Понятие субъектов права собственности

Муниципальное право России

ООО «Экостром Бетон»: раствор, инертные материалы. Бартерное сотрудничество

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

В России, после распада СССР, с учреждением института местного самоуправления свершилось закономерное перераспределение полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления.

В итоге, согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, т.е. в том числе и федеральные программы в области образования.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, согласно п. «е» ст. 72 Конституции РФ, находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, т.е., в отличие от декларативного характера п. «е» ст. 71, норма п. «с» ст. 72 Конституции РФ закрепляет паритет федеральной и региональной властей в области управления образованием и установления образовательных стандартов.

Что касается исключительного ведения субъектов РФ в области образования, то в Конституции 1993 г. об этом речь не идет. Основываясь на остаточном принципе формирования компетенции субъектов РФ и на либеральной формуле «разрешено все, что не запрещено», мы можем сделать вывод о том, что к компетенции субъектов РФ в области образования может относиться следующее:

  • принятие соответствующих законов об образовании;
  • установление дополнительных гарантий для работников образования;
  • управление образованием на территории субъекта;
  • введение дополнительных предметов в дополнение к федеральному образовательному стандарту;
  • финансирование образования.
  • Также в ведении субъекта Федерации могут находиться и иные вопросы образования, если это не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.

    В отношении компетенции органов местного самоуправления в области образования необходимо сказать следующее.

    Как известно, компетенция органов местного самоуправления на сегодняшний день строится по западноевропейскому образцу и состоит из следующих элементов: исключительных (собственных), делегированных (переданных) и факультативных (дополнительных) полномочий, а также предметов ведения. Однако сразу оговоримся, что, по мнению абсолютного большинства российских правоведов, невозможно на уровне местного самоуправления разделить полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления 1 Муниципальное право России / Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Юрист», 2005. .

    Компетенция местного самоуправления в области образования регулируется сразу несколькими законодательными актами федерального уровня, а также нормативными правовыми актами уровня субъектов Федерации и местными правовыми актами.

    Таким образом, в нашем государстве сфера образования находится в ведении Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Соответственно, управление образованием, финансирование и нормативно-правовое регулирование образования определенным образом распределено между указанными уровнями публичной власти.

    Так, к федеральным законодательным актам необходимо в первую очередь относить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

    На уровне субъектов РФ компетенция местного самоуправления в области образования регулируется конституциями (уставами) субъектов РФ. законами субъектов РФ о местном самоуправлении, законами субъектов РФ об образовании.

    В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указана компетенция местного самоуправления, однако нет четко описанных функций местного самоуправления. Не считая это недостатком законодательной техники, отметим, что функции органов местного самоуправления в области образования могут быть синтезированы методом научного толкования из норм указанного законодательного акта.

    Итак, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции органов местного самоуправления в России в области образования относятся следующие полномочия:

  • планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуществления государственной политики в области образования;
  • формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
  • предоставление гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  • учреждение, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
  • создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
  • назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
  • строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
  • использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
  • установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
  • Перечисленные полномочия местного самоуправления в области образования присущи не всем муниципальным образованиям. Как было отмечено ранее, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N9 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в отличие от своего предшественника, ввел новые виды муниципальных образований и предусмотрел двухуровневую систему местного самоуправления.

    Соответственно, муниципальные образования, относимые законом к разным видам, наделены и различным объемом полномочий, в том числе в сфере образования. И, по нашему мнению, это оправданно. Кроме того, об успешности подобного подхода в организации местного самоуправления свидетельствует и зарубежный опыт 2 См. подробнее: Туровский Р.Ф. Местное самоуправление: к организации эффективной власти // Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 68 79. .

    В соответствии со ст. 14 названного Федерального закона поселения (городские и сельские) не наделены никакими полномочиями в области образования.

    В соответствии с ч. 11 ст. 15 данного Закона к компетенции муниципального района в области образования относятся:

  • организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
  • Из смысла указанной нормы, по нашему мнению, следует, что все полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере, определенные действующим законодательством РФ. должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района. «Обращает на себя внимание то, что новый Закон исключает из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами, организацию профессионального образования» 3 Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов). Саратов. 2005. .

    В соответствии с ч. 13 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 к компетенции городского округа в области образования относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
  • Таким образом, компетенция муниципального района и городского округа, исходя из соответствующих законодательных норм, одинаковая с поправкой на территорию муниципалитета. Однако фактически любой городской округ обладает большими возможностями для реализации своих полномочий в области образования, чем муниципальный район, так как у последнего нет столь мощной экономической основы. Соответственно, реализация городским округом полномочий в области образования должна быть более эффективной и продуктивной.

    Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако реализация указанных вопросов местного значения возможна только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

    Обращает на себя внимание тот факт, что федеральный законодатель по-разному подошел к формированию компетенции местного самоуправления в области образования, с одной стороны, и в области культуры и спорта — с другой. Так, если образование исключено из сферы компетенции поселений, то культура и спорт относится к компетенции городских и сельских поселений.

    По справедливому мнению И.В. Абанкиной. «это вносит сложности в организацию совместного социально-культурного пространства и требует использования современных технологий социального партнерства, основанных на агентских соглашениях» 4 Абанкина И.В. Проблемы основной школы и система расселения России // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 105. . Также она отмечает: «Это становится одним из аспектов управленческого дисбаланса в организации предоставления образования и других услуг социально-культурной сферы».

    Итак, отметим и напомним, что реформирование местного самоуправления предусматривает новый подход к компетенции местного самоуправления. Как часть реформы — потенциально разные возможности разных видов муниципальных образований в освоении полномочий.

    Как отмечает И.А. Рожков, в отношении нового подхода к разграничению полномочий и предметов ведения «сделана попытка разграничить компетенцию трех уровней публичной власти в сфере образования по принципу «чем владеешь, тем и управляешь, то и финансируешь» с резервированием за федеральной властью полномочий по формированию общих контуров единого образовательного пространства страны» 5 Рожков И.А. Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в законодательство об образовании // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 7. .

    Завершенный, оформленный вид современной компетенции местного самоуправления в области образования придал принятый в августе 2004 г. Федеральный закон № 122-ФЗ, в результате вступления в силу которого были изменены либо утратили силу около 150 законодательных актов Российской Федерации.

    Изменения коснулись и Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Согласно последней редакции ст. 31 указанного законодательного акта к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

    1. организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
    2. организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;
    3. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
    4. обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
    5. учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных упреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
    6. опека и попечительство;
    7. реализация права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
    8. ежегодная публикация среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных муниципалитетам территориях.

    В соответствии с федеральным законодательством разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, определенном уставом (положением) органов местного самоуправления.

    На сегодняшний день система органов местного самоуправления в России представлена тремя обязательными органами — глава муниципального образования, представительный орган, исполнительно-распорядительный орган (администрация) муниципального образования, и дополнительным, учреждаемым в необязательном порядке, органом — контрольным органом местного самоуправления, а также иными органами, предусмотренными уставом муниципального образования.

    К компетенции представительного органа местного самоуправления в области образования, по нашему мнению, относятся:

  • принятие и изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ нормативных правовых актов, регулирующих: порядок предоставления общеобразовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями; правовой статус муниципальных образовательных учреждений и правовой статус преподавательских кадров муниципальных образовательных учреждений; предоставление дополнительных социальных гарантий работникам муниципальных образовательных учреждений; а также иные вопросы, не отнесенные к ведению органов государственной власти и подпадающие под компетенцию местного самоуправления;
  • принятие бюджета муниципального образования и контроль за его исполнением, в том числе расходной статьи муниципального бюджета на образование;
  • контроль за реализацией полномочий в области образования главой муниципального образования и администрацией;
  • внесение предложений в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ по совершенствованию политики и законодательства в области образования и поддержки муниципальных образовательных учреждений.
  • К компетенции главы муниципального образования в области образования, по нашему мнению, относятся:

  • внесение проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области образования в представительный орган местного самоуправления;
  • издание муниципальных правовых актов в области образования в пределах своей компетенции;
  • учреждение муниципальных образовательных учреждений;
  • координация деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в области образования.
  • К компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в области образования, по нашему мнению, относятся:

  • внесение в представительный орган местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов в области образования;
  • создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
  • планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием;
  • планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений;
  • регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
  • контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.
  • isfic.info

    Система государственного управления

    Органы государственной власти субъектов РФ

    В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

    Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

  • законодательный (представительный) орган государственной власти;
  • высший исполнительный орган государственной власти;
  • иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).
  • Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  • государственная и территориальная целостность России;
  • распространение суверенитета России на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
  • Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 11 и 29 декабря 2004 г.).

    Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува — из 160. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс. региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.

    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
  • утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
  • устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
  • регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.
  • Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

    Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

    Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

  • принятия решения о самороспуске;
  • роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.
  • Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

    В большинстве законодательных органов отсутствуют депутатские фракции, и политические страсти не мешают работе. В соответствии с новым законом о выборах 50% депутатов региональных парламентов избираются по партийным спискам. Сейчас в регионах партии мелкие. Лишь две-три партии могут преодолевать барьер, устанавливаемый для прохождения в региональный представительный орган. Это повышает роль таких партий и политизацию власти.

    Система органов исполнительной власти субъектов РФ

    В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

    Часть высших должностных лиц (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ избрана населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пять лет и не может избираться более двух сроков подряд 1 В соответствии с новым законодательством глав субъектов РФ утверждает представительный орган субъекта РФ. Кандидатуру предлагает Президент РФ. . В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, неизбрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ:

  • представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • обнародует или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ и участвовать в его работе с правом совещательного голоса;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.
  • Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

    Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ. признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др.

    Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъектов РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

    В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором, возможны и другие формы.

    Законодательный орган по представлению исполнительного органа (администрации) утверждает схему управления субъектом РФ и структуру исполнительных органов. Глава администрации устанавливает штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений, т.е. комитетов, департаментов, управлений, отделов и т.п. Полномочия их определяются уставами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми главой администрации.

    Организация исполнительной власти в городах федерального значения имеет особенности. В систему органов исполнительной власти Москвы входят: мэрия. Правительство Москвы, отраслевые, межотраслевые и территориальные органы.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

    • разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ;
    • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
    • разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ;
    • обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития;
    • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
    • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
    • формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
    • Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

      Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

      Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

      Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-разному.

      По Уставу Московской области законодательная власть формирует правовое пространство, в котором действует и администрация области. Власти самостоятельны, но в пределах компетенции, установленной законом, который принимает областная Дума.

      В структуру администрации входят:

    • правительство, наделенное общей компетенцией;
    • органы специальной компетенции по отраслям и сферам государственного управления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);
    • территориальные органы специальной компетенции, действующие на территориях районов и городов.
    • Глава администрации имеет право законодательной инициативы, полписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами. Дума оставила за собой право утверждения заместителя главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

      В Воронежской области приняты Закон «Об органах государственной власти» и Устав области. Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначает руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке правовые акты, принятые Думой. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.

      Для выполнения функций исполнительной власти создаются структурные подразделения администрации. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

      Исполнительная власть региона по определенным направлениям деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как власти, призванной исполнять законы. Формами контроля могут быть доклады администрации по итогам работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие главы администрации на сессиях, назначение и освобождение ключевых руководителей администрации по согласованию с законодательным органом. Законодательный орган утверждает отчеты администрации об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители администрации отвечают на запросы и обращения депутатов.

      При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от руководителя представительства — он должен обладать необходимыми качествами: быть дипломатом, проявлять настойчивость, уметь поддерживать отношения и контакты и т.д. В представительстве образуются отделы.

      Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения — территориальные органы.

      Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством или ведомством по согласованию с субъектом РФ.

      Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ, — во взаимодействии с их соответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральных и региональных элит в целях удовлетворения корыстных интересов 2 Возможен альянс капитала с региональной властью. Собственники капитала получают квоты, льготы, а чиновники — дивиденды. В США и ФРГ существуют подразделения, контролирующие и расследующие деятельность местных руководителей. В России до 1917 г. территориальные органы обслуживали по несколько регионов, при этом персонал управления отдельными структурами находился в ратных губерниях. создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

      Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов. Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ, и т.д.

      Информацию для осуществления деятельности территориальные органы получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов статистики, предприятий и организаций независимо от форм собственности.

      Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основными из них являются подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

      Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых для работы условий.

      Координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ

      Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.

      При Президенте РФ образована комиссия по вопросам совершенствования государственного управления.

      На комиссию возложены следующие функции:

    • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ;
    • выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и законам Российской Федерации;
    • устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ;
    • подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.
    • В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

      Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым графиком.

      Органы власти субъектов РФ обеспечивают соответствие своей деятельности и принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Установлена их ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, игнорирование решений судов, в результате которых были созданы препятствия работе федеральных органов власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека, охраняемые законом интересы юридических лиц. В случае, если судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ принят такой акт, а этот орган не принял мер по исполнению решения суда об отмене акта. Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу. Если в течение трех месяцев после предупреждения меры не приняты, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа. Государственная Дума обязана в течение двух месяцев рассмотреть указанный проект.

      Аналогично Президент РФ вправе действовать при таких же нарушениях в отношении главы субъекта РФ. Президент РФ может отрешить его от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа власти. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент РФ также вправе временно отстранить главу субъекта РФ от исполнения полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого преступления.

      Совершенствуется также финансовый контроль за деятельностью региональных органов власти. Во всех субъектах РФ открылись федеральные казначейства и контролируются бюджетные потоки. Берется под контроль Банка России банковская сеть на местах.

      Смотрите так же:

      • Закон восстановления т Как восстановить трудовую книжку Обновление: 8 февраля 2017 г. Заявление на восстановление трудовой книжки Ситуации, когда работнику требуется восстановить свою утраченную трудовую книжку, […]
      • Приложение 7 к 3 ндфл реестр Регламентированная отчетность Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 (далее – Порядок). В соответствии с п. 7.1 и 7.2 Порядка в таблице 1 по […]
      • Разграничение предметов ведения и полномочий рф и субъектов рф Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов 2.3. Разграничение предметов […]
      • Изменения в едином налоге 2014 Как платить единый налог с 2015 года Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины […]
      • Тк рф увольнение ст77 Статья 77 ТК РФ соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения […]
      • Приказы о зарплате врачам Повышение зарплаты медикам: миф или реальность? Смотрите также: Росстат опубликовал информацию, в соответствии с которой средняя зарплата врачей в 2018 году по России составляет 72 […]