Налоги понятия роль виды

Финансовый контроль и его роль в системе управления экономическими процессами.

Необходимым, на мой взгляд, стоит рассмотреть финансовый контроль и его роль в системе управления экономическими процессами.

Контроль – это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне присущая управлению экономикой, подчиненная решению задач, стоящих перед управляющей системой. Поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые, в свою очередь, определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.

Контроль, являясь средством познания реальной действительности и орудием воздействия на отношения общественного воспроизводства, становится основным источником информации для выявления причин нарушений, возникающих в процессе реализации отношений общественного воспроизводства, и методом преобразования этих отношений в соответствии с целями дальнейшего их развития.

Таким образом, контроль – это ключевая, на мой взгляд, составляющая управленческого цикла, позволяющая построить адекватную модель воздействия принятых решений на управляемый объект, а при выявлении отклонений установить их причины и осуществить необходимую коррекцию рассматриваемой модели, а также установить степень надежности информационной системы. Для того чтобы эффективно выполнять эту функцию управления, контроль должен быть интерактивным, т.е. он не должен ограничиваться выявлением отклонений от ожидаемых показателей, а, используя принцип положительной обратной связи, поддерживать динамическое равновесие всей управляемой системы.

Особое место в управленческой деятельности занимает управление финансами, где необходимо выделить планирование, оперативное управление и контроль.

Существует достаточно много мнений относительно содержания контроля в системе управления финансами. По моему мнению, для внесения ясности в данный вопрос необходимо разграничить непосредственно финансовый контроль и иные виды контроля, используемые при управлении финансово-хозяйственной деятельностью в целом и финансами – в частности.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Субъектами финансового контроля, т.е. пользователями информации, контролирующими деятельность ревизионных единиц, являются особые органы, организации или структурные подразделения, наделенные контрольными функциями в области финансов.

Объектом финансового контроля являются финансовые отношения субъектов хозяйствования и/или государства в процессе формирования и целевого использования фондов денежных средств.

Если исходить из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности, то предметом финансового контроля являются финансовые, а также хозяйственные операции и процессы, имеющие место в субъектах хозяйственной деятельности.

Непосредственно на практике это выражается в контроле финансовых (стоимостных) показателей, таких как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.

В качестве объектов финансового контроля могут выступать:

а) государственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

б) финансы юридических лиц (финансы государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций; финансы общественных объединений; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность);

в) финансы физических лиц (граждан, осуществляющих деятельность в качестве субъектов предпринимательской деятельности).

Состояние государственных финансов характеризуется разнообразной финансовой информацией: о государственных доходах, источниках их формирования; о государственных расходах; о бюджетном дефиците; о доходах и расходах внебюджетных фондов.

Финансы юридических лиц характеризуются информацией об объемах и формах финансовых средств, источниках их формирования, направлениях использования финансовых ресурсов, формировании и использовании целевых фондов денежных средств, финансовом состоянии предприятий, учреждений, организаций, финансовых аспектах совершенных и планируемых сделок, о привлечении и использовании средств акционеров, кредитных и иных денежных источниках, о выполнении годовых финансовых показателей.

Источником информации о деятельности объекта финансового контроля являются данные учета и отчетности (оперативный, бухгалтерский, статистический). К качеству финансово-экономической информации предъявляются определенные требования, прежде всего, она должна удовлетворять пользователей информации, иначе говоря, – быть полезной.

На эффективность финансового контроля решающее влияние оказывают принципы и методы его организации и проведения. В условиях рыночной экономики основополагающими принципами финансового контроля должны стать его объективность и компетентность, а также:

— открытость для субъектов контроля, доступность результатов контроля для всех заинтересованных сторон (с учетом, однако, требования соблюдения коммерческой тайны);

— всеобщность или повсеместность: не должно быть зон, свободных от контроля в той или иной форме;

— полнота и действенность: должна быть достигнута основная цель контроля, т.е. на основании полученных результатов необходимо принять меры по устранению допущенных нарушений или оптимизации деятельности проверяемого субъекта;

— регулярность: для повышения эффективности обычно сочетают плановый контроль с внеплановыми проверками;

Остановимся на последнем принципе. Следует заметить, что независимость аудита (независимый контроль, осуществляемый вневедомственными организациями – аудиторскими фирмами) состоит в отсутствии какого бы то ни было влияния на формирование мнения аудитора о деятельности проверяемой организации и составление аудиторского отчета, в то время как независимость контроля может означать, что контроль за каким-либо фактом или событием возможен лишь в том случае, если информация об этом событии или факте поступает как минимум от двух независимых друг от друга источников информации.

Наличие независимых источников информации дает возможность сравнения и анализа полученных от них данных и, как следствие, метод установления достоверности информации о совершенном факте или событии (такими независимыми источниками могут быть или функционально независимые друг от друга внутренние службы, или же сама ревизионная единица и проверяющий ее независимый аудитор и т.п.).

На мой взгляд, комментария требует и такой принцип контроля, как всеобщность. Обращаясь к практике контроля, можно увидеть, что невозможно осуществить контроль каждой информационной системы, каждого источника информации в полном объеме.

Финансовый контроль невозможно рассматривать в отрыве от системы финансового управления, так как финансовый контроль – функциональный элемент финансового управления, включающего: финансовое планирование (прогнозирование), организацию выполнения принятого решения (оперативное управление) и контроль. Рассматривая финансовый контроль в таком аспекте наиболее очевидно переплетение (но не слияние) финансового контроля с другими видами контроля. Например, административным, если говорить о контроле соблюдения финансовой дисциплины (соблюдение норм финансового права), маркетинговым контролем, если говорить об определении фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и каналов сбыта.

Далее следует раскрыть сущность понятия государственного финансового контроля, рассмотреть непосредственно его цели и задачи. Государственный финансовый контроль (ГФК) – одна из важнейших функций государственного управления. В широком смысле ГФК – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

— ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

— несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

— недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Цель ГФК – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования, государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранностью и преумножением для выполнения функций государства.

ГФК реализуется, главным образом, в регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов: Счетной палаты РФ, Главного контрольного управления Президента, Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, Главного управления федерального казначейства Минфина РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета РФ, органов банковского контроля России, а также различных государственных органов, осуществляющих ведомственный финансовый контроль в пределах своих полномочий. Эти органы осуществляют деятельность по оценке государственных программ и аспектов бюджетного процесса, а также по надзору и проверке органов государственной власти, организаций и их объединений для оценки соответствия целевому назначению, рациональности, полноты и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрытия резервов в их формировании и расходовании, выявления фактов несоблюдения законности и низкой эффективности финансово-хозяйственных операций и неправильного их отражения в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности и роста доходов государственного бюджета. Очевидно, что от эффективности ГФК в конечном итоге зависит экономическое и политическое благополучие государства.

В принципе, ГФК можно представить как сложную социально ориентированную систему. В системе ГФК, по моему мнению, можно выделить следующие основные элементы:

— организационная структура (включая ее звенья – органы контроля, статус и порядок их взаимосвязей);

— методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК);

— научно-исследовательская и учебная база, кадровое обеспечение;

— материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, техника, помещения и т.д.);

— информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).

На рис. 1 раскрыты основные направления ГФК, параметры его объектов: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность оргструктуры. Указанные параметры выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность так или иначе, в конечном счете, включены в вышеприведенные). Например, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов устанавливается соблюдение полноты, точности, своевременности и иных моментов, предусмотренных законодательством.

Рис. 1. Параметры государственного финансового контроля

В конечном итоге, проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддержать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию.

Целесообразность – категория, охватывающая не только характеристику целевого расходования государственных средств и использования приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам. С точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения государственных программ, проведения различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом.

Последнее из основных направлений – оптимизация организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти, анализируется их способность принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков и т.д.

Эта область ГФК тесно связана с административным контролем (контролем исполнения). Следует отметить, что оптимальность организационной структуры непосредственно влияет (можно сказать, изначально) как на целесообразность, так и на эффективность финансового управления (впрочем, как и в любой организации), но, в силу своей специфики, эта область выделена в самостоятельное направление контроля.

Главными недостатки государственного финансового контроля можно назвать следующее:

1. Нет четкой и полной нормативно-правовой базы; ныне она характеризуется простым набором требований (между тем, отсутствует даже само определение государственного финансового контроля). ГФК не стандартизирован, следовательно, отсутствуют его методологическая база, общие правила, системность, повторяемость, стабильность. Частые проверки вносят разлад в функционирование хозяйствующих субъектов. Не применяются современные и опробованные в развитых государствах технологии контроля, не рассматриваются новые подходы к направлениям и приоритетам в деятельности органов ГФК.

2. Отсутствует надежная правовая, материально-техническая и социальная база деятельности государственных контролеров. Не отвечает требованиям происходящих реформ организация и осуществление деятельности субъектов ведомственного контроля (там, где он сохранился).

3. Практика прокурорского надзора показывает, что контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявляемым требованиям, является неэффективной, существующая система отчетности в некоторых из этих органов не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций.

4. Не определены достаточно четко место и роль каждого субъекта ГФК в его целостной системе, что порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности. Отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля (при условии полного охвата всех объектов). Деятельность контролирующих структур в значительной мере накладывается, происходит пересечение направлений их деятельности, что при отсутствии координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств. Органы ГФК слабо взаимодействуют, связи между ними нерациональны, имеет место разобщенность и раздробленность в политике контрольных органов, отсутствует единая информационная база, что не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в среде контроля. Отсутствует информационная система оповещения о выявляемых правонарушениях в сфере экономики. Зачастую проверяются одни и те же хозяйствующие субъекты, а другие на протяжении многих лет оказываются вне сферы контроля.

Все это говорит о том, что существующий государственный финансовый контроль системой назвать весьма сложно. Термин «система ГФК» в настоящее время применим достаточно условно – существует, скорее, не система, а некая совокупность разрозненных и слабо связанных между собой контролирующих органов.

С моей точки зрения, слабая система контроля, отсутствие продуманной концепции ГФК – следствие традиционной недооценки его роли и значения. Причина такого положения дел видится, прежде всего, в недостаточном развитии в нашей стране науки о контроле, в недостатке специалистов в этой области, в упрощенном представлении о проблемах контроля у многих государственных чиновников и руководителей организаций. Негативное отношение к государственному контролю у руководителей хозяйствующих субъектов сформировалось, как нам представляется, в результате ошибок, допущенных при многочисленных и зачастую неудачных попытках создания контрольных систем при социализме.

Итак, для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо произвести существенные преобразования.

В первую очередь, с учетом достижений международной науки и практики, российских особенностей, конституционных и правовых норм должна быть разработана концепция реформирования и развития ГФК, создания его системы. Уже формулирование концепции, идеи, заложенной в ней, являясь актом государственного значения, потребует основополагающих государственных решений.

Большое значение для успешного проведения мероприятий по реформированию и развитию ГФК имеет легитимизация участия органов ГФК (их представителей) в законо- и нормотворческой деятельности. Например, им целесообразно не ограничиваться экспертизой законопроектов и пакетов различных документов, касающихся вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием государственных финансов и материальных ценностей (имущества), их учетом и контролем (включая акты ведомственного характера). Органы контроля должны принимать на себя большую ответственность посредством формально установленного санкционирования. На наш взгляд, должен быть установлен более строгий порядок экспертной оценки и визирования нормативно-правовых актов до их регистрации Минюстом России. В этом плане органами ГФК (в частности, Счетной палатой Российской Федерации), прежде всего, должны быть оценены все возможные финансовые последствия этих актов (в том числе в аспекте материально-технического и организационного обеспечения их реализации).

Основные направления реформирования и развития системы ГФК нам представляются следующими:

— приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;

— реформирование организационных структур;

— формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы;

— формирование системы процедур ГФК;

— создание современной научно-исследовательской и учебной баз по международным образцам, формирование системы кадрового обеспечения;

— организация адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

— материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования системы ГФК;

— разработка механизмов совершенствования ГФК.

Следует отметить, что свойства системы ГФК развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшими из таких факторов являются способность системы аккумулировать и эффективно использовать свои ресурсы и потенциал развития, а также восприимчивость к нововведениям. Необходимо также проанализировать и максимально использовать имеющиеся возможности, а также стартовые условия развития.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что реструктуризацию системы ГФК необходимо проводить синхронно с изменением функций управленческих звеньев в части контроля. Например, на период реструктуризации, а точнее – отвлечения работников оргзвеньев ГФК в процессе смены их функций, целесообразно создать временную систему поддержки контрольных функций реструктурируемых органов. В то же время периодически должна производиться оценка достигнутого, т.е. анализ действенности системы, а при необходимости – уточнение концепции в соответствии с меняющимися политико-экономическими условиями.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О Счетной палате Российской Федерации»/ «Российская газета», N 77, 10.04.2013.

