Отличия закона от подзаконного акта

Чем закон отличается от подзаконного акта?

Чем именно закон отличается от подзаконного акта?

  1. Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране. Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;
  2. Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы. То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Особенности отличий

Итак, становится вполне очевидным тот момент, что федеральные законы имеют более существенную юридическую силу. В принципе, они наделяются высшей юридической силой, а значит, все иные акты, создаваемые на территории страны, просто не могут им противоречить, и создаются исключительно на основании законодательной базы и в соответствии с ней.

Таким образом, существенных отличий между законами и подзаконными актами нет. Так как подзаконные акты, в принципе, «вытекают» из законодательной базы. Тем не менее, существует масса законов, которые имеют своеобразные пробелы. Именно данные пробелы прекрасно могут быть заполнены подзаконными актами.

То есть, другими словами, подзаконный акт может быть в виде своеобразного дополнения законодательной базы, но в тоже время, данный акт ни в коем случае не должен противоречить сути самого закона.

Можно с уверенностью сказать о том, что существенное различие закона и подзаконного акта формируется исключительно в юридической силе. Также в структуре принятия таких законов. Если закон принимается посредством голосования государственной думы, совета федерации и подписи президента, то подзаконные акты принимаются только исполнительной властью, и в принципе, одобрения совета федераций или же государственной думы, они не требуют. Но, подзаконные акты могут исключительно дополнять или же разъяснять, но не противоречить законодательству.

Что должно быть на печати ООО по новому закону?
Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внес.

Сколько всего федеральных законов в РФ?
На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350.

Как оформить наследство по закону?
Право на наследование в нашей стране гарантируется Конституцией РФ – статья 35. Также, все особенности положения о наследования формируются в ГК РФ – статья 1110. При оформлении.

Как анализировать законы?
Анализировать законодательные акты следует на основании самих актов, а также на основании толкований, которые регулярно публикуют судебные инстанции. Все дело в том, что.

zakon-region.ru

скажите пожайлуста,чем отличается Закон от Нормативно-правового акта.

Закон — установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов) , обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам) . Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и др.) , а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики) .

Райзберг Б. А. , Лозовский Л. Ш. , Стародубцева Е. Б.
«СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»
(ИНФРА-М, 2006)

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов.

Различаются:
конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные) ;
подзаконные акты (указы, постановления, декреты, ордонансы и др.) .

Закон и есть нормативно правовой акт
раз пошла такая пьянка, то норма права состоит из санкции, деспозиции, гипотиза
Норма права — установленное или санкционированное государством правило поведения, общеобязательное в пределах сферы своего действия, обеспеченное его принудительной силой и отражённое в источнике права.

otvet.mail.ru

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования. Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения. Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия. Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.
  • Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

    Подзаконные акты и их признаки

    Подзаконными актами конкретизируется и адаптируются к реализации нормы соответствующего закона. Правоприменительная практика осуществляется на основе подзаконных актов, позволяющих реализовывать права, определённым в таких актах, способом. Характерными чертами для такого рода документов является цель их издания, направленная на конкретизацию соответствующего закона и обеспечение его выполнения.

    Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства. Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

    Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.
  • Различия между законом и подзаконным актом

    При кажущейся схожести рассматриваемых объектов, стоит выделить ряд их принципиальных различий. Существенным является отличие, состоящее в определении органа, который наделён полномочиями по изданию документа. Издание закона может осуществляться исключительно высшим законодательным органом или непосредственно народом, тогда как издание подзаконного акта осуществляется компетентным в определённой сфере органом.

    В частности, допускается издание подобных актов министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями. Очевидно различие между законом и подзаконным актом и по объёму содержащейся информации.

    Говоря о различиях между законом и подзаконным актом стоит учитывать, что соотношение закона и подзаконного акта закреплено формулировкой «на основании и во исполнение закона». Таким образом наглядно, что подзаконные акты находятся в подчинённости закону. Также, очевидно, что и самим основанием для необходимости принятия того или иного нормативного акта служит закон. Законом может быть оговорена необходимость принятия нормативно-правового акта, вид такого акта, орган, наделённый компетенцией по его принятию.

    Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона. Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е. не может выходить за рамки соответствующего закона.
    Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что соотнесение и взаимодействие подзаконного нормативно-правового документа и закона возможно только при отсутствии расхождений и согласованности такого акта с конкретным законом. Только неукоснительное соблюдение этого требования и отсутствие противоречий между законом и подзаконным актом, позволит действующим нормам права быть действенными регуляторами общественных отношений.

    vchemraznica.ru

    Отличия закона от подзаконного акта

    Содержание
    Введение
    Закон: понятие и виды
    Подзаконные нормативные акты
    Заключение
    Список литературы

    Введение
    В законах государств, начиная с глубокой древности, закреплялись такие важнейшие общественные устои, как собственность, товарно-денежные отношения, структура и полномочия органов государственной власти, регламентация семейных и иных отношений родства, порядок отношений между государствами и гражданами разных государств и т.д.
    Право — это один из необходимых спутников исторического развития человеческого общества со времен его перехода к цивилизации. Право — это признанная и установленная государством система социальных норм, закрепляющая порядки общественных отношений, принципы и начала справедливости, которые сложились еще в исторических условиях развития разных народов.

    Закон: понятие и виды
    Этимологически (по своему смыслу) слово «закон” в русском языке означает «правило”, «предел”, положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом «закон” всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.
    Юридический смысл слова «закон” состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти.” С древнейших времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., gesetz – нем., law – англ.). Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания – нормы права.
    В теории права определение закона формулируется следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
    Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:
    1) Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.
    2) Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Это связано с тем, что издавна любой закон считается актом выражения высшей власти в государстве.
    3) Закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер.
    4) Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;
    5) Закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;
    6) Закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур.
    Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
    • внесение законопроекта в законодательный орган;
    • обсуждение законопроекта;
    • принятие закона;
    • его опубликование (обнародование).
    Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются. Ведь любой закон издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц.
    1. Действие закона во времени.
    Оно начинается, по общему правилу, с момента вступления закона в силу. Во многих странах действуют специальные правила вступления в силу нормативных актов. Они заключаются в том, что:
    • акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;
    • акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, например, федеральные и федеральные конституционные законы России вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования в Российской газете или в Собрании законодательства РФ;
    • самим законом может быть установлен другой порядок вступления его в силу, например, со дня опубликования или, наоборот – спустя некоторое время (так, часть 1 ГК РФ, принятая 21 октября 1994 г., была введена в силу с 1 января 1995 г.), с целью приведения в соответствие с ним различных условий его применения.
    Однако никто, ни один орган не может принять решение о вступлении закона в силу до его опубликования. Такое положение во многих государствах, как правило, записывается в Конституции. Есть подобного рода норма и в Конституции РФ: ч. 3 ст. 15 гласит «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”.
    Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Это значит, что обратной силы закон не имеет. Соответственно, предписания закона не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Однако в отдельных случаях допускаются исключения из указанного принципа. Так, в РФ уголовные законы, устраняющие либо смягчающие наказание, имеют обратную силу. В отличие от них законы, устанавливающие наказуемость или усиливающие наказание, обратной силы не имеют (ст. 6 УК РФ). Аналогичное правило установлено относительно обратной силы законов об ответственности за административные правонарушения (ст.9 КоАП).
    Законы действуют вплоть до их официальной отмены или частичного изменения отдельных предусмотренных ими предписаний. Вторым основанием прекращения действия закона во времени является истечение срока, на который издан данный акт или его отдельные предписания.
    2. Действие закона в пространстве.
    Пределы действия закона в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие законов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, законы членов федеративного государства действуют лишь на их территории. Также при федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).
    Таким образом, по общему правилу, пределы действия закона в пространстве ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей. Например, в России федеральные законы, как правило, действуют на всей территории РФ, а республиканские и региональные – на территории каждого из субъектов Федерации. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории данного муниципального образования (района, города, села и т.п.). Некоторые федеральные законы прямо предназначены для применения к отдельным территориальным пределам в РФ. Примером могут служить законы, относящиеся к районам Крайнего Севера, пограничным зонам, континентальному шельфу, а также особым экономическим зонам.
    3. Действие закона по кругу лиц.
    Существует правило, согласно которому действия закона распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны при этом уважать его Конституцию и соблюдать другие законы. Однако имеются исключения из этого правила, когда действия законов по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Следует также учитывать, что некоторые национальные законы вообще не распространяются на иностранцев и апатридов (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Некоторые законы могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и др.). В таких случаях в законе точно определяется круг лиц, подпадающих под его действие.
    7) И последний признак закона заключается в том, что закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью и только в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости. При этом закон, принятый парламентом, может быть признан конституционным или другим аналогичным судом неконституционным, но отменить его может только законодательный орган. В этом, безусловно, заключается существенная гарантия сохранения стабильности и законности всего правопорядка в стране.
    В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

    Классификация законов
    Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:
    а) принятые на референдуме;
    б) принятые Федеральным Собранием РФ;
    в) законы субъектов федерации.
    Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
    По юридической силе и значению среди федеральных законов различают:
    1) конституцию
    2) законы, вносящие поправки в текст, принимаемые в особом порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.
    3) особые федеральные конституционные законы, принимаемые квалифицированным большинством голосов обеих палат Федерального Собрания (ст. 108 Конституции)
    Все остальные федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.3 ст.76 Конституции).
    Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

    Подзаконные нормативные акты
    Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
    Акты Президента. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.
    Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
    Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п.
    Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
    Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета. Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
    В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.
    Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.
    Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать прежде всего законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
    Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т. п.
    К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.
    Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
    Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединении, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются прежде всего уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).
    Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся прежде всего федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т. п.
    К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.

    Заключение
    Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном — опять же как синоним всех источников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
    Слияние этих значений может приводить к негативным последствиям, что произошло в Конституции РФ 1993 года. Во всех современных Конституциях закрепляется принцип независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только закону».
    Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона, даже пословицы. Но наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, — которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.
    Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир.
    Таким образом, о законе можно сказать следующее: «закон строг, но он закон».

    Список литературы
    1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996 г.
    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 1999 г.
    3. Конституция Российской Федерации, М., 1993 г.
    4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юраит, 1999 г.
    5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 1981.
    6. Голунский С.А. Теория государства и права. М., 1940.
    7. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763.

    alfa2omega.ru

    Закон и подзаконные акты

    Базовым признаком, позволяющим определить место нормативного правового акта в иерархической структуре права, является его юридическая сила. Именно поэтому нормативные правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

    Определение такого правового свойства, как юридическая сила любого правового акта, в том числе и со стороны законодателя, не может носить произвольный характер. Юридическая сила правовых актов, имеющих ту или иную форму внешнего выражения, обусловливается прежде всего двумя следующими формальными обстоятельствами. Во-первых, речь идет об особенностях правового статуса органов и лиц, принимающих (участвующих в принятии) определенного правового акта, ибо через правовой статус раскрывается место правотворческого органа в иерархии органов публичной власти, от чего во многом зависит и положение правовых актов. Во-вторых, юридическая сила правовых актов обусловлена степенью сложности процедуры их принятия, во многом отражающей значимость общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования соответствующих правовых актов. В связи с этим в ряду нормативных правовых актов, издаваемых органами государства, закон занимает приоритетное место как акт высшей юридической силы.

    Круг субъектов, обладающих правом принятия законодательного акта, определяется конституцией государства, в которой, как правило, содержится указание па то, что законы принимаются парламентом как представительным органом или непосредственно гражданами на референдуме. Получается, что закон, по своей сути, выражает народную волю, народный суверенитет, ибо принимает такой акт народ (прямо или через своих представителей). Это и обусловливает признание за законом высшей юридической силы, предполагающей, в первую очередь, что все другие нормативные правовые акты не могут противоречить закону и должны ему соответствовать. Высшая юридическая сила закона предполагает еще и то, что никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал. Конечно, орган конституционной юстиции может признать закон не соответствующим конституции страны, но отменить (аннулировать) такой законодательный акт должен тот орган, который его принимал.

    Однако существуют и более глубокие, содержательные моменты, благодаря которым именно законы наделены высшей юридической силой. Закон содержит первичные (изначальные) правовые нормы.

    В классическом теоретическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы и тем самым закладывающий основы регулирования в полном объеме. При этом закон регламентирует основные, ключевые аспекты жизни страны: принципиальные экономические, политические и социальные вопросы. Иными словами, с закона начинается юридическое регулирование но данному предмету.

    Именно то, что в законе содержатся первичные (изначальные) правовые нормы, которые по-новому регламентируют самые значимые для жизни страны общественные отношения, и придает данному источнику права высшую юридическую силу. Все другие указываемые формально-юридические моменты — статус законотворческого органа, сложность законотворческой процедуры — обусловлены вышеназванными содержательными моментами. Чтобы изначально (первично) определить параметры правового регулирования в той или иной особо значимой сфере общественной жизни, требуется призвать к такому творчеству особый субъект — народ или представительный орган, а также придать этому процессу более публичный и контролируемый характер.

    Кроме высшей юридической силы законы в России обладают и прямым действием (ст. 76 Конституции РФ), что также вытекает из содержания (первичных норм, регулирующих важнейшие общественные отношения) данного нормативного правового акта. Под прямым действием закона в широком смысле в юридической литературе понимаются все формы реального влияния входящих в закон правовых норм непосредственно на сознание, психику людей, а также на все общественные отношения. В узком смысле под прямым действием закона следует понимать лишь те случаи его непосредственного влияния и осуществления, которые связаны с конкретной активностью физических и юридических лиц в политико-правовой и социально-экономической сферах, когда каждый из них может наиболее выгодно использовать законодательные положения для осуществления своих охраняемых законом интересов.

    Исходя из этого, можно определить закон как нормативный правовой акт, посредством которого народ или парламент в особом законодательном порядке устанавливает первичные правовые нормы для регулирования наиболее важных общественных отношений, благодаря чему он обладает высшей юридической силой и прямым действием.

    Законы по своему значению и, прежде всего, по юридической силе делятся на основные и обыкновенные. Основные законы — это конституции.

    Конституция — единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами [1] , посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    Непосредственно к Конституции РФ примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации) и дополняющие и уточняющие собственно конституционные положения. Конституционный закон — это такой основополагающий законодательный акт, принятие которого в специальном порядке возлагается содержащимися в Конституции РФ бланкетными нормами на представительный орган (как правило, парламент) в целях дополнительного конституционно-правового урегулирования общественных отношений и юридическая сила которого приравнивается к Конституции РФ.

    Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается действующей Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты, при помощи которых принимаются поправки к гл. 3—8 Конституции РФ.

    Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные и, как уже отмечалось, издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения.

    Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» [2] регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

    Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о земле, финансово-кредитные законы и т.д.

    Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

    Кодекс (от лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права: гражданской, уголовной, земельной, и т.д. Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

    Структура кодекса, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

    Например, положения Общей части УК содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

    Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

    Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

    Кроме отраслевых в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

    В федеративном государстве, каким является Россия, различаются федеральные законы и законы субъектов Федерации.

    Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т.д.). Законы принимаются представительными органами государства (парламентом), а подзаконные акты, как правило, исполнительными органами. Главное же отличие заключается в том, что правительственные нормативные правовые акты по своей природе вторичны и производны от закона: подзаконные нормативные правовые акты призваны обеспечивать уже на основании законов конкретизированное нормативное правовое регулирование комплекса общественных отношений. Подзаконность актов правительства (подзаконных нормативных правовых актов) не означает отсутствие у них юридической обязательности, поскольку они обладают необходимой юридической силой. Тем не менее, подзаконные нормативные правовые акты не имеют такого же верховенства, которое характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

    В пашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства также издают нормативные правовые акты.

    Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются по широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

    Согласно ст. 90 Конституции РФ, нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента РФ не ограничивает право Государственной Думы принять по этому же вопросу федеральный закон и установить иные нормы права.

    Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или размещения на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

    Согласно ст. 115 Конституции РФ, Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры, управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи, Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1000 нормативно-правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

    Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами. а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Минобрнауки России по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса издает нормативные правовые акты, которые являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для граждан.

    Итак, подзаконный нормативный актэто нормативный правовой акт компетентного органа (должностных лиц), который издается на основе и во исполнение закона для специализированного регулирования определенных областей общественных отношений.

  • [1] Эти свойства раскрыты далее, в разделе, посвященном конституционному праву.
  • [2] При изучении законодательных и нормативных актов необходимо учитывать их дополнения и изменения после принятия первоначальной редакции.

studme.org

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Оформление квартиры в собственность в браке ○ Что говорит закон. Нормативно-правовой базой регулирования вопроса, о разделе имущества служит: Гражданский кодекс (далее – ГК). Гражданское процессуальное законодательство (далее ‑ […]