Особенности закона о сми

Международные документы, регулирующие права журналистов и деятельность СМИ.

Право на информацию является одним из основных прав человека, ведь информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Несмотря на это, право на информацию долгое время не было выделено в самостоятельный институт ни в одной европейской стране, и даже сам термин «информация» редко использовался.

Изменения произошли только после принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948г. Внесение норм, закрепляющих право на информацию в национальные законодательства, стало необходимым для их соответствия европейским стандартам.

В законодательствах подавляющего числа европейских государств были и другие нормы, так или иначе связанные с правом человека на информацию. Такими нормами можно считать не только нормы, регулировавшие свободу слова, печати и выражения мнения, но и нормы, регулирующие вопросы защиты личной, семейной тайны, тайны телефонных, телеграфных и иных сообщений, так как сведения о личной жизни граждан также являются определенным видом информации.

Такие нормы были закреплены к моменту принятия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в законодательствах многих европейских государств.

В указанных международных документах был четко очерчен круг действий, которые человек мог осуществлять в отношении информации. То есть он мог искать, получать и распространять ее любым законным способом, независимо от государственных границ.

Отношения власти и СМИ в зарубежных странах регулируются исключительно законодательством, которое, с одной стороны, гарантирует свободу СМИ, а с другой – право человека на получение информации, свободу высказывания, плюрализм мнений в обществе.

Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через систему законодательства, а также путем разработки специальных правительственных программ содействия СМИ. Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, дабы обеспечить им возможность играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию.

Свобода выражения мнения закреплена в Конституциях многих стран (Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США). В Великобритании и Австралии ситуация иная: законодатели этих стран утверждают, что свобода мнения гарантирована в их неписаных конституциях. (что за Конституции, неизвестно).

Сравнительный анализ законодательства о прессе в европейских и других демократических государствах: Великобритания и Австралия не имеют явной гарантии свободы выражения мнений, закрепленной письменно в Конституции. Несмотря на то, что законодатели этих стран утверждают, будто свобода выражения мнений гарантирована в их неписаных конституциях, в некоторых сферах защита свободы выражения мнений в целом и свободы прессы в частности слабее, чем в странах, где есть реальная Конституция. Многие страны провозглашают специальную защиту прессы.

В федеративных государствах (Канада, США, Австралия) основные законы, определяющие деятельность СМИ, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, принимаются на уровне субъектов федерации.

В Австрии федеральное правительство имеет все полномочия по решению вопросов, связанных со СМИ. Отдельные законы о печати имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся прессы. В то время как в ФРГ существует целый ряд федеральных законов, затрагивающих прессу, каждая земля имеет отдельный закон о печати, и все они построены по одному образцу.

Что касается вещания, то во всех этих странах система взаимодействия власти и вещателей строится на двух основных принципах: 1. Максимального невмешательства государственной власти не просто в деятельность вещателей, но и вопросы регулирования их деятельности. 2. Коллегиальности органов, осуществляющих такое регулирование

www.history-journal.ru

Основные положения и понятия Закона РФ о СМИ

Важнейшим положением как Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», так и российского Закона «О средствах массовой информации» стала отмена цензуры в СМИ. В предыдущей главе уже было сказано о том, что отмена цензуры зафиксирована в статье 29 Конституции РФ.

Другим важным положением является норма статьи 5 Закона РФ о СМИ о том, что всё законодательство страны о средствах массовой информации состоит из самого Закона и издаваемых в соответствии с ним общероссийских и региональных актов. Это предполагает невозможность отклонения всех других нормативных правовых актов от духа и буквы положений Закона 1991 года. «Базовость» Закона о СМИ заключается и в том, что в нём содержатся основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации. Кстати, это был один из первых отечественных законов, который имел отдельную статью (ст. 2) с формулировками используемых в его тексте понятий.

Первое из этих понятий, чрезвычайно для нас важное, – понятие средство массовой информации. По Закону средство массовой информации – это прежде всего форма: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Список СМИ в этой формулировке открытый, его составляющие объединены общей характеристикой: «форма периодического распространения массовой информации». Это означает, что если появляются новые технологии периодического распространения массовой информации, то нет необходимости менять формулировку. Данное определение указывает на то, что СМИ являются объектом, а не субъектом права. Субъектами же выступают: редакция, журналист, издатель и др. Это позволяет, например, сохранить СМИ при отказе учредителя продолжать выпускать его в свет.

