Элементы налогов лекция

Элементы налогов лекция

Конспект лекции: Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном акте):

  • — налогоплательщики (субъекты налогообложения);
  • — предмет и объект налогообложения;
  • — налоговая база;
  • — налоговый период;
  • — налоговая ставка;
  • — порядок исчисления налога;
  • — порядок и сроки уплаты налога.
  • Вторая группа: факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

    Субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которое в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств: организации, физические лица.

    Носитель налога – то лицо, которое несет на себе налоговое бремя.

    Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд.

    Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственного, местного самоуправления) принимающие от налогоплательщиков в уплату налогов и сборов перечисляющие их в бюджет.

    Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через:

    • — законного представителя (представительство по закону – директор, бухгалтер);
    • — уполномоченного представителя (представительство по доверенности);

    Резиденты – это лица, имеющие постоянное местопребывание в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность, пребывает на территории РФ – 183 дня календарного года).

    Нерезиденты – лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат только те доходы, которые получены на территории данной страны (ограниченная налоговая обязанность).

    Предмет налогообложения – это реальная вещь (земля, автомобиль, др. имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.). Пример: предмет – земельный участок, объект – право собственности на землю.

    Объект налогообложения – это юридический факт (действие, событие, состояние), которое обуславливает субъекта платить налог:

    • — совершение оборота по реализации товара;
    • — владение имуществом;
    • — совершение сделки купли-продажи;
    • — вступление в наследство;
    • — получение дохода и др.
    • Масштаб налога – это установленная законом характеристика измерения предмета налога:

      • — при измерении дохода или стоимости товара используют денежные единицы;
      • — при исчислении акцизов на алкоголь – крепость напитков;
      • — при определении транспортного налога – мощность или объем двигателя.
      • Единица налога – условная единица принятого масштаба:

        • — при налогообложении земель – 1 га, 1 кв.м;
        • — при налогообложении добавленной стоимости – 1 руб;
        • — при исчислении транспортного налога – одна лошадиная сила.
        • Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

          allsummary.ru

          Элементы налогообложения перечень, определения, виды

          Виды налогов и сборов

          Порядок установления и введения налогов и сборов

          1. Федеральные налоги и сборы:

          1.1. Налог на добавленную стоимость.

          1.3. Налог на доходы физических лиц.

          1.4. Единый социальный налог.

          1.5. Налог на прибыль организаций.

          1.6. Налог на добычу полезных ископаемых.

          1.7. Водный налог.

          1.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

          1.9. Государственная пошлина.

          Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

          2. Региональные налоги:

          2.1. Налог на имущество организаций.

          2.2. Налог на игорный бизнес.

          2.3. Транспортный налог.

          Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

          Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

          3. Местные налоги:

          3.1. Земельный налог.

          3.2. Налог на имущество физических лиц.

          Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

          Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

          Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов.

          Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

          4. Специальные налоговые режимы:

          4.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

          (единый сельскохозяйственный налог).

          4.2. Упрощенная система налогообложения.

          4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

          4.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

          Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренными кодексом иными актами законодательства о налогах и сборах.

          Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

          Элементы налогообложения (перечень, определения, виды)

