Положение о логопункте в доу по новому закону об образовании
Какими нормативными документами регламентируется деятельность логопункта в ДОУ общеразвивающего вида?
Вопрос-ответ по теме
Какими нормативными документами регламентируется деятельность логопункта в ДОО общеразвивающего вида? В детском саду функционирует 7 групп образвивающей направленности (других нет), но на протяжении 2015-2016 учебного года 18 воспитанников из разных групп получили статус ребенок ОВЗ (в основном логопедической направленности). Какие управленческие решения правомерно принять в данной ситуации? Необходимо ли менять статус групп на комбинированные?
Дети с ОВЗ могут обучаться в группах компенсирующей и комбинированной направленности, причем численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается до 15 человек. Логопункт является структурным подразделением ДОО.
Обоснование
Из рекомендации
Создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в детском саду
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ определяются ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – Порядок).
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лицам с ОВЗ создаются необходимые условия:
Данные условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 16 Порядка содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно п. 17 Порядка в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ (ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 18 Порядка под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя:
Согласно п. 19 Порядка в целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается:
Пункт 20 Порядка гласит, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано в различных формах (в группах со здоровыми детьми, отдельных группах, в отдельных организациях) (ч. 4 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Таким образом, для обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидов образовательная организация должна выполнить следующие требования в рамках полномочий, установленных ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных ОО, обустройство прилегающих к ним территорий.
Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.
При организации образовательной деятельности в рамках инклюзивного образования важна работа со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями (законными представителями)).
Из рекомендации
В каких группах детского сада может обучаться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
Согласно п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Группы компенсирующей направленности формируются для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
Инклюзивное образование предполагает, в т. ч. совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых детей. Данное положение реализовано через создание групп комбинированной направленности.
Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться в группах компенсирующей и комбинированной направленности.
Формирование структуры детского сада
Детский сад самостоятельно формирует свою структуру за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Это следует из ст. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Детский сад обеспечивает открытость и доступность сведений о структуре и об органах управления (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ).
Структурными подразделениями образовательных организаций могут выступать:
- филиалы , представительства ;
- отделы, центры;
- научно-исследовательские, учебно-методические подразделения;
- лаборатории, театры, выставочные залы, музеи, художественно-творческие мастерские;
- библиотеки;
- логопедические, консультативные пункты;
- психологические и социально-педагогические службы;
- отделения медицинской помощи;
- столовые;
- общежития;
- интернаты;
- иные структурные подразделения, предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации.
- Наличие структурного подразделения.
- Наименование.
- Место в структуре организации (является самостоятельным или входит в состав более крупного подразделения).
- Цели и задачи деятельности.
- Функции.
- Принципы организации работы.
- Права, необходимые для реализации функций.
- Взаимодействие с другими структурными единицами организации (подразделениями, работниками).
- Внутреннюю структуру.
Эффективная структура обеспечивает управляемость организации, быструю трансляцию задач от руководителя до исполнителя; дает работникам возможность проявлять инициативу, принимать самостоятельно некоторые решения, что необходимо для оперативной работы.
Какие структурные подразделения будут сформированы зависит от внутренних потребностей организации.
Структурные подразделения работают в соответствии с локальными актами (например, согласно положению о структурном подразделении), которые детский сад принимает в установленном уставом порядке.
В локальном нормативном акте необходимо зафиксировать:
Кроме того, в документе, при необходимости, можно указать место нахождения структурного подразделения, перечислить его имущество, определить, какой документооборот должен быть у подразделения и какую отчетность оно должно вести, установить ответственного за контроль его деятельности.
Статус некоторых структурных подразделений детского сада может быть урегулирован на уровне субъекта РФ.
Логопункт функционирует в детском саду в целях оказания логопедической помощи воспитанникам.
Логопедическая помощь – часть психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предусмотренной ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ . Ее оказывают воспитанникам, которые испытывают трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, своем развитии и социальной адаптации, с согласия родителей.
Внимание:
При организации работы логопункта детский сад соблюдает требования Федерального закона № 273-ФЗ, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобразования России от 30 августа 2013 г. № 1014.
Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.
Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.
Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>
www.resobr.ru
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПУНКТЕ КГКОУ Детский дом 27
Транскрипт
1 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПУНКТЕ КГКОУ Детский дом 27 УТВЕРЖДЕНО Директор КГКОУ Детский дом 27 п. Солнечный Маринец Л.Г. «15» сентября 2013г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее — Положение) Краевого государственного казённого образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома 27» п. Солнечный разработано в соответствии с — Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»; — Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от г. 124-ФЗ; — Типовым положением об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 1 июля 1995г. 676; — Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; — Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от г ин.20-4 «Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования»; — письмом от 2 июня 1998г. 89/34 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» 1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в Детском доме Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающим развитие личностное и интеллектуальное развитие личности Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание логопедом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда, педагога, опекуна или приёмного родителя в подходе к ребёнку, в решении проблем учебно-воспитательного процесса Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с воспитателями, специалистами, учителями, с опекунами и приёмными родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями Логопедическое обследование воспитанников детского дома, зачисленных в образовательное учреждение, проводится без согласия законных представителей Логопедическое обследование детей, воспитывающихся в приёмной семье, проводиться по письменному согласию опекунов или приёмных родителей (законных представителей). 2. Цели и задачи логопедической службы детского дома 2.1. Основная цель службы оказание логопедической помощи воспитанникам детского дома, детям, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье, имеющим различные нарушения устной и письменной речи Основные задачи логопедического пункта: — диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи воспитанников детского дома, детей, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье;
2 — своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи; — распространение логопедических знаний среди педагогов детского дома, опекунов или приёмных родителей; — активизация познавательной деятельности, коммуникативной функции речи воспитанников детского дома, детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приёмной семье; — оснащение логопедического кабинета пособиями, необходимыми для логопедических занятий, их пополнение и систематизация; 3. Организация логопедической работы 3.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского дома, дети, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи) В первую очередь на логопедические занятия зачисляются воспитанники детского дома (дошкольного и младшего школьного возраста), недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению родного языка и программного материала (дети с общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи). Далее, зачисляются дети, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье по письменному заявлению опекуна или приёмного родителя, о получении услуги в Службе сопровождения замещающих семей Приём воспитанников детского дома проводится в течение всего учебного года по мере поступления в детский дом По мере выпуска воспитанников детского дома, детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приёмной семье с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и по мере поступления воспитанника в детский дом или по заявлению опекуна или приёмного родителя На каждого ребёнка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту Выпуск воспитанников детского дома, детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приёмной семье проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов Предельная наполняемость логопедического пункта Детского дома не более 20 человек Занятия с воспитанниками детского дома, детьми, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье проводятся как индивидуально, так и в группе (подгруппе). Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи детей. 3.5.Занятия с воспитанниками детского дома, детьми, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы Детского сада, Школы, Детского дома Детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приёмной семье, которые посещают логопедический пункт, приводят опекуны, приёмные родители (их законные представители). Воспитанников детского дома, направляют на логопедические занятия воспитатели, с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатель детского дома не может самостоятельно решать, должен ли его воспитанник посещать логопедические занятия или нет Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития Группы для логопедических занятий комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста. Занятие с группами
3 дошкольного возраста и первоклассниками, имеющими общее недоразвитие речи и недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости, проводятся не менее 3-х раз в неделю; с группами для детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи — не менее 2-х раз в неделю. Для школьников с нарушениями письма и чтения при задержке психического развития или умственной отсталости, а также с различными видами дисграфии и дислексии групповые и подгрупповые занятия проводятся не менее 3-х раз в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению учителя-логопеда детского дома 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым ребенком в зависимости от тяжести речевого дефекта Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий: групповых со старшими дошкольниками минут; с первоклассниками 35 минут; с обучающимися во 2-х 8-х классах 40 минут; подгрупповых со старшими дошкольниками минут; со школьниками 20 минут; индивидуальных: с дошкольниками минут; со школьниками минут Между групповыми занятиями допускаются перерывы минут, между подгрупповыми и индивидуальными занятиями 5 10 минут Воспитанники детского дома, дети, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье имеющие общее недоразвитие речи, недоразвитие речи при задержке психического развития или умственной отсталости могут получать логопедическую помощь одновременно при детском доме и в других образовательных учреждениях (на логопункте детского сада, школы, при специальных (коррекционных) классах (школах) VII VIII вида). В этом случае логопед детского дома организует занятия с данной категорией детей не более 1 2 раз в неделю, в те дни, когда нет логопедических занятий в учебном заведении. В функции учителя-логопеда детского дома входит периодическое (1 раз в четверть) посещение специалиста аналогичного профиля ОУ с целью согласования плана, рационального распределения направлений и содержания коррекционной работы, а также учета показателей динамики логопедического воздействия. Эта деятельность планируется в рамках рабочего времени, отведенного на консультативную и методическую работу Темы групповых и индивидуальных занятий с воспитанниками детского дома, детьми, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий Рабочая нагрузка учителя-логопеда детского дома 20 часов в неделю, из них 18 часов отводится непосредственно на проведение коррекционных занятий, 2 часа в неделю для консультативной и методической работы В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации опекунам, приёмным родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал В случаях необходимости уточнения диагноза, воспитанники детского дома, дети, находящиеся под опекой или воспитывающиеся в приёмной семье с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медикопедагогическую консультацию.
4 3.18. Ответственность за обязательное посещение занятий в логопедическом пункте детского дома и выполнение коррекционных заданий логопеда несут учитель логопед, воспитатели детского дома, опекуны, приёмные родители (законные представители). 4. Документация логопедического пункта 4.1. В логопедическом пункте детского дома должна быть следующая документация: — Должностная инструкция учителя логопеда; — Список детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи — Речевая карта на каждого ребёнка с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия. — Циклограмма рабочего времени учителя логопеда и расписание логопедических занятий, заверенные директором детского дома. — Журнал обследования устной и письменной речи воспитанников вновь поступивших; — Журнал обследования устной и письменной речи детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приёмной семье; — Журнал учёта посещаемости занятий с детьми; — Рабочая программа коррекции на каждую группу; — Годовой план методической работы учителя логопеда на учебный год; — Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения; — Анализ работы за год; — Журнал консультаций педагогов, опекунов или приёмных родителей Ведение документации «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой журнал установленного образца, подписанный следующим образом: Журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками детского дома, зачисленными на логопедический пункт КГКОУ Детский дом 27 п. Солнечный на 201 / 201 учебный год (то же по службе сопровождения) Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся Для «Журнала обследования устной и письменной речи воспитанников вновь поступивших» логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ребёнка, класс, адрес, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации воспитателю, учителю», «поставлен на очередь» и т. п.) (то же по службе сопровождения) «Речевая карта обследования устной и письменной речи детей» заполняется в течение сентября и четвертой недели мая «Журнал движения» заполняется по форме: Ф.И. О. Возраст Класс Диагноз при зачислении на логопункт Дата зачисления Результаты коррекционной работы 4.5. «Журнал учета консультаций» заполняется по форме: Консультируемый Ф.И. ребёнка Класс, возраст Дата проведения Повод обращения Тема конс. Краткое содержан Сроки хранения логопедической документации Хранению подлежат: «Журнал учета посещаемости логопедических занятий», «Журнал обследования устной и письменной речи», «Речевая карта», анализ проделанной за учебный год работы. «Речевая карта» и анализ проделанной за учебный год работы хранится у логопеда до полного выпуска детей, т.е. не менее 2-х лет.
5 5. Направления деятельности логопедической службы 5.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям: Аналитико-диагностическая работа комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционнологопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического сопровождения Профилактическая и просветительская повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости опекунов и приёмных родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд со сменным материалом, выставки логопедической литературы; целенаправленная систематическая совместная работа учителялогопеда, педагога-психолога, учителей по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии). Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях воспитателей, консультаций по коррекции речи детей, индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей организует коррекционнологопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях Организационно-методическая работа направлена на: — повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; — обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов, опекунов и приёмных родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у детей; — повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса; — совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для воспитателей детского дома, опекунов и приёмных родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, воспитателей, проводит открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи. 6. Материально — техническое и финансовое сопровождение деятельности логопедического пункта детского дома 6.1. Логопедический пункт размещается в помещении КГКОУ Детский дом Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20м2, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. 6.3.Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием: -настенное зеркало (50х100); — песочные часы (1 шт.); — логопедические зонды, шпатели; — кассы букв (индивидуальные); — учебно-методические пособия;
6 — настольные игры, игрушки; — классная доска (1 шт.); — шкафы для пособий; — стол канцелярский (1 шт.); — комплекты учебной мебели «парта — стул» — умывальник (1 шт.); — магнитофон (1 шт.); — секундомер (1шт.); — экран (1 шт.); — компьютер ( 1 шт.); — диапроектор (или фильмоскоп) (1 шт.); — зеркало для индивидуальной работы (9х12 8 шт.); 6.4. Для обработки рук учителя логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушением речи. (О нормах расхода этилового спирта см. «Инструктивное письмо Министерства Просвещения РСФСР от 5 января 1977 года 8-12\25» (Сборник: В помощь директору специальной школы. Москва, «Просвещение», 1982 г.)
docplayer.ru
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
Комментарии Российской Газеты
Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793) и подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432).
Министр А. Фурсенко
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного 1 .
3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.
4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
5. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
7. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.
8. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.
9. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее — группа).
В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:
группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10- часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
10. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее — устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
11. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом 2 .
12. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.
13. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за 3 :
невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;
жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;
иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
14.В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) 4 . В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер 5 .
II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
15. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. Права юридического лица у дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
17. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.
18. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
20. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
21. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем воспитанников определяются уставом учреждения.
22. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение 6 .
23. Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников 7 .
24. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя 8 .
Иные работники дошкольных образовательных учреждений проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) за счет средств работодателя 9 .
III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
25. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
26. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
27. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
28. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми — условия, учитывающие особенности их психофизического развития.
29. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.
IV. Участники образовательного процесса
30. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.
31. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
32. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
33. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон 10 .
34. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
35. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом.
36. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности не допускаются лица 11 :
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
37. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.
38. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право 12 :
на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
39. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников [13] ;
заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования [14] .
V. Управление дошкольным образовательным учреждением
40. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.
41. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, является попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.
42. Устав дошкольного образовательного учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием и утверждаются учредителем в установленном порядке.
43. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.
Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. 3аведующий дошкольным образовательным учреждением:
действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации;
открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.
VI. Имущество и средства учреждения
45. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 15 .
Объекты собственности, закрепленные учредителем за дошкольным образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения 16 .
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником 17 .
Учредитель дошкольного образовательного учреждения обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения.
При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.
46. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.
47. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.
48. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 46 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.
49. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При ликвидации дошкольного образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.
1 Пункт 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793).
2 Пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 23, ст. 3261).
3 Пункт 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918).
4 Пункт 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21).
5 Пункт 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150).
6 Пункт 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).
7 Пункт 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).
8 Пункт 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).
9 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616).
10 Пункт 4 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607).
11 Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002).
12 Пункт 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51).
13 Подпункт 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918).
14 Подпункт 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918).
15 Пункт 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6241; 2009, N 51, ст. 6158).
16 Пункт 2 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6241; 2009, N 51, ст. 6158).
17 Пункт 3 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 45, ст. 4627; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6241; 2009, N 51, ст. 6158).
rg.ru