Меры административного наказания работника

Дисциплинарные взыскания

  • Трудовое право
  • Субъекты трудового права
  • Виды дисциплинарных взысканий

    За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
  • Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие виды дисциплинарных взысканий.

    Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    Порядок применения дисциплинарных взысканий

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме.

    В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

    Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции груда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

    Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

    В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

    При специальной дисциплине труда порядок, сроки применения и виды дисциплинарных взысканий могут быть иными.

    Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

    Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников регулируется ст. 195, ч. 6 ст. 370 ТК РФ.

    Профсоюзные органы, в частности профком организации, наделены правом осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства. В случае обнаружения фактов нарушения в организации трудового законодательства, локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сокрытия несчастных случаев на производстве, невыполнения условий коллективного договора, соглашения профком вправе потребовать от работодателя наказать виновных в этом руководителя организации, ее подразделения либо их заместителей.

    Работодатель по факту заявления представительного органа работников, обычно профкома, возбуждает дисциплинарное производство. Для него характерны те же стадии, что и при выявлении нарушения внутреннего трудового распорядка работником, которые были изложены выше. Если вина руководителей или их заместителей в нарушении норм трудового права будет установлена, то работодатель обязан применить к ним «дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения» (ч. 2 ст. 195 ТК РФ).

    О результатах дисциплинарного производства работодатель сообщает заявителю (профкому). Срок ответа в законодательстве о труде не определен. Однако в не го должно зачитываться время, которое законодатель устанавливает для применения дисциплинарного взыскания вч. 3, 4 ст. 193 ТК РФ. Обычно это один месяц, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — два гола со дня совершения дисциплинарного проступка. Если по обстоятельствам, указанным в заявлении профкома, в отношении руководителя или его заместителя возбуждено уголовное дело, то срок сообщения в профорганы продлевается на время производства по у головному делу.

    Порядок применения дисциплинарных взысканий

    Порядок применения дисциплинарного взыскания в ТК РФ детально не регламентируется. Это нередко приводит к нарушению трудовых прав и свобод работника.

    Дисциплинарное производство как правоотношение

    Дисциплинарное производство — это всегда правоотношение, основными субъектами которого являются работодатель и работник. Содержанием правового отношения принято считать права и обязанности его сторон. В действующем законодательстве о труде закрепляется в основном правовое положение работодателя. Анализ дисциплинарного производства позволяет выявить определенную совокупность прав работника, который, по мнению руководителя, нарушил правила внутреннего трудового распорядка. Работник — полноправный в пределах дисциплинарного производства субъект правового отношения. Он имеет право знакомиться со всеми материалами, согласно которым он обвиняется в неправомерном трудовом поведении, давать свою оценку содержанию предъявленных ему материалов, требовать предоставления новых материалов. По сложным дисциплинарным производствам работник может потребовать проведения ревизии, проверки финансово-хозяйствснной деятельности или аудиторской проверки, если по ее результатам можно решить вопрос о его вине или невиновности. Действующим законодательством не запрещено работнику привлекать к дисциплинарному производству в качестве консультантов специалистов, представителя профсоюзной организации.

    В этой части законодательство о труде еще нуждается в дальнейшем совершенствовании. Конкретизация дисциплинарного производства возможна в подзаконных, локальных нормативных правовых актах. Такая практика характерна, например, для бюджетных организаций. Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий к государственным гражданским служащим подчиненных им организаций. В таких нормативных правовых актах закрепляется детальная процедура проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим, состав комиссии, которой поручается провести проверку, ее полномочия и оформление результатов проверки. В подзаконных локальных нормативных правовых актах специально выделяется раздел, в котором закрепляются права работника, в отношении которого проводится проверка: давать устные и письменные пояснения, заявлять ходатайства, знакомиться с документами во время проведения проверки, обжаловать решения и действия комиссии, которая проводит проверку.

    Единое дисциплинарное правоотношение можно отнести к сложным правовым отношениям. Оно состоит из целого ряда элементов, характерных для каждой стадии. Элементарные правоотношения дискретны, т. е. прерываются во времени, состоят из определенных частей. Так, праву работника заявлять ходатайства, знакомиться с документами, обжаловать действия представителя работодателя или комиссии, проводящей проверку, корреспондирует соответствующая обязанность работодателя рассмотреть конкретное ходатайство, предоставить для ознакомления работнику необходимые для него документы, рассмотреть поданную им жалобу. Указанные правоотношения могут возникать и прекращаться на каждом из этапов дисциплинарного производства. Это не исключает его системного характера, единства прав и обязанностей участников дисциплинарного производства.

    Этапы дисциплинарного производства

    Дисциплинарное производство включает несколько этапов.

    Во-первых, до применения дисциплинарного взыскания руководитель предлагает работнику дать письменное объяснение по обстоятельствам, свидетельствующим о нарушении им внутреннего распорядка организации. В случае если работник отказывается предоставить работодателю объяснение в письменной форме, по истечении двух рабочих дней составляется соответствующий акт. Этот документ должен содержать следующие реквизиты: место и дата составления документа; фамилия, имя, отчество, должность составителя и работника, краткое описание предполагаемого нарушения дисциплины труда; предложение работнику дать объяснение и его отказ фактический либо по умолчанию; разъяснение, в чем именно проявилось неисполнение работником своих трудовых обязанностей.

    Во-вторых, работодатель (его полномочный представитель — начальник отдела кадров, заместитель директора по кадрам) затребует от непосредственного руководителя работника необходимые документы, подтверждающие нарушение работником дисциплины труда, сто мнение об избрании нарушителю определенной (необходимой в сложившихся обстоятельствах) меры дисциплинарного взыскания.

    В-третьих, оценивая материалы, собранные по факту нарушения внутреннего трудового распорядка, работодатель принимает решение о виновности работника, т. е. о совершении им дисциплинарного проступка.

    В-четвертых, до наложения дисциплинарного взыскания работодатель учитывает тяжесть совершенного проступка, обстоятельства смягчающие вину работника.

    В-пятых, в соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ работодатель реализует свое право — применить к нарушителю внутреннего трудового распорядка меру дисциплинарного взыскания или ограничиться другими средствами воспитательного воздействия. Эффективность дисциплинарного взыскания во многом зависит именно от этого этапа дисциплинарного производства. Сводить его только к каре, наказанию неоправданно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Воспитательная роль этого этапа зависит и от личности работника, от уровня его профессиональной подготовки, правовой и нравственной культуры. Это довольно сложный и ответственный для работодателя процесс. Иногда для исправления нарушителя достаточно беседы руководителя, а в некоторых случаях применение меры дисциплинарного взыскания ведет к противостоянию, нарастанию напряженности в отношениях работодателя не только с работником, но и с первичным производственным коллективом. Для этого этапа очень важна педагогическая, психологическая подготовка руководителя как управленца.

    Данная стадия завершается принятием соответствующего решения о наказании работника или по усмотрению работодателя оставлении собранных материалов без движения. На практике в последнем случае никакого процедурного акта работодателем не выносится. Аналогичным образом работодатель поступает, если выявляется незначительное нарушение дисциплины труда либо недостаточность материалов для его установления. В последнем случае, очевидно, нарушается право работника на защиту «его трудовых прав и свобод» (ст. 2 ТК РФ), поскольку работник не может защитить свое доброе имя, честь и достоинство. Обжаловать можно только соответствующий приказ работодателя, а не созданное в процессе расследования негативное мнение о возможной недобросовестности работника.

    В-шестых, работодатель избирает меру дисциплинарного взыскания, издает соответствующий приказ. Приказ (распоряжение) о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то уполномоченным представителем работодателя составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ). Реквизиты акта аналогичны тем, которые изложены для акта об отказе дать объяснение по факту нарушения правил внутреннего трудового распорядка.

    Для дисциплинарного производства характерны определенные процедурные сроки: один месяц и шесть месяцев. Дисциплинарное взыскание не применяется, если прошло более одного месяца со дня обнаружения проступка. В месячный срок не засчитывается время болезни работника, нахождения его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, если оно требуется в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

    По истечении шестимесячного срока работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При проведении ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки срок, в течение которого допускается наложение дисциплинарного взыскания, увеличивается до двух лет.

    В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

    Для дисциплинарного производства характерно правило о том, что за один и тот же дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Это не исключает применения к работнику мер административного или уголовного характера. Нарушитель внутреннего трудового распорядка также может быть дспрсмирован, поскольку лишение премии не считается дисциплинарным взысканием.

    Наряду с изложенными обязательными стадиями дисциплинарного производства возможны и факультативные: 1) обжалование дисциплинарного взыскания в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров; 2) прекращение дисциплинарного производства в результате пересмотра его компетентными органами, например вышестоящим руководителем.

    Снятие дисциплинарного взыскания

    Дисциплинарное воздействие с юридической точки зрения — это обычно всегда состояние длящееся, ограниченное определенным сроком в пределах трудового правоотношения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не совершил нового нарушения внутреннего трудового распорядка, то его состояние наказанности прекращается, а нарушитель в соответствии с ч. 1 ст. 194 ТК РФ «считается не имеющим дисциплинарного взыскания».

    До истечения одного года работодатель может снять с работника дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и по ходатайству его непосредственного руководителя или выборного представительного органа (профкома). Инициатива может исходить и от самого нарушителя дисциплины труда. Он в соответствии с ч. 2 ст. 194 ТК РФ может обратиться с такой просьбой к руководителю организации.

    Состояние наказанности свидетельствует о длящемся систематическом воспитательном воздействии, которое может быть эффективным при организации надлежащего учета нарушителей внутреннего трудового распорядка и контроля за их трудовым поведением. На средних и крупных предприятиях эти обязанности работодатель может возложить на непосредственных руководителей процесса труда, которые ведут специальные журналы учета нарушений и нарушителей внутреннего трудового распорядка в подчиненных им производственных коллективах.

    Дисциплинарная ответственность

    • Предмет трудового права
    • Функции трудового права
    • Принципы трудового права
    • Источники трудового права
    • Наряду с мерами поощрения трудовое законодательство устанавливает и меры дисциплинарных взысканий, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины. Под нарушением трудовой дисциплины понимается неисполнение и ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это нарушение влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных (дисциплинарных, уголовных) мер, предусмотренных законодательством.

      Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности наряду с другими ее видами: уголовной, административной, гражданско-правовой и материальной.

      Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести взыскание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное поведение.

      Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок.

      Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

      Нарушение трудовой дисциплины предполагает наличие вины в действиях работника. В противном случае к нему не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Например, если продавец продал телевизор со скрытым дефектом, а администрация наказала продавца, то действия администрации будут неправомерны, поскольку наличие дефектов произошло не по вине продавца и он не мог знать о них.

      Другим обязательным условием ответственности работника является неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т. е. обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка (нарушил распорядок рабочего дня, небрежно исполнил свои трудовые обязанности, появился на работе в нетрезвом виде и пр.). Отсутствие хотя бы одного из этих условий служит основанием освобождения работника от дисциплинарной ответственности.

      Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников:

      Общая дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым кодексом РФ и правилами внутреннего трудового распорядка; специальная —уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.

      Дисциплинарное взыскание

      В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

      • замечание;

      Перечень мер, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, является исчерпывающим, т. е. он не может быть дополнен правилами внутреннего трудового законодательства. Только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дня отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания.

      До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

      При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться: тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду до применения дисциплинарного взыскания.

      Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия.

      Учитывая большую роль соблюдения трудовой дисциплины в народном хозяйстве, трудовое законодательство предусматривает ряд других мер правового воздействия, которые не относятся к числу дисциплинарных. Это меры материального, социального и общественного воздействия. Так, руководители предприятий имеют право лишать злостных нарушителей трудовой дисциплины льгот на получение путевок в санатории и дома отдыха, менять время предоставления отпусков, переносить очередь на получение жилой площади и др.

      В положениях о премировании и положениях о премировании по итогам годовой работы, действующих на предприятиях, предусмотрено сокращение или лишение полностью премий или вознаграждений по итогам годовой работы за нарушение трудовой дисциплины.

      Сроки применения дисциплинарного взыскания

      Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

      Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а но результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

      За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

      Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

      Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания.

      Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять ею с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или предегавительною органа работников (ст. 194 ТК РФ).

      www.grandars.ru

      Статья 192 ТК РФ. Дисциплинарные взыскания

      18 декабря 2017

      15 декабря 2017

      12 декабря 2017

      26 октября 2017

      5 октября 2017

      Обсуждение статьи

      Вопросы по статье

      Работнику объявили выговор. Можно ли его полностью лишить стимулирующих надбавок и на какой срок?

