Гражданство приобретение и утрата

§ 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах.

Первый — принцип «права крови».

Второй — принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от граж­данства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.

Третий принцип — смешанный, который сочетает оба вышеназван­ных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независи­мо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родил­ся на территории страны, применяющей принцип «права почвы», авто­матически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том чис­ле Великобритания, Индия, США, Франция.

В Российской Федерации основным способом приобретения граж­данства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, про­живающие на территории Российской Федерации, являются иностран­ными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребе­нок родился на территории Российской Федерации, а государства, граж­данами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями от 17 октября 2003 г.). Ребенок, который находится на территории Россий­ской Федерации и родители которого неизвестны, становится граждани­ном Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в тече­ние шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального за­кона «О гражданстве Российской Федерации»).

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит пу­тем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладаю­щего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает го­

І ‘дави IX Международное право прав человека

сударственный язык этой страны, признает конституцию, имеет ства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усы­новлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.

В Российской Федерации установлен пятилетний срок проживания на ее территории перед подачей ходатайства о приеме в гражданство (подп. «а» п. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот срок сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в про­шлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не ме­нее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или доче­ри, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Рос­сийской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, пред­ставляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федераль­ным законом (подп. «а»—«е» п. 2 ст. 13 Федерального закона «О граж­данстве Российской Федерации»)

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан. В Российской Фе­дерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие воз­раста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обра­титься с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

а) имеют одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государст­вах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке постоянного проживания на территории Российской Федерации, знании русского языка, наличии средств к существованию и других, предусмотренных п. 1 ст. 13 Феде­рального закона о гражданстве Российской Федерации, ребенок и недее­способное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Россий­ской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согла­сия другого родителя на приобретение ребенком гражданства России­

§ 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

ской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

В настоящее время утвердилось правило, согласно которому женщи­на при вступлении в брак с иностранцем автоматически не теряет своего гражданства, как это было раньше.

Восстановление в гражданстве практикуется государствами в случа­ях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального зако­на «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные гражда­не и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Фе­дерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце ХУШ в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

Оптация — выбор гражданства населением территории, которая пе­реходит от одного государства к другому по соглашению между послед­ними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемни­ка, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной границы в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживаю­щие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, кото­рые установлены соответствующим международным договором Россий­ской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в со­ответствии с международным договором Российской Федерации Госу­дарственной границы Российской Федерации граждане Российской Фе­дерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство со­гласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

При трансферте (переходе территории от одного государства к дру­гому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. На­селение просто передают другому государству вместе с территорией. На­пример, в 1990 г. при объединении ФРГ и ГДР фактически был осущест­

232 Глава IX, Международное право прав человека

Подробнее см.: Кутафин О. ?. Российское гражданство. М., 2003.

влен трансферт населения ГДР, поскольку это государство перестало существовать как реальность.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие во­леизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ее гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвен­ция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с на­циональными законами государств1.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин мо­жет иметь гражданство иностранного государства в соответствии с феде­ральным законом или международным договором России. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекаю­щих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотре­но федеральным законом или международным договором России. Со­гласно результатам общероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., на момент переписи в Российской Федерации прожи­вало 40 тыс. лиц с двойным гражданством.

Во избежание дополнительных трудностей при двойном гражданстве государства нередко договариваются между собой о заключении двусто­ронних соглашений, в которых предусматривают условия, при которых граждане с двойным гражданством лишь в одном государстве (там, где они фактически проживают) несут воинскую службу и платят налоги.

Следует отметить, что большинство государств неохотно идут на то, чтобы их граждане имели двойное гражданство. Например, среди госу­дарств — участников СНГ только Туркменистан в декабре 1993 г. пошел на заключение договора о двойном гражданстве с Российской Федераци­ей. Спустя почти десять лет, в апреле 2003 г., Российская Федерация и Туркменистан решили прекратить действие указанного договора.

lib.sale

Способы приобретения и утраты гражданства

Гражданство — устойчивая правовая связь индивида с государством, выраженная во взаимном признании прав и соблюдении обязанностей. В ряде государств с монархической формой правления применяется термин «подданство». Эти термины в наши дни правового различия обычно не имеют. Гражданство как субъективное право включает в себя следующие правомочия: проживать на территории государства (в том числе, свободно покидать и возвращаться); обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой государственной власти.

Самый распространенный способ приобретения гражданства — по рождению (филиация). Существует два принципа: «право крови», когда ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, и «право почвы», когда ребенок становится гражданином государства, на территории которого родился. В законодательстве большинства стран предусматриваются оба принципа.

