Наблюдатель на выборах закон

Путин подписал закон о полномочиях наблюдателей на выборах

Президент России Владимир Путин подписал закон о полномочиях наблюдателей от политических партий и кандидатов на выборах. Соответствующий документ размещен в понедельник, 15 февраля, на официальном портале правовой информации.

Согласно поправкам к законам об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы, наблюдатель наделяется правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку. Однако он должен предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Кроме того, наблюдателям и ряду других участников избирательного процесса обеспечивается свободный доступ в помещение, где проводится голосование и подсчет голосов избирателей.

Удалить наблюдателя с избирательного участка, в соответствии с поправками, возможно будет только по решению суда.

Материалы по теме

Простор для наблюдения

Ряд изменений касается ограничения количества наблюдателей на выборах. Согласно документу, на избирательном участке смогут присутствовать не более двух наблюдателей от одной партии или кандидата. Они смогут смотреть за голосованием и подсчетом голосов по очереди. Один и тот же человек может быть назначен наблюдателем только в одну комиссию.

10 февраля поправки к закону одобрил Совет Федерации. 29 января их приняла Госдума. Подписанный главой государства документ вступает в силу 15 февраля, в день его официального опубликования.

Ранее участковые комиссии были вправе самостоятельно удалять наблюдателей. Представители оппозиции неоднократно жаловались, что наблюдатель может быть удален с участка за то, что заявляет о нарушениях в ходе голосования или снимает происходящее на видеокамеру. Проводить на избирательных участках фото- и видеосъемку разрешалось только сотрудникам СМИ.

По данным ЦИК, в единый день голосования 13 сентября 2015 года на выборах работали 108 355 наблюдателей, из которых было удалено 13 человек.

В 2016 году, помимо выборов в Госдуму, состоятся выборы депутатов 38 региональных парламентов, а также многочисленные муниципальные кампании.

m.lenta.ru

Дума приняла закон, упрощающий работу наблюдателей на выборах президента

Кроме того, законопроект уточняет назначение выборов президента, если они не могут быть проведены в положенное по закону второе воскресенье марта из-за праздников и выходных

МОСКВА, 19 мая. /ТАСС/. Депутаты Госдумы приняли во втором, основном чтении проект закона, который исключает требование о заблаговременном направлении в избирком списка наблюдателей на президентских выборах. Авторами инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его коллега Анатолий Широков.

Кроме того, законопроект уточняет назначение выборов президента, если они не могут быть проведены в положенное по закону второе воскресенье марта из-за праздников и выходных.

Упрощение процедуры назначения наблюдателей

Незадолго до выборов в Госдуму в 2016 году в закон «Об основных гарантиях избирательных прав» были внесены изменения, обязавшие партии и кандидатов не позднее чем за три дня до выборов направлять в избиркомы списки избирателей с указанием участков, на которые они направляются. При этом было оговорено, что один наблюдатель может быть допущен только на один участок, тогда как раньше они могли посещать неограниченное количество участков в день голосования.

В закон «О выборах президента» такие поправки не вносились, однако в данном случае закон «Об основных гарантиях избирательных прав» является рамочным, и его нормы распространяются на выборы всех уровней.

В связи с этим в избирательное законодательство вносится поправка, исключающая на президентских выборах требование об обязательном заблаговременном направлении в избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.

Как пояснял ранее ТАСС глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, такие меры направлены на упрощение процедуры назначения наблюдателей на избирательные участки и позволят обеспечить большую открытость работы избирательных комиссий.

Теперь, согласно законопроекту, наблюдатели на президентских выборах будут вправе «осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени, им обеспечивается свободный доступ в помещения, где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей». «Предполагается, что с внесением изменений подход к назначению наблюдателей станет более либеральным, что позволит значительно увеличить их количество», — указывают авторы инициативы в пояснительной записке.

Назначение выборов президента

Одновременно проект закона регулирует вопрос назначения выборов президента из-за возможных праздничных дней в марте. Согласно редакции второго чтения, предлагается назначать дату голосования на неделю позже, а не раньше, как этого требует действующее законодательство.

По действующей редакции закона о выборах президента РФ выборы главы государства назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье марта. Однако в законе есть оговорка: если воскресенье, на которое должны быть назначены президентские выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

На календарь президентской кампании нередко оказывает влияние праздник 8 Марта, являющийся нерабочим днем. Так, в 2012 году из-за переноса выходных по случаю 8 Марта второе воскресенье месяца стало рабочим, а день голосования проводился в первое воскресенье, 4 марта.

