Какие права имеет гражданин как избиратель

Последние новости

Избиратели – граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть правом избирать.

Активным избирательным правом обладают все граждане страны, которым на день очередного голосования исполнилось 18 лет.

Права и обязанности избирателей

Права и обязанности избирателя связаны с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.

Основным принципом является то, что избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право:

  • избирать и быть избранными, участвовать в референдуме;
  • участвовать в предусмотренных законом избирательных действиях: привлекаться к работе в избирательных комиссиях, быть наблюдателем и т.д.
  • Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Участие в выборах можно считать обязанностью гражданина, так как это ответственное и осознанное отношение к своей стране и ее развитию. Однако явка избирателей на выборы должна быть добровольной. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

    Права избирателей, связанные с информацией

  • Избиратель вправе требовать оповещения о времени и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
  • Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует эту информацию.
  • Имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных законом, – временного проживания на территории этого участка.
  • Заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также предоставленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
  • Права избирателей, связанные с процессом голосования

    Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. Во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

  • Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии обязан выдать избирателю новый избирательный бюллетень.
  • Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем.
  • Избиратель имеет право проголосовать досрочно на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, за 15–4 дня до дня голосования – в помещении соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссии или не ранее чем за 3 дня до дня голосования – в помещении участковой избирательной комиссии.
  • Если избиратель не может по состоянию здоровья явиться на избирательный участок, он может подать заявление о желании проголосовать вне помещения. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя.
  • Избиратель вправе требовать у избирательных комиссий предоставления итогов голосования по каждому избирательному участку территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий.
  • Избиратели имеют право на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.
  • yopolis.ru

    Какие права имеет гражданин как избиратель

    • Статьи
    • Полезное
    • Какими правами обладает избиратель в .
    • Какими правами обладает избиратель в России?

      Право отдать свой голос за достойного кандидата и самому оказаться на его месте представляет собой одну из основ демократического общества. Гражданин России обладает правами, позволяющими ему избирать и быть избранным.

      Право отдать свой голос за достойного кандидата и самому оказаться на его месте представляет собой одну из основ демократического общества. Не слепое подчинение обстоятельствам и воле текущей власти, а активное избирательное право делает человека гражданином. Самая низкая в истории страны явка на прошедших парламентских выборах показала, что многие граждане не пользуются предоставляемой им конституционной возможностью.

      Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами, в частности, законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если выборы происходят в парламент, нужно руководствоваться также ФЗ №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», изданном в 2014 году.

      Активное и пассивное избирательные права

      Избирательное право разделяется на активное и пассивное. Активное означает, что все граждане Российской Федерации по наступлении совершеннолетия могут участвовать в голосовании на выборах и референдуме. Пассивное же значит, что гражданин РФ может быть избран в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для этого установлено иное возрастное требование: стать кандидатом в депутаты можно, достигнув 21 года.

      Граждане Российской Федерации могут реализовывать свои избирательные права в равной мере вне зависимости от пола, происхождения, национальности, языка, религиозных убеждений, материального состояния, наличия постоянного места жительства или его отсутствия и прочих факторов. Не имеют права избирать и быть избранными люди, признанные недееспособными или сидящие в тюрьме.

      Принципы голосования в Российской Федерации

      Голосование на выборах и референдуме основывается на основе прямого волеизъявления и является тайным. Таким образом, никто не имеет права давить на избирателя, угрожать ему или требовать в обязательном порядке голосовать за определенного кандидата. О своем выборе гражданин имеет право никому не сообщать. Человек может проголосовать против всех на выборах в орган местного самоуправления или против вопросов, вынесенных на референдум.

      Гражданин добровольно участвует в голосовании, то есть не должен выполнять этого по распоряжению начальства или иных лиц, принуждающих идти на выборы. Только собственное желание выразить гражданскую позицию должно приводить человека на избирательный участок. Добровольность голосования имеет и темную сторону: она порождает низкую явку там, где политическая сознательность граждан не сильно развита. Неявка избирателей, в свою очередь, дает простор для фальсификаций и подделок их голосов. Если бы поход на выборы входил в обязанности граждан, мы могли бы иметь другую картину выборов.

      У каждого избирателя есть право только на один избирательный голос. Это означает, что гражданин включается только в один список, должен голосовать лично, предоставляет паспорт при получении бюллетеня, после чего в списке избирателей напротив его имени делается пометка о получении бюллетеня.

      Каждый избиратель имеет права на включение его в список избирателей по месту постоянного проживания, а в отдельно установленных законом случаях – по месту временного пребывания. Если же человек обнаружил, что его в списках не оказалось, он может написать заявление, которое должно быть рассмотрено избирательной комиссией в течение суток. В случае, если заявление подано в день голосования, избирком рассматривает заявление гражданина в течение 2 часов с момента обращения.

