Какие правила поведения завещал своим детям владимир мономах

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

istoriarusi.ru

Оглавление:

Поучение Владимира Мономаха детям

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

briefly.ru

Завещание Владимира Мономаха детям

27 марта 1111 года объединенные силы русских князей под руководством Владимира Мономаха, разбили половцев на реке Сальница (ныне — близ города Изюм Харьковской области)

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) — внук Ярослава Мудрого, сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093 гг.) и греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.

В прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам.

Будучи одним из инициаторов созыва Любечского съезда князей 1097г., «Пошто губим Русскую землю? — вопрошал Великий князь. — Половцы землю нашу разоряют и рады, что между нами идут войны».

Первую победу Владимир Мономах одержал до сражения, сумев сделать то, что казалось невозможным — объединить своенравных, вечно конфликтующих между собой князей.
Удивительно, но через 900 лет мы из летописи, в подробностях, знаем, как проходили переговоры, будто они проходили вчера: «Дружина же сказала: «Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни». И сказал Владимир: «Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?». И сказала вся дружина: «Впрямь, воистину так оно и есть». И сказал Святополк: «Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою».

И результат не заставил себя ждать, ведь, когда люди поднимаются над частными интересами, умеряют свои амбиции, то Бог, видя это высокое состояние умов и душ, Благословляет начинание.

Противоположный пример, когда, ища славы, действуют в одиночку: князь Игорь потерпел сокрушительное поражение, которое описано в «Слове о полку Игореве».
Также были разбиты монголами на реке Калке три князя Мстислава, вышедшие в поход вместе, но между ними не было единодушия.

В этот раз Владимир Мономах решил перенести боевые действия вглубь территории врага, и если обычно походы совершались в апреле, на этот раз князь выступил с 30 тысячным войском в феврале, имущество везли на санях. Продвижение полков было быстрым и неожиданным.

В «Повести временных лет» летописец описал не только внешнюю сторону похода, но и обосновал суть этого события.

«Ко всем тварям ангелы приставлены; также ангел приставлен к каждой стране, чтобы хранил каждую страну. Молитвами святой Богородицы и святых ангелов смилостивился Бог и послал ангелов в помощь русским князьям против язычников». «И возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы».

Город сдался без боя. В летописи сказано, что через день пал и второй крупный половецкий опорный пункт — Сугров.

Половцы потеряли города, но главное сохранили свою армию. Несколько десятков тысяч опытных воинов, степняков-наездников, с детства приученных держаться в седле, стрелять из лука и размахивать саблей рвались в бой отомстить за свои семьи и добро.
В половецком стане верх взяли молодые ханы: «Избивши этих, пойдем в их землю, возьмем их города. И кто тогда защитит их от нас?»

Русские устали, многодневный переход и стычки с небольшими половецкими разъездами ослабили их. Самое время нагрянуть главным силам.

24 марта половцы атаковали передовые части русичей у реки Сальницы. В короткой схватке княжеские полки устояли и отбросили врага. Это была проба сил — главный бой намечался впереди.

Половцы сосредоточились в устье Сальницы. Сюда к ним стекались подкрепления с окрестных территорий. Вскоре к вражескому стану подошли войска русских князей. Утром 27 марта две армии были построены к битве.

Войско половцев было многочисленней полков Мономаха. Половцы хотели окружить русские полки со всех сторон и меткими выстрелами из луков расстроить ряды. Однако, вопреки обычаям, князья, по совету Владимира, сами резко перешли в наступление.
Степняки ожесточенно атаковали пешие полки русских в середине, но копейщики выстояли. В это время фланги, где стояли княжеские дружины, уже разворачивались для нанесения страшного удара. Решающую роль вновь сыграли переяславцы Владимира Мономаха. Русская конница несколько раз разрезала половецкий строй и внесла полную сумятицу в ряды противника. Как пишет летописец: «И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давид прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: «Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?». Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?». Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам».

Далее летописец заключает: «Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь, видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешел на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход».
«Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и вечно и во веки веков, аминь».

Действительно, половцам был нанесен тяжелый удар — многие из них покинули степи Придонья и ушли кочевать к берегам Каспия. Ведь Изюмский перелаз — место стратегическое, здесь же переправлялась дружина Игоря Святославовича во время своего рокового похода на половцев в 1185 году, воспетого в «Слово о полке Игореве».

Сняв угрозу с востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий основал Москву. При Иване Грозном, здесь пролегала граница Московского царства и татарского Ханства, сюда посылали стрельцов Изюмский шлях сторожить.

Битва при Сальнице — это точка отсчета. Русские князья поняли, что сила в единстве и при Владимире Мономахе Русь была едина.

Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является хранительницей Русской государственности. Совпало ли?

