Основные критерии и общие правила подведомственности дел судам общей юрисдикции

4. Общие критерии и правила определения подведомственности

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

— во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет); —

во-вторых, субъектный состав (состав участников спора); —

в-третьих, спорность либо бесспорность права; —

в-четвертых, наличие договора между сторонами спора; —

в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер); —

в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности.

Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения*(80) — определяет подведомственность споров органам судебной власти. В свое время данный критерий обосновал Ю.К. Осипов, отразив исключительную судебную подведомственность споров из гражданских (в широком смысле) отношений. Ведь еще до начала 90-х гг. XX в. в российском законодательстве сохранялись достаточно значительные ограничения права на обращение в суд. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование. На наш взгляд, экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности. На такое понимание данного вопроса ориентировал в свое время п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований*(81).

Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринимателей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, арбитражные суды рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст.

Третий критерий — спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загсов), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

Аналогично разграничивается компетенция между нотариусами, с одной стороны, и судами общей юрисдикции, арбитражными судами, с другой стороны. Так, нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотариального производства (ст. 1155 ГК, ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК). Кроме того, для обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (п. 1 ст. 349 ГК). К сожалению, это положение ст. 349 ГК практически сведено на нет Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не включившим такие соглашения в число исполнительных документов.

Четвертый критерий — наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения соответствующего юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, подведомственность дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления разграничивается между различными судами по органу, принявшему оспариваемый акт; характеру акта (нормативный или ненормативный по содержанию); субъекту обращения; по характеру нормативного правового акта, которому не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт*(82).

Например, при разграничении подведомственности дел по оспариванию правовых актов нормативного характера в качестве одного из критериев выступает уровень правового акта нормативного характера. Так, Конституционному Суду РФ подведомственны дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, перечисленных в ст. 125 Конституции РФ; конституционным (уставным) судам субъектов РФ — перечисленные в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; арбитражным судам — только по заявлениям организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в отношении нормативных актов, затрагивающих их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только при наличии специального указания в федеральном законе (ст. 29 АПК).

Судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»). Поэтому в любом случае, если нормативный акт не может быть оспорен в Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, арбитражный суд, его проверка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам подведомственна судам общей юрисдикции.

lawbook.online

Вопрос 31. Общие критерии и правила определения подведомственности

2.Общие правила подведомственности дел

1. Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или другими правовыми актами.

наличие договора между сторонами спора.

Характером спора определяется подведомственность органам судебной власти.

В силу п. 1 ст. 46 Конституции РФ («каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод») все граждане имеют право на обращение в суд за защитой своих прав, и возможность судебной защиты по делам самых различных категорий в последние годы имеет устойчивую тенденцию к расширению. Субъектный состав участников спора наряду с характером спора служат критериями разграничения подведомственности между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Наличие спора разграничивает подведомственность юридических дел между судами и нотариусами, органами загсов. Так, подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (статьи 18 — 23 СК РФ). Наличие договора между сторонами спора разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и внесудебными органами.

Законодательством могут быть предусмотрены в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграничения подведомственности.

2. Из анализа законодательства можно выделить общие правила подведомственности дел.

Подведомственность дел Конституционному Суду РФ — определена ст. 125 Конституции РФ. Сфера деятельности Конституционного Суда РФ — разрешение дел о соответствии Конституции РФ определенных нормативных актов. Дела, возникающие из гражданских трудовых, брачно-семейных и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в них является гражданин, подведомственны судам общей юрисдикции. Из этого правила законом установлен ряд исключений.

Из этого правила также существуют установленные законом изъятия: некоторые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции; другие исключения установлены в пользу административной или нотариальной формы разрешения гражданских дел.

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими организациями, возникающие из административных, финансовых, налоговых, бюджетных, земельных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Общественные организации и их органы, а также третейские суды, вправе разрешать лишь те споры о праве, которые прямо отнесены в законодательных актах к их компетенции. Правильность обращения заинтересованных лиц (в плане подведомственности) обычно определяется теми органами, к которым эти заинтересованные лица обращаются за разрешением своих споров. Допускаемые при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам заинтересованных лиц. Споры между юрисдикционными органами по поводу подведомственности той или иной категории дел разрешаются Конституционным Судом РФ или путем принятия совместных постановлений высших органов заинтересованных юрисдикционных ведомств.

lib.sale

Общие правила подведомственности суду гражданских дел

1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

а) наличие спора о праве:

б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:

в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам обшей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения — основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:

а) исковое производство;

б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

в) особое производство;

г) приказное производство.

3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);

по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);

другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).

Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.

4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:

по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:

по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:

иные дела, во шикающие и ( административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.

Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.

5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:

об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:

о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

о признании наследства выморочным;

о восстановлении прав по документам на предъявителя;

о принудительной госпитализации и лечении граждан;

об усыновлении (удочерении) ребенка:

о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).

Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.

6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду. Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:

1) нотариально удостоверенной сделке:

2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:

3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;

4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:

5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:

6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.

7) заявлено требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования:

8) заявлено требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения;

9) заявлено требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката:

10) заявлено требование о взыскании задолженности за услуги связи:

11) заявлено требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам:

12) заявлено требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь;

13) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание имен, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, не работающего либо работающего, но не в полном объеме в течение 6 месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы;

14) заявлено требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

Указанный в законе (ст. 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.

Требование не подлежит рассмотрению в приказном производстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.

7. Суды обшей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетенции.

Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграничении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.

studme.org

§ 2. Общие правила определения подведомственности гражданских дел суду

Подведомственность суда определенной категории дел устанавливается, как правило, нормами материального права, которыми регулируются спорные правоотношения. Нормы гражданского процессуального права определяют общие правила подведомственности суду гражданских дел искового производства и приводят перечень подведомственных ему дел, возникающих из административно-правовых отношений и особого производства.

По общим правилам, определенным ч. 1 ст. 24 ГПК судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда решение таких споров отнесено законом к ведению других органов. Итак, в основу общих правил определения подведомственности судам гражданских дел положено: 1) наличие и характер спорных правоотношений — гражданских, семейных, трудовых, кооперативных; 2) принадлежность гражданина к субъектного состава спорных правоотношений — если одной из сторон в споре является гражданин; 3) отсутствие исключения в отнесении таких споров к компетенции других органов. Такие исключения имеют место — часть споров из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных отношений изъята из подведомственности суда. Так, судам не подведомственны споры относительно объектов авторского права, которые не охраняются Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах», в частности, сообщения о новостях дня или сообщения о текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-инфор-мации, произведения народного творчества, а также официальные документы, государственные символы и знаки (п. 1 ст. 5).

Согласно общих правил — характера спорных правоотношений — судам также подведомственны дела, возникающие из избирательных, администра- , них, налогово-финансовых правоотношений, но лишь те, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 24, ст. 236 ГПК, а именно:

— по жалобам на неправильности в списках избирателей и в списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

— по жалобам на решения и действия территориальной, окружной (территориальной) избирательной комиссии по выборам депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных советов и заявлениям об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата;

— по жалобам на решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, территориальной, участковой избирательной комиссии по выборам Президента Украины и заявлениям об отмене регистрации кандидатом в Президенты Украины;

— по жалобам, заявлениям на решения, действия или бездействие избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины;

— по жалобам на решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии;

— по жалобам на решения, действия или бездеятельность государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы;

— по заявлениям о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несумісництва депутатской деятельности с другими видами деятельности;

— по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий;

— по жалобам граждан на решения, действия или бездеятельность государственных органов, юридических или служебных лиц в сфере управленческой деятельности;

— по жалобам на решения, принятые относительно религиозных организаций;

— по заявлениям прокурора о признании незаконными правового акта органа, решения или действия должностного лица;

— по заявлениям о взыскании с граждан недоимки по налогам, самооподаткуванню сельского населения и государственному обязательному страхованию;

— другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов.

Общее правило определения подведомственности по субъектному составу сторон в деле касается разграничения подведомственности дел между территориальными и специальными судами общей юрисдикции (общими и хозяйственными). Хозяйственный суд является органом решение всех хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами (ст. 1 Закона «О хозяйственных судах»). Из этого правила сделано также исключения: дела между юридическими лицами, возникающие по вопросам защиты чести и достоинства, подведомственны суду (ст. 7 ГК); жалобы религиозных ор

врожденной на решения государственных органов по поводу владения и пользования культовыми сооружениями и имуществом, подведомственны суду (ст. 248 ГПК); дела о банкротстве, возбужденные гражданами-кредиторами, подведомственные хозяйственному суду (статьи 3, 4 Закона «О банкротстве»).

Независимо от участников спорных правоотношений (сторон по делу) при разграничении компетенции между судом и хозяйственным судом по делам, в которых объединены несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — господарськиму суда, предпочтение отдается суда — все требования по правилу ст. 26 ГПК подлежат рассмотрению в суде.

Пунктом 3 ст. 24 ГПК определена подведомственность суду дел особого производства, перечень которых установлен ст. 254 ГПК, а именно: о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя; об обжаловании нотариальных действий или отказ в их совершении; об усыновлении детей, проживающих на территории Украины, гражданами Украины и иностранными гражданами.

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции (ч. 2 ст. 24 ГПК), в частности, из экологических правоотношений (земельных, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, природно-заповедного фонда, сортовых растений, животного мира, лесов, недр). Согласно разъяснения Пленума Верховного Суда Украины в постановлении № 9 от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» и с учетом положения ст. 124 Конституции, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, судам подведомственны все дела о защите прав и свобод граждан.

Суды рассматривают также дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации (ч. Из ст. 24 ГПК).

В случаях, предусмотренных законом, подведомственны суду гражданские дела могут рассматриваться третейскими судами в порядке, установленном Положением о третейских судах Украины (ч. 1 ст. 25 ГПК). В случаях, предусмотренных законом или международными договорами, споры, возникающие из гражданских правоотношений, по соглашению сторон могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда или Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины (ч. 2 ст. 25 ГПК)

На основании действующего законодательства и его анализа относительно подведомственности дел можно сделать следующие выводы:

1. Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по: конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым; соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность; соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 Конституции Украины; официального толкования Конституции и законов Украины. К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы о законности актов органов местного самоуправления, а также иные вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции (ст. 147 Конституции, статьи 13, 14 Закона «О Конституционный Суд Украины»).

2. Суд общей юрисдикции (территориальном) подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных и других правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда решение таких споров отнесено законом к ведению других органов.

3. Хозяйственном суда (специальном общей юрисдикции) подведомственные, за отдельными исключениями, установленными законом, хозяйственные споры, возникающие между юридическими лицами, государственными и другими органами.

4. Третейские суды, арбитражные суды (МКАС, МАК) и другие рассматривают имущественные и личные неимущественные споры в случаях и в порядке, установленных законодательством Украины.

Вопрос о подведомственности дела суд решает единолично судья, исходя из состава сторон, указанных истцом, в стадии возбуждения гражданского дела при принятии искового заявления к своему производству. При установлении неподведомственности дела суду судця отказывает в ее принятии, постановляя об этом мотивированное определение (ч. Из ст. 136 ГПК), в котором указывает, в какой орган необходимо обратиться за решением правового вопроса. При принятии неподведомственно судебные дела производство по ней подлежит прекращению (п. 1 ст. 227 ГПК). Определение судьи об отказе в принятии заявления и постановление о прекращении производства по делу может быть апелляционное обжаловано, а прокурором — внесено представление

lybs.ru

Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов федерации

Подведомственность определяют как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными словами, подведомственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита принадлежащих ему прав и свобод. Это конституционное положение является определяющим для закрепления института подведомственности в гражданском процессуальном законодательстве.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
  4. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  5. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  6. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, то есть они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора – он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели (ст. 28 АПК).

Наряду с общим правилом ст. 33 АПК предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака – характера спора.

К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст. 29 АПК свидетельствует о необходимости разграничивать подведомственность и в этой области, причем не только между общими и арбитражными судами, но также и конституционными (уставными) судами. Прежде всего такого разграничения требуют дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Действующий АПК подвел соответствующую законодательную базу под случаи такого рода, закрепив в ст. 29 правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности дел об оспаривании нормативных актов остается прежним – они подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт.

По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20 января 2003 г. разъяснил, что исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Подведомственность и подсудность гражданских дел: Видео


legalquest.ru

Смотрите так же:

  • Приказ мвд рф от 14121999 Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа текст автореферата и тема диссертации по праву и […]
  • Перераспределение полномочий в образовании Перераспределение полномочий в образовании Страница 1 из 2 1 2 » Тесты по истории России. XX - начало XXI века. 9 класс. К учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г., […]
  • Законы о защите информации в сша Законы о защите информации в сша Люди, человеческие ресурсы, способность организации осознать их значение и содействовать решению проблем управления человеческими ресурсами; как вести […]
  • А банк оформить кредитку Акцент-банк (А-Банк) О банке Отзывы Главный офис: Днепропетровск, ул. Батумская, 11 Присутствие в регионах: представлен по всей Украине Сайт банка: www.a-bank.com.ua «А-Банк» был […]
  • Взысканием алиментов за прошедший период Все об алиментах – пошаговая инструкция Если у Вас возникли вопросы по взысканию алиментов, изменению размера алиментов, прекращению уплаты алиментов - звоните нам 8(8442)50-56-79, мы […]
  • Прибавка в 90 лет к пенсии На какую прибавку могут рассчитывать пенсионеры в возрасте 80 лет в 2018 году Пенсионеры часто стараются сделать как можно больше, чтобы получить необходимые прибавки. Есть один случай, […]