Государственная коммунальная собственность

Государственная и муниципальная собственность

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

be5.biz

1.2. Государственная и муниципальная собственность

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.

Государственной собственностью в РФ является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, то есть приватизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определения таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномоченный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации унитарного предприятия. Предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприятием, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуществом только с согласия собственника. Собственник может выделять финансовые ресурсы для приобретения казенным предприятием имущества, которое также не может быть впоследствии отчуждено без согласия собственника. Собственник определяет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связанные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюджета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг. При их недостаточности предприятию выделяются средства из федерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоятельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия минимизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

lib.sale

Государственная и муниципальная собственность – основа экономики

Костюченко Р И, г. Курск, Россия, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Большинство трудностей, испытываемых муниципальными образованиями в современной России, обусловлены острой нехваткой финансовых средств. Как свидетельствует история, эта проблема для нашей страны не нова. Не случайно, еще в XIX веке был популярен такой афоризм: «Муниципалитет развивается настолько, насколько он должен». К сожалению, он не утратил горькой иронии и в наши дни.

Уместно напомнить, что за счет местных бюджетов финансируется значительная часть расходов на среднее образование и здравоохранение, на содержание детских садов и жилья, на коммунальные услуги. Весь, на первый взгляд, широкий, но недостаточно обеспеченный спектр источников доходов муниципалитетов на практике составляют, прежде всего, доходы от налогов – федеральных, региональных и местных. Далее, это неналоговые доходы, наиболее значимыми из которых являются поступления от коммерческого использования муниципального имущества и природно-ресурсного потенциала, главной составляющей которого для большинства муниципальных образований являются соответственно нежилые помещения и земля. И, наконец, – доходы, поступающие от вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субвенций и субсидий.

В настоящее время ведется активная полемика на тему межбюджетных отношений. При этом существенную долю занимают вопросы разграничения налоговых поступлений и крайне мало обсуждаются значение, место и проблемы увеличения доходов от использования государственного и муниципального имущества.

Не случайно В.В. Путин в бюджетном послании Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2003 году» в качестве одной из первоочередных задач в области доходов выделил следующую: «Требуется создать систему эффективного управления государственными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений. Необходимо разработать публичный реестр государственной недвижимости, установить жесткий контроль со стороны государственных органов за использованием таких объектов, условиями их сдачи в аренду и за поступлениями арендной платы в доходы бюджетной системы».

В полной мере это требование относится и к управлению муниципальной собственностью. Значимость роли муниципального имущества в рамках развития местного самоуправления закреплена в Федеральном законе от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подтверждена в новом проекте этого закона, где 50-я статья гласит, что «Экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество…».

Особую важность вопросу управления муниципальной собственностью придает тот факт, что она является одним из немногих действительно собственных источников формирования местного бюджета наряду с местными налогами и сборами, поскольку они составляют средства, получаемые местными властями вследствие принятия ими самостоятельных решений.

Так, в 2001 году доходы от использования муниципального имущества в г. Курске составили около 25% поступлений, полученных из собственных источников. На протяжении последних четырех лет эта статья доходов по сравнению с другими продолжает набирать наибольшие темпы роста (в год увеличение составляет 1,5-2 раза).

Не надо доказывать, что собственность – основа любой социально-экономической системы. А для ее эффективного функционирования недостаточно воздействия рыночных механизмов. Необходима организация управления собственностью территорий и регионов на всех уровнях в рамках единой государственной политики, начиная с муниципального. До тех пор пока муниципалитет остается крупнейшим собственником, его положение будет обуславливаться двойственностью следующего характера: с одной стороны, он активно формирует внешнюю среду путем издания нормативных актов, обязательных для всех субъектов рынка, с другой – выполняет хозяйственные и социально-экономические функции, выступая на рынке в качестве одного из участников. Именно поэтому роль муниципального образования в рамках реализации полномочий собственника носит неоднозначный характер.

Муниципальное управление, как и государственное, в целом не следует противопоставлять рыночным механизмам, а рассматривать их как элемент эффективной экономики, призванный решать задачи не подвластные рынку. Так, например, государственная и муниципальная собственность создают материальную базу для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это обусловлено тем, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, авиатранспорт, почтовая связь и т.д.). Государство, а нередко и муниципалитеты, является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей, оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий. Муниципальная собственность позволяет городам быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности, она является гарантией многих договоров и соглашений. Муниципалитет создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Муниципальная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ и услуг.

С другой стороны, в настоящее время распространено мнение, что государственная и муниципальная собственность не так эффективна, как частная. В подтверждение этому приводятся следующие доводы:

1. Государственные и муниципальные предприятия в большинстве функционируют как инструменты «лечения» недостатков рынка с помощью ценовой политики и политики предоставления населению услуг заведомо считающихся не прибыльными, но необходимыми, учитывая социальную направленность. Поэтому затраты, связанные с различными общественными услугами (здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и т.д.) отрицательно влияют на фискальную эффективность муниципальных предприятий.