Авторы предлагают изменить эту схему и внести поправки в избирательное право. Согласно им, теперь, «если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье».

Таким образом, в 2018 году выборы главы государства могут быть назначены на 18 марта — День воссоединения Крыма с Россией.

tass.ru

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

НАБЛЮДАТЕЛИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 30. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, указанной в части 1 настоящей статьи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, а в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

5. Политическая партия, указанная в части 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей статьи, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

3. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в части 3 настоящей статьи, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

6. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Статья 32. Представители средств массовой информации

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 2 настоящей статьи протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

cikrf.ru

Наблюдатель

Слово «наблюдатель» часто используется в широком смысле, для обозначения различных категорий участников наблюдения. Формально же термин «наблюдатель» относится к одному конкретному статусу участников наблюдения, порядок назначения которых устанавливается в статье 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует иметь в виду, что иностранные (международные) наблюдатели также не являются наблюдателями в формальном смысле.

Базовое определение наблюдателя содержится в статье 2:

42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

Содержание

Кто может быть наблюдателем [  ]

Ограничения, установленные для назначения наблюдателя, сводятся к следующим:

  • он должен быть гражданином России (пункт 42 статьи 2);
  • он должен быть совершеннолетним (пункт 1 статьи 4);
  • он не должен быть (пункт 4 статьи 30):
    • президентом России, губернатором, избираемым населением главой муниципального образования;
    • главой местной администрации (пусть и невыборным);
    • лицом, находящиеся в непосредственном подчинении [1] глав местных администраций [2] ,
    • депутатом,
    • судьей,
    • прокурором,
    • членом комиссии с правом решающего голоса [3] .

    Кто может назначить наблюдателя [  ]

    Наблюдатель может быть назначен:

    • кандидатом,
    • избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
    • избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов,
    • иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом о конкретных выборах.
    • Порядок назначения наблюдателя [  ]

      На выборах, назначенных после 15.02.2016, каждый субъект вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (при этом, как и раньше, в помещении для голосования может находиться не более одного наблюдателя). Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. О назначении наблюдателей в участковые комиссии требуется не позднее чем за три дня до дня голосования или дня досрочного голосования (т. е. для дня голосования — не позднее среды) уведомить ТИК территориальная избирательная комиссия (или, на муниципальных выборах, иную вышестоящую комиссию). Такое уведомление осуществляется путем направления списка назначенных наблюдателей [4] . В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

      Ограничения на общее количество наблюдателей, запрет на назначение одного и того же лица наблюдателем в несколько УИК участковая избирательная комиссия , а также требование о заблаговременном уведомлении не применяются на выборах президента России.

      Кандидаты (избирательные объединения), назначившие наблюдателя, выдают им направления (содержащие ту же информацию, что и список), которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования (досрочного голосования) или накануне.

      Количество наблюдателей [  ]

      Количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, не может превышать двух человек [5] , однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования.

      Срок полномочий наблюдателя [  ]

      В отличие от других категорий участников наблюдения, период полномочий наблюдателя в участковой комиссии весьма краток: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (а также в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; кроме того, полномочия наблюдателя возобновляются при повторном подсчете голосов избирателей.

      В чрезвычайно редких ситуациях назначения наблюдателей в территориальной или иной комиссии полномочия действуют в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

      Права наблюдателя [  ]

      9. Наблюдатели вправе:

      а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

      б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

      б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

      в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

      г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

      д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

      е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

      ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

      з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

      и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссияхх;

      к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. [6]

      www.nablawiki.ru

      Права наблюдателя на выборах: самое важное

      Первый шаг. Подготовка к наблюдению

      К наблюдению необходимо готовиться заранее, как и к любой самостоятельной работе. Подготовку надо начать с изучения нормативной базы – федеральных законов, законов Рязанской области и актов избирательных комиссий.

      Обязательно ознакомьтесь с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закон о выборах, за которыми наблюдаете, а также с Рабочим блокнотом участковой избирательной комиссии. Все перечисленные нормативные правовые акты можно найти на официальном сайте Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» ( www .зачистыевыборы.рф ).

      Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, общественным объединением.

      Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

      Также для наблюдения потребуются:

      — паспорт или документ его заменяющий,

      — ручка и чистые листы бумаги,

      — мобильный телефон или другое средство связи

      — желательно устройство, с помощью которого можно осуществлять фото- и/или видео-съемку.

      Обязательно уточните оперативные телефоны своего руководителя, вышестоящей избирательной комиссии, отделения полиции.

