Порча земли наказание

Земельное Право

За порчу земель предусмотрена уголовная (ст. 254 УК РФ) и административная (ст. 8.6 КоАП) ответственность.

Объектом данного преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.

Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 ЗК РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственный и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.

Статья 12 ЗК РФ говорит о том, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Объективная сторона данного преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.

Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, т. е. химических или биологических, либо смесь таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.

Субъективная сторона преступления — косвенный умысел.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 3 ст. 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

К лицу, виновному в порче земли (ст. 25 4 УК РФ), в зависимости от тяжести преступления может быть наложен штраф, либо назначено ограничение свободы, либо лишение свободы. Одновременно виновное лицо может быть принуждено к восстановлению состояния испорченной земли.

lands-zakony.ru

Ответственность за порчу земель будет усилена

Вчера на очередном пленарном заседании Госдума в третьем чтении приняла закон, ужесточающий наказание за порчу земель.

Напомним, что документом предлагается увеличить размер административного штрафа за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы. Так, указанное деяние предполагается наказывать штрафом в размере:

  • для граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
  • В свою очередь, за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тыс. до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 40 тыс. до 80 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Отметим, что по действующему законодательству указанные деяния наказываются штрафом в размере:

  • за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы – от 1 тыс. до 1,5 руб. (для граждан); от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (для должностных лиц); от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (для юридических лиц);
  • за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель – от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. (для граждан); от 3 тыс. до 4 тыс. руб. (для должностных лиц); от 3 тыс. до 4 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица); от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (для юридических лиц) (ст. 8.6 КоАП РФ).

Необходимость внесения предлагаемых изменений авторы проекта связывают с тем, что действующий размер административного штрафа не сопоставим с размером ущерба, наносимого землям сельскохозяйственного назначения и, следовательно, экономике и экологии субъектов РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит повысить эффективность противодействия противоправной деятельности по самовольному снятию или перемещению плодородного слоя почвы и будет способствовать сохранению земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния.

www.garant.ru

Порча земли наказание

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Ответственность за порчу земли

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное и гражданское строительство, разведка и разработка полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений вызывают ее порчу. Будучи накопителем различных веществ, земля способна содержать в себе такое количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое опасно для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны. Этим обуславливается высокая вредоносность загрязнения и порчи земли.

Правовая охрана земель — важная задача любого государства. Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 12) предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Приведенное положение, а также другие нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации. Диспозиция ее ч. 1 сформулирована следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 254 УК РФ, — небольшой тяжести. Наказание за него устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Ответственность за порчу земли повышается, если деяние совершено в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (наказание в виде — ограничения свободы на срок до двух лет, принудительных работ на срок до двух лет, лишения свободы на тот же срок). Указанный квалифицирующий признак может быть констатирован лишь в том случае, если на момент нарушения правил соответствующая территория в установленном законом порядке уже была постановлением Правительства Российской Федерации отнесена к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 254 УК РФ, рассматривается законодателем уже как преступление средней тяжести, поскольку за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В диспозиции ч. 3 в качестве квалифицирующего признака указано наступление такого последствия, как причинение смерти человеку по неосторожности.

В Республики Коми имеется 1 факт возбуждения уголовного дела но рассматриваемому преступлению.

Так, 20.11.2006 следственным отделом при ОВД Усть-Цилемского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254 УК РФ, по факту утечки нефтешламов на территорию лесного фонда в квартале 132 Южно-Низевого месторождения, в результате которого на площади 0,15 га была уничтожена лесная подстилка (мох), ФГУ «Усть-Цилемский лесхоз» причинен ущерб в размере 154 440 рублей.

В ходе предварительного следствия установлена причастность к совершению данного преступления двух работников ООО «Севербурсервис», производивших бурение скважины.

20.11.2006 данное уголовное дело прекращено на основании ст. 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием, ущерб, причиненный лесному хозяйству возмещен в полном объеме.

www.prockomi.ru

Электронная библиотека

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ). Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) — порчу земли (ст. 254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное и гражданское строительство, разведка и разработка полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений вызывают ее порчу. Будучи аккумулятором различных веществ, земля способна накопить в себе такое количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое опасно для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны. Этим обусловливается высокая вредоносность загрязнения и порчи земли.

Правовая охрана земель — важная задача любого цивилизованного государства. Земельный кодекс (ст. 12) предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Приведенное положение, а также другие нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК. Диспозиция ее ч. 1 сформулирована следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Основным объектом предусмотренного ст. 254 УК преступления следует считать экологическую безопасность земли.

Экологическая безопасность земель с учетом содержания ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[1] может быть определена как состояние защищенности земли, являющейся компонентом природной среды, и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Применительно к этому составу преступления необходимо обратить внимание на предмет преступления. Несмотря на многозначность слова «земля», в юридической литературе высказываются мнения, что речь идет о поверхностном почвенном слое. При этом акцент ставится либо на плодородность этого слоя, либо на функции (эта позиция представляется более точной), которые этот слой призван выполнять (экологические, экономические, рекреационные и др.).

[1] Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 г. // РГ. — 2002. — 12 января.

Формулировка диспозиции ч. 1 ст. 254 УК позволяет выделить следующие признаки объективной стороны порчи земли: 1) деяние, 2) последствия, 3) причинная связь между деянием и последствиями, 4) средства. Законодатель охарактеризовал это деяние как нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Не вызывает сомнений, что статья носит бланкетный характер. Соответственно, для определения содержания признаков состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам других отраслей законодательства, а правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила были нарушены и в каких юридических документах эти правила закреплены.

Общие требования обращения с опасными химическими или биологическими веществами содержатся в упомянутом ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном кодексе РФ, а также в ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[1]. Эти требования конкретизируются в нормативных актах различного уровня. Среди них ФЗ от 19 июня 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»[2], а также подзаконные нормативные акты, в частности: санитарные правила, утвержденные Главным санитарным врачом РФ; Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г., которым утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, и др.

Анализ изученных уголовных дел показывает, что наиболее распространенные нарушения в этой сфере — нарушения условий хранения удобрений и ядохимикатов, а также превышение установленных нормативов их использования.

Общими свойствами для средств совершения преступлений являются: 1) вещественный характер; 2) химическая или биологическая природа; 3) опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В качестве ориентира для правоприменителя законодатель указал следующие виды таких веществ: удобрения, стимуляторы роста растений и ядохимикаты.

Удобрения — органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в целях повышения урожая и его качества.

Стимуляторы роста растений — это природные или синтетические вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину.

Как удобрения, так и стимуляторы роста растений широко применяются при возделывании различных культур и дают положительный эффект. Однако нарушение правил их применения отрицательно отражается на состоянии почвы.

Ядохимикаты — это пестициды, т.е. химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), вредителями (инсектициды), болезнями (бактерициды и др.) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна и т.п.

Формальным показателем опасности других химических или биологических веществ может служить то, что применение этих веществ строго лимитировано и подлежит обязательной регистрации.

У преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254, два ряда последствий. Первый — последствия, непосредственно приближенные к деянию. Это отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Нормативной дефиниции понятия отравления или загрязнения земли нет. Однако в

[1] О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

[2] О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами : Федеральный закон от 19 июня 1997 г. № 109-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. — № 29. — Ст. 3510.

ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывается категория «загрязнение окружающей среды». Под ней понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Можно также предположить, что применительно к этому составу преступления и для отравления, и для загрязнения почвы характерно ухудшение ее качества вследствие превышения нормативов содержания в ней веществ, указанных в качестве средств преступления. Причем превышение этих нормативов способно вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей, гибель и вред здоровью животных и растений. Отравление при этом характеризуется более высокой степенью поражения, поскольку оно оказывает негативное воздействие на живые организмы на клеточном уровне.

Второй ряд последствий образуют такие результаты преступного деяния, как причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Именно наступление этих последствий — критерий отграничения преступления, предусмотренного ст. 254 УК, от административного проступка, ответственность за который установлена ч. 2 ст. 8.6 КоАП «Порча земель». Понятие причинения вреда здоровью раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»[1]. Согласно ему, причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам.

Трудности в установлении содержания понятия «вред окружающей среде» заключаются в том, что любое загрязнение или отравление либо порча земли уже могут рассматриваться в качестве такого вреда, так как земля является одним из основных компонентов этой среды.

У причинной связи между деянием и последствием при порче земли есть своя специфика — она устанавливается в два этапа. Во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны находиться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а во-вторых, порча земли должна быть следствием нарушения правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами, допущенного в результате хозяйственной или иной деятельности.

Последствия второго ряда могут быть значительно удалены от последствий первого, а следовательно, и самого деяния, поскольку неопределенно долгим может быть вредоносное влияние загрязнения и отравления земли на здоровье человека и окружающую среду. Следовательно, в момент совершения деяния масштабы отрицательного эффекта порчи земли могут быть только спрогнозированы. С учетом этого логично было бы указать в диспозиции ст. 254 УК в качестве обязательного признака состава преступления не наступление таких последствий, как вред здоровью человека или окружающей среде, а реальную опасность их наступления.

Поскольку к субъекту анализируемого преступления законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований, ответственность по ст. 254 могут нести вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной, форму которой следует определять с учетом психического отношения лица к обоим рядам наступивших

[1] О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. // РГ. — 1998. — 24 ноября.

последствий. Поэтому преступление с основным составом может быть как неосторожным или умышленным, так и преступлением с двойной формой вины. Ведь в отношении первого ряда последствий возможен как умысел, так и неосторожность. Определяя психическое отношение ко второму ряду последствий, необходимо принимать во внимание характер причиняемого вреда. Относительно вреда, причиненного окружающей среде, может быть и умысел, и неосторожность. Умысел в отношении вреда здоровью, думается, предполагает дополнительную квалификацию по статьям, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, поскольку максимальное наказание, предусмотренное в ст. ст. 111, 112 и 115 УК, выше, чем в ч. 1 ст. 254. В свете сказанного нельзя согласиться с точками зрения, согласно которым преступление характеризуется неосторожной виной, либо косвенным умыслом, либо двумя формами вины, либо умыслом в отношении действия и неосторожностью в отношении последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 254, — небольшой тяжести. Наказание за него устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Ответственность за порчу земли повышается, если деяние совершено в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (максимальное наказание — до двух лет лишения свободы). Указанный квалифицирующий признак может быть констатирован лишь в том случае, если на момент нарушения правил соответствующая территория в установленном законом порядке уже была отнесена к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия. В ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подчеркивается, что решение вопроса о признании определенной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия находится в компетенции Правительства РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 254, рассматривается законодателем уже как преступление средней тяжести, поскольку за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В диспозиции ч. 3 в качестве квалифицирующего признака указано наступление такого последствия, как причинение смерти человеку по неосторожности. Поскольку признаки потерпевшего, употребленные в формулировке закона, говорят о единственном погибшем, а санкция, закрепленная в ч. 3 ст. 254, не является более суровой по сравнению с санкцией за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК), то в случае гибели двух или более человек в результате порчи земли деяние должно квалифицироваться по совокупности двух преступлений. Однако представляется, что во избежание двойного влияния на объем ответственности одного и того же обстоятельства квалификация такого деяния должна осуществляться не по ч. 3, а по ч. 1 или ч. 2 ст. 254.

Немаловажно для квалификации выяснение соотношения состава преступления, предусмотренного ст. 254 УК, с преступлениями, ответственность за которые регламентируется в ст. 246 — 248 УК. Нарушение правил, о которых идет речь в ст. 254, также может быть при производстве работ, о которых упоминается в ст. 246 УК. Оно может выразиться и в нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами либо правил обращения с микробиологическими агентами или токсинами (ст. 247 — 248). Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретны по сравнению с объективными признаками составов преступлений, предусмотренных ст. 246 — 248, поскольку здесь речь идет о неправомерном воздействии на один компонент окружающей среды — землю.

Однако ст. 246 УК указывает на признаки специального субъекта преступления — «лицо, ответственное за соблюдение правил», в то время как в ст. 254 такого указания нет. Следовательно, при совершении преступления, подпадающего под признаки состава и ст. 246, и ст. 254, квалификация зависит от признаков субъекта. Таким образом, если лицо совершает деяние, содержащее признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254, и при этом обладает признаками специального субъекта, деяние квалифицируется по ст. 246, если не обладает таковыми — по ст. 254. Следует заметить, что санкции статей существенно разнятся (ч. 1 ст. 254 предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, ст. 246 — лишение свободы сроком до пяти лет).

Иначе решается вопрос о соотношении статей 254 и 247 УК. Об их конкуренции можно говорить в том случае, когда порча земли происходит в результате нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. По логике вещей такая конкуренция должна решаться в пользу ст. 254, поскольку, как и в предыдущем случае, объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретизированы. Однако в правильности такого вывода заставляет усомниться сопоставление санкций ч. 1 и 2 ст. 254 (максимальное наказание — два года исправительных работ по ч. 1 и до двух лет лишения свободы по ч. 2) и ч. 2 ст. 247 (максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы), которые несоразмерны.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно в пользу ч. 2 ст. 247 может быть решен вопрос о конкуренции этой статьи со ст. 250 «Загрязнение вод». Поскольку ст. 250 не связывает совершение преступления с определенными орудиями или средствами. Получается, что за загрязнение вод экологически опасными отходами наказание на порядок выше, чем за порчу земли теми же веществами. Даже если учесть, что загрязнение вод потенциально более опасно (быстрая распространяемость загрязнения), думается, здесь можно усмотреть нарушение принципа справедливости. Законодатель связывает наступление уголовной ответственности в обеих рассматриваемых статьях с наступлением вредных последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде. Выйти из этой ситуации можно путем изменения диспозиции ст. 254. Вряд ли справедливо утверждать, что портят землю только опасными химическими или биологическими веществами, порча возможна и посредством строительного мусора или путем физического уничтожения плодородного слоя. Следовательно, один из вариантов приведения ст. 254 в соответствие со ст. 247 — отказ от указания в диспозиции ст. 254 на средства совершения преступления. Такое нововведение может послужить и решению другой проблемы, ведь общественно опасное по своей сути деяние, выражающееся в порче земли не указанными в ст. 254 веществами, остается пока вне сферы действия уголовного закона.

libraryno.ru

Прокуратура Московской области

Федеральное законодательство содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния, предотвращения необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена административная ответственность по ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может повлечь административное приостановление их деятельности.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде является преступлением (ст.254 УК РФ).

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

За те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы.

mosoblproc.ru

Смотрите так же:

  • Как оплатить штраф по постановлению через терминал Проверка и оплата штрафов ГИБДД Проверка по базе ГИБДД и оплата штрафов 24/7. Юридическая помощь Оплата штрафов 24/7, оформленных по всей территории России. Проверить штрафы на сайте […]
  • Гражданство в г Владимир Владимир Путин рост вес Владимир Владимирович Путин Интересные факты: Путин закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. В 1985—1990 годах Путин […]
  • Транспортный налог в 2018 году таблица Налог на автотранспорт в 2018 году. Ставки транспортного налога Большинство автолюбителей в наше время интересует вопрос не только повышения цен на бензин и стоимости автомобилей, но и […]
  • Обучение аис налог Обучение аис налог Что делать, если Вы, уважаемый слушатель: 1.1 – персональное письмо (ссылку) Ответ: Обратитесь к ответственному за обучение по АИС Налог-3 в Вашем регионе, которому […]
  • Не успел получить пенсию на почте 25.08.2011Получить пенсию можно и потом С наступлением летнего сезона многие пенсионеры переезжают на дачные участки. При этом возникают проблемы с получением пенсии — не всегда бывает […]
  • Новости о военной пенсии самые последние Как известно, руководство нашего государства уделяет повышенное внимание отечественным военнослужащим, особенно это касается солдат и офицеров, находящихся на пенсионном обеспечении. Эти […]