Понятие и виды объекта преступления предмет преступления

Экстремизм — это. Причины, проявления, виды и понятие экстремизма. Методы борьбы и профилактики экстремизма

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, — постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Потому что ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму — одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности.

Понятие «экстремизм»

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм — это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе «предельный», «критический», «невероятный», «крайний». Экстремизм – это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм — это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Характеристика экстремизма

Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление — это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом. Потому что эти понятия разные. Под экстремизмом следует понимать четко определенное явление. Некоторые исследователи определяют экстремизм как привязанность, преданность крайним мерам и взглядам (как правило, в политике). Они отмечают, что экстремизм проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности: политике, межнациональных и межэтнических отношениях, религиозной жизни, экологической сфере, искусстве, музыке, литературе и др.

Кто такой экстремист?

Понятие «экстремист» часто ассоциируется с лицом, которое использует и защищает насилие в противовес общепринятым нормам общества. Иногда так называют людей, которые пытаются навязать свою волю социуму с помощью силы, но не так, как правительство или конституционное большинство. Существует и другое мнение, согласно которому экстремизм – это не просто и не всегда течение, которое отождествляется с насильственным фактором. Например, английский исследователь в своей работе замечает, что политика ненасильственной борьбы (сатьяграха) Махатмы Ганди в Индии является примером нового типа экстремизма. Итак, экстремизм можно рассматривать как способ радикального возражения против не только законодательных правил, но и общественных норм — установленных правил поведения.

Молодежный экстремизм

Юношеский экстремизм в России – явление относительно новое, в отличие от Британии, в которой оно появилось еще в 50-60-х годах XX в. Это предопределяет недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. На наш взгляд, существует ряд нерешенных проблем, связанных с исследованиями и предотвращением преступлений экстремистского характера, совершаемых молодежью в составе группы. Экстремизм в молодежной среде постоянно набирает обороты. Это, например, такие движения, как скинхеды, антифа.

Преступность и экстремизм

Преступный экстремизм — это противоправное, общественно опасное деяние лица или группы лиц, направленное на достижение своих целей (цели), основанное на базе крайних идеологических, политических и других взглядов. Следуя такому пониманию, вполне обоснованным будет утверждение о том, что практически каждое преступление и является проявлением экстремизма. Преступность, связанную с проявлением различных его форм, невозможно рассмотреть в полной мере без исследования экстремизма как негативного социального фактора и его соотношения с механизмом государственной власти и социального управления.

Расово-националистический экстремизм

Как подтверждают исследования социальной действительности, одним из распространенных типов является национальный экстремизм. Как правило, это проявление крайних взглядов в сфере и по поводу взаимного сосуществования различных этносов и рас. Одним из составляющих объекта указанных посягательств являются именно этносы во всем их разнообразии, а не нации, как часто отмечается в публицистических, научных и других источниках. Экстремизм известен человечеству с давних времен, с тех пор, когда власть над окружающими людьми начала приносить материальные выгоды и поэтому превратилась в предмет стремлений отдельных индивидов. Они пытались достичь вожделенной цели любыми средствами. При этом их не смущали моральные принципы и барьеры, общепринятые правила, традиции, интересы других людей. Цель всегда и во все времена оправдывала средства, а персоны, которые стремились к вершинам власти, не останавливались даже перед использованием самых жестоких и варварских мер, включая уничтожение, открытое насилие, терроризм.

Историческая справка

Экстремизм существовал со времен появления организованного общества. В разные периоды он представал в разных формах. В частности, в Античной Греции экстремизм был представлен в форме нетерпимости к другим народам. Так, в произведениях известных древнегреческих философов Аристотеля и Платона наблюдается употребление названия «барбара» (barbarus) или «варвары» относительно соседних народов. Этим они проявляли к ним неуважение. Римляне употребляли это название ко всем народам негреческого или неримского происхождения, но в конце существования Римской империи слово «варвар» начали употреблять в контексте различных германских племен. Такая же тенденция наблюдалась и в древнем Китае, когда соседи Поднебесной воспринимались как дикие и жестокие племена иностранцев. Последние назывались «еде» («карлики» и «собаки») или «сии» («четверка варваров»).

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Анализ специальной литературы по данной проблематике свидетельствует о том, что в любом государстве экстремизм имеет разные социальные и криминологические характеристики. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Фактически все заговоры и мятежи, которыми богата как отечественная, так и мировая история, представляли собой, с точки зрения действующего в то время законодательства и существующего общественного устройства, не что иное, как своеобразные типы преступных группировок, которые стремились к достижению политических целей. Но одновременно были случаи групповых стихийно-импульсивных вспышек произвола, вандализма и насилия над личностью, а также существовали объединения преступной направленности. Мнение о том, что в двадцатые годы прошлого века организованная преступность (по крайней мере в современном ее понимании) не состоялась, вряд ли может быть признано правильным. Ведь исторические исследования свидетельствуют о наличии разветвленной структуры преступных группировок, например в дореволюционной и времен гражданской войны Одессе, причем указывается, что деятельность этих преступных экстремистских группировок имела характер и все признаки власти (наряду с губернаторской и французской оккупационной). Экстремизм и преступность — явления родственные. Только преступники стремятся к материальной выгоде или власти, а экстремисты отстаивают политические, религиозные или расовые убеждения, что тоже не исключает стремления к материальному.

Преступность в Советском Союзе как прародитель экстремистских движений в России

В течение двадцатых годов прошлого века во время реализации руководством Советского Союза так называемой новой экономической политики (НЭП) организованные преступные группировки действовали главным образом в сфере экономики. Прикрытие своей деятельности они осуществляли под видом псевдокооперативов и других подобных экономических структур. Общеуголовная преступность только восстанавливала свое влияние после жестких мер, принятых властями с целью вышеупомянутого прекращения грабежей и убийств.

