Осужденные лица отбывающие наказание в виде

§ 2. Правовое положение лиц, отбывающих показание в виде лишения свободы

Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возло­жением обязанности подчиняться установленным в местах ли­шения свободы правилам поведения, соблюдение которых обес­печивается постоянным и всесторонним надзором за ним со стороны администрации учреждений, исполняющих наказания.

В судебной практике Российской Федерации лишение свобо­ды традиционно занимает значительное место среди других ви­дов наказаний. Так, осуждение к этому виду наказания состави­ло: в 1992 г. — 36,5%; 1993 г. — 37,3%; 1994 г. — 39,5%; 1996 г. — 33,9 % от общего числа осужденных*.

* См.: Преступность и правонарушения. М., 1997. С. 168.

В соответствии с действующими нормами, определяющими правовой статус лиц, лишенных свободы, основой его содержа­ния следует считать обязанности и права осужденных, установ­ленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания в конкретном виде исправитель­ного учреждения.

Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осуж­денный лишается полностью, в других — ограничивается, тре­тьи — претерпевают видоизменения. Если говорить о лишении осужденного основных (конституционных) прав и свобод, то слова «лишение свободы» прежде всего означают невозмож­ность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т.е. права и свободы, гарантиро­ванные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ.

Так, осужденные к лишению свободы, обязаны весь срок на­казания находиться в исправительном учреждении. Им запре­щено нарушать линию охраны объектов исправительных учре­ждений. Побег из мест лишения свободы, согласно ст. 313 УК, является преступлением. Вместе с тем определенным категориям осужденных разрешен выезд за пределы территории исправи­тельных учреждений. Так, работающим осужденным предостав­ляется ежегодный оплачиваемый отпуск от 12 до 24 рабочих дней с правом выезда за пределы исправительного учреждения. Кроме того, осужденным, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоя­тельствами сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного вне пределов исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания.

Ограничения или лишения определенных прав и свобод гра­ждан в статусе осужденного могут закрепляться не только в за­коне, но и в приговоре суда в виде дополнительного наказания, например, лишения права заниматься определенной деятельно­стью; а также в правилах режима, устанавливающих постоян­ный надзор за осужденными.

Многие конституционные права и свободы граждан в статусе осужденного могут быть не исполнены не прямо в силу их зако­нодательного запрета, а косвенно, например, в силу режима ис­полнения наказания. Рассмотрим это на примере конституцион­ного права на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование. Основное об­щее образование обязательно, в том числе и для осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, что закрепле­но ст. 112 УИК. Кроме того, осужденным, желающим получить среднее (полное) образование, администрация учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для этого.

В отношении получения высшего образования в уголовно-исполнительном законодательстве никаких норм не содержится. Другими словами, его получение теоретически возможно, но практически оно не реализуемо, ибо это связано с созданием в этих учреждениях специальных учебно-консультационных пунк­тов, что в настоящее время практически нереально. Возмож­ность покидать пределы этих учреждений осужденным по при­чине учебы в вузах законодательство не предусматривает.

Резко ограничивается право гражданина пользоваться дос­тижениями культуры и искусства (ст. 44 Конституции РФ), по­скольку характер наказания в виде лишения свободы ограничи­вает возможности личности знакомиться с этими достижениями в условиях изоляции от общества и ограничения в свободе пе­редвижения.

Свобода научного, технического и других видов творчества осужденных ограничивается в связи с тем, что в распоряжение осужденного не предоставляются необходимые для этого усло­вия. Однако они имеют определенные возможности заниматься рационализаторской и изобретательской работой, участвовать в кружках художественной самодеятельности, заниматься изобра­зительным искусством. Их авторские права, права изобретате­лей и рационализаторов охраняются законом.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, пе­чати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако ре­жим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Они имеют возмож­ность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных га­зетах учреждений, но все собрания осужденных, как и печать, организуются и находятся под контролем администрации.

Неприкосновенность жилища и охрана личной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, провоз­глашенные основным законом, на осужденных не распростра­няются. Их вещи, спальное место и они сами могут быть под­вергнуты обыску или досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов, а корреспонденция и передачи подле­жат цензуре и досмотру.

Итак, значительное количество конституционных прав и свобод граждан в правовом статусе осужденных к лишению свободы ограничивается, видоизменяется или вообще отсутст­вует. Однако многие из конституционных прав и свобод граж­дан целиком и полностью реализуются в правовом статусе осу­жденного. Например, положения ст. 19 Конституции РФ о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и иного положения, отно­шения к религии и т.д. сохраняются в правовом положении осу­жденного. Аналогично решаются и положения ст. 21 Конститу­ции РФ о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, на­силию, другому жестокому или унижающему человеческое дос­тоинство обращению и наказанию», или. ст. 48 о гарантиях на право получения любым гражданином квалифицированной юридической помощи и т.д.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Как гражданин РФ, осужден­ный обязан уважать Конституцию и другие российские законы, соблюдать правила общежития, уважать интересы других лиц, бережно относиться к государственному имуществу и т.д. Но ограничения есть и в этой сфере. В частности, лица, отбываю­щие наказание в виде лишения свободы, в мирное время не при­зываются в ряды Вооруженных Сил (ст. 20 п. 1; ст. 21 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Одно из основных общегражданских прав гражданина, за­крепленное Конституцией РФ, — право на труд в правовом ста­тусе осужденного к лишению свободы превращается в его обя­занность трудиться. Согласно ст. 103 УИК РФ, каждый осуж­денный к лишению свободы обязан трудиться.

Осужденные привлекаются в труду, как правило, на предпри­ятиях исправительных учреждений, на государственных пред­приятиях или предприятиях иных форм собственности при ус­ловии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой дея­тельностью.

Осужденный, отбывая наказание в местах лишения свободы, является субъектом не только конституционных, но и иных за­крепленных законодательными актами правоотношений, в ча­стности, гражданско-правовых. С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться праводееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их пра­вовой статус претерпевает изменения.

Право собственности осужденного ограничивается в части приобретения, владения, пользования и распоряжения опреде­ленными видами имущества. Так, осужденному запрещается иметь наличные деньги, ценные бумаги и определенные вещи. Он лишен права совершать имущественные сделки с другими осужденными в отношении имущества, находящегося в его лич­ном пользовании. В качестве покупателя в местах лишения свободы осужденный может выступать лишь при приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости в торго­вой точке учреждения.

В отношении имущества, находящегося вне мест лишения свободы, осужденный остается субъектом права собственности, но непосредственно пользоваться принадлежащим ему имуще­ством не имеет возможности. Распорядиться своим имуществом, т.е. вступить в договорные отношения купли-продажи, обмена, дарения, завещания, наследования, если они не требуют личного исполнения, осужденный может, действуя через своего предста­вителя по договоренности. В данном случае видоизменяется не само право, а порядок его осуществления.

Ряд договорных правоотношений, возникших до осуждения, сохраняется, например, договор займа. Другие могут быть пре­кращены или отстрочены. Общегражданские права и обязанно­сти осужденных составляют основу их правового статуса.

Особое место в правовом положении осужденных составляют их специфические права и обязанности, которые условно можно разделить на два вида. Специальные права и обязанности пер­вого вида связаны с ограничениями в общих правах и обязанно­стях осужденных. Так, право осужденного на переписку, свида­ние, получение посылок или передач, право распоряжаться лич­ным временем, право на приобретение и хранение разрешенных перечнем продуктов питания и предметов первой необходи­мости и др. является следствием ограничения осужденного в праве распоряжаться собой и результатами своего труда, участ­вовать в общественной жизни и т.д. Некоторые права, напри­мер, право личной свободы, трансформируются в обязанность осужденного постоянно находиться в пенитенциарном учрежде­нии, а право устраивать свою личную жизнь и свой быт в соот­ветствии со своими представлениями и вкусами — в обязанность строго соблюдать распорядок дня, содержать в чистоте жилые помещения, соблюдать правила личной гигиены, в запрет выве­шивать фотографии, репродукции, открытки на стенах и тум­бочках, наносить себе и другим лицам татуировки и т.д. Огра­ничения в праве вступать в любые имущественные правоотно­шения оборачиваются запретом продавать, дарить или отчуж­дать иным способом в пользу других осужденных предметы, из­делия и вещества, находящиеся в личном пользовании.

Права и обязанности второго вида реализуют в правовом статусе уголовно-правовые и уголовно-исполнительные право­отношения. К ним относятся право на улучшенные условия со­держания, на условно-досрочное освобождение, право осужден­ных женщин на проживание вне колонии и т.п.

Специфические права и обязанности осужденных регулиру­ются нормами уголовно-исполнительного права. В настоящее время наряду с УИК, они определяются прежде всего «Прави­лами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреж­дений» 1997 г., специальными Постановлениями Правительства РФ, например, Постановлением «Об установлении минималь­ных норм питания и материально-бытового обеспечения осуж­денных к лишению свободы» от 8 июня 1997 г. Специфические права и обязанности носят не только карательно-воспита­тельный характер, но и выполняют функции обеспечения посто­янного надзора за осужденными, предотвращают нарушения режима, рецидив. Естественно, что специфические права и обя­занности прекращаются с освобождением осужденных из мест лишения свободы.

После освобождения из мест лишения свободы большинство общегражданских прав осужденных восстанавливается. Необ­ходимо отметить, что не всегда правовой статус освобожденных из мест лишения свободы автоматически восстанавливается до статуса обычного правопослушного гражданина РФ, но это уже не связано с отбыванием наказания, а вытекает из так называе­мого института судимости.

В данном параграфе мы ограничились рассмотрением прежде всего общих вопросов правового положения осужденных, отбы­вающих наказание в местах лишения свободы. Это необходимо, чтобы избежать повторений, когда речь пойдет о характеристи­ке основных средств пенитенциарного воздействия на осужден­ных, видов режима уголовно-исполнительных учреждений и других проблем, в которых вопросы правового статуса осуж­денных будут также анализироваться.

Подводя итог рассмотрению вопроса о правовом положении осужденных к лишению свободы можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации обладают об­щегражданскими правами и свободами, установленными Кон­ституцией и другими федеральными законами. Однако часть установленных законом прав и свобод граждан для осужденных к лишению свободы существенно ограничивается. Кроме того, осужденные наделяются рядом специфических прав, законных интересов и обязанностей.

www.vuzllib.su

Статья 73 УИК РФ. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Комментарии к ст. 73 УИК РФ

1. По общему правилу, установленному УИК РФ, осужденные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах того субъекта РФ, где осужденный проживал до ареста или был осужден. Как правило, оба эти места совпадают, хотя иногда лица совершают преступления не по месту своего жительства.

Такое правило имеет важное значение для поддержания социальных связей осужденного. В условиях высоких железнодорожных и авиационных тарифов для многих семей осужденных весьма затруднительно приезжать на свидания, а для осужденных — реализовывать свое право на выезды к месту жительства в связи с исключительными личными обстоятельствами, в отпуск и по другим основаниям. И то и другое не способствует сохранению социальных, особенно семейных связей осужденного, а в дальнейшем осложняет его социальную адаптацию после освобождения.

Отбывание наказания не по месту жительства вызывает дополнительные затраты на перевозки осужденных. Осужденные направляются для отбывания наказания, как правило, в исправительные учреждения, расположенные в тех субъектах РФ, где они проживали до ареста. Лишь в том случае, если у них не было определенного места жительства, они отбывают наказание по месту осуждения.

Однако соблюдение названного правила возможно не во всех случаях. Иногда исключение из него вызывается субъективными причинами, касающимися самого осужденного. Перевод в другой регион может быть вызван состоянием здоровья лица. Минздравом России и Минюстом России был издан Приказ от 28.08.2001 N 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы» . Если осужденный страдает указанными в Перечне заболеваниями, он не может быть направлен для отбывания наказания в названные там регионы, а в случае обнаружения такого заболевания во время отбывания наказания подлежит переводу в исправительное учреждение, находящееся в другой местности. Указанный Перечень приводится в конце комментария к данной статье (не приводится).

В отдельных случаях перевод может быть вызван просьбой родственников осужденного в случаях их болезни или преклонного возраста. Такая просьба рассматривается Управлением (Главным управлением) ФСИН субъекта РФ, если речь идет о переводе в другую колонию данного субъекта РФ, либо ФСИН России, если речь идет о переводе в исправительное учреждение, находящееся в другом субъекте РФ. Просьба может быть удовлетворена при наличии уважительных причин и при возможности такого перевода.

Возможен также перевод осужденного в другое исправительное учреждение, в том числе и в другой регион при возникновении угрозы его безопасности.

2 — 3. Объективные причины невозможности отбывания наказания по месту жительства осужденного могут быть связаны с отсутствием в данном регионе учреждения того вида, который определен приговором суда или отсутствием свободных мест в учреждениях соответствующего субъекта РФ. Многие категории осужденных, которые по закону должны содержаться раздельно, являются малочисленными, в связи с чем учреждения таких видов создаются не во всех субъектах РФ. Это касается, например, колоний особого режима и, в частности, колоний, предназначенных для содержания осужденных пожизненно; женских колоний и в особенности колоний, имеющих дома ребенка и родильные отделения, воспитательных колоний, тюрем, колоний, предназначенных для работников правоохранительных органов, и т.д. При отсутствии в субъекте РФ по месту осуждения данного лица исправительных учреждений соответствующих видов осужденные направляются по месту нахождения этих учреждений.

К числу объективных причин может быть отнесено и переполнение учреждений в данном регионе при наличии свободных мест в учреждениях соответствующего вида режима в другом регионе.

При отсутствии свободных мест в учреждениях соответствующих видов осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.

Для улучшения положения в законодательство внесены изменения, позволяющие в одной исправительной колонии создавать изолированные участки для содержания осужденных с разными видами режима (см. комментарий к ст. 74 УИК РФ).

4. Исключением из общего правила отбывания наказания осужденными в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, является порядок, установленный для ряда наиболее опасных категорий осужденных. Это осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. ст. 205 — 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209 — 211, 275, 277 — 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Эти лица направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых ФСИН России. Такое решение связано с особой опасностью этих лиц и необходимостью их строгой изоляции.

Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания

в отдельных местностях Российской Федерации

rulaws.ru

Осужденные лица отбывающие наказание в виде

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Правовое положение лиц, отбывающих показание в виде лишения свободы

Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения, соблюдение которых обеспечивается постоянным и всесторонним надзором за ним со стороны администрации учреждений, исполняющих наказания.

В судебной практике Российской Федерации лишение свободы традиционно занимает значительное место среди других видов наказаний. Так, осуждение к этому виду наказания составило: в 1992 г. — 36,5%; 1993 г. — 37,3%; 1994 г. — 39,5%; 1996 г. — 33,9 % от общего числа осужденных.

В соответствии с действующими нормами, определяющими правовой статус лиц, лишенных свободы, основой его содержания следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания в конкретном виде исправительного учреждения.

Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других — ограничивается, третьи — претерпевают видоизменения. Если говорить о лишении осужденного основных прав и свобод, то слова «лишение свободы» прежде всего означают невозможность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т.е. права и свободы, гарантированные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ.

Так, осужденные к лишению свободы, обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из мест лишения свободы, согласно ст. 313 УК, является преступлением. Вместе с тем определенным категориям осужденных разрешен выезд за пределы территории исправительных учреждений. Так, работающим осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск от 12 до 24 рабочих дней с правом выезда за пределы исправительного учреждения. Кроме того, осужденным, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоятельствами сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного вне пределов исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания.

Ограничения или лишения определенных прав и свобод граждан в статусе осужденного могут закрепляться не только в законе, но и в приговоре суда в виде дополнительного наказания, например, лишения права заниматься определенной деятельностью; а также в правилах режима, устанавливающих постоянный надзор за осужденными.

www.preiskurant.ru

77. Правовой статус лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества

77. Правовой статус лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества

К наказаниям, связанным с изоляцией от общества , относятся ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы (срочное и пожизненное). Исполнение данных видов наказания различается по степени изоляции осужденного от общества, строгости взысканий и характером поощрений.

1. Правовой статус осужденных, отбывающих наказания в виде ограничения свободы , характеризуется основными положениями, изложенными в гл. 2 УИК, и конкретизируется нормами права, помещенными в гл. 8 УИК РФ.

К мерам поощрения, применяемым к этому виду осужденных, относятся: благодарность; разрешение на проведение за пределами исправительного центра выходных и праздничных дней или отпуска; денежная премия; досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы предусмотрена ст. 58 УИК.

2. К осужденным, отбывающим наказание в виде ареста , применяются поощрения и взыскания, согласно правилам, установленным для осужденных к лишению свободы (ст. 114, 117 УИК).

Поощрения применяются за хорошее поведение осужденного к аресту в виде: благодарности; досрочного снятия ранее наложенного взыскания; разрешения на телефонный разговор.

За нарушение установленного порядка применяются взыскания в виде выговора или водворения в штрафной изолятор на срок до 10 суток.

3. К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы , применяется более широкий спектр дисциплинарных мер.

К ним могут применяться следующие меры поощрения : благодарность; награждение подарком; денежная премия; увеличение времени прогулки; изменение вида исправительного учреждения (ч. 2 ст. 78 УИК) или изменение условий отбывания наказания (ч. 3 ст. 87 УИК) и др.

За нарушение установленного порядка УИК РФ в ст. 115 предусматривает применение разнообразных взысканий, к их числу относятся: выговор; дисциплинарный штраф; перевод в другое ИУ и др.

law.wikireading.ru

Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Мхитарян Татевик Гагиковна,студентка 2 курса, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», гОренбургmkhitaryant@bk.ru

Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Аннотация. Вданнойстатье раскрываются права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Рассматривается нравственнопсихологический компонент неприкосновенности личности, предполагающий запрет на совершение по отношению к осужденным к лишению свободы какихлибо аморальных действий, а также анализируются особенности реализации личныхправосужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Ключевыеслова:законность, осуждение, наказание, свобода, право на неприкосновенность.

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовноисполнительного права рассматриваются как равнозначные.В.И. Селиверстов отмечал, что правовое положение лиц, отбывающих наказания, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан.При этом правовое положение лиц, отбывающих наказания, рассматривается им как один из видов специального статуса личности. Определяя содержание специального правового статуса, он исходит из того, что общий и специальный правовые статусы во многом взаимосвязаны, но самостоятельны. Взаимосвязь их заключается в том, что они в определенном объеме совпадают в основном за счет прав, законных интересов и обязанностей, которые частично конкретизируютобщегражданские. Вторую же группу прав, законных интересов и обязанностей обладателей специального статуса составляют те, которые имеют самостоятельное значение и не дублируют нормы общего правового статуса граждан. Обычно их называют специальными или специфическими правами, законнымиинтересамииобязанностями.Так, действующее уголовноисполнительное законодательство имеет двухаспектноезакрепление правового положения осужденных. Первый аспект связан с установлением нормативного определения правового положения осужденных, а второй с регламентацией прав, законных интересов и обязанностейосужденныхкконкретномувидунаказания[5].

Как известно,в ч.3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,а такжеобеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому закрепление правового положения осужденных в уголовноисполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Из этого следует,что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами[1].Итак, в уголовноисполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя способами:

1)установление нормативного определения правового положения осужденных;2)регламентация прав, законных интересов и обязанностей.Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В части 2 ст. этой же статьиговорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Следует отметьито, что исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социальноэкономической, политической и личных прав и свобод.Так, группа социальноэкономических, конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного,технического и художественного. Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд, т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера.

Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественнополезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Отсюда следует, что в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий. Осужденные имеют право наоплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ)[2]. Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ. Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией РФ является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовноисполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебнопрофилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарногигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Так, осужденные имеют право на социальное обеспечение, в томчисле на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ). Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличныхшествий и демонстраций.

В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти[3]. Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь, здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст. 25, 39 Конституции РФ). В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. Вэтом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.Осужденные имеют право на получениесвиданий, посылок, передач и т.д.Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетомположенийКонституцииРФ[4].

Подводя итоги, стоит сказать о том, что правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием. Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формированиеправового статуса осужденного.Необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельностиорганов,исполняющихнаказание.

Ссылки наисточники1.КонституцияРоссийской Федерации. М., 1993;2.Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,1996;3.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М.,1997;4.Формирование и развитие института прав человека в российской системе исполнения наказаний: монография / В.И. Белослудцев, М.В. Щербакова. М.: Издво ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2014.–192с;5.Закон РФ от 21.07.1993 № 54731 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // ВедомостиСНДиВСРФ.

e-koncept.ru

Смотрите так же:

  • Нотариат для нотариуса В этом разделе находится персональная информация о нотариусе Ралько Василие Васильевиче: биография, копии сертификатов и видео-ролики. Заслуженный юрист РФ, нотариус города Москвы РАЛЬКО […]
  • Федеральный закон о государственной тайне ЗАКОН РФ ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) Раздел I. Общие Положения Статья 1. Сфера действия настоящего Закона. Положения настоящего Закона обязательны для […]
  • Гражданское право виды собственности Гражданское право виды собственности Формы права собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится […]
  • Ст 114 ук рф комментарии Ст 114 ук рф комментарии 1. Статья 114 УК устанавливает ответственность за два самостоятельных преступления, совершенных при смягчающих обстоятельствах: а) умышленное причинение тяжкого […]
  • Федеральный закон об основах туристской деятельности 132 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Изменения и поправки Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года Одобрен […]
  • Управление федеральной службы исполнения наказаний по волгоградской области Заместители начальника Сорокин Владимир Иванович Первый заместитель начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, полковник внутренней […]