Конституция основной закон государства в котором определены

Конституция — Основной Закон государства

Термин «конституция» произошел от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция является основной законом, имеющим высшую юридическую силу.

Конституция является единственным действующим актом, который воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных законов, указов и прочих правовых актов, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более двухсот лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.). Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Во многом эти конституции были декларативными, они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни (принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства и пр). Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Ей присущи следующие особенности:

1) Это в основном политически деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права.

2) Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

3) В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

4) Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые не могут быть быстро претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

5) Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, а противоречащие применяться.

Анализируя особенности Конституции какие выводы можно сделать относительно ее сущности? По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, одни ученые считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись, до первых конституций? Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.). Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется? В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — функции поиска и установления оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует компромисс различных социальных слоев и закрепляет баланс их основных интересов и ценностей.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

www.altairegion22.ru

КОНСТИТУЦИЯ

Найдено 14 определений термина КОНСТИТУЦИЯ

Конституция

основной закон государства; свод правил, которыми определяются правомочия, компетенция и функции различных институтов той или иной системы правления, отношения между этими институтами, а также между государством и индивидом.

КОНСТИТУЦИЯ

Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

система традиций и законов, устанавливающая принципы организации и деятельности органов власти и управления, суда, свободы и обязанности граждан. Большинство конституций записаны; другие записаны частично, а некоторые являются неписанными, например в Великобритании.

constitution, от лат. constitutio — устройство, установление) — 1) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, основные принципы правосудия, избирательную систему, права и обязанности граждан и т.д.; 2) строение, структура какого-либо организма.

политико-правовой и идеологический документ. Как политико-правовой документ она закрепляет государственное устройство общества, определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления и интересов, является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Как идеологический -выражает в той или иной степени определенное мировоззрение или его принципы. [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. — М.: Мысль, 2003. — С. 474].

от лат. constitutio — установление, устройство) -основной закон государства, важнейший политико-правовой документ политического сообщества, определяющий общественное и государственное устройство, отношения общества и государства, гражданина и государства. В ней официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественно-политических связей и отношений государственной власти. В большинстве современных стран конституция -это единый правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, конституционной ассамблеей и (или) референдумом. В материальном смысле она представляет собой писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и государственного устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам.

лат. constitutio — устройство, установление) — важнейший нормативный акт государства, основной закон, закрепляющий общественное и государственное устройство, принципы избирательного права, порядок формирования и принципы деятельности государственных органов, правовой статус личности и пр. Основными признаками конституции являются высшая юридическая сила и повышенная степень стабильности. Конституция представляет собой основу национальной системы права. Выделяют писаные (письменные официальные документы, определяемые как Основной Закон государства) и неписаные (совокупность политико-правовых представлений об организации государственной и общественной жизни); народные (принятые общепризнанными демократическими методами), дареные (подготовленные и введенные в действие личным актом монарха или диктатора) и договорные (принятые различными субъектами конституционного процесса); постоянные (принятые на необозначенный срок) и временные (принятые на четко определенное время либо действующие до наступления определенных событий), унитарного государства, субъектов федерации и федеральные конституции.

от лат. constitutio — устройство, установление) — основной закон государства, закрепляющий основы политического, социально-экономического и общественного устройства страны, права и обязанности граждан, систему, принципы и механизм образования и функционирования государственных органов, основы избирательной системы и др.

К. — основа всего законодательства страны и обладает высшей юридической силой. К. разрабатываются обычно либо парламентом, либо специальным органом (учредительным собранием, конституционным комитетом или совещанием) и одобряются парламентом, учредительным собранием или через референдум. В ряде случаев К. разрабатываются монархами, президентами и принимаются ими. Такие К. называются октроированными К. По способу изменения К. подразделяются на мягкие и жесткие. Последние, в отличие от первых, устанавливают особый, более сложный, чем для принятия обычных законов, порядок для внесения в них изменений и дополнений. В связи с тем, что в отдельных государствах (напр., в Великобритании) нет К. как особого документа, хотя реальное конституционное устройство закрепляется др. законами, К. подразделяются на писаные и неписаные.