      Открепительное удостоверение

      Если гражданин по каким-либо причинам не может в день выборов прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей (обычно это тот участок, к которому относится адрес прописки по паспорту), он может получить открепительное удостоверение, с которым он уже вправе прийти на любой избирательный участок в стране.

      Открепительные выдаются в течение 30 дней до дня накануне голосования. То есть, например, если выборы назначены на 18 сентября, то получить открепительное можно по месту прописки начиная с 18 августа (так как в августе 31 день). Удостоверение является документом строгой отчетности, поэтому нанесено на бумагу с водяными знаками или другими элементами специальной защиты.

      Открепительное удостоверение выдается по личному заявлению гражданина, которое он пишет с указанием причины невозможности проголосовать по месту регистрации. Выдача подобных удостоверений входит в обязанности участковых комиссий.

      Кроме того, есть специальный пункт закона, регулирующий правила голосования для тех людей, которые на момент проведения выборов находятся в местах временного пребывания, работают на предприятиях с непрерывным циклом или являются военнослужащими, оказавшимися вне места расположения воинской части. Эти граждане могут проголосовать, придя на участок в день выборов и прямо на месте составив заявление.

      Нахождение за границей в момент выборов

      Но как поступить, если на момент голосования гражданин РФ находится в другой стране? По закону, гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает полным набором избирательных прав, а значит, ему должны обеспечить возможность проголосовать. Обычно избирательные участки в таких случаях организуют на территории консульств и посольств той страны, в которой происходят выборы. Отдать свой голос за границей можно в том случае, если выборы проходят на федеральном уровне – то есть это выборы в Государственную Думу или избрание нового президента Российской Федерации.

      Кому нельзя голосовать

      Нужно помнить, что граждане РФ, имеющие при этом гражданство другого государства, лишаются отчасти своих избирательных прав, то есть не могут сами быть избраны в депутаты Государственной Думы, однако у них есть возможность избираться в органы местного самоуправления тогда, когда это предусмотрено международным договором.

      Не могут выдвигаться на выборы люди с неснятой судимостью или осужденные в прошлом за особо тяжкие преступления (если с момента совершения преступления не прошло 15 лет), а также осужденные за экстремизм. Нельзя избираться на выборах в том случае, если суд вынес решение о лишении права быть избранным данного гражданина.

      Система организации выборов в Российской Федерации

      Выборы в Российской Федерации проходят в определенных избирательных округах, также определяется округ при назначении референдума. Округа могут быть одномандатными и многомандатными, или может быть назначен единый избирательный округ. На прошедших 18 сентября выборах кандидаты выдвигались от одномандатных округов (а кроме того, по спискам). Избиркомы определяют схемы одномандатных или многомандатных округов на основании данных о численности избирателей. Срок существования таких округов – 10 лет.

      В каждом округе создаются избирательные участки (если проводится референдум – то участки референдума) для проведения выборов и подсчета голосов. Избирательные участки организуются в одном и том же месте на протяжении пяти лет по согласованию главы администрации с местной территориальной комиссией.

      politicalrating.ru

      Обратная связь

      Права и обязанности избирателя

      Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания.

      Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

      Права избирателя включают в себя права, связанные с участием избирателя в предусмотренных избирательным законодательством избирательных действиях на различных стадиях избирательного процесса.

      Права, связанные с регистрацией (учетом), составлением списков избирателей

      В соответствии со стаВ соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) все избиратели, участники референдума подлежат регистрации (учету). Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

      Избиратель, участник референдума имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту жительства, а в случаях, предусмотренных законом, — по месту временного пребывания на территории этого участка.

      Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

      Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения.

      Право на ведение предвыборной агитации и участие в таковой. Право на участие в создании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений

      В соответствии со статьей 48 Федерального закона граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

      Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления от 16 июня 2006 года № 7-П разъяснил, что граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда.

      Участие граждан в финансировании предвыборной агитации заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом. Добровольное пожертвование гражданина — безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума. Так, при проведении выборов Президента Российской Федерации размер добровольного пожертвования гражданина не может превышать 6 миллионов рублей, а при проведении выборов Губернатора Самарской области – 10 миллионов рублей.

      Согласно пункту 5 статьи 58 Федерального закона гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума – на день внесения пожертвования) запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.

      Права, связанные с голосованием избирателей

      Избиратель имеет право получить не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом информацию о времени и месте голосования.

      Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается.

      Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Такими документами являются:

      • военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
      • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
      • документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
      • справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
      • В целях обеспечения возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок, предусмотрены возможности голосования по открепительному удостоверению, голосования вне помещения для голосования, досрочного голосования.

        Голосование по открепительному удостоверению

        В соответствии со статьей 62 Федерального закона избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.

        Открепительные удостоверения используются при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти Самарской области, при проведении референдума Российской Федерации и референдума Самарской области.

        При проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Самарской области использование открепительных удостоверений в законодательстве Самарской области не предусмотрено.

        Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого). В соответствии с пунктом 8 статьи 62 Федерального закона в случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя в соответствующих графах списка избирателей указываются серия и номер паспорта избирателя или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя доверенность изымается и приобщается к списку избирателей, участников референдума.

        При получении открепительного удостоверения избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

        Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

        Голосование вне помещения для голосования (статья 66 Федерального закона).

        Избиратели, внесенные в список избирателей, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования могут проголосовать вне помещения для голосования (на дому).

        Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования, на основании письменного заявления или устного обращения избирателя, участника референдума (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

        В заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

        Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю, участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя, участника референдума.

        Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в специальном реестре. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.

        На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт, адрес места жительства и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса.

        Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю, участнику референдума в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

        На основании статьи 65 Федерального закона может быть проведено досрочное голосование в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии со статьей 52.1 Закона Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области» избиратель, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной избирательной комиссии (за 10 — 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (за 3 и менее дней до дня голосования). При проведении на территории Самарской области местного референдума статьей 53 Закона Самарской области от 11.02.2004 № 12-ГД «О местном референдуме Самарской области» предусмотрена возможность досрочного голосования. Участник референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, вправе проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной комиссии референдума (за 10 — 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии референдума (за 3 и менее дней до дня голосования).

        При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень.

        Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

        Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

        Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума напротив фамилии данного избирателя, участника референдума. На испорченном бюллетене член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись, которая заверяется его подписью и подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

        Избиратель имеет право на заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованной кабине, ином оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

        izbirkom.samregion.ru

        2. Избирательные права граждан

        Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

        Принимая участие в муниципальных выборах, мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

        Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

        Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

        1. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

        Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России — избиратель — должен достичь 18 лет. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

        2. Могут ли иностранные граждане избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования?

        В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Калининградской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

        3. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

        Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.

        Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того проживает он или нет на территории муниципального образования.

        4. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?

        Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

        Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.

        В городе Пионерском и Гурьевском районе этот срок составляет 4 года.

        5. На какой срок избирается глава муниципального образования?

        Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

        В муниципальных образованиях — городе Пионерском и Гурьевском районе главы избираются на 4 года.

        6. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

        Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

        Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

        Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

        Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

        7. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

        Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указать номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

        8. Как узнать является ли кандидат иностранным гражданином?

        В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть указано наименование соответствующего иностранного государства.

        9. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

        Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

        10. Обладают ли кандидаты равными правами?

        Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

        — привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
        — использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
        — пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
        — использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
        — проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
        — использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

        Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

        11. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?

        Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

        Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не более трех тысяч.

        12. Могу ли я расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?

        В соответствии с избирательным законодательством Вы имеете право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать можете только за одного кандидата.

        13. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

        Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно как и администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

        14. Что является подкупом избирателей?

        В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

        — вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
        — производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
        — проводить льготную распродажу товаров;
        — бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
        — предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

        15. Как можно агитировать?

        Агитация при проведении выборов может проводиться:

        — через средства массовой информации;
        — путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
        — путем выпуска и распространения агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных);
        — в других установленных законом формах.

        16. Может ли священнослужитель призывать своих прихожан голосовать за кандидата на пост главы муниципального образования?

        Нет. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам:

        — органам государственной власти, органам местного самоуправления;
        — депутатам, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
        — благотворительным организациям и религиозным объединениям;
        — членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

        17. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

        Нет. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

        В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

        18. Что такое избирательный округ?

        Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с федеральными законами, законами Калининградской области и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат.

        При выборах главы муниципального образования избирательным округом является вся территория муниципального образования

        Так, в городе Пионерском образуются 9 избирательных округов, для выборов 9 депутатов Городского Совета.

        19. Что такое избирательный участок?

        Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

        — из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
        — границы избирательных участков не должны пересекать границ муниципального образования.

        Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования.

        20. Можно ли образовывать избирательные участки в воинских частях?

        Только в порядке исключения могут быть образованы избирательные участки в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях.

        21. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение местных выборов?

        Подготовку и проведение местных выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют:

        1. при выборах депутатов представительных органов:

        — избирательная комиссия муниципального образования;
        — окружные избирательные комиссии;
        — участковые избирательные комиссии.