2. Бабич A. M., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687с.

3. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учеб. пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2010. – 346 с.

4. Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.

5. Врублевской О. В., проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2011. – 311 с.

6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансы и кредит. М.: Финансы и статистика, 2013. – 367 с.

7. Еремина О.Ф. Финансы. Учебный модуль для экономических специальностей. – Кемерово, 2012. – 120с.

8. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Финансы, кредит, денежное обращение. М.: НОРМА, 2013. – 179 с.

9. Сабатини Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. – М.: Издательство «Менеджер», 2013. – 194с.

10. Соколов Б. Н., Рукин В. В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — Москва: Экономика, 2007. – 442 с.

11. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2002. – 212 с.

12. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф., 2013. – 345 с.

kursak.net

§ 3. Экономическая сфера общества

Что такое экономика?

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них — потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

Материальное благо — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика — это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

Экономика — сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности — удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий — усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта — это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг — основа любой экономики.

Производство — процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов — от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство — это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

Отношения распределения — это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации — фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

Обмен — купля-продажа товаров и услуг.

Рынок — общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма — спрос и предложение. Предложение — желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос — способность и желание потребителей купить блага.

Рынок — место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг — акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

Потребление — использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство — начало цепочки, а потребление — её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги — всеобщее средство обмена. То есть деньги — это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее — металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  • Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  • В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  • Почему производство считается основой экономики?
  • Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.
    1. Что из перечисленного характеризует экономическую сферу общества?
    2. Покупка продуктов в магазине; выборы президента; борьба с безработицей; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине; посещение выставки или театра.
      Завершите схему «Экономическая деятельность».

    3. Соберите информацию на тему «Экономика вокруг нас». Для этого найдите в окрестностях школы, вашего дома предприятия, которые осуществляют: а) производство материальных благ; б) распределение; в) обмен.
    4. В романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть эпизод, в котором главный герой красит забор. Перечитайте его и подумайте: можно ли назвать деятельность Тома экономической? Свой ответ обоснуйте.

    tepka.ru

    В чём заключаются отличия филиала от обособленного подразделения

    В отличие от предпринимателей законодатель разрешает юридическим лицам открывать собственные обособленные подразделения (ОП), которые могут быть нескольких видов. Чаще всего открываются филиалы или представительства, реже простые ОП. Каждое из них имеет схожие черты, но в то же время и отличия.

    Целью создания структурных единиц является расширение бизнеса, увеличение объемов продаж, открытие торговых точек или магазинов, привлечение потребителей, и в итоге – получение прибыли. Нередко, в зависимости от задач, которые ставит перед собой учредитель или директор предприятия, в различных регионах страны или в пределах одного населенного пункта он открывает различные виды ОП.

    Изначально руководству компании необходимо разобраться, что представляет собой каждое из ОП, какими полномочиями оно может быть наделено, как его зарегистрировать и в дальнейшем платить налоги? Если компании, например, требуется разместить всего одного сотрудника удаленно от главного офиса, к какому из видов следует относить эту структурную единицу? Согласно НК, ст. 11 с целью налогообложения законодатель признает под ОП любое подразделение, оборудованное стационарными рабочими местами, которые могут функционировать более месяца.

    Понятие стационарного рабочего места законодатель излагает в ТК, в ст. 209. Там говорится, что его должен контролировать работодатель. Для этого его отношения с наемных работников должны регулироваться соглашением (трудовым, гражданско-правовым, др.). Фактически ОП со стационарными рабочими местами может возникнуть, если предприятие вступит в трудовые отношения с физ. лицом.

    Заключение иных договоров, например, на выполнение работ или оказание услуг не допускается. Вторым отличительным признаком ОП является его территориальная удаленность от расположения главного офиса, т. е. оно должно находиться по другому адресу. Признается подразделение обособленным независимо от того, отображена информация о нем в уставе компании или в других внутренних документах.

