О гостайне закон

Закон о государственной тайне в Российской Федерации

К государственной тайне относятся сведения, засекреченные органами или государством. Распространение таких сведений может повлечь за собой нанесение ущерба Российской Федерации, поэтому был принят закон 5485-1. Этот закон регулирует, регламентирует и контролирует все правоотношения и процессы, возникающие в описываемой области.

Общие сведения

Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;
  • В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;
  • В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;
  • В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;
  • В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;
  • В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;
  • В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;
  • В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.
  • Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

    Читайте также основные положения ФЗ 99 по ссылке:

    Какое предусмотрено наказание за разглашение гостайны по закону?

    Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

    Последние изменения Федерального закона №159 тут:

    Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

    Последние поправки

    ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

    В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

    Другие термины, описанные во второй статье:

  • Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
  • Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  • Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
  • Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  • Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.
  • Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

    Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  • Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
  • В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
  • Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

Скачать действующую редакцию закона

Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности. Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.

Скачать Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) «О государственной тайне» можно по ссылке.

lawlinks.ru

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 ст 4 (ред. от 26.07.2017)

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

абзац исключен. — Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

абзац исключен. — Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

fzrf.su

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 22 апреля 2003 года №4

О государственной тайне

(В редакции Закона Республики Таджикистан от 30.07.2007 г. №288)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Республики Таджикистан, а также определяет правовые основы и единую систему охраны государственных секретов во всех видах деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, воинских формирований и граждан Республики Таджикистан на всей территории республики и за ее пределами.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Республики Таджикистан и за его пределами государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правового положения и форм собственности, должностными лицами и гражданами Республики Таджикистан, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Республики Таджикистан о государственной тайне.

2. Механизм реализации отдельных вопросов, не включенных в настоящий Закон, определяется другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

Статья 2. Основные понятия Закона

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области обороны, экономики, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Таджикистан.

Государственная тайна является собственностью Республики Таджикистан.

носители сведений, составляющих государственную тайнуматериальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайнусанкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, представляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайнусовокупность категорий сведений, в соответствии с которыми, сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;

разрешение на деятельность, связанную со сведениями составляющими государственную тайну — предоставление права вести деятельность, связанную с государственной тайной, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о государственной тайне

Законодательство Республики Таджикистан о государственной тайне основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, а также международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан, регламентирующих отношения, связанные с государственной тайной.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

а) определяет полномочия должностных лиц Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в обеспечении защиты государственной тайны;

б) в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

2. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан:

а) осуществляет законодательное регулирование отношений в области защиты государственной тайны;

base.spinform.ru

Страны ОДКБ унифицируют законы о гостайне и ряд других

Странам-участницам рекомендуют дифференциировать уголовную ответственность за случайное и намеренное разглашение секретных сведений

Санкт-Петербург, 13 октября 2017, 16:20 — REGNUM Парламентская ассамблея ОДКБ сегодня, 13 октября, приняла модельные законы о государственной тайне, об энергетической безопасности и о гуманитарной помощи, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщил председатель постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Анатолий Выборный, модельный закон «О государственной тайне» был разработан в Петербурге. Предполагается, что он унифицирует для разных стран понятия «совершенно секретно», «совершенно секретно особой важности», «межгосударственные секреты», уточнит, что такое угроза безопасности государства, каковы основания для отказа лицам в допуске к гостайне.

Кроме того, ПА ОДКБ обсудила рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства, связанного с правонарушениями в информационной сфере. Это вновь касается защиты гостайны. Странам-участницам это поможет улучшить механизм уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж, включая конфискацию имущества как вид наказания, указал Выборный.

«Предложено дифференциировать ответственность за умышленное и неосторожное разглашение гостайны», — добавил он.

На заседании делегаты также рассмотрели проекты модельных законов о сотрудничестве в оперативно-розыскной деятельности, об уголовной ответственности иностранцев, находящихся на территории государств ОДКБ в составе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, приняли рекомендации для стран-участниц по подготовке военных кадров, по правовой помощи друг другу при расследовании уголовных дел о терроризме и трансграничной преступности.

В частности, предлагается также унифицировать понятия военной опасности, военной угрозы, уточнить характеристики войны, ее видов, состояния войны и военного времени, принять единые критерии введения и отмены военного положения.

regnum.ru

О гостайне закон

Федеральная служба безопасности (ФСБ) предложила допускать к государственной тайне глав муниципальный образований. Разработанные в ведомстве поправки в закон «О гостайне» опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов.

По замыслу разработчиков законопроекта, к государственной тайне будут допущены не все мэры, а только те, которым это потребуется для выполнения служебных обязанностей. Их список будут определять главы регионов.

«Главы муниципальных образований, которым для осуществления своих полномочий требуется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, допускаются к государственной тайне на период исполнения ими своих полномочий со дня вступления в должность. Перечень муниципальных образований, главам которых для осуществления своих полномочий требуется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении указанных глав муниципальных образований проводятся проверочные мероприятия, предусмотренные ст. 21 настоящего Закона», — говорится в законопроекте.

По действующему законодательству в допуске к государственной тайне после проверки может быть отказано по нескольким основаниям, среди которых медицинские противопоказания, наличие у должностного лица или его родственников вида на жительство за границей, а также «выявление действий, создающих угрозу безопасности». Кроме того, допущенных к гостайне чиновников могут ограничить в праве выезда за границу.

ФСБ также разработала проект поправок к закону «О местном самоуправлении», которые предоставляют губернаторам право лишать глав муниципальных образований допуска к гостайне или отстранять их от должности в случае нарушения правил доступа к гостайне. ​

Как рассказал газете «Ведомости» источник, близкий к Минобороны, наделение глав регионов новыми полномочиями прямо вытекает из одобренных зимой поправок в законы «О воинской службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации». После вступления их в силу главы регионов и муниципальных образований стали нести персональную ответственность за проведение мобилизации в их регионе, а губернаторы стали еще и командующими силами территориальной обороны. По словам собеседника издания, ​возложение на губернаторов ответственности за допуск к гостайне мэров связано именно с укреплением мобилизационной вертикали.

Глава экспертного совета всероссийского совета местного самоуправления, сенатор Вячеслав Тимченко рассказал «Коммерсанту», что большинства глав муниципалитетов это нововведение не коснется. «Перечень таких глав будет очень короткий. В случае принятия документ коснется считаного числа чиновников, которые возглавляют муниципалитеты (например, ЗАТО), где есть оборонные предприятия либо предприятия государственной важности», — пояснил он.

Эксперт Комитета гражданских инициатив Александр Кынев пояснил газете, что законопроект скорее институализирует вмешательства, которые сейчас могут считаться неформальными, ​поскольку «снять мэра для губернатора проблемы нет», а «контроль силовиков — неусыпный».

www.rbc.ru

Смотрите так же:

  • Проверка налогов белгород Налоговая инспекция ИФНС по г. Белгороду Телефоны Приемная начальника инспекции 8 (4722) 20-66-00 Справочная служба 8 (4722) 20-66-55 Факс 8 (4722) 34-74-21 Начальник Воронин Сергей […]
  • Приказ фсб 119 Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по […]
  • Федеральный закон о государственной тайне ЗАКОН РФ ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) Раздел I. Общие Положения Статья 1. Сфера действия настоящего Закона. Положения настоящего Закона обязательны для […]
  • Ключ для microsoft office 2010 в реестре Как узнать ключ активации установленного MS Office Ключ установки Microsoft Office после активации продукта продолжает хранится в реестре системы. Для защиты ключ продукта хранится не в […]
  • Закон восстановления т Как восстановить трудовую книжку Обновление: 8 февраля 2017 г. Заявление на восстановление трудовой книжки Ситуации, когда работнику требуется восстановить свою утраченную трудовую книжку, […]
  • Процент оплаты больничного листа в зависимости от стажа 2018 Стаж для больничного листа в 2017/2018 году Актуально на: 27 декабря 2017 г. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа заболевшего работника. О том, как […]