Пенсия в октябре 2014 года

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014

График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за октябрь 2014 года

через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга:

Дата выплаты по графику

Дата фактической выплаты

3 — 4

3 октября

5 — 6

6 октября

7

7 октября

8

8 октября

9

9 октября

10 — 11

10 октября

12 — 13

13 октября

14

14 октября

15

15 октября

16

16 октября

17 — 18

17 октября

19 — 20

20 октября

21

21 октября

По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; 196140; 196621; 196631;

196625; 196642; 196644; 196645; 196652; 196632; 196627; 197229; 194361; 197730

выплата пенсии осуществляется: 3 — за 3 — 4 числа; 4 — за 5 — 6 числа; 7 — за 7 число;

8 — за 8 число; 9 — за 9 число; 10 — за 10 — 11 числа; 11 — за 12 — 13 числа, 14 — за 14 число;

15 — за 15 число; 16 — за 16 число; 17 — за 17 — 18 числа; 18 — за 19 – 20 числа; 21 — за 21 число;

Выплата по дополнительному массиву — 17 октября 2014 г.

Социальная выплата за октябрь будет выплачена после 16 октября 2014г

через отделения Сбербанка:

16.10.2014

17.10.2014

20.10.2014

другие кредитные организации: Филиал «Петровский» ОАО «Банк «Открытие», ОАО «Банк Александровский»,

ОАО «Банк Санкт-Петербург», ОАО «Банк Таврический», ЗАО «Москомприватбанк», ОАО АКБ «Связь-Банк»,

ОАО «Восточный экспресс банк», ООО КБ «Агросоюз», ОАО «Витабанк», ОАО «Россельхозбанк»,

ЗАО КБ «Мираф-Банк», ОАО «АК Банк», ОАО «Балтийский банк», филиал № 14 АКБ МОСОБЛБАНК, З

АО АКБ «Констанс-Банк», ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк», ОАО «Межтопэнергобанк»,

ООО»ЛЕНОБЛБАНК», ОАО «Энергомашбанк» – 15 октября 2014 г.

кредитные организации без договора22 октября 2014 г.

Выплата ЕДВ льготным категориям граждан МО и МВД через отделения Сбербанка:

www.pfrf.ru

Гражданам разъяснили, кому из них не положена выплата пенсий, заработанных в СССР

Заработав пенсию в СССР, но не успев получить российское гражданство, женщина в начале 90-х годов уехала на постоянное место жительства за границу. Сразу после отъезда пенсионные выплаты ей были приостановлены. Прошло больше 10 лет, и эмигрантка потребовала от Пенсионного фонда их возобновления, а получив отказ, пошла жаловаться в суд. Кто прав в этом споре, решал Верховный суд РФ.

Добиться пенсии в суде

В октябре 2006 года Белла М. обратилась в управление ПФ РФ Заельцовского района Новосибирска, попросив восстановить ей выплаты трудовой пенсии по старости с 15 июня 1998 года как иностранному гражданину, покинувшему территорию России до 1 июля 1993 года, но получила отказ. Спор продолжился в Заельцовском районном суде. Во время судебного разбирательства выяснилось, что заявительница начиная с июня 1991 года получала пенсию по старости. Выплаты производились на основании положений Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». Осенью 1991 года она переехала в другое государство и осталась там жить. 1 ноября 1991 года пенсионный орган снял женщину с учета, выплатив ей пенсию на полгода вперед – по 30 апреля 1992 года.

Заельцовский райсуд 5 июня 2007 отказал в удовлетворении исковых требований. «Действующее пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает права на сохранение и получение лицами, выехавшими на постоянное место жительство за границу, иных пенсий (кроме пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и по случаю потери кормильца), назначенных по законодательству СССР», – говорится в решении.

Вторая попытка

Прошло шесть лет, и женщина решила еще раз побороться за пенсию. В октябре 2013 года М. снова написала заявление все в то же управление ПФР, потребовав восстановить пенсионные выплаты, но опять получила отказ – для удовлетворения ее требований не нашлось правовых оснований. Заявительница вновь обратилась в Заельцовский райсуд. В октябре 2014 года ее заявление рассмотрела судья Татьяна Борисова (дело № 2-3541/2014). На этот раз требования пенсионерки в эмиграции были удовлетворены частично. Вынося решение, суд исходил из положений сразу нескольких норм: закона СССР о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года и одноименного закона РФ от 20 ноября 1990 года, а также ст. 5 ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ». Применил он и постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П. Тогда КС РФ посчитал недопустимым оставлять пенсионеров без права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.

Судья Борисова пришла к выводу о том, что М. не должна быть лишена пенсии, ведь она заслужила ее предшествующим трудом на территории СССР. Апелляция согласилась с этим мнением, уточнив лишь, что выплаты заявительнице трудовой пенсии по старости должны быть возобновлены с 1 декабря 2006 года. Управление ПФ РФ в Заельцовском районе обжаловало акты нижестоящих инстанций в ВС РФ.

В решениях нижестоящих судов были найдены грубые ошибки

Рассмотрев кассационную жалобу (дело № 67-КГ15-12), Коллегия по гражданским делам установила, что «по нормам пенсионного законодательства, действующего на момент назначения пенсии М. и ее выезда за границу, не было предусмотрено восстановление (возобновление) выплаты пенсии в отношении граждан, выехавших на постоянное жительство за границу. Граждане СССР, выехавшие на постоянное жительство за пределы СССР и являвшиеся получателями пенсий по иным основаниям, кроме пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, по случаю потери кормильца, назначенных и выплачиваемых в соответствии с законодательством СССР, не имели права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии». То есть заявительница, выехав за пределы РФ, не обладала правом на возобновление получения пенсии по старости, которая была назначена ей по нормам законодательства СССР.

По мнению ВС, нижестоящие суды не учли, в первую очередь, что женщина не имеет российского гражданства и никогда не являлась получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Следовательно, указанные нормы на ее отношения с ПФР не распространяются.

В итоге ВС признал предыдущие судебные акты незаконными, «поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ – УПФ РФ в Заельцовском районе Новосибирска», и отменил их, приняв определение об отказе в удовлетворении исковых требований М.

Мнения экспертов

Эксперты «Право.ру» разделились на два лагеря: часть опрошенных юристов одобрила позицию ВС РФ, а другие с мнением судей не согласились.

Антон Пуляев, адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре», с ВС согласен и считает, что суды нижестоящих инстанций проигнорировали тот факт, что заявительница не имеет гражданства РФ, является гражданкой иностранного государства и никогда не была получателем пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, по его мнению, суды нижестоящих инстанций, удовлетворяя требования, сослались на закон, вступивший в силу после отъезда заявителя за пределы РФ (закон о государственных пенсиях в РФ, который вступил в силу 1 января 1992 года).

Другой московский адвокат – Калой Ахильгов соглашается с коллегой, акцентируя внимание на том, что суд первой инстанции и апелляция неверно истолковали еще и закон СССР о государственных пенсиях, а также постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, где сказано, что лицам, покидающим территорию СССР и уезжающим на постоянное или временное жительство в капиталистические страны, выплата пенсии приостанавливается на все время пребывания за границей.

У адвоката АК «Павлова и партнёры» Константина Савина позиция иная: «На мой взгляд, определение ВС противоречит постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П и определению ВС РФ по делу № 39-ВПР10-8 (тогда суд признал право пенсионерки, выехавшей за пределы нашей страны в 1990 году, на возобновление выплаты пенсии, при том, что фактические обстоятельства по делам схожи – прим. ред.), нарушает принципы правовой определенности, предсказуемости и лишает большую по численности группу пенсионеров – наших соотечественников права на получение заслуженной и назначенной им трудовой пенсии по законодательству СССР», – считает эксперт.

Вместе с тем юрист обращает внимание на актуальность темы: «В начале 90-х годов наши соотечественники в массовом порядке отбывали за рубеж в связи с трудным социально-экономическим положением и нестабильной политической обстановкой. Право на получение пенсии по старости обусловлено предшествующим трудом, а не наличием российского гражданства заявителя или датой выезда его за рубеж на постоянное жительство. Если заявитель до выезда имел гражданство РСФСР и ему была назначена пенсия по законодательству СССР, то он вправе претендовать на восстановление (возобновление) выплаты трудовой пенсии РФ. При наличии соответствующей жалобы заявителя в целях устранения разнобоя практики требуется передача вопроса на рассмотрение Президиума ВС».

