Опека в узбекистане

Возможно ли оформить опеку над ребенком Гражданином Узбекистана?

Здравствуйте.Я была замужем за гражданином Узбекистана.От предыдущего брака у него на воспитании находилась дочь Вазира 2000 года рождения(ребенок был передан отцу по мировому соглашению ,после того как он обратился в суд в Узбекистане).С 2004 года ребенок проживает в России со мной.Ребенок гражданин Узбекистана.Отец с 2006 года отбывает наказание в местах лишения свободы в Узбекистане.Где находится ее биологическая мать мне не известно.Других родсвенников ,желающих учавствовать в ее воспитании нет.Могу ли я быть ее опекуном и какие документы для этого надо?

Ответы юристов (1)

да можете, пока ребенку не исполнилось 14 лет, над ним будет установлена опека. (после 14 — до 18 устанавливается попечительство). Вам нужно подать заявление в орган опеки и попечительства по вашему месту жительства (вы же проживаете вместе с девочкой), орган в течении месяца должен будет принять решение.

Вы можете быть опекуном, если — Совершеннолетние; Дееспособные; Отсутствует судимость по статье за умышленное нанесение вреда жизни и здоровью человека; свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; не имеете неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; учитываются нравственные и личностные качества; Учитывается желание подопечного.

Документы, необходимые Вам:

— Заявление, содержащее просьбу назначить опекуном или попечителем;
— Справка о доходах с места работы, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев. Для безработных граждан — любой другой документ, подтверждающий доходы, для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, а также справки из Пенсионного фонда;
— Выписка из домовой книги по месту жительства или другой документ, подтверждающий право пользования или собственности на жилье, а также копия финансового лицевого счета;
— Справка о не судимости по статье за умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан;
— Медицинское заключение о состоянии здоровья;
— Копия свидетельства о браке (если состоите);
— Письменное согласие всех членов семьи совершеннолетнего возраста, а так же мнение детей, достигших 10 лет, проживающих с лицом, выразившим желание стать опекуном;
— Справки о том, что жилое помещение соответствует санитарным и техническим нормам (выдает орган опеки);
— Автобиография;
— Паспорт.

В течение 7 дней после предоставления вышеперечисленных документов органами опеки проводится изучение условий жизни гражданина – будущего опекуна и составляется акт обследования.
Далее, на основании документов и акта обследования в течение 15 дней органами опеки принимается решение, разрешить ли опекунство или отказать.
В случае отказа, пакет документов возвращается и разъясняется порядок оспаривания решения. Разрешение на опекунство действительно в течение двух лет со дня принятия решения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Вопрос-ответ: Как оформить опеку и попечительство?

Мой дядя инвалид по зрению и нуждается в опеке. Разъясните, как оформить опекунство.

Мой дядя инвалид по зрению (одинокий) и нуждается в опеке. Разъясните, как оформить опекунство на него и каким регламентом пользоваться. Дело в том, что собес направляет в суд, а хокимият направляет в собес. Никто не может объяснить, какие нормативные акты регулируют порядок опекунства. Спасибо. Петр

Согласно статье 176 Семейного кодекса Республики Узбекистан опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, признанными судом ограниченно дееспособными.

Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, по их просьбе может быть установлено попечительство.

Согласно пункту 11 части II Положения об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан (Приложение №2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №171 от 12.04.1999 года) опека или попечительство устанавливаются решением хокима района или города по заявлению лиц, желающих стать опекунами или попечителями.

Опека или попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, а если лицо не имеет определенного места жительства — по месту жительства опекуна или попечителя.

Согласно пункту 9 части II вышеуказанного положения для оформления опеки и попечительства от лиц, желающих стать опекунами или попечителями, требуются следующие документы:

а) заявление, в котором указываются его имя, фамилия, отчество, место жительства, с какого времени состоит в браке, вместе или раздельно проживает с супругом, если есть дети, их количество и возраст, фамилия, имя, отчество и возраст лица, подлежащего опеке или попечительству, а также основания установления опеки или попечительства;

б) документ, удостоверяющий личность;

в) справка с места жительства с указанием членов семьи;

г) копия свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака);

д) справка с места работы с указанием заработной платы;

е) характеристика с места работы или с места жительства;

ж) заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья лиц, желающих стать опекунами и попечителями, справки из психиатрических и наркологических учреждений, кожвендиспансера.

Обращаем внимание, что согласно статье 180 Семейного кодекса Республики Узбекистан не могут быть назначены опекунами и попечителями лица:

— лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
— признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
— бывшие усыновители, если усыновление было отменено по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 169 Семейного кодекса Республики Узбекистан;
— отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей либо за злоупотребление своими правами;
— ранее осужденные за умышленное преступление.

Адвокатская фирма
«AKHTAMOVA AND PARTNERS»

www.gazeta.uz

Опека и попечительство будут регулироваться новым Законом

Опубликованный в начале года Закон «Об опеке и попечительстве» (от 2.01.2014 г. № ЗРУ-364) регулирует отношения, возникающие в сфере обеспечения защиты интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, а также лиц, по состоянию здоровья не способных осуществлять свои права и выполнять обязанности.

Законом «Об опеке и попечительстве» регламентированы права и обязанности государственных структур, назначаемых ими опекунов и попечителей, определены права их подопечных, установлены нормы в отношении охраны и управления их имуществом. В нем также даны понятия опеки и попечительства, указаны органы государственной власти, обеспечивающие эту деятельность.