          Налогу, как экономической категории, присуща своя система элементов, которая выражает его содержание и форму. Совокупность компонентов образует единое понятие налога. Элементы налога представляют собой составные части (компоненты) налога, в совокупности определяющие его форму и содержание, принципы построения и организации взимания и устанавливаемые законодательными актами государства.
          Ст. 17 ч.1 НК РФ гласит: “Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога”.
          В налоговом праве различают существенные и несущественные элементы налога.
          К существенным элементам, без которых порядок исчисления и уплаты налога в бюджет считается неопределенным, относятся: субъект налога (плательщик), объект обложения, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, способы и порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, отчетный период.
          К несущественным (факультативным) элементам налога, отсутствие законодательного определения которых не влияет существенным образом на выполнение налоговых обязательств плательщикам, но может снизить качество их исполнения, относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога и начисленных штрафных санкций, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и пр.
          Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.
          Носитель налога – это лицо, которое принимает и несет на себе тяжесть налогового бремени в результате его переложения.
          Объект налога – это предмет или действие (событие, состояние) субъекта налога, на который падает налог. Названия многих налогов вытекают из объекта обложения.
          Основанием для возникновения обязательств по уплате налога служит наличие объекта обложения. Российское налоговое законодательство определило следующие объекты налогообложения: доход (прибыль), валовая выручка, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ц.б., валютой, добавленная стоимость продукции, владение и передача имущества.
          Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения и один и тот же объект не может облагаться налогом более 1-го раза за установленный законом для данного налога период.
          Предмет налога – это объект налога до распространения (возникновение) на него налоговых обязательств. Пример: по налогу на имущество предметом налога является им-во как таковое, а объектом – правовая возможность владеть и распоряжаться этим имуществом.
          Источник налога – это доход субъекта (з/п, прибыль, выручка, дивиденды и пр.), из которого уплачивается налог.
          Налогооблагаемая база – часть дохода или стоимости, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется ставка налога. Она равна объекту налога минус налог. льготы.
          Масштабом обложения называется та единица, которая кладется в основу измерения налога (в промысловом налоге масштабом м.б. оборот предприятия, прибыль, капитал, количество рабочих и станков, величина помещения или плата за него и т.д.).
          Единицей обложения называется самая мера, с которой исчисляется налог (со стольких-то десятин столько-то, с каждой сотни рублей). Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка), единица обложения берется как мера (с каждого станка столько-то). Единица измерения объекта налога по подоходнику, по налогу на прибыль – денежная единица страны (рубль), по змельному налогу – гектар, по акцизу на водку – её крепость, на бензин – литр или тонна и т.д. Единица обложения есть единица масштаба налога, которая используется для количественной характеристики налоговой базы, а значит, и предмета налогообложения.
          Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения.
          Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения, или норма налогообложения. НК РФ определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется на
          логовой квотой.
          Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (объект) обложения независимо от размера доходов. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта налогообложения (основные ставки в мире). Смешанные ставки – сочетают обе.
          Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением доходов. Пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом проценте к объекту налога без учета его величины. Прогрессивные ставки возрастают с увеличением размера объекта обложения.
          Сроки уплаты налога – календарная дата или определенный период времени, в течение которого субъект налога рассчитывается с государством по своим налоговым обязательствам. Налоговым законодательством РФ установлены следующие сроки: ежедекадные (не позднее 15, 25-го числа текущего месяца и 5-го числа следующего за отчетным), ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные.
          Налоговый период – интервал времени, в который определяется размер налогового обязательства плательщиков перед бюджетом. По НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которого уплачиваются авансовые платежи (ст.55 ч.1 НК РФ). В нашей стране налоговый период равен финансовому (календарному) году.
          Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов юр. и физ. лиц в соответствии с действующим законодательством. НК характеризует льготы по налогам как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 ч.1 НК РФ).
          Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

          works.doklad.ru

          Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов)

          В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

          Оглавление

          • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
          • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
          • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
          • 4. История налогообложения в России до XIX в.
          • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
          • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»
          • 9. Фискальная функция налогов
          • 10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения
          • 16. Налоговое правоотношение и его характеристика. Виды налоговых правоотношений
          • 10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения

            Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

            Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства.

            Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство РФ, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

            Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

            Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

            В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

            Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

            Основные принципы налоговой системы РФ:

            – каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги;

            – налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования государства;

            – не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства;

            – не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

            Составные части этой налоговой системы – элементы налогообложения.

            К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.

            В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

            1) объект налогообложения;

            2) налоговая база;

            3) налоговый период;

            4) налоговая ставка;

            5) порядок исчисления налога;

            6) порядок и сроки уплаты налога.

            При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. [6, 9, 12, 13]

          • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
          • 8. Экономические принципы налогообложения в основе системы налогообложения
          • 11. Отличие системы налогов от налоговой системы
          • 12. Налоги и сборы в налоговой системе России
          • 13. Налоговая база. Налоговая ставка и ее виды
          • 14. Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права
          • 15. Источники налогового права. Предмета налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений
          • 17. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов и привлекаемые для проведения контрольных мероприятий
          • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

            kartaslov.ru

            Понятие и элементы налога и налогообложения

            Понятие налога

            Определение налога содержится в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее — НК), согласно которой налогэто обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

            Из данного определения можно выделить следующие признаки налога:

            законодательный порядок установления;

            процедурный характер взимания;

            личный характер исполнения обязательства.

            Публичность – указывает на его общественное предназначение, которое заключается в обеспечении формирования бюджетов различных уровней, расходуемых в интересах общества и государства.

            Законодательный порядок установления предполагает установление и введение налога исключительно посредством принятия законодательным органом власти нормативного правового акта в виде закона.

            Обязательность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона является обязанностью последнего, которая подлежит неукоснительному исполнению.

            Абстрактность – это возникновение в результате его установления у физ лиц и организаций ничем, кроме закона не обусловленной обязанности по его уплате для покрытия неких общественно значимых расходов.

            Процедурный характер заключается в том, что взимание налогов не допускает произвольного поведения налогоплательщиков при их уплате, а строго подчинено установленным процедурам и осуществляется в рамах налогового производства.