лат. Constitutios установление) — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, основы отношения гражданина и государства. К. — один из важнейших институтов демократии. Само явление первых К. в конце XVIII в. (CLLW Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, в дальнейшем основной ролью К. последовательное утверждение демократических форм государственности

По форме К. делятся на кодифицированные, не кодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К., является не кодифицированной. К. смешанного типа включают себя не только парламентские законы, судебные прецеденты, но также обычай и доктринальные толкования, т.е. являются частично писанными.

По срокам действия К. делятся на постоянные и временные.

Ныне действующая российская была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. К. РФ состоит из Преамбулы, 137 статей (объединенных 9 главами) и Заключительных и переходных положений из 9 пунктов.

от лат. constitutio — установление, устройство): 1) упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, т. е. фактическая К. общества; 2) установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической это юридическая К. Таким образом, юридическая К. есть отражение и закрепление в нормах права фактической структуры социальных связей. Первыми юридическими К. являются конституции США (1787) и Франции (1791). По своей сущности К. представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ она является декларацией, провозглашающей основные ценности общества, как юридический документ определяется в качестве основного закона государства. К. — наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы правового регулирования общественных связей и отношений. К. — признак государственности. По форме К. делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной считается К., если она представляет собой единый писанный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писанными актами, то она некодифицирована. К. смешанного типа включают не только парламентские законы и судебные прецеденты, но также обычаи и доктринальные толкования, т. е. являются частично писанными. По способу внесения изменений К. делят на гибкие и жесткие. Первые могут быть изменены путем принятия обычного закона, вторые только посредством специальной усложненной процедуры, требующей, как правило, квалифицированного большинства голосов членов парламента, в иногда также проведения референдума для утверждения поправок к документу, ратификации этих поправок определенным числом субъектов федерации и т. п. По срокам действия К. делят на постоянные и временные.

Конституцией определяются общие рамки функционирования системы государственного управления. В ней содержится официальное заявление о структуре и полномочиях основных ветвей власти, характере отношений между ними, а при федеративном государственном устройстве — указания на ограничения полномочий федеральной и региональной власти. Кроме того, в конституции обычно содержатся положения, регулирующие взаимоотношения между властью и гражданами, декларирующие то, что определяется термином «гражданские права».

В дополнение к сведениям по структуре органов власти конституцией провозглашается ряд основополагающих правил ведения политической деятельности, которые впоследствии конкретизируются в соответствии с традициями и сложившейся практикой (именуемыми «конституционными обычаями»). Отход от конституционных норм может выражаться в следующих двух формах: неконституционное действие (противоречащее духу или букве конституции) и антиконституционная деятельность (демонстрирующая полное пренебрежение конституционным порядком и, возможно, имеющая целью его свержение).

Обычно в стране существует единый документ, в котором содержатся сведения о принципах функционирования государственной системы управления. Примером документа такого рода может служить американская Конституция 1787 г. Конституции обладают главенствующим статусом по отношению к обычному законодательству, а действия, противоречащие их положениям, могут быть отменены в порядке судебного надзора. Положения конституции имеют основополагающий характер и не могут быть изменены в рамках обычного законотворческого процесса («жесткая» конституция).

Великобритания, Новая Зеландия и Израиль являют собой пример стран, где конституция не имеет материального воплощения в виде единого свода уложений о существующей в стране системе правления и определяется как «неписаная». Вся информация такого рода содержится в ряде различных источников. Обычно эти конституции являются «гибкими», что подразумевает возможность их изменения в порядке осуществления обычной законотворческой деятельности.

См. также статьи «Гражданские права», «Права человека», «Разделение властей», «Судебный надзор», «Федеративная система правления».

главный закон государства. Конституция является основным документом, регулирующим правовое поле того государства, в котором она принята. Все остальные законодательные документы (кодексы, законы, указы и т. д.) должны не противоречить положениям конституции. По своей сути конституция определяет права и свободы граждан, означивает их обязанности перед государством и в отношениях друг с другом, описывает государственное устройство власти и административное деление страны. Уточнение положений конституции проводится уже в подчиненных законодательных актах. Это связано с тем, что конституция обычно пишется так, чтобы описывать правовое поле государства в самых общих чертах.