Надо отметить, что опека и попечительство регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Прежде всего, это Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан (приложение № 2 к Постановлению Кабинета Министров от 12.04.1999 г.

Теперь Законом от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» внесены изменения в Семейный кодекс, в котором нормы, связанные с опекой и попечительством, приведены в соответствие с принятым ранее Законом «Об опеке и попечительстве».

Определено, что опека устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не достигшими возраста четырнадцати лет, а также гражданами, признанными судом недееспособными, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов.

Попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также гражданами, ограниченными судом в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов.

Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц.

Опека и попечительство устанавливаются решением хокима района, города по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, а если лицо не имеет определенного места жительства – по месту жительства опекуна или попечителя.

Нормы, регулирующие отношения и процедуры в области опеки и попечительства, из Семейного кодекса выведены. В Кодекс включена отсылочная норма, которая требует руководствоваться Законом «Об опеке и попечительстве» по всем вопросам, возникающим в связи с установлением и прекращением опеки и попечительства, осуществлением полномочий государственных органов в области опеки и попечительства, реализацией прав и исполнением обязанностей опекунов и попечителей, реализацией прав и обеспечением защиты имущественных прав лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство.

Изменения в Семейный кодекс вводятся в действие со дня вступления в силу Закона Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве» –

Опеку и попечительство детально регламентировали

Постановлением Кабинета Министров от 22 сентября 2014 года № 269 в соответствии с Законом «Об опеке и попечительстве» утверждены:

Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан;

Положение о государственном реестре учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, их устройства и имущества;

Положение о порядке ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей.

Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан определяет полномочия органов опеки и попечительства, их задачи, а также порядок установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства.

Деятельность по опеке и попечительству возложена на районные, городские:

— отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — в отношении несовершеннолетних;

— медицинские объединения — в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;

— центры содействия занятости и социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Другие юридические и физические лица не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Документом регламентированы особые функции органов опеки и попечительства по обеспечению прав ребенка:

— участие при рассмотрении судами споров о воспитании детей;

— решение спорных вопросов о воспитании детей и общении с ними;

— осуществление полномочий при регистрации рождения ребенка (в случае отсутствия сведений о родителях);

— осуществление полномочий в вопросах, связанных с усыновлением и передачей детей на воспитание в семью (патронат) и по объявлению несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация).

В Положении о государственном реестре учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, их устройства и имущества определены следующие цели формирования и ведения государственного реестра:

— создание единой электронной информационной базы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, недееспособных или ограниченных в дееспособности гражданах, совершеннолетних дееспособных гражданах, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;

— содействие в передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Узбекистан, проживающих на территории нашей страны;

— создание условий для получения полной и достоверной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, желающим взять на воспитание детей в свою семью;

— содействие в устройстве недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, совершеннолетних дееспособных граждан, неспособных осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, под опеку или попечительство;

— обеспечение сохранности имущества лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Государственный реестр формируется и ведется органами государственной власти на местах в виде электронного документа. Данные функции осуществляются на базе сведений, поступивших из органов опеки и попечительства, которые по итогам каждого месяца до десятого числа следующего месяца должны представить сведения о лицах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства в органы государственной власти на местах.

Согласно Положению о порядке ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей органы опеки и попечительства обязаны формировать личные дела подопечных.

Опекун и попечитель ежегодно до десятого января обязаны представлять отчет об исполнении своих обязанностей в орган опеки и попечительства.

В отчете отражаются следующие сведения:

— о месте хранения и состоянии имущества подопечного, переданного для хранения;

— об отчуждении имущества, принадлежащего подопечному, с разрешения органа опеки и попечительства (при наличии подобных случаев);

— о покупке имущества взамен имущества, в том числе отчужденного;

— о годовом доходе подопечного с указанием источника, времени и размеров доходов;

— об израсходованных средствах для нужд подопечного за счет полученной прибыли;

— о расходах за счет имущества подопечного, осуществленных с разрешения органа опеки и попечительства;

— о предпринятых мерах по воспитанию, образованию, охране здоровья, защите прав и интересов подопечного.

После утверждения руководителем органа опеки и попечительства этих отчетов, при участии органа самоуправления граждан, из описи имущества подопечного исключаются наименования вещей, пришедших в негодность, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в опись.

Орган опеки и попечительства при хранении личных дел подопечных обеспечивает конфиденциальность находящейся в них информации.

При прекращении опеки или попечительства личное дело подопечного передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет.

www.norma.uz

Опека в узбекистане

об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан

I. Органы опеки и попечительства

1. Настоящее Положение в соответствии с Семейным кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве» определяет полномочия органов опеки и попечительства, их задачи, а также порядок установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства.

2. Деятельность по опеке и попечительству осуществляется:

а) районными, городскими отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — в отношении несовершеннолетних;

б) районными, городскими медицинскими объединениями — в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;

в) районными, городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

3. Консульские учреждения Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством, принимают меры по установлению опеки или попечительства над проживающими вне пределов Республики Узбекистан несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами Республики Узбекистан, а также в отношении совершеннолетних граждан Республики Узбекистан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

4. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, не допускается.

2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ИХ ЗАДАЧИ

5. Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ведут информационную базу данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;

обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их имущества;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

принимают меры по отобранию ребенка у родителей либо лиц, заменяющих родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью;

ведут учет и готовят документы несовершеннолетних, определенных в государственные учреждения (интернаты);

назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;

в установленном порядке предъявляют иски о лишении родительских прав, принимают участие в рассмотрении в судах дел о лишении или ограничении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах;

взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным.

Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

6. Районные, городские медицинские объединения в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

ведут информационную базу данных о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

обеспечивают устройство недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан под опеку или попечительство, а также сохранность их имущества;

ведут личные дела подопечных;

осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;

консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;

рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

Районные, городские медицинские объединения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

7. Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения в пределах своих полномочий:

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья;

ведут информационную базу данных о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;

обеспечивают устройство лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья под попечительство;

осуществляют контроль за исполнением попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения подопечных;

вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении попечительства, а также об освобождении либо отстранении попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;

взаимодействуют с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психологической и медицинской помощи подопечным;

консультируют граждан по вопросам попечительства;

сотрудничают с соответствующими учреждениями, организациями и гражданами по выполнению решений хокима, принятых по поводу назначения опеки и попечительства.

Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

8. Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

участвуют в реализации государственных программ в области опеки и попечительства;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области опеки и попечительства;

осуществляют координацию и контроль за деятельностью территориальных органов государственного управления, выполняющих задачи в области опеки и попечительства;

разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также подопечных;

ведут государственный реестр.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

9. Хокимы районов, городов принимают решения по установлению и прекращению опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Указанные решения органы опеки и попечительства отправляют заинтересованным организациям и лицам.

10. Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Семейным кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве», настоящим Положением и другими законодательными актами.

11. Руководство деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют Совет Министров Республики Каракалпакстан и органы государственной власти на местах.

3. ОСОБЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

§ 1. Участие органов опеки и попечительства

при рассмотрении судами споров о воспитании детей

12. В соответствии со статьей 88 Семейного кодекса при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

13. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

14. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа самоуправления граждан.

15. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом самоуправления граждан акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

16. Принудительное исполнение решений суда по делам, связанным с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях — с участием представителя органа внутренних дел.

В соответствии со статьей 196 Семейного кодекса споры о прекращении соглашений о принятии детей на воспитание в семью разрешаются в судебном порядке.

§ 2. Полномочия органа опеки и попечительства

при регистрации рождения

17. В случае отсутствия сведений о родителях записи об отце и матери производятся по указанию органа опеки и попечительства согласно Правилам регистрации актов гражданского состояния и настоящему Положению.

18. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей.

Если у родителей разные фамилии, то по соглашению между ними ребенку присваивается фамилия одного из них, по желанию родителей ребенку может быть присвоена фамилия, производная от имени деда, как по отцовской, так и по материнской линии, согласно национальным традициям. При отсутствии соглашения между родителями об имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

19. Расторжение брака между родителями или признание брака недействительным не является причиной изменения фамилии детей. Если после расторжения брака, признания брака недействительным или после лишения родительских прав одного из родителей взявшие на воспитание ребенка мать или отец желают присвоить ему свою фамилию, вопрос решается органом опеки и попечительства с учетом интересов ребенка.

§ 3. Решение органами опеки и попечительства

вопросов о воспитании детей и общения с ними

20. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей, и с учетом мнения детей. Споры, касающиеся воспитания или образования детей, разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

21. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителями, проживающими отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор по требованию родителей (одного из них), разрешается судом с участием представителя органа опеки и попечительства.

22. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие близкие родственники имеют право на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

§ 4. Полномочия органа опеки и попечительства

в вопросах, связанных с усыновлением и передачей

детей на воспитание в семью (патронат)

23. Орган опеки и попечительства в пределах предоставленных ему полномочий в вопросах, связанных с усыновлением и передачей детей на воспитание в семью (патронат):

ведет учет лиц, желающих усыновить ребенка, взявших детей на усыновление, усыновленных детей, обеспечивает тайну усыновления;

представляет в районный, городской суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, участвует в судебном процессе;

в установленном порядке готовит документы в суд для отмены усыновления;

ведет учет лиц, желающих принять детей на воспитание в семью (патронат);

заключает и расторгает соглашения о принятии детей на воспитание в семью (патронат).

24. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, с учетом заключения органов опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

Дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства с участием усыновителей (усыновителя), представителей органов опеки и попечительства, а также прокурора.

25. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие.

Согласие ребенка на усыновление устанавливается органами опеки и попечительства или судом при рассмотрении дела об усыновлении.

26. Если ребенок находится под опекой или попечительством и для его усыновления не требуется согласия родителей, усыновление производится с согласия опекуна или попечителя.

27. Орган опеки и попечительства может обратиться в суд с иском об отмене усыновления в случаях, установленных статьей 169 Семейного кодекса.

28. Если иск предъявлен в отношении органа опеки и попечительства, он обязан сообщить об этом усыновителю. При рассмотрении дела усыновитель вправе участвовать на стороне ответчика.

29. Орган опеки и попечительства осуществляет подбор приемных родителей, заключает с ними соглашение о принятии детей на воспитание в семью.

30. Соглашение о принятии детей на воспитание в семью может быть расторгнуто досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с детьми и др.), а также по инициативе органов опеки и попечительства или в случаях возвращения детей родителям либо их усыновления.

31. Орган опеки и попечительства ведет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей, переданных в приемную семью.

§ 5. Полномочия органа опеки и попечительства

по объявлению несовершеннолетнего полностью

32. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или, с согласия родителей, усыновителей или попечителя, занимается предпринимательской деятельностью.

33. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда.

4. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНА ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ДЕЙСТВИЙ ОПЕКУНА

34. Заинтересованные лица могут обратиться в суд для обжалования решения хокима района, города о назначении и прекращении опеки и попечительства, освобождении или отстранении от выполнения своих обязанностей опекунов или попечителей, органов опеки и попечительства о предварительном назначении опекуна или попечителя.

35. Неправомерные действия (бездействие) опекуна и попечителя могут быть обжалованы в соответствующий орган опеки и попечительства или в суд подопечным, государственными органами и учреждениями, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами по месту жительства подопечного.

36. Жалобы, предъявленные на решение органа опеки и попечительства, а также на действия (бездействие) опекуна и попечителя, рассматриваются в порядке, установленном законодательством.

5. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

37. В целях координации деятельности органов опеки и попечительства при районных, городских хокимиятах организуются комиссии по опеке и попечительству.

38. Задачами комиссий по опеке и попечительству при районных, городских хокимиятах являются:

осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства;

разработка мер по защите прав, свобод и правовых интересов лиц, нуждающихся в установлении опеки или попечительства, а также лиц, находящихся под опекой или попечительством;

обеспечение своевременного внесения сведений в государственный реестр;

рассмотрение документов по установлению опеки и попечительства, освобождению или отстранению от выполнения своих обязанностей опекунов или попечителей и подготовка соответствующих заключений;

рассмотрение документов по определению детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Дома ребенка и дома «Мехрибонлик», подготовка соответствующих заключений.

Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских хокимиятах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

39. Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских хокимиятах формируются в составе семи человек, в том числе:

председатель комиссии — заместитель хокима района, города;

члены комиссии — работник юридической службы районного, городского хокимията, специалист по социальным вопросам (ответственный секретарь), работники районного, городского медицинского объединения, отдела методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, центра содействия занятости и социальной защиты населения, районного, городского отделения благотворительного общественного фонда «Махалла».

По мере необходимости для участия в работе комиссии могут быть приглашены и другие заинтересованные лица и специалисты-эксперты.

40. Состав Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских хокимиятах утверждается хокимом района, города.

6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ ОТДЕЛОВ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

МЕДИЦИНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЦЕНТРОВ СОДЕЙСТВИЯ

ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

41. Своевременное выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, защита их прав, свобод и законных интересов осуществляются специально назначенным специалистом районных, городских отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

42. Своевременное выявление, учет и проявление заботы о лицах, признанных судом недееспособными и ограниченными в дееспособности, дееспособных, по состоянию здоровья нуждающихся в опеке или попечительстве, защита их прав, свобод и законных интересов осуществляются соответственно специалистами, комиссиями по опеке и попечительству при областных, районных и городских психоневрологических, наркологических диспансерах и районных поликлиниках, а также районных, городских медицинских объединениях, центрах содействия занятости и социальной защиты населения.

43. Для решения вопросов опеки и попечительства при районных, городских медицинских объединениях, психоневрологических, наркологических диспансерах, районных поликлиниках, центрах содействия занятости и социальной защиты населения организуются комиссии по опеке и попечительству.

44. Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских медицинских объединениях обеспечивают:

выявление и ведение учета недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

представление в хокимият района, города сведений о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, об их устройстве и имуществе для внесения в государственный реестр;

представление в хокимият района, города документов, необходимых для установления, прекращения опеки и попечительства, освобождения или отстранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей;

подготовку документов для обращения в суд с иском о признании подопечного ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами или недееспособным в связи с нарушением психического состояния гражданина (психическая болезнь или слабоумие);

обращение в суд и участие в его заседаниях по вопросам восстановления дееспособности подопечных в случае их выздоровления или улучшения состояния;

координацию деятельности комиссий по опеке и попечительству при районных, городских психоневрологических, наркологических диспансерах и районных поликлиниках.

Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских медицинских объединениях могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

45. Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских медицинских объединениях формируются в составе пяти человек, в том числе:

председатель комиссии — заместитель руководителя по амбулаторно-поликлинической помощи;

члены комиссия — специалист организационно-методического отдела (ответственный секретарь), юрисконсульт, врач-психиатр, семейный (участковый) врач.

46. Комиссии по опеке и попечительству при областных, районных, городских психоневрологических, наркологических диспансерах и районных поликлиниках обеспечивают:

ведение учета недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;

подготовку документов для обращения в суд с иском о признании лица ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами или недееспособным в связи с нарушением психического состояния гражданина (психическая болезнь или слабоумие);

обращение в суд и участвие в его заседаниях по вопросам восстановления дееспособности подопечных в случаях их выздоровления или улучшения их состояния;

лечение, уход, проведение мероприятий по медико-социальной реабилитации подопечных;

осуществление надзора за исполнением опекуном или попечителем своих обязанностей, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения либо злоупотребления своими правами, составляют и представляют в комиссию по опеке и попечительству при районных, городских медицинских объединениях соответствующие акты;

передачу в районные, городские медицинские объединения сведений о лицах, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также лицах, выразивших желание стать опекуном или попечителем.

47. Комиссии по опеке и попечительству при областных, районных, городских психоневрологических, наркологических диспансерах и районных поликлиниках формируются в составе пяти человек, в том числе:

председатель комиссии — заместитель главного врача по лечебной работе;

члены комиссии — медицинская сестра (ответственный секретарь), врач-психиатр (врач-нарколог), врач-невропатолог, семейный (участковый) врач.

48. Состав комиссий по опеке и попечительству при областных, районных, городских психоневрологических, наркологических диспансерах и районных поликлиниках утверждается приказом главного врача медицинского учреждения.

49. Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских центрах содействия занятости и социальной защиты населения обеспечивают:

выявление и ведение учета совершеннолетних граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;

представление в хокимият района, города сведений о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, об их устройстве для внесения в государственный реестр;

ведение личных дел подопечных;

представление в хокимият района, города документов, необходимых для установления, прекращения попечительства, освобождения или отстранения от выполнения своих обязательств попечителей.

Комиссии по опеке и попечительству при районных, городских центрах содействия занятости и социальной защиты населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

50. Комиссии по опеке и попечительству при центрах содействия занятости и социальной защиты населения района, города формируются в составе пяти человек, в том числе:

председатель комиссии — заместитель руководителя центра содействия занятости и социальной защиты населения;

члены комиссии — специалист группы по оказанию социальной помощи населению (ответственный секретарь), специалист группы по социальной защите населения, социальный работник, юрисконсульт.

51. Состав комиссий по опеке и попечительству при районных, городских медицинских объединениях, центрах содействия занятости и социальной защиты населения утверждается приказом руководителя медицинского объединения или центра содействия занятости и социальной защиты населения, соответственно.

II. Опека и попечительство

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

52. Опека устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов.

Попечительство устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов.

53. Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки, в следующих случаях:

смерти родителей или признания их судом умершими;

лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах по решению суда;

болезни родителей свыше двух месяцев, невозможности вследствие этого выполнения ими родительских обязанностей;

признания родителей недееспособными по решению суда;

при временном отсутствии родителей по месту жительства, если ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц более чем на шесть месяцев;

при временном отсутствии родителей по месту жительства менее шести месяцев, когда ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц, если это необходимо в интересах ребенка;

безвестного отсутствия родителей;

уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказа родителей взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, а также в других необходимых случаях.

Опекун или попечитель может быть назначен несовершеннолетнему, имеющему родителей, не лишенных родительских прав, если органом опеки и попечительства будет установлено, что нахождение с родителями не отвечает его законным интересам и существует непосредственная угроза его жизни или здоровью.

54. Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, попечительство может быть установлено по просьбе этих лиц.

55. Ведение учета, установление и осуществление опеки и попечительства в отношении лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, осуществляются по схеме согласно приложению к настоящему Положению.

2. УЧЕТ ЛИЦ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ

НАД НИМИ ОПЕКИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

56. Дошкольные образовательные, общеобразовательные, средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, органы самоуправления граждан, органы жилищного хозяйства, правоохранительные органы, межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних, Республиканский центр реабилитации по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми и другие учреждения, а также граждане обязаны сообщать в органы опеки и попечительства сведения:

о детях, родители которых умерли или объявлены судом умершими;

о детях, родители которых лишены родительских прав;

о детях, родители которых ограничены в родительских правах;

о детях, нахождение которых на воспитании родителей не отвечает интересам детей, а также имеется непосредственная опасность для их жизни и здоровья;

о детях, родители которых отсутствуют более 6 месяцев, если ребенок был оставлен ими родственникам или другим близким лицам под опеку или попечительство, а также под их надзором;

о детях, родители которых отсутствуют менее 6 месяцев, если это необходимо в интересах детей;

о детях, оставшихся без попечения родителей в связи с болезнью последних;

о детях, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

о детях — жертвах торговли людьми;

о детях, родители которых неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

о детях, оставшихся без попечения родителей по другим причинам;

о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

о совершеннолетних дееспособных лицах, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве.

57. Сведения о лицах, нуждающихся в опеке или попечительстве, в органы опеки и попечительства направляются в письменном виде в течение семи дней со дня выявления этих лиц.

58. Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока со дня, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

3. УСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕКИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА,

НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕКУНА И ПОПЕЧИТЕЛЯ

§ 1. Общие положения

59. В случаях выявления лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обследует условия их жизни и содержания и составляет об этом акт.

60. После проведения обследования орган опеки и попечительства в течение семи дней:

готовит заключение о необходимости установления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, опеки или попечительства;

проводит обследование условий жизни лиц, выразивших желание стать опекуном или попечителем лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и составляет об этом акт;

готовит заключение о возможности назначить опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем.

61. При рассмотрении дел по опеке и попечительству органы опеки и попечительства могут пригласить лиц, выразивших желание стать опекуном или попечителем, опекунов и попечителей, заявителей, а также заинтересованных и имеющих отношение к делу лиц (родственники, негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, члены межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, эксперты, свидетели и в отдельных случаях — лица, нуждающиеся в установлении над ними опеки или попечительства).

62. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ними опеки или попечительства, а если лицо не имеет определенного места жительства — по месту жительства опекуна или попечителя.

63. Опека и попечительство устанавливаются решением хокима района, города.

64. Для назначения опекуна или попечителя лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, органы опеки и попечительства в течение семи дней со дня составления заключения о возможности назначить их опекунами или попечителями готовят и представляют в хокимият района, города соответствующие документы, указанные в пунктах 78 — 82 настоящего Положения.

65. Хоким района, города в течение трех дней со дня получения документов вносит документы, представленные органами опеки и попечительства, для рассмотрения в комиссию по опеке и попечительству при хокимияте района, города.

66. Комиссия по опеке и попечительству при хокимияте района, города в течение пяти дней рассматривает представленные документы об определении опеки и попечительства и готовит соответствующее заключение.

67. На основании заключения комиссии по опеке и попечительству при хокимияте района, города для выполнения обязательств по опеке или попечительству решением хокима района, города в течение пяти дней назначается опекун или попечитель.

