Пособие налоговый учет

Бухучет и налоги в Украине

Бухучет на предприятии, статистическая отчетность.

Справочная и аналитическая информация:

организация бухучета / організація бухобліку ,
счета бухучета (план счетов бухучета) / план рахунків ,
учетная политика предприятия / облікова політика ,
финансовая отчетность / фінансова звітність ,
бухгалтерские проводки, / бухгалтерські проводки ,
все стандарты бухучета ,
нормативные акты по бухучету ,
о требованиях к бухгалтеру и организации бухгалтерской службы,
об ответственности бухгалтеров,
о передаче дел пpи смене бухгалтера.

Бухучет oтдельных операций и их оформление:

Налоги. Справочная и аналитическая информация о налогах (на двух языках):

Налог на прибыль / Податок на прибуток ,
НДС / ПДВ ,
Единый социальный взнос / Єдиний соціальний внесок .
НДФЛ / ПДФО .
Военный сбор / Військовий збір ,
Единый налог / Єдиний податок ,
Экологический налог / Екологічний податок ,
Налог на недвижимость / Податок на нерухоме майно .
Плата за землю / Податок на землю .

Отдельные темы раскрыты в сборниках:

Налоговая накладная / Податкова накладна ,
Книга учета доходов / Книга обліку доходів ,
Декларация по единому налогу / Декларація платника єдиного податку ,
Декларация о доходах / Декларація про доходи ,
Декларация по НДС / Декларація з ПДВ ,
Отчет по ЕСВ / Звіт з ЄСВ .
Форма 1-ДФ / Звіт 1-ДФ ,
Декларация по налогу на прибыль / Декларація з податку на прибуток ,
Электронное администрирование НДС / Електронне адміністрування ПДВ ,
Электронная отчетность / Електронна звітність .

Отношения с персоналом : кадры, зарплата, труд, гарантии, компенсации. Справочная и аналитическая информация.

Расчет отпускных / Розрахунок відпускних ,
Индексация зарплаты / Індексація зарплати ,
Табель учета рабочего времени / Табель обліку робочого часу ,
Компенсация за неиспользованный отпуск / Компенсація за невикористану відпустку ,
Суммированный учет рабочего времени / Підсумований облік робочого часу ,
Штатное расписание / Штатний розпис ,
Больничные / Лікарняні ,
Зарплата в командировке / Зарплата у відрядженні .
Пособие по беременности и родам / Допомога по вагітності та пологах .
Отпуск по уходу за ребенком / Відпустка по догляду за дитиною .
Дополнительный отпуск на детей / Додаткова відпустка на дітей .
Отпуск по беременности и родам / Відпустка по вагітності та пологах .

Часто задаваемые вопросы [ — на двух языках]

www.buhoblik.org.ua

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности с 1 февраля 2018 года

Какой размер пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности в 2018 году? Какая сумма пособия полагается после индексации с 1 февраля 2018 года?

Пособие за постановку на учет в ранние сроки

беременности с 1 февраля 2018 года

  • Кому полагается такое пособие?
  • Когда нужно встать на учет в женской консультации, чтобы получить пособие?
  • Какие документы потребуются?
  • Ответы – в нашей статье.

    Кто сможет получить пособие за постановку на учет

    Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности полагается женщинам, которые (статья 9 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ):

    • встали на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности;
    • имеют право на пособие по беременности и родам (кроме усыновителя).
    • Обратиться за пособием нужно в течение шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Если не оформить пособие в этот срок, то пособие «потеряется». Так предусмотрено статьей 17.2 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

      Размер пособия за постановку на учет

      в ранние сроки беременности в 2018 году

      Исходный размер пособия изначально был определен на уровне 300 рублей. Но при выплате эта сумма увеличивается на (статьями 4.2, 5, 10 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ)

    • коэффициент индексации (ежегодно устанавливается Правительством РФ);
    • районный коэффициент (это касается территорий, относимых к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и территорий, не отнесенных к таким районам и местностям, но имеющих особые климатические условия).
    • В 2018 году действует два разных размера пособия (в январе и с 1 февраля). Связано это с тем, что с 1 февраля 2018 года пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности было проиндексированы на коэффициент 1, 032.

