История суда в ссср

Эволюция судебной системы в СССР накануне и во время войны. Статьи по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации

ЭВОЛЮЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В СССР НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

А.Я. КОДИНЦЕВ

В 1938 г. в СССР был принят Закон о судоустройстве. Судебная система подверглась реорганизации. До принятия нового Закона (в 1958 г.) судебные органы подверглись различным изменениям. В данной статье раскрывается история этих изменений. Анализом советской судебной системы при Сталине занимались современники, в том числе принимавшие непосредственное участие в ее создании. Исследователи просто описывали систему советского судоустройства с перечислением элементов судебной системы без всякого анализа .
———————————
Винокуров А. К вопросу о новом положении о судоустройстве Союза ССР и союзных республик // СЗ. 1935. N 1. С. 35 — 38; Винокуров А. Проект Конституции Союза ССР и судебные органы // СЗ. 1936. N 8. С. 24 — 27; Вышинский А.Я. Судоустройство в СССР. М., 1936, 1940; Голунский С. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и работа прокуратуры в суде // СЗ. 1938. N 11. С. 11 — 16; Голунский С.А., Карев Д.С. Учебник по судоустройству. М., 1939; Голяков И. Советский суд. М., 1947; Горшенин К.П. Советский суд. М., 1951, 1954, 1957; Добровольская Т.Н. Областной (краевой) суд. М., 1956; Крыленко Н.В. Сталинская Конституция и задачи судебных органов // СЮ. 1937. N 5. С. 6 — 13; Крыленко Н. Суд и прокуратура по проекту Конституции СССР // СЮ. 1936. N 20. С. 3 — 4; Рычков Н. Перестроить судебную работу // Известия. 1938. N 35. С. 3; Шаламов М. Судебное устройство Казахстана. М., 1941. С. 70 — 78.

Самую подробную и до сих пор непревзойденную работу по истории советского суда написал М.В. Кожевников. Первый вариант издания вышел в 1948 г. Второй вариант вышел в 1957 г. Во втором издании Кожевников осторожно рассказал о некоторых проблемах, существовавших в сталинской юстиции. Ученый подробно проанализировал эволюцию структуры советского суда и органов юстиции за 40 лет, проследил, как изменялась компетенция этих органов, внимательно изучил основные НПА. Работа Кожевникова еще долго будет служить настольным пособием для всех желающих описать историю советского суда. Кожевников указывал на трудности, с которыми сталкивались суды и органы судебного управления, кратко остановился на взаимоотношениях между отдельными органами юстиции .
———————————
Кожевников М.В. История советского суда (1917 — 1947). М., 1948; Кожевников М.В. История советского суда (1917 — 1956). М., 1957.

Эмигранты оценивали советское правосудие гораздо более негативно, чем зарубежные исследователи. В 1938 г. П. Гарви проанализировал характер судебной реформы в СССР. По его словам, новый Закон о судоустройстве выглядел как шаг вперед в сравнении с Основами 1924 г. Но это ложь, утверждал автор. Не было никаких гарантий независимости суда .
———————————
Гарви П. Судебная реформа // Социалистический вестник. 1938. N 15 — 16. С. 9 — 11.

Своего рода итог истории советского судоустройства подвел А.С. Смыкалин . В поздний советский период выходит много работ, посвященных истории республиканских судебных органов. Исследователи в первую очередь описывали структуру судебных органов. Но причины изменений не анализировали . В настоящее время в трудах отдельных исследователей можно встретить описания экспериментов с судебной системой СССР в 30 — 50-е годы XX в. .
———————————
Смыкалин А.С. Советское судоустройство: источники, систематизация, литература // Историко-юридические исследования правовых институтов и государственных учреждений СССР: Сб-к науч. трудов. Свердловск, 1986. С. 10 — 21.
Амирханян Б.Х. Возникновение и развитие судебных органов Армянской ССР: Дис. . канд. юрид. наук. Ереван, 1949; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Дис. . канд. юрид. наук. Вильнюс, 1958; Мартинович И.И. История суда в Белорусской ССР (1917 — 1960 гг.). Минск, 1961. С. 122 — 153; Мовсумов Д.Г. Советская судебная система в Азербайджане. Баку, 1970. С. 155 — 187; Настюк М.И. Создание и деятельность советских органов юстиции в западных областях УССР (1939 — 1941 гг.). Львов, 1977. С. 28 — 69; Овчинникова Г.Ф. Основные этапы развития советской судебной системы в Молдавии (1924 — 1950 гг.): Автореф. . канд. юрид. наук. Кишинев, 1971. С. 23 — 25; Стумбина Э.Я. Суд и прокуратура Латвийской ССР (история и устройство). Рига, 1962. С. 50 — 79; Супатаев А., Тайгин Ф. Создание и развитие советского суда в Киргизии (1917 — 1969 гг.). Фрунзе, 1971. С. 116 — 172; Сапаргалиев М.С. История народных судов Казахстана (1917 — 1965 гг.). Алма-Ата, 1966; Раудсалу В. Создание советской системы юстиции в Эстонии // Советское право. Таллин. 1984. N 3. С. 216 — 221 и далее; Сусло Д.С. Развитие органов правосудия и их деятельность в УССР (1918 — 1972 гг.): Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Киев, 1973. С. 17 — 20.
Власов В.И. История судебной власти в России. Кн. 2 (1917 — 2003 годы). М., 2004; 80 лет Верховного Суда Российской Федерации. М.: Изографика, 2003; Кутафин О.Е. и др. Судебная власть в России // История. Документы. М., 2004. Т. 5; Смыкалин А.С. Советский суд в довоенное время // Российская юстиция. М., 2002. N 2. С. 39 — 42; Смыкалин А.С. Советская судебная система в годы ВОВ // Российская юстиция. 2002. N 9. С. 39 — 42; Смыкалин А.С. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 39 — 42.