      Позаботьтесь о своем питании во время наблюдения, потому что на избирательном участке Вы пробудете более 12 часов, а некоторые комиссии будут работать без перерыва и по 14-18 часов.

      Наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования , а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ).

      Направление может быть предъявлено в любое время с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 8 ст. 30 ФЗ).

      Второй шаг. Начало наблюдения

      В помещение для голосования необходимо прибыть за 30 минут до начала голосования. В абсолютном большинстве участков голосование начнется в 8.00 по местному времени.

      Познакомьтесь с председателем и секретарем УИК, представьте им документы о назначении.

      До начала голосования уточните сведения о количестве:

      — избирателей, включенных в список;

      — бюллетеней, полученных участковой комиссией;

      Также до начала голосования необходимо проверить:

      — наличие информационного стенда, содержащего сведения о кандидатах, образец заполненного бюллетеня и увеличенную форму протокола об итогах голосования;

      — наличие кабин или иных оборудованных мест для тайного голосования с письменными принадлежностями (за исключением карандашей);

      — отсутствие агитационных материалов в помещении для голосования, здании и помещении комиссии и на расстоянии менее 50 метров от входа в него;

      — наличие веб-камер (часть избирательных участков будет оснащена двумя веб-камерами с трансляцией в Интернет).

      В 8.00 председатель УИК должен предъявить к осмотру пустые стационарные и переносные ящики для голосования и опечатать их печатью УИК (количество переносных ящиков определяется решением ТИК).

      НАБЛЮДАТЕЛИ ВПРАВЕ (п. 9 ст. 30 ФЗ):

      знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

      находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей и в дни досрочного голосования;

      наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

      присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

      наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

      наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

      знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

      наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

      обращаться к председателю участковой комиссии, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

      знакомиться с протоколами участковой комиссии об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов;

      — обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

      Шаг третий. Наблюдение за голосованием

      После опечатывания ящиков для голосования начинается процедура голосования избирателей, которая подробно описана в ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Главе 9 Закона .

      При голосовании необходимо обращать внимание на все попытки осуществить противоправные технологии: организацию «КАРУСЕЛИ», попытки вброса бюллетеней, прямую и косвенную агитацию, голосование за других лиц и т.п. Также необходимо обращать внимание на попытки отдельных лиц осуществить провокации, направленные на дестабилизацию ситуации, и четко отделять их от действительного нарушения закона.

      В ходе голосования необходимо обращать внимание на следующее :

      — каждый избиратель голосует лично при предъявлении паспорта или заменяющего его документа, голосование за других избирателей, в т.ч. близких родственников, не допускается (можно оказывать помощь лицам с ограниченными возможностями по их просьбе и только со стороны избирателей);

      — избиратель расписывается в получении бюллетеня в списке избирателей;

      — в случае, если избиратель не зарегистрирован на территории участка, он может получить бюллетень при предъявлении открепительного удостоверения (отрывной талон, а при повторном голосовании – открепительное удостоверение, изымается у избирателя);

      — бюллетень заполняется избирателем тайно в кабине либо ином специально оборудованном месте;

      — если избиратель считает, что совершил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему бюллетень взамен испорченного; при этом испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

      В ходе голосования необходимо вести учет проголосовавших избирателей и сверять его с данными УИК.

      В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НАБЛЮДАТЕЛЬ ОБЯЗАН:

      — проверить все фактические обстоятельства на предмет нарушения требований действующего законодательства (при необходимости – проконсультироваться в своем штабе);

      — сообщить об этом факте председателю комиссии, потребовать устранения нарушения (при необходимости в письменном виде – подать заявление),

      — в случае обнаружения нарушения, которое не может быть устранено, составить акт с привлечением свидетелей, подать один экземпляр в УИК, получить отметку о приеме;

      — о нарушении немедленно сообщить в штаб.

      Шаг четвертый. Наблюдение за голосованием вне помещения

      Избиратели, которые по состоянию здоровья не могут прийти в помещение для голосования, имеют право до 14.00 местного времени обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования.

      При проведении голосования вне помещения вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели. Председатель УИК обязан объявить о проведении голосования вне помещения не менее чем за 30 минут до предстоящего выезда и обеспечить возможность прибытия к месту голосования не менее чем двум наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями.

      УИК вправе признать причину, указанную в заявлении, неуважительной и отказать избирателю в голосовании вне помещения, о чем незамедлительно уведомить его.

      При организации голосования вне помещения для голосования необходимо контролировать исполнение членами избирательной комиссии установленных законом процедур с целью исключения возможностей искажения волеизъявления избирателей, голосующих вне помещения.

      Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней и выписку из реестра.

      Голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса в случае, если при этом присутствуют не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей. При голосовании вне помещения для голосования члены УИК могут выдать бюллетень только тем избирателям, заявления или устные обращения которых зарегистрированы в реестре.

      По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования УИК составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам УИК, количество письменных заявлений избирателей, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных) бюллетеней, а также сведения о членах УИК с правом решающего и совещательного голоса, наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

      НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ВПРАВЕ (п. 10 ст. 30 ФЗ):

      выдавать избирателям бюллетени;

      расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

      заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

      предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

      принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

      совершать действия, препятствующие работе комиссии;

      проводить агитацию среди избирателей;

      участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

      Наблюдатель, нарушающий закон о выборах, удаляется из помещения для голосования на основании мотивированного решения УИК или вышестоящей комиссии в письменной форме, копия которого должна быть ему предоставлена (п. 12 ст. 64 ФЗ).

      Шаг пятый. Наблюдение за подсчетом голосов и получение копии итогового протокола

      Это наиболее ответственный и важный этап в работе наблюдателя.

      Порядок осуществления избирательных процедур после окончания голосования строго регламентирован законом (ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Глава 9 Закона) . Точное соблюдение установленного порядка обеспечивает точный и правильный подсчет голосов.

      В 20.00 председатель УИК обязан объявить об окончании голосования (избирателям, находящимся в помещении для голосования, предоставляется возможность проголосовать). Все действия при подсчете голосов осуществляются только членами УИК с правом решающего голоса. Непосредственный подсчет голосов производится в местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УИК с правом решающего и совещательного голоса. Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК. Членам УИК, кроме председателя (заместителя) и секретаря, в ходе непосредственного подсчета голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

      Избирательные комиссии должны осуществлять процедуру подсчета голосов открыто и гласно в следующем порядке:

      1. Подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней.

      2. Подсчет итоговых данных по списку избирателей.

      3. Вскрытие переносных и стационарных ящиков для голосования.

      4. Сортировка избирательных бюллетеней.

      5. Подсчет избирательных бюллетеней.

      6. Проверка контрольных соотношений.

      7. Упаковка документов.

      8. Проведение итогового заседания избирательной комиссии и составление протокола об итогах голосования.

      Детальная регламентация всех этих действий прописана в упомянутых в начале раздела законах. При осуществлении перечисленных процедур следует обратить внимание на следующие моменты:

      — закон гарантирует наблюдателю право на полный обзор действий членов избирательной комиссии при подсчете голосов;

      — все данные подсчета должны заноситься в увеличенную форму протокола;

      — при подсчете голосов у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (кроме председателя и секретаря) не должно быть письменных принадлежностей;

      — при сортировке бюллетеней по пачкам не допускается одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней;

      — подсчет бюллетеней в пачках должен производиться последовательно.

      После подписания протокола об итогах голосования наблюдателям выдаются заверенные копии протокола. Факт выдачи отмечается в реестре, где наблюдатель должен расписаться.

      Необходимо оставаться в помещении УИК до получения сообщения о принятии протокола УИК вышестоящей комиссией. В случае непринятия (в связи с неправильностью составления или оформления протокола, наличием ошибок, невыполнением контрольных соотношений и др.) наблюдатель должен наблюдать за повторным подсчетом голосов и получить повторный протокол.

      По завершению наблюдения на избирательном участке необходимо сдать копию протокола своему руководителю.

      Недействительными признаются бюллетени, не содержащие отметок избирателей или содержащие более одной отметки (при возникновении сомнений, вопрос о действительности бюллетеня решается комиссией путем голосования).

      Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии (п. 12 ст. 31 ФЗ).

      xn--80acclih9bqek6cvccd.xn--p1ai

      Смотрите так же:

      • Правила внутреннего распорядка оу Правила внутреннего распорядка учащихся Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора (наименование образовательной организации) от ________ № ____ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО […]
      • Положение о логопункте в доу по новому закону об образовании Какими нормативными документами регламентируется деятельность логопункта в ДОУ общеразвивающего вида? Вопрос-ответ по теме Какими нормативными документами регламентируется деятельность […]
      • Письмо жалоба от организации Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. […]
      • Перечисление на счет нотариуса Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 119-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о […]
      • Пояснительная записка к федеральному закону о федеральном бюджете Правительство России О внесении в Госдуму законопроекта о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2078-р. Основные […]
      • Приказ 1601 от 25022014 Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности […]