Нормативное регулирование местных налогов

Глава 22 Правовое регулирование местных налогов

В числе местных налогов можно назвать налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, курортный сбор и сбор за право торговли.

Налог на содержание Жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается представительными органами власти на основании п. «ч» п. 1 ст. 21. Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Плательщиками данного налога являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти. Конкретные ставки налога устанавливаются в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг).

Налог на рекламу устанавливается в п. «з» п.1 ст.21 указанного выше Закона РФ. В примерном Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, носящем рекомендательный характер, указано, что плательщиками данного налога являются следующие рекламодатели:

а) расположенные на территории города (района) предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, их филиалы (имеющие самостоятельные баланс и расчетный счет) и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, а также иностранные юридические лица;

б) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории города (района).

Объектом налогообложения является стоимость услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.

Ставка налога устанавливается в размере, не превышающем 5% стоимости услуги, оказанной предприятию или физическому лицу по рекламированию его продукции.

Суммы налога зачисляются в местные бюджеты.

Местные органы государственной власти могут устанавливать льготы по налогу на следующие виды рекламы:

— реклама, не преследующая коммерческие цели;

— реклама благотворительных мероприятий;

— информационные вывески, размещаемые в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

— объявления и извещения об изменении местонахождения предприятия, учреждения, организации, номера телефонов, телефаксов, телетайпа;

— объявления органов государственной власти, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

— предупреждающие таблички, содержащие сведения об ограничении на производство работ, передвижение и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка.

Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, взимается с физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».

Предельный размер ставки данного сбора, который не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда, а также категории плательщиков для предоставления льгот определяются местными представительными органами власти.

Сумма сбора поступает в местный бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Курортный сбор взимается с физических лиц, прибывающих в курортные местности (их перечень определяется Правительством РФ) в соответствии с Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О курортном сборе с физических лиц».

Предельный размер ставки сбора не может превышать 5% минимального размера оплаты труда. Конкретный размер ставки устанавливает представительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся курортные местности.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

— инвалиды и сопровождающие их лица;

— лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, постоянное местожительство;

— лица, следующие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;

— мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше;

— дети, приезжающие к родителям указанного возраста.

Сбор уплачивается не позднее чем в 3-дневный срок со дня прибытия.

Сбор за право торговли взимается с предприятий и организаций, а также граждан России и других государств, осуществляющих торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и т.д.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.

Сбор осуществляется в соответствии с п. «е» п.1 ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и примерным Положением о сборе за право торговли местными представительными органами власти.

Объектом налогообложения является получение права на торговлю.

Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными представительными органами власти при принятии решения о его введении в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, уплачивают сбор путем приобретения патента на право торговли. Уплата сбора на право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти юридическим и физическим лицам, производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли.

Средства от данного сбора поступают в доход бюджета по месту осуществления торговой деятельности.

Местные органы представительной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате данного сбора.

Подробнее остановимся на земельном налоге и налоге с имущества физических лиц.

www.bibliotekar.ru

Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ

Дисциплина: Налоги и налогообложение

(ученая степень, звание)

Дата регистрации работы_________

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………. 4

1.2. Правовое значение объекта налогообложения ……………………….7

1.3. Принципы построения налоговой системы …………………………..9

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Структура налогообложения РФ …………………………………………..11

2.2. Основные налоги, взимаемые в России …………………………………. 14

2.3 Правовое регулирование налоговой системы РФ ………………………..16

Список использованной литературы ………………………………………….24

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

— объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

— субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

— источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

— ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

— налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

1.2. Правовое значение объекта налогообложения

Налоги являются обязательными платежами ( взносами ) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа ( налогоплательщика ). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика ( получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения ( подоходный, на имущество, земельный и т.д. ), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности ( размер налогового платежа ). Чем больше количественные характеристики ( проявления ) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов ( или принципов налогообложения ).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли ( когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты ( ст. I ), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке ( ст. II ).

