Малое инновационное предприятие закон

Вокруг 217 ФЗ

Главная цель создания Федерального закона №217-ФЗ: обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счёт бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Закон предоставляет бюджетным учреждениям науки и образования следующие права:

  • быть учредителями хозяйственных (акционерных) обществ, осуществляющих практическое применение (внедрение) РИД, без согласия собственника.
  • вносить в уставный капитал право на использование РИД, денежные средства и иное имущество;
  • распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных (акционерных) обществ, только с предварительного согласия собственника.
  • направлять доходы (дивиденды) от участия в хозяйственных (акционерных) обществах только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.
  • ЦТТ РАН И РОСНАНО оказывает консультационные услуги институтам РАН по созданию малых инновационных предприятий (МИП) по N 217-ФЗ.

    Для научных учреждений РАН в рамках существующих гражданского, бюджетного, налогового законодательства РФ и Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ наш Центр разрабатывает Методические рекомендации в отношении порядка создания и деятельности хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД.

    Практическая реализация Федерального закона №217-ФЗ бюджетными научными учреждениями и ВУЗами.

    Порядок создания хозяйственных обществ.

  • 1. Поставить РИД на баланс (отразить по счету «Нематериальные активы»).
  • 2. Оценить право использования РИД.
  • 3. Определить состав учредителей хозяйственного общества и их доли (акции).
  • 4. Принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей.
  • 5. Подать в ФНС документы на государственную регистрацию хозяйственного общества.
  • 6. Уведомить Минобрнауки о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
  • 7. Заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте.
  • www.ttorr.ru

    МИП по 217 ФЗ

    Создание МИП по 217 ФЗ

    Создание Малого инновационного предприятия (МИП) в соответствии федеральным законом № 217 ФЗ

    Главное в этом законе то, что Научные учреждения и ВУЗы могут создавать малые предприятия для коммерциализации своих разработок. И вносить в уставной капитал этого предприятия результаты интеллектуальной собственности.

    ВУЗам и научным учреждениям не нужно объяснять как создать МИП. Поэтому будем рассматривать ситуацию от лица аспиранта, студента или сотрудника научного учреждения, который в ходе своей работы или учебы изобрел что-то полезное (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретения, полезные моделей, промышленные образцы, селекционные достижения, топологий интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) в общем то, что можно запатентовать.

    Так как вы примен научно экспериментальную базу ВУЗа или научного предприятия в ходе вашей непосредственной работы или учебы, то права на интеллектуальную собственность будут принадлежать ВУЗу или научному предприятию

    Ну а теперь о том, как создать малое предприятие, которое будет владеть интеллектуальной собственностью и сможет коммерциализировать данную разработку.

    Сразу предупрежу, что вам понадобится денежная сумма из личных средств или из личных средств и средств инвестора около 1 500 тыс. руб.

    Пошаговая инструкция для создания МИП

  • Вы приходите к ректору или руководителю научного предприятия и говорите, что есть такая-то разработка, которую возможно производить и продавать или оказывать услуги на ее основе создав МИП.
  • Патентование или регистрация в Реестре программ для ЭВМ (в случае для программ) интеллектуальной собственности.
  • Оценка стоимости интеллектуальной собственности. По закону утверждается решением общего собрания учредителей если ее стоимость до 500 тыс. руб. а если больше, то независимым оценщиком.
  • Подготовка документов для регистрации МИПа:
  • — Устава. Уставов МИПов довольно много в интеренте. Советуем просмотреть несколько и на их основании подготовить свой.

    — Учредительного договора – это документ в котором учредители определяют порядок совместной деятельности по созданию ООО, условия передачи своего имущества и участия в деятельности ООО. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

    — Лицензионного договора – это документ по которому одна сторона предоставляет или обязуется предоставить другой стороне право использования результата исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

  • Созывается общее собрание учредителей Общества с ограниченной ответственностью Малое инновационное предприятие «……..» (учредителей может быть всего двое. Вы и руководитель организации или ВУЗа) и готовится протокол общего собрания.
  • Далее стандартная регистрация ООО. Можете обратится к нотариусу который все оформит за не большую плату или самостоятельно все оформить в налоговой. (об этом мы расскажем в следующей статье)
  • Заходите в управление статистики, где вам дадут ОКВЭД (вид деятельности организации, например 73.10 — это научные исследования и разработки) кодов может быть несколько.
  • Рекомендуем зайти в Администрацию города (ищите отделы связанные с экономикой или малыми предприятиями) это не обязательно но они отчитаются наверх о создании МИПа и возможно будут приглашать Вас на различные мероприятия и конкурсы в том числе по поддержке малых предприятий.
  • Теперь нужно уведомить о создании МИП Министерство образования и науки. Это делается через специализированный сайт https://mip.extech.ru/
  • Теперь про деньги.

    Доля ВУЗа или научного учреждения в уставном капитале ООО должна составлять более чем одну треть, а остальные участники оплачивают оставшуюся долю деньгами. Если вы оценили интеллектуальную собственность в 500 тыс. руб. то остальным членам общества нужно внести денежную сумму в размере 1 500 тыс. руб.

    Зачем все это надо и почему не зарегистрировать просто ООО:

    Во первых это единственный способ коммерциализовать интеллектуальную собственность, принадлежащею ВУЗу или научному учреждению.

    Во вторых вы продолжаете пользоваться имуществом (оборудование, помещения научно техническая база) ВУЗа или научного учреждения конечно если это предусмотреть в договоре

    Также несомненным плюсом, являются налоговые льготы для малых инновационных предприятий в части налогов на заработную плату (14%).

    niirf.ru

    Алгоритм создания малых инновационных предприятий

    МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    В августе 2009 года высшим учебным заведениям и научным учреждениям предоставлено право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности на основании Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». С 1 сентября 2013 года вместо Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ).

    Главная цель статьи 103 данного закона – коммерциализация результатов научно-образовательной деятельности и предоставление мест для трудоустройства будущим выпускникам в создаваемых малых предприятиях при вузах. И как показывает мировая практика, данная модель получила широкое признание во многих странах. Например, многие университеты Европы превратились в научно-технологические центры, которые абсолютно автономны, как в плане бюджета, так и в плане перспектив собственного развития.

    Законом предусматривается наделение образовательных организаций высшего образования, являющихся бюджетными или автономными учреждениями, правом совместно с другими лицами быть учредителями хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств – малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности. При этом исключительные права на эти разработки должны принадлежать университету, в том числе совместно с другими лицами.

    В качестве результата интеллектуальной деятельности могут выступать:

  • программа для электронных вычислительных машин;
  • программа для базы данных;
  • изобретение; полезная модель;
  • промышленный образец;
  • селекционное достижение;
  • топология интегральных микросхем;
  • секрет производства (ноу-хау).
  • При участии ПНИПУ созданы 17 малых инновационных предприятий, использующие 7 изобретений, 5 полезных моделей и 6 программ для ЭВМ, права на которые закреплены за университетом:

    pstu.ru

    Малые инновационные предприятия

    Возможность создания при вузах хозяйственных обществ — малых инновационных предприятий (МИП) предоставляет федеральный закон 217-ФЗ, «Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» принятый в августе 2009 г.

    Законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении, т.е. внедрении результатов интеллектуальной деятельности. При этом исключительные права на эти разработки принадлежат научным и образовательным учреждениям. Доходы от распоряжения акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ и часть прибыли, полученные бюджетными научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на уставную деятельность — на образование и науку.

    На что следует обратить внимание?
    • Согласно 217-ФЗ доля ВУЗа в уставном капитале общества должна быть более 33,3%
    • Права на результат интеллектуальной деятельности, вносимый ВУЗом в качестве вклада в уставной капитал, обязательно должны принадлежать ВУЗу.
    • При открытии компании необходимо сразу сообщать в налоговую инспекцию (отдельным заявлением) о типе налогообложения, которое будет использоваться компанией (упрощенная УСН или общая ОСН). Тут надо советоваться с бухгалтерами.
    • До внесения предприятия в реестр хозяйственных обществ, созданных по 217-ФЗ, компания не сможет пользоваться льготами и преимуществами, прописанными в законе. Поэтому очень важным этапом будет подготовка и отправка Письма-уведомления в ЦИСН (Центр исследования и статистики науки ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) о создании малого предприятия для внесения в реестр.
    Малые инновационные предприятия ПГГПУ:

    «Инновационные процессы в образовании», директор Б.А. Крузе;

«Научные инновационные возможности», директор А.В. Люшнин;

pspu.ru

Особенности государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1721 раз

Библиографическое описание:

Белецкая А. А. Особенности государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/54/7310/ (дата обращения: 28.07.2018).

В сегодняшних условиях в России не создано единой правовой основы для широких интеграционных процессов, сочетающих образовательный, научный и профессиональный виды деятельности. Формы интеграции научных организаций и вузов не имеют систематизированной государственной поддержки.

Ключевые слова:инновации, малые инновационные предприятия, вуз, государственная поддержка, инфраструктура.

Возможность создания при вузах малых инновационных предприятий (далее — МИП при вузах) предоставляет Федеральный закон № 217-ФЗ, принятый 15 августа 2009 г., создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях [1].

В дальнейшем, возможность появления предприятий при вузах была закреплена ст.103 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающей возможность создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

В вузе стратегическое партнерство может охватывать следующие виды взаимоотношений [2, с. 14]:

— между отдельными структурами высшего профессионального образования, осуществляющими схожую (или аналогичную) деятельность, подразумевая «превращение» конкурентов в партнеров;

— между академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами, вовлеченными в процесс создания продуктов и услуг высшей школы.

Первый вид взаимоотношений основан либо на объединении ресурсов партнеров для достижения взаимно согласованных целей, либо на обмене ресурсами, которые позволят сохранить и укрепить их рыночные позиции. Особое значение при этом уделяется длительности партнерских отношений. Длительность таких отношений высшей школы варьируется начиная с разовых коммерческих операций и заканчивая полной интеграцией (как в случае со слиянием компаний).

Второй вид взаимоотношений в вузах формируется в технологической цепочке создания ценности продуктов и услуг высшей школы. Такое стратегическое партнерство означает переход с «ориентации на сделку» на «ориентацию на партнерство», что предполагает наличие повторяемых, многочисленных сделок, а соответственно и сокращение издержек взаимодействия и возможность использования в управлении контрактами стандартных методов [3, с. 19].

Еще одну классификацию МИПов предлагает Л. Ю. Грудцына. Так, она предлагает объединить все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, в две основные группы — предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры.

Малые инновационные предприятия первого типа — это фирмы, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов. Существование при НИИ дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом.

Самостоятельных МИП значительно меньше. Они выживают благодаря тому, что смогли найти свою нишу на рынке наукоемкой продукции. Однако в настоящий момент малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: законодательство, не адаптированное к инновационным предприятиям, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и др.

Для преодоления отмеченных выше трудностей малым инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществляться в следующих формах: создание площадок предпринимательских коммуникаций — бизнес-инкубаторов; создание инвестиционных институтов, которые готовы инвестировать инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития; внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность МИП [4, с.125].

Как отмечает В. А. Северин, коммерциализация как процесс начинается не с момента окончания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а с момента появления заказчика на создание новой продукции с использованием новаций. Поэтому процесс коммерциализации — это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд сложных и взаимосвязанных этапов по подготовке инновационного предложения, экспертизе технологии инвесторами, привлечению инвестиций, договорному закреплению отношений между всеми участниками процесса, распределению прав на будущую интеллектуальную собственность, освоению результатов в производстве, сопровождению инновационного продукта и его дальнейшей модификации [5, с. 36].

В настоящее время существует ряд проблем коммерциализации вузовских технологий:

— несовершенство законодательства в области инновационной деятельности и, в частности, ИС;

— не разработан механизм и процедуры передачи технологий от вузов промышленным предприятиям и компаниям;

— отсутствие финансирования инновационной инфраструктуры вузов;

— необходимость подготовки квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры;

— отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий [6, с.18].

Главным образом, эти особенности касаются:

— вопросов создания малых предприятий при образовательном учреждении;

— определения формы хозяйственного общества (общество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество);

— определения статуса хозяйственного общества в качестве малого предприятия независимо от доли участия в его уставном капитале образовательных учреждений;

— регламентации направленности деятельности такого рода обществ на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям — образовательным учреждениям;

— внесением в уставной капитал обществ права на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам;

— возможностью внесения в уставный капитал хозяйственных обществ денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений;

— распоряжения доходами обществ.

