Налог на прибыль в здравоохранении

Курс повышения квалификации Расчеты с подотчетными лицами. Учет командировочных расходов

Код 40769

Рассматриваются сложные вопросы учета командировочных расходов и расчетов с подотчетными лицами. Вы узнаете об изменениях, связанных с обеспечением учета командировочных расходов

Для бухгалтеров, главных бухгалтеров, специалистов по налогообложению и всех заинтересованных лиц

  • Учет и налогообложение командировочных расходов. Порядок направления работников в служебные командировки. Расчет командировочных. Учет времени нахождения в командировке и разъездной характер выполнения работ. Командировки за рубеж.
  • Учет расчетов с подотчетными лицами по расчетным и кредитным картам. Приобретение товарно-материальных ценностей за наличный расчет. ГСМ и путевые листы.
  • Порядок ведения кассовых операций.
  • Оформление авансовых отчетов.
  • Арбитражная практика по вопросам обоснованности командировочных, представительских расходов, расходов на хозяйственные нужды.
  • Психологические особенности взаимодействия бухгалтера с подотчетными лицами.
  • Бухгалтеры-члены ИПБ могут получить сертификат о 40-часовом повышении профессионального уровня. Для оформления сертификата предоставьте копии членского билета и аттестата ИПБ России.

    1. Командировка.
      • Порядок направления работников в служебные командировки: нормативное регулирование, правовые аспекты служебной командировки; необоснованный отказ от командировки. Разъездной характер выполнения работ и командировки — отличия, порядок оформления, преимущества в соответствии с нормами законодательства РФ. Гарантии при направлении работников в служебные командировки.
      • Сроки командировки для российских граждан, работников обособленного подразделения, для иностранных граждан. Вынужденные задержки. Из командировки — в отпуск. Больничный в командировке. Однодневная командировка.
      • Учет времени нахождения в командировке в табеле. Выход на работу в день выезда в командировку (день приезда из командировки).
      • Расчет командировочных. Отражение в учетной политике, коллективном договоре, локальных актах порядка и размеров возмещения расходов по командировкам. Об установлении размера (нормы) суточных, максимального срока командировки.
      • Порядок выдачи аванса на командировочные расходы, кассовые операции, получение иностранной валюты со счета в банке, покупка иностранной валюты при отсутствии валютного счета, выдача корпоративной банковской карты, отчет по выданному авансу.
      • Проживание командированного работника (налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы в нетипичных ситуациях), проблемные затраты, включаемые в счета гостиниц.
      • Расходы на проезд. Электронные билеты, стоимость целого купе в вагонах СВ/класса люкс и т.д. Расходы на транспорт общего пользования в месте командировки, расходы на такси.
      • Особенности учета отдельных видов командировочных расходов. Услуги связи в командировке.
      • Командировки за рубеж. Сложные вопросы документального оформления. Валютные операции.
      • Безрезультатная командировка. Отмена командировки. Налоговые последствия отмены командировки для работодателя и работника.
      • Особенности налогообложения командировочных расходов: налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы. Особенности принятия к вычету НДС по командировочным расходам.
      • Учет расчетов с подотчетными лицами по расчетным и кредитным картам. Расчеты по корпоративным банковским картам. Электронные деньги: нюансы учета. Отражение в учетной политике возможности перечисления безналичных денежных средств на выдачу подотчетных сумм.
      • Приобретение товарно-материальных ценностей за наличный расчет: порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Приобретение МПЗ, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
      • Касса: лимит кассы, кассовая дисциплина, порядок ведения кассовых операций.
      • Особенности бухгалтерского и налогового учета ГСМ. Нормы учета ГСМ. Учет по топливным картам, по талонам. Учет расходов на ГСМ. Оформление путевых листов.
      • Представительские расходы: порядок отнесения затрат на представительские расходы в целях налогообложения. Основные условия, при которых затраты можно списывать как представительские на себестоимость. Документальное оформление представительских расходов. Бухгалтерский учет затрат на представительские цели.
      • Подтверждающие документы для авансового отчета.
        • Порядок документального оформления командировок. Нормативная база.
        • Чеки ККТ, первичные документы и документы-заменители, прикрепленные к отчету. Учет НДС по товарам, работам, услугам. Покупка у ИП. Формирование базы по налогу на прибыль.
        • Наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении авансовых отчетов. Арбитражная практика.
        • Возврат неиспользованных подотчетных сумм, погашение задолженности по допущенному перерасходу, отражение в бухгалтерском учете и для целей налогообложения.
        • Арбитражная практика по вопросам обоснованности командировочных, представительских расходов, расходов на хозяйственные нужды.
        • Психологические особенности взаимодействия бухгалтера с подотчетными лицами.
        • Получите сертификат ИПБ вместе с удостоверением

          Стоимость обучения с получением сертификата ИПБ — 38 500 р.

          www.cntiprogress.ru

          Налоговый кодекс Республики Беларусь

          ОБЩАЯ ЧАСТЬ
          РАЗДЕЛ I
          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
          ГЛАВА 1
          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          ГЛАВА 2
          ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН) И ИНЫЕ ОБЯЗАННЫЕ ЛИЦА

          ГЛАВА 3
          ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

          РАЗДЕЛ II
          НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
          ГЛАВА 4
          НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

          ГЛАВА 4-1
          ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ПЕНЕЙ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ВЗИМАЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

          ГЛАВА 5
          СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УПЛАТЫ ПЕНЕЙ

          ГЛАВА 6
          ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ВЗЫСКАНИЕ ПЕНЕЙ

          ГЛАВА 7
          ЗАЧЕТ, ВОЗВРАТ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ПЕНЕЙ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

          РАЗДЕЛ III
          НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
          ГЛАВА 8
          НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (РАСЧЕТ). ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКА

          ГЛАВА 9
          НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

          РАЗДЕЛ IV
          НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
          ГЛАВА 10
          НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

          ГЛАВА 11
          ПОРЯДОК И СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

          ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
          РАЗДЕЛ V
          РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ, СБОРЫ (ПОШЛИНЫ)
          ГЛАВА 12
          НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

          ГЛАВА 14
          НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

          ГЛАВА 15
          НАЛОГ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

          ГЛАВА 16
          ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

          ГЛАВА 17
          НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

          ГЛАВА 18
          ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

          ГЛАВА 19
          ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

          ГЛАВА 20
          НАЛОГ ЗА ДОБЫЧУ (ИЗЪЯТИЕ) ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

          ГЛАВА 22
          СБОР ЗА ПРОЕЗД АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

          ГЛАВА 24
          ОФФШОРНЫЙ СБОР

          ГЛАВА 25
          ГЕРБОВЫЙ СБОР

          ГЛАВА 26
          КОНСУЛЬСКИЙ СБОР

          ГЛАВА 27
          ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

          ГЛАВА 28
          ПАТЕНТНЫЕ ПОШЛИНЫ

          РАЗДЕЛ VI
          МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
          ГЛАВА 29
          ИСКЛЮЧЕНА

          ГЛАВА 30
          НАЛОГ ЗА ВЛАДЕНИЕ СОБАКАМИ

          ГЛАВА 32
          КУРОРТНЫЙ СБОР

          ГЛАВА 33
          СБОР С ЗАГОТОВИТЕЛЕЙ

          РАЗДЕЛ VII
          ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
          ГЛАВА 34
          НАЛОГ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

          ГЛАВА 35
          ЕДИНЫЙ НАЛОГ С ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ИНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

          ГЛАВА 36
          ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

          ГЛАВА 37
          НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

          ГЛАВА 38
          НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          ГЛАВА 39
          НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

          ГЛАВА 40
          СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          ГЛАВА 41
          СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА

          ГЛАВА 41-1
          ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

          РАЗДЕЛ VIII
          НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
          ГЛАВА 42
          ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

          ГЛАВА 43
          НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ, КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ, АДВОКАТСКИХ БЮРО, БЕЛОРУССКОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

          РАЗДЕЛ IX
          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
          ГЛАВА 44
          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          kodeksy-by.com

          Бизнес-план тату-салона с расчетами — как отктыть тату-салон

          Приблизительные данные:

        • Ежемесячный доход — 260 000 рублей.
        • Чистая прибыль – 39 100 рублей.
        • Первоначальные затраты – 347 900 рублей.
        • Окупаемость – примерно 9 месяцев.
        • Содержание

          Примечание: Данный бизнес-план, как и все другие в разделе Бизнес-планы, содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.

          В данной статье мы постараемся составить подробный бизнес-план тату-салона с расчетами.

          Анализ рынка

          За последние 10 лет на рынке медицинских услуг, в том числе тату-салонов появилась тенденция роста спроса и предложения. Два этих фактора обуславливают приход новых конкурентов на рынок и незначительные колебания цены, связанные именно с конкурентной средой.