Свертывание экономических преобразований в конце 20-х и в течение 30-х годов прошлого века возобновило доминирование общеуголовной организованной преступности. Этот же период характеризуется возникновением преступного сообщества «воров в законе», причем в науке и публицистике выражают различные предположения относительно его формирования — от стихийного возникновения до преднамеренного создания органами государственной безопасности в местах лишения свободы с целью обеспечения противовеса возможным объединениям политических заключенных и контроля за ними. Во времена Второй мировой войны и в послевоенные годы произошел второй всплеск организованной преступности в форме бандитизма. В научных исследованиях, в которых указано, что организованная преступность не является новым феноменом для общества, говорится о ее появлении в 50-х годах. Для борьбы с бандами привлекались воинские части, в органах внутренних дел были созданы специальные подразделения по борьбе с бандитизмом, которые успешно действовали до середины 50-х, когда уровень бандитизма в результате принятых властью жестких мер существенно снизился, и подразделения были ликвидированы.

Вскоре появились тезисы о вымирании преступности при социализме и ликвидации профессиональных уголовников и бандитизма в СССР. Последние постулаты, доминирующие в криминологии советских времен, фактически скрывали реальную постепенную латентизацию организованной преступности общеуголовной направленности, зарождение на фоне деформации экономических отношений организованной преступности экономической или, как ее долгое время называли ученые, «хозяйственно-корыстной» направленности.

Молодежные движения в США и СССР

В 60- х годах ХХ ст. в США возникло новое молодежное течение, которое тесно связано с музыкальными группами. Экстремизм в молодежной среде берет начало именно с этих пор. Члены нового движения получили название хиппи, или «дети цветов». В конце 70-х – начале 80-х подобное явление возникает и в СССР. Хиппи в США проявили себя довольно жизнеспособной силой во время борьбы с ретроградами и консерваторами. В отличие от американских «детей цветов», которые протестовали, боролись с войной, продолжавшейся во Вьетнаме, советские хиппи боролись против коммунистической репрессивной системы. В противовес властной системе советская молодежь создавала свою. С середины 70-х годов движение хиппи в Штатах приходит в упадок.

Движение молодежи в СССР, по сути, стало родоначальником всех последующих молодежных трендов, в том числе и экстремистских.

Постсоветское время

Следующая волна экстремистской организованной преступности наметилась на территории уже постсоветского пространства в конце ХХ в. вследствие известных социальных потрясений и общественных преобразований. Этому в значительной степени способствовали такие факторы, как выход на волю значительного количества заключенных, разрушение старых полицейских структур, малая численность и низкая профессиональная компетентность новых, упадок экономической сферы, девальвация устоявшихся социальных ценностей, дезориентация общества. Рэкет и бандитизм захлестнули общество. Наряду с этим начали появляться различные молодежные движения: анархисты, металлисты, рэперы и т.п. В национальных субъектах федерации махровым цветом расцвел религиозно-политический экстремизм. Войны в Чечне ещё более усугубили ситуацию. Религиозно-политический экстремизм стали представлять множество исламистских террористических группировок. Как реакция общества на это начали возникать различные националистические экстремистские движения славянского толка: скинхеды, нацболы, националисты и т.п. Ко всему этому в дополнение примешивалась бандитская и тюремная романтика. Спустя некоторое время в обществе начинает набирать обороты борьба с экстремизмом фашистского толка. Появляется движение «Антифа». Также происходит трансформация фанатских организаций футбольных клубов в группировки «ультрас». Идеология и принципы данного движения были позаимствованы в Британии (как и болельщиками практически всех футбольных клубов в мире). С середины 90-х экспансия бандитских общественных структур стала приобретать дерзкий характер. Организованные преступные группировки вступили в период бурного развития. Хорошее техническое оснащение и вооружение, налаживание международных связей ОПС и ОПГ сделали милицию фактически неконкурентоспособной с ними. Причины экстремизма и бандитизма 90-х годов связаны с социально-экономическими, политическими и военными потрясениями. Такое масштабное проявление экстремизма и бандитизма на просторах страны вынудило государственный аппарат принимать какие-то меры.

Двухтысячные годы

В XXI в. ситуация меняется с началом кризиса идеологий. Старые формы идеологической политики потеряли свою значимость. Прежде всего, это означает их перестройку, развитие и переход на новые формы. Власть смогла обуздать бандитизм и стала предпринимать мероприятия по профилактике экстремизма, особенно исламских течений. В новое десятилетие смело шагнули скинхеды, их оппоненты – «Антифа», националисты. Движение «ультрас» набрало ещё большие обороты. Противодействие экстремизму со стороны государства больше касалось исламских террористических организаций и организованной преступности. Это и понятно, так как они представляли наибольшую опасность. Поэтому профилактика экстремизма мало затронула славянские молодежные движения. В то же время кризис политической идеологии приводит к образованию протестных движений. Он мобилизует разнообразные оппозиционные структуры, а именно активных меньшинств, целью которых является привлечение внимания общественности к определенным идеям и социальным проблемам. Здесь ведущую роль играет протест, а не контридеология. В ответ на это появляются провластные организации. Существует также потребительский экстремизм.

Мировые тенденции

В мире радикальные движения протеста направлены на изменение сознания человека. Итак, сейчас выделяют три основных вида таких движений: антиглобалисты, неоанархисты и энвайронменталисты. Антиглобалисты — сепаратистское движение за национальное освобождение и сохранение этнической уникальности. Неоанархисты выступают за сопротивление централизованному государственному аппарату снизу вверх и доминирование общества над государством. Энвайронменталисты, как отмечает английский исследователь политических идеологий Джон Шварцмантель, — это движение, направленное на решение одной из проблем — выживание. Оно направлено на критику просвещения и антропоцентризма, получивших высший уровень развития в индустриальном обществе, в котором человек постулируется как высшее существо в природе. Данные движения могут выступать в двух формах: как суперидеология будущего или узконаправленное экологическое движение. Борьба с экстремизмом отнимает много сил и времени у всех мировых спецслужб и органов правопорядка.