        2. при выборах главы муниципального образования:

        — избирательная комиссия муниципального образования;
        — территориальные избирательные комиссии;
        — участковые избирательные комиссии.

        В подготовке и проведении местных выборов участвует избирательная комиссия Калининградской области в пределах полномочий, установленных законами Калининградской области.

        22. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

        Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

        Если Вас рекомендует одна из перечисленных выше организаций, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии.

        Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

        23. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

        Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входит:

        — информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
        — уточнение списка избирателей,
        — подготовка помещения для голосования,
        — непосредственно проведение голосования и подсчет голосов,
        — иные полномочия, установленные законодательством.

        24. Кто включается в списки избирателей?

        В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

        Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

        25. Могут ли военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования включаться в списки избирателей?

        В случае, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местных выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

        26. Где и когда можно ознакомиться со списком избирателей?

        В течение 20 дней до голосования можно ознакомиться со списком избирателей в участковой избирательной комиссии.

        27. Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей, или заметили ошибку?

        Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

        Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

        28. Кто такой наблюдатель?

        Наблюдатель — лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей.

        Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

        29. Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию?

        Наблюдатель от группы избирателей должен представить в свою участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 30 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также предъявить паспорт или замещающий его документ.

        30. Когда начинается и заканчивается голосование?

        Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день.

        31. Как можно получить избирательный бюллетень?

        Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта.

        32. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

        В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорта гражданина Российской Федерации — только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

        33. Что делать при получении бюллетеня?

        При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

        34. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

        Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

        35. Можно ли проголосовать за своих родственников?

        Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается.

        36. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня?

        Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

        37. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень?

        Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя.

        Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

        38. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

        В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.

        Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня. (Форма заявления — см. Приложение 1)

        При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

        39. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке?

        Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.

        40. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе?

        За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней — на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня — в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования.

        41. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися?

        Выборы признаются несостоявшимися в случае:

        — если в них приняло участие менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей;
        — если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

        42. В каком случае выборы депутата признаются несостоявшимися?

        Выборы признаются несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

        43. В каких случаях избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными?

        — в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
        — в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
        — по решению суда.

        44. Что такое повторные выборы?

        В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы. То есть, все начинается сначала, но сроки избирательных действий сокращаются на треть.

        45. Что такое повторное голосование?

        Если ни один из кандидатов на пост главы муниципального образования не получил более половины от общего числа голосов, отданных за всех кандидатов, проводится повторное голосование по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в воскресенье через 2 недели после дня общих выборов.

        46. Кто из кандидатов в депутаты признается избранным?

        Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам (другому кандидату), признается избранным.

        Если голосование проводилось по одному кандидату, избранным признается кандидат, получивший не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если кандидат не будет избран, по данному округу проводятся повторные выборы.

        47. Кто из кандидатов на пост главы муниципального образования признается избранным?

        Кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов, признается избранным. Если ни один из кандидатов не получил более половины от общего количества голосов, отданных за кандидатов, проводится повторное голосование.

        Кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей при повторном голосовании, проводившемся по двум кандидатам, признается избранным.

        Если кандидатами получено равное число голосов, избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее.

        48. Куда можно обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан?

        По общему правилу, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

        Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

        Примерная форма жалобы на нарушение прав приведена в Приложениях.

        www.democracy.ru

        Смотрите так же:

        • Из юриста в педагога Нормативные документы об образовании в России Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования. Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска […]
        • Федеральные пособия в рф Что такое государственные социальные выплаты Оказания финансовой поддержки при росте расходов (помощь по случаю рождения ребенка, на погребение, семьям с детьми до 16 лет, и […]
        • Что такое переходный налог Налогообложение инвестиций в акции, облигации и пр. Недавно в закрытом чате учеников Курса ленивого инвестора была озвучена просьба написать статью, посвященную теме налогообложения […]
        • Если не платят зарплату после увольнения Невыплата зарплаты после увольнения Невыплата заработной платы после увольнения наказуема для работодателя. В ст. 231 ТК РФ сказано, что в этом случае работодатель обязан выплатить […]
        • Заявление об отказе на питание в школе образец Начисление алиментов после 18 лет – условия, порядок взыскания, размер выплат Платят ли алименты после 18 лет? Ст. 120 СК РФ закрепляет основания прекращения исполнения обязанностей по […]
        • При разводе кто истец Кто должен подать на развод, муж или жена? При прекращении семейных отношений практически всегда встаёт вопрос об официальном оформлении распада семьи. Если в семье нет детей, не […]