Решение хокима о назначении опекуна или попечителя органами опеки и попечительства в течение одного дня передается опекунам или попечителям.

68. При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность исполнять обязанности, отношения между опекуном, попечителем и подопечным, отношение семьи опекуна или попечителя к подопечному, а также желание самого подопечного, достигшего 10 лет.

69. Опекунами или попечителями могут быть назначены совершеннолетние граждане и только с их согласия, с учетом требований, предусмотренных в пункте 68 настоящего Положения.

70. Лицам, нуждающимся в установлении над ними опеки или попечительства, в период нахождения их в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях и других подобных учреждениях опека или попечительство не устанавливаются, выполнение обязательств опекунов и попечителей возлагается на данные учреждения.

71. Опекунами и попечителями не могут быть назначены лица:

лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

бывшие усыновители, если усыновление было отменено за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнение их надлежащим образом, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании;

отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами;

ранее осужденные за умышленное преступление.

72. Управление имуществом подопечного устанавливается по месту нахождения имущества.

Опекуны и попечители в установленном порядке представляют отчет по управлению имуществом подопечного, передаче другим этого имущества, сохранению денежных и других ценных товаров, управлению и охране имущества подопечного.

§ 2. Особенности установления опеки

и попечительства, назначения опекуна

и попечителя в отдельных случаях

73. При временном отсутствии родителей по месту жительства, если ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц более чем на шесть месяцев, над ребенком устанавливается опека или попечительство данных лиц на основании заявления родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя, с указанием конкретного лица и срока действия полномочий опекуна или попечителя.

При временном отсутствии родителей по месту жительства менее шести месяцев, когда ребенок оставлен ими на попечение и под надзор родственников или других близких лиц, устанавливается опека или попечительство, если это необходимо в интересах ребенка, на основании заявления родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя, с указанием конкретного лица и срока действия полномочий опекуна или попечителя.

74. В случаях, если в интересах лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, необходимо немедленно назначить ему опекуна или попечителя, в том числе при отобрании детей у родителей либо лиц, их заменяющих, орган опеки и попечительства вправе принять решение о предварительном назначении опекуна или попечителя сроком на один месяц.

Предварительное назначение опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по заявлению лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также акта обследования органом опеки и попечительства условий его жизни, справки и характеристики от органа самоуправления граждан по месту его жительства.

Предварительно назначенные опекуны или попечители обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени.

Предварительная опека или попечительство прекращается, если до истечения месяца со дня принятия решения о предварительном назначении опекуна или попечителя лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, была избрана та или иная форма устройства, либо временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем.

75. Исходя из законных интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, решением хокима района, города ему может быть назначено несколько опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей защита прав, свобод и законных интересов подопечного осуществляется одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение личного дела подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечному ухода и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с заключением органов опеки и попечительства об их назначении.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечного и одновременно всеми опекунами или попечителями, а также между опекунами или попечителями при исполнении ими своих обязанностей орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя до разрешения возникших противоречий.

76. При необходимости, исходя из законных интересов подопечных, решением хокима района, города одно и то же лицо может быть назначено опекуном или попечителем нескольких подопечных.

В решении хокима района, города о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных должны быть указаны причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при исполнении им своих обязанностей орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна или попечителя до разрешения возникших противоречий.

77. Опекун или попечитель может быть назначен решением хокима района, города на основании заявления родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица и срока действия полномочий опекуна или попечителя.

Родители несовершеннолетних детей в связи с состоянием своего здоровья могут определить опекуна или попечителя детям, если имеется его согласие. Заявление родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя подается в орган опеки и попечительства по месту жительства детей.

Заявление родителей о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя должно быть собственноручно подписано родителями с указанием даты составления этого заявления и нотариально удостоверено.

Родители вправе отменить или изменить поданное заявление о назначении их несовершеннолетним детям опекуна или попечителя путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства детей.

Попечитель несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен решением хокима района, города по заявлению несовершеннолетнего, с указанием конкретного лица.

Хоким района, города принимает решение об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего либо самим несовершеннолетним, достигшим возраста четырнадцати лет, только в случае, если такое назначение противоречит законодательству либо законным интересам несовершеннолетнего.

4. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕКИ ИЛИ

78. Органы опеки и попечительства представляют в хокимият района, города следующие документы о детях, которым назначаются опека или попечительство:

а) копия свидетельства о рождении (паспорта);

один из следующих документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения над детьми:

копии свидетельств о смерти родителей;

решение суда о лишении родителей или одного из них родительских прав, о признании родителя (родителей) недееспособным или ограниченно дееспособным либо безвестно отсутствующим;

документы об уклонении родителей от воспитания и содержания детей, об объявлении розыска родителей, акты органов внутренних дел, воспитательных, лечебных учреждений, других аналогичных учреждений о детях, оставшихся без попечения родителей;

б) заключение лечебного учреждения (врачебно-консультативной комиссии) о состоянии здоровья;

в) сведения о жилье, имуществе лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство;

г) акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни и содержания детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

д) заключения органа опеки и попечительства о необходимости установления над детьми опеки или попечительства, возможности назначения лица, выразившего желание быть опекуном или попечителем.

79. Органы опеки и попечительства представляют следующие документы о недееспособных или ограниченно дееспособных гражданах, совершеннолетних дееспособных гражданах, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья:

копия документа, удостоверяющего личность;

решение суда об ограничении дееспособности или признании лица недееспособным (для лиц, ограниченных в дееспособности и недееспособных);

заключение лечебного учреждения (врачебно-консультативной комиссии) о состоянии здоровья гражданина;

акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, а также лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем;

заключение органа опеки и попечительства о возможности назначить опекуном или попечителем лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем.

80. Лица, выразившие желание стать опекуном или попечителем, должны представить следующие документы для назначения их опекуном или попечителем:

а) заявление с указанием фамилии, имени и отчества лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, места жительства, с какого времени состоит в браке (для лица, состоящего в браке), вместе или порознь живут муж и жена, если есть дети, количества детей и их возраста, фамилии, имени и отчества лица, подлежащего опеке или попечительству, а также основания установления опеки или попечительства;

в) справка из органа самоуправления граждан с указанием членов семьи;

г) копия свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака) — для лиц, состоящих в браке;

е) справка с места работы с указанием заработной платы;

ж) справка из органа самоуправления граждан — для неработающих;

з) характеристика с места работы или из органа самоуправления граждан по месту жительства;

и) заключение лечебного учреждения (врачебно-консультативной комиссии) о состоянии здоровья лиц, выразивших желание стать опекуном или попечителем, справки из психологических и наркологических учреждений, туберкулезного диспансера;

к) справка из информационного центра органа внутренних дел о том, что лицо, выразившее желание стать опекуном или попечителем, не имеет судимости за умышленное преступление.

81. При назначении несовершеннолетнему опекуна или попечителя по заявлению родителей несовершеннолетних или самих несовершеннолетних, родители которых не лишены родительских прав, лица, выразившие желание стать опекуном или попечителем, предъявляют следующие документы:

а) заявление родителей с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, места жительства, сроков и оснований передачи его под опеку или попечительство;

б) заявление лиц, выразивших желание стать опекуном или попечителем, с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, нахождения в браке, проживания мужа и жены вместе или порознь, количества и возраста детей, если они имеются, фамилии, имени и отчества, возраста лица, принимаемого под опеку или попечительство, оснований приема под опеку или попечительство;

в) документ, удостоверяющий личность;

г) копия свидетельства о браке лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем — при взятии на попечение или опеку лицами (лицом), состоящими в браке;

е) справка из органа самоуправления граждан по месту жительства;

ж) характеристика с места работы или из органа самоуправления граждан по месту жительства;

з) заключение лечебного учреждения (врачебно-консультативной комиссии) о состоянии здоровья лиц, выразивших желание стать опекуном или попечителем.

82. Для предварительного назначения опекуна или попечителя лица, выразившие желание стать опекуном или попечителем, должны представить следующие документы:

а) заявление с указанием фамилии, имени и отчества лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, места жительства, с какого времени состоит в браке, вместе или порознь живут муж и жена, количества и возраста детей, если они имеются, фамилии, имени и отчества, возраста лица, принимаемого под опеку или на попечение, оснований установления опеки или попечительства;

г) характеристика с места жительства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА

83. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах необходимые сделки.

Попечители являются законными представителями подопечных и оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители защищают права и интересы подопечных во всех учреждениях, в том числе и в суде, без особой доверенности.

84. Опекун и попечитель вправе:

самостоятельно определять способы воспитания подопечного с учетом его мнения и рекомендаций органов опеки и попечительства;

требовать в судебном порядке возврата подопечного от любого лица, в том числе от родителей и других близких родственников, удерживающих его у себя без законных оснований;

получать правовую, методическую, диагностическую и консультативную помощь по содержанию, воспитанию, образованию и охране здоровья подопечного;

совершать сделки, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно, в порядке, установленном законодательством;

обращаться за необходимой социальной помощью в органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации;

обращаться в учреждения здравоохранения для получения путевок в лечебные, санаторно-курортные учреждения для лечения и восстановления здоровья подопечного.

Опекуны и попечители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

85. Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению подопечного с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает законным интересам подопечного.

86. Опекуны и попечители обязаны:

извещать орган опеки и попечительства о перемене своего места жительства;

воспитывать подопечного, заботиться о его содержании, здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также защищать его права, свободы и законные интересы;

обеспечивать условия для получения подопечным дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального образования;

принимать необходимые меры по истребованию алиментов, выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат в соответствии с законодательством;

заботиться о переданном им имуществе подопечного, не допускать уменьшения стоимости имущества и не способствовать извлечению из него прибыли;

получать разрешения органов опеки и попечительства при совершении действий, затрагивающих имущественные права подопечных;

использовать доходы от управления имуществом и иные имеющиеся средства подопечного на его содержание;

обеспечивать уход, медицинское наблюдение и лечение подопечного в лечебно-профилактических учреждениях;

представлять органам опеки и попечительства отчеты об исполнении своих обязанностей;

информировать органы опеки и попечительства о помещении подопечного на стационарное лечение;

обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали;

проживать совместно со своим несовершеннолетним подопечным.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим возраста шестнадцати лет, допускается с письменного разрешения органов опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на содержании, воспитании и образовании, защите прав, свобод и законных интересов подопечного. При раздельном проживании с подопечным попечитель обязан осуществлять контроль за условиями его проживания, образования, защищать его от негативного воздействия окружающих.

Изменение места жительства попечителя при совместном проживании с подопечным осуществляется с письменного разрешения органа опеки и попечительства и с согласия самого несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет.

При отсутствии жилого помещения у несовершеннолетнего подопечного опекун или попечитель обязан принять меры по его получению в соответствии с жилищным законодательством.

Попечители ограниченных в дееспособности граждан обязаны принимать необходимые меры по их защите от употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других веществ, негативно влияющих на умственную и психическую деятельность, курения.

Опекуны и попечители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

87. Опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и отмене над ним опеки или попечительства, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами, отпали.

88. Опекун вправе с разрешения органа опеки и попечительства:

совершать от имени подопечного сделки (договоры), подлежащие нотариальному удостоверению;

производить раздел имущества и сдавать имущество подопечного в залог или аренду на срок не более одного года;

отказываться от имени подопечного от наследства и (или) дара;

производить обмен жилого помещения подопечного.

89. Опекун или попечитель, его супруг (супруга) и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при ведении судебных дел между подопечным и супругом (супругой) опекуна или попечителя, его близкими родственниками.

90. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

Расходы опекуна или попечителя по содержанию подопечного возмещаются из средств подопечного, а в случае недостаточности этих средств — органы опеки и попечительства обращаются в соответствующие органы с целью назначения пособия на его содержание в порядке, установленном законодательством.

91. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей согласно его заявлению.

Попечитель по требованию подопечного подлежит освобождению от исполнения своих обязанностей.

Решение об освобождении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей принимается хокимом района, города на основании ходатайства органа опеки и попечительства.

В случае освобождения от исполнения обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, с учетом желания подопечного ему назначается другой опекун или попечитель либо определяется иная форма устройства в порядке, установленном законодательством.

В случае освобождения от исполнения обязанностей попечителя над совершеннолетним дееспособным гражданином, нуждающимся в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья, с согласия подопечного в качестве попечителя назначается другое лицо.

Лицо, исполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно об освобождении его от исполнения своих обязанностей, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в порядке, установленном законодательством.

6. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕКУНОВ

92. Органы опеки и попечительства осуществляют не менее чем два раза в год контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных.

93. Контроль за исполнением обязанностей опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо опекунов или попечителей.

94. Решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения либо злоупотребления своими правами принимается хокимом района, города, на основании ходатайства органа опеки и попечительства.

В случае отстранения от исполнения обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, с учетом желания подопечного ему назначается другой опекун или попечитель либо определяется иная форма устройства в порядке, установленном законодательством.

Подопечные вправе обжаловать действия (бездействие) опекуна или попечителя в соответствующий орган опеки и попечительства либо в суд.

Лица, которым стало известно о непосредственной угрозе жизни или здоровью подопечных, о нарушении их прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или в правоохранительные органы. При получении указанных сведений органы опеки и попечительства и правоохранительные органы обязаны принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов подопечного.

95. При использовании опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей в корыстных или других низменных целях, при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры для привлечения его к ответственности в установленном порядке.

96. Органы опеки и попечительства обязаны, а по прекращении опеки или попечительства дееспособное лицо, состоявшее под опекой или попечительством, вправе требовать от опекуна или попечителя возмещения имущественного вреда, причиненного подопечному неправомерными действиями (бездействием), в полном объеме.

97. При неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий (бездействие), повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другие) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении имущественного вреда, причиненного подопечному.

98. Подопечные вправе обжаловать действия (бездействие) опекуна или попечителя в соответствующий орган опеки и попечительства либо в суд.

99. Лица, которым стало известно о непосредственной угрозе жизни или здоровью подопечных, о нарушении их прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или в правоохранительные органы. При получении указанных сведений органы опеки и попечительства и правоохранительные органы обязаны принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов подопечного.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

100. Опека прекращается в следующих случаях:

смерти подопечного лица;

достижения несовершеннолетним четырнадцати лет;

возвращения несовершеннолетнего родителям;

восстановления дееспособности гражданина судом.

101. С прекращением опеки по достижении несовершеннолетним четырнадцати лет лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без особого назначения.

102. Попечительство прекращается в случаях:

достижения подопечным совершеннолетия;

возвращения подопечного родителям;

усыновления (удочерения) подопечного;

отмены решения суда об ограничении дееспособности гражданина;

объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

вступления подопечного в брак;

улучшения здоровья лица, нуждающегося в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья.

ведения учета, установления и осуществления

опеки и попечительства в отношении лиц, нуждающихся

в установлении над ними опеки или попечительства

nrm.uz

Смотрите так же:

  • Закон рф о видах торговли О бухгалтерском учете -Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 402 - ФЗ Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1. Целями настоящего […]
  • Законы о детях которых не берут в садик О системе молодежных банд АУЕ и социальной депрессии Беседа со священником Евгением Старцевым В последнее время в СМИ все чаще стала встречаться загадочная аббревиатура «АУЕ». Говорят, что […]
  • Облагается ли пособие по сокращению ндфл и страховыми взносами Обложение выплат при сокращении штата НДФЛ и страховыми взносами Сокращение численности или штата работников организации является одним из оснований для расторжения трудового договора по […]
  • Новое в пенсиях 2018г Сколько раз и когда будет повышение пенсии в 2019 году? Согласно утвержденного Государственной Думой бюджета на 2017-2019 годы сколько раз и когда будет повышение пенсии в 2019 […]
  • Отдел субсидии днепродзержинск В Днепровском управлении соцзащиты рассказали о пересчете с 1 мая субсидий в Каменском Всех получателей субсидии ждет пересчет выплат на новый сезон. Подробности рассказала Светлана Сенич, […]
  • Разрешение земельных споров законодательство Статья 64. Рассмотрение земельных споров 1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. 2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на […]