Другой распространенный способ — прием в гражданство (натурализация). Натурализация может осуществляться в силу закона (например, в некоторых государствах иностранцы, вступая в брак с гражданином этой страны, автоматически приобретают гражданство) или индивидуально (на основании личного ходатайства лица, желающего приобрести соответствующее гражданство). Обычно предусматривается ряд требований, предъявляемых к лицам, желающим приобрести гражданство в порядке натурализации, — ценз оседлости, имущественный ценз, знание государственного языка и пр.

Известные законодательству многих государств, но реже применяемые на практике способы приобретения гражданства: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому); признание гражданства (все жители территории на день образования нового государства признаются его гражданами); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства) и ряд других.

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. В первом случае утрата гражданства происходит по инициативе лица (отказ от гражданства), во втором случае — по инициативе государства в лице уполномоченных органов. В ряде государств закон разрешает лишать гражданства лишь натурализованных граждан (причем часто в течение определенного срока). В большинстве современных государств существует запрет на лишение гражданства.

be5.biz

10.1. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Под населением в международном праве понимают сово­купность всех физических лиц, находящихся на территории го­сударства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию на­селения входят граждане данного государства, иностранцы и ли­ца без гражданства.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа — «право крови» (jus sanguinis), т. е. рождение от родителя пли родителей — граждан конкретной страны, и «право почвы» (jus soli), т. е. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» — общности в силу проис­хождения — отдают государства, стремящиеся сохранить этно­культурное единство народа, традиционно проживающего па определенной территории (Германия, Швейцария). В государст­вах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. е. в данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы — сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе и в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Натурализация (укоренение) — предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида процедур натурализации:

1) натурализация, осуществляемая высшими органами госу­дарственной власти;

2) натурализация, осуществляемая органами государствен­ного управления: правительством либо (чаще всего) централь­ными отраслевыми органами государственного управления (ве­домствами внутренних дел);

3) натурализация, осуществляемая местными органами го­сударственной власти (встречается крайне редко);

4) судебная натурализация (также встречается редко). Пожалование гражданства, в отличие от натурализации,

осуществляется по инициативе компетентных властей государ­ства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно граждан­ство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Оптация — выбор гражданства населением территории, ко­торая переходит от одного государства к другому по соглаше­нию между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

Трансферт. При трансферте (переходе территории от одно­го государства к другому) мнение населения о том, хочет ли оно выбрать гражданство, не имеет значения. Население просто «пе­редают» другому государству вместе с территорией.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гра­жданства.

просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворе­ние.

Двойное гражданство — наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъ­явления в соответствии с национальными законами государств.

Множественное гражданство. Это — наличие у лица граж­данства двух или более государств, поэтому термин «множест­венное гражданство» является более точным, чем широко рас­пространенный термин «двойное гражданство». Однако чаше всего встречается термин «двойное гражданство». Оно порожда­ется коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государст­венного суверенитета. Согласно этому правилу, государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рас­сматривает его исключительно как своего гражданина независи­мо от того, положительно или отрицательно относится это госу­дарство к приобретению его гражданином иностранного граж­данства.

Однако обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенден­ции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допуска­ет для своих граждан двойное гражданство.

Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. допускает в некоторых случаях множественное гражданство (в частности, его могут сохранять дети, которые автоматически приобрели его в результате рождения, если это разрешает госу­дарство-участник). Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного госу­дарства в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором России.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый — договоры, направленные на устранение последст­вий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатиче­ской защиты или с военной службой). Такие соглашения само

двойное гражданство не устраняют. Среди них — многосторон­няя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосто­ронней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть за­падноевропейских государств охвачена сетью подобных двусто­ронних договоров. Из них многие посвящены только одному во­просу — военной службе лиц с двойным гражданством.

Второй вид договоров о двойном гражданстве — договоры, на­правленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

С целью предотвращения возникновения двойного граждан­ства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, со­гласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой стороны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Гражданство приобретение и утрата

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

наличие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

www.e-reading.club

§ 2. Приобретение и утрата гражданства

Во всех странах законодатель закрепляет возможное™ предоставления гражданства по рождению, хотя в этом возрасти человек не может определить свои предпочтения. Данпьп подход основывается на презумпции членства, согласно которой при рождении определенного лица имеется высокая степсш вероятности того, что оно проявит лояльность но отношению к государству, в котором родилось4.

1 Подробнее см.: ВгпЪаЪег К. С11Лгепх1ир апс! МаЬюпЬоос! т Ргапсс апс! Сспшту. Нагуагс!, 1992. Р. 82.

