Генеральный прокурор порядок назначения полномочия
14.8.2. Генеральный прокурор РФ, его полномочия, порядок назначения на должность
1) руководить системой прокуратуры Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
2) образовывать, реорганизовывать и ликвидировать органы и учреждения прокуратуры, определять их статус и компетенцию (ч.
3) возлагать осуществление функций прокуратуры на органы военной прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
4) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определять полномочия структурных подразделений, устанавливать штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
5) назначать и освобождать от должности нижестоящих прокуроров (ч. ч. 3, 4 ст. 129 Конституции РФ), в частности:
а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров- криминалистов, старших следователей по особо важным делам и
следователей по особо важным делам и их помощников ;
6) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
137 Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров (п. 1 ст. 40.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей (ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
6) назначать прокурорских работников в состав коллегии Генеральной прокуратуры;
7) утверждать персональный состав коллегии Главной военной прокуратуры;
8) председательствовать в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры и координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов (ч. 3 п. 1.2 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);
9) устанавливать порядок принятия Присяги прокурора (следователя) (ч. 2 ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
10) устанавливать порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников (ч. 3 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
11) присваивать классные чины работникам прокуратур (ч. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
12) налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
13) давать согласие на наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (ч. 5 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
14) устанавливать образец удостоверения прокурорского работника (ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
15) устанавливать порядок ведения личных дел прокурорских работников (ч. 3 ст. 41.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
16) определять полномочия подчиненных ему прокуроров и их заместителей по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых им на должность (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
17) вносить представления в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении ее членов (депутатов) неприкосновенности (ч. 2 ст. 98 Конституции РФ);
18) обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
19) принимать участие в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, где рассматриваются внесенные ими представления и протесты (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
20) обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
21) принимать участие в заседаниях Верховного Суда РФ (ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
22) принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);
23) принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч.
24) присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
25) издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
26) давать поручение нижестоящим прокурорам о необходимости их присутствия на заседаниях палат Федерального Собрания
РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
27) приостанавливать исполнение приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, путем принесения на токовой представления (ст. 38 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
28) в исключительных случаях продлять срок предварительного следствия свыше 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК);
29) давать согласие на продление срока заключения под стражу свыше 12 месяцев (ч. 3 ст. 109 УПК);
30) направлять Президенту РФ представление о временном отстранении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и (или) руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 114 УПК);
31) принимать решение о возбуждении уголовного дела, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении:
— члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы,
— Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ,
— Уполномоченного по правам человека в РФ,
— Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ,
— члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ст. 448 УПК);
32) принимать решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства (ч. 4 ст. 462 УПК);
33) обращаться в любой суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступившего в законную силу решения и (или) определения суда общей юрисдикции, рассматривавшего гражданское дело (п. 1 ч. 4 ст. 377 ГПК);
34) в пределах компетенции прокурора в арбитражном процессе обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 52 АПК);
35) осуществлять иные полномочия.
Приведенный перечень прав Генерального прокурора РФ не является исчерпывающим. Помимо прав у Генерального прокурора РФ есть и обязанности:
1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
2) ежегодно представлять палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
3) нести ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
4) иные обязанности.
В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ состоит из положений, определяющих орган, уполномоченный на принятие данного решения, срок полномочий Генерального прокурора, а также круг действий, которые имеют место в случае отклонения предложенной кандидатуры. Право назначения на должность сроком на пять лет и освобождения от должности Генерального прокурора РФ предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ на своем заседании. Представление о назначении Генерального прокурора РФ направляется в Совет Федерации Президентом РФ. Если за кандидатуру Генерального прокурора проголосовало большинство членов Совет Федерации, он считается назначенным на должность. После чего Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит его к присяге. Содержание теста присяги следующее: «Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».
Однако предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ может не набрать требуемого количества голосов членов Совета Федерации и соответственно Генеральный прокурор РФ не будет назначен. В таком случае Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации другую кандидатуру. О назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности сообщается в средствах массовой информации (в печати).
textbook.news
Генеральный прокурор РФ, порядок его назначения, полномочия
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет.
Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.
Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты.
Вопрос.
Прокурор субъекта РФ. Порядок его назначения и полномочия.
Прокуроры Субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц (территориальных округов и областей), входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.
studopedia.ru
Порядок назначения генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, их компетенция
Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации
Согласно ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.
Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Порядок назначения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации
Согласно ст. 14 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Порядок назначения прокуроров субъектов Российской Федерации
Согласно ст. 13 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати
Компетенция прокуроров субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О прокуратуре» к компетенции прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров относится:
руководство деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;
издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками;
внесение изменений (при необходимости) в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
studopedia.org
Генеральный прокурор РФ
Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.
Назначение генерального прокурора РФ
Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.
Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.
После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.
В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».
Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.
В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).
Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ
В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.
Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:
1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.
Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.
2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.
3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.
4. Положения — акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.
5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.
Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания. Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений. Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.
Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании «Законность».
Права и обязанности генерального прокурора РФ
Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:
1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.
3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.
4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.
5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:
— в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
— прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
— заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
— ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.
6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.
7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.
8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.
9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.
10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.
11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.
12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».
13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.
14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.
15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.
16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).
17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.
18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.
Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.
Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:
— раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
— проводить прокурорский надзор;
— отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
— выполнять прочие обязательства.
Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год
С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:
1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.
2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.
3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.
4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.
5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).
6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно). За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».
7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.
utmagazine.ru
Генеральный прокурор РФ, его полномочия и порядок назначения на должность
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ его обязанности исполняет первый заместитель, а при его отсутствии — один из заместителей Генерального прокурора РФ.
Полномочия ГПрпо руководству системой прокуратуры: 8) руководит системой прокуратуры; 9) издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 10) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений; 11) устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 12) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 13) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей; 14) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.
Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ — 5 лет. прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
_______________________________________________________________________________