её нарочного порочения.
  • Подсудность дел

    Споры в арбитражном суде имеют два вида подсудности: родовую и территориальную. К родовой подсудности относят подсудность арбитражных судов субъектов России, судов федеральных округов, судов по интеллектуальных правам, Судебной коллегии ВС РФ. Территориальная подсудность включает в себя общую территориальную подсудность, по договорённости, по выбору истца, исключительную подсудность.

    Классификация

    Функции арбитражных судов мы уже знаем, пора разобраться с их классификацией. Такие суды субъектов РФ создаются в городах федерального значения, областях и краях. Чаще всего дела рассматриваются единолично и по первой инстанции. В полномочия таких судов входит рассмотрение всех споров, которыми по закону должен заниматься арбитраж, пересмотр дел с появлением новых обстоятельств или с вступлением в силу новых законных актов, обобщение результатов, статистическое наблюдение и анализ эффективности работы.

    Всего работает 85 арбитражных судов субъектов РФ. В течение месяца решение суда должно быть исполнено, если оно было вынесено в полной мере и в установленной форме. В некоторых случаях суд зачитывает лишь краткое принятое решение без вводной, описательной и других частей. Однако иногда необходимо немедленно получить развернутое решение.

    Функции арбитражных судов касаются всех их подвидов. Так, апелляционный арбитражный суд представляет собой два суда, которые действуют в одном судебном округе. Главная задача таких судов – проверка обоснованности и законности судебных актов.

    Арбитражные суды округов (всего 10 в РФ) действуют по известному нам принципу. Их отличие в том, что на один округ приходится один такой суд. Они занимаются рассмотрением дел по первой инстанции, разбираются с делами о принудительной компенсации в случае вынесения решения позже назначенного срока, проверяют законность нормативных актов, пересматривают дела по новым обстоятельствам, анализируют статистику, предлагают свои коррективы для усовершенствования судебной системы страны.

    Суд по интеллектуальной собственности касается вопросов защиты авторских прав.

    Высший арбитражный суд

    Данная государственная структура действовала в период с 1992 по 2014 год. В итоге она была упразднена. Изначально целью деятельности Высшего арбитражного суда был контроль за деятельностью всех арбитражных судов страны и консультирование в процессе судебной практики по конфликтным вопросам. После того как эта система была упразднена, функции её были переданы Верховному суду РФ.

    Летом 2013 года Президент России В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме предложил из Верховного и Высшего арбитражного судов сделать единый орган и при этом внести в Конституцию определённые поправки. Осенью того же года в Государственной думе уже был проект, согласно которому Высший арбитражный суд упразднился, а его полномочия и штат перешли к Верховному Суду. 21 ноября законопроект был принят. В феврале 2014 года Президент России подписал закон, который подтверждал объединение судов. Официально этот орган высшей судебной власти перестал существовать 6 августа 2014 года.

    Интересные факты

    Считается, что самое большое дело, рассматриваемое в Арбитражном суде Москвы, состояло из 1400 томов. При этом каждый из них вмещал в себе 150 страниц.

    Заседания арбитражного суда – процесс сложный и долгий, но справедливый. Защита граждан и юридических лиц в сфере экономики – важная задача, которая возложена на плечи системного органа судебной власти. Рассмотренные функции арбитражных судов показывают, как важна для общества и многогранна их деятельность.

    businessman.ru

    Смотрите так же:

    • Оск правила Оск правила Консалтинговая Группа Лаир заняла первое место в рейтинге делового потенциала оценочных компаний России по итогам 2014 и 2015 гг., подготовленном агентством "Эксперт РА". Мы […]
    • Пенсионный фонд юао москва по адресу проживания Отделения Пенсионного фонда (ПФР) района ЮАО Клиентская служба ПФР «Донской, Даниловский» 115191, г. Москва, ул.Большая Тульская, д.2 Клиентская служба ПФР «Зябликово», Клиентская служба […]
    • 504 приказ департамента имущества Важная информация 1. В заявках на закупку с НМЦК: - до 1,0 млн. руб. исключить требование об установлении обеспечения заявки;- от 1млн. руб. до 20 млн. руб. устанавливается размер […]
    • Приказ мз 266 Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 г. N 266 "Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации" (утратил силу) Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 г. N 266"Об утверждении […]
    • Сумма налог на имущество физических лиц в 2018 году Налог на недвижимость в 2018 году Правительство продолжает держать курс на реформирование российской системы налогообложения недвижимости. Главные изменения пришлись на 2016 год, когда […]
    • Закон о кладоискательстве с комментариями 2018 Металлоискатели в России / Только белая техника! РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ Прогноз на 2018 год для кладоискателей На календаре уже 2018 год, а значит, настало время разобраться, что нас ждет […]