Планирование спасательных работ при ликвидации чс

Ликвидация последствий ЧС

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные работы

Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

— разведку очага поражения, в результате которой получают полные данные о сложившейся обстановке;

— локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

— розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

— оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиационного и другого заражения);

— санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

— неотложные аварийно-восстановительные работы на промышленных объектах.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные па прекращение воздействии внешнего фактора па объект (если это возможно), локализацию очага поражения, размещение средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

— устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

— локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;

— укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т.д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения). Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.

Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность. Для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т.д.).

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей следует учитывать некоторые особенности ситуации:

— пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

— целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

— сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

— сильное задымление без пламени — признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.

Работам по ликвидации очагов поражения ЛХОВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания АХОВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы:

— по ограничению и приостановлению выброса АХОВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ к месту аварии, заделыванию отверстий на магистралях и емкостях, перекачке жидкости из аварийной емкости в резервную;

— обваловыванию мест разлива АХОВ, устройству ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

сбору разлившейся АХОВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

— постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);

изоляции зеркала разлива АХОВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

План ремонтно-восстановительных работ

Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обеспеченностью рабочей силой и материальными ресурсами.

Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

— объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, деталях, инструменте;

оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия;

— календарный план или сетевой график восстановительных работ, очередность восстановления цехов исходя из важности их в выпуске основной продукции;

— состав восстановительных бригад и др.

Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72.

studme.org

Планирование спасательных работ при ликвидации чс

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций


Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:
соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России — решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
— территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения — решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
— силы и средства функциональных подсистем — решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:
начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

I этап — проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

На начальном этапе решаются следующие основные задачи:
1. Защита населения и оказание помощи пострадавшим:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
соблюдение режимов поведения населения и спасателей.
2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:
локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
приостановка или прекращение технологических процессов;
тушение пожаров;
санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3. Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:
ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.
Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.

В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.
С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п. Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.

Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В состав сил второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.
В состав сил третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.
Действия органов управления, сил и средств в составе группировок сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.

Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.

Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г. № 1).
Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября1997 г. № 384. (табл. 3.3.1).

Таблица 3.3.1
Нормативы реагирования поисково-спасательных служб и формирований

Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляется транспортными средствами Минтранса России и МПС России по заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.
Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха.

В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2-3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10-15 минут.

Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций, как указывалось выше, организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также — при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований).

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:
— совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
— создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
— оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
— выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
— использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
— организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
— планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
— согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:
— обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
— организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
— организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
— распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
— согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
— организация своевременной информации и отчетности перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: контролировать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней; обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и службсвязи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях — администрацией (КЧС) объекта.

С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.

www.obzh.ru

Глава 3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на промышленных объектах в ходе ликвидации последствий чс

3.1. Состав спасательных и других неотложных работ

Аварийно — спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) пред­ставляют собой совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающихся в спасении и оказании помощи лю­дям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, за­щите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановле­нии минимально необходимого жизнеобеспечения.

3.1.1. Аварийно – спасательные работы

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы включают в себя:

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участ­ков (объектов) работ;

локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помеще­ний;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подачу воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пора­женным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, тер­ритории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

3.1.2. Другие неотложные работы

Другие неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по все­стороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию на­селению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспо­собности.

Другие неотложные работы включают в себя:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммуналь­но-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

3.1.3. Мероприятия, обеспечивающие ликвидацию чс

В реальных условиях отделить аварийно-спасатель­ные работы от других неотложных работ затруднительно, при­чем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин АСДНР (аварийно-спасательные и другие неотложные работы).

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от мас­штабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В за­висимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привле­каются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается:

своевременным наращиванием усилий;

умелым маневром силами и средствами;

своевременной заменой подразделений;

полным обеспе­чением их материальными средствами;

быстрым ремонтом и возвра­щением в строй поврежденной техники.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению аварийно-спасательных и других нео­тложных работ достигается:

заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и воз­никновении ЧС;

экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией эффективной разведки, приведением в готов­ность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;

принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и последовательным претворением его в жизнь;

непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация, контроль) и тесным взаимодей­ствием участников в ходе работ;

непрерывным ведением аварийно-спасательных и других нео­тложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечива­ющих наиболее полное использование возможностей аварий­но-спасательных формирований;

неуклонным выполнением участниками работ установленных режи­мов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возмож­ных ЧС организуется и проводится федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного са­моуправления в соответствии с их полномочиями, установ­ленными Федеральным законом «О защите населения и террито­рий от ЧС природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечива­ющими создание действенных предпосылок для успешной ликви­дации в последующем ЧС являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формиро­ваний и населения к действиям в ЧС;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые тер­ритории;

проведение необходимого технического оснащения органов уп­равления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

планирование возможных действий по ликвидации ЧС;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (ре­гионе, на территории субъекта РФ), связанной с ЧС.

Успех ликвидации ЧС в решающей сте­пени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением АСДНР.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно раз­работанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и зве­ньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Эти планы разрабатываются на основе:

оценки риска возникновения ЧС для соответствующей терри­тории;

прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки;

ана­лиза возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих ор­ганов управления РСЧС осуществляется методическое руковод­ство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председа­телями соответствующих вышестоящих комиссий по ЧС.

В региональных центрах (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бед­ствий разрабатываются планы действий (взаимодей­ствия), являющиеся составными частями федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Они согласо­вываются с органами исполнительной власти субъектов РФ в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ ГОЧС в войсках ГО, привлекаемых к ликвидации ЧС и разме­щенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]