2 ЫаЫопаШу апс! 1п1сгпаЫопа1 Ьа* т Аьып Регьрсс11УС. На#ие, 1990. Р. 256 — 260. й ‘ Статья 1 Конвенции, регулирующей некоторые вслцюсы, связанные с коллшпсчг» вопросов о гражданстве, 1930 г. 1| 4 ВгиЪиЪег К. Ор. с11. Р. 27

§ 2. Приобретение и утрата гражданства 111

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа — «право крови» (|И5 зап^ийш), т. с. рождение от родителя или родителей — граждан конкретной страны, и «право почвы» ((из зоН), т. с. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» — общности в силу происхождения — отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего на определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. е. в данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы — сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы». В Российской Федерации допускается приобретение гражданства по рождению детьми, один из родителей которых является гражданином России, а также детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители неизвестны пли являются лицами без гражданства. Кроме того, возможно предоставление российского гражданства детям иностранцев, если государство происхождения родителей не предоставляет детям свое гражданство.

Практически во всех европейских странах законодатель устанавливает равные шансы отца и матери передать свое гражданство ребенку. Однако в ряде государств правовой статус ребенка по-прежнему определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неизвестен.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Не случайно в законодательстве различных государств можно встретить нормы о предоставлении гражданства детям, найденным на территории страны, родители которых неизвестны. Однако если в российском законодательстве возраст ребенка пс имеет значения, в зарубежных странах могут вводиться возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия).

Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны но рождению, на основании решения компетентного органа. Правом предоставления гражданства обычно наделяются высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация входит в компетенцию Короля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы относятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностранных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).

Натурализация носит персональный характер. Она может осуществляться как в результате личного выбора лица, желающего поменять свое гражданство, так и в связи с наступлением определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализации связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Хотя большинство государств и признает это право, практически все они устанавливают четкие критерии, которым должен соответствовать претендент па гражданство. Как правило, возможность получить гражданство иностранного государства невелика, если человек не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рождением па его территории.

Существуют различные подходы к натурализации иностранных граждан. В ряде стран она рассматривается как сугубо дискреционное полномочие государства (Германия, Швейцария, Япония). Кандидат должен отвечать определенным условиям, однако даже в случае их выполнения компетентный государственный орган имеет право определить, соответствует ли интересам страны предоставление гражданства данному лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подлежит обжалованию. Натурализация является привилегией, предоставляемой определенным лицам. Данная процедура предполагает тщательное рассмотрение дела каждого из претендентов, за натурализацию устанавливается достаточно высокая плата.

В других странах (США, Канада, Швеция) натурализуются все кандидаты, отвечающие установленным требованиям. В них от иммигрантов ожидают натурализации, которая ноощ-

§ 2 Приобретение и утрата гражданства

ряется государством. Установленная процедура достаточно проста, формально предусматривает сравнительно невысокие денежные сборы.

Во многих зарубежных странах введены достаточно жесткие требования к претендентам на гражданство. Практически повсеместно им надо прожить определенный срок на территории страны нового гражданства (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). Помимо этого они должны отвечать критериям материально-финансового (ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), морального (Аргентина — хорошее поведение) и уголовно-пра-вового характера (Австрия — отсутствие судебных приговоров или преследования в уголовном порядке). В ряде стран для получения гражданства необходимо продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положений конституции страны (США, Латвия). Иногда условием натурализации является принесение присяги верности данному государству (Италия, Филиппины).

В Российской Федерации для потенциальных граждан вводится только ценз оседлости (для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое), однако либерализм законодателя в значительной степени сводится на нет правопримепителыюй практикой и подзаконными актами в данной области. Так, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ1 предусматривает, что оформление органами внутренних дел материалов по вопросам гражданства в отношении лиц, прибывших на территорию России в связи с трудовым соглашением, учебой, другими целями, осуществляется после решения вопроса о месте их жительства на территории России (п. 3).

В законодательстве многих стран предусмотрен упрощенный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких иностранцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключивших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В стра-

‘ Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г № 386 в редакции Указа Президента Российском Федерации от 27 декабря 1993 г. № 2299. // Гражданство и свобода передвижения. М., 1994. С. 52 — 60.

Глава IV. Гражданство

пах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной территории. Более широкие подходы законодательно закрепляются только в России и Армении.

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казахстаном и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке (ст.

Определенная группа оснований для приобретения гражданства связана с территориальными изменениями или прекращением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — трансферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).

В тех случаях, когда определенная часть территории одного государства переходит под суверенитет другого, используется оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому государству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сделавшее выбор, будет жить па территории государства гражданской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым

§ 2 Приобретение и утрата гражданства 115

и двусторонним, происходит обычно по национальному признаку па основе принципа добровольности.

В ряде стран характер приобретения гражданства может оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их президентом может стать только гражданин по рождению. На Филиппинах устанавливается очень широкий перечень ограничений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президента, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов конституционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализованные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воздушном судне.

Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение. Так, в Малайзии заявление о выходе из гражданства должно быть зарегистрировано. Статус гражданина утрачивается с момента регистрации. В том случае, если страна находится в состоянии войны, заявление может быть зарегистрировано только с согласия федерального правительства.

В Российской Федерации выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе может быть отклонено, если лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненные обязанности перед государством, а у Российской Федерации отсутствует договор о правовой помощи со страной, в которой проживает или намерен поселиться данный гражданин.

Основания для утраты гражданства зависят от специфики конкретного государства. Во многих странах она происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иностранного гражданства, поступлением на гражданскую или военную службу другого государства. В Индонезии аналогичные правила распространяются и на службу в международных организациях, участницей которых страна не является, при условии, что лицо должно принести присягу при поступлении па служ-бу.

Во Франции лицо, имеющее гражданство этой страны, может быть его лишено в связи с осуждением за преступления против безопасности государства; за уклонение от обязанностей, налагаемых законом о воинской повинности; за действия, рассматриваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более 5 лет тюремного заключения (ст. 98 Кодекса о гражданстве). В последнем случае лишение гражданства возможно и в случае осуждения лица за границей.

В ряде стран вводятся ограничения, связанные с лишением гражданства. Запрет применения данной процедуры может касаться всех граждан (ст. 16 Конституции Германии) или только граждан но рождению (ч. 2 ст. 11 Конституции Испании). В ряде случаев применение данной процедуры может быть ограничено определенным временем в отношении натурализованных граждан. Так, во Франции лишение гражданства допустимо в течение 10 лет после его получения.

В соответствии с международно-правовыми стандартами лишение гражданства не должно носить произвольный характер (ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Оно может осуществляться только в соответствии с предусмотренной законом процедурой, в рамках которой гражданину необходимо предоставить все необходимые гарантии. Кроме того, должно быть предусмотрено право обжалования в судебном порядке принятого решения.

В законодательстве Советского Союза была закреплена возможность лишения гражданства по инициативе государства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. (ст. 7) предусматривалось две процедуры лишения гражданства — но приговору суда и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последующий Закон свел лишение гражданства

§ 2. Приобретение п утрата гражданства

к единой процедуре и установил основания для ее применения. Согласно Закону 1978 г. о гражданстве СССР, его можно было лишить по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Кроме того, в законодательстве были предусмотрены особые случаи лишения гражданства. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль» 1967 г. данные лица, независимо от их желания, автоматически утрачивали гражданство Советского Союза с момента выезда из страны.

В соответствии с действующим законодательством о гражданстве Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства пли права изменить свое гражданство (ч. 2 ст. 1 Закона о гражданстве РФ). Только в одном случае прекращение российского гражданства допускается без волеизъявления лица — в связи с аннулированием решения о гражданстве, если лицо предоставило ложные сведения п документы.

Добровольный выход из гражданства предполагает определенные действия со стороны гражданина. В Японии в этом случае необходимо обратиться с соответствующим заявлением к министру юстиции. Днем выхода из гражданства считается дата уведомления министра путем подачи такого заявления. Выход из гражданства России возможен по ходатайству гражданина, а также в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства, хотя бы одни из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало па постоянное жительство в другую стра-

Для государств — членов Совета Европы общепризнанным является тот факт, что гражданство не может быть утрачено до тех пор, пока лицо не получит другое гражданство. Данный подход направлен па то, чтобы предотвратить увеличение количества лиц без гражданства. Вместе с тем законы о гражданстве государств — членов СНГ п стран Балтии предусматривают возможность выхода из гражданства, не увязывая данный факт с приобретением лицом иностранного гражданства.

knigi.link

Смотрите так же:

  • Закон о национально культурной автономии Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ"О национально-культурной […]
  • Закон о гас выборы Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 января […]
  • Судебная лаборатория экспертиз курск Организация ФБУ КУРСКАЯ ЛСЭ МИНЮСТА РОССИИ Юридический адрес: 305000, КУРСКАЯ ОБЛ, КУРСК Г, РАДИЩЕВА УЛ, 17 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1318000 - Министерство юстиции […]
  • Телефон прикубанского суда краснодар Прикубанский районный суд г. Краснодара Краснодарского края 14 августа 1978 года, в связи с образованием Прикубанского района, был сформирован Прикубанский районный народный суд г. […]
  • Кто не имеет право избираться Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами […]
  • Нарушение трудового законодательства при увольнении работника Увольнение по всем статьям: инициатива работника (пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ) Маркелов А.В., эксперт по правовым вопросам Консультационного центра «Правовая защита» […]