Двояким считает решение ВС РФ петербургский юрист Сергей Урбан: «Я не согласен с подходом к обоснованию правовой позиции, но одновременно считаю само решение верным. ВС РФ ошибочно исключает закон СССР из правовой базы, применяет положение закона РСФСР вне правовой связи с действующей на тот момент Конституцией РСФСР. ВС РФ приходит к неверному выводу, что истцу вообще не полагается выплачивать пенсию, даже в размере, указанном законом СССР (оплата за 6 месяцев). Кроме того, к указанным правоотношениям пытаются применить нормы об иностранном гражданстве, что недопустимо, поскольку истец на момент получения права на государственную пенсию являлся гражданином СССР, что не оспаривается ни одной инстанцией, указанное право получил в СССР и расчет ведется по правилам СССР. Прошу обратить особое внимание, что ВС РФ, отказываясь признавать закон СССР, ссылается на постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года».

pravo.ru

Пенсий не будет по закону

Треть трудоспособного населения в России не платит налоги и не рассчитывает на помощь в старости

Государство не имеет представлений о том, где работает 22,5 миллиона граждан, которые не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят в Пенсионный фонд. В будущем эти люди не смогут претендовать на достойную пенсию. Как пишет «Российская газета», на последнем совещании вице-премьер Ольга Голодец поставила задачу вывести из «тени» треть нелегальных трудящихся и 10% зарплат.

Разговоры о том, что люди у нас непонятно чем заняты, идут уже давно. Официальная безработица в России постоянно снижается (сейчас она на уровне около 5% от трудоспособного населения). Если люди не встают на биржу труда, то они считаются трудоустроенными, и государство может показывать красивые цифры статистики и говорить о том, что у нас всё благополучно. По крайней мере, лучше, чем в «растленной Европе», где до четверти трудоспособного населения сидит на пособии.

С другой стороны, никто не может заставить почти треть трудящихся заплатить налоги. Они не платят за медицину и не отчисляют средства на выплату пенсий. Это может быть свидетельством того, что работа у людей не такая уж хорошая.

Во многих провинциальных городках основное место работы людей — местный рынок. Там люди проводят досуг, знакомятся, влюбляются и создают семьи, а администрация рынка избирается в местные органы власти. Понятно, что мало кто из торговцев оформился как владелец ООО или как индивидуальный предприниматель.

Еще в провинции поражает огромное число вывесок «Автозапчасти» и «Всё для ремонта». Многие зарабатывают себе на жизнь тем, что чинят машины и кладут линолеум в домах земляков. Налоги они тоже не платят.

В принципе, многие люди не видят особый смысл отчислять часть заработка государству. Всякие увещевания в стиле «Россия — наш общий дом» мало на кого действуют. Поэтому граждане соглашаются работать без оформления, а многих просто вынуждают это делать. Работы на рынке хватает не всем, и люди едут на стройки или в качестве прислуги в крупные города. «Вахтовиками» забиты многие поезда дальнего следования, электрички, общежития. Предпринимателям же выгодно нанимать бесправных людей и не платить в фонды социального страхования, да и запросы у «вахтовиков» меньше, чем у местных жителей. В определенном смысле, работники без оформления похожи на «пролов» в антиутопии Оруэлла «1984», то есть на не интересных государству людей, которые живут сами по себе.

Единственно, чем государство может сагитировать людей делать всё по закону, это угрозами в будущем не платить пенсию. Но пенсионная система за последние годы менялась столько раз, что многие наши граждане уже не верят никаким посулам. Долго правительство убеждало людей, что самая лучшая система — накопительная. Мол, каждый человек будет потихоньку откладывать себе на старость, в это время денежки будут инвестироваться в перспективные проекты и расти. И люди могут выбрать между вложениями в государственный Пенсионный фонд с большей надежностью, но меньшей доходностью, или в негосударственные структуры, где риск выше, но и прибыльность обещает быть высокой. Многие поверили в эту схему, представили себе, как подобно европейским пенсионерам будут путешествовать в пожилом возрасте, и даже стали отчислять на будущее дополнительно.

Но потом с высоких трибун сказали, что система себя не оправдала, и от накоплений мы переходим к неким баллам, тут же прозванные некоторыми «трудоднями». Потом объявили о заморозке средств негосударственных фондов. Последняя новость — деньги вернут, но только при условии их вложения в банки, пострадавшие от западных санкций. Дескать, за границей им в кредитах отказали, и теперь накопления граждан будут в самый раз. Речь идет о 440 миллиардах рублей, которые должны спасти наши финансовые учреждения. Не сложно догадаться, что такие перспективы не сильно обнадеживают граждан, и о будущем многие просто предпочитают не думать.

— Неучтенные работники это острая проблема для нашей страны, — говорит директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. — Это явление называют «неустойчивой занятостью». Значительная ее часть связана с «теневой» занятостью, если говорить о налогах и страховых платежах. Оборотная сторона этого — отсутствие социальных гарантий у работников. «Неустойчивая» занятость характерна для сезонных работников, для строителей на приусадебных участках, сиделок, нянь, репетиторов. С ними не оформлены трудовые отношения, зарплату они получают непосредственно от работодателя, а так как трудовые отношения не оформлены, то и гарантий у работников нет.

Снизить масштабы явления можно совершенствованием трудового законодательства. В нем пока не проработаны многие формы занятости. В частности, «заемный труд», когда агентства нанимают людей, а потом отправляют их работать в другое место, где могут быть ранее не обговоренные условия труда. В Европе отработан этот процесс, а у нас пошли на радикальную меру и с 2015 года «заемный труд» будет начисто отменен. Только недавно была отрегулирована дистанционная занятость. Но многие процессы никак не прописаны в законах.

Много неясностей в сфере гражданско-правовых договоров, которые отличаются от трудовых договоров. В гражданско-правовых договорах не предусмотрен отпуск и больничный лист.

У нас есть еще и проблема мигрантов, в этой сфере и вовсе царят средневековые порядки. Работники не имеют никаких прав, а эксплуатация людей носит самый ужасный характер.

Надо повышать ответственность работодателя при использовании такой рабочей силы.

«СП»: — Как сказывается «неустойчивая занятость» на уровне жизни людей?

— Надо разделять это явление на принудительное и добровольное. Добровольное — это когда человек работает по своей воле, но не платит налогов. Это характерно для квалифицированных специалистов. Обычно человек не задумывается о своем будущем. Но большая часть работников в условиях отсутствия учета трудятся принудительно. Многие работают вахтовым методом, прислуживают во всяких магазинах и кафе. Они даже ночуют на рабочем месте, а трудовых договоров с ними не заключают. Но в провинции нет нормальных рабочих мест, и люди вынуждены соглашаться на такие условия.

«СП»: — Получается, что «неустойчивая занятость» характерна для неблагополучной экономики.

— Конечно, люди вынужденно идут на работу без оформления, соглашаются на отсутствие гарантий. Это приводит и к снижению зарплат в отраслях.

К «неустойчивой занятости» приводит и быстрый рост производства, который порождает перемещения огромного числа людей. А работодатель обычно думает о большей прибыли, ему выгодно не нести никакой социальной ответственности. Вокруг него быстро меняются условия бизнеса, появляются конкуренты, новые виды товаров. Работодатели трудоустройство на время называют красиво «гибкой занятостью». Но люди вынуждены терпеть снижение зарплат и отсутствие гарантий. В целом, ситуация в той или иной мере касается 92% работоспособных граждан, которые трудятся по найму.

Но государство должно решать эту проблему.

«СП»: — Какую роль играет то, что постоянно меняются принципы пенсионных начислений?

— Нестабильность порождает недоверие к пенсионной системе. Я не считаю хорошим явлением, что у нас постоянно меняются правила игры.

Но мы должны понимать, что сейчас наша страна не готова к накопительной пенсии. Отчисления некуда инвестировать, и деньги теряются. Они не прирастают должной прибылью и не сохраняют своей стоимости. Поэтому государство свертывает программу. Через пять-семь лет, когда надо будет делать первые выплаты по накопительной системе, окажется, что отложенное крайне незначительно. Это вызовет социальный взрыв.

Чем отличается накопительная система от страховой? Страховая — это когда работодатель делает отчисления, и средства сразу идут на выплату нынешним пенсионерам. В таком случае деньги не теряют своей стоимости. А вот когда деньги идут в накопления, то единственный способ их сохранить — вложить в какие-нибудь проекты. Но вы видите, насколько нестабильна у нас экономическая ситуация. Мы переходим от одной модели экономики к другой, принимаются не самые лучшие решения по развитию страны, а сейчас еще и обострилась конфронтация на международной арене.

По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновациям и предпринимательству Николая Арефьева, проблема в том, что государство не создало нормальных условий для работы людей:

— Люди предпочитают работать без договора, а не вставать на учет на бирже труда. Никто не хочет числиться безработным, потому что потом на работу нигде не возьмут.

Тем более, на сегодняшний день законы такие, что пенсию, наверное, никто не получит. А если человек работает без трудовой книжки, то и стаж у него не идет. Это значит, что на пенсию он никогда не выйдет. И вот в этом самая главная беда для людей.

Для государства такое положение дел плохо тем, что люди работают, но не платят налоги, на них не идут отчисления в страховые фонды. Сама по себе экономика не страдает, так как люди что-то делают, общая статистика это учитывает. Но страдает бюджет, страдают сами трудящиеся. Расплачиваться они будут, когда будут выходить на пенсию.

«СП»: — Но правила начисления пенсий постоянно меняются.

— Люди относятся к этому как к неизбежному злу. Другое дело, что какая-то надежда на получение пенсий у людей всё-таки есть. Если будет государство, если у людей будет стаж, то не всё так печально. Хотя у нас всё возможно.

Правда, нынешняя пенсионная система направлена не на то, чтобы выплатить людям деньги, а как сократить социальные выплаты и льготы. Поэтому придумывают разные схемы, говорят о накопительной, о страховой части пенсии. Раньше люди работали у государства, и государство платило пенсии. Выплаты были стабильными, и ни у кого не возникало лишних вопросов.

Сегодня наше государство не работает, и под руководством нашего правительства работать не собирается. Естественно, такое государство ничего не зарабатывает. Одних денег от продажи нефти на всё не хватает, ни на содержание государства, ни на пенсионные выплаты. Поэтому и существует такая неопределенность с пенсионным обеспечением.

Хотя люди верят и такой системе. Граждане работают «втемную» потому, что найти хорошую работу очень сложно. По-хорошему, занятые без договора должны считаться безработными. Но так как они не регистрируются таковыми, то их статистика по безработице не учитывает, считается, что они работают.

«СП»: — Люди больше предпочитают перебиваться случайными заработками, или работодатели принципиально не хотят оформлять людей?

— В городах владельцы предприятий просто не хотят платить в социальные фонды. Ведь платежи просто огромные, практически треть фонда заработной платы надо отдавать государству. Кстати, платежи хотят еще и повысить, но тогда все зарплаты уйдут «в тень».

Есть проблема и в сельской местности, где работают фермеры. Как правило, это безграмотные люди, которые ни к какой бухгалтерии не приучены. Фермер нанимает работников, или батраков, как говорили раньше. Он если бы и захотел, то не смог бы оформить людей должным образом. Поэтому он числится как индивидуальный предприниматель, а сам пользуется трудом батраков. И он не понимает, как сделать запись в трудовой книжке, как поставить печать, а заводить бухгалтера дорого.

«СП»: — Можно ли исправить ситуацию?

— У нас в России 7 миллионов 700 тысяч предприятий. На них приходится 92 тысячи работников налоговых органов. Эти 92 тысячи никак не могут проверить 7,7 миллиона предприятий. Так что стоит задуматься, зачем нам столько предприятий. Они должны быть крупными, и их должно быть меньше. Многие мелкие предприятии не могут должным образом оформить людей. Но если они даже этого сделать не могут, то их и быть не должно, по моему мнению. В государстве надо иметь меньше предприятий, но чтобы их можно было поставить под контроль.

В то же время, не должно быть таких высоких налогов, которые треть дохода отнимают у людей. Только из-за того, что государство не хочет нормально наполнять пенсионный фонд, оно облагает налогами бизнес. А из-за этого государство не получает даже тех средств, которые бы собирались при более низком налоге. Бизнес просто не может платить.

«СП»: — То есть, дело в сложном законодательстве и высоких налогах.

— Совершенно верно. В прошлом году налоговые инспекции проверили 34 тысячи предприятий. Почти 99% из них платили не все налоги, и у них истребовали сумму 360 миллиардов рублей. Это только 34 тысячи из 7,7 миллионов предприятий. Если бы проверили всех, то мы бы, наверное, получили три годовых бюджета в виде недоимок.

Так что надо сокращать число предприятий и сокращать налоги. Чтобы налоги платили с удовольствием. Но когда они отбирают половину выручки, то бизнес вести просто невозможно. Есть же еще и коррупционная составляющая.

«СП»: — Люди сами зарабатывают себе на жизнь, а государство живет само по себе.

— Государство само себя поставило в такие условия, что ему платить никто не хочет. Государство кроме репрессивного, никакого воздействия на бизнес и людей не оказывает.

Во время избирательной кампании я был в одном селе. И мне люди сказали: «Что вы нам рассказываете про губернатора, про депутатов? Вот мы сажаем картошку, выращиваем скот — тем и живем. А ваши губернаторы с депутатами хотят к нам прийти и это отобрать». Вот такое мнение у людей. Потому что государство хочет только что-то отобрать у граждан, но ничего не даст. Но тогда народ начинает прятаться от государства, скрывать свои доходы.

Фото: Митя Алешковский / ТАСС

Открытое письмо кандидата в мэры Москвы Вадима Кумина председателю Правительства РФ

В случае войны бороться с минной опасностью вдали от своих баз ВМФ РФ не в состоянии

Что Россия может противопоставить американской ПРО под Харьковом

svpressa.ru

Как повысят пенсии в октябре: часть украинцев не почувствует прибавку, другие «разбогатеют» на 1000 гривен

В Министерстве социальной политики рассказали, как планируют повышать пенсии сразу после принятия реформы

«Позитивные изменения ждут украинцев сразу после принятия реформы», – заявил министр социальной политики Андрей Рева. Речь идет об обещанном еще в прошлом году «осовременивании» пенсий. Устаревшие выплаты обещают пересчитать уже в октябре этого года, при условии, если правительственный проект пенсионной реформы примет Рада. В Министерстве соцполитики считают, что это позволит изменить «негативное отношение украинцев к реформам». Сайт «Сегодня» разобрался, как и насколько украинцам пересчитают пенсии.

Кого не коснется «осовременивание»

Всего в Украине немного меньше 12 миллионов пенсионеров. 5,6 миллиона (46%) получат прибавки в рамках «осовременивания». Еще три миллиона (25%) получат незначительную прибавку в рамках индексации соцстандартов. Для остальных 3,4 миллиона (или 28%) размер пенсии не изменится.

«Прежде всего это люди, которые вышли на пенсию в последние три-четыре года: в 2014-м, 2015-м, 2016-м и 2017 годах. У них зарплатная база еще не так сильно устарела», – рассказывает старший научный сотрудник Института демографии Лидия Ткаченко.

«Прежде всего это люди, которые вышли на пенсию в последние три-четыре года: в 2014-м, 2015-м, 2016-м и 2017 годах. У них зарплатная база еще не так сильно устарела», – рассказывает Лидия Ткаченко.

К слову, каждый год на пенсию в Украине выходят около 600 тысяч человек. Помимо «молодых» пенсионеров прибавку могут не получить украинцы, которые вышли на заслуженный отдых по «специальным» правам. К примеру, украинец, который вышел на пенсию в 2014-м году, работал 30 лет и зарабатывал в два раза больше, чем в среднем по стране, имеет расчетный размер пенсии 2400 гривен. С учетом индексаций на данный момент он может получать около 2536 гривен.

Если эту же пенсию пересчитать по формуле, которую будут использовать при «осовременивании», размер выплаты сократится до 2258 гривен. Такую пенсию сокращать не будут, но и повышать не станут.

В формуле расчета пенсии учитывается средняя зарплата за три прошедших года. Актуальная цифра – 3764 гривни. Но тем, кто выходил на заслуженный отдых раньше, считали по другим зарплатам. Например, в 2007-м средний размер зарплаты был всего 1197,9 гривни. По этому показателю последний раз пересчитывали выплаты. В результате около восьми миллионов украинцев получают пенсию исходя из расчетного размера в 1197,9 гривни.

Поэтому, отмечают в Минсоцполитики, вопрос «осовременивания» пенсий назрел уже давно.

Кому и насколько повысят пенсии

«Осовремененные» пенсии с первого октября получат 5,6 миллиона украинцев. Для каждого сумму прибавки рассчитают индивидуально. «Разбогатеть» на 1000 гривен могут украинцы, зарплата которых была как минимум в два раза выше по стране и которые при этом вышли на пенсию до 2007 года и имеют больше 35 лет стажа. От 500 до 1000 гривен получат дополнительно те, кто имел зарплату как минимум в 1,5 раза выше средней, и при этом имеют больше 35 лет стажа. Если зарплата, например, была в два раза выше средней по стране, сейчас пенсионер (со стажем 35 лет) получает 1800 гривен, а после «осовременивания» будет получать 2634 гривни.

  • 1 миллион – получит прибавку более 1000 гривен
  • 2 миллиона – получат прибавку от 500 до 1000 гривен
  • 2,5 миллиона – получат прибавку до 500 гривен

Напомним, пенсия украинцев зависит от трех показателей: средней зарплаты по стране на момент, когда выходил на пенсию, стажа и соотношения собственной зарплаты к средней.

«Осовременивание, которое пройдет в октябре этого года, пожалуй, единственное, что точно произойдет и что действительно даст повышение пенсий. Все остальные меры напрямую не предполагают повышения пенсий, даже скорее наоборот. Например, отмена специальных пенсий или пенсий по выслуге лет. Я не говорю, что это неправильно, но разве это повышение пенсий? Снижение оценки одного года стажа в пенсионной формуле с 1,35% до 1% однозначно приведет к тому, что у новых пенсионеров выплаты будут на четверть ниже, чем по действующим правилам», – рассказывает Лидия Ткаченко.

Три миллиона украинцев получат в октябре прибавку к пенсии в 61 гривню. Так, в рамках индексации социальных стандартов часть пенсий поднимут на 5,2% от минималки.

www.segodnya.ua

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015
«Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст. 3110);

пункт 63 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 817 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5067);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 295 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2427);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 594 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4643);

пункт 22 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 257 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1559);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 225 «О внесении изменения в пункт 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 13, ст. 1483).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015)

С изменениями и дополнениями от:

10 мая 2017 г., 12 июля 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

2. В страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — страховые взносы);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 пункт 2 дополнен подпунктом «б.1»

б.1) периоды уплаты страховых взносов физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 пункт 2 дополнен подпунктом «б.2»

б.2) периоды уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Подпункт «в» изменен с 16 июля 2018 г. — Постановление Правительства России от 12 июля 2018 г. N 813

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;

период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более 5 лет в общей сложности;

период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

4. При подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно — периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

5. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

6. К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее — обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. — документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. — документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности — свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

7. Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты обязательных платежей, в случае если настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.

8. Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

9. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

II. Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж

10. Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 — 17 настоящих Правил.

11. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

12. В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

13. Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

14. Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

15. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

16. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

17. Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

III. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж

18. Периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 — 25 настоящих Правил.

19. Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

20. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.

21. Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

22. Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

23. Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.

24. Периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

25. Периоды иной деятельности, не указанной в пунктах 19 — 24 настоящих Правил, которая выполнялась гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате обязательных платежей.

IV. Документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 в пункт 26 внесены изменения

26. Иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об иных периодах либо отсутствуют сведения об отдельных иных периодах, иные периоды подтверждаются документами, указанными в пунктах 27 — 36.1 настоящих Правил.

Пункт 27 изменен с 16 июля 2018 г. — Постановление Правительства России от 12 июля 2018 г. N 813

27. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

28. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о периоде выплаты указанного пособия.

29. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).

Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком.

Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

30. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2.

31. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

32. Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

33. Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 в пункт 34 внесены изменения

34. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

На основании заявления гражданина период его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, может устанавливаться и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.

35. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N 4.

Указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, — только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.

Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.

Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.

36. Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, подтверждается справками государственных органов (организаций), направлявших работника на работу в указанные организации (учреждения), по форме согласно приложению N 5.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 Правила дополнены пунктом 36.1

36.1. Период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подтверждается постановлением суда о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданным в установленном порядке.

Указанный период в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления подтверждается решением Президента Российской Федерации о временном отстранении такого должностного лица от должности и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданным в установленном порядке.

V. Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний

37. Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:

а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.

38. При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.

39. При установлении периода работы на основании свидетельских показаний учитываются:

а) период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

б) свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

40. Установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Указанное решение выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

На основании заявления гражданина период его работы на основании свидетельских показаний может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.

41. В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

42. Периоды работы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, условием включения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы, предусмотренные подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

VI. Подтверждение страхового стажа за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

43. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

VII. Особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц

44. В случае если застрахованное лицо является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, сведения о периодах, учтенных при установлении такой пенсии, подтверждаются документом, выданным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в этом государстве, или иной организацией, к полномочиям которой относится выдача таких документов.

Пункт 45 изменен с 16 июля 2018 г. — Постановление Правительства России от 12 июля 2018 г. N 813

45. В случае если для исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, необходимы сведения о получении пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом, такие сведения подтверждаются справкой органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в соответствии с этим Законом, по форме согласно приложению N 6.

46. Выполнение в соответствующем календарном году работы по договорам авторского заказа, а также получение авторами произведений в соответствующем календарном году выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с выплат и иных вознаграждений по таким договорам в соответствующем календарном году.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 Правила дополнены пунктом 46.1

46.1. Период, предусмотренный абзацем десятым подпункта «в» пункта 2 настоящих Правил, засчитывается в страховой стаж на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 Правила дополнены пунктом 46.2

46.2. Периоды уплаты страховых взносов за себя гражданами Российской Федерации, работающими за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и документами (копиями документов, заверенными в установленном порядке), подтверждающими периоды работы за пределами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 Правила дополнены пунктом 46.3

46.3. Периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, осуществлявшегося (осуществляющегося) трудоспособными лицами, которым в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» производились (производятся) соответственно ежемесячные компенсационные выплаты и (или) ежемесячные выплаты, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, учтенными на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход.

VIII. Порядок подсчета страхового стажа

47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», — по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

48. В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

49. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

50. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов.

51. Иные периоды, предусмотренные подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил.

52. При осуществлении ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж каждого из родителей засчитывается не более 6 лет ухода, если они не совпадают по времени либо уход осуществляется за разными детьми.

Пункт 53 изменен с 16 июля 2018 г. — Постановление Правительства России от 12 июля 2018 г. N 813

53. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

54. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

55. Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

56. Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 в пункт 57 внесены изменения

57. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение этого календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы с выплат и иных вознаграждений по этим договорам. В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов с выплат и иных вознаграждений по указанным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

58. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

59. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.

60. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

61. Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в установленном порядке, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами.

62. Суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении следующих периодов работы:

а) с 14 декабря 1962 г., если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку;

б) до 14 декабря 1962 г. независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения.

63. Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, указанная в пункте 62 настоящих Правил, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью.

64. Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

65. В случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

66. Годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. N 546 Правила дополнены пунктом 67

67. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов, указанных в подпунктах «б.1» и «б.2» пункта 2 настоящих Правил, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 1
к Правилам подсчета и
подтверждения страхового
стажа для установления
страховых пенсий

base.garant.ru

Смотрите так же:

  • Приказ мвд оружие 288 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (с […]
  • Прокурор износилование Прокурор износилование Прикольные загадки для компании на Zakat.ru 1. В зубах доска, в глазах тоска. (Мужик провалился в деревенский толчок.) 2. Всем пиз@а, а одному езда. (Муж в […]
  • Ст 148 ч 2 ук рсфср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 […]
  • Приказ об утверждении списков воспитанников в доу Официальный сайт Детского сада №111 01.09.2014 № 73 — 04 О комплектовании и зачислении детей на 2014 – 2015 учебный год. На основании приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № 293 «Об […]
  • 1 Экологическая экспертиза Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ"Об экологической экспертизе" С […]
  • Кодекс рф защите прав потребителей Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., […]