    Обзор понятий и видов

    У юр. лица может быть открыто одно или несколько ОП, оборудованных рабочими местами.

    В свою очередь, они делятся на:

    • филиалы;
    • представительства;
    • простые (обычные) ОП.
    • Любое из ОП сможет полноценно функционировать, как только будут созданы рабочие места по адресу его расположения. Ссылки на данное понятие законодатель приводит в различных нормативных актах Налогового, Трудового и Гражданского кодексов.

      Также считается, что имущество, которое находится в территориально удаленном ОП, принадлежит самому предприятию, независимо от того, как был оформлен факт его открытия. Основное предприятие организовывает деятельность через свою структурную единицу.

      Отличие филиала от обособленного подразделения обычного или представительства заключается в функциях и полномочиях, которые предстоит выполнять:

    • филиалу предстоит выполнять все функции основного предприятия или их часть, в том числе и представительские;
    • на представительство возлагается обязанность представлять интересы компании и защищать их;
    • обычное ОП представляет собой дополнительный рабочий комплекс, который ничем не отличается от тех, что расположены по месту нахождения главного офиса предприятия.
    • Ни один из видов ОП не может являться отдельным юридическим лицом, но создается с целью осуществления деятельности от имени главного предприятия, т. е. своего создателя. ОП должны действовать на основании полномочий, которые будут утверждены руководством.

      Обычное (простое) ОП может не вести отдельный бухгалтерский баланс, но филиалы или представительства могут. Поэтому имущество, которое будет для выполнения обязанностей отделено предприятием структурной единице, учитывается по-разному, на основном балансе предприятия или его ОП.

      Уполномоченный учредительными документами орган для руководства филиалом (представительством) назначает конкретное лицо, которое должно действовать на основании доверенности. Действия руководителя не могут основываться на указаниях, изложенных только в Положении о филиале или представительстве, учредительных документах. Когда предприятие открывает филиал или представительство, оно обязано внести в учредительные документы сведения об этом ОП.

      Для создания удаленного рабочего комплекса под названием «простое ОП» требуется:

    • руководителю предприятия издать Приказ о его создании;
    • внести изменения в Положение или Правила трудового распорядка основного предприятия, т.е. в локальные документы.
    • Если юр. лицо решит создать в 2018 году простое ОП, ему необязательно приглашать сотрудника на руководящую должность, открывать отдельный расчетный счет в банке и давать подразделению полномочия нанимать наемных работников.

      Достаточно во внутренних нормативных документах указать адрес ОП и внести другие правки. Решение открыть филиал или представительство принимается голосованием участников или учредителей с обязательным внесением записей в учредительные документы. Для руководства назначается отдельное лицо. Остальные вопросы решаются в индивидуальном порядке в каждом отдельном случае.

      Сходства и различия филиала и обособленного подразделения

      Специфика и особенности

      Любая из этих структурных единиц – филиал (представительство), простое ОП должна:

    • находиться по адресу, отличному от материнской компании;
    • иметь минимально 1 рабочее стационарное место, которое может функционировать более 1 календарного месяца;
    • иметь для работы как минимум одного сотрудника;
    • находится под контролем предприятия, которое его открыло.

    Помимо основных черт, у различных ОП есть и отличительные, которые связаны не только с исполнением функций и обязанностей, требованиями для открытия, но и регистрацией. Например, открывая отдельно оборудованный комплекс рабочих мест, предприятию нужно его регистрировать в налоговой, во внебюджетных фондах — нет, также не следует вносить сведения о создании в ЕГРЮЛ.

    В отношении филиалов (представительств) НК ставит эти требования в обязанность. В зависимости от типа, открываемого ОП для налоговой заполняется специальный бланк со сведениями.

    Наиболее встречающейся формой ОП является филиал, на который могут быть возложены все функции, роль и деятельность главного предприятия, что очень удобно для развития бизнеса, несмотря на более сложный процесс его открытия.

    Филиал (представительство) больше похоже на основное предприятие, чем простое ОП, последнее очень ограничено в своих правах и фактически является исполнительной обособленной структурой.

    Главным документом, на основании которого должно трудиться любое из ОП, является Положение или Правила о порядке работы. В то же время копия устава должна быть передана в налоговую по месту расположения филиала (представительства), в отношении простого ОП этого делать не нужно.

    О чем рассказывает и как считается рентабельность капитала — вы узнаете здесь.

    Основные отличия филиала от обособленного подразделения

    Несмотря на множество отличий между различными видами ОП, их общей чертой является зависимость от главной компании. Ей принадлежит не только имущество и средства на счетах, но и цели, задачи, которые она ставит перед своим структурным подразделением. Основные отличия: документальное оформление открытия, совершение хозяйственных операций, ведение учета и формирования отчетности.

    Наглядно это может показать таблица:

    Прочие уточнения

    Важным моментом для осуществления законной деятельности ОП является регистрация в контролирующих органах по учету и перечислению налогов и взносов. На практике нередко оказывается, что открытое ОП работает не так, как планировало предприятие, поэтому многие нюансы необходимо предусматривать заранее.

    Регистрация и постановка на учёт

    Необходима постановка на учет в территориальном отделении НС по месту расположения любого ОП. Если ОП будет на выделенном балансе, то ему потребуется в дальнейшем сдавать отчётность.

    Об открытии простого ОП необходимо в течение месяца подать уведомление в налоговую. Документы о филиале (представительстве) подаются сразу после того, как уполномоченный орган примет решение об открытии и запишет его в учредительных документах.

    В территориальное отделение, где находится на налоговом учете основное предприятие необходимо сдать заявление о создании филиала (представительства), а также заверенные копии:

  • протокола собрания учредителей или участников;
  • Положения о филиале (представительстве);
  • устава предприятия с внесенными записями об образовании новой структуры с указанием ее названия и месторасположения;
  • доверенности на назначенного руководителя;
  • другие по требованию.
  • В течение 5 дней НС обязана внести изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать в своих базах данных сведения о новом структурном подразделении предприятия. После регистрации предприятию вернется уведомление о внесении изменений в устав, выписка из ЕГРЮЛ, заверенный устав.

    Все необходимые сведения о новой структуре будут отосланы налоговой в территориальное отделение НС по месту, где расположен филиал (представительство), где он будет находиться на учете. Если ОП в дальнейшем будет вести отдельный баланс, то придется сдавать отчеты, платить налоги по месту, где расположен филиал (представительство). Также новому структурному подразделению присваиваются отдельные коды Госкомстата.

    Если на одной территории, которая подведомственна разным отделениям НС, открывается несколько ОП в пределах одного муниципального образования, то для постановки на учет можно выбрать одно из них.

    О любых изменениях в отношении открытого ОП основное предприятие обязано сообщать в течение 3 дней, иначе на руководителя будут наложены штрафные санкции. Когда открывается простое ОП налоговая только уведомляется о том, что по такому-то адресу удаленно создается комплекс мест, работу которых будет контролировать основная организация.

    Когда предполагается, что ОП откроет расчетный счет, будет самостоятельно вести баланс, начислять и выплачивать зарплату сотрудникам, это обозначает об обязанности сдавать отчетность в ПФР и ФСС, другие бюджетные и внебюджетные фонды. Зарегистрироваться филиалу, а в некоторых случаях и представительству потребуется в Фондах в течение месяца с момента открытия. Все необходимые документы перед сдачей заверяются у нотариуса.

    В территориальное отделение ПФ по месту нахождения филиала (представительства) подается:

    • информация о постановке на учет в НС;
    • уведомление о регистрации основного предприятия в ПФ;
    • подтверждение из банка об открытом расчетном счете;
    • заявление на регистрацию;
    • Вместе с заявлением на регистрацию и письмом Росстата в территориальное отделение ФСС подаются сведения о:

      • госрегистрации основного предприятия в налоговой и ФСС;
      • постановке на учет в НС;
      • решении собрания учредителей об открытии ОП;
      • наличии расчетного счета.
      • Преимущества и недостатки форм организаций

        Сравнительная характеристика

        Понятие видов ОП отсутствует в НК, потому что для налогообложения важен сам факт открытия и работы подразделения, а не полномочия, которые на него возложит предприятие. Гражданский кодекс приводит различия между ОП в ст. 55, где указывается функциональное предназначение каждого из них. Если, например, представительство ведет переговоры с участниками гражданского оборота для заключения сделок до и после, но оно, как и филиал, не может представлять интересы компании в суде самостоятельно.