          Если рассматривать рынок услуг только тату салонов, то нужно отметить, что наибольшим спросом пользуются услуги перманентного татуажа и нанесения тату. На долю первой приходится около 30-35%, на долю второй – почти 50%. Самым низким спросом отличается нанесение временных тату. Они занимают не более 5% от доли всего рынка.

          Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший упор нужно сделать на предоставление наиболее популярных услуг – перманентного татуажа и нанесения постоянных тату.

          Обязательно нужно учесть тот факт, что услуги тату-салона являются довольно специфическими. Поэтому подобных мест не так уж много. Сложность состоит в том, что почти все они имеют свою клиентскую базу.

          Иногда к основным услугам добавляют боди-арт, пирсинг, плетение афро-косичек. Почему? Ответ прост. Этими услугами пользуется в основном один и тот же круг лиц. В большей мере это связано с культурой, типичным внешним видом.

          Часто в тату-салонах мастера проводят обучающие мастер-классы. Этот дополнительный источник дохода помогает остаться на плаву.

          Вообще, открывать тату-салон стоит людям, близко знакомым с этой сферой. Обычно этим занимаются сами тату-мастера.

          Рисуя портрет потенциального покупателя нужно оценить каждую услугу в отдельности. Так, перманентным татуажем обычно пользуются женщины в возрасте 20-45 лет. Они, как правило, следят за собой, любят выглядеть красиво и эффектно. Стоит также отметить, что уровень достатка обычно средний или выше среднего. Как раз сегодня данная услуга является очень популярной в России.

          Если говорить о татуировках, стоит понимать, что сегодня времена изменились, тату наносят себе женщины и мужчины, причем это не только звезды, спортсмены или криминальные авторитеты. Многие юноши и девушки пользуются такой услугой, потому что это красиво и модно. Помогает это и в самовыражении. Особую популярность имеют татуировки в виде иероглифов, надписей, символов.

          Наибольшее внимание клиенты уделяют качеству работы мастера, его опытности. Многие приходят в такие салоны из-за «сарафанного радио».

          Главными конкурентами будут известные тату-салоны города. Обычно это небольшие заведения с мастерами, имеющими обширную клиентскую базу и известность. Еще сильными конкурентами будут «неофициалы», работающие на дому. Как правило, они оказывают влияние на своих клиентов и их близкий круг общения. Рекламой они пользуются нечасто и в небольших масштабах.

          SWOT-анализ

          Исследуя рынок, нужно брать во внимание все внешние факторы, воздействующие на бизнес. Это могут быть благоприятные и негативные обстоятельства. Оценка тех и других важна в равной степени. Среди возможностей можно выделить:

        • Довольно свободный вход на рынок.
        • Ограниченное количество конкурентов числом профессиональных тату-мастеров, которых не так уж и много.
        • Высокую стоимость услуг, большую цену по чеку. То есть для того чтобы обеспечить необходимый доход не обязательно привлекать большое количество клиентов, важно занять свою нишу.
        • Угрозами в данном случае будут:

        • Долгие поставки сырья и оборудования, так как сегодня поставщиков мало.
        • Относительная «разовость» услуги. Так, перманентный татуаж делают раз в 3-5 лет, постоянное тату и вовсе остается на всю жизнь.
        • Сложные и долгие способы наработки клиентской базы, завоевания доли рынка.
        • Необходимость постоянного поиска новых клиентов.
        • Есть и внутренние обстоятельства, изменить которые в силах компании или использовать во благо имеющиеся возможности. Сильными сторонами в этом случае будут:

        • Работа квалифицированных и опытных мастеров, возможно с собственной клиентской базой и хорошей репутацией в городе.
        • Возможность внедрения дополнительных услуг с целью расширения бизнеса и увеличения прибыли.
        • Доступность предложенных цен.
        • Высокий уровень обслуживания посетителей.
        • К слабым сторонам относятся:

        • Отсутствие опыта работы в данной сфере.
        • Частичное или полное отсутствие базы клиентов.
        • Необходимость крупных капиталовложений.
        • Оценка возможностей

          В первое время работать 7 дней в неделю нет смысла. Поэтому стоит провести анализ и узнать, когда людям удобнее приходить в тату-салон.

          Лучше, чтобы работали в салоне 1-2 мастера, не больше. Вряд ли удастся найти много квалифицированных мастеров.

          График работы будет выглядеть следующим образом:

          Часовая выработка составляет 80 часов.

          Для работы с такой нормой часов необходимо 2 тату-мастера. Работать они будут посменно. Если один из них будет более опытным, возможно временное обучение с дополнительной оплатой.

          Сезонность в данном бизнесе имеет место быть. Особенно это касается перманентного татуажа. Женщины, как правило, не делают его перед жарким временем года. Наиболее благоприятное время для процедуры с октября по апрель.

          Если салон будет пользоваться популярностью, стоит подумать об открытии дополнительных кабинетов, связанных со смежными процедурами. Первым делом можно нанять мастера по пирсингу и боди-арту.

          1. Любое дело начинается с официальной регистрации. Наиболее выгодным на первых парах является регистрация ИП. Это предоставляет налоговые льготы, послабления в ведении бизнеса. Для тату-салонов не предусмотрено отдельных кодов по ОКВЭД, поэтому можно использовать один из следующих: 93.02 — Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты; 93.05 — Предоставление прочих персональных услуг. Для разрешения этого вопроса можно также обратиться в органы Росстандарта или Росстата.
          2. При выборе налогового режима нужно сначала понять, что нанесение тату – это бытовая услуга. Следовательно, можно применять либо ЕНВД, либо УСН.
          3. Если будете принимать от своих клиентов оплату по картам, то необходимо открыть расчетный счет. Для этого прочитайте статью о том, где открыть расчетный счет. Также нужно будет заказать и получить печать организации.
          4. Договор об аренде должен быть официальным или же помещение должно находиться в собственности.
          5. Так как нанесение тату по закону не выделяется в отдельный вид деятельности, любой тату-салон должен оформляться как процедурный кабинет.
          6. Открывая собственный салон, необходимо получить лицензию для проведения процедур по перманентному татуажу, так как они считаются медицинскими (согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664Н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»). А вот для работы в сфере художественного татуажа никакой лицензии не требуется.
          7. Перед получением лицензии стоит изучить Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ .
          8. Для работы также придется получить разрежения Роспотребнадзора, Можнадзора и администрации города или района дополнительно.
          9. Важно ознакомиться еще с одним документом — СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».
          10. У всех работников должны быть медицинские книжки. Кроме этого они должны каждый год проходить соответствующий осмотр.
          11. Делать перманентный татуаж имеют право специалисты хотя бы со средним медицинским образованием.

          Описание услуги

          В тату-салоне потребители смогут воспользоваться рядом услуг. В их число входят:

        • Нанесение постоянных тату.
        • Нанесение временных тату.
        • Нанесение тату поверх старого рисунка.
        • Удаление тату.
        • Перманентный татуаж бровей, губ, век.
        • Стоит отметить, что для выведения старых тату чаще всего требуется несколько сеансов.

          На первом этапе услуга по удалению тату не будет осуществляться. Связано это с высокой стоимостью качественного аппарата, выводящего рисунок. Средняя цена составляет около 300-400 тысяч рублей минимум.

          В дальнейшем планируется закупка этого оборудования для расширения спектра услуг.

          Очень важна гигиеническая составляющая данной услуги. Все предметы должны подвергаться специальной обработке, мастер обязан работать в перчатках.

          Запись на прием будет осуществляться по телефону через администратора в рабочее время. После раскрутки и увеличения спектра услуг есть смысл создать собственный сайт.

          Самым важным фактором успешности тату-салонов является качество предоставляемых услуг. Оно в свою очередь зависит от профессионализма мастера.

          В салоне обязательно должны использоваться качественное оборудование и расходный материал. Помните, что иглы лучше покупать одноразовые!

          Маркетинг-план

          Занижать стоимость услуг не стоит. От нее здесь зависеть будет не так много. Иногда низкая цена может даже отпугнуть потенциального клиента – возможно у него появятся сомнения на счет качества предоставляемой процедуры. Если в салоне работает известный мастер, можно и вовсе установить цену выше, чем у конкурентов, создавая у клиентов впечатление собственной успешности и качественности услуг.

          Какова стратегия продвижения услуги?

          Самым главным средством привлечения клиентов является, конечно же, реклама. Особенно часто к ней придется прибегать в первое время (полгода – год).