Основными показателями оценки выполнения программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения являются:

а) комплексность созданной инновационной инфраструктуры образовательного учреждения и объем выполняемых на ее базе работ и услуг;

б) эффективно действующая система регистрации и учета результатов интеллектуальной деятельности;

в) количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учету;

г) количество хозяйственных обществ, созданных образовательным учреждением;

д) количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах;

е) количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ;

ж) количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств;

з) объем научно-исследовательских и научно-конструкторских работ, выполняемых в образовательном учреждении;

и) количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в образовательном учреждении;

к) численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательного учреждения, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов;

л) объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения [7, с.159].

По замечанию В. Мирошниковой, Л. Грудцыной, довольно давно общее положительное признание заслужила модель, в которой центральное звено занимают университеты, которые функционально обеспечивают связь науки, образования и инновационного бизнеса (как правило, малого). По мнению исследователей, одна из важнейших особенностей организации науки в России заключается в том, что исконно сильные позиции РАН, наука и научный процесс не связаны с вузами и оторваны от учебного процесса, не взаимодействуют с ним [8, с.34].

Таким образом, основными направлениями государственной поддержки ведущих российских вузов, по моему мнению, должно быть развитие взаимодействия российских вузов и производственных предприятий, а так же развитие инновационной инфраструктуры в самих вузах. Так же государство должно отчасти взять на себя роль инвестора МИПов при ВУЗах.

1. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Байкова О. М., Сухомлинова М. А. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие эффективного развития экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. N 23, июнь 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/23_2010.html.

3. Рынок труда и интегрированные бизнес-образовательные структуры: стратегические аспекты взаимодействия (Селютина А., Смолькова А.)(«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013.№ 2.

4. Грудцына Л. Ю. Организационно-правовые формы инновационных предприятий // Новый юридический журнал. 2012. N 4. С. 124–132.

5. Северин В. А. Проблемы коммерциализации научных исследований в России // Юрист. 2011. N 19. С. 35–39.

6. Ефимцева Т. В. Правовое положение малых инновационных предприятий // Юрист. 2012. № 18. С. 18–20.

7. Агешкина Н. А. Смагина И. А. Подгорная Ю. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2-е издание пе-реработанное и дополненное) 2-е изд., переработ. и доп. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. С. 159.

8. Мирошникова В., Грудцына Л. К вопросу о правовом статусе научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования // Право и жизнь № 7–8. 2011 г. С.34.

[1] Статья подготовлена в рамках реализации мероприятий по дополнительному внутривузовскому конкурсу грантов 2013 года для реализации проектов по направлениям развития науки, технологий и техники «Инициатива» в НИУ «БелГУ», № проекта ВКГИ 024-2013.

moluch.ru

Смотрите так же:

  • Нотариус фрунзенского района саратова Нотариус фрунзенского района саратова График приема граждан: Пн: 9.00-17.00 Вт: 9.00-17.00 Ср: 9.00-17.00 Чт: 9.00-17.00 Пт: 9.00-13.00 Сб, Вс: Выходной. Перерыв: 12.00-13.00 ФРУНЗЕНСКИЙ […]
  • Как писать заявление на практику Как писать заявление на практику Руководитель отдела практики Квашонкин Александр ВасильевичКабинет Г-645, тел.: +7 (495) 939-15-23E-mail: practice@spa.msu.ru, […]
  • Сверка с фсс заявление Как запросить акт сверки взаиморасчетов с фондом социального страхования (ФСС)? Фонд социального страхования (ФСС) выполняет достаточно обширный спектр функций. В его ведении находятся […]
  • Заявление о совместном сотрудничестве МИД стран ШОС г. Пекин 14 октября 2009 года Взаимодействие соответствующих службгосударств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в сфере борьбы с инфекционными […]
  • Какая пенсия на детей по потере кормильца Ежемесячные выплаты по потере кормильца на ребенка Указом Президента РФ от 29.10.2009 № 1219 с 1 ноября 2009 года в России установлено новое ежемесячное пособие по потере кормильца. В 2017 […]
  • Календарные или рабочие дни в арбитражном суде Исчисляем процессуальные сроки правильно В конце декабря 2013 года Пленум ВАС РФ обобщил судебную практику по вопросу исчисления процессуальных сроков (Постановление Пленума ВАС РФ от 25 […]