Когда 60-летний Владимир Мономах занял Киевский стол. Первым его делом стало реформирование социального законодательства. «Устав» Мономаха существенно дополнил в свод законов «Русскую Правду», значительно ограничил произвол местной администрации и ростовщиков (теперь их прибыль от ссуды не могла превышать 20 процентов), ограничил использование рабского труда и источника его пополнения. В годы его правления на Руси воцарились порядок и покой. Имя русского князя было хорошо известно в средневековой Европе. Он являл образец княжеского служения. Князь был силен, но предпочитал опираться не на силу, а на нравственный закон.

Как пишет Карамзин в «Истории государства Российского»: «Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного».

До нас дошло письмо Владимира Мономаха двоюродному брату, князю Олегу Черниговскому — его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года).

Когда есть сила, очень велико искушение пойти по простому пути, используя ее, как дополнительную возможность, но Владимир прощает убийцу своего сына и, по существу, снимает с него ответственность за случившееся. Предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости, но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме — редчайший случай в истории войн — нет никаких политических требований. Только требования, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию.

Как отмечал академик Д.С. Лихачев, мировая история не знает «ничего похожего» на это «письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу». Владимир Мономах был человеком хорошо образованным, заботился о развитии древнерусской культуры, в частности истории и литературы.

Всего до нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение Владимира Мономаха», второе — рассказ о «Путях и ловах» (автобиография), третье — «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу».

Всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. Причем все то, о чем Мономах писал в своем «Поучении», было в буквальном смысле выстрадано им. Хотя поучение в основном построено на Псалмах Давида и других литературных источниках, он мог бы, с полным основанием, сослаться на собственный опыт. Это его духовное завещание, обращенное не только к его собственным сыновьям, но и к другим русским князьям.

Владимира Мономаха можно сравнить с Авраамом, который, пройдя все испытания, сподобился посещения Троицы и узнал, что за его праведность потомков у него будет как звезд на небе. Ведь и потомки русского князя размножились в сотни раз за 1000 лет. Княжили в Москве, Минске и Киеве, освоили 1/6 часть суши. Создали великую культуру, и даже первыми вышли в космос. «Всякое дерево познается по плоду». Сейчас, через тысячелетие, очевидно, что в послании Владимира Мономаха потомкам запечатлена воля Творца. И не случайно происхождения власти помазанника.

В советские времена запустили миф о ее монгольском, а не византийском происхождении, чтобы имя Владимира Мономаха вместе с монархическим принципом власти, как формы ответственного служения, кануло в историческое небытие. Нет уже ни половцев, ни хазар, с которыми доводилось воевать князю, их культура утрачена. Они были подобны строителю, возводившему свой дом на песке, и как значимо, что один из Киевских князей Владимир Мономах возвел свой дом на твердом основании веры. И пока его завет для нас что-то значит — значит, и дом будет стоять.

Когда-то, девять лет назад, я прочел «Повесть Временных лет», и «Поучение» Владимира Мономаха произвело на меня неизгладимое впечатление, стало мировоззренческой основой. Трудно не поверить человеку, наделенному высшей неограниченной властью, прожившему долгую и трудную жизнь полную опасностей. Слова эти глубоко запали в душу. «Поучение» Владимира Мономаха должно быть настольной книгой каждого политика. Завещание Владимира Мономаха никогда не потеряет своей актуальности.

Вот лишь некоторые мысли Великого Князя: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего. Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

«О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной.
Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей.
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.
Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.
Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.
Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев.
И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого. Господь наш — не человек, но Бог всей вселенной, — что захочет, во мгновение ока все сотворит, — и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары, и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей».

А молился Владимир Мономах так: «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради».

Без малого тысяча лет прошла, а к этим словам и сейчас добавить нечего, только теперь уже ясно, что завещание сыновьям лучшее свидетельство того, что духовность — это системообразующий «скелет» нации. Когда человек становится над природными инстинктами, когда побеждает праведность, выживаемость социума постепенно восстанавливается. В момент кризиса и «один в поле воин», состоится катастрофа или нет, может зависеть от единиц.

Ведь любая цивилизация живет по законам живого организма. Дух нации, программа ее развития реализуется через ее выдающихся представителей, помазанников, или, как принято сейчас говорить, «пассионариев». Они выступают зародышевыми клетками, которые формируют весь организм. Киевский князь Владимир Мономах является отцом Триединого русского народа, восточнославянской цивилизации, под названием Русский Мир, он вполне мог бы фигурировать на гривне. Но с таким же правом россияне могли поместить его на рубле или белорусы на «зайчике» — это наш общий предок, и он жив в своем творении. Один из его восьми сыновей Юрий Долгорукий стал основателем Москвы. Но и сейчас имена этих князей заставляют трепетать недругов России, их именами названы самые мощные современные подводные лодки с ядерным вооружением на борту.