В последние десятилетия история судов стала привлекать к себе большое внимание историков и юристов. Выходит много публикаций по истории судебных органов отдельных областей и республик. Среди них можно отметить работу А.П. Абрамовского по истории Челябинского областного суда. Автор подробно описал структуру суда и его деятельность, провел тщательный анализ. Интерес представляет книга В.М. Вдовенкова о судебной власти в Хабаровском крае. Автор не только подробно проанализировал эволюцию структуры судебных органов, но и выявил специфику дальневосточной юстиции. Деятельность самарских (куйбышевских) судов подробно проанализирована в коллективной монографии, вышедшей в 2005 г. В 2004 г. вышла монография Л. Павловой о деятельности судов на Урале в советский и досоветский период. Фактически работа посвящена региональным судам, располагавшимся в разное время в Свердловске. Во многих работах по истории судов содержится информация по составам судов, выборам и т.д. Поскольку не все авторы использовали архивы, они допускали фактические ошибки .
———————————
Абрамовский А.П. Челябинский областной суд. 70 лет. Люди, события, факты. Челябинск, 2004. С. 16 — 97; В храме правосудия: книга об истории судов г. Кургана и Курганской области. Екатеринбург, 2004; Вдовенков В.М. Становление и развитие судебной власти на территории Хабаровского края. ХГАЭП, 2003; 80 лет Верховному суду Республики Бурятия. Улан-Удэ: Респ. типогр., 2003; Встать! Суд идет! (история самарской Фемиды). Самара, 2005. С. 218 — 255; Золотых В.В. История судов на Дону. Ростов н/Дону: Донской изд. дом, 2004; Названова Л.Н. Верховный суд Республики Мордовия: к 75-летию со дня образования, 1928 — 2003. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003; Павлова Л.А. Творить суд по закону и чистой совести. из истории судебной власти на Среднем Урале, 1722 — 2004 гг.: в док., мат-лах и коммент. Екатеринбург, 2004. С. 84 — 120; Пензенский областной суд: 65 лет. Пенза, 2005; Судебная власть Калужской области: история и современность. Полиграф-информ. Калуга, 2004; Суды Республики Башкортостан: Ист. очерк (сб.). Уфа, 2003. С. 134 — 145; Цыпленков С.А. Судебная система Орловской области: прошлое и настоящее. Орел, 2004.

Особый интерес представляет история специальных судов СССР. Современники описывали, как правило, структуру военных трибуналов (далее — ВТ) и редко их работу. С.А. Голунский и Д.С. Карев, ученые, работавшие в Военно-юридической академии, подробно проанализировали структуру и механизм функционирования органов военной юстиции. Также они подробно рассмотрели компетенцию органов военной юстиции, их состав, порядок комплектования, систему управления. История спецсудов подробно была описана в монографии М.В. Кожевникова. Исследователь главным образом описывал структуру судов и их компетенцию, не останавливаясь на практике их деятельности. В 1951 г. начальник управления кодификации и систематизации Министерства юстиции (далее — МЮ) СССР Д.С. Карев защитил докторскую диссертацию по военной юстиции СССР. Автор провел сравнительный анализ военной юстиции ряда стран .
———————————
Зейдин Е.Л. Двадцать пять лет военным трибуналам // Ученые записки ВИЮН. Вып. 4. М., 1945; Карев Д.С., Голунский С.А. Судоустройство. Ашхабад: ВЮА РККА, 1942. С. 26 — 97; Карев Д.С., Голунский С.А. Военные суды и военная прокуратура. М., 1940; Карев Д.С. Военные суды и военная прокуратура: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1951; Кожевников М.В. История советского суда (1917 — 1956). М., 1957; Строгович М.С. Военные трибуналы Советского государства. М., 1942.