В России новая конституция (в т. н. «ельцинской» редакции) была принята в 1993 году. Этот документ соответствовал, как тогда казалось, всем нормам международного права. Однако впоследствии оказалось, что российская конституция — всего лишь декларация, и что она по своей сути противоречива. Так, к примеру, нигде в этом документе не обозначен Русский народ, как государствообразующий народ России, тем самым проводится самая настоящая дискриминация Русских относительно других коренных народов России (хотя они тоже не перечислены поименно, однако в конституции за ними определено право на самоопределение, чем и воспользовались многие в период парада суверенитетов). Более того, в конституции Россия определена как многонациональное государство с федеративным государственным устройством, что в принципе нарушает те самые нормы международного права, которым конституция по своим же положениям должна удовлетворять. Так относительно многонациональности сказано, что государство является мононациональным в случае, если национальное большинство в нем составляет более двух третей (67 %) населения . По данным любых переписей населения, проводившихся в Российской Империи, СССР и современной России, Русские составляют более 80 % населения. С другой стороны, федеративное устройство влечет за собой внутреннюю разделенность Русских, которые проживают и составляют большинство практически во всех субъектах Российской Федерации. В то же самое время практически любой другой народ России имеет свое государственное образование, многие — республики в составе России.

В Российской Федерации день принятия новой конституции (12 декабря) отмечается в качестве государственного праздника, который до 2005 года был выходным днем. Это еще раз обнаруживает тот факт, что силы, захватившие власть в стране, пытаются уничтожить народ России, в том числе и через разрушение традиционных устоев, одним из аспектов которых являются праздники. Таким образом отменяются уже давно устоявшиеся праздничные дни и вводятся совершенно непонятные, новые праздники, когда простые граждане даже не понимают, что им праздновать, какое событие отмечать (см. в дополнение — день независимости).

См. также: демократия, международное право, национальная политика, парад суверенитетов, парламент, права женщин, президент, разжигание, референдум, Российская Федерация, свобода вероисповедания, свобода слова, социальная политика, суд присяжных, цензура.

от лат. constitutio устройство)

основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов. Правоведы различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной. Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены путем принятия обычного закона. Жесткие конституции изменяются только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента (иногда референдума), ратификации поправок определенным числом субъектов федерации. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные.

Первой на территории России была принята была Конституция РСФСР 1918 года. Ныне в России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Конституция закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Особое значение в жизни государства и общества играют конституционные принципы — закрепленные конституцией требования, в соответствии с которыми должна формироваться система правового регулирования. Конституционные принципы определяют основы конституционного строя государства в целом, его отдельных институтов, политической системы, правового статуса человека и гражданина, территориальной организации государства, экономической системы. Конституционные принципы юридически выстраивают содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России составляют республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Принцип соблюдения конституции и конституционно-правовых актов всеми властными органами, судами и гражданами называется конституционностью (конституционной законностью).

основной закон государства, первичный по отношению к другим законодательным актам и служащий источником правовых норм.

В конституции определены основы государственного строя, обозначены полномочия органов власти различных уровней, сформулированы права и обязанности граждан государства. Большинство из ныне действующих в мире конституций соответствует международным правовым нормам, зафиксированным в документах ООН, других наднациональных организаций.

Устав ООН, подписанный странами-участниками на учредительной конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является своеобразной конституцией мирового сообщества и одним из основных источников международного права.

Есть страны, где отсутствуют конституции. Это абсолютные монархии, например, на Аравийском п-ове или Великобритания, где до сих пор источником права является историческая традиция и юридический прецедент.

Одной из первых конституций в мире в современном понимании этого слова является Конституция США. 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс бывших британских колоний в Северной Америке, вступивших в войну с метрополией, утвердил Декларацию независимости, написанную Т. Джефферсоном. В ней обосновывались основанные на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. Эти принципы легли в основу Конституции Соединенных Штатов, выработанную конвентом в Филадельфии, который открылся 25 мая 1787 г. По инициативе Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции, названные «Биллем о правах», законодательно закрепившим демократические свободы.

С точки зрения современного права это достаточно архаичный документ, в ст. 1 закрепляющий право на свободу слова и свободу совести, а в ст. 2 — «право народа хранить и носить оружие», т. е. право молиться каким угодно богам и в кого угодно стрелять. С другой стороны, впервые в юридической практике были законодательно закреплены и обязательства гражданина в отношении государства.

Эта норма нашла выражение и в законотворчестве других стран. Особенно ярко это проявилось во время Великой Французской революции. Один из ее вождей, журналист Ж.-П. Марат, в период парламентских дискуссий о будущем устройстве Франции в Национальном учредительном собрании написал брошюру «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая повлияла на принятие законодателями «Декларации прав человека и гражданина», ставшей, по сути дела, Конституцией Франции на ближайшие годы.

Конституции США, Франции и ряда других государств, которые легли в основу международного права, возникли не на пустом месте. С глубокой древности во всех государствах существовали зафиксированные в письменной форме законы и неписаные, существующие в устной традиции, нормы. Среди них, например, «Законы Хаммурапи» в Междуречье, «Законы Ману» в Индии, «Законы 12 таблиц» в Древнем Риме, «Салическая правда» у франков и «Русская правда» в Древней Руси времен Ярослава Мудрого. Для религиозных евреев Талмуд до сих пор является основным законом жизни, который определяет не только особенности отправления культа, но и правила экономической и юридической деятельности иудеев (см. Иудаизм). Нормы шариата для последователей ислама также не ограничиваются только богословскими и ритуальными аспектами, влияя на принятие государственных решений и являясь источниками права, а в ряде стран шариат заменяет собой конституцию и прочие правовые акты.

Однако, ни фетвы мусульманских улемов, ни вердикты раввинов, ни «варварские правды», ни кодексы древних восточных деспотий так и не стали базой для формирования международного права и прообразами будущих конституций. Поэтому, когда речь идет об основном законе любой страны, подразумевается продукт права, рожденный исключительно западной цивилизацией.

На самом деле принцип личной свободы, прав человека — не более чем юридическое обоснование частной собственности, которая в большинстве конституций мира провозглашается одной из основ общества. Именно поэтому в странах, не входящих в западное сообщество — монархиях Востока, бывшем Советском Союзе и странах социалистического лагеря — конституции либо вовсе отсутствовали, либо носили принципиально иной характер, нежели конституции буржуазных государств — Америки, Франции, Германии и т. д.

Даже в Российской империи, в которой никогда не ставился под сомнение сам принцип частной собственности, конституционно это так и не получило достаточного оформления. Конституция так и не была принята ни при Александре II, хотя проект ее был подготовлен, ни при последнем русском императоре Николае II. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего переход к конституционной монархии, 23 апреля 1906 г. царь утвердил Свод основных государственных законов. Но и это не стало Конституцией в классическом смысле. Принятые после победы в октябре 1917 г. большевиками Конституции РСФСР (1919), СССР (1924, 1936, 1977), гарантируя права и свободы, провозглашали приоритет общественной (социалистической, коллективной) собственности.

После событий августа 1991 — октября 1993 гг. в России была принята ныне действующая Конституция, при написании которой были взяты за образец основные законы Франции и США. Одобренный Конституционным совещанием проект Основного закона Российской Федерации был вынесен на всенародное голосование. За проект проголосовали 58,4% от числа принявших участие в референдуме — более трети от общего количества имеющих право голосовать. В этот день, 12 декабря 1993 г., прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. Согласно действующему Основному Закону, Российская Федерация — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а носителем и источником суверенитета является его народ.

Россия по Конституции является социальным и светским государством. В Конституции РФ зафиксирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами государственной власти в стране являются Президент, Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство, судебные органы. В регионах (субъектах Федерации — республиках, краях, областях, автономных округах) — образуемые на местах органы власти, включая и органы местного самоуправления.

Россия — президентская республика. Согласно Основному закону глава государства обладает самыми широкими полномочиями, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и является гарантом Конституции. Правительство РФ осуществляет функции исполнительной власти. Нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума — разрабатывает федеральные законы, которые затем, после утверждения их верхней палатой — Советом Федерации (сенатом), состоящим из представителей регионов, поступают на подпись президенту.

В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.

В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.

Пятая по счету в российской истории Конституция уже сыграла свою роль в консолидации общества. Главным показателем ее результативности является не юридическая чистота понятий, заложенных в ней, и соответствие реалиям российской действительности и общественным ожиданиям, а стабильность.

Несмотря на определенное несовершенство, свойственное, впрочем, всем конституциям разных стран мира, Конституция РФ является важнейшим стабилизирующим фактором современной России.

politike.ru

Конституция — основной Закон

Ежегодно 15 марта Беларусь отмечает День Конституции — государственный праздник. А это однозначно говорит о значении Конституции. Её принятие и последующее совершенствование во многом определило и продолжает определять современное развитие Беларуси, как социального правового государства. Что на сегодня из себя представляет Конституция Беларуси и будут ли вноситься в неё изменения в ближайшее время?

Основной Закон государства

Вспомним наиболее общепринятые положения, определяющие суть Основного Закона государственного образования:

Конституция – это главный нормативно-правовой акт государства, в котором установлены конституционно-правовые нормы, носящие общий характер и являющиеся основополагающими для определения начальных принципов и роли государства, функций, которые оно призвано выполнять и основных форм и методов деятельности.

Конституция – уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права. В ней закрепляются идеи, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы.

Конституция реализуется в функциях, которые сочетаются и дополняют друг друга:

Политическая, которая проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства;

Юридическая функция заключается в том, что конституция — это главный источник права, являющийся базой для развития текущего законодательства и закрепляющий основы конституционного строя, определяющий основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливающий государственное и административно-территориальное устройство, учреждающий систему и виды государственных органов.

Идеологическая выражается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия. Она играет большую воспитательную роль, устанавливает основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Конституции присуща совокупность черт, к основным из которых относятся: легитимность, народность, итоговый характер предписаний, преемственность, реальность, верховенство, стабильность.

Мы, народ Республики Беларусь…

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Конституция была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики.

В связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями конца 80-х гг. ХХ века и последовавшим за тем распадом СССР возникла необходимость принятия новой Конституции – Конституции суверенной Республики Беларусь. Ее принятию, что уже как-то подзабылось, предшествовала огромная работа на протяжении 1990-1994 гг. Проект Конституции неоднократно рассматривался в Верховном Совете, обсуждался гражданами Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь. В последующем в Конституцию были внесены изменения и дополнения республиканскими референдумами 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений, определяющей государственный строй, основы отношений личности с государством, провозглашающей в статье 1 наше государство социальным и закрепляющей в статье 13 две формы собственности: государственную и частную.

Основные свойства Конституции Беларуси:

Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на её основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция — основной, первичный источник национального законодательства, поэтому она является ядром правовой системы. В Конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. В тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается около ста раз.

Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

Юридическим свойством Конституции является её стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок её принятия.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, её взаимоотношения с различными силами общества — партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.

Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством её норм создаются определенные базовые ценности, либо меняются те, которые были до неё.

Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей).

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.

Конституция — это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Вместе с тем действующая Конституция Республики Беларусь свободна от явных идеологических «нагрузок». Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в статье 4 Конституции, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33).

В тоже время Конституция Республики Беларусь содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в Конституции сформулированы фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.

При этом в Конституции республики заложены основы конституционного строя, которые содержат следующие важнейшие признаки (черты):

Подчинение государства праву (причем не формально провозглашенному, а реально воплощенному);

Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах);

Разделение властей, наличие противовесов как важнейшее сдерживающее начало против отхода власти к авторитаризму и тирании;

Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшее условие проявления свободы и автономии личности;

Политический плюрализм, то есть многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

Наличие гражданского общества, то есть системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

Таким образом, конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты. Основы конституционного строя — это наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

Также следует учитывать, что положения первого раздела Конституции Республики Беларусь обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Эти основы конституционного строя нашли свое закрепление в Основном Законе страны и состоят в следующем:

Человек, его права и свободы как высшая ценность

Экономические основы конституционного строя

Конституционные основы деятельности политических партий и общественных организаций

Регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями

Таким образом, даже текст Конституции Республики Беларусь, реально действующей в обществе, позволяет сделать вывод о характере устоявшихся в стране социально-экономических и политических отношениях, о путях взаимодействия различных ветвей власти, способах их сдерживания друг другом, о существующем экономическом строе, о форме правления и государственного устройства Республики Беларусь, о действующем политическом режиме.