      Размеры пособия в 2018 году покажем в таблице:

      С 1 января 2018 года МРОТ был повышен до 9489 рублей. Однако это повышение никак не повлияло на пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности с 1 января, поскольку МРОТ на этот вид пособия никак не влияет. См. «МРОТ с 1 января 2018 года».

      Документы и назначение пособия

      В 2018 году, в зависимости от ситуации, пособие можно оформить:

    • у работодателя (по месту службы);
    • в учебном заведении;
    • в службе социальной защиты населения.
    • Таким образом, если женщина не работает, то она тоже может получить в 2018 году пособие. Но для этого ей нужно обращаться не к работодателю, в органы социальной защиты или по месту учебы.

      При получении пособия у работодателя – назначение и выплата должны пройти в течение 10 дней со дня представления справки о постановке на учет. При получении пособия в службе социальной защиты населения –в течение 10 дней пособие должны назначить, а выплатить – не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема справки.

      Для назначения пособия потребуется представить справку из медицинского учреждения (например, из женской консультации), подтверждающую постановку на учет в ранние сроки беременности. Эту справку должен выдать врач и поставить на ней подпись и печать (пункт 22 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря № 1012н).

      Имейте в виду, что единая форма справки по состоянию на 2018 год законодательством не утверждена. Соответственно медицинские учреждения имеют право составляют ее в произвольной форме. Справка должна быть обязательно заверена подписью врача и печатью медицинского учреждения.

      Имейте в виду:

    • Пособие платится за счет ФСС одновременно с пособием по беременности и родам.
    • Если работница принесет справку после оплаты больничного по беременности, выплачивается пособие в течение 10 календарных дней.
    • Пособие не облагается НДФЛ и страховыми взносами и не включается в расходы (п. 1 ст. 217, пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ).
    • Что касается бухгалтерского учета, то проводки по этому пособию такие:

      zagorodnaya-life.ru

      На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

      Остаточная стоимость основного средства, включенного в первую амортизационную группу, не отражается в графе 3 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Однако остаточную стоимость данного имущества на соответствующую дату необходимо показать в справочной строке 210 раздела 2. Подробнее рассмотрим ниже.

      В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

      При этом п. 4 ст. 374 НК РФ определено имущество, которое не признается объектом налогообложения. В силу подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ к такому имуществу относятся объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительств РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация).

      На основании п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (далее — налог) по истечении каждого отчетного и налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ).

      Отметим, что с 13 июня 2017 года утратили силу форма, формат представления и порядок заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество (далее — декларация, расчет, Порядок), утвержденные приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.

      Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ введены новые формы и форматы декларации и расчета. По ним необходимо будет отчитываться начиная с представления декларации за 2017 год. Вместе с тем специалисты ФНС России считают возможным принимать расчеты за отчетные периоды (I квартал, полугодие (II квартал) и 9 месяцев (III квартал)) 2017 года и по новой, и по старой форме (письма ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076, от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@).

      Как мы поняли, в рассматриваемом вопросе организация за отчетные периоды 2017 года использует старую форму расчета.

      Согласно п. 5.1 Порядка раздел 2 расчета заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянные представительства.

      Из формы раздела 2 расчета видно, что в графе 3 по строкам с кодами 020-110 отражается остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения по налогу в соответствии со ст. 374 НК РФ.

      Соответственно, при заполнении графы 3 по строкам с кодами 020-110 раздела 2 расчета не должна учитываться остаточная стоимость основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией, поскольку такое имущество, как мы уже указывали выше, объектом налогообложения не признается.

      В письме Минфина России от 16.03.2015 № 03-05-05-01/13717 также отмечено, что имущество, не признаваемое в соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения, в декларации (расчете) по налогу не отражается. Декларация (расчет) заполняется в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения, включая то, в отношении которого установлены налоговые льготы.