          Наиболее эффективными видами рекламы и методами привлечения клиентов будут:

        • раздача листовок:
        • раздача рекламных буклетов;
        • раздача визиток;
        • проведение акций;
        • предоставление скидок;
        • наружная реклама;
        • предоставление бесплатных консультаций;
        • занесение информации о салоне в каталоги;
        • контекстная реклама, в том числе Яндекс-Директ.
        • Напомним также, что в ходе работы планируется создание собственного сайта. На первое время можно вести страницу в социальной сети, оповещая подписчиков о предстоящих акциях, отвечая на вопросы. Важно, чтобы была система обратной связи.

          Производственный план

          Для работы необходимо помещение. Как утверждают аналитики, местоположение не играет большой роли. Важнее работа мастера.

          Выбирая арендное помещение нужно останавливаться только на коммерческих вариантах. Можно ограничиться съемом однокомнатной квартиры на 1-м этаже, переведенной в коммерческую недвижимость.

          Нельзя забывать, что для работы одного тату-мастера понадобится не менее 12 м 2 . Выделить место нужно и для администратора. Должен быть и санузел в помещении. Общая площадь может составлять порядка 25-30 м 2 . Аренда такого помещения обойдется примерно в 15 000 рублей.

          Может понадобиться небольшой ремонт, на который придется потратить около 100 000 рублей.

          Еще одной важной составляющей является оборудование. В него включается специальный стол для тату, подлокотник, облучатель для обеззараживания, тату-машинки, различные пигменты, аппарат, с помощью которого делается перманентный татуаж, иглы. Общая стоимость составит 105 000 рублей.

          Понадобится также мебель, различные шкафчики, кресла, стулья, стол. Общая стоимость – 40 000 рублей.

          Из техники понадобится ноутбук для работы, мультимедиа проигрыватель для создания атмосферы. Общая стоимость – 35 000 рублей.

          Изначально нужно будет создать запас расходных средств. В него будут входить: одноразовые перчатки, простыни, различные фартуки, шапки, маски, средства дезинфекции и другое. Ежемесячная и первоначальная стоимость будут равны 10 000 рублей.

          Если планируется купить сразу аппарат для выведения тату, это еще плюс порядка 380 000 рублей к первоначальным затратам.

          kakzarabativat.ru

          Дон 2010-2015

          Правительство Ростовской области отчитывалось регулярно – по полугодиям, по годам. Теперь оно считает своей обязанностью отчитаться за весь пятилетний период работы в команде губернатора.

          Эти годы правительство работало по приоритетам, определённым губернатором, известным как 7 «И». Пять из семи приоритетов были обозначены в начале работы, пять лет назад. Ситуация в стране изменилась, и потому к пяти названным «И» в прошлом году губернатор добавил ещё две. За пять лет был обеспечен планомерный рост по всем семи приоритетным направлениям.

          Инвестиции

          На старте была определена новая система координат, в которой власть и бизнес были определены как равноправные партнеры. Власть отказалась от регулирования бизнеса в пользу сотрудничества с ним.

          С этой целью в области были внедрены все 15 разделов инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив (АСИ). И сделали мы это первыми в ЮФО.

          Совместно с АСИ реализовали на Дону проект по сокращению сроков и количества разрешительных процедур. Речь идёт о документах, необходимых бизнесу для строительства линейных сооружений инженерной и транспортной инфраструктуры.

          Все знают, что именно этот этап запуска любого инвестиционного проекта самый долгий и трудоемкий. В Ростовской области это уже не так – власть вместе с бизнесом добилась, что бюрократическая составляющая процесса была сокращена втрое. 15 из 40 процедур, необходимых для создания линейных сооружений инфраструктуры, были связаны с органами власти. Решение было принято радикальное: оставить 4 госуслуги вместо 15. На их получение у бизнеса вместо 340 дней понадобится только 100.

          Более того, разработанный в области регламент позволяет инвестору полностью переложить бремя согласований на ресурсоснабжающие организации, которые обращаются в органы власти непосредственно или через МФЦ.

          Такой механизм уже действует при подключении к сетям электроснабжения и газоснабжения. Следующий этап – сети водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

          На протяжении пяти лет в области постоянно совершенствовалась региональная нормативно-правовая база. Это дало возможность в 10 раз уменьшить затраты инвесторов на аренду участков на этапе строительства. На 50% субсидировать затраты на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, в отдельных случаях, для крупных проектов АПК – до 95%.

          Для инвесторов в области одни из самых низких налоги в стране (речь идёт о налоге на имущество и региональной части налога на прибыль). Введено полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций при реализации инвестпроектов на территории индустриальных парков.

          Аналогичную льготу дали проектам, где инвестиции составляют свыше 300 млн. рублей. Также для крупных инвесторов снижен на 4,5% налог на прибыль в течение 5 лет.

          Есть и специальные льготы для малого бизнеса. Например, если предприниматель пользуются так называемой «упрощенкой», то на территории области платит налог по ставке 10%, при максимальной ставке по стране – 15%.

          Ну, и, конечно, двухгодичные «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

          Все это время область последовательно увеличивала объемы финансовой поддержки инвесторов. Почти в три раза – с 528 млн рублей в 2010 году до 1 миллиарда 456 миллионов рублей в прошлом году.

          И такая политика показала свою эффективность: 85, получивших финансовую поддержку, крупных предприятий, на которых занято свыше 50 тысяч человек, инвестировали в область 200 млрд рублей. Объем их налоговых платежей составил 42 млрд рублей.

          Итог. На один рубль господдержки область получила 8 рублей в виде налогов и 40 рублей привлеченных инвестиций.

          Все это – отражение долгосрочной фискальной политики, в рамках которой правительство региона увеличивает доходы бюджета НЕ за счет увеличения налогового бремени, а за счет развития бизнеса, строительства новых заводов и фабрик.

          Помимо льгот и преференций, область ввела отдельное административное сопровождение крупных инвестпроектов.

          Для этого еще в 2011 году появилась так называемая «губернаторская сотня» – список «100 губернаторских проектов», в котором самые значимые для области инвестиционные производства, и список этот постоянно дополняется

        • 26 проекта введены в эксплуатацию (инвестиции 58,7 млрд рублей, созданы 7 500 рабочих мест)
        • 64 проекта находятся в стадии реализации (инвестиции 498,8 млрд рублей, 36 тысяч новых рабочих мест).
        • Закономерный итог пятилетней работы: инвестиции в экономику региона выросли на 30% и в прошлом году составили 265 миллиардов рублей.

          По итогам 2014 года доля инвестиций в ВРП составила 26,5% (задача, поставленная Президентом к 2015 году – 25%).

          Область занимает 8-ю строчку в национальном рейтинге инвестклимата в регионах России.

          Что показательно, в 2014 году мы дали прирост инвестиций в 2,5% (в среднем по ЮФО падение в 16%, а по России минус 2,7%).

          Задача по объёму инвестиций до 2020 года – удвоить его, покорив планку в половину триллиона рублей. И это достижимо.

          Рост инвестиции – не самоцель. Цель – экономика, в которой работает каждый клочок земли – под заводом, пашней или индустриальным парком. Мощная экономика – это налоговая база для развития социальной сферы, для изменений в повседневной жизни, в быту каждого человека.

          В 2010 году Ростовская область была высокодотационным регионом. Уже в 2013 году она стала низкодотационным. Собственные доходы региона за 5 лет выросли в два раза. В 2009 году областной бюджет заработал около 44 миллиардов рублей, в прошлом, 2014-м, – 89 миллиардов.

          Задача на ближайшую пятилетку – стать регионом-донором. Амбициозно, но нам это под силу.

          И дело не в том, чтобы мы, как регион – донор, делились с другими, менее удачными территориями. А в том, что статус региона-донора даёт возможность субъекту, который умеет зарабатывать, быть включенным в общефедеральные программы и на софинансирование проектов, очень значимых для области, которые область сама может не потянуть.

          Логичный вопрос: куда область направит возросшие доходы регионального бюджета?

          Инфраструктура

          Если коротко, одним словом – на Инфраструктуру: социальную, жилищно-коммунальную и дорожно-транспортную.

          Начнем с образования.

          Несколько лет назад «дошкольный вопрос» многим казался неразрешимым. Зачастую малыши попадали за школьную парту, так и не дождавшись очереди в детсад.

          Пять лет область активно ремонтировала, реконструировала, а главное – строила детские сады. Итог – 35 тысяч дошкольных мест дополнительно. Плюс 27%. В этом году добавится еще 12 тысяч мест.

          Как результат – проблема нехватки мест для детей от 3 до 7 лет будет закрыта.

          Но на передний план выйдут две новые задачи: ясельные группы для самых маленьких и дополнительные школьные места.

          Задача на ближайшую перспективу – обеспечить высокое качество образования в каждой школе, вне зависимости от удаленности и количества учеников.

          Можно было выбрать традиционный путь – это так называемая оптимизация малокомплектных сельских школ. А по сути, их закрытие. И область, как и другие регионы, пошла было этим путем. Но в 2013 году губернатор остановил этот процесс, приняв решение прекратить оптимизацию и найти иной способ дать детям из отдаленных поселков качественное образование. Ведь если в хуторе закрывается школа, будущего у такого хутора, скорее всего, нет.

          Выход был найден – это проект «Мобильный учитель». Область покупает автомобили для преподавателей-предметников, и тони приезжают к ребятам на уроки в отдалённые от райцентра школы.

          Пять лет назад перед правительством области была поставлена губернатором задача дать равный доступ к образованию и детям с проблемами здоровья.

          За это время открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов (на базе санаторной школы-интерната №28 Ростова-на-Дону) и три его филиала: Волгодонской, Зерноградский и Новошахтинский.

          Теперь для всех детей, получающих знания на дому, созданы условия для полноценного обучения в дистанционной форме. А Ростовская область стала одним из регионов-лидеров по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Как и в казачьем образовании.

          Четыре года казачьи кадетские корпуса – Аксайский, Белокалитвинский и Шахтинский – становились лучшими по итогам всероссийского смотра-конкурса.

          За 5 лет область построила 2 казачьих кадетских учреждения, еще 7 капитально отремонтировала.

          Задача до 2020 года – расширить сеть казачьих кадетских корпусов в Ростовской области в 2 раза.

          Заметные бюджетные инвестиции направили в культуру. Сделали ремонт 103 муниципальных домов культуры, 6 музеев и 6 библиотек.

          В рамках подготовки к празднованию юбилея Великой Победы отремонтировали 156 памятников и мемориалов.

          В Ростове нынешней весной, накануне 110-й годовщины со дня рождения Нобелевского лауреата писателя Михаила Шолохова в отреставрированном здании 1893 года открыт «Шолохов-Центр» – филиал Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. «Шолохов – центр» начал свою работу с уникальной экспозиции Эрмитажа «Следы казачьей старины», и теперь здесь будут выставки лучших музеев страны и мира.

          Теперь о здравоохранении.

          После развала Союза до середины двухтысячных отрасль из-за многолетнего недофинансирования практически потеряла целые направления – профилактику, реабилитацию, сельскую медицину. Дефицит врачей приблизился к 50%, изношенность фондов превысила 70%.

          Деградацию отрасли остановил нацпроект «Здоровье». Новый этап в развитии ознаменовала программа модернизации 2011-2013 годов.

          На Дону общий объем бюджетных инвестиций в рамках модернизации составил без малого 13 миллиардов рублей. По объему привлеченных федеральных средств область вошла в пятерку регионов-лидеров.

          В целом же объём финансирования отрасли в регионе вырос за 5 лет почти в два раза: с 12,8 миллиарда рублей в 2009 году до 24,7 миллиарда по итогам прошлого года.

          Вот лишь основные результаты капитальных вложений в отрасль за последние 5 лет:

        • выполнен капремонт 93 больниц;
        • на «вооружение» докторов поступило 18 тысяч единиц современного медоборудования;
        • приобретено 544 единицы специализированного медицинского транспорта;
        • 57 дежурно-диспетчерских станций и 850 единиц транспорта, в том числе 459 автомобилей «скорой помощи», оснащены оборудованием ГЛОНАСС.
        • Это позволило сократить до 20 минут время приезда на вызовы и уже из машины вести телемедицинскую консультацию с передачей ЭКГ и других данных о пациенте.

          Но количественные показатели – не главное. Важны системные изменения инфраструктуры. И они произошли. В регионе создана трехуровневая система оказания медицинской помощи:

        • от пунктов первичной помощи ( ФАПы, амбулатории, поликлиники);
        • к пунктам специализированной помощи (межрайцентры);
        • и, при необходимости, – к третьему уровню – центрам высокотехнологичной медицинской помощи на базе областных лечебных учреждений.
        • Важно, что каждый из трех уровней медпомощи получил серьёзное развитие.

          Например, за пять лет на первичном уровне полностью преобразился каждый пятый сельский фельдшерско-акушерский пункт:

        • капремонт был сделан в 44;
        • в 166 населенных пункта установлены новые модульные ФАПы.

        Кстати, Ростовская область имеет самую разветвлённую сеть ФАПов в стране. У нас действуют 1 032 фельдшерско-акушерских пункта. Для сравнения, в соседнем Краснодарском крае точек оказания доврачебной помощи почти на 300 меньше.

        Мы серьезно прирастили число мест специализированной помощи – с 7 до 30 увеличилось число межрайцентров. По уровню оснащения и квалификации кадров они практически не уступают областным больницам.

        Еще 5 лет назад тем, кто нуждался в высокотехнологической медпомощи, приходилось месяцами ждать федеральных квот.

        Что изменилось. В 2010 году такую помощь предоставляли только два областных учреждения. Сегодня – 15. Число видов помощи увеличилось с 4 до 12. К концу года добавится еще один – областная клиническая больница будет готова делать трансплантацию донорских органов.

        Число пациентов, получающих высокотехнологическую медпомощь, увеличилось в два раза – с 8 до 16 тысяч в год.

        Сухие цифры, но за каждой из них – жизнь человека.

        Вот два примера.

        Теперь бездетные семьи могут получить квоту на бесплатное выполнение ЭКО на базе нашего областного перинатального центра. Если в 2010 году шанс стать родителями получили 116 семей, то в прошлом году – уже в семь раз больше.

        Для людей с почечной недостаточностью гемодиализ – жизнь. А еще три года назад «жизнь» выдавалась по очереди. Сейчас лист ожидания на получение гемодиализной помощи ликвидирован. В рамках государственно-частного партнерства в городах области открыты шесть современных центров с аппаратами «искусственная почка».

        Большие финансовые ресурсы, направленные в медицину, дали ощутимые результаты. За 5 лет:

      • на два года выросла ожидаемая продолжительность жизни;
      • на 4% сократилась общая смертность;
      • на 34% – смертность от болезней системы кровообращения (по данным федерального Минздрава, в прошлом году наш регион стал лидером страны по снижению этого показателя: минус 25% за год, в среднем по России падение – 6,6%);
      • на 18% донским медикам удалось снизить смертность от новообразований;
      • материнская смертность сократилась в два раза;
      • младенческая смертность, в прошлом году по сравнению с 2013-м, сократилась на 17%.
      • В ближайшую пятилетку на передний план должно выйти профилактическое направление медицины.

        Все понимают, что бороться с болезнью на ранней стадии намного эффективнее. А значит, и культуру заботы о своем здоровье надо прививать с детства.

        Потому три года назад губернатор выступил с инициативой тестировать учеников на употребление наркотиков. И поддержал проект диагностики здоровья донских школьников.

        В рамках проекта создан региональный Центр здоровьесбережения в сфере образования и 232 школы во всех городах и районах области оснастили инновационными аппаратно-программными комплексами «Армис». Сейчас проект охватывает 43% школьников.

        Уже провели 138 тысяч доврачебных оценок здоровья. У каждого пятого ребенка нашли проблемы. Результаты обследования выдаются на руки родителям, которые совместно с педиатром планируют летний отдых ребенка с максимальным эффектом для его здоровья.

        Что касается диспансеризации взрослого населения, то за 5 лет в области почти удвоили ежегодное число осмотров – с 265 тысяч человек в 2010 году, до 415 тысяч в 2014-м. Однако все еще есть факты, когда реальная диагностика, даже на «вредных» производствах, подменяется бумажными отчетами, что абсолютно недопустимо.

        Болезнь, в большинстве случаев, – это здоровая реакция организма на нездоровый образ жизни. А вот здоровый образ жизни практически немыслим без физкультуры и спорта.

        Ежегодно донские спортсмены и просто любители спорта принимают участие в двух тысячах спортивных мероприятий.

        Самое массовое – Спартакиада Дона. Она проводится в три этапа, включает 15 спортивных дисциплин, в том числе ГТО, объединяет 30 тысяч участников.

        Фирменной карточкой массового спорта на Дону стали и другие уникальные проекты:

      • «Шахматный всеобуч» – за два года больше трех тысяч первоклашек освоили азы этого умного спорта;
      • «Всеобуч по плаванию» – 47 тысяч юных дончан уже смело держатся на воде, еще 16 тысяч пройдут обучение в этом году.
      • Цифры статистики также свидетельствуют о росте популярности спорта и здорового образа жизни. Так, за пять лет:

      • на 6% выроста общая численность тех, кто регулярно занимается спортом, и почти достигла 30%;
      • на 12% увеличилось число детей, занимающихся спортом в организациях, готовящих спортивный резерв.
      • Задача до 2020 года – довести этот показатель до 50%. Другими словами, каждый второй ребенок в возрасте от 6 до 15 лет должен регулярно заниматься в специализированных спортивных организациях.

        А для этого нужно снять инфраструктурные ограничения для занятий спортом. И не только в отношении спорта высших достижений, а, прежде всего, массового спорта.

        Что касается первого, заметные преобразования уже начались. Пика они достигнут к чемпионату мира по футболу 2018 году. Тогда на Дону в полную мощь заработают спортивные объекты международного уровня: футбольный стадион, несколько тренировочных баз и круглогодичный центр подготовки по гребным видам спорта (400 млн. рублей по федеральной программе).

        Не менее серьёзные планы – и в отношении инфраструктуры массового спорта.

        Что уже сделали:

      • провели полный или частичный капремонт действующих спортивных объектов – стадиона «Олимп 21 век», бассейна «Коралл» и областного дома физкультуры в Ростове, легкоатлетического манежа в Шахтах, дворца спорта в Таганроге и спортшколы «Ника» в Красном Сулине;
      • привели в порядок еще 6 действующих стадионов области;
      • оснастили 7 футбольных полей современным искусственным покрытием;
      • с нуля построили 7 спортивных комплексов с бассейнами, еще 5 откроем до конца года;
      • построили крытый каток с искусственным льдом в Шахтах;
      • создали 2 многофункциональных спортивных зала (еще один закончим в этом году);
      • возвели 48 многофункциональных площадок, 35 из которых – по программе «Газпром – детям».
      • Кстати, проект «Газпрома» – далеко не единственный пример социально-ответственного бизнеса. К примеру, в Зверево за счет частных инвестиций открыт боксёрский клуб, а в Песчанокопском районе силами предпринимателя сделана реконструкция стадиона.

        Слова благодарности заслуживают предприниматели Новочеркасска – за 16 новых спортивных объектов, построенных только в прошлом году. Отличный пример для подражания.

        Бесспорно, решение социальных проблем – это задача власти. Постепенно к нам придёт понимание, что уровень социальных услуг только вырастет, если, помимо государства, их поставщиком станут социальные предприятия. Это подтверждает успешный опыт многих европейских стран.

        Актуальная задача на ближайшие годы – создание «социально ориентированной» законодательной базы, при которой социальные предприятия будут пользоваться специальными субсидиями, преференциями и налоговыми льготами.

        Примеры государственной помощи компаниям, действующим в интересах общества, в области уже есть.

        С 2012 года введена поддержка в виде субсидий для частных образовательных организаций, а с прошлого года – для частных дошкольных центров. Последняя оказалось востребована индивидуальными предпринимателями – они открыли семь частных детских садов.

        Не менее значимой после социальной, была и остается дорожно-транспортная и жилищно-коммунальная инфраструктура.

        За пять лет в области объемы финансирования дорожно-транспортной инфраструктуры увеличены почти в четыре раза. В 2010-м на дороги направлялись менее 4 млрд. рублей, в прошлом году эта цифра превысила 15 млрд.

      • построено 11 тысяч погонных метров мостов;
      • 268 километров новых дорог;
      • капитально отремонтировано более тысячи км.
      • Вот лишь несколько самых крупных объектов федерального и общерегионального уровня:

      • в 2014 году завершена реконструкция левого Аксайского моста через реку Дон на трассе М-4 «Дон» и июне 2015 года открыт правый мост
      • в августе, на 4 месяца раньше срока, открывается Ворошиловский мост; его строительство начали осенью 2013 года. В 2017 году, на месте демонтированного, будет построен еще один мост;
      • в 2012-м году построили мост через реку Маныч в Багаевском районе на трассе «Ростов – Семикаракорск – Волгодонск»;
      • построили 20-километровый участок Северного обхода Ростова и развязку на трассе М-4 «Дон», соединили ее с трассой М-23 «Ростов – Таганрог до границы с Украиной»;
      • начали реконструкцию и самой трассы М-23;
      • в 2013 году завершили реконструкцию 30-километрового участка М-4 «Дон» со строительством обхода посёлка Тарасовский;
      • в августе сдаём новую дорогу «Ростов – Азов», за три года построили 20 километров в обход поселков Овощной, Кулешовка, Ново-Александровка (время в пути от Ростова до Азова сократится в три раза);
      • до конца года завершим строительство дороги в обход Украины в Миллеровском районе;
      • начинаем строительство двух дорог до будущего аэропорта «Южный», до 2017 года будут сданы 16-километровый участок от Северного объезда и участок от магистрали М-4 «Дон».
      • Всё это – знаковые для области проекты. Но есть в активе области и менее заметные, но при этом не менее важные. К примеру, дороги с твердым покрытием к малым населенным пунктам Дона. Начиная с 2011 года, построили дороги к 41 малому населенному пункту.

        Другое направление – городское. Ремонт и строительство внутридворовых проездов. В течение двух лет на это направляли до 5% дорожного фонда. Построено и капитально отремонтировано более 1 миллиона 725 тысяч квадратных метров внутридворовых дорог.

        Несмотря на масштабные бюджетные инвестиции в дорожную отрасль, состояние дорог удовлетворения пока не вызывает.

        В 2001 году отменили дорожные фонды. Результат – за десять лет пятикратное падение объемов расходов на дорожную инфраструктуру. В 2012 году дорожные фонды и их целевой характер вернули. Но возникла другая проблема. Сами дорожники уже оказались не готовы к таким объемам работ – нет техники, нет кадров, нет технологий и проектов…

        В ближайшие годы задача номер один – не снижая объемов инвестиций в дорожное хозяйство, добиться качества работ.

        По-прежнему непростая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве.

        По статистике, качеством услуг ЖКХ недоволен каждый второй житель области.

        В семейном бюджете расходы на ЖХК составляют весьма ощутимую часть. А жители вправе требовать качества – горячих, а не еле живых батарей, напора чистой, а не грязной воды из крана.

        Низкое качество – прямое следствие серьезного, свыше 50%, износа коммунальной инфраструктуры. Накопленный с начала 1990-х «недоремонт» водопроводных, канализационных и тепловых сетей даёт о себе знать потерями, утечками, порывами.

        Формула прекращения деградации инфраструктуры ЖКХ довольно простая: процент износа сетей должен быть равен проценту замены.

        Наш бюджет пока не может позволить себе таких объёмов финансирования. Поэтому в области очень тщательно подходят к выбору приоритетных объектов и по-настоящему борются за каждый дополнительный рубль из федеральной казны.

        Несколько показательных цифр.

        Теплоснабжение. За пять лет:

      • построили и реконструировали 31 котельную;
      • еще 6 капитально отремонтировали, как и 8 километров тепловых сетей.
      • Электроснабжающие организации:

      • построили 2 134 километра новых сетей и в 18 раз больше капитально отремонтировали;
      • возвели новых подстанций на общую мощность 2,4 тысячи мегаватт.
      • Приобрели для муниципалитетов 388 резервных источников питания, что гарантирует бесперебойную работу основных социальных учреждений в случае непредвиденных отключений электроэнергии.

        Что касается газоснабжения, то построено 6 тысяч 663 километра новый газовых сетей. Кстати, это расстояние, в 14 раз превышающее протяженность Ростовской области с севера на юг.

        В 2012 году газ пришел в последний негазифицированный район области – Заветинский.

      • газифицировано 149 населённых пунктов;
      • газом начали пользоваться еще 114 тысяч 284 семьи.
      • Сегодня средний уровень газификации:

      • в наших городах достиг – 98,9%;
      • в районах перешагнул отметку 70%, в 2009 году он был 63%.
      • Средний уровень газификации по итогам работы за 5 лет составил 87,5%, что на 9,4% больше чем в 2009 году.

        Основной объем бюджетных финансовых ресурсов по статье «инфраструктура» правительство направило на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства региона.

        Вот основные цифры за 5 лет:

      • 366 километров водопроводной сети капитально отремонтировали;
      • 466 километров – построили с нуля;
      • оборудовали 117 новых скважин и ещё 23 капитально отремонтировали;
      • построили 106 водонапорных башен, капремонт провели на 19-ти;
      • канализационную сеть увеличили на 50 километров, еще 10 привели в капитальный порядок.
      • Вот лишь два примера.

        Водоснабжение шахтерских территорий было притчей во языцех на протяжении многих лет. Бесконечные аварийные отключения, почасовая подача воды… Все это вызывало оправданное недовольство жителей.

        В 2011 году по поручению губернатора был разработан и реализован комплексный план по решению данной проблемы. Работы велись и ведутся по двум основным направлениям:

      • Шахтинско-Донской водовод – вода для Новошахтинска, Красного Сулина и Шахт;
      • Гундорово-Гуковский водовод – вода для городов Гуково и Зверево.
      • Реконструкцию Шахтинско-Донского водовода начали в 2012 году, закончим в декабре этого года. Сейчас построили уже две трети от 30-тикилометрового магистрального водовода. Надежное водоснабжение с качественной питьевой водой получат жители Новошахтинска, Красного Сулина и прилегающих поселков.

        На смену построенному еще в 50-е годы и изношенному на 90% Гундорово-Гуковскому водоводу в 2012 году пришел новый, протяженностью 52 км.

        Следующим этапом стала новая нитка подводящего водопровода в сторону Зверево протяженностью почти 17 км. Уже сварено более 10 километров новой трубы. До начала отопительного сезона проект будет завершён.

        Общий вывод такой – в шахтерских территориях ситуация с водоснабжением стабилизируется. Но это лишь фундамент.

        Задача на ближайшие годы – полное решение проблемы качественного и надежного водоснабжения шахтерских территорий. Так, чтобы это почувствовал каждый житель.

        Не менее актуальны проблемы водоснабжения и для юго-восточных районов области. За последние 4 года на создание там надежной системы водоснабжения направлено почти 850 миллионов рублей:

      • проложили и капитально отремонтировали 220 км водопроводных сетей;
      • смонтировали плавучее насосное оборудование, систему насосов;
      • также ввели в строй 11 скважин.
      • В частности, в 2012 году реанимировали начатый еще в 2001-м году проект внешнего водоснабжения села Ремонтное. За два года построили 26 километров водовода до Ремонтного, 8 километров разводящих сетей по поселку и насосную станцию. И на смену некачественной воде из скважин пришла вода Волгодонского водохранилища. И что важно, по той же цене, что и раньше.

        Там же, на востоке области, в 2012 году начали реконструкцию объектов водоснабжения в Дубовском и Орловском районах. Проект предусматривает укладку 40 километров нового трубопровода и установку 18 современных высокоэффективных фильтров очистки воды. Более 50% работ уже выполнили. На финишную прямую выйдут в конце года.

        Безусловно, круг внимания правительства не ограничивался восточными и шахтерскими территориями. Перечислять муниципалитеты можно долго, но основной тренд уже ясен – решением проблем водоснабжения руководство региона занимается, и будет заниматься планомерно, на территории всей области.

        Преодоление упадка инфраструктуры – задача важная, но тактическая. Стратегическая задача – ее развитие. Необходимо многократное наращивание инфраструктурных мощностей как фундамента для новой индустриализации и комплексного освоения территорий. Ростовская область должна стать по-настоящему комфортным для жизни регионом.

        Региону нужен новый рывок в создании инфраструктуры жизнеобеспечения.

        А для этого необходим совершенно иной по масштабам бюджет развития. Год за годом мы поступательно увеличивали долю бюджета развития в общем объеме бюджетных расходов. В прошлом году он составил пятую часть (почти 30 миллиардов рублей). Мы заняли первое место по этому показателю в Южном федеральном округе.

        Однако износ коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры требует от нас более весомых капитальных вложений.

        Доля бюджета развития должна вырасти к 2020 году до трети от всего объёма расходов.

        Это бюджетные деньги. Добавить к ним инвестиции в инфраструктурные проекты со стороны бизнеса, и можно уверенностью говорить о выходе на качественно иной уровень.

        Кстати, примеров масштабных проектов с совместным финансовым участием государства и бизнеса на Дону уже немало.

        Основу дальнейшего развития полуторамиллионной Ростовской агломерации обеспечат уникальные проекты водоснабжения и водоотведения – «Вода Ростова» и «Чистый Дон», реализуемые в рамках государственно-частного партнёрства. Почти 70% стоимости проектов из 41 миллиарда – деньги частных инвесторов.

        Динамика по проектам такая – за 5 лет введены в строй 29 объектов, в том числе:

      • 40 километров магистральных водоводов;
      • 4 крупные насосные станции;
      • 2 блока ультрафиолетового обеззараживания – один питьевой воды, второй – сточных вод.
      • Оба проекта масштабные и долгосрочные. Со сроком реализации – до 2021 года.

        Совместно с инвесторами в области создаётся, по сути, новая для региона отрасль – отходоперерабатывающая. На смену экологической мине замедленного действия из семисот с лишним свалок придет инновационный комплекс из 8-ми межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МОЭК). Работы уже идут, на финишную прямую выйдем в 2018 году.

        В марте этого года минстрой России обнародовал рейтинг успешных регионов с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ. Ростовская область заняла в нем пятую строчку из 85 возможных. Только в этом году объем частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры составит почти 4 миллиарда рублей.

        Есть у нас и уникальный опыт привлечения частных инвестиций в социальную инфраструктуру. Так, в рамках государственно-частного партнёрства и при поддержке Внешэкономбанка реализуется проект по строительству 40 водноспортивных комплексов.

        Другой эффективный способ сократить бюджетные расходы – применение Инноваций.

        Сегодня всех нас убеждают – рост тарифов и бюджетных дотаций в ЖКХ неизбежен. Звучат логичные аргументы. Но есть инновационные технологии, которые могут поднять эффективность предприятий ЖХК на порядок: повысить КПД сжигаемого топлива, избавиться от потерь в сетях…

        Необходимо масштабно внедрять передовые энерго– и ресурсосберегающие технологии. Только так в ближайшей перспективе мы сможем «заморозить» тарифы, а в дальнейшем, после возврата вложений на переоборудование, реально начать их снижать.

        И Ростовская область идет по этому пути. Вот примеры.

        Все мы потребители коммунальных услуг. Но ночью мы спим, а днем работаем. А значит и нагрузка на коммунальные сети в течение суток разная. Традиционные насосы этих колебаний не фиксируют. И давление в сетях поддерживают одинаково высокое. Как результат – порывы и лишнее электропотребление. И это при том, что доля расходов на энергоресурсы в общих расходах организаций ЖКХ и так доходит до 70%.

        Выход, например, в замене насосов на частотно-регулируемые преобразователи. Они чутко реагируют на объёмы потребления и позволяют до 30% сократить потребление электроэнергии, до 25% – количество порывов. В 2014 году в области установили 392 таких преобразователя. Работа будет продолжена.

        Традиционный метод замены трубопроводов, с дорогостоящими «раскопками» и повторным благоустройством, меняем на метод санации. При котором новая труба «разворачивается» внутри старой, для чего требуются лишь точечные проколы земли. Затраты и сроки работы сокращаются на треть. Инновационная технология «труба в трубе» уже активно применяется в н городах (в Шахтах при ремонте аварийного участка коллектора и с прошлого года – при капремонте сети канализации в Азове).

        Задача власти – стимулировать повсеместное применение Инноваций, дающих экономию ресурсов – финансовых, человеческих, временных.

        И у нас есть для этого необходимая научно-инновационная база:

      • 80% всех исследовательских затрат по Южному федеральному округу приходятся на наш регион;
      • по количеству инновационных компаний мы на первом месте в ЮФО;
      • как и по доле инновационной продукции в валовый региональный продукт (ВРП), сейчас она приблизилась к 7%, в 2010 году этот показатель был вдвое ниже;
      • объем отгруженной инновационной продукции вырос в три раза, с 19 до 68 миллиардов рублей.
      • Теперь о роли власти в этом процессе:

      • В 2013 году правительство области совместно с ведущими вузами региона – ЮФУ, ДГТУ, ЮРГПУ создали Единый региональный центр инновационного развития – ключевой объект региональной инновационной инфраструктуры.
      • За 5 лет господдержку получили 350 субъектов инновационной деятельности (общая сумма превысила 300 млн. рублей).
      • Это позволило получателям господдержки дополнительно привлечь на развитие своего инновационного бизнеса 200 млн. рублей из внебюджетных источников.
      • Область активно сотрудничает с федеральными институтами развития:

      • софинансирует проект федерального Фонда содействия инновациям,
      • проводит этапы Всероссийского стартап-тура фонда «Сколково»,
      • компания «ЛайтТекс» из Батайска стала резидентом фонда «Сколково» и получила ощутимые налоговые льготы.
      • Индустриализация

        Задача номер один сегодня – объединить научно-образовательный, инновационный и производственный потенциал региона в единую систему на основе кластерного подхода.

        И первые уверенные шаги в данном направлении уже сделаны:

      • утверждена Концепция кластерного развития региона на 2015-2020 годы;
      • создан Центр кластерного развития с привлечением средств областного и федерального бюджетов;
      • формируются первые региональные кластеры, связанные с инновационным высокотехнологичным производством.
      • Три из них – в сфере промышленного производства.

