Кто не имеет право избираться

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

www.cikrf.ru

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

27 декабря ЦИК начнет регистрацию кандидатов в президенты

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

tass.ru

Четвёртый срок – это законно?

Владимир Путин идет на выборы в четвертый раз. Законно ли это? Многие ссылаются на давнее решение Конституционного суда, вроде бы посчитавшего, что два срока подряд — и точка, никаких «а можно потом еще немножко». Давайте разберемся.

Сначала — собственно Конституция. П. 3 ст. 81: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Наиболее ясно тезис о том, что Путин нарушил Конституцию, сформулировал еще перед его третьими выборами Андрей Илларинов. Он ссылался на определение КС от 5 ноября 1998 г. N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации».

Дело было громким: тогда депутаты Госдумы обратились в КС с просьбой дать толкование положений Конституции применительно к правлению Бориса Ельцина (кстати Госдуму в КС представляла Елена Мизулина).

Депутаты хотели узнать, можно ли считать второй президентский срок Ельцина, начавшийся в 1996 году, первым: ведь сама Конституция была принята в 1993 году, а значит, на первый его срок могла бы и не распространяться.

КС тогда, однако решил все четко — и не в пользу Ельцина: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает».

Понятно, что Илларионов в своих рассуждениях вспоминает не о Ельцине: он обращает внимание только на фразу о том, что два срока составляют «конституционный предел» — а значит, никаких третьих и четвертых сроков после паузы в виде Медведева у Путина быть не может.

Тут, однако, согласиться не можем уже мы. Читать оба предложения из решения КС нужно вместе: они относятся именно и только к случаю Бориса Ельцина.

Значит, к слову «подряд» придираться бесполезно, все законно? — А вот тут как посмотреть. Сразу два взгляда на него предложил в 2001 году Верховный суд. Тогда прокурор Якутии пожаловался на якутскую Конституцию: там было написано, что «никто не может быть избран на должность Президента Республики более двух раз». Как же так, — удивился прокурор, — президент всей России может избираться через паузу, а президент Якутии — нет? Суд решил, что да, неправильно, слова «подряд» не хватает, разночтение.

Впрочем, в том же своем постановлении ВС привел и ровно противоположное мнение, рассказав о «принципиальных положениях, определяющих на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ — ст. 81 ныне действующей Конституции РФ».

Буквально: плюрализм мнений в одном и том же решении.

Не нужно забывать, что КС РФ — орган не столько судебный, сколько политический. Последние 20 лет во многих западных странах именно такие органы занимаются продвижением передовой политики. Скажем, в США Верховный суд самостоятельно создал антидискриминационное законодательство. КС РФ является точно таким же органом в системе судов.

При желании КС мог бы запретить третьи, четвертые и прочие сроки для одного человека, можно придумать много подобных конструкций, например: «. исходя из Духа Конституции РФ, а также сути демократического построения государства должна быть обеспечена сменяемость руководящих органов, поэтому ст. 81 Конституции РФ должно обеспечивать реализацию этого важнейшего принципа демократического государства. Таким образом, в настоящий момент Конституция РФ устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентов РФ более двух раз».

Однако такой смелости для КС наше нынешнее «разделение властей» не предполагает

echo.msk.ru

Кто по закону может стать президентом России?

Согласно части 2 статьи 81 Конституции РФ, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В части 3 указанной статьи приводится еще одно требование — одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

В статье 32 Конституции РФ (часть 3) сформулировано общее требование, согласно которому не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, конституционных требований шесть:

2) не моложе 35 лет;

3) постоянно проживает в РФ не менее 10 лет;

4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд;

5) не признан судом недееспособным;

6) не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Указанные положения Конституции воспроизводятся в пунктах 2 и 5 статьи 3 специального закона (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Так, пункт 5 указывает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Никаких иных требований Конституция РФ к кандидату в президенты РФ не предъявляет. Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия (это означает, что Конституция действует непосредственно, и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия иных нормативных актов).

Правда, в самой Конституции имеется оговорка- часть 4 статьи 81 предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (тем самым 19-ФЗ» О выборах Президента РФ»). И вот тут , как всегда, начинается самое интересное. Специальный закон, который, по идее, ничего к конституционным требованиям к кандидату добавлять не должен, а предусматривать только процедуру выборов, содержит целый ряд дополнительных требований:

I) Пункт 5.1 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;

II) Пункт 5.2 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

III) Пункт 6 статьи 3 — «Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».

Может ли Алексей Навальный участвовать в выборах президента в 2018 году?

Не исключаю, что нарвусь на минусы, но отвечу так как действительно написано в законе и то как его толкует Конституционный суд.

Навальный и его команда ссылается на п. 3 ст. 32 Конституции РФ в силу которой не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Сделаю сразу оговорку, Конституция не тот документ, который в себе содержит всё, он лишь закрепляет основные государственные устои, а также служит методом ограничения в принятии тех или иных законов. И наша Конституции, на мой взгляд, не исполняет основную функцию ограничения, почему я так считаю, я отвечал ТУТ

Если проще, то законы могут раскрывать и дополнять положения Конституции, в той мере, в которой это отвечает интересам общества и граждан. И именно относительно права быть избранным, такой механизм и действует.

Но вернёмся к вопросу. В силу ст. 3 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.

Навальный под этот пункт попадает. Соответствует ли это положение Конституции? Открываем п. 4 ст. 81 Конституции и видим, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. То есть, сама Конституция делает отсылка на Федеральный закон.

Конституционный суд проверял законность ограничения права быть избранным для граждан, которые не находятся в местах лишения свободы и дал ответ в Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П

КС РФ признал, что даже если лицо не находится в местах ограничения свободы, то запрет на его избрание является допустимым. Постановление не маленькое и кому интересно, могут прочитать сами (есть тут rg.ru), приведу лишь цитату оттуда:

Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права

Вывод относительно того кто прав, а кто нет, предлагаю сделать читателям самостоятельно.

Закон запрещает участвовать в выборах людям, отбывающим определенное судом наказание в местах лишения свободы. У Навального есть приговор, но он условный и по факту в местах лишения свободы Навальный не находится.

Но, во-первых, кого у нас в стране интересует соблюдение буквы закона?
Во-вторых, отправить Навального в эти места, смогут весьма быстро, как только один конкретный человек (имя которого мы все отлично знаем) сочтет это целесообразным.

Если бы избирательная кампания началась бы сегодня, то ответ был бы однозначным — нет не может из-за его не снятой судимости (про ФЗ «О выборах Президента РФ» тут уже рассказывали).

Но выборы пройдут только 18 марта 2018 года. ЕСПЧ, который уже не раз удовлетворял иски Навального, вряд ли успеет рассмотреть и отменить эту судимость до начала выборов. Тут у Алексея есть два варианта: добиться поправок в закон, либо отмены приговора в российском суде.

В России уже были прецеденты, связанные с изменением законов и судебных решений в зависимости от политической ситуации (в том числе и в случаях с Навальным) — поэтому что-либо точно узнать мы сможем лишь ближе к моменту выборов.

Леонид Волков предлагает добиваться выдвижения Навального. Конечно, у ЦИК очень чёткая позиция по этому поводу, но это совсем не удивительно, ведь они подчиняются лицам, заинтересованным в неучастии Навального в выборах. В случае недопуска будут митинги и прочие приятные вещи.

АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ

Ограничение пассивного избирательного права граждан Российской
Федерации ввиду наличия судимости регулируется пунктом 3.2 статьи
4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
Так, не имеют права избираться лица, осужденные к лишению свободы
за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие
на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость
за указанные преступления. Подпункт а.1 пункта 3.2 статьи 4 указанного
закона продлевает ограничение пассивного избирательного права для лиц,
осужденных за совершение тяжких преступлений, на 10 лет со дня снятия
или погашения судимости. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном
законе «О выборах Президента Российской Федерации».
Категории тяжести преступлений раскрыты в статье 15 Уголовного кодекса
Российской Федерации.
Часть 3 статьи 15 Уголовного кодекса определяет преступления средней
тяжести как умышленные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения
свободы.
Часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса определяет тяжкие преступления как
умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание,
предусмотренное Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Также следует учитывать, что степень тяжести и наказуемость деяния
определяются тем уголовным законом, который действовал во время
совершения этого деяния, а не на момент вынесения приговора.
На сегодняшний день Алексей Навальный имеет две судимости:
«дело „Ив Роше“» и «дело депутата Лисовенко».

ДЕЛО ДЕПУТАТА ЛИСОВЕНКО
Постановлением Бабушкинского районного суда 23 июня 2014 года приговор
мирового суда по части 1 статьи 128.1 УК РФ (Клевета) был оставлен без
изменения. Наказанием был избран штраф в размере 300 000 рублей.
Санкция данной статьи не предусматривает лишение свободы. Преступление
относится к категории небольшой тяжести. В настоящее время в соответствии
с п. «б» части 3 статьи 86 УК РФ данная судимость погашена.

ДЕЛО «ИВ РОШЕ»
Апелляционным определением Московского городского суда 17 февраля
2015 года Алексей Навальный был осужден на 3 года 6 месяцев лишения
свободы условно с испытательным сроком 5 лет.
Он был признан виновным по статьям, предусмотренным ч. 3 ст. 159.4,
ч. 2 ст. 159.4 и п. «а» ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. По данным статьям были
предусмотрены следующие максимальные санкции в виде лишения свободы:
— ч. 3 ст. 159.4 УК РФ — до пяти лет лишения свободы;
— ч. 2 ст. 159.4 УК РФ — до трех лет лишения свободы;
— ч. 2 ст. 174.1 УК РФ — до пяти лет лишения свободы.
Таким образом, по «делу „Ив Роше”» Алексей Навальный не был осужден
за совершение тяжких преступлений.

КИРОВЛЕС-2
Ленинским районным судом г. Кирова 8 февраля 2017 года вынесен приговор
по второму «делу Кировлеса», которым Алексей Навальный был осужден
условно по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Растрата, совершенная в особо крупном размере).
Санкция части 4 статьи 160 УК РФ предусматривает до 10 лет лишения
свободы. То есть приговор Алексею Навальному по данному делу вынесен
за совершение тяжкого преступления.
Тем не менее в соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость образует только
вступивший в законную силу приговор суда.
Приговор Ленинского районного суда г. Кирова на настоящий момент в силу
не вступил. В соответствии с УПК РФ этот приговор может вступить в силу
только по истечении 10 дней и только если не будет подано апелляционной
жалобы (ч. 1 ст. 389.4, ч. 1 ст. 390 УПК).
Апелляционная жалоба на приговор будет подана незамедлительно.
В случае подачи апелляционной жалобы судимость может возникнуть только
после вынесения решения Кировским областным судом, который является
по этому делу судом апелляционной инстанции.
Решение Кировского областного суда, в свою очередь, может быть успешно
оспорено и отменено в последующих инстанциях на национальном
и международном уровне. Это доказало решение ЕСПЧ по первому «делу
Кировлеса».
При этом важно помнить ч. 3 ст. 32 Конституции, которая устанавливает,
что не имеют права быть избранными только граждане, содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору суда. Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие
(ч. 1 ст. 15). Таким образом, согласно Конституции Российской Федерации
только лишение свободы ограничивает пассивное избирательное право.
Алексей Навальный не содержится в местах лишения свободы и может
продолжать избирательную кампанию.

ВЫВОД
Исходя из анализа имеющихся судимостей и приговора по второму «делу
Кировлеса», который не вступил в силу, Алексей Навальный не имеет
судимостей за тяжкие преступления. Наличие других судимостей не влияет
на наличие пассивного избирательного права Алексея Навального и по-
прежнему позволяет ему выдвигать свою кандидатуру на выборах всех
уровней.
На данный момент какие-либо юридические препятствия для
выдвижения Алексея Навального в президенты отсутствуют. Любые
препятствия, которые могут возникнуть в дальнейшем (например,
после вступления в силу решения Ленинского районного суда г. Кирова),
прямо противоречат Конституции РФ, будут немедленно обжалованы
и отменены в Конституционном суде и (или) ЕСПЧ. Алексей Навальный
продолжит активную избирательную кампанию на выборах президента
РФ, которые состоятся в марте 2018 года.

thequestion.ru

Смотрите так же:

  • Как начать оформление пенсии по старости Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. […]
  • Гражданство приобретение и утрата § 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в […]
  • Нарушение трудового законодательства при увольнении работника Увольнение по всем статьям: инициатива работника (пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ) Маркелов А.В., эксперт по правовым вопросам Консультационного центра «Правовая защита» […]
  • Ст 158 ук рф части Статья 158. Кража О судебной практике по делам о краже см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 Статья 158. Кража См. комментарии к статье 158 УК […]
  • Отставка судьи стаж работы Статья 15. Отставка судьи Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона […]
  • Восстановление срока включения в реестр кредиторов Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) […]