      В то же время в соответствии с подп. 12 п. 5.3 расчета при заполнении раздела 2 по строке с кодом 210 отражается остаточная стоимость всех основных средств по состоянию на 01.04 (в случае заполнения расчета за первый квартал), 01.07 (в случае заполнения расчета за полугодие) или на 01.10 (в случае заполнения расчета за 9 месяцев) налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества на соответствующие даты, не подлежащего налогообложению по подп. 1-7 п. 4 ст. 374 НК РФ.

      Из прямого прочтения подп. 12 п. 5.3 расчета можно сделать вывод, что в строке 210 раздела 2 необходимо отразить остаточную стоимость всех основных средств, находящихся на балансе организации по состоянию на 1 число календарного месяца, следующего за отчетным периодом, кроме остаточной стоимости тех объектов, которые перечислены в подп. 1-7 п. 4 ст. 374 НК РФ (если таковые имеются у организации). Иными словами, в строке 210 должна найти отражение в том числе остаточная стоимость основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией (так как данный вид имущества поименован в подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

      Вышесказанное подтверждается разъяснениями, данными в письмах ФНС России от 07.08.2015 № БС-4-11/13906@, от 08.05.2014 № БС-4-11/8871.

      Таким образом, в рассматриваемой ситуации остаточная стоимость основного средства, включенного в первую амортизационную группу, не отражается в графе 3 раздела 2 расчета. Однако остаточную стоимость данного имущества необходимо (в соответствии с Порядком) показать по строке 210 раздела 2 расчета.

      Если на балансе организации отсутствует имущество, не подлежащее налогообложению по подп. 1-7 п. 4 ст. 374 НК РФ, полагаем, что показатель строки 210 раздела 2 будет совпадать с данными бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств организации.

      Обращаем внимание, что строка 210 раздела 2 расчета и строка 270 раздела 2 декларации носят справочный характер и в расчете авансовых платежей и сумм налога, отражаемых в указанной отчетности, не участвуют. Кроме того, письмом ФНС России от 27.10.2015 № БС-4-11/18786@ до нижестоящих налоговых органов доведены контрольные соотношения показателей декларации и расчета, в которых показатели указанных строк не задействованы.

      Простое товарищество: учет и налоги

    • Черняков А.Б. | генеральный директор ЗАО “Асон-Аудит”, член-корреспондент РАЕН, аттестованный аудитор

    НДС в простом товариществе

    Р егулярная (текущая) деятельность простого товарищества облагается НДС по особым правилам, установленным статьей 174.1 Налогового кодекса. Пунктом 1 названной статьи предусмотрено ведение общего учета операций по договору простого товарищества в целях исчисления НДС и исполнение обязанностей налогоплательщика, предусмотренных главой 21 Кодекса тем из товарищей, на которого возложено ведение общих дел.

    Отметим также, что в случае, если в простом товариществе участвует нерезидент, то общие дела может вести только российский участник. Этот участник обязан выставлять счета-фактуры по операциям, облагаемым НДС (относящимся к деятельности простого товарищества), а также имеет право на налоговый вычет сумм НДС по товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам, приобретаемым для осуществления совместной деятельности (п. 2, 3 ст. 174.1 НК РФ).

    Начисление и принятие к вычету сумм НДС по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества, производятся в обычном порядке. Однако законодатель обязал товарища, ведущего общие дела, организовать и вести раздельный учет (абз. 2 п. 3 ст. 174.1 НК РФ). Ведение такого (раздельного) учета должно быть реализовано путем обособления имущества и операций по совместной деятельности на отдельном балансе.

    Здесь мы сталкиваемся с понятиями, которые либо прописаны плохо, либо вообще не прописаны ни в Налоговом кодексе, ни в положениях по бухгалтерскому учету.

    Действующие нормативные документы не содержат определения «отдельный баланс». При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией. Такое понятие, как «отдельный баланс», ранее присутствовало в ПБУ 4/99, а затем было исключено из него. Понятие можно посмотреть в письмах финансистов. Так, под отдельным балансом понимается перечень показателей, установленных организацией (см., например, письмо Минфина РФ от 29.03.2004 г. № 04-05-06/27).