2. При управлении общественной собственности государство (муниципалитет) сохраняет контроль над активами предприятий и организаций, который, однако, при следовании предписаниям не мобилен и сопровождается большой волокитой и бюрократизацией. Кроме того, менеджеры государственных и муниципальных предприятий не имеют достаточных стимулов для эффективной работы или их плохо контролируют. В отличие от них частные собственники имеют более сильные стимулы к максимизации получения прибыли, так как они владеют собственностью и несут личную финансовую ответственность за последствия своих решений.

3. Частные предприятия менее подвержены политическому вмешательству, которое может привести к росту инвестиционного риска, а значит к нечетко определенным стимулам для управляющих. Государственные и муниципальные предприятия более восприимчивы к давлению со стороны заинтересованных групп.

4. Частные собственники выбирают менеджеров на основе оценки их профессиональных качеств управленца, а менеджеры государственных или муниципальных предприятий назначаются с учетом их способности «уживаться» с политиками и лоббировать интересы предприятия.

Однако если оценивать формы собственности по объективным экономическим и социальным эффектам, то невозможно доказать преимущества одной или другой. Так, например, можно возразить, что экономическая эффективность не всегда является главной характеристикой функционирования социально значимой организации. В этом случае скорее правомерно требование самоокупаемости деятельности. На другой довод можно ответить, что государство или муниципалитет как владелец (в большинстве случаев контрольного пакета акций) имеет возможность жестче контролировать работу менеджеров принадлежащих им предприятий, чем владельцы акций частных компаний.

Отчасти это возможно и потому, что государство (муниципалитет), хотя и в разной степени, но несет и законодательные функции. А при отсутствии четких правовых рамок или единых принципов управления иные собственники или менеджеры могут быть заинтересованы только в личном обогащении. В противовес можно выдвинуть следующий аргумент: при отсутствии необходимой законодательной и экономической стабильности в стране интересы частных собственников становятся краткосрочными и спекулятивными. И в этой ситуации государственное или муниципальное участие в предприятии, выступая как некая политическая гарантия надежности и защищенности, может оказаться для инвесторов и управляющего персонала предпочтительнее.

Таким образом, если каждая форма собственности занимает свою нишу рынка, а государство обеспечивает равные правила экономической деятельности субъектов всех форм собственности, то эффективность функционирования как частных, так и муниципальных структур зависит от качества менеджмента и конкурентной среды.

В любом случае при рассмотрении муниципальной собственности в конкретных российских условиях необходимо учитывать присутствие мультипликативного эффекта, под которым понимается быстрое распространение косвенного влияния на сопряженные сферы общественной жизни города.

Муниципальная собственность отличается множественностью механизмов прямого и косвенного влияния на социально-экономическое положение территории. Порою эффект такого влияния проявляется в далеких и не связанных, на первый взгляд, с муниципальной собственностью областях жизнедеятельности населения. Таким образом, значение муниципального имущества очевидно. Причем не только как статьи доходов местных бюджетов, но и как основы социального развития территории. Улучшение качества и уровня жизни горожан, расширение числа рабочих мест, насыщение потребительского рынка товаров и услуг, а также многое другое привело к необходимости решения многочисленных практических и вместе с тем сложных теоретических проблем, связанных с эффективностью управления муниципальной собственностью.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — собственность административно территориальных единиц, вид государственной собственности (п. 1 ст. 215 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК коммунальная собственность состоит из казны административно территориальной единицы и имущества,… … Юридический словарь современного гражданского права

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — то же, что и муниципальная собственность (собственность местных самоуправлений) … Юридическая энциклопедия

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см.: Муниципальная собственность … Энциклопедический словарь конституционного права

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — (см. КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Собственность Коммунальная — вид государственной собственности, владельцами которой являются граждане данного края, области, района и других первичных ассоциаций. Объектами С.к. являются жилищный фонд, жилищно коммунальное хозяйство, предприятия, содержащиеся за счет… … Словарь бизнес-терминов

Коммунальная квартира — («коммуналка») (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 13 Конституции и ст. 213 ГК государственная собственность является одной из форм собственности. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы (п. 2 ст.… … Юридический словарь современного гражданского права

Конституция Украины — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии … Википедия

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — в соответствии со ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы. Согласно ст. 215 ГК государственная… … Юридический словарь современного гражданского права

dic.academic.ru

Право государственной и муниципальной собственности

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Субъекты права государственной и муниципальной собственности

    Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

    Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

    Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

    В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, — специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

    Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

    Объекты права государственной и муниципальной собственности

    Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

    К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

    Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

    Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

    К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

    Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

    Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

    Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

    К объектам приватизации относятся:

    • предприятия и другие имущественные комплексы;
    • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
    • земельные участки;
    • жилые помещения;
    • акции открытых акционерных обществ.

    В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

    В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

    www.grandars.ru

    Смотрите так же:

    • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
    • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
    • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
    • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
    • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
    • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]