        Кластер легкой промышленности с «якорным» предприятием российского холдинга легкой промышленности «БТК групп»: в августе прошлого года в Шахтах начало работу современное швейное производство. В июне этого завершён проект по созданию производства текстиля из синтетических волокон, работу здесь получили почти 2,5 тысячи человек.

        Это конкретные примеры последнего года. Если говорить о 5 годах, то цифры еще более впечатляющие. Индекс текстильного и швейного производства в регионе составил 277%, при среднем по России 112,3%.

        Следующий кластер – станкостроительный.

        Он развивается на базе завода «МТЕ КОВОСВИТ МАС» в Азове. Пуск этого современного производства металлообрабатывающих станков для всех основных отраслей промышленности состоялся в 2013 году (6 моделей импортозамещающих станков с сертификатом «Сделано на Дону»).

        Еще один кластер – вертолетостроительный.

        Базовое предприятие «Роствертол». Помимо него, в состав кластера войдут:

      • лётно-испытательный комплекс,
      • сборочное производство вертолетов типа Ми-28, Ми-35 и Ми-26,
      • сборочное производство среднего вертолета,
      • производство композитных лопастей,
      • центр поддержки эксплуатации вертолетов минобороны в ЮФО,
      • и филиал вертолетной академии.
      • Распоряжением Правительства России госкорпорации «Ростех» уже передан аэродром в Батайске для реализации данного проекта.

        Ведется работа над созданием кластера сельхозмашиностроения.

        Центральное производство – «Ростсельмаш», где в июне дан старт выпуску нового высокопроизводительного зерноуборочного комбайна РСМ 161.

        Пять лет назад в 2010 году правительство региона внедрило субсидирование покупки донской сельхозтехники. Региональный бюджет компенсирует 20% от ее стоимости. Воспользовались областной субсидией 1 366 получателей.

        За эти годы селяне приобрели 2 707 единиц сельхозтехники, из которых 1 012 комбайнов «Ростсельмаша». То есть из миллиарда рублей, которые выделили сельхозмашиностроителям, 800 млн. ушли на «Ростсельмаш».

        Большие перспективы на Дону и у кластера биотехнологий, особенно в свете потребности по импортозамещению.

        Ростовская область – один из ведущих аграрных регионов России. В 2014 году донские селяне добились рекордного урожая зерновых культур – 9,5 млн. тонн. Такого «каравая» наши хлеборобы не собирали почти четверть века.

        В целом же за 5 лет валовая продукция донских сельхозпроизводителей выросла на 60%, со 118 до 190 млрд. рублей. При этом крестьянско-фермерские хозяйства показали двукратный рост.

        И тут, помимо трудолюбия наших фермеров, свою роль сыграла грантовая поддержка (гранты для начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм). Поддержку получил 171 фермер, средний размер гранта превысил 2 миллиона рублей.

        Но произвести – это лишь половина дела, нужен сбыт. Поэтому параллельно все эти годы правительство стимулирует развитие сельхозкооперации. И каждый рубль бюджетных инвестиции привлек почти три рубля инвестиций частных. В результате в регионе появились 14 новых производств по переработке молока и зерновых, хранению овощей и картофеля.

        За 5 лет возмещение части процентной ставки по инвесткредитам получили 2 723 сельхозпроизводителя.

        В вот каковы результаты в динамике 5 лет:

      • на 46% выросло производство овощей;
      • на 39% – зерна и зернобобовых;
      • на 20% – яиц;
      • плюс 8% – по молоку.
      • Как видно, сырьевая база для пищевого кластера и кластера биотехнологий у нас не только есть, она еще и растет.

        Региону нужна глубокая переработка, которая на выходе даст продукцию с высокой добавленной стоимостью.

        В следующем году в Волгодонске должен начать работу завод по глубокой переработке зерна. Монтажные работы в самом разгаре. Он будет производить «лизин» – аминокислоту, один килограмм которой при производстве кормов заменяет 70 кг пшеницы. Яркий пример импортозамещения, ведь в России лизин практически не производят.

        Сегодня жителей Дона, как и всех россиян, беспокоит – уровень цен. С середины прошлого года он заметно вырос по всей стране. Повлияли и санкции, и рост курса валют…

        Выход у нас один:

      • наладить импортозамещение, заменить импортные товары донскими, отечественными
      • и по максимум сократить дистанцию, между производителем и покупателем.
      • Что бы сократить количество посредников мы проводим закупочные сессии, куда приглашаем производителей и ритейлеров, как федеральных, так и региональных. За год доля донских товаропроизводителей на полках ростовских сетей увеличилась почти на 10%. Так доля донских производителей молочной продукции в торговых сетях выросла на 5%, мяса на 10%, продажа донских кур увеличилась на 8 %.

        По инициативе губернатора в области проходят сельскохозяйственные ярмарки. Есть и другие эффективные направления работы, которые пока носят скорее точечный характер. К примеру, на рынках Ростова развернута торговля фермерским молоком из цистерн. Пилотный проект взялась реализовать агрофирма «Целина».

        Делается много, но явно недостаточно. Тема сокращения числа посредником между производителями и покупателями должна стать предметом отдельного обсуждения и каждодневного внимания. Ведь, к примеру, сегодня средняя цена литра молока в магазине 50 рублей. Закупочная цена у производителей не превышает 18 рублей. Другой пример говядина, в магазине – в среднем 300 рублей за килограмм, а у тех, кто эту корову вырастил, перекупщики берут мясо по цене в три раза ниже – за 100 рублей.

        Возвращаясь к индустриализации можно сделать вывод, что она на Дону набирает обороты. За 5 лет введены в эксплуатацию 13 крупных промышленных объектов.

        Валовой региональный продукт в абсолютном выражении вырос почти в два раза: с 556 миллиардов рублей в 2009 году до 989 миллиардов по итогам прошлого.

        Задача уже на этот год – перешагнуть планку в триллион.

        В планах до 2020 года пуск еще 12-ти новых производств.

        Ростовская область – новое индустриальное сердце юга России. Такую цель обозначена в 2013 году и область намерена её достичь.

        А для этого, помимо политической воли, нужны еще и ресурсы. В первую очередь, человеческие.

        Именно поэтому один из семи приоритетов губернатор обозначил как «Интеллект». Как говорится, кадры решают все! Но сначала их надо подготовить. Причем так, чтобы они отвечали потребностям регионального рынка труда.

        И тут область идёт по пути создания корпоративных кафедр. Сегодня уже 10% кафедр вузов созданы совместно с ведущими предприятиями области.

        Однако разрыв между подготовкой кадров и запросом рынка труда по-прежнему велик.

        Задача по его сокращению должна стать приоритетной как для высшей школы, так и для среднего профессионального образования.

        В 4 раза за 5 лет выросло число договоров с предприятиями на подготовку рабочих кадров. Но пока не удовлетворяет запросов экономики.

        В списке самых востребованных профессий на Дону не только инженеры и квалифицированные рабочие. По-прежнему остро стоит кадровая проблема в здравоохранении. Здесь значительно увеличили целевую подготовку со 153 до 264 человек. Область помогает с решением жилищной проблемы – «подъемные» в размере 1 млн. рублей получили 345 врачей, переехавших на работу в сельскую местность.

        Сегодня укомплектованность врачами на Дону на 5% выше, чем 5 лет назад. Но до сих пор не хватает почти каждого четвертого специалиста.

        Уровень заработной платы в регионе – это ключевое звено в решении кадрового вопроса. Зарплата должна быть достойной.

        Пять лет назад в конце 2009 года средняя зарплата в регионе составляла 13 882 рублей. На конец прошлого года приблизилась к 24 тысячам. В абсолютных цифрах рост 71%, с учетом инфляции – 20%.

        С опережением этой динамики росли зарплаты в образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве.

        Задача следующей пятилетки – достичь среднероссийского уровня заработной платы.

        Что касается самой работы.

        Уровень регистрируемой безработицы на конец прошлого года составил 0,8%, или 17 850 человек. В 2010 году это показатель был 1,3%.

        При этом в среднем в службе занятости на одного безработного приходилось две заявленные работодателями вакансии.

        В целом за 5 лет служба занятости помогла найти работу для 627 тысяч человек. При этом из 100 обратившихся за помощью в поиске работы наши специалисты трудоустраивают 78 человек (в среднем по России этот показатель – 64).

        Мы готовы к возможным осложнениям ситуации на рынке труда. Но пока, по итогам первого квартала, общее число безработных на 3,7% ниже, чем в первом квартале 2014 года.