Изменения в Конституции, как ответ на вызовы времени

Как уже отмечалось, одной из основных черт Конституции Беларуси является её стабильность. Однако стабильность не только не исключает возможности изменения Конституции, но и предполагает приведение её в соответствие с новыми условиями социальной действительности.

Конституция должна гибко реагировать на объективные изменения реальности и видоизменяться. Другое дело, что всегда нужно выбирать некую золотую середину, действуя по принципу: семь раз отмерь — один отрежь.

Так, обращаясь к парламентариям пятого и шестого созывов в октябре 2016 года, Президент Беларуси не исключил, что назрело время провести анализ Основного Закона страны:

«Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые. Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем».

Упомянул глава государства о необходимости пересмотра ряда статей Конституции и в феврале этого года во время беседы с главным редактором газеты «Народная воля» Иосифом Середичем.

А уж сколько чернил на эту тему потратили оппозиционеры, учёту вообще не поддаётся. Но если учёные-правоведы отмечают необходимость внесения изменений в конкретные статьи Конституции, например, в статью 116, в связи с ликвидацией хозяйственных судов, возглавляемых Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь, или статью 118, чтобы конституционно подтвердить право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов, то наши «доблестные свядомые и змагары» используют эту тему для решения своих узкополитиканских, граничащих с личными, проблем.

Оставим за скобками «плачи оппозиционеров» по поводу нелегитимности уже принятых в ходе референдумов (!) изменениях в Конституции. Главная тема, которая оппозиционными СМИ муссируется уже годами – это тема перехода к выборам по партийным спискам или хотя бы по смешанному мажоритарно-пропорциональному принципу. Само собой разумеется, при этом заранее выдвигаются предположения, что даже в случае введения этой столь приятной для слуха «свядомых» системы, «последний диктатор Европы» все её преференции оставит за собой.

Вторая тема, которой «озабочены» оппоненты главы государства – это насколько давно их лелеемая «мечта» — отстранение от власти Александра Лукашенко, может воплотиться в жизнь в связи с предполагаемыми изменениями в Конституции. А уж эта тема по уровню спекуляций в «оппозиционной тусовке» равных себе не имеет.

Ну и так далее и тому подобное… Но в конце концов все рассуждения оппозиционеров сводятся к «печальному для них» и не имеющему никакого отношения к процессу оптимизации Конституции: «менять Конституцию, пока у власти Лукашенко бессмысленно. Если изменения в Конституцию и будут вноситься, они будут носить декоративный характер».

Заключение

Будут ли изменять Основной закон или нет — покажет время, но одно можно сказать с уверенностью: пока у власти находится действующий президент, какие-либо серьёзные преобразования на конституционном уровне в стране не предвидятся.

Ведь текущее законодательство во многом обеспечивают: во-первых, суверенитет Беларуси и её территориальную целостность, во-вторых, правопорядок и спокойствие, которые в нашей стране находятся на достаточно высоком уровне (Беларусь входит в десятку стран с самой низкой преступностью).

Таким образом встанет вопрос: насколько граждане Беларуси захотят изменять существующее положение дел? А ведь именно референдумом, т.е. прямым волеизъявлением народа вносятся кардинальные изменения в конституцию.

ss69100.livejournal.com

Смотрите так же:

  • Требование к судье арбитражного суда Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ статья 4 настоящего Закона изложена в новой редакции Статья 4. […]
  • Рвп выплата пособий Какие льготы и меры социальной поддержки ветеранов труда положены по закону? При наличии статуса «ветеран труда» гражданин вправе рассчитывать на получение льгот и различных компенсаций. […]
  • Взятка в рб Помощь: Уголовно-правовая оценка получения взятки (статья 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь) (часть 1) УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ (СТАТЬЯ 430 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА […]
  • Содействие добровольному переселению в рф соотечественников проживающих за рубежом Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями и […]
  • Сколько служат в армии до пенсии Увеличение выслуги лет военнослужащих до 25 лет Сегодня мы рассмотрим законопроект об увеличении выслуги лет до 25 лет. Основные изменения, которые планируются к внесению в Федеральный […]
  • Налоги на единовременные выплаты Единовременные денежные выплаты в 2018 году Единовременные денежные выплаты на федеральном уровне включают: Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская […]