Осаго страхователь и владелец

Права страхователей и автовладельцев в ОСАГО

Статистически собственник автомобиля и страхователь по полису ОСАГО чаще всего являются одним лицом. Возможно, именно поэтому до сих пор возникают вопросы, связанные с обслуживанием договоров «автогражданки». Далеко не всем автолюбителям приходилось сталкиваться на своём опыте с разницей между правами владельца транспорта и полномочиями лица, оформившего страховку. Тем не менее, роли здесь распределены довольно чётко, а непонимание некоторых особенностей в данной области чревато обидной потерей времени.

ОСАГО – в первую очередь договор

Обратимся к сути полиса «автогражданки». Что он представляет из себя с юридической точки зрения? Этот документ является совершенно полноценным договором, заключённым между страхователем и страховщиком. От «классических» договорных отношений он отличается тем, что его базовые условия устанавливаются законодательно:

  • бланки для оформления страховки имеют стандартную форму;
  • алгоритм расчётов калькулятора ОСАГО идентичен для всех компаний (в отличие от калькулятора КАСКО);
  • лимиты выплат и порядок урегулирования убытков регламентируются централизованно;
  • порядок оформления полисов чётко прописан и един для участников рынка.
  • Но в остальном с точки зрения гражданско-правовых отношений действуют именно договорные принципы. Это значит, что все вопросы, возникающие в части параметров действующего полиса, могут быть решены только сторонами, оформившими договор.

    Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

    Выберите тип ТС

    Кто главный: страхователь или собственник авто?

    Одной стороной является организация, выдавшая страховку. А второй – лицо, указанное в качестве страхователя. Именно страхователь (и только он) имеет право вносить изменения в полис и расторгать его (или его представитель по доверенности). Но факт владения автомобилем, в отношении которого заключён обязательный договор страхования ответственности, не достаточен для осуществления указанных действий. Да, собственник машины тоже указан в бланке ОСАГО, но при этом сама страховка принадлежит страхователю. Именно он купил её и оплатил страховую премию.

    Каковы же тогда функции владельца транспорта в ОСАГО? Исключительно в его компетенции находятся все действия, связанные с урегулированием страховых случаев при повреждении авто. В этой ситуации уже страхователь, как говорится, ничего не решает. Весь процесс восстановления имущества основан на действиях выгодоприобретателя, которому это имущество принадлежит. В целом основные полномочия можно разграничить следующим образом.

    Страхователь:

  • Изменение перечня допущенных к управлению водителей.
  • Внесение изменений при замене собственника.
  • Продление периода использования (в рамках годового срока действия договора).
  • Расторжение полиса (включая получение «неиспользованной» части страховой премии).
  • Внесение технических изменений (замена гос. номера, VIN и т. п.), корректировка заявленных эксплуатационных условий (использование с прицепом, цель использования авто).
  • Собственник:

  • Оформление и подача заявления о страховом случае.
  • Принятие решения о виде компенсации ущерба (ремонт или выплата денежных средств).
  • Получение страхового возмещения.
  • Предъявление претензий, связанных с суммой возмещения или качеством ремонта.
  • Ознакомление со страховым актом и иными документами по убытку.
  • Если автовладелец сам приобретает полис, такое разделение функций становится не актуальным. Однако в противном случае следует учитывать данные позиции как при оформлении ОСАГО, так и при осуществлении каких-либо действий в рамках текущей страховки. Каковы наиболее распространённые ситуации, приводящие к непониманию в этой сфере?

    Как появляются проблемы

    В некоторых случаях можно столкнуться с непрофессиональными действиями сотрудников страховых компаний, связанными с небрежностью или невнимательностью. В других – речь идёт о ситуациях, обусловленных объективными обстоятельствами. Так или иначе, знание подобных нюансов автогражданки» поможет избежать многих потенциальных сложностей.

    Кручу-верчу, упростить работу хочу

    Пролонгация ОСАГО занимает значительно меньше времени, чем оформление «первоначальной» страховки. Как правило, вся информация в этом случае содержится в электронной базе организации, что позволяет подготовить полис на очередной год буквально за пару минут. Весь процесс происходит, что называется, «на автомате». Но именно в этом порой кроется подвох.