Под информацией закон понимает любые сообщения и материалы. Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Даже если то или иное издание нельзя купить в киоске в зоне его распространения, должна быть потенциальная возможность для всех желающих на него подписаться. Доступность для неограниченного круга лиц к тому или иному СМИ предполагает и доступность его цены для аудитории. Периодичность выхода СМИ в свет определена в той же статье 2 Закона о СМИ – «не реже одного раза в год». При этом СМИ должно оставаться узнаваемым: иметь постоянное название, нумерацию, быть однотипно оформленным, но при этом не повторяться по содержанию. Массовая информация распространяется через СМИ, что подразумевает обязательную продажу (подписку, доставку, раздачу) печатных изданий, трансляцию (вещание) теле- и радиопрограмм. Распространение массовой информации включает в себя понятие одновременности. Это означает, что сообщения СМИ должны быть доступны неограниченному кругу лиц приблизительно в одно и то же время. И наоборот, возможность части аудитории получать сообщения по прошествии времени, когда они уже потеряли свою актуальность и новизну (т.е.

Другая важная формулировка Закона о СМИ – определение понятия журналиста. «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Главное здесь – связь с редакцией. Если кто-то считает, что пишет гениальные репортажи или стихи, рассылает их по редакциям, будучи уверенным, что газета или журнал их обязательно опубликует, это вовсе не значит, что он является журналистом, как и в том случае, если его материал издание всё же опубликует в разделе писем в редакцию. Но как только он становится связанным с редакцией любым договором (трудовым, авторским или др.), по которому обязуется редактировать, сочинять материалы, готовить фоторепортажи и т.п. – даже если обязательства по данному договору им не будут выполнены, – он всё равно считается журналистом. При отсутствии договора (например, у внештатных авторов и корреспондентов) достаточным признаком для признания лица журналистом является документальное доказательство его связи с редакцией (ссылка в выходных данных издания, удостоверение, выданное редакцией, и т.п.). Наличие или отсутствие принадлежности человека к категории журналистов чрезвычайно важно для признания за ним профессиональных прав и обязанностей, определённых в ст. 47 и 49 Закона о СМИ.

Как уже было сказано в главе I, Закон не даёт понятия учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем средства массовой информации может быть как физическое лицо, так и юридическое. Но учредителем не может быть человек, не достигший 18-летнего возраста; человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда; душевнобольной; организация, деятельность которой запрещена по закону; и, наконец, что очень важно, учредителем не может быть гражданин другого государства либо не проживающее постоянно в Российской Федерации лицо без гражданства, т.е. иностранцы. Но отсутствие такого права у иностранного гражданина не препятствует выступать учредителем иностранному юридическому лицу. В чём разница, в чём смысл такого неполного ограничения? Ясно, что если мистеру Смиту не разрешают в Москве учредить газету, то он создаёт компанию «Смит и компания» и учреждает ту же газету. При этом разница заключается в том, что документами, которыми располагает мистер Смит, являются только его паспорт и виза, и при определённых обстоятельствах его трудно будет найти и привлечь к ответственности, например при злоупотреблении свободой массовой информации со стороны учреждённого им СМИ. У «Смит и компания» с самого рождения возникает множество всякого рода регистраций, у неё есть банковские счета, а потому найти такую компанию регистрирующему или другому органу легче.

Наконец, под издателем Закон о СМИ понимает юридическое или физическое лицо (предпринимателя), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. По смыслу понятие «издатель» здесь ближе понятию «полиграфическое предприятие»; на Западе понятие «издатель газеты или журнала» фактически синонимично понятию «владелец». Закон 1991 года рассматривает функции издателя в узком смысле, что, видимо, обусловлено сугубо технической ролью издательств в советское время.

lawbook.online

Статья 36. Распространение рекламы

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Комментарий к ст. 36 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья содержит отсылочную норму. Порядок распространения рекламы в средствах массовой информации определяется Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». Часть 1 ст. 3 указанного нормативного акта понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Основные требования к рекламе закреплены в ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Реклама не должна:

— побуждать к совершению противоправных действий;

— призывать к насилию и жестокости;

— иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

— формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

В силу ст. ст. 7, 13 ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» недопустимой является реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Соответственно, рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить эфирное время и согласовать размещение рекламного видеоролика на телеканале «Первый» в г. Костроме, указав при этом текст начитки: «Эффективное похудение без диет в Центре «Империя Стройности и Красоты». Телефон 454550″. Текст видео: «Империя Стройности и Красоты. Эффективное похудение без диет. Не является медицинской услугой. Услуги: йога, восточные танцы, стретчинг. Город Кострома, ул. Князева, д. 11А. тел. (4942) 45-45-50».

Письмом ответчик отказал истцу в предоставлении услуг с указанием на то, что предоставленный истцом ролик не прошел согласование в юридической службе ЗАО «Видео Интернешнл-Ярославль», так как оказываемые центром услуги считаются медицинскими и требуют предоставления медицинской лицензии. Суд сослался на комментируемую статью и ст. ст. 7, 13 ФЗ «О рекламе», указал на то, что деятельность, которой занимается истец, является медицинской, однако лицензии на оказание медицинских услуг истец не имеет, и отказал в иске о понуждении к заключению договора об оказании услуг по размещению рекламного видеоролика (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2014 г. по делу N А31-11251/2013).

2. В рекламе не допускаются:

— использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

— указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

— демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

— использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

— указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

— указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «Реклама» или пометкой «На правах рекламы» (ст. 16 Федерального закона «О рекламе»).

3. В гл. 2 Федерального закона «О рекламе» регламентированы особенности отдельных способов распространения информации: реклама в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, периодических печатных изданиях и т.д.

За нарушение требований к рекламе в соответствии с законодательством может наступать уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность.

Приведем пример привлечения вещателя к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, ООО ИТА «Губерния» осуществляет телевизионное вещание с нарушением требований ст. 31 комментируемого Закона, а именно в нарушение лицензии фактически помимо телепрограммы «ИТА «Губерния» распространяет телепрограмму «Первое краевое». Установлено, что «Первое краевое» представляет собой совокупность телепередач «Новости. Первое краевое телевидение», «Свободное время», прогноз погоды и соответствует определению телепрограммы в ст. 2 Закона. Доводы апелляционной жалобы о том, что слова «Первое краевое» используются как рекламный девиз, отклонены. Телевизионное агентство привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2012 г. N 06АП-6144/2011 по делу N А73-12032/2011).

Также о привлечении к ответственности за нарушение правил распространения рекламы см. комментарий к ст. 60.

Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет антимонопольный орган.

4. Следует также учитывать, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» к сайтам в сети Интернет не применяются правила распространения рекламы в теле- и радиопрограммах, установленные Федеральным законом «О рекламе». Вместе с тем общие правила распространения рекламы в средствах массовой информации, установленные этим Федеральным законом, подлежат применению к сайтам в сети Интернет, зарегистрированным в качестве средств массовой информации, с учетом особенностей распространения информации через такие сети.

www.zakonrf.info

Закон о блогерах с последними изменениями

До недавнего времени передача информации и последних новостей осуществлялась специально созданными средствами массовой информации, деятельность которых попадала под регулирование национального законодательства. Однако ввиду развития сети интернет, все большее количество простых обывателей получило возможность распространять информацию посредством современных средств коммуникации. Таким образом, в современный лексикон вошло определение «блогер».

По причине увеличения численности блогеров и отсутствия законодательного регулирования их деятельности появилась необходимость в разработке закона, в котором будут отражены права и обязанности обозначенной категории лиц. В настоящей публикации будет представлено определение понятию «блогер», описаны отличительные особенности данного термина, а также будут перечислены основные права и обязанности блогеров.

Общие сведения

За последнее время интерес властей в сфере регулирования сети интернет и возникающих на просторах интернета отношений значительно возрос. Это обусловлено появлением у простых граждан возможности свободно распространять и обмениваться информацией посредством современных информационных коммуникаций. Первой попыткой наладить систему государственного регулирования деятельности блогеров стало принятие ФЗ под номером 97 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»» от 05.05.2014 года.

Читайте также: ФЗ о гостайне. Подробности по ссылке:

Настоящий закон был принят Государственной Думой 22. 04. 2014 года и одобрен Советом Федерации 29 .04. 2014 года. Федеральный закон под номером 97 после его подписания Президентом РФ 05. 05. 2014 вступил в законную силу 01. 08. 2014. Широкое распространение законодательный акт получил под названием «Закон о блогерах». Обозначенный законодательный акт включает в себя 4 статьи, содержание которых направлено на осуществление контроля и регулирование деятельности определенной категории интернет пользователей. Так кто же такие блогеры с точки зрения закона, какими правами и обязанностями они обладают и на кого распространяется действие 97 Федерального закона?

Со вступлением в законную силу 97-ФЗ, было введено определение понятию «блогер». По условиям законодательного акта блогерами признаются лица, имеющие интернет сайт или страницу в социальной сети интернет, которые используются для размещения информации доступной для широкой общественности. Отдельно стоит обратить внимание, что блогерами считаются только те пользователи, которые соответствуют следующим параметрам:

  • Информация, размещенная на их сайте или странице в интернете, набирает просмотры в течение суток более, чем от трех тысяч пользователей;
  • Доступ к сайту или страницы гражданина не ограничен;
  • По закону человек вправе самостоятельно определять порядок использования своего блога или страницы, а также по собственному усмотрению размещает информацию.
  • Важно обратить внимание, что собственники интернет сайтов, которые зарегистрированы в уполномоченном органе в качестве официальных СМИ, по закону не являются блогерами.

    Помимо выделения характерных особенностей понятия «блогер», настоящий закон определил процедуру, в соответствии с которой должна производиться регистрация блога. Федеральный законодательный акт под номером 97 предусматривает обязательное внесение персональных данных о владельце блога, а также наименование электронной почты в специальный реестр. Стоит знать, что ответственность за включение интернет сайта или страницы в специальный реестр возлагается на Роскомнадзор, который после обнаружения сайта с посещаемостью более трех тысяч пользователей за сутки должен уведомить его владельца, в лице блогера, что он включен в реестр и на него распространяется действие Федерального закона №97.

    После получения уведомления блогер обязан передать информацию о себе в Роскомнадзор и разместить на сайте соответствующие сведения о себе. Если на протяжении трех месяцев подряд посещаемость страницы блогера снизилась и стала меньше, чем три тысячи человек в сутки, страница исключается из реестра.

    Права и обязанности блогеров по закону

    Как уже отмечалось ранее, со вступлением в силу закона о блогерах, в отношении данной категории лиц был определен перечень их законных прав и обязанностей.

    Права блогера по закону:

  • Свободный доступ к информации, обмен и передача данных любым из способов, который не противоречит настоящему закону;
  • Возможность использования собственного сайта или страницы в интернете для выражения собственной точки зрения на то или иное событие, оценивания той или иной ситуации;
  • Допускать размещение на собственном сайте или страницы информации или текстовых материалов других пользователей всемирной сети, если размещенная информация не запрещена законом;
  • Блогер по закону имеет право размещать информацию для рекламы, которая не противоречит содержанию Федерального законодательного акта под номером 38 «О рекламе».
  • Помимо перечня прав с принятием нового закона о блогерах, у данной категории лиц появились и обязанности:

  • В первую очередь каждый владелец интернет страницы или сайта обязан публиковать свои персональные и контактные данные для обратной связи с ним или для направления ему юридически значимых сообщений;
  • Запрещено использовать собственный блог для совершения уголовных преступлений, для разглашения запрещенной законом информации, государственных тайн, для распространения материалов, призывающих к совершению террористических или экстремистских деяний, для распространения информации, оправдывающей насилие и жестокость. Кроме того, запрещено распространять информацию, содержащую в себе нецензурную лексику;
  • Проверка размещаемой в сети интернет информации и незамедлительное удаление постов в случае, если повествуемые сведения не соответствуют действительности;
  • Запрещено публиковать личные сведения или информацию личного характера о других гражданах, если это противоречит гражданскому законодательству;
  • Соблюдение требований законодательного акта, регулирующего распространение общедоступной информации;
  • Соблюдение прав граждан и организаций. Из этого следует, что блогер не может распространять информацию, которая способна опорочить гражданина, организацию или навредить их деловой репутации;
  • Блогерам запрещено использовать собственный сайт или страницу в интернете для распространения дискриминационных материалов.

Несоблюдение блогером установленных законом обязанностей может привести к тому, что человек будет привлечен к административной или уголовной ответственности. Меры наказания зависят от конкретного правонарушения. К примеру, если блогер использовал собственный сайт или страницу в интернете для распространения запрещенных материалов или разглашения государственной тайны, он обязан будет ответить по закону. В данном случае для применения наказания будет использоваться Уголовный кодекс или Кодекс об административных правонарушениях.

Отдельного внимания заслуживает правонарушение, при котором блогер отказывается предоставлять Роскомнадзору необходимые сведения о себе. Мерами наказания в данном случае будет штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. При повторном нарушении норм закона размер штрафа будет увеличен до 50 тысяч рублей.

Какие были внесены изменения?