1.3. Принципы построения налоговой системы

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

works.doklad.ru

Нормативное регулирование местных налогов

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Правовое регулирование и местных налогов и сборов в Российской Федерации :

Правовое регулирование и местных налогов и сборов в Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоре­тических и прикладных аспектов функционирования системы реги­ональных и местных налогов и сборов как финансовой основы деятельности соответствующих субъектов. В данной работе выявля­ются и анализируются актуальные проблемы правового регулирова­ния региональных и местных налогов и сборов, причины их возник­новения. В диссертации предпринята первая в условиях современной России попытка сбора, анализа, классификации материала о право­вом регулировании региональных и местных налогов и сборов, их правовой сущности, общих принципах установления и введения. Указанная работа произведена на основе изучения исторических данных, сведений о доходах и расходах региональных и местных бюджетов, работ дореволюционных и современных отечественных и зарубежных исследователей сходных отношений. Рассматриваются научные основы построения налоговой системы, ранее разработан­ные трудами ученых. Всесторонне проанализированы и обобщены теоретические основы, законодательные и организационные формы местного налогообложения в России и СССР в его историческом развитии. Изучен современный опыт западных стран, практика реализации полномочий публично-правовыми образованиями — носителями ограниченной власти в сфере налогообложения и сбо­ров. На основе этих данных выявлены проблемы, в настоящее время требующие разрешения в рамках региональной и местной составля­ющих налоговой системы; рассмотрены теоретические и практичес­кие вопросы совершенствования указанной системы, предложены конкретные направления такой деятельности.

На основании результатов проведенного исследования сформули­рованы и выносятся на защиту следующие основные положения:

1. Подтвердилась гипотеза о том, что исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления никогда не обладали полномочиями по установлению и введению налогов и сборов; правовое регулирование налогов и сборов, в том числе региональных и местных, с древнейших времен осуществлялось либо на самом высоком уровне государственной власти, либо решениями народных представителей.

2. Проведенное исследование показало, что всей полнотой полномочий в сфере налогообложения и сборов изначально облада­ли общины. С развитием государства центральная власть постепенно все более и более ограничивала их права. Правовыми механизмами таких ограничений являлись закрепление в актах центральной власти отдельных элементов юридического состава наиболее экономически значимых налогов и сборов, а затем и установление исчерпывающего перечня налогов и сборов.

3. Из проведенного исследования вытекает, что существует объективный баланс полномочий в области налогообложения и сборов между органами центральной власти с одной стороны, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — с другой. Ослабление цен­тральной власти всегда влечет расширение полномочий региональ­ных и местных публично-правовых образований в сфере налогооб­ложения и сборов. Затем это либо оформляется юридически, либо
восстанавливается статус-кво.

4. Ограничение на федеральном уровне прав региональных и местных органов в сфере налогообложения и сборов является важ­нейшей юридической гарантией обеспечения правовых основ едино­го рынка и финансового регулирования.

5. По результатам проведенного исследования предложено усовершенствованное понятие «сбор». Целью такого усовершенство­вания является недопущение нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

6. Закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации перечень региональных и местных налогов и сборов нуждается в изменении и дополнении.

7. Наиболее эффективным способом дополнения закреплен­ного в Налоговом кодексе Российской Федерации перечня регио­нальных и местных налогов и сборов является включение в него тех обязательных платежей, которые обладают всеми признаками налогов или сборов, но в настоящее время взимаются под иными наименованиями и законодательством налогах и сборах не регулиру­ются.

8. Широко распространенная практика функционирования в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образо­ваниях эффективно действующих территорий с низким налоговым бременем не основана на федеральных законах.

9. Назрела насущная необходимость в криминализации дея­ний должностных лиц, противоправно устанавливающих или вво­дящих налоги и сборы. Такая криминализация должна быть осуще­ствлена путем дополнения Уголовного кодекса Российской Феде­рации соответствующей статьей предложенного автором содержа­ния.

www.law.edu.ru

Правовое регулирование местного налогообложения в России — история и современность

Савостьянова С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

К онституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии местного самоуправления, закрепили самостоятельность управления органами местного самоуправления, муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета.

Как известно, важнейшим источником доходов бюджетов бюджетной системы любого государства, в том числе и России, являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием системы налогов и сборов. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно привлекали внимание экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Налоги возникли и развивались вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения ученые считают жертвоприношение, которое было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу», т.е. «первоначальная ставка налога» составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время, в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело — пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Некоторые ученые выделяют следующие периоды исторического развития местных налогов и сборов в нашей стране:

  1. дореволюционный период — конец IX — начало XX века (до 1917г.);
  2. советский период- 1918- 1990г.г.;
  3. российский период — с начала 90-х г.г. по настоящее время.

По мнению других, первое упоминание о налогах и сборах на территории российского государства относится к XIII веку. Уже в то время существовали понятия дань, ям, церковные и таможенные пошлины.

Установление местных повинностей на уровне отдельных поселений имело место на территории современного российского государства еще в ранний феодальный период и сохранялось на протяжении всей истории развития государства, как на это указывают исследователи.

Единственным объектом прямого обложения в то время было право пользования землей, которому соответствовала обязанность уплаты платежей с земельного участка и натуральных повинностей. Размер обложения указывался н жалованных грамотах, выдаваемых Великим князем монастырям и боярам.

Все налоги в Московском княжестве в XIII — XIV в.в. взимались в силу обычая. С конца XV века получает распространение оброк, сначала на частных землях, позже — и на государственных.

С XVII века происходит регулирование налогов на основании царских указов. Так, царский указ от 7 февраля 1646 г. заменил множество налогов одним налогом — налогом на соль. Такие акты были историческим прообразом актов о налоговых реформах.

О наличии местных финансов (налогов) в России упоминает В.В. Еремян: «Посадская община путем самообложения формировала так называемую мирскую казну, использование которой в нуждах общины реализовывали органы посадского самоуправления». М.М. Богословский также отмечает: «Земские выборные власти издавна производили сборы денег на разного рода мирские нужды, например на постройку храма, на посылку челобитья, на общие промышленные предприятия, на защиту интересов мира в суде. Цели и размер самообложения устанавливались на земском собрании».

Итак, XVII век характеризуется разнообразием налогов и сборов. Общины, как органы местного самоуправления того времени, существовали на уровне уезда, волости, посада и села. Решения об установлении налогов принимались на сходах ее членов. Центральная же власть была озабочена сбором государственных налогов, которые распределялись между общинами. Представителям государства запрещалось вмешиваться во внутренние дела общины.

В советский период в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством основным источником доходов бюджетов бюджетной системы СССР были обязательные платежи государственных организаций и предприятий, налоги и сборы не играли значительной роли в формировании доходов государственного бюджета, не считая налога с оборота.

Особенно активно формировалось законодательство о налогах и сборах, в том числе и о местных налогах, в постсоветский период.

Cтановление и развитие местных налогов и сборов в России происходило неравномерно.

В период 90-х годов XX века число местных налогов и сборов было более 20. В эти годы начала формироваться новая система местных налогов и сборов, взамен существовавших в советское время. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981г. «О местных налогах и сборах» предусматривалось взимание налога с владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Данный Указ регулировал налоговые отношения до вступления в действие Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который ввел в налоговую систему специальную группу платежей — местные налоги. В нее были включены «собственно» налоги, сборы и другие платежи, всего 22 платежа.

Налоговый кодекс Российской Федерации 1998г., сократил число местных налогов до пяти, оставив земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы. С 1 января 2005г. в НК РФ осталось два налога — земельный налог и налог на имущество физических лиц. В числе местных платежей в настоящее время отсутствуют сборы (гл.15 НК РФ).

Определение понятия «налог» в российском государстве вырабатывалось юридической наукой и практикой в течение долгих лет.

Определение налога, сбора, пошлины и другого платежа содержалось в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991г., в соответствии с которым это — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Но это определение, рассмотренное с позиций присутствия в нем признаков, характеризующих сущность налога, его содержания, очевидно не могло дать ответ на вопрос, что же считать налогом? Предпринимались отдельные попытки научного осмысления рассматриваемой категории, однако они носили формальный характер и не могли быть использованы для определения сущности налога. Со сложностями в отсутствие единого подхода к определению «налог» столкнулась и правоприменительная практика.

Впервые на законодательном уровне легальное определение категории «налог» закрепил НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Следовательно, местные налоги представляют собой форму принудительного изъятия части доходов физических и юридических лиц.

Денежные средства изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере и зачисляются н бюджеты определенного уровня.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Следует отметить, что существующие в настоящее время местные налоги в России относятся к прямым.

В соответствии со статьями 13-15 НК РФ, в налоговую систему входят 13 налоговых платежей, из них, как отмечалось ранее, только 2 налога относится к местным: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В определении Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 № 22-0 было отмечено, что применительно к органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет особый юридический смысл. Определение данного понятия возможно только с учетом основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст., ст. 34, 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые закреплены в НК РФ.

Итак, местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления в рамках их компетенции, полностью зачисляются в местный бюджет и предназначены для решения вопросов местного значения.

Установление местных налогов в Российской Федерации характеризуется различиями в их правовом регулировании. Местные налоги должны устанавливаться НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах, а в отношении внутригородских муниципальных образований — законами законодательных (представительных органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга). В настоящее время установление и порядок удержания налога на имущество физических лиц производится НК РФ и Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями).

Исследуя историю становления и развития местного налогообложения в России, необходимо отметить, что в качестве причин, приведших в настоящее время к финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти, является несовершенство налогового законодательства. В результате чего формирование местных бюджетов происходит преимущественно за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а не за счет местных налогов, что порождает иждивенческие настроения у руководителей муниципальных образований.

Следует, однако, подчеркнуть, что законодательно провозгласив самостоятельность муниципальных образований, предусмотрев возможность создания ими местных бюджетов, государство, фактически, не обеспечивает их деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.

В литературе, в частности, известный ученый, академик, крупнейший специалист в области конституционного и муниципального права России О.Е. Кутафин еще в конце прошлого века подчеркивал, что при увеличении нагрузки на муниципальные образования в связи с передачей им полномочий федеральных органов, не обеспечивалось выполнение переданных полномочий финансированием. Особенно это касается сферы здравоохранения, образования и т.д.

В последнее время наблюдается положительная тенденция в решении этой проблемы. Так, один из важнейших законов последнего времени ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года № 3-ФЗ уже закрепляет норму о том, что при передаче органам местного самоуправления полномочий федеральных органов государственной власти одновременно должно предусматриваться и выделение соответствующих ассигнований на их выполнение из федерального бюджета. Согласно п. 7 ст. 48 указанного закона, «органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, оснащение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств федерального бюджета». Таким образом, закрепляется передача органам местного самоуправления государственных функций одновременно с передачей соответствующего объема финансирования.

Однако реформа местного самоуправления, как и реформа межбюджетных отношений, привели к тому, что местные органы власти оказались все еще без достаточных финансовых средств для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. Поэтому, как важный источник пополнения местных бюджетов, некоторые авторы предлагают ввести на постоянной основе единый налог на вмененный доход и отнести его к числу местных налогов.

Целесообразно также восстановить категорию «регулирующих налогов» и предусмотреть такие нормативы отчислений от них, которые обеспечат общий объем доходов бюджета субъекта РФ, доходов местного бюджета не ниже минимального уровня, установленного для каждого региона законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Пени и штрафы, закрепленные административным законодательством за налоговые правонарушения, тоже могут служить источником пополнения местного бюджета.

Так как Россия является федеративным государством, то преобладающими для нее, бесспорно, являются вертикальные бюджетные связи, т.е. связи между Российской Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, строящиеся на основе субординации. Горизонтальные же бюджетные связи отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно, что должно учитываться при правовом регулировании формирования местных бюджетов.

Только на основе научного подхода, путем постепенного введения изменений в систему налогов, налоги будут осуществлять, прежде всего, регулирующую и стимулирующую (а не только фискальную и перераспределительную) функции, в результате чего станет возможно расширение налогооблагаемой базы, и тогда увеличатся поступления налоговых доходов в бюджет, в том числе, и в местные бюджеты.

www.samoupravlenie.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 580 от 03062010 наградной лист Приказ МОиН РФ от 03.06.2010 №580 "О ведомственных наградах МОиН РФ" В соответствии с пунктом 10.16 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного […]
  • Федеральный закон 327 от 21112011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных […]
  • Налог на имущество на енвд в 2018 году Кто может применять ЕНВД в 2018 году (порядок, условия, нюансы)? Отправить на почту Кто может применять ЕНВД — актуальный в наши дни вопрос. В статье рассматриваются нюансы и условия […]
  • Порядок исчисления налога контрольная Порядок исчисления и уплаты налогов Ангарский политехнический колледж – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования […]
  • Базовый тариф осаго с 12 апреля В РФ начали действовать новые тарифы ОСАГО С 12 апреля минимальный базовый тариф по ОСАГО повышается на 40 процентов с расширением "тарифного коридора" до 20 п.п, то есть до 60 процентов. […]
  • Штрафы за непробитый чек ооо Штраф за невыдачу кассового чека Обновление: 13 марта 2017 г. Законодательство РФ предусматривает ответственность в виде штрафа за невыдачу кассового чека (в т.ч. в 2017 году). Рассмотрим […]