В настоящее время одним из лучших является исследование В.В. Обухова по истории военных трибуналов войск НКВД. В исследовании Обухов подробно проанализировал структуру, компетенцию и систему управления военными трибуналами НКВД накануне войны. В частности, он рассмотрел расширение сети и компетенции трибуналов, особенности судопроизводства, судебное управление. Обухов детально проследил эволюцию становления военных трибуналов войск НКВД в довоенный период . Практически единственным автором, исследовавшим историю лагерной юстиции в СССР, является Г.М. Иванова. Автор подробно рассмотрела порядок формирования лагерных судов, их компетенцию, специфику функционирования, примеры приговоров, статистику преступности .
———————————
Бабенко Р.В. История становления и пути развития военных судов России // История государства и права. 2007. N 10. С. 13; Белозеров Б.П. Особенности советского судоустройства в чрезвычайных условиях войны (1941 — 1945 гг.) // История государства и права. 2000. N 4. С. 23 — 27; Деятельность органов военной юстиции в годы ВОВ (круглый стол журнала ГИП). М., 1995. N 8. С. 82 — 107; Журавлев В.Г. Военные трибуналы в СССР. М.: РИО ВПА, 1958; Загорский Г.И. Осуществление правосудия в Вооруженных Силах в период ВОВ: Дис. . канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1986; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9 — 13, 31 — 174; Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2003; Marc Jansen and Nikita Petrov Mass terror and the court: The Military Collegium of the USSR // Europe-Asia Studies. Volume 58, Issue 4 June 2006, pages 589 — 602.
Иванова Г.М. История ГУЛАГа, 1918 — 1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты. М., 2006. С. 393 — 420; Иванова Г.М. Лагерная юстиция в СССР. 1944 — 1954 // Труды института российской истории. М., 2004. С. 287 — 308.

В августе 1938 г. Верховный Совет СССР принял долгожданный Закон о судоустройстве. В целом можно отметить высокий уровень демократичности этого акта. Существенные изменения затронули институт народного суда. Выборы судьи производились на три года гражданами района (ст. 22). При этом сохранялась участковая система народных судов. Существование специальных участков народных судей, действовавших в 20 — 30-е годы XX в., не предусматривалось. Суды второго звена формировались областными Советами депутатов трудящихся сроком на пять лет. Суды третьего и четвертого звена избирались Верховными Советами также на пять лет. Суды второго звена и Верховные Суды (далее — ВС) союзных республик больше не включали в свой состав президиумы и пленумы и состояли только из двух коллегий — по уголовным и по гражданским делам. Верховный Суд союзной республики провозглашался высшим судебным органом республики. ВС союзной республики больше не определяли судебную политику и не обладали административными полномочиями. Все их влияние сводилось только к пересмотру в кассационном или надзорном порядке конкретных дел поступивших из нижестоящих судов, а также в вынесении определений по судебным делам. В отличие от общих судов все судьи специальных судов отныне должны были избираться Верховным Советом СССР на пять лет (ст. 54). В них не образовывались коллегии, и по смыслу закона они рассматривали только уголовные дела. Также в такие суды впервые вводились народные заседатели (ст. 55). Высший суд страны должен был состоять из пяти коллегий. В судебной системе оставался единственный Пленум — в составе Верховного Суда СССР. Он включал председателя суда, его заместителей и отдельных судей ВС СССР. В работе Пленума участвовали прокурор СССР и нарком юстиции СССР (ст. 76). Заседания Пленума должны были проводиться не реже одного раза в два месяца (ст. 77) .
———————————
Справочник народного судьи / Под ред. В.О. Антонова-Саратовского. М., 1946. С. 32 — 39.

После принятия нового Закона о судоустройстве в СССР 1938 г. Наркомат юстиции СССР занялся перестройкой системы судов. 20 сентября 1938 г. на Политбюро был утвержден новый состав Верховного Суда СССР в составе 37 человек (на сессии Верховного Совета СССР в августе 1938 г. было избрано 45 судей). По новому Закону вне коллегий остались председатель ВС СССР — И.Т. Голяков и его заместители И.Т. Никитченко и А.П. Солодилов. Другой заместитель, В.В. Ульрих, по-прежнему возглавлял военную коллегию Верховного Суда СССР (всего 10 судей). Состав Судебной коллегии по уголовным делам (далее — СКУД) был определен в семь судей (председатель П.А. Камерон). Судебная коллегия по гражданским делам (далее — СКГД) состояла из четырех судей во главе с А.А. Романовой (единственный руководитель ВС СССР без воинского звания). Железнодорожную коллегию (далее — ЖК) возглавлял И.М. Зарянов (девять судей), воднотранспортную (далее — ВТК) — Б.И. Иевлев, а с 1939 г. — Н.А. Наумов (руководитель коллегии на 15 лет) (всего четверо судей).
Составы ВС союзных республик также согласовывались с управлением кадров ЦК, после чего утверждались на Верховных Советах республик. 29 июля 1939 г. вторая сессия Верховного Совета РСФСР I созыва избрала ВС РСФСР в количестве 75 человек. Вторая сессия Верховного Совета БССР в июле избрала ВС БССР в составе 24 судей и 50 народных заседателей. В 1939 г. на второй сессии Верховного Совета Казахской ССР был избран ВС КазССР в составе 25 судей и 43 народных заседателей. ВС союзных республик состояли только из двух коллегий и не имели президиумов и пленумов.
Облисполкомы (областные советы) и Верховные Советы автономных республик также формально избирали судей региональных судов. Например, 15 июля 1939 г. по постановлению Пленума Челябинского облисполкома (далее — ЧОИК) в состав Челябинского областного суда (далее — ЧОС) было зачислено четверо судей. 18 июля 1940 г. ЧОИК отозвал шесть судей из состава областного суда. Верховный Совет Каракалпакской АССР принял 3 августа 1939 г. закон об избрании ВС КК АССР. Суд должен был включать 50 членов и народных заседателей. Вскоре он был избран на сессии Совета республики. 25 декабря 1940 г. Политбюро ЦК приняло решение о проведение выборов краевых, областных и окружных судов в СССР. Они были проведены в феврале — марте 1941 г. Из старого состава 157 членов судов не попали в новый список. Также было избрано 13817 народных заседателей. Областные суды состояли только из двух коллегий и не имели президиумов .
———————————
История советского государства и права Узбекистана: Т. 3 (1937 — 1958 гг.). Ташкент, 1968. С. 44; Мартинович И.И. История суда в БССР (1917 — 1960 гг.). Минск, 1961. С. 119; Сапаргалиев М.С. Возникновение и развитие судебной системы советского Казахстана. Алма-Ата, 1971. С. 186; ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 3. Д. 76. Л. 33; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 68. Л. 301; ОГАЧО. Ф. Р-1041. Оп. 2. Д. 1. Л. 37,40; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1002. Л. 16; Д. 1031. Л. 229.

Приказ наркома юстиции СССР Н.М. Рычкова N 78 от 23.09.1938 оформил перестройку судебной системы. После ликвидации спецколлегий их члены вошли в СКУДы областных и верховных судов. Ликвидировались отделения верховных и областных судов при ИТЛ, их дела также поступали в СКУДы. Согласно п. 7 Приказа для обслуживания ИТЛ были организованы постоянные выездные сессии соответствующих судов. Фактически это было простое переименование лагерных отделений. Сессии сохранили свой аппарат и делопроизводство. Председатели областных судов не вмешивались в их деятельность. Сессии сохранились во всех крупных ЛАГах. Например, при Дальлаге НКВД продолжала действовать постоянная сессия Хабаровского краевого суда (далее — ХКС) в Комсомольске-на-Амуре и Магадане. В Свердловской области действовали постоянные сессии по лагерным делам — Ивдельская и Североуральская. По сути дела, они в существенной степени оставались карманными судами ГУЛАГа. По настоянию Рычкова сессии постоянных судов постепенно закрывались в течение 1939 — 1941 гг.
Реализация Закона о судоустройстве находилась под особым контролем со стороны Комиссии советского контроля (далее — КСК) СССР. 15 декабря 1938 г. уполномоченные КСК по областям/республикам получили директиву от заместителя председателя КСК — Р.С. Землячки. Была организована новая тотальная проверка работы органов юстиции. В том числе рассматривались вопросы организации работы.
Постепенно число судов увеличивалось. Так, после разукрупнения Дальневосточного края в январе 1939 г. был ликвидирован Дальневосточный краевой суд. В Хабаровском крае кроме краевого суда остались областные суды. В Казахстане число областных судов возросло с 6 до 14. В Туркмении, Таджикистане и Киргизии в 1938 г. были введены окружные суды (в Туркмении с 1939 г. областные суды). Также система окружных судов была введена в прибалтийских республиках. Средний суд, например Свердловский областной суд, мог включать в себя 75 человек, в том числе 16 судей судебно-кассационной коллегии по уголовным делам и 11 судей СКГД .
———————————
Вдовенков В.М. Становление и развитие судебной власти на территории Хабаровского края. Хабаровск, 2003. С. 37 — 49; Кожевников М.В. Указ. соч. С. 288 — 289; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 27. Л. 225 — 229; Оп. 2. Д. 5. Л. 123; ГАСО. Ф. Р-364. Оп. 1. Д. 879. Л. 1 — 387; Д. 971. Л. 21 — 22.

В системе специальных судов в 1939 г. существовало 244 судебных органа. 34 линейных железнодорожных суда и 22 воднотранспортных суда подчинялись соответствующим коллегиям ВС СССР. 188 военных трибуналов подчинялись военной коллегии Верховного Суда СССР. Накануне войны число ВТ постоянно увеличивалось. Например, число ВТ войск НКВД выросло с 1939 по 1941 г. с 63 до 76. Система военных трибуналов войск НКВД была привязана к административно-территориальному делению страны. Низовые военные трибуналы находились в областях или в малых союзных республиках. Второе звено составляли ВТ округов. Кроме того, существовали отдельные трибуналы в наиболее крупных ЛАГах. В структуре военной коллегии Верховного Суда СССР сохранялось разделение на четыре отдела, в том числе 1-й Отдел судебного надзора, 2-й Отдел ВТ РККА, 3-й Отдел ВТ войск НКВД, 4-й Отдел ВТ ВМФ. Военный трибунал РККА включали в себя ВТ гарнизонов, дивизий, корпусов, армий, округов, фронтов. Состав специальных судов должен был избирать Верховный Совет СССР на пять лет. Вскоре возник вопрос о создании 3 — 4 военных коллегий в составе ВС СССР и о выделении их из состава ВС СССР .
———————————
Карев Д.С., Голунский С.А. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 15; Кожевников М.В. Указ. соч. С. 296 — 298; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. канд. наук. М., 2002. С. 38 — 39, 41, 43; Строгович М.С. Военные трибуналы Советского государства. М., 1942. С. 20; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 23а. Д. 319. Л. 24; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 1531. Л. 71 — 77.