        Теперь об Институтах.

        Как и прежде, самым главным для нас является институт семьи. Это подтверждает целый комплекс решений, принятых в правительстве области за последние пять лет:

      • с 2011 года обеспечиваем многодетные семьи Дона микроавтобусами;
      • законодательно ввели единовременную выплату в связи с рождением трех и более детей одновременно;
      • одним из самых популярных видов помощи стал региональный материнский капитал (его размер превышает 117 тысяч рублей, активнее всего донские мамы используют маткапитал на приобретение автомобилей);
      • с 2013 года введена ежемесячная денежная выплата на третьего или последующих детей.
      • Всего на Дону 16 видов поддержки семей. В том числе – выделение земельных участков семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. С 2011 года удовлетворили 33% от общей потребности.

        До 2018 года эту задачу решим. Как и другие задачи майских указов Президента России. Это наши приоритеты.

        Если говорить о социальной поддержке в целом, то практически каждый третий житель региона – 1 миллион 400 тысяч человек – пользуется теми или иными её формами.

        160 тысяч донских семей получают жилищную субсидию на оплату коммунальных услуг. По сути, каждая десятая семья.

        Ежегодно услугами социального обслуживания пользуются 400 тысяч жителей области.

        С 2010 года введены в эксплуатацию:

      • Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
      • новый комплекс Зверевского психоневрологического интерната;
      • пристройка к основному корпусу приюта для детей и подростков в Батайске;
      • Самарский Дом инвалидов в Азовском районе;
      • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Багаевском районе.
      • Особое внимание старшему поколению – ветеранам войны и труда, а также инвалидам. На их поддержку за 5 лет было выделено 60 млрд. рублей.

        По-прежнему остро для наших семей стоит жилищный вопрос.

        Что было сделано в последние 5 лет для решения этой проблемы:

      • при поддержке федерального бюджета жильё получили 6 тысяч 971 ветеранов Великой Отечественной войны;
      • жилищный вопрос решен для 4 тысяч 822 детей-сирот,
      • при поддержке государства жилищные условия улучшили 2 тысячи 221 молодая семья,
      • 9 тысяч 862 семьи переехали в новые комфортные квартиры из ветхого и аварийного жилья,
      • Всего же за 5 лет при поддержке бюджета на Дону новое жилье появилось у 23 тысяч 846 семей.

        Принципиальным в решении жилищной проблемы является строительство жилья:

      • за 5 лет ввод общей площади жилых домов на Дону вырос на 29%.
      • в прошлом году ввели 2 миллиона 325 тысяч квадратных метров, что на 192 тысячи больше, чем в предыдущем году.
      • Но этого недостаточно.

        Но и при таких рекордных показателях смертность по-прежнему превышает рождаемость. Важная задача следующей пятилетки эту тенденцию переломить.

        Хотя сделать это будет крайне непросто.

        В ближайшие годы вся страна столкнется с последствиями катастрофического спада рождаемости 1990-х годов. В репродуктивный возраст вступает крайне малочисленное молодое поколение, что приведет к значительному сокращению числа рождений. Для сравнения: сейчас количество 20-летних почти в два раза меньше, чем 30-летних.

        Но ситуация еще сложнее. В пенсионный возраст входит многочисленное поколение родившихся после Великой Отечественной войны. А значит, так называемая демографическая нагрузка на одного трудоспособного будет с каждым годом только расти.

        Ситуация требует экстраординарных решений, выработать которые предстоит всем вместе.

        Возвращаясь к теме институтов. Несколько фактов об институте власти.

        Прошедшая пятилетка ознаменована масштабными институциональными преобразованиями в сфере предоставления госуслуг.

        В регионе, по сути, создана отдельная отрасль по предоставлению услуг населению. Имеется в виду многофункциональные центры (МФЦ).

        Два года назад, в 2013 году, на Дону была сформирована полноценная сеть:

      • многофункциональные центры созданы во всех 12 городских округах и 43 муниципальных районах, а также в 289 городских и сельских поселениях,
      • там работают 80 центральных офисов МФЦ и 344 центра удаленного доступа,
      • общее количество окон приема достигло 1 384.
      • степень охвата населения сетью МФЦ приблизилась к отметке в 95%.
      • Количество услуг, предоставляемых в МФЦ, ежегодно удваивается. Если в 2013 году услуги и консультации на базе МФЦ получили 1,2 миллиона человек, то в прошлом году – уже 2,5 миллиона.

        Каждый год в области расширяется перечень услуг на базе МФЦ и возможности по их получению. Так, в прошлом году внедрили принцип экстерриториальности. Теперь жители области могут получить самые востребованные госуслуги в любом МФЦ региона, независимо от того, где зарегистрированы они сами или расположен их объект недвижимости.

        В ближайших планах до конца года – передача в МФЦ всех областных услуг бизнесу. Всего таких услуг порядка 90, в основном, это разные формы господдержки.

        В итоге предприниматели, в том числе – на селе, смогут оформлять документы, не выезжая за пределы поселений.

        Что важно госуслуги будут, как и ранее, переданы в МФЦ с финансированием – за счёт сокращения расходов на содержание соответствующих областных органов власти.

        И еще один институт, о котором нельзя не сказать это институт гражданского общества.

        Власть всех уровней заинтересована в деловых, партнерских отношениях с институтами гражданского общества. С этой целью:

      • на Дону в 2011 году образована Общественная палата, два года назад созданы общественные советы в муниципалитетах и при всех органах власти.
      • с 2011 года на конкурсной основе оказывается финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организации Ростовской области. Ее получили 250 организаций.
      • областным законом закреплен статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
      • работают губернаторские экспертные площадки, где в живом диалоге с представителями самых разных областей, мы вместе решаем, как жить и развиваться области дальше.
      • Многие идеи и инициативы, которые появляются у общественных организаций, у рядовых граждан могут проходить экспертизу на площадках наших общественных институтов. Зачастую инициатива становится реальностью, если такая экспертиза состоялась. Ведь, чтобы принимать красивые, грамотные решения, нужно всегда советоваться с людьми.

        Одна из главных, может быть, самая главная из семи «И», это Инициатива.

        Инициатива

        Когда-то на встрече с губернатором блогеры предложили вернуться к забытой доброй традиции проведения Дня древонасаждений. Сегодня никого толкать не нужно – люди сами выходят, понимая, что каждое дерево в Ростовской области – это богатство.

        За время проведения дней древонасаждений высажено 1 миллион 366 тысяч деревьев. Появились новые парки, скверы, красивые территории в городах и населённых пунктах области.

        В современном обществе есть заказ на инициативу и инициативных. Хочешь перемен – проявляй инициативу сам и поощряй инициативу других!

        Все эти годы в области создавались реальные инструменты общественного контроля, поддержки ярких и умных инициатив. И в будущем такой курс должен быть продолжен.

        На Дону должна появиться ежегодная премия, цель которой – выявить, отметить, поддержать не намерения, а дела, то, что уже сделано и приносит людям пользу. Сделано людьми по собственной инициативе и желанию.

        За эти 5 лет совместной работы губернатора, правительства области, депутатского корпуса, общественных организаций, исполнительных органов власти на местах многое сделано. Многое получилось. Еще больше предстоит сделать. Чтобы Ростовская область и впредь оставалась территорией роста.

        don2030.ru

        Смотрите так же:

        • Как оформить страховку без прав Оформить ОСАГО без прав Тем лица, которые не планируют управлять ТС, имеют намерение распоряжаться им, спрашивают, можно ли оформить ОСАГО без прав. Закон не ограничивает владение машиной […]
        • Иски о признании права собственности в порядке наследования по закону Дневник и отчет о призводственной практике юриста Дневник прохождения производственной практики в Адвокатском бюро Наименование выполненных работ Отметка о выполнении Ознакомление с […]
        • Сутки пособия Пособие по инвалидности Содержание статьи: Оформление инвалидности Признание гражданина ограниченным и неспособным полноценно выполнять функции самообеспечения происходит на основании […]
        • Размер пенсия чернобыльцам в 2018 году в россии Социальная поддержка жителей Архангельска Содержание статьи: Социальная поддержка ветеранов На территории Архангельской области проживают более 225 тыс. граждан, имеющих льготную категорию […]
        • Деловая переписка юриста Культура деловой переписки Каждому предпринимателю по роду своей деятельности приходится отправлять и получать деловую корреспонденцию, оформлять приказы, составлять договоры, различные […]
        • Займ частному лицу под залог Перевод денег со счета на счет в Сбербанк Онлайн Вы не знаете, как осуществить перевод денег со счета на счет в системе онлайн-банкинга «Сбербанк Онлайн»? В нашем обзоре вы найдете […]