    Нередко в качестве страхователя указывается совсем не тот, кто покупает страховку. Почему так происходит? Порой специалист страховой компании таким образом избегает лишней работы. Гораздо проще распечатать готовый документ, чем вносить в него какие-то изменения. В результате страхователем в договоре может фигурировать, например, водитель, который когда-то давно по стечению обстоятельств один раз купил «автогражданку». Представитель страховщика зачастую даже не проверяет, тот ли перед ним человек. А, скажем, собственник, который на самом деле приобретает ОСАГО, может не придать значения такому несоответствию.

    Кроме того, нередки случаи и неправомерного наделения автовладельцев полномочиями страхователя. Происходит это также с целью упрощения «процедуры». Продавец вносит в программу меньше данных, если именно собственник авто оформляет полис. Как правило, при этом достаточно поставить нужную «галочку» в электронном документе, чтобы все сведения о владельце скопировались в соответствующие поля для страхователя (или наоборот). Учитывая данную особенность программы, некоторые сотрудники не обращают внимания на то, кто на самом деле покупает ОСАГО. В итоге по документам страхователем оказывается владелец транспорта, хотя приобрёл страховку другой человек. Так случается, например, если:

    • собственник машины находится в море или длительной командировке, и в связи с этим временно передал кому-то свой автомобиль в пользование;
    • человек распоряжается автомобилем на основании генеральной доверенности;
    • автовладелец не имеет прав на управление транспортным средством (в том числе временно) и доверил машину в распоряжение иному лицу.
    • В результате описанных обстоятельств автолюбители могут запросто попасть впросак. Лицо, фактически оформившее «автогражданку» и оплатившее премию, после этого не имеет юридических оснований распоряжаться своим полисом. Во избежание таких последствий при заключении договора необходимо убедиться, что страхователь указан правильно. А если это не так – настоять на внесении соответствующих изменений. В этой ситуации вряд ли стоит соглашаться на «как есть».

      Иногда клиент не прав

      В заключение стоит затронуть и несправедливые претензии в адрес страховщиков. На практике часто встречаются попытки побудить специалистов страховых компаний к откровенно неправомерным действиям. Так, на представительство интересов страхователя могут претендовать его родственники или друзья. При этом их попытки «вписаться в страховку» или внести иные изменения в полис обычно не обоснованы ничем, кроме наличия самого полиса. Но оного, увы, не достаточно.

      Использовать банковскую карту для оплаты в магазине может только её владелец. Это сегодня считается аксиомой и никого не удивляет (хоть и не всегда контролируется кассирами и продавцами). В ОСАГО ситуация во многом идентична. Муж или жена страхователя, его братья, сёстры или его близкие друзья без надлежащей доверенности не имеют права какого-либо распоряжения страховкой. Да, иногда сотрудник страховщика может пойти навстречу и обслужить клиента в неофициальном порядке. Такое обычно бывает при хорошем личном контакте. Но если подобного не происходит, не стоит в чём-либо обвинять специалистов. В этом случае они лишь правильно делают свою работу.

      www.inguru.ru

      Осаго страхователь и владелец

      При оформлении страховки для подержанного авто необходимо наличие диагностической карты. Если же ее срок действия истекает, следует пройти техосмотр. Доставка машины к месту проведения ТО может потребовать вызова эвакуатора (если способ доставки не оговаривался с прежним владельцем). Далее нужно подготовить пакет документов:

      Паспорт и техпаспорт.

      После этого можно идти в страховую компанию или на соответствующий сайт за покупкой ОСАГО онлайн. Если водить данное транспортное средство будете вы, то полис должен оформляться на вас, что позволит пройти регистрацию в ГИБДД. Также возможно переоформление ОСАГО на нового владельца (хотя большинство страховых компаний не соглашаются на исправление договора, предпочитая заключать новый договор). В документе меняется графа «собственник», при этом прежний владелец вносит в список людей, управляющих автомобилем, указывает нового владельца и пишет заявление о переоформлении. Для страховых выплат также привлекается бывший владелец.

      После продажи машины можно вернуть часть стоимости ОСАГО. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом об обязательном страховании (п. 4, ст. 10) во время расторжения договора. Ситуации по расторжению договора рассмотрены в 1.13-1.16 пунктах правил страхования гражданской ответственности собственников ТС. В рамках данной статьи возврат стоимости страховки возможен, если:

      Собственник ТС продает свой автомобиль;

      Произошла утрата транспортного средства;

      Страховая компания приостановила свою деятельность.

      Для возврата денег за неиспользованную до конца страховку, водителю следует обратиться в ту страховую организацию, где был куплен полис, и составить заявление на возврат. Документы, которые здесь потребуются:

      Договор, подтверждающий продажу;

      Банковский счет для перечисления денег.

      Такая процедура каких-либо затруднений обычно не вызывает — вопросы могут возникнуть только по поводу величины суммы возврата.

      Законодательство предусматривает десятидневный срок после совершения покупки нового авто для процедуры страхования (закон об обязательном страховании, с. 4, п. 2). В этот период водитель может легально управлять машиной без страховки. Но по истечении данного срока полис должен быть оформлен. Тянуть с оформлением не стоит, так как при ДТП без страховки никаких выплат не последует, а наоборот — возможны убытки. В соответствии с законом ОСАГО, касающемся оформления нового авто, владелец, получив регистрационные номера, должен вновь посетить страховую компанию, чтобы указать эти сведения в договоре страхования.

      В некоторых случаях может потребоваться транспортировка автомобиля без номеров к месту проведения регистрации собственника. Водитель при этом получает транзитные номера и оформляет транзитный полис ОСАГО на новый автомобиль без номеров сроком до 20 дней (Федеральный закон об обязательном страховании, ст. 10, п. 3). В этот период он обязуется оформить документы и получить регистрационные номера. Чтобы оформление документов было выполнено качественно и в установленные сроки, обращайтесь в страховые компании с надежной репутацией.

      Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

      zakon-auto.ru

      КБМ считается по страхователю или собственнику

      У страховщиков существует два показателя КБМ – это КБМ «страхователя», когда, к примеру, лицо осуществляет управление ТС по доверенности, и КБМ «собственника». В этой связи появляется множество вопросов – а по кому же считается коэффициент, по водителю или по собственнику.

      КБМ собственника и КБМ водителя

      Итак, определимся с теми понятиями, которые существуют у страховщиков.

      • «КБМ водителя» — это тот коэффициент, который определяется для каждого конкретного водителя, который допущен к вождению автомбилем.
      • Так же существует такое понятие, как «КБМ собственника» — этот коэффициент определяется для собственника страхуемого автомобиля.
      • В случае с оформлением полиса ОСАГО все гораздо проще, и не возникает вопросов, кто из них двоих может оформить полис. Так, собственник и страхователь – это в полисе два совершенно разных лица. Соответственно, и в самом бланке для них выделены 2-е разные графы. Это значит, что ОСАГО без собственника может оформить и другой человек. К примеру, это может быть любой из водителей, который допущен к транспортному средству. Из этого можно сделать вывод, что при оформлении страхового полиса присутствие собственника совсем не обязательно. Однако имя такового обязательно вписывается в полис автогражданки. Страхователем же становится тот человек, который оформляет полис и вносит оплату. Такое лицо автоматически становится водителем, которого вписывают в полис, то есть на него так же распространяется страховое покрытие.

        С оформлением мы разобралась, но как же определить КБМ, если в страховой полис вписано сразу несколько водителей, либо он и вовсе оформлен «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

        Так, если в полис прописывается сразу несколько водителей, то для расчета КБМ берется тот водитель, чей КБМ самый максимальный. Поэтому, когда к опытным водителям, у который до сих пор не было аварийных ситуаций, прикрепляется в страховом полисе «новичок», нужно быть готовым к тому, что страховка существенно возрастет в цене.

        Важен и еще один момент. Так, при аварии коэффициент увеличится лишь у того водителя, который попал в ДТП, и действительно был признан виновным. Все же остальные лица могут быть спокойны – на их КБМ это никак не повлияет и, соответственно, свои скидки они сохранят. Поэтому если на будущий год вы решите не вписывать «виновника торжества», то вам, как и положено, будет скидка в размере 5% от суммы.

        Если же страховка оформляется при условии, что к управлению ТС допущены любые водители, то показатель будет учитываться по собственнику ТС. Именно такая информация указана на сайте РСА http://www.autoins.ru/ru/help/bonusmalus.wbp.

        Причем совершенно неважно, а умеет ли вообще собственник «держать баранку в руках» — возможно, собственником вообще является ваша бабушка из деревни. Просто показатель КБМ попросту не к кому больше привязать, кроме как именно к собственнику. И здесь нельзя учитывать страхователя, ведь он – всего лишь лицо, которое оплачивает полис и определяет условия страхования.

        Помимо всего прочего, при оформлении страхового полиса не на собственника все дальнейшие изменения вносит именно страхователь, а не владелец транспортного средства. То есть когда, к примеру, в страховой полис нужно вписать еще несколько водителей, в страховую компанию нужно ехать именно страхователю, а не собственнику машины. Но при этом на руках нужно обязательно иметь доверенность на изменение сведений в полис, который выписывается владельцем транспортного средства. Точно такой же документ страхователю понадобится и при оформлении ОСАГО.

        К слову, если в этот раз вы решили оформить полис на неограниченное количество лиц, хотя ранее он оформлялся на ограниченное количество водителей, то КБМ все равно будет считаться по собственнику. Более подробно вся информация указана на сайте РСА.

        www.sravni.ru

        Кто такой «страхователь» при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО?

        Кто такой «страхователь» при оформлении ОСАГО?

        Многие автовладельцы, желающие заключить договор по ОСАГО , полагают, что «страхователь» и «собственник» — это, в обязательном порядке, одно и то же лицо. И бездумно записывают в качестве «страхователя» бабушку-владелицу ТС, проживающую в деревне, и не имеющую к своей собственности никакого отношения, кроме формального «подкинутого» родственниками права владения.

        Между тем, правила ОСАГО (ч. 1, п. 4) дают следующее определение: «страхователь – лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования». Попросту говоря, страхователь – это тот, кто платит деньги за страховку ОСАГО и вносит в дальнейшем необходимые изменения в полис: изменяет период использования, вписывает новых водителей, просит выдать дубликат и пр. И совсем не требуется, чтобы страхователь являлся собственником ТС, имел от него нотариально заверенную доверенность или был вписан в полис. Страхователем может выступить один человек, собственником являться другой, а управлять застрахованным автомобилем будут вправе третьи лица. Обязанности страхователя просты.

      • Представить достоверные сведения, действительные документы или их ксерокопии, необходимые для правильного расчета страховой премии и заключения договора ОСАГО.
      • Вовремя вносить в полис необходимые изменения, если таковые произойдут в течение года.
      • Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

        Кто получит деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО, и кому страховая компания возместит ущерб после ДТП?

        Несмотря на то, что страхователь платит за полис, это отнюдь не дает ему права на получение страхового возмещения по ОСАГО и возможности вернуть деньги за неиспользованный период страхования при продаже авто. Для того чтобы получить от страховщика деньги без присутствия собственника ТС, требуется предъявить в страховой компании нотариально заверенную генеральную доверенность, в которой есть фраза «с правом получения денежных средств от организаций и частных лиц» или «с правом получения страховых возмещений».

        Еще одна важная деталь. Если раньше право на прямое возмещение (возможность обратиться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию) имел только собственник, с 14 февраля 2010 года в процедуру возмещения убытков была внесена существенная поправка. Согласно ей, право получать прямое возмещение ущерба получили все водители, которые были записаны в полисе ОСАГО. И конечно, имели озвученную выше нотариальную доверенность от собственника ТС.

        Страхователь по договору КАСКО

        При страховании КАСКО ситуация примерно такая же, как и при оформлении автогражданки. Страхователем может выступить любой человек или юридическое лицо. Отличие заключается в следующем. Кто бы ни оформил полис ОСАГО, выгодоприобретателем, по умолчанию, становится владелец пострадавшего авто. Поэтому, понятие «выгодоприобретатель» в страховании ОСАГО отсутствует. В полисе автокаско же, кроме понятий «страхователь» и «собственник», есть пункт договора, называемый «выгодоприобретатель». Поэтому, при страховании каско возникает несколько вариантов условий заключения договора:

      • Страхователь и собственник – одно и то же лицо. Право на получение выплат принадлежит только ему.
      • Страхователь и собственник – одно и то же лицо, но в качестве выгодоприобретателя в договоре указывается вписанный в полис водитель, который обязательно должен иметь нотариально оформленную генеральную доверенность от собственника, оговаривающую его право на получение страхового возмещения.
      • Страхователь – человек, владеющий и распоряжающийся ТС по генеральной доверенности с правом получать страховое возмещение. В этом случае, он либо сам будет являться выгодоприобретателем (автоматически), либо может указать в качестве выгодоприобретателя собственника ТС.
      • Страхователь и выгодоприобретатель – собственник ТС. Но при этом заключает и подписывает договор КАСКО лицо, имеющее от собственника нотариальную доверенность с правом заключать договор страхования от имени и в интересах собственника.
      • ОСАГО. Страхователь — не владелец. Еще вопрос!

        В з-не об осаго однозначного ответа не нашла, поиск по сайту тоже не помог.
        Подскажите, может ли в качестве страхователя авто выступать не владелец?
        Вопрос возник после посещения моим папой СК. Молодая специалистка сказала ему, чтобы в полисе лучше расписался хозяин, потому как «гибдд могут придираться» Что за бред? страхователь — один человек, а расписывается за него — другой? или что она имела в виду? . Жаль, меня там не было.

        [Сообщение изменено пользователем 11.11.2011 10:48]

        [Сообщение изменено пользователем 11.11.2011 13:47]

        я тоже не поняла, какое дело до этого гаишнакам

        тем более если по закону

        но ведь с чего-то она это взяла? я поэтому и полезла искать и спрашивать, что вдруг есть подвох какой?)) В законе нашла вот что:

        Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
        (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

        1. Обязательное страхование осуществляется ВЛАДЕЛЬЦАМИ транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

        Лично меня это смутило, что написано только «владелецно», а не, например, «владелец или другое лицо, застраховавшее его гр.отв.» или просто «страхователь».
        Но с другой стороны, в этом же з-не

        [/quote]Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

        4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем). [/quote]

        www.e1.ru

        Смотрите так же:

        • Назначение представителя ответчика судом Назначение представителя ответчика судом Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
        • Как оформить мелкое дтп без гибдд Что делать в случае мелкого ДТП С увеличением количества автомобилей неминуемо возрастает и количество дорожно-транспортных происшествий. Все автомобильные аварии подразделяются на два […]
        • Заявление на установку интернета Подключение интернета от Ростелекома: подача заявления Для того чтобы подключить интернет от компании Ростелеком абоненту понадобится подать заявку. Процедура проста и понятна, для этого […]
        • Работа и зарплата москва с проживанием Работа и зарплата москва с проживанием АНО Агентство по Развитию Человеческого Капитала На Дальнем Востоке • Москва Няня на полный день Энергичный человек для строительных работ в […]
        • Мос штраф Как проверить, оплатить и оспорить штрафы ГИБДД 1. Как проверить штрафы ГИБДД? Проверить штрафы, выписанные ГИБДД, можно: на портале mos.ru; на сайте Госавтоинспекции. через […]
        • Пенсия по выслуге лет у пожарных Какая пенсия у пожарных? К сожалению, люди гибнут и в мирное время. По собственному разгильдяйству или халатности жилищно-коммунальных служб. Просто сгорают в собственных квартирах, […]