Поскольку Федеральный закон под номером 97 вступил в законную силу относительно недавно, на сегодняшний день были внесены существенные изменения в настоящий правовой акт. Последние поправки были внесены в содержание закона о блогерах 29 июля 2017 года. В соответствии с данной поправкой утратил силу второй пункт статьи под номером 1 настоящего законодательного акта.

Скачать текст закона о СМИ и блогерах

Появление в сети интернет лиц, свободно распространяющих и обменивающихся информацией, повлекло за собой разработку и принятие закона, регулирующего деятельность блогеров. В соответствии с настоящим законодательным актом, обозначенная категория пользователей сети интернет была наделена правами и обязанностями, несоблюдение которых может повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Чтобы подробнее ознакомиться с содержанием закона о блогерах, рекомендуется скачать последнюю редакцию Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» от 05.05.2014 N 97-ФЗ по ссылке.

lawlinks.ru

Особенности закона о сми

27. Закон «О средствах массовой информации» как правовая основа деятельности современных СМИ, его регулятивная функция.

Государственный экзамен

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Закон «О средствах массовой информации» как правовая основа деятельности современных СМИ, его регулятивная функция.

Нормы, связанные с организацией и деятельностью СМИ, существуют в различных нормативных правовых актах и в различных отраслях права. Часто они объединены только общим предметом регулирования – общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью СМИ. Центральное место в системе правового регулирования СМИ занимают нормы закона «О СМИ», базирующиеся на соответствующих конституционных положениях. Вокруг них группируются другие нормы, касающиеся деятельности СМИ и не принадлежащие однозначно к иным отраслям права.

27 декабря 1991 года был принят Закон РФ «О средствах массовой информации». Как и союзный, российский закон родился из инициативного авторского проекта. Его авторами являются правоведы и общественные деятели — Федотов, Энтин, Батурин. За период 1992 — 2008 годы в закон РФ «О средствах массовой информации было внесено значительное количество поправок, которые, однако, радикально самой сути этого закона не изменили. Практически в неизменном виде он действует до сих пор, однако в течение последних лет ведется работа над коренной реформой закона «О СМИ». Целями этой работы является:

1. Приведение закона «О СМИ» в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом. Это позволило бы устранить коллизии терминологического характера и унифицировать правоприменительную практику.

2. Устранение внутренних противоречий и пробелов, которые выявились в практике правоприменения. Одним из таких пробелов является регулирование вопросов распространения СМИ в цифровых телекоммуникационных сетях

3. Оздоровление экономики СМИ. Настало время дополнить закон «О СМИ» правовыми нормами, регулирующими вновь сформировавшиеся общественные отношения, прежде всего в сфере экономики рынка средств массовой информации.

4. Имплементация международно-правовых норм в Законе «О СМИ». Уже после принятия закона наша страна вступила в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Далее следует охарактеризовать непосредственно сам закон: что он в себя включает, какие отношения регулирует, какие основные принципы организации и функционирования СМИ устанавливает. Это нетрудно сделать любому, кто его читал!

1) общие положения, реформирование Закона; 2) структурообразующий характер Закона; 3) соотношение федерального и регионального законодательства; 4) содержание Закона

Закон регулирует отношения в сфере организации и деятельности СМИ. Был внесен ряд поправок, но суть не изменилась. В последние годы идет речь о принятии нового закона – несколько проектов. Потребность в реформировании есть. Закон был принят в других исторических условиях жизни стран. Изменился медиарынок, рыночные отношения, появились сетевые СМИ. Но подходить к реформированию нужно осторожно.

До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 – Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 – Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 – в действие). Революционность этого закона:

• отмена цензуры в СССР (требование предварительно согласовывать в гос. органах материалы СМИ = цензура; после 1990 государство не имело права создавать цензурные органы);

• удар по системе партийной советской печати – требование регистрации всех печатных органов (до этого требовалось только соглашение трудового коллектива) – издания получили независимость;

• права и свободы журналиста, доступ к информации.

Закон 1990 умер вместе с СССР. Закон РФ о СМИ – февраль 1991 (1992 – вступил в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.). Таким образом, сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем.

Поскольку Россия – федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собственные законы о СМИ.

В современном законодательстве РФ о СМИ нет законов: 1) о теле/радиовещании; 2) о праве граждан на информацию (законопроекты существуют, но они еще обсуждаются).