Отечество — это не только территория, это еще и смыслы. Американец, зайдя в Макдональдс где-нибудь в Бердичеве, ощутит себя на родине. Русский человек за границей, войдя в Православный храм, тоже почувствует себя на Родине.

Святой Князь Владимир, обратившись из язычества в Христианство и Крестив Русь, заложил фундамент духовного единства славянских племен, но Владимир Мономах с детства был взращен в Православии и он являет собой образец того, как возвышается душа Христианским учением, и не только простого смертного, но и власть имущего.

Пути к святости различны, и Церковь учит тому, что каждый на своем месте потенциально может достичь этого состояния. Мы миряне, сейчас в основном ориентируемся на путь Преподобных, боимся политики, а многие просто уверены, что это грязное дело, забывая, что есть путь Благоверных.

Благоверные князья, понимающие жизнь как форму ответственного служения и запечатлевшие это своей жизнью приближаются к чину ангельскому, потому что ангелы — это служебные Духи.

Благоверные своим жизненным и ратным подвигом свидетельствуют, что врата Царствия Небесного открыты и политикам, но выдержать тяжесть шапки Мономаха по силам далеко не каждому.

Может, пришло время задуматься над канонизацией князя Владимира Мономаха?
Не случайно венец, который по преданию достался ему от византийского императора, стал символом Русской государственности и идеи Третьего Рима.

Владимир Мономах за свою жизнь совершил 83 больших похода. Часто подвергался опасности, а умер своей смертью на 73-м году жизни 19 мая 1125 года Славный победами за русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси. Потом было греховное разделение и вследствие этого потеря независимости. На столетия Русь оказалась поделена татарами, Литвой и Польшей.

900 лет назад, на Харьковской земле, Русь одержала историческую победу. В прошлом году мы были свидетелями того, как подписывались исторические Харьковские соглашения между Россией и Украиной, которыми была закрыта эпоха открытого противостояния.

Сергей Моисеев,
председатель Харьковской

pravoslav-voin.info

Какие правила поведения завещал своим детям владимир мономах

Владимир Мономах вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли. Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел.

Владимир Мономах на памятнике «Тысячелетие России»

Автор изображения – Дар Ветер

Княжение Владимира Мономаха было самою счастливою порою в удельное время. Казалось, исполнилось заветное желание Ярослава Мудрого, чтобы великий князь заменял для младших удельных князей любящего и вместе с тем строгого отца. Был Владимир правосуден – не давал слабых в обиду сильным, сам на своем княжеском дворе творил суд.

Русскую Правду Мономах дополнил – постановил, чтобы заимодавцы не брали больших резов, то есть лихвы (процентов), с должников.

Любил и чтил он духовенство; глубоко проникнут был евангельским учением.

Лучше всего мысли и чувства Владимира видны из того Поучения, которое написал он своим детям.

Вот краткое содержание Поучения Мономаха:

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Владимир Мономах

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности князя. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

Неустанно хлопотал Владимир Мономах о прекращении усобиц, о примирении враждующих, – по его мысли собирались княжеские съезды (Любечский, Витичевский и Долобский). Князь Владимир постоянно настаивал на общем союзе князей против половцев, – потому современники так высоко и ставили этого великого человека.

Он, по словам летописца, не величался, по заповеди Божией творил добро врагам своим, был очень милостив к нищим и убогим, не щадил имения своего – все раздавал нуждающимся. Понятно, отчего так любил Мономаха и простой народ, и духовенство; да и дружина не могла не любить его – вождя, не знавшего страха в бою, отважного охотника, князя милостивого и щедрого, хотя и не дававшего своим приближенным большой воли, не позволявшего им обижать народ. Благочестием Владимир Мономах отличался таким, что, стоя в церкви и слушая церковное пение, не мог удержаться от слез. Только к половцам, заклятым врагам Русской земли, он был суров, а иногда и беспощаден. (В одном случае он даже позволил своим боярам убить двух половецких послов.) Умер Мономах на 74-м году от роду (1125).

Шапка Мономаха

Цари московские впоследствии великою честью для себя считали называться потомками Владимира Мономаха. В Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова золотая шапка и еще некоторые принадлежности торжественного царского убора (скипетр, держава и бармы). По преданию, они были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.

rushist.com

«Поучение Владимира Мономаха»

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» 1 . человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель. И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской» 2 .

Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды» 3 .

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне 4 , а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое». Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о «божьей мудрости» ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле» 5 .

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: «Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”» 6 .

Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу. » 7 .

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего. » 8 .

Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог» 9 , или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля» 10 .

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно «Поучение». Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в «Поучении» сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в «Поучении»?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в «Поучении»?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано «Поучение» с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

licey.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Прекращение кассационной жалобы Статья 172. Отказ от кассационной жалобы 1. Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения 2. Суд вправе отклонить отказ от жалобы по основаниям, […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Рукописный […]