        Филиал непосредственно заключает сделки, ведет переговоры от имени предприятия, выполняет действия для исполнения договорных отношений, может вести любую деятельность, которой занимается юр. лицо.

        В отношении простого ОП можно сказать, что фактически это дополнение к тем рабочим местам, которые уже организованы предприятием по его основному месторасположению. Все по отдельности ОП не могут быть самостоятельными участниками оборота, а только вступают в трудовые, гражданские, налоговые отношения и иные от имени юр. лица. Поэтому ответственность за деятельность любого ОП несет предприятие, которое его открыло.

        Например, отличие филиала от обособленного подразделения в том, что первый может представлять судебный иск от имени предприятия, но к нему требуется прилагать доверенность на руководителя, подтверждающую его полномочия. Обычное же ОП не может делать даже этого, а руководителя у него вообще нет. Любое из ОП нельзя привлечь к налоговой ответственности отдельно от основного предприятия, несмотря на его действия, противоречащие закону.

        Территориальная обособленность ОП, о которой говорит ГК, подразумевает местонахождение в ином субъекте РФ, т. е. принадлежность к иному муниципальному образованию, а не наличие другого почтового адреса. Но на практике НС руководствуются НК и не придают особого значения этому понятию, поэтому разрешают открывать ОП в любом месте, отличном от нахождения основного предприятия, даже, например, в соседнем доме или подъезде.

        Если руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности, то лицо ответственное за работу простого ОП согласно должностной инструкции. Первых назначают учредители предприятия, а вторых генеральный директор. Работа филиала регламентируется отдельным Положением, а комплекса рабочих мест – внутренними локальными актами.

        Важные факторы

        Законодатель не предусматривает для любого ОП государственной регистрации, ее проходит и получает статус юрлица только основное предприятие. Филиалы (представительства) могут иметь выделенный баланс или нет, чего нельзя сказать об обычных ОП. Они учета не ведут вообще, не сдают отчетность, не платят налоги и взносы, не выплачивают зарплату. Все это за них делает главный офис.

        Все средства и имущество для организации своей деятельности ОП получают из основного предприятия. Если у филиала нет выделенного баланса, то не ведется бухучет, а значит, первичная документация просто передается в главный офис, где производится ее обработка. Все ХО, которые произведет филиал, будут учтены основным предприятием, но на отдельных счетах баланса.

        Когда у филиала есть расчетный счет и он ведет бухучет отдельно, формирует баланс, то, значит, самостоятельно обрабатывает первичные документы, начисляет зарплату, налоги, взносы, сдает отчетность, др. Руководителям предприятий важно помнить, несмотря на то, что открытие удаленного комплекса рабочих мест предполагает начало его деятельности спустя время, уведомить НС по месту его нахождения необходимо через месяц с момента открытия.

        Иначе, когда простое ОП заработает, об этом все равно придется уведомлять НС для постановки на учет, но с оплатой штрафа. Любое ОП вести кассовую книгу обязано. Основное предприятие будет по всем ОП брошюровать листы кассовых книг отдельно.

        Что лучше выбрать

        Важным аспектом для налогообложения является запрет на использование основным предприятием УСН, если оно имеет филиал или представительство, что не распространяется к организации простых ОП. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в переходе на УСН, должен учитывать, что ему лучше открывать удаленно работающие места, чем филиал (представительство).

        Простое ОП также проще регистрировать в налоговой, потому что вносить сведения в ЕРГЮЛ не требуется, а потому о его открытии только направляется уведомление. В обычном ОП не требуется вести бухучет, а значит принимать на работу бухгалтера. В этом отношении комплекс рабочих мест обладает значительным преимуществом.

        Но такое ОП ограничено в своих полномочиях, поэтому не все задачи через него сможет решить предприятие. Выбирать между филиалом и организацией комплекса рабочих мест, необходимо исходя из целей, поставленных перед структурной единицей, и функциональных обязанностей, которыми его планируется наделить.

        По какой формуле ведут расчет рентабельности активов предприятия — можно посмотреть в этом материале.

        Какова процедура рассмотрения заявки на товарный знак в Роспатенте — расскажем в этой статье.

        buhuchetpro.ru

        Смотрите так же:

        • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
        • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
        • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
        • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
        • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
        • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]