В годы войны общегражданские судебные органы почти не претерпели существенных изменений. Сфера деятельности органов военной юстиции расширяется, гражданских судебных органов сокращается. Основные изменения затронули органы военной юстиции. Появляются военно-полевые суды, различные виды военных трибуналов и прокуратур. Многие общие суды прифронтовой полосы реорганизуются в военные трибуналы. Закрываются почти все постоянные сессии областных судов и на их основе создают военные трибуналы ИТЛ. Так, постоянная сессия Хабаровского краевого суда была закрыта в Магадане в июле 1941 г. и в Комсомольске-на-Амуре в апреле 1943 г. Транспортные суды и прокуратуры преобразуются в военные трибуналы и прокуратуры. Выборы народных судей и народных заседателей не проводились, их назначало управление наркомата юстиции союзной республики напрямую. В областных судах создают специальные части. Начальник части назначался председателем облсуда по согласованию с УНКГБ. Секретная часть вела секретное делопроизводство, обрабатывала секретную информацию, наблюдала за ходом передвижения секретных материалов, вела секретную переписку, проводила военно-мобилизационную работу, секретный архив. В годы войны расширяется сеть специальных участков народных судов, рассматривающих дела по трудовым преступлениям, хулиганству, хищениям собственности, по делам несовершеннолетних и т.д. Во исполнение постановления СНК СССР от 15 июня 1943 г. об усилении мер с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством были созданы специальные судебные участки народных судов по делам несовершеннолетних. Согласно указам ПВС СССР в апреле — августе 1943 г. были организованы городские суды в Свердловске, Молотове, Челябинске, Новосибирске, Саратове, Куйбышеве, Горьком. В октябре 1944 г. их ликвидировали .
———————————
Вдовенков В.М. Становление и развитие судебной власти на территории Хабаровского края. Хабаровск, 2003. С. 49; Справочник народного судьи. М., 1946. С. 217 — 218; ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 5. Д. 2124. Л. 35 — 46; ОГАЧО Ф. Р-906. Оп. 22. Д. 20. Л. 38; Д. 24. Л. 4.

После принятия Положения о военных трибуналах (1941 г.) начался непрерывный рост числа военных трибуналов, который продолжался до конца войны. 14 декабря 1941 г. ГКО преобразовала большинство линейных железнодорожных и водных судов в ВТ. ЖК реорганизовано в Военно-железнодорожную коллегию (далее — ВЖК) 28 июля 1942 г. ВТК в Военно-воднотранспортную коллегию (далее — ВВТК). По Указу ПВС СССР от 15 апреля 1943 г. на железных дорогах вводится военное положение, а 9 мая 1943 г. на морском и речном транспорте. После этого все линейные суды стали военными трибуналами. Наиболее крупной оставалась Военная коллегия, которая по-прежнему включала в себя четыре отдела (по родам войск) и три отделения. По данным Ю. Стецовского, в начале войны в СССР было 298 военных трибуналов (766 судей). К 1 марта 1942 г. уже 1121 ВТ и 3735 судей. Число военных трибуналов войск НКВД в конце войны составило 152. Всего в годы войны было сформировано 250 ВТ дивизий и укрепрайонов РККА (3000 судей). Численность военных трибуналов выросла к концу войны в пять раз.
Создавались новые виды трибуналов. 28 октября 1941 г. Московский городской суд был реорганизован в военный трибунал г. Москвы. В городских районах были организованы его секции (по три члена ВТ в каждой). С лета 1942 г. часть секций переименовали в районные военные трибуналы г. Москвы, подчиненные ВТ столицы. Три оставшиеся сессии рассматривали контрреволюционные преступления, хищения соцсобственности и бандитизм. ВТ г. Москвы был реорганизован в Московский городской суд в 1945 г. (все авторы по ошибке называют датой реорганизации 1943 г.). В дальнейшем, по данным В.В. Обухова, военные трибуналы РККА были созданы в городах и областях. Их подсудность не была четко определена .
———————————
Голунский С.А., Карев Д.С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 — 33; История. С. 585 — 586; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 88, 92, 97, 103; Очерки истории военных судов, военных тюрем и военно-уголовного законодательства. М., 2003. С. 76 — 79; Стецовский Ю. История советских репрессий. Т. 1. М., 1997. С. 80; Строгович М.С. Военные трибуналы Советского государства. М., 1942. С. 20; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 181. Л. 78.

В 1942 г. военные трибуналы включали: ВТ РККА, в том числе военные трибуналы дивизий, бригад, корпусов, дивизионов, районов авиабазирования, укрепрайонов, армий, городов, областей, авиации дальнего действия, групп; ВТ фронтов, округов, отдельных армий; военные трибуналы ВМФ, в том числе ВТ центральных учреждений и частей ВМФ, военно-морских баз, военно-морских гарнизонов, соединений морской пехоты, укрепленных районов, флотилий, флотов, ВВС ВМФ; военные трибуналы войск НКВД, в том числе ВТ областей/республик, округов, лагерей, дивизий, бригад, железных дорог, водных бассейнов, охраны тыла фронтов, охраны тыла армий, гарнизонов, Дальстроя, управлений строительства. Одновременно существовали военные прокуратуры фронтов, армий, соединений (корпусов, дивизий, бригад), войск НКВД по охране тыла фронта, железнодорожных войск, фронтов ПВО, авиации дальнего действия, военных округов, районов авиабазирования, учебных бригад, флотов, флотилий, военно-морских баз, морских оборонительных районов, секторов береговой обороны и т.д.
В марте 1943 г. военные трибуналы войск охраны тыла фронтов были расформированы. Но вскоре вновь восстановлены. По данным В.В. Обухова, в системе ВТ войск охраны тыла царила невообразимая путаница. Приказы по структуре военных трибуналов менялись ежеквартально. По штатам 1944 г. военные трибуналы войск НКВД округов делились на литеры «А», «Б», «В», «Г». Штаты ВТ областей/республик — на литеры от «А» до «Ж». Составы судов колебались от 53 до 8 человек, от 17 до 2 судей.
Верховный Совет СССР вопреки Закону о судоустройстве не избирал судей военных трибуналов, кроме членов военной коллегии. 28 июля 1942 г. вышел Указ ПВС СССР о введении народных заседателей в ВТ, и временных членов просто переименовали в заседателей, а выдвигало их по-прежнему политуправление. С этого момента вместо трех постоянных членов в ВТ действовали судья и два заседателя .
———————————
Голунский С.А., Карев Д.С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 — 33; На страже советских законов. М., 1972. С. 375; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 88 — 95; Строгович М.С. Основные принципы организации советской военной юстиции // Ученые труды ВИЮН. Вып. 8. М., 1946. С. 115, 121; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 247а. Л. 40; Д. 309. Л. 25.

Реорганизация судебной системы после принятия Закона о судоустройстве СССР 1938 г. способствовала унификации органов юстиции. Была сформирована единообразная структура судов и ликвидированы многие специальные судебные органы (камеры народных судов, лагерные отделения, спецколлегии областных и верховных судов, «городские» суды). В годы войны стройность системы была нарушена. Вновь создаются многочисленные, разношерстные судебные органы (камеры, городские суды и т.д.). Возрастает роль военных судов. Органы юстиции в существенной степени милитаризуются.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

www.justicemaker.ru

Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosōdia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия «Anthologia»
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
    • Авторы
    • Выбор читателя
    • О проекте
    • Архив
    • Контакты
    • История советского суда

      Акт, заложивший основы советской судебной системы, — это Декрет СНК от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде» ‹ 1. Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами. Компетенция местных судов была ограничена: по гражданским делам с суммой иска до трех тысяч рублей, по уголовным — наказанием не свыше двух лет лишения свободы.

      Был только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Местным судам при вынесении решений и приговоров временно разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверенным— по гражданским делам) мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.

      Далее последовал Декрет ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 года «О суде» ‹ 2. Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались городскими и уездными Советами. Рассмотрение гражданских дел осуществлялось в составе трех постоянных судей и четырех народных заседателей, уголовные дела разрешались в составе12 народных заседателей под председательством одного из постоянных судей. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных судов образовывались областные суды. Для производства предварительного следствия учреждались специальные следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся Советами. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве обвинителей или защитников.

      Декрет СНК от 13 июля 1918 года «О суде» ‹ 3 разрешил местным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тысяч рублей и уголовные дела, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет.

      Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.

      Суд в составе: а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства; б) постоянного судьи и шести народных заседателей — дела о наиболее опасных преступлениях; в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и остальные уголовные дела.

      Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались соответствующими Советами и были на положении государственных служащих. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия постоянному судье.

      Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года. Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам — при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.

      Декрет «О суде» ‹ 1 учредил революционные трибуналы. Первоначально ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные комиссии. Декрет СНК от4 мая1918 года сократил количество местных ревтрибуналов, уточнил их подсудность, учредил при каждом ревтрибунале следственную комиссию, а также особую коллегию для поддержания обвинения в суде и возбуждения уголовного преследования по подозрению в контрреволюционных преступлениях. Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 года учреждался Революционный трибунал при ВЦИК, в составе председателя и шести членов, которые избирались ВЦИК. При этом трибунале состояли Следственная комиссия и Центральная коллегия обвинителей, на которую возлагалось руководство аналогичными коллегиями при местных трибуналах.

      Согласно Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 года, ревтрибуналы учреждались по одному на губернию и, кроме того, в городах с населением свыше 200 тысяч человек. Они стали действовать в составе председателя и двух членов, избиравшихся на один месяц Советом или исполкомом только из числа ответственных политических работников. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры предоставлялось 48 часов с момента вручения копии приговора осужденному. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов при ВЦИК учреждался Кассационный трибунал.

      Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 года уточнило их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК.

      Кроме общих ревтрибуналов, осенью1918 года были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при соответствующих Реввоенсоветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими.

      В период гражданской войны и иностранной интервенции органы ВЧК на основании Декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности!» от21 февраля 1918 года и Постановления СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года применяли внесудебные репрессии. В Постановлении ВЦИК от17 февраля 1919 года «О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии» указывалось, что по делам, расследуемым ЧК, приговоры выносят только революционные трибуналы, которые к тому же наделялись правом проверки следственных действий.