      Вопрос относится к городу Нижневартовск

      может ли работодатель накладывать штрафы за опоздания за курение?

      Вопрос относится к городу свердловская область пгт верхняя синячиха

      Здравствуйте. Можно ли уволить сотрудника за то, что он в рабочее время заходит на посторонние сайты (т. е., тематика поисковых запросов никак не касается рабочего процесса)?

      Вопрос относится к городу Уфа

      Получен запрос на уточнение вопроса. 20 ноября 2017 — 20:37
      а почему на сервере компании не установлен блокиратор?

      можно ли лицу А обжаловать приказ о наказании если процедура наложения приказа в отношении него соблюдена,но в приказ вместе с ним включен сотрудник В , который в момент издания приказа находился в отпуске. Сам сотрудник В обжаловать приказ не желает.

      Добрый день. Я работаю в школе искусств преподавателем, сегодня проходила медосмотр в поликлинике, методом шантажа( я пыталась написать отказ, но мне сказали, что сообщат о моем неправильном поведении руководству, что «мое хочу-не хочу никого не интересует) меня вынудили поставить вакцину от гриппа. Причем все это происходило в унизительной форме. Мотивировалась необходимость вакцинирования существованием Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок». Но неужели прививки от гриппа приравняли к тем обязательным, которые ставят все: корь, дифтерит и пр.? Прививка от гриппа всегда была добровольной.

      Вопрос относится к городу Кемерово

      Я являюсь пенсионером по старости и инвалидом 3 бессрочной группы.Больничный лист закрыт 03.10.17 г. 03-го октября 17 г.отправила заказным письмом из другого города работодателю — больничный лист, справку МСЭ и заявление на отпуск без сохранения зарплаты с 4- 18 октября 2017 г. 17 октября 17 г. отправила ещё одно заявление директору о предоставлении отпуска без сохранения с 18 .10.2017 по 08.11.2017 г. Письмо получено адресатом 23 октября2017 г. в 12.30 а этот же день в 14. 25 его относят на почту и говорят, что ошибочно получили, т.к. я у них уже не работаю . 31 октября 2017 г. мне прислали письмо за подписью директора, что я уволена 20 октября2017 г. и работодатель разорвал трудовой договор.Правомочны ли действия работодателя?

      Вопрос относится к городу Севастополь

      Я являюсь инвалидом 3 группы ( бессрочно) находилась в другом населённом пункте, заявление на отпуск без сохранения зарплаты я отправила днём раньше,3 октября, т.к больничный закрыт , приступить к работе нужно было 4 октября 2017 г и отпуск прошу предоставить с 4 октября. так как не смогла бы приехать. В ФЗ прописаны права о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты инвалидам- предоставление без объяснения причины.

      Получен запрос на уточнение вопроса. 6 ноября 2017 — 18:37
      так в чем вопрос? ситуация понятна

      последствия увольнения по ст. 81 п.6 а) тк рф

      Вопрос относится к городу Воронеж

      Получен запрос на уточнение вопроса. 3 ноября 2017 — 23:17
      пункт 6 статьи 81 ТК содержит пудпункты а,б, в, г, д. Какой интересует? И что Вы имеете ввиду по «последствиями» увольнения по данной статьи.

      Уточнение от 4 ноября 2017 — 00:15
      работаю в маленькой строительной компании гл. инженером «по знакомству», некоторое время не было заказов следовательно и необходимости быть на рабочем месте отсутствовала + фирма погрязла в судебных тяжбах с заказчиками, с директором полюбовно решено было мне выходить на работу, когда появятся объекты (без всяких подтверждающих документов, к сожалению), я решил уволиться по собственному желанию, но бухгалтерия насчитала приличную сумму компенсаций за отпуска, директор не хочет её выплачивать и заставляет писать б/с на непонятный срок, а мне работать надо, что ждать у моря погоды, я и написал заявление на увольнение по собственному желанию. получил письменный ответ, мол если не предоставлю письменных объяснений: почему не было на рабочем месте (а их естественно законных нет, т.к. надеялся на человеческое отношение), то буду уволен по ст. 81 п. 6 а)

      Ко мне не применялись дисциплинарные взыскания, я работаю на предприятии с 05 мая 2017 года. Это учебное заведение, в конце учебного года сотрудников стараются уволить, чтобы не платить зарплату.Я отказалась делать ремонты в классах и привлекла к себе гнев директора, уйдя на больничный. Сразу появился АКТ о том, что я три дня отсутствовала на работе, его подписали шестёрки, но акт совпал с больничным, на этажах и снаружи здания установлены видео камеры.Я являюсь инвалидом бессрочной 3-й группы, с 04.10.2017 г. и по 08.11.2017 г. я заявила об отпуске без сохранения зарплаты, отправила заявление из Евпатории в Севастополь директору заказным письмом.Согласно ослеживания почтовых отправлений моё письмо было получено адресатом 23 10.2017 в 12.30 и в 14.25 в этот же день его вернули мне. 31.10.17 г. я получила заказное письмо из колледжа о том, что я уволена 20 октября17 года( смотрите как они изворачиваются) по причине отсутствия без уважительной причины, хотя моё письмо с заявлением на отпуск без сохранения зарплаты они вскрыли и вернули мне .Обязана ли я называть причину отпуска без сохранения? Нет.У меня есть право получить отпуск ещё на 30 дней без содержания,как инвалид и 2 недели как пенсионер.К тому же 5 ноября будет 6 месяцев как меня приняли на работу, хотя есть второй договор с 23 апреля 2017 г. Пожалуйста, оцените действия руководства и мои права. С уважение6м Ольга Евгеньевна.

      Я являюсь работающим пенсионером по старости и инвалидом 3 бессрочной группы инвалидности. После предоставления мною на предприятие больничных, мне прислали письмо за подписью директора о том, что я уволена по ст. 81 ч.5 ТК РФ. Мне положен 60-ти месячный отпуск без содержания и оплачиваемый отпуск. Правомочны ли действия руководства ? С уважением Ольга Евгеньевна

      ppt.ru

      АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

      Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

      Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

      Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

      Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

      В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

      В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица также подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

      Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

      Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

      Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — другого работника).

      Что касается таких административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, то они назначаются только судом.

      Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

      Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно­хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

      Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате.

      Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

      Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

      Административное приостановление деятельности применяется в случае:

    • угрозы жизни или здоровью людей;
    • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
    • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
    • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
    • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

      Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

      Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

      Применительно к сфере трудовых отношений административное приостановление деятельности может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

      Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере труда.

      Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

      Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

      Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

      Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

      Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

      Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

      Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

      Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

      Кроме того, должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

      Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

    • ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;
    • ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;
    • ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
    • ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);
    • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;
    • ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

      При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

      Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

      В протоколе об административном правонарушении указываются:

    • наименование органа федеральной инспекции труда;
    • дата и место составления протокола;
    • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
    • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
    • место, время совершения и событие административного правонарушения;
    • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
    • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
    • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

      При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

      Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

      Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

      Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

      По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством.

      Размеры штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

      Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

      В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

      Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

      С.М. Петров, канд. юрид. наук, юрист

      Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2006.

      www.profiz.ru

      Смотрите так же:

      • Как оформить мелкое дтп без гибдд Что делать в случае мелкого ДТП С увеличением количества автомобилей неминуемо возрастает и количество дорожно-транспортных происшествий. Все автомобильные аварии подразделяются на два […]
      • Будет ли повышение пенсии в сентябре Пенсии работающим пенсионерам в 2018 году: последние новости об индексации выплат Вопрос повышения пособий всем работающим пенсионерам в 2018 году поднимался неоднократно, но депутаты […]
      • Как писать жалобы жкх Как разрешить конфликт с управляющей компанией : жалоба на ЖКХ (образец жалобы). Как составить претензию? Проблемы с отоплением, водоснабжением и другими коммунальными услугами могут […]
      • Понятия и виды судебных актов арбитражного суда Понятия и виды судебных актов арбитражного суда Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
      • Законы перепланировки квартиры Законодательство о перепланировке квартир Любые изменения в конструкции помещения требуют разрешения от компетентных структур, ведь некомпетентное вмешательство может повлиять на […]
      • Разрешение на выезд детей в турцию Виза в Турцию в 2018 году: нужна ли россиянам и как ее оформить Несмотря на то, что отношения между РФ и Турцией обострились, виза в Турцию для россиян в 2018 году не нужна. В статье […]