Типы экстремистских движений

Разграничивать экстремистские сообщества и преступные объединения, посягающие на личность и права граждан, следует по следующим признакам.

1 ) Экстремистское движение, созданное с целью осуществления преступлений, а также разрабатывающее планы и/или условия для их совершения.

Целью создания преступного объединения выступает само насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению других противоправных действий.

2 ) Экстремистское сообщество, созданное для совершения преступлений малой или средней тяжести.

Деятельность преступного объединения соединена с совершением преступлений всех степеней тяжести.

3 ) Экстремистское движение, созданное с целью подготовки к совершению преступлений экстремистского толка на основе идеологической, расовой, политической, религиозной или национальной ненависти.

Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Чисто преступное объединение может быть образовано по различным мотивам, которые не являются определяющими.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм — одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и вообще на образ мыслей и жизни людей. Для необходимых многочисленных реформ, проводимых сегодня практически во всех сегментах государства, экстремизм выступает весомой угрозой на пути достижения успеха. В связи с этим любые исследования в данном направлении не что иное, как просто попытка оценить ситуацию и разобраться в данном феномене, а с другой стороны — выработка эффективных мероприятий по нейтрализации наиболее опасных проявлений негативного течения. Профилактика экстремизма всех толков (в том числе провластного) является залогом успеха развития любого общества. Любые движения подобного рода начинаются с протеста. Когда в обществе сильно увеличивается масса протестного электората, атмосфера в нем накаляется. Появление экстремистских организаций – это уже следующий этап. По сути, в социуме срабатывает некий клапан. То есть таким способом сбрасывается напряженность. Однако существует определенный порог, за которым следует социальный взрыв. Борьба с экстремизмом не должна опираться только на силовые методы. Они, как правило, дают лишь временный эффект.

fb.ru

Лекция № Понятие науки и структура научного знания

Лекция № Понятие науки и структура научного знания
1. Определение науки. 3 аспекта бытия науки.
2. Наука в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм.
3. Закономерности развития науки и критерии научности.
4. Классификация наук.

1. Предмет философии науки. Философия науки как дисциплина возникла сравнительно недавно – во второй половине XX столетия и причиной ее появления стала необходимость осмыслить место, функции науки в условиях научно-технической революции. Термин был предложен нем. философом Евгением Дюрингом в 1878 г. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности рассматриваемых в историческом развитии. Это особое знание о науке в целом, ее месте в культуре, о том, как совершается научный поиск, какова динамика научного знания, методы и методология исследовательской деятельности. Рассматриваются такие проблемы, как критерии научности знания, принципы его организации и функционирования, способах его обоснования, логика и модели его развития, идеалы и нормы отдельных периодов развития науки и другое. Кроме того, изучаются конкретно-научные ситуации в истории развития науки, проблемы, возникающие в этом контексте.

Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся история науки, науковедение, социология науки, психология науки. История науки занимается описанием отдельных открытий и изобретений в разных областях науки и в разные исторические периоды. Предметом науковедения является изучение форм взаимодействия науки с общественными структурами, социологии науки – это анализ структуры научных сообществ, взаимодействие между ними. Психология науки изучает важнейшие компоненты процесса научного творчества: воображение, интуицию, фантазию, озарение и пр. В отличие от них философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом.

Начало систематическому анализу науки было положено позитивизмом – направлением, основанном на принципе, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук, опирающихся на факты. Старая философия, или «метафизика» со своими глубинными поисками бытия, должна уступить место «новой» философии – философии физики, химии и др., опирающейся не на абстрактные теоретические построения, а на факты, имеющих предметом исследования не область духа, а мир явлений, физический мир.

Эволюция позитивизма – это эволюция проблем философии науки.

Возникает он в 30-40-е годы XIX столетия, а его основателем считается французский философ, социолог, методолог и популяризатор наук О.Конт (1797-1857). Последователи О.Конта – Г.Спенсер, Д.С. Милль и др. составили ядро школы позитивизма. (В России это течение представлено именами П.Лаврова, Н.Михайловского.) Можно сказать, что философия позитивизма – это философия научного знания. В своем развитии позитивизм прошел 4 стадии.

Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.). Первые позитивисты обосновали два коренных преобразования: в сфере науки – отказ от претензий на раскрытие причин и проникновения в их сущность, в сфере философии — отказ от метафизических наслоений. Позитивистские установки О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С. Милля опирались на принцип механистического истолкования мира, сложившийся в физике. Однако новые открытия на рубеже XIX-XX столетий, связанные с развитием квантовой физики, поставили под вопрос механистическую методологию.

Второй позитивизм, представленный именами Э.Маха, Р.Авенариуса, В.Оствальда. . В этих условиях возникает кризис позитивистских установок, и на повестку встает ряд вопросов «метафизического» характера: о природе познания, об отношении объекта и субъекта познания, о взаимоотношении физического и психического, о характере и истоках опыта и др. Так возникает вторая стадия позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта), основателями которого являются австрийский философ Эрнст Мах, швейцарец Рихард Авенариус, немецкий ученый В.Оствальд. Суть эмпириокритицизма выражается в следующей позиции Эрнста Маха. Мир состоит из элементов, которые представляют собой соединения физического и психического: «…весь внутренний и внешний мир состоит из числа однородных элементов»[8].

Единственный вид отношений, существующий между элементами, – функциональные отношения и в познании не следует использовать такие понятия, как «причина», «сущность», (это было связано с открытиями в области микромира, отказом от классического понимания причинности, введением понятия вероятностной причинности). Их следует заменить на понятие «функции». Таким образом, функция науки и познания сводится лишь к описанию «численных величин одних признаков на основании численных величин других признаков…»[9]. Такая теория познания получила определение «дескриптивизм». Научные понятия Мах истолковывает как определенный род связи чувственных элементов: законы в науке – не более, чем описания. Однако теория необходима, поскольку в ней в сжатом виде аккумулируются огромные множества отдельных описаний, которые без них невозможно было бы запомнить и воспроизвести. В использовании теории появляется принцип экономии мышления, который Мах считает фундаментальным, регулирующим развитие человеческого познания. Конец XIX – начало XX столетия сопровождаются крупными открытиями: рентген-лучей, явления радиоактивности, электрона, кванта энергии. Объяснить их механическим путем было сложно и невозможно. А что можно было сделать? Описать, как это сделал Максвелл, фиксируя феномен электромагнитных явлений, или классифицировать. Такова была ситуация в науке того времени, таким было умонастроение эпохи, и Э.Мах успешно отразил его в своих работах.

Третий позитивизм, или неопозитивизм в форме аналитической философии (Карл Поппер (англ), Уиллард Куайн (амер.), Казимиш Айдукевич (польский логик и ф-ф), Л.Витгенштейн (австр.) и др.) и философов Венского кружка, на основе которого сформировался логический позитивизм в лице Морица Шлика (австр. философа, физика), Отто Нейрата (австр. ф-фа), Рудольфа Карнапа (нем.-амер. физика и логика) и др., и, наконец, четвертый позитивизм, или постпозитивизм (Т.Кун (амер. историк и философ науки), Имре Лакатос (англ. историк науки), П.Фейерабенд (амер. ф-ф) и др.)[7].

Представители Венского кружка предложили программу обновления научного и философского знания. В общем виде их взгляды можно свести к следующим положениям: важнейшими инструментами научной, познавательной деятельности являются логика и язык. Так, Бертран Рассел (англ. философ, мат-к, логик) обосновал идею, согласно которой задачей науки являются рассмотрение, изучение объектов и получение знаний о мире, задачей же его философии как логического анализа является прояснение, уточнение смысла слов и предложений, составляющих знание.

В сфере методологии науки представители Венского кружка выступили с идеей разграничения эмпирического и теоретического уровней знания, выделили в научном знании твердую эмпирическую основу. Отрицательно относились к философии, абсолютизировали логические методы анализа и построения научного знания, в истолковании научного знания они ориентировались на математические дисциплины.

Неопозитивисты (именно так определялось впоследствии это направление), считая подлинными только эмпирические знания, предприняли попытку свести теоретические понятия и суждения к утверждениям наблюдения. Так, Л.Витгенштейн в уже упоминаемой нами работе выдвинул принцип верификации (от лат. verificatia – подтверждения, или verus – истина) как процедуры установления истинности научной гипотезы на основе ее соответствия эмпирическим данным (прямая верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация).

4-ый позитивизм (Постпозитивизм). В его основе – проблемы развития научного знания, а в 70-е годы XX века – проблему рациональности научного знания. Она породила плеяду философов науки, таких как Карл Поппер, Томас Кун, Поль Фейерабенд, Имре Лакатос, Майкл Полани. Постпозитивистов особенно интересовала проблема взаимодействия традиций и новаций, на их теориях я остановлюсь отдельно, в контексте этой темы.

2. 3 аспекта бытия науки. При определении понятия «наука» следует учитывать по крайней мере три аспекта ее бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстает как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире» [2], как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания» [3], и как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством). Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки.

Наука как познавательная деятельность имеет цель выявить объективные законы материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.

Здесь следует уточнить, что наука возникла из практической деятельности, обыденного, повседневного, житейского опыта, однако, в отличие от него, приобрела способность опережать практику по освоению объектов материального мира. Различают 2 стадии в истории развития науки: преднауку (зарождающуюся науку) и науку в собственном смысле слова. Преднаука, характерная для эпохи античности, была связана непосредственно с практикой и возникала путем абстрагирования и схематизации объектов материального мира. Пример преднаучного знания – математика, метеорология, выводящие эмпирические зависимости из практики. Возникновение же науки было связано с теоретическим способом познания мира, созданием теоретических моделей с помощью абстрактных и идеальных объектов. Пример – создание класса отрицательных чисел, теорем в геометрии, геометризация космоса древними греками.

Наука как познавательная деятельность исходит из положения об объективном характере познаваемых предметов, нацелена на выявление предмета исследования, реальных законов бытия.

Наука как социальный институт – это система взаимосвязей между научными сообществами, взаимодействующие между собой научные коллективы, организации и учреждения. Динамика создания научных сообществ достаточно любопытна. Если в Древней Греции (одном из основных научном и культурном центре) существовали десятки ученых, то в 18 – начале19 века в мире – около 1000 ученых, в середине 19 в. – уже 10000, в 1900 г. – 100 тыс, к концу 20 в. – 5 млн. Первые научные сообщества в современном смысле были созданы в 17-18 вв. в Западной Европе. Это было Лондонское Королевское общество (1662 г.), президентом которого некоторое время был И.Ньютон, и Парижская академия наук (1666 г.).

Интересно, что 90% ученых приходится на современность. Сегодня существует более 15000 научных дисциплин. Постоянно происходит рост научной информации, которая по статистике удваивается каждые 5 лет. Социальная организация науки включает широкую сеть научных сообществ от дисциплинарных до национальных научных и международных объединений» [6] : За период 1950-70 гг. произошло удвоение кол-ва ученых в мире. Европа: за 15 лет,США за 15 лет, СССР – за 7 лет.

Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения ее места в системе культуры, взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков. Вторжение науки в нашу жизнь связано с активным обсуждением роли науки в социуме и индивидуальной жизни человека, использованием достижений науки в общественном развитии. И здесь необходимо выделить две противоположных позиции: «сциентизм – антисциентизм».

Сциентизм (от лат. science) абсолютизирует роль науки, рассматривая ее как универсальное средство от всех проблем современности.

На сегодня можно говорить о разных проявлениях сциентизма: социологическом, культурологическом, методологическом. В социологическом сциентизме абсолютизируется роль науки в социальной жизни, в культурологическом – наука занимает доминирующее положение в культуре, в методологическом – отдается пальма первенства методам познания – философии и логике.

Социологический сциентизм зарождается в Эпоху Просвещения (идеи фр просветителей 18 века Тюрго, Кондорсе и др.). В его основе – представление о том, что научно-технический прогресс отождествляется с прогрессом Разума, стремление создать некую социальную теорию, автономную от идеологии и политики, которая автоматически может стать силой общественного прогресса (О.Конт и его закон трех стадий человеческого мышления: теол., метафизич., позитивная).

Возрождение социологического сциентизма намечается после Второй мировой войны. В работах неопозитивистов (Нейрата, К.Поппера и др.) Так, К.Поппер не отрицает тезиса о том, что прогресс научного знания определяет ход общественного развития. Да, знания оказывают сильнейшее влияние на ход истории, но при этом невозможно предсказать будущее развитие знания, а, следовательно, и ход истории.

В 50-60-е годы намечается бум сциентизма. Сегодня сциентисты указывают не только на НТП как решающий фактор общественного прогресса, но и на особое место и особую роль техники. Большим влиянием пользуется новая идея технологического детерминизма, в которой демонологизируется техника, опять же как некое надиндивидуальное явление, управляющая сила общественного прогресса.

Ø Сторонники социологического сциентизма утверждают, что с ростом знаний и расширением последствий НТП все социальные проблемы будут автоматически разрешаться. Развитие науки приведет к угасанию идеологических разногласий, идеологическое мышление будет заменено логическим, научными доводами.

Культурологический сциентизм. Можно говорить о разных его вариантах: умеренном, радикальном, изоляционистском.

Умеренная форма культурологического сциентизма сформировалась в XIX веке в идее О.Конта об «онаучивании» всех форм духовной деятельности, об их перестройке по образцу научного мышления (философия, искусство, мораль). При этом следует отметить, что умеренные позитивисты не призывали к размыванию этих форм.

Радикальный вариант культурологического сциентизма сформировался в рамках неопозитивизма. Неопозитивисты пытались объявить все формы духовной деятельности, в которых нет научных оснований, незаконными, а потому их следует размыть, растворить в науке. Философия, по мнению Карнапа, ничего о мире не говорит, она – совокупность ненаучных высказываний, а потому не является знанием о мире.

Изоляционизм – один из вариантов культурологического сциентизма. Его суть заключается в попытке полной изоляции научно-теоретической деятельности от всех иных форм культурной деятельности. Науку следует изолировать от философии, искусства и т.д.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают критике науку и технику, считая их враждебными подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Ядро антисциентизма составляет идея об антигуманной сущности науки и технического прогресса. Наука и техника не способны создать адекватный образ человека, мир его ценностей, смысложизненных ориентиров (М. Хайдеггер: «Техника – судьба нашего времени, но в силу этого человек не встречает себя, свою сущность»), наука несет в себе опасность из-за экологических, технологических применений (К. Ясперс: «Наука – чудесный плод, но … является источником опасности. Она уничтожает человеческое бытие»). Наука усредняет и стандартизирует всех, она способна привести к утверждению тоталитарного сознания в обществе (Г.Маркузе в работе «Одномерный человек» говорит о том, что человек, ориентированный только на науку, – одномерный человек.).

Отечественный философ Н.Бердяев также в связи с этим рассуждал: «Никто не сомневается в ценностях науки, они – неоспоримый факт, но необходимо знать границы науки. Наука не может дать целей для жизни, осознание значимости жизни, она не знает тайн, а знает только истины».

Следует избегать крайностей этих позиций, понимая, что наука взаимодействует с различными сферами общественной жизни, оказывая совершенно различное влияние на общество, человека, его интеллект, культуру мышления, духовность.

Интересно привести позиции отдельных философов в отношении роли науки в жизни человека и общества. Так, К. Поппер критикует «интеллектуальное расстройство», причины которого он усматривает в иррационализме и мистицизме. Интеллектуал, на вкус которого «рационализм чересчур банален» и который расточает восторги перед мистицизмом, – не выполняет своего морального долга. Это есть следствие «романтической враждебности» к науке. Между тем, современная наука усиливает наш интеллект, подчиняя его дисциплине практического контроля. Научные теории контролируются практическими выводами из них, в противоположность безответственности мистицизма, который избегает практики, заменяя ее созданием мифов, а науку считает чем-то вроде преступления. Наука – это на собрание фактов, а «одно из наиболее важных духовных движений» наших дней.

В. Соловьев резко критикует позитивизм, кот. «изъявляет притязание на безусловное господство в области знания», сторонник синтеза науки, религии и философии, который называет «теософией».

Н.Бердяев полагал, что нельзя абсолютизировать роль дискурсивного мышления, но не оно, а интуиция, которая базируется на вере, является основой знания. Недопустимо методы математики и естественных наук переносить в социальные науки и другие области духовной жизни, чуждые науке. Л.Шестов полагал, что наряду с научными всегда существовали ненаучные способы отыскания истины, которые не следует «опорочивать современными методологиями». Все рассуждения имеют право на существование, поэтому следует положить конец «дикому обычаю пролагать посредством доказательства путь к истине».

Идеи Бердяева и Шестова о роли науки в жизни общества в определенной мере развил современный американский философ, историк физики Поль Фейерабенд. Он считал, что значение и роль разума не следует преувеличивать. Более того, науку (как главного носителя разума) необходимо лишить центрального места в обществе и уравнять с религией, магией и другими духовными образованиями. Так, он в частности, полагает, что наука «всегда обогащалась за счет вненаучных методов и результатов. Следовательно, попытка сделать науку более рациональной и более точной, уничтожает ее. Необходим обмен между наукой и ненаучными мировоззрениями в интересах всей культуры.

Постмодернизм ставит под сомнение науку как привелигированный способ познания и ядро всей культуры. Представители обвиняют науку в таких грехах, как объективизм, редукционизм, отрыв субъекта познания от объекта, упрощенное представление о последнем, логоцентризм (что ведет к игнорированию таких средств познания, как воображение и интуиция и др.). Постмодернизм предполагает новую парадигму науки, соединяющую современную науку с ее постмодернистскими альтернативами вплоть до исторического исчерпания науки.

Обобщая указанные позиции, следует отметить, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать. Необходимо объективно относиться к науке, учитывая достижения и противоречия. И если прежде наука развивалась как изолированный институт, то сегодня она пронизывает все сферы жизни общества, тесно взаимодействует со всеми формами общественного сознания, ориентируется на человека, его способности, творчество, активность в способах интеллектуальной деятельности.

Общая характеристика науки

Цель науки – получение знания о реальности: в этом – ее отличие от других видов человеческой деятельности (экономики, искусства, права и др.).

Различают научное и ненаучное знания. Виды вненаучного знания:

1. Жизненно-практическое, неспециализированное (общение, взаимопонимание, опыт и др.);

2. Специализированные виды практического знания (практическая медицина, практическая педагогика, практическая юриспруденция), в которых теоретические объяснения сводятся к минимуму, а навыки, умения играют определяющую роль. Эти виды знания дополняют научное познание.

3. Формы теоретической профессиональной деятельности, связанной с систематизацией и обобщением господствующих духовных ценностей (искусство, право и др.).

4. Псеводонаучное знание – система представлений, покоящихся на ложных основаниях, но создающих видимость научности и претендующих на истину (астрология, магия, оккультизм, парапсихология).

Проблема возникновения науки. Не существует однозначного мнения, когда же возникает наука. Иногда ее рождение связывают даже с каменным веком, подразумевая под научным знанием опыт практической и познавательной деятельности человека, что не тождественно. Более правомерно относить начало теоретической науки к 5 в. до н.э., к временам античности, когда в Восточном Средиземноморье возникает очаг европейской культуры. В Древней Греции античные мыслители создавали первые программы исследования природы, образцы исследовательской деятельности, первые фундаментальные принципы познания природы. В античности были созданы геометрические модели космоса, были введены элементы обоснования в математику и астрономию, классифицированы растительный и животный мир, сформулированы первые принципы теоретической науки (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Платон, Аристотель).

Иногда связывают начало науки с внедрением и осознанием элементов опытного знания, что связано со средневековой культурой 12-14 веков. Английский епископ Роберт Гроссетет и францисканский монах Роджер Бэкон совершают ряд открытий в физике и математике, начинают осмысливать роль опыта и математики в научном познании. Бэкон: Мат-ка – врата к прчим наукам. Р. Гроссетет открывает законы преломления света, Р.Бэкон утверждает, что математика – это основа всех наук.

Конечно, наука в современном смысле этого слова возникает только в 16 – 18 веках. С именами Кеплера, Галилея, Ньютона связано начало научной революции Нового времени. В этот период складываются основы естествознания, формулируется роль физики и математики как основы научного познания. В этот же период наука приобретает социальный статус, возникает Лондонское Королевское общество, Парижская Академия наук.

Наконец, есть точка зрения, по которой наука возникает не раньше первой трети 19 века, когда складывается система высшего образования, происходят реформы Берлинского университета под руководством В. Гумбольдта. (Формируется «немецкая модель образования»: классическое университетское образование, предполаг. общее развитие чел-ка (огр. – гуманитар. составляющая). Корпорация студентов и преподавателей – творческий союз – развитие науки. Гумбольдт: «Истинная цель человека есть высшее и наиболее пропорциональное формирование его сил в единое целое». Была впервые реализована в хим. Лаборатории Юстуса Либиха (образцовая научная лаборатория, которая более 25 лет привлекала ученых , в частности, российских. Среди его учеников: Гофман, Кекуле, Зимин, Воскресенский). Поскольку наука развивалась в стенах вузов, эта позиция вполне имеет право на существование. Т. зр: совр. реформы ……

Сегодня наука становится все более значимой частью реальности. Поэтому представляется важным рассмотреть функции науки. Конечно, их следует понимать в развитии, поскольку современная наука существенно отличается от науки прошлого и вполне возможно – от науки будущего. Итак, современная наука выполняет культурно-мировоззренческие функции; является непосредственной производительной силой, а также позволяет решать социальные проблемы современности. Культурно-мировоззренческая функция, прежде всего, связана с тем, что наука реализуется в сфере определенной культуры и взаимодействует с институтами образования и воспитания. Поэтому в современных условиях особенное значение придается структуре образования (новые стандарты, методы), способствующей связи науке и образования, а также воспитанию личности человека, способного к самообучению, творческому развитию.

Функция науки как непосредственной производительной силы основана на том факте, что современная наука прежде всего ставит перед производством новые задачи, прямо или косвенно участвует в процессе производства.

Наконец, функция социального управления связана с возможностью научного предвидения и прогнозирования, что успешно используется в регулировании социальных процессов, создании и реализации проектов будущего (футурология).

Закономерности развития науки (таблица).

Классификация науки. По предмету и методу можно выделить:

1. Естественные (фундаментальные науки): физика, химия, биология.

2. Технические (прикладные) инженерные науки

3. Социальные (общество) экономика, социология.

4. Гуманитарные (н. о человеке): философия, литературоведение, история.

3. Традиции и новаторство в науке.

В науке постоянно возникает противоречие между традициями и новаторством. Если ученый работает в рамках традиций, то как возникает новое? Ученый вынужден пользоваться уже известной ему систематикой, определениями, классификациями. Такой подход существенно снижает возможность достижения новизны. Новое в науке – за счет построения новых классификаций, постановке новых проблем, разработке новых методов. Напр., Л.Пастер утверждал необходимость существования программы исследования: «Я не ввожу новых методов исследования, я ограничиваюсь тем, что стараюсь делать опыт хорошо». Он ставит эксперименты на более высоком уровне экспериментальной техники: не только кипятит питательную среду, но фиксирует время и температуру кипения. Теория электричества Кулона связана с продолжением традиций, сложившихся в области теории упругости и сопротивления материалов, заложенных до него Галилеем и Р. Гуком. Но Кулон исходил из необходимости взаимодействия традиций. Закон Кулона совершенно явно не мог быть открыт в рамках парадигмы теории упругости. Теория – это географическая карта, которая характеризует некий аспект реальности, поэтому необходимо умело работать с этими картами, отбирая нужную информацию.

Проблему взаимодействия традиций и новаций в науке пытаются решить постпозитивисты. Если логические позитивисты, как говорилось выше, заботились о верификации утверждений науки, об их подтверждении эмпирическими данными, то Карл Поппер выдвинул принцип фальсификации и фальсифицируемости знания. Научные теории в его интерпретации независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теорий.

Как он пришел к этому? К примеру, если для верификации (или подтверждения) общего предложения «Все деревья теряют листву зимой» необходимо осмотреть огромное количество деревьев, чтобы убедиться в его истинности, то всегда можно опровергнуть это подтверждение, поскольку есть деревья или может найтись хотя бы одно дерево, не теряющее листву зимой. Тогда выходит, что законы и теории в науке остаются временными, предположительными, гипотетическими. Их невозможно верифицировать, их можно лишь подвергнуть проверкам, которые рано или поздно выявят их ложность. Отсюда выводы: цель, которую преследуют ученые, – получение истины – недостижима. Получить истинное описание мира невозможно. Даже если в процессе научного поиска мы случайно наталкиваемся на истину, то не можем с уверенностью сказать, что это истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут быть критерием истины, поскольку любую фантазию можно логически представить как истину, а заблуждениям найти подтверждения.

В результате такой критики Поппер предлагает другой методологический принцип – фальсификации. Фальсификация – это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. В каждом из утверждений необходимо выявлять ложные воззрения и отбрасывать их – только так можно приблизиться к истине. Познание – это процесс, начинается он не с наблюдений, а с выдвижений догадок, предположений и идет путем проб и ошибок. В итоге, в процессе познания обнаруживаются ложные догадки, и они отбрасываются. Ложная теория сменяется новой, не имеющей с прежней никакой связи, более того, она должна максимально отличаться от старой. Так, Поппер выступил против кумулятивизма в науке – такого представления, согласно которому развитие научного знания представлялось как процесс добавления, накопления новых истинных знаний, ведущих к прогрессу в науке.

Поппер опроверг достоверность индуктивного метода познания, долгое время считавшегося важнейшим и даже единственным в теории познания. Сутью этого метода является убеждение в том, что научное познание начинается с наблюдений и констатации фактов (Ф.Бэкон), затем следуют их обобщение и выдвижение теории. Но что позволяет нам от фактов переходить к общим положениям? Поппер отвечает на этот вопрос следующим образом: «Индукция, то есть вывод, опирающийся на множество наблюдений, представляет собой миф. Она не является ни психологическим фактом, ни фактом обыденной жизни, ни фактом научной практики»[10].

Несмотря на то, что многие положения концепции Поппера носят спорный характер, его вклад в философию науки огромен. Принцип фальсификации содержит ориентацию науки на критический анализ содержания научного знания (не случайно его философия определяется понятием «критический рационализм»), на постоянную необходимость критического пересмотра всех ее достижений. Поппер утвердил взгляд на науку как на динамический процесс, в котором происходят постоянные изменения. Кроме того, методологический анализ изменения знаний привел к необходимости обратиться к реальным примерам из истории науки. Это, в свою очередь, повлекло за собой утверждение исторического подхода к анализу науки (а не логического), что было предпринято Томасом Куном (1922-1996) – ключевой фигурой в постпозитивизме. Свои оригинальные идеи он изложил в работе «Структура научных революций» (1962). (Концепции Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда подробно излагаются в лекции «Динамика науки как процесс зарождения нового знания». – Прим. Автора.)

Главная заслуга его философии науки заключается в том, что он представил развитие науки как скачкообразный революционный процесс смены парадигм и дисциплинарных матриц. На каждом определенном историческом этапе развития науки в рамках научного сообщества складывается научная парадигма, и в ее рамках происходят процесс накопления эмпирических фактов, их обработка, совершенствуется методика исследования, после чего происходит скачок, влекущий за собой революционные изменения.

Томас Кун обозначил важнейшие проблемы науки, одна из которых – как знания развиваются. Но сразу на повестке дня появились другие проблемы: если знания растут и углубляются, то как осуществляется их преемственность, в каких формах старая парадигма передается новой? На каких основах осуществляется взаимодействие сторонников старой и новой парадигм? Как возможна оценка преимуществ новой парадигмы перед старой?

На эти вопросы ответил другой представитель критического рационализма – Имре Лакатос (1922-1974). Концепцию Лакатоса называют методологией научно-исследовательских программ. Его основные работы: «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», «История науки и ее рациональные реконструкции» и др.

Основой методологии Лакатоса является идея, согласно которой развитие науки представляет историю возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность научных теорий. Эта последовательность складывается вокруг одной, фундаментальной, теории (парадигмы), которую принимает интеллектуальная элита. Она и составляет «жесткое ядро» научно-исследовательской программы. Вокруг этого ядра создаются новые гипотезы, образуя «защитный пояс». Философ вводит еще ряд понятий: «позитивная эвристика», «негативная эвристика».

В функционировании, росте и смене научных программ и проявляет себя, по мнению Лакатоса, научная рациональность.

Заслугой Лакатоса является то, что он свои представления о научной рациональности максимально приблизил к истории науки, и тем самым попытался соединить исторический подход к науке с сохранением рационалистической установки.

Однако концепция Лакатоса страдала схематичностью, многие важные события в науке в нее не укладывались, тем не менее, был дан толчок к изменению представлений о научной рациональности, что и предпринял Поль Фейерабенд (1924-1994).

Концепция П.Фейерабенда определяется как эпистемологический анархизм.

Отталкиваясь от идей Поппера и Лакатоса, что при столкновении научных теорий с некоторыми фактами для их опровержения необходима еще одна теория, Фейерабенд выдвинул методологический принцип полиферации – размножения теорий. Согласно этому принципу, ученые должны создавать альтернативные теории, несовместимые с общепризнанными, в результате чего разворачивается их критика, конкуренция и в целом расширяется мощь человеческого мышления.

Каждая новая теория несоизмерима с предшествующей, поскольку соединяет в себе старые и устанавливает новые нормы. Каждый ученый свободен разрабатывать собственную теорию, невзирая на конкуренцию, критику, несообразности и противоречия, а потому развитие науки иррационально, теории получают признание не потому, что они ближе к истине или рационально обоснованы, а благодаря активной пропагандистской деятельности их сторонников. Таким образом, в науке царит анархия: каждый волен изобретать собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, поскольку не существует никакой основы для такого сравнения, следовательно, все допустимо, все оправдано.

Сравнивая науку с мифом, Фейерабенд приходит к выводу о том, что они ничем не отличаются и представляют разные формы идеологии.

На сегодняшний день положение аналитической философии в разнообразии ее проявлений находится в состоянии кризиса. В лице Фейерабенда философия науки дошла до критики самой науки и оправдания иррационализма. Его призыв к стиранию граней между наукой и мифом, наукой и религией по сути дела привел и к выводу о ненужности философии науки как теории научного познания. В этой ситуации акцент смещается с проблем познания в область социологии науки, этики науки, герменевтики.

Интересно решает проблему новаций (возникновения принципиально новых феноменов, которые нельзя объяснить имеющимися знаниями) М.А.Розов:

1. Путь пришельца. В какую-то науку приходит ученый из другой области, не связанный с ее традициями. Он работает в традиции, но применяет ее к другой области, «монтируя» методы разных наук. Многие открытия в науке совершались на стыке наук (физики и астрономии, химии и биологии).

2. Путь побочных результатов. Ученые, работающие в одной области, случайно наталкиваются на случайные результаты, которые не планировались и представляют необычное явление для той традиции, в которой они работают. Возникает необходимость обращения к традициям другой области или пересмотр существующих традиций (открытие радиоволн Герцем, Рентгеновских лучей и др.).

3. «Движение с пересадками». Часто побочные результаты, полученные в рамках одной традиции, являются для нее неперспективными, бесполезными, но могут оказаться важными для традиций другой области знания, в результате чего появляется новое знание.

Вывод: новации в науке возможны только в рамках традиций, но существует многообразие традиций, что позволяет говорить о необходимости междисциплинарных исследований (взаимодействии традиций), в результате чего возникает новое знание.

Научные революции как смена типов научной рациональности.

Существуют глобальные научные революции, в процессе которых формируются новые способы и методы познания, меняется картина мира, стиль научного мышления, философские основания науки в целом и т. п. и микрореволюции – революции в отдельных науках, которые приводят к созданию новых теорий в сравнительно узком круге явлений.

Глобальные научные революции. Философские основания науки.

Научные революции как смена типов научной рациональности.

Литература:
  1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.
  2. Степин В.С. Наука // Новейший философский словарь. – Минск, 2003.
  3. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебн. пособие для вузов. – М., 2004.
  4. Рузавин Г.Н. Философия науки: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.
  5. Мах Э. Анализ ощущений и отношения физического к психическому. – М., 1998.
  6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
  7. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1987.
  8. Курашов В.И. Начала философии науки. – Казань, 2004.

[1] Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1996. – С. 9.
[2]Степин В.С. Наука // Новейший философский словарь. – Минск, 2003. – С. 66.
[3]Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 26.
[4]Степин В.С. Наука // Новейший философский словарь. – Минск, 2003. – С. 662.
[5]Рузавин Г.И. Философия науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. – С. 8.
[6]Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 24-25.
[7]См.: Позитивизм / История философии: Энциклопедия. – Минск, 200. С. 799.
[8]Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. – М., 1998. – С. 9.
[9]Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. – М., 1998. – С.9.
[10]Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. – М., 1983. С. 269.
[11]Подробно об интернализме и экстернализме см. в лекции «Динамика науки как процесс зарождения нового знания».

kursak.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]