      Начало судебной реформы 1922 года— издание 26 мая Положения об адвокатуре и 28 мая 1922 года Положения о прокуратуре.

      На прокуратуру были возложены следующие задачи: 1) осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, а также граждан путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; 2) надзор за производством дознания и предварительного следствия, а также за деятельностью органов ГПУ; 3) поддержание обвинения в суде; 4) надзор за правильностью содержания заключенных под стражей.

      Органы прокуратуры строились строго централизованно, по территориальному принципу, во главе с Прокурором Республики, которым по должности являлся Нарком юстиции. При Прокуроре Республики находились его помощники, руководившие отдельными отраслями деятельности прокуратуры. В непосредственном подчинении у Прокурора Республики состояли прокуроры областные (губернские), также имевшие своих помощников.

      Согласно Положению об адвокатуре, коллегии защитников должны были создаваться при областных (губернских) отделах юстиции на добровольных началах. Оплата труда защитников производилась клиентами.

      В октябре 1922 года ВЦИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому вместо действовавших общих судов и революционных трибуналов учреждалась единая трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного суда РСФСР.

      Вместе с тем «временно» допускалось наличие специальных судов, где должны были рассматриваться дела, требовавшие от судов специальных знаний и навыков или касавшиеся преступлений особой опасности, угрожавших оборонной мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов.

      Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией — для районных народных судов. Верховный суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности; кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог, в порядке надзора, рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

      Предварительное расследование уголовных дел должны были осуществлять народные следователи, состоявшие при областных (губернских) судах и Верховном суде РСФСР. Завершением преобразований судебных органов являлось учреждение при ЦИК СССР Верховного суда СССР, а также должности Прокурора Верховного суда СССР. Сложившаяся система закреплена в Основах судоустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР в октябре 1924 года. Основы внесли некоторые уточнения в ранее действовавшую систему. В частности, областной (губернский) суд в качестве кассационной инстанции должен был действовать в составе трех постоянных судей. При этом суде учреждались нотариальные конторы и состояли судебные исполнители. Областной (губернский) суд по отношению к районным народным судам, а также нотариату и судебным исполнителям являлся органом судебного управления и в этом качестве подчинялся Наркому юстиции республики, который одновременно был республиканским прокурором. С 1929 года в подчинение прокуратуре перешел следственный аппарат.

      Была реорганизована советская военная юстиции. В Положении о судоустройстве СССР от 1922 года было установлено, что все военные судебные учреждения действуют под общим контролем и наблюдением Наркомюста и Верховного суда СССР. Организация деятельности военных судов и надзор за ними возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Верховного суда РСФСР. С утверждением Верховного суда СССР руководство деятельностью военных трибуналов перешло к его Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали общесоюзными судами. Военные коллегии Верховного суда РСФСР были упразднены.

      Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре было принято ЦИК и СНК СССР 20 августа 1926 года. Военные трибуналы учреждались при военных округах (фронтах, отдельных армиях, флотах), корпусах, дивизиях. При всех трибуналах состояли военные следователи. Военным трибуналам были подсудны дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях в случаях, предусмотренных законом. Военный трибунал дивизии рассматривал дела о преступлениях, совершенных военнослужащими до командира батальона включительно. Трибунал корпуса — дела о преступлениях военнослужащих, занимавших должность до командира полка включительно. Трибуналу округа (фронта, отдельной армии, флота) были подсудны дела в отношении всех военнослужащих, за исключением лиц, персонально подсудных Военной коллегии Верховного суда СССР, а Военной коллегии Верховного суда СССР — уголовные дела исключительной важности, а также дела в отношении высшего начальствующего состава (от командира корпуса и выше). Все военные трибуналы действовали, как правило, в составе трех постоянных судей. Военные прокуроры учреждались при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры находился помощник Прокурора Республики. После образования СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчинение Прокуратуры Верховного суда СССР.

      Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. ВЦИК 16 октября1922 года наделил ГПУ правом применять внесудебную репрессию вплоть до расстрела в отношении лиц, взятых с поличным на месте совершения бандитских налетов и вооруженных ограблений. Особой комиссии НКВД этот закон предоставил право высылать и заключать в лагеря принудительных работ на срок до трех лет деятелей антисоветских политических партий и лиц, дважды судимых, в том числе и за общеуголовные преступления (кражи, грабежи, разбой, хулиганство и др.). С образованием СССР органы ГПУ были объединены в общесоюзном масштабе, Конституция СССР 1924 года закрепила создание Объединенного государственного политического управления при СНК СССР. ЦИК СССР 29 марта1924 года утвердил Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключений в концентрационный лагерь на срок до трех лет. Вынесение постановления о высылке и заключении в концлагерь в отношении лиц, признаваемых социально опасными, возлагалось на Особое совещание в составе трех членов коллегии ОГПУ.

      Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года определили следующие основы судебной системы: судебная система состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

      Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве, состояла из: 1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов первой инстанции; 2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции. К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

      Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

      Верховный суд СССР определялся как высший судебный орган страны и действовал в составе: а) Судебной коллегии по уголовным делам; б) Судебной коллегии по гражданским делам; в) Военной коллегии; г) Железнодорожной коллегии; д) Воднотранспортной коллегии.

      Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в июле 1936 года.

      В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена должность Прокурора СССР. Положение о прокуратуре Союза СССР, утвержденное 17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру: а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти — Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям правительства; б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями.

      С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. Указ Президиума верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания (расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В случае отсутствия в течение 72 часов ответа о приостановлении приговора он приводился в исполнение. В июле — сентябре 1941 года Президиум Верховного Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля1941 года лица, виновные в совершении этого преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также рассматриваться специальными военными трибуналами.

      В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было установлено, что во всех случаях, когда постановлениями Правительства СССР предусмотрена ответственность зато или иное преступление «по законам военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях на рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел, установленного «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.

      Возрастает общее число военных трибуналов Красной армии и Военно-морского флота. Действовали трибуналы в военных соединениях: отдельных бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах и гарнизонах. Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военные трибуналы фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций, самовольными уходами рабочих и служащих с предприятий военной промышленности, злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими преступлениями. Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от22 июня 1941 года в местностях, объявленных на военном положении, линейные суды железных дорог и водных бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в транспортные военные трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте вся транспортная юстиция СССР была преобразована в военную, а в составе Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной войны, составляли: 1) военные трибуналы Красной армии и Военно-морского флота; 2)военные трибуналы НКВД; 3) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта; 4) военные трибуналы, созданные на базе местных народных судов в силу чрезвычайной обстановки военного времени; 5) военно-полевые суды, образованные при дивизиях действующей армии по Указу Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» от 19 апреля 1943 года. Были созданы военно-полевые суды, которые действовали в составе председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела контрразведки «СМЕРШ», заместителя командира дивизии по политчасти и прокурора дивизии. Все приговоры военно-полевых судов утверждались командиром дивизии и немедленно приводились в исполнение.

      Вся система военных трибуналов по-прежнему возглавлялась Верховным судом СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР действовала в качестве: а) суда первой инстанции по наиболее важным делам особой подсудности; б) кассационной инстанции для военных трибуналов округов, флотов и отдельных армий в местностях, не объявленных на военном положении; в) надзорной инстанции по делам всех военных трибуналов, кроме трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения, в отношении которых аналогичные функции выполняли Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии Верховного суда СССР.

      Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся. Кадровые вопросы решались в административном порядке.

      В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

      В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при Совете Министров СССР. В1957–1960 годах во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР — в1963 году). Функции министерств юстиции стали выполнять верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены и законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы и как органы, руководящие низовыми (районными, городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

      По постановлению ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов»30 июля1970 года было восстановлено союзно-республиканское Министерство юстиции СССР. На Министерство юстиции СССР возлагалось организационное руководство судами, содействие совершенствованию их деятельности. Важнейшей функцией министерства являлись систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства, методическое руководство и координация работы государственных учреждений и общественных организаций по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства. Кроме того, на министерство возлагались функции по руководству адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных, следственных органов и учреждений юстиции. В соответствии с этим в составе министерства были созданы управление общих судов, управление военных трибуналов, управление систематизации законодательства и подготовки законопроектов, управление правовой работы в народном хозяйстве, отдел по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан, отдел нотариата и загсов, отдел адвокатуры, отдел судебно-экспертных учреждений и др.

      Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась, и создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

      Новый Закон СССР «О Верховном суде СССР» был принят 30 ноября1979 года. Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действовал в составе Пленума, трех коллегий — по гражданским делам, по уголовным делам и военной. Пленум рассматривал в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривал материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей верховных судов союзных республик.

      Судебные коллегии утверждались Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. В качестве первой инстанции они рассматривали дела исключительной важности, в порядке надзора — протесты на решения Верховных судов союзных республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам. Военные трибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступлениях военнослужащих.

      Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы. При народных судах состояли судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняли решения и приговоры суда.

      magazines.russ.ru

      Смотрите так же:

      • Закон про выдпустки Закон про відпустки Закон про відпустки встановлює державні гарантії права на відпустки, визначає умови, тривалість і порядок надання їх працівникам для відновлення працездатності, […]
      • Экспертиза табачных изделий Экспертиза табака и табачных изделий. Качество и безопасность. Учебно-справочное пособие Учебно-справочное пособие входит в серию "Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного […]
      • Ст 203 закона о банкротстве Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 - 223) Глава X. Банкротство гражданина См. схему "Банкротство гражданина" Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве […]
      • Какие налоги платят филиалы Обособленное подразделение в другом городе: куда платить налоги В случае расширения деятельности компания может открыть обособленное подразделение в другом городе. Проанализируем порядок […]
      • Квартиры по субсидии молодой семье «Молодая семья» в 2017 году Жилищный вопрос приходится решать людям разных возрастных и социальных категорий, но для молодых семей он особенно актуален. Расскажем о государственных […]
      • Сущность налог на прибыль Сущность налог на прибыль В настоящее время, кажется нельзя прожить и дня, не услышав про "налоги". О них говорят везде: по радио, телевидению, пишут в газетах, журналах, в Интернете им […]