Важные нормы, определяющие систему законодательства о СМИ, содержаться в ч.1 ст.5 Закона. В нем закреплено, что любые акты федерального или республиканского законодательства о СМИ должны издаваться в соответствии с Законом. Т.о. законодатель определил Закону роль структурообразующего фактора, объединяющего различные по своему месту в законодательстве правовые нормы в единую взаимосвязанную систему, регулирующую обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе функционирования СМИ.

В этом Законе содержатся основополагающие принципы организации и деятельности СМИ. Однако существует огромное количество нормативно-правовых актов, которые конкретизируют, дополняют и регулируют отдельные вопросы функционирования СМИ.

1. Кодекс об административно-правовых нарушениях

Содержит статьи, предусматривающие ответственность за нарушения порядка изготовления, распространения продукции СМИ и других положений законодательства о СМИ, в т.ч. в период проведения предвыборной агитации

Предусматривает ответственность за клевету, оскорбления, а также содержит статью «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».

3. Гражданский кодекс

Содержит нормы о распространении сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию лица и несоответствующих действительности, а также закреплены основания и порядок компенсации морального вреда

4. Закон о рекламе

Регулирует размещение рекламы в СМИ

5. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»

Здесь есть глава «Предвыборная агитация», которая регулирует деятельность СМИ в период избирательной кампании и порядок участия СМИ и их сотрудников в проведении предвыборной агитации

6. Закон об информации и информатизации и защите информации

Касается правового режима информации как объекта гражданских прав; дает понятие «информация», определяет виды информации и особенности оборота различных видов информации

7. Закон о государственной тайне

Определяет категории информации, относящихся к государственной тайне и в силу этой изъятой из оборота; также регулирует порядок допуска к государственной тайне и принципы работы с информацией, относящейся государственной тайне.

Кроме этого закона существуют отдельные нормативно-правовые акты, которые определяют понятие и режим конфиденциальной информации и коммерческой тайны

8. Блок законов регулирующих функционирование отдельных видов СМИ и отдельных аспектов их деятельности

а) Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»

б) Закон «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в РФ»

в) Закон «Об экономической поддержке региональных (городских) газет»

Соотношение федерального и регионального законодательства о СМИ

Конституция РФ относит федеральный транспорт, пути сообщения, информацию и связи к исключительной компетенции РФ.

В Конституции РФ не уточняется, что значит федеральная информация и связь, однако можно с большой долей вероятности предполагать, что сюда как минимум попадает все общенациональные СМИ, регулирование деятельности которых не возможно на уровне региональных.

В региональных СМИ реализуется исключительная компетенция субъектов РФ, т.е. субъекты РФ вправе регулировать отношения в сфере массовой информации, во-первых, опираясь на федеральный закон, а во-вторых, не затрагивая вопросов регулирования свободы массовой информации, т.к. регулирование прав и свобод человека относится к исключительной компетенции РФ.

Однако многие субъекты РФ (Адыгея, Кабардино-Балкария, Новосибирская область) имеют свои законодательства на уровне субъектов. Башкортостан – «Закон о защите чести и достоинства президента республики Башкортостан». В Челябинской области своего законодательства нет, она опирается на федеральный закон.

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации был принят 27 декабрья 1991 г.; с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня, 19 июля и 27 декабря 1995 г.

Состоит из 62 статей и 7 глав: I. Общие положения; II. Организация деятельности СМИ; III. Распространение массовой информации; IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями; V. Права и обязанности журналиста; VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Закон о СМИ регулирует:

1) организацию деятельности СМИ:

•права и обязанности учредителя и редакции (правовой статус);

•применение Закона к различным СМИ;

2) распространение массовой информации:

•порядок распространения и публикации (эфира);

•распространение (тираж и обязательные экземпляры);

•распространение специфической информации (реклама, обязательные сообщения, эротика);

3) отношения СМИ с гражданами и организациями:

•запрос и выдача информации;

•работа с конфиденциальной информацией;

•работа с авторскими произведениями;

•право гражданина на ответ СМИ;

4) права и обязанности журналиста:

•порядок скрытой записи;

•оговорен особый статус журналиста;

5) межгосударственное сотрудничество в сфере СМИ:

•распространение зарубежной информации;

•работа с зарубежными корреспондентами;

6) ответственность за нарушение законодательства о СМИ:

•возложение и освобождение от ответственности;

•ответственность за ущемление и за злоупотребление свободой СМИ;

www.konspektov.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Прекращение кассационной жалобы Статья 172. Отказ от кассационной жалобы 1. Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения 2. Суд вправе отклонить отказ от жалобы по основаниям, […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Рукописный […]