            Индивидуальность означает личный характер исполнения обязательства по уплате налога — согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого прямо запрещено). В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

            Примечание: при этом остается открытым вопрос о том, как в этом случае дети могут уплачивать налоги?

            Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

            Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах. Но не следует понимать буквально, т.к НК предусматривает основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных налогов.

            Принудительность изъятия не отрицает возможности самостоятельной добросовестной уплаты налогов. Но исполнение этой обязанности обеспечивается силой гос. принуждения. В случае неисполнения своих обязанностей налогоплательщиком, отчуждение его доли собственности в счет уплаты налогов осуществляется принудительно.

            Законно установленный налог

            Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, т.е. такие налоги и сборы, которые установлены законом (а не любым нормативно-правовым актом).

            Из статьи 3 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи может быть возложена на налогоплательщика только при одновременном выполнении следующих условий:

            налог, сбор, иной взнос или платеж предусмотрен Налоговым кодексом РФ;

            налог, сбор, иной взнос или платеж обладает всеми установленными Налоговым кодексом РФ признаками налога или сбора;

            Из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П следует, что все элементы налогообложения должны быть определены законом, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогового обязательства. Данный вывод подтверждает и Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П, в п. 5 которого прямо указано «Конституционным требованием законного установления налога, в том числе регионального, является определение федеральным законодателем исчерпывающим и недискриминирующим образом круга плательщиков этого налога«.

            Этот вопрос имеет большое практическое значение, т.к. ряд исходя из изложенного не все налоги можно считать законно установленными (например, транспортный налог, НДФЛ с наследства), а это значит, что обязанности по уплате таких налогов нет и любые требования об уплате таких налогов являются незаконными.

            Что же делать в таких случаях?

            В таких случаях надо:

            обязательно отвечать на каждое полученное налоговое уведомление;

            отвечать таким образом, чтобы у налогового органа не оставалось никаких сомнений о возникшем споре о праве.

            Спор о праве — это спор по принципиальному вопросу: если налог не установлен, то нет и обязанности его уплачивать. О возникшем споре о праве желательно известить суд или указать в ответе налоговому органу, что о возникшем споре о праве также извещен суд. Такое заявление в суд может быть следующего содержания:

            В ____ суд
            от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____
            Заявление о возникновении спора о праве
            Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как «_____ налог».
            По основаниям, приведенным в моем ответе налоговому органу (копия прилагается), требование об уплате данного налога является незаконным (копия ответа прилагается). Данный налог не может считаться «законно установленным».
            Извещаю суд, что в отношении уплаты _____ налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ, действующем налоговом законодательстве.
            Заявляю, что рассмотрение (возможного) заявления налогового органа о взыскании с меня какой-либо недоимки по данному налогу в порядке приказного производства невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 125 ГПК РФ.
            Приложение. Копия ответа налоговому органу от __.__.201__ на __ листах.
            Дата. Подпись

            По мнению некторых авторов (например, — Королева А.Н.) в такой ситуации налоговый орган, скорее всего, в суд не пойдет вообще: проиграв спор по существу хотя бы в одном суде, «похоронен» будет налог на всей территории России. Однако наша «локальная» цель – превентивными мерами добиться того, чтобы либо налоговый орган в суд вообще не обратился, либо при обращении в суд судья отказал в выдаче судебного приказа. Ибо судья понимает «цену вопроса» и в судебном процессе «налог Иванова И. И. против всего транспортного налога России» интересы государства победят независимо от законодательства, постановлений Конституционного Суда, честности и беспристрастности самого судьи, тем более при наличии апелляционной и кассационной инстанций. Финансовые интересы государства, даже основанные на глупости законодателей, явном беззаконии и безграмотных письмах Минфина, не оставят вам в процессе ни малейшего шанса. Поэтому, чтобы не подвергать проверке эти самые «честность и беспристрастность», до процесса лучше не доводить «по формальным основаниям» – «есть спор о праве, нет судебного приказа, нет его отмены, нет рассмотрения дела по существу в порядке искового производства».

            Функции налогов в системе налогообложения

            В теории налогового права принято различать следующие функции налогов:

            Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

            Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

            Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

            Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

            Фискальная функция является основной функцией налога. Главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

            Распределительная (социальная) функция — заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

            С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.

            Элементы налога и налогообложения

            Элементы налога это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

            В статье 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:

            порядок исчисления налога;

            порядок и сроки уплаты налога.

            Схематично существенные элементы налогообложения можно представить так:

            Указанные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи этих элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

            Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

            Субъектами налога являются налогоплательщик. Согласно статье 19 НК налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

            Объект налогообложения

            Согласно пункту 1 статьи 38 НК объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

            Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК.

            Объект налогообложения часто дает название самому налогу (например, транспортный налог, налог на доходы физических лиц т.п.).

            Налоговая база

            В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая базаэто стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

            Общие вопросы исчисления налоговой базы закреплены в статье 54 НК.

            Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Названный порядок распространяется на налогоплательщиков-организации.

            Согласно правилу, изложенному в пункте 2 статьи 54 НК, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

            Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (пункт 3 статьи 54 НК). К примеру, если налогоплательщик — физическое лицо получил доход от организации, то его доход определяется на основании справки по форме 2-НДФЛ, а если он получил доход от другого физического лица — тогда на основании декларации 3-НДФЛ и приложенной к ней копии расписки или иного платежного документа.

            Налоговый период

            Согласно пункту 1 статьи 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

            налога на добавленную стоимость (НДС) налоговым периодом является квартал (статья 163 НК);

            налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговым периодом является календарный год (статья 216 НК);

            упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК);

            единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — налоговым периодом признается квартал (статья 346.30 НК);

            по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц — налоговым периодом является календарный год.

            Федеральным законом от 18.07.2017 № 173-ФЗ в порядок определения налогового периода внесен ряд уточнений, а именно:

            • если организация была создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года;
            • если организация была создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее создания;
            • если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физлица в качестве ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физлица в качестве ИП);
            • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (ИП), налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (регистрации ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физ. лица в качестве ИП);
            • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физлица в качестве ИП);
            • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физ. лица в качестве ИП).
            • Налоговая ставка

              В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

              Ставки различных налогов могут быть едиными, а могут быть и разными в зависимости от объекта, субъекта или других элементов налогообложения.

              налога на доходы физических лиц налоговая ставка может быть 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида дохода и статуса налогоплательщика (статья 224 НК);

              упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговые ставки установлены в размере 6% и 15% в зависимости от объекта налогообложения (статья 346.20 НК);

              по транспортному налогу статьей 361 Налогового кодекса установлены лишь условные ставки, которые могут быть изменены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз;

              по налогу на имущество физических лиц — ставки установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в зависимости от стоимости недвижимого имущества.

              Порядок исчисления налога

              По общему правилу, изложенному в части 1 статьи 52 НК, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но, как известно, из любого правила есть исключения.

              К примеру, по имущественным налогам физического лица (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) обязанность по исчислению размера налога и направлению налогового уведомления об уплате налогов лежит на налоговом органе. Более того, до тех пор, пока налогоплательщик не получит налоговое уведомление, обязанности по уплате этих налогов у него не возникает.

              Порядок и сроки уплаты налога

              Согласно пункту 1 статьи 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

              налогу на доходы физических лиц срок уплаты налога установлен до 15 июля года, следующего за истекшим (статья 228 НК);

              по транспортному налогу срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим (статья 363 НК).

              Налоговые льготы

              В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

              Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

              В Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК. Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

              При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков, к примеру:

              для налога на имущество физических лиц льготы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для отдельных объектов и субъектов налогообложения (до 31.12.2014) и статьей 407 НК (с 01.01.2015);

              для транспортного налога льготные субъекты налогообложения определяются законом каждого региона.

              Прямые и косвенные налоги

              В теории налогового права принято также различать прямые и косвенные налоги.

              Прямые налоги налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

              Косвенные налоги налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов — акциз, налог на добавленную стоимость).

              Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик — потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

              Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена — 27.08.2015, 27.11.2015, 14.09.2016, 21.07.2017

              Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

              yuridicheskaya-konsultaciya.ru

              Смотрите так же:

              • Президент подписывает федеральные законы Президент подписывает федеральные законы Глава 4. Президент Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является […]
              • Форма заявления о досрочном сокращении Получаем согласие на досрочное увольнение при сокращении: образец 2018 Уведомление сотрудников – обязательный этап процедуры сокращения Одним из этапов сокращения является уведомление […]
              • Ст15 закона рф от 07021992 г Ст15 закона рф от 07021992 г Судебный участок № 11 Ленинградской области (Волховский район) Дело № 2 - 460/14г. Именем Российской Федерации 04 июня 2014 года г. Волхов Мировой судья […]
              • Печать верховный суд Печать организации (юридического лица). Закон № 82-ФЗ об отмене использования печатей Закон об отмене использования печатей организации Эта статья написана в рамках пошагового руководства […]
              • Субсидии для пенсионеров в 2018 году Законы РФ 2018 Постепенная российская пенсионная реформа в 2018 году начнется сразу после выборов президента страны. Об этом заявляют аналитики, ссылаясь на то, что действующий глава […]
              • Пункт правил 161 Пункт правил 161 Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» (с изменениями от 30 июня, 29 […]