    Аналогично обстоит дело и с понятием «раздельный учет», которое не определено ни в нормативных документах по бухгалтерскому учету, ни в Налоговом кодексе; правила ведения раздельного учета Налоговым кодексом не установлены. Поэтому налогоплательщик должен самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации (см., например, письмо Минфина РФ от 14.03.2005 г. № 03-04-08/48). На практике наилучшим способом обеспечения раздельности учета и соблюдения требований обособленности является ведение учета простого товарищества в отдельной базе.

    Налоговые декларации по НДС обязан представлять товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, в налоговую инспекцию по месту своей регистрации, причем в этой декларации указываются общие обороты как по деятельности простого товарищества, так и по собственной деятельности. Отметим также, что декларация по НДС не содержит специальных полей (строк), в которых отражались бы операции простого товарищества.

    Соответственно, у товарища, ведущего общие дела, возникает право на вычет «входного» НДС, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (при наличии раздельного учета). Причем право на вычет возникает как по «входному» НДС, который относится к деятельности простого товарищества, так и по относящемуся к собственной деятельности (п. 3 ст. 174.1 НК РФ).

    Как видим, процедура исчисления НДС по деятельности простого товарищества в целом, равно как и размерность налоговой базы, почти не отличается от обычной, но есть ряд обстоятельств, которые порождают специфические налоговые риски. Связано это с тем, что товарищ, ведущий общие дела, приобретая товары (работы, услуги), как правило, не указывает в договорах свой статус товарища. Да и платежи товарищ осуществляет от собственного имени. Поэтому доказать, что ТМЦ (работы, услуги) приобретены именно для товарищества, бывает непросто, равно как и идентифицировать товарищество в счетах-фактурах, полученных от поставщиков. Подробнее природу этих рисков мы рассмотрим ниже.

    Налог на прибыль в простом товариществе

    Порядок и особенности формирования налоговой базы простого товарищества установлены статьей 278 Налогового кодекса. Для целей налогообложения не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ. Кроме того, если хотя бы один из участников товарищества – российская организация или физическое лицо, являющееся налоговым резидентом нашей страны, то ведение учета доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества в соответствии с договором. Другими словами, если в товариществе одновременно участвуют резидент и нерезидент, то обязанность по ведению общих дел для целей налогообложения законодатель возложил на резидента.

    Итак, возникает коллизия: ведение бухгалтерского учета общего имущества, доходов и расходов товарищей может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц (ст. 1043 ГК РФ), в том числе и нерезиденту. Но эти же операции для целей налогообложения может выполнять только резидент, что автоматически делает обязательным возложение обязательств по ведению общих дел на резидента.

    Заметим также, что участник товарищества, ведущий общие дела, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества (ст. 1050 ГК РФ) пропорционально его доле в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества и ежеквартально (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом) доводить эти сведения каждому участнику товарищества. При этом доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков – участников товарищества.

    Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков – участников товарищества и подлежат налогообложению, а убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.

    Если попытаться сделать анализ статьи 278 Налогового кодекса, то можно прийти к выводу, что в ней лишь разъясняется порядок определения налоговой базы участников товарищества по доходам, распределенным в пользу каждого из них, но эта статья не содержит каких-либо указаний о том, должен ли участник, ведущий общие дела, определяя финансовый результат деятельности простого товарищества, применять нормы налогового учета.

    Нет такого указания и в статье 313 Налогового кодекса, которой установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. А по скольку участники простого товарищества являются налогоплательщиками только в части доходов, определенных в статье 278, неизбежно приходим к выводу о том, что участник, ведущий общие дела товарищества, обязан вести учет доходов и расходов товарищества по правилам бухгалтерского учета. Более того, действующая форма налоговой декларации не содержит разделов, в которых отражались бы доходы и расходы простого товарищества, формируемые по правилам налогового учета (до распределения между участниками).

    Есть ли что-нибудь полезное для налогоплательщика от всего изложенного выше?

    Давайте рассмотрим несколько аспектов:

    1. учет основных средств, переданных в простое товарищество;
    2. учет нормируемых расходов.

    Учет основных средств, переданных в простое товарищество

    Обычный налогоплательщик при формировании базы по налогу на прибыль исчисляет амортизацию по объектам основных средств, исходя из их первоначальной (остаточной) стоимости.

    В принципе, могут быть такие варианты:

  • по стоимости, определяемой исходя из денежной оценки вклада, установленной договором;
  • по первоначальной (остаточной) стоимости, подтвержденной данными налогового учета участника, передающего эти объекты в совместную деятельность.
  • Однако первый вариант противоречит правилам, установленным пунктом 1 статьи 257 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса. Второй вариант в принципе соответствует положениям Налогового кодекса, но в явном виде нигде не прописан. Из этого следует, что действующие правила не запрещают внесение основных средств по стоимости, согласованной сторонами в договоре простого товарищества, в том числе и по более высокой (оценочной). А это в свою очередь позволяет увеличить сумму начисляемой амортизации для целей определения финансового результата деятельности простого товарищества.

    Учет нормируемых расходов

    Напомним, что к этой категории относятся рекламные расходы (кроме рекламы в СМИ, на наружных носителях, участие в выставках), командировочные, представительские, некоторые виды расходов по страхованию и т.п.

    В качестве примера упомянем пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса, согласно которому расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы (не указанные в абз. 2–4 п. 4 ст. 264), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

    Поскольку расходы простого товарищества не являются расходами налогоплательщиков (участников товарищества), стало быть, этот пункт на них не распространяется. Кстати, для поставщиков сетевых магазинов, которые норовят переложить на своих контрагентов собственные рекламные расходы, это могло бы быть неплохим подспорьем.

    Таким образом, пробелы в действующем законодательстве позволяют простому товариществу признавать расходы, которые, в конечном счете, уменьшают налоговую базу в размерах, превышающих нормы, регламентированные Налоговым кодексом.

    Теперь посмотрим, как формируется база налогообложения по доходам от долевого участия и при осуществлении договора простого товарищества.

    Причитающуюся ему долю дохода от участия в простом товариществе каждый участник включает в бухгалтерском учете в прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99), а в налоговом – во внереализационные (п. 9 ст. 250 НК РФ).

    Доход от совместной деятельности признается для целей налогообложения прибыли у участника при методе начисления в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ). Полученный доход от участия в простом товариществе суммируется с другими видами доходов и облагается налогом на прибыль по обычной ставке (24%).

    Если же один (или несколько) участников простого товарищества являются нерезидентами, то участник, ведущий общие дела, обязан исполнить функцию налогового агента, однако с рядом стран у РФ заключены соглашения об устранении двойного налогообложения. При применении положений таких международных договоров иностранная организация должна представить налоговому агенту (в нашем случае – участнику, ведущему общие дела), выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

    Если иностранная организация, имеющая право на получение дохода из источника в РФ, заблаговременно предоставит подтверждение налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам (ст. 312 НК РФ).

    Из этого следует очень важный для практического применения вывод: заключив договор простого товарищества с нерезидентом, местонахождением которого является государство с пониженной ставкой налога на прибыль (например, Кипр), можно абсолютно легально уменьшить налоговую нагрузку на доходы бизнеса или его части.

    Если же посмотреть на это со стороны инвестора-нерезидента, то его выигрыш оказывается еще большим: он не только избегает налога на дивиденды, но и применяет прямое обложение прибыли с учетом устранения двойного налогообложения.

    Итак, простое товарищество может быть не только инструментом для объединения возможностей и усилий участников бизнес-процессов, но и позволяет снизить налоговую нагрузку, однако надо понимать, что там, где есть пробелы законодательства, неизбежны неопределенности и риски.

    Фискальные риски простого товарищества

    Собственно, все риски связаны с требованиями обособленности учета. Как уже упоминалось, участник, ведущий общие дела, должен организовать обособленный учет операций товарищества. Однако технология такого учета не регламентирована. Это, в частности, может приводить к тому, что однозначно идентифицировать финансовую или хозяйственную операцию в качестве относящейся к простому товариществу, а не к собст венной деятельности товарища, ведущего общие дела, возможно далеко не всегда.

    Операции в рамках простого товарищества в какой-то степени подобны операциям доверительного управления. Однако доверительный управляющий всякий раз идентифицирует себя (в первичных документах) специальной отметкой Д.У. (ст. 1012 ГК РФ), тогда как участник, ведущий общие дела, вправе действовать без извещения третьих лиц о том, что он совершает сделку в интересах товарищества, а не в собственных интересах (ст. 1044 ГК РФ).

    В том случае, если предмет деятельности товарищества и собственная деятельность товарища, ведущего общие дела, совпадают или подобны и для этой деятельности закупаются одинаковые ТМЦ у одних и тех же поставщиков, неизбежно возникнут проблемы с принятием НДС к вычету. Если приобретенную партию ТМЦ, используемых для собственной деятельности и для деятельности товарищества, разделили между собст венным и обособленным учетом, то почти наверняка у контролирующих органов возникнет соблазн отказать в праве на вычет.

    Аналогично обстоит дело по общехозяйственным расходам: аренда помещений, коммунальные платежи и т.п. Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому практики рекомендуют (и мы также придерживаемся этой точки зрения) в рамках установленных положений статьи 1044 Гражданского кодекса придерживаться такой последовательности действий:

  • оформить на товарища, ведущего общие дела, соответствующую доверенность;
  • в сделках указывать, что она совершается лицом (товарищем, ведущим общие дела) в интересах простого товарищества;
  • для дел товарищества использовать отдельный банковский счет.
  • Еще одна группа ситуаций связана с передачей в товарищество товаров (работ, услуг) на компенсационной основе. В принципе это не возбраняется, а сама такая передача не должна рассматриваться как источник образования выручки для передающей стороны (см., например, письмо Минфина РФ от 11.01.2006 г. № 03-03-04/4/2), однако счет-фактуру от поставщика простое товарищество не получит, а принятие расходов по таким товарам (работам, услугам) также становится источником рисков.

    Отчетность простого товарищества

    В завершение остановимся на отчетности простого товарищества. Поскольку простое товарищество не образует юридического лица, то собственную налоговую отчетность оно не представляет, а по налогу на прибыль и НДС отчитываются товарищи. Тем не менее о деятельности простого товарищества нужно отчитываться. Это регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина РФ от 24.11.2003 г. № 105н (далее – ПБУ 20/03).

    ПБУ 20/3 в частности предусмотрено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация об участии в совместной деятельности:

  • цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее;
  • способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);
  • классификация отчетного сегмента (операционный или географический);
  • стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;
  • суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.
  • Отметим, что эту информацию должен представить каждый участник простого товарищества.

    Специальной формы для раскрытия такой информации законодатель не предусмотрел, поэтому она отражается в пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.

    И здесь есть очередная сложность: в связи с тем, что текущую отчетность большинство налогоплательщиков представляет в ИФНС на электронных носителях, в специальном формате, который не содержит такого документа, как пояснительная записка, отчитаться о совместной деятельности оказывается непросто. Приходится либо направлять пояснительную записку по почте, либо записываться на прием к инспектору.

    Итак, мы рассмотрели особенности учета и налогообложения деятельности простого товарищества. Как показывает проведенный анализ, законодательство в части, относящейся к налогообложению простого товарищества, содержит ряд пробелов, которые позволяют без какого-либо нарушения закона производить снижение налоговой нагрузки на бизнес. Учтем однако, что существуют специфические риски, свойственные именно процедурам налогообложения простых товариществ, а также то, что налоговое законодательство нашей страны неустойчиво, а трактовки его со стороны налоговых органов бывают произвольными, поэтому, вступая в простое товарищество, необходимо проявлять разумную осторожность.

    www.delo-press.ru

    Смотрите так же: