Постановление земля в муниципальную собственность

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2012 г. N Ф08-4320/12 по делу N А32-19348/2011 (ключевые темы: город Сочи — курорты — собственность субъекта РФ — право собственности — разграничение государственной собственности на землю)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2012 г. N Ф08-4320/12 по делу N А32-19348/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца — Департамента имущественных отношений Краснодарского края — Мефоденко М.Г. (доверенность от 06.03.2012), в отсутствие ответчика — администрации муниципального образования город-курорт Сочи, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, открытого акционерного общества «Лазаревский хлебокомбинат», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-19348/2011, установил следующее.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее — департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город-курорт Сочи о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60, путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на указанный земельный участок; признании отсутствующим права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее — управление), ОАО «Лазаревский хлебокомбинат» (далее — общество).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012, исковые требования удовлетворены. Суды признали отсутствующим право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60, запись регистрации от 10.06.2009 N 23-23-46/037/2009-117. Судебные акты мотивированы тем, что право собственности Краснодарского края на спорный участок возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю и зарегистрировано на основании части 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 17.07.2001 N101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Право собственности Краснодарского края на участок в установленном порядке не оспорено. В связи с этим оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности город-курорт Сочи при наличии ранее зарегистрированного права собственности Краснодарского края на этот же земельный участок не имелось.

В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на спорный участок зарегистрировано на основании Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»» (далее — Закон N 244-ФЗ).

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя департамента, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.

Из материалов дела видно и судами установлено, что 18.01.2005 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации — Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации N 23-01/00-317/2004-420. Основание государственной регистрации указано постановление главы города-курорта Сочи от 04.09.2000 N 667/14 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.01.2005 серии 23-АА N021230; т. 1, л. д. 12).

Постановлением администрации города-курорта Сочи от 04.09.2000 N 667/14 «О выдаче ОАО «Лазаревский хлебокомбинат» правоудостоверяющих документов (договор аренды сроком на 49 лет) на земельный участок под производственные здания по ул. Каралаш, 60, в пос. Лазаревское» спорный участок предоставлен хлебозаводу в аренду сроком на 49 лет (т. 1, л. д. 13 — 14).

Свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2009 серии 23-АЕ N 523418 и выписками из ЕГРП от 29.08.2011, от 19.11.2011 подтверждается государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60 (запись регистрации от 10.06.2009 N 23-23-46/037/2009-117). Основанием государственной регистрации указан Закон N 244-ФЗ (т. 1, л. д. 11, 35, 88).

Полагая, что регистрация права муниципальной собственности на спорный участок нарушает права и законные интересы Краснодарского края, департамент обратился в арбитражный суд с иском.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации также закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.

По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление N 10/22) иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13, площадью 4591 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Каралаш, 60, произведена за Краснодарским краем, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 18.01.2005 N 23-01/00-317/2004-420 (т. 1, л. д. 12).

Из отзыва управления от 01.11.2011 следует, что государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на спорный земельный участок при наличии ранее зарегистрированного права собственности Краснодарского края на этот же земельный участок явилась следствием отсутствия в информационной базе Лазаревского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю сведений о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации (запись регистрации 23-01/00-317/2004-420). Управление указало, что государственная регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13 произведена регистратором управления на основании плана приватизации N 151 Лазаревского хлебозавода, утвержденного 15.04.1994 (т. 1, л. д. 32 — 33).

Право собственности Краснодарского края на спорный участок зарегистрировано за истцом на основании статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, и статьи 4 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (в редакциях, действовавших на момент регистрации).

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю ( пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации). Пункт 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент регистрации права собственности Краснодарского края на спорный участок, предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 , действовавшего до 01.07.2006 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих, находящихся в государственной собственности земельных участках, располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Из плана приватизации N 151 Лазаревского хлебозавода, утвержденного 15.04.1994 (т. 1, л. д. 15 — 28), следует, что до приватизации расположенное на спорном земельном участке имущество находилось в государственной собственности Краснодарского края. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований (на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края) для разграничения государственной собственности на землю и отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъекта Российской Федерации — Краснодарского края.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права ( пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации, иными законами не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, то оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Суды верно указали на отсутствие доказательства обращения администрации или третьих лиц в суд в установленном законом порядке с требованиями, удовлетворение которых влечет исключение записи о праве собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109033:13. Право собственности Краснодарского края на спорный участок в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Довод администрации о том, что право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на участок зарегистрировано на основании Закона N 244-ФЗ был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен, поскольку нахождение участка в пределах территории второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения сам по себе не исключает возможности существования в границах федерального курорта отдельных земельных участков, которые могли в силу закона находиться в собственности Краснодарского края или соответствующего муниципального образования.

Кроме того, суды установили, что спорный участок изначально предоставлен в пользование Лазаревского хлебозаводу, который являлся государственным предприятием, находящимся в собственности Краснодарского края. Данное обстоятельство также свидетельствует об отнесении спорного земельного участка к краевому уровню собственности.

Установив, что право собственности на один и тот же объект зарегистрировано за разными лицами, основания для регистрации права муниципальной собственности на участок отсутствовали, запись в ЕГРП нарушает права субъекта Российской Федерации (Краснодарского края), суды правомерно удовлетворили заявленный иск с учетом разъяснений содержащихся в пункте 52 постановления N 10/22.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 284 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А32-19348/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2013 г. N Ф08-1148/13 по делу N А32-31814/2010 (ключевые темы: собственность субъекта РФ — муниципальная собственность — собственность на земельный участок — приватизация — регистрация прав)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2013 г. N Ф08-1148/13 по делу N А32-31814/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 7 мая 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца — Департамента имущественных отношений Краснодарского края — Радионовой М.А. (доверенность от 06.03.2013), от третьих лиц — Фромова В.М. — Долгачева Ю.А. (доверенность от 12.01.2012), Кейбаловой Л.В. — Кейбаловой Л.В. (паспорт), Долгачева Ю.А. (доверенность от 04.05.2012), в отсутствие ответчиков — Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Сочи, третьих лиц — Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), закрытого акционерного общества «Специализированное управление отделочных работ N 17», извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования г. Сочи и третьих лиц — Кейбаловой Л.В., Фромова В.М. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Мисник Н.Н., Малыхина М.Н., Ломидзе О.Г.) по делу N А32-31814/2010, установил следующее.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее — департамент) обратился в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее — управление Росреестра), администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее — администрация) о признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 6 720 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0402035:8, расположенный по адресу г. Сочи Адлерский район, примерно в 50 метрах на ЮВ, ул. Энергетиков, 2, путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) записи N 23-23-22/018/2009-651.

Администрация обратилась со встречным иском к департаменту и управлению Росреестра с требованием о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Краснодарского края на участок 23:49:0402035:0008.

Встречные требования мотивированы тем, что согласно нормам Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон N 244-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:8 относится к муниципальной собственности. Наличие двойной регистрации права собственности нарушает права муниципального образования.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее — территориальное управление), ЗАО «Специализированное управление отделочных работ N 17», Фромов В.М., Кейбалова Л.В.

Решением от 22.10.2012 первоначальные требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:8 площадью 6 720 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, примерно в 50 метрах на ЮВ, ул. Энергетиков, 2 (регистрационная запись от 13.04.2009 N 23-23-22/018/2009-651). В удовлетворении остальных требований отказано. В удовлетворении встречных исковых требований администрации отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к собственности Краснодарского края в силу закона по причине нахождения на нем ранее имущества, являвшегося краевой собственностью и приватизированного правопредшественником ЗАО «Специализированное управление отделочных работ N 17». Доводы администрации о том, что земельный участок подлежит передаче в муниципальную собственность на основании Закона N 244-ФЗ, суд отклонил на том основании, что данный Закон , регламентирует передачу именно федеральных земель в собственность субъекта Федерации и в муниципальную собственность ( пункт 1 статьи 1 ); во-вторых, спорный земельный участок отвечает критериям, установленным Законом N 244-ФЗ для отнесения земельных участков к землям Краснодарского края ( часть 3 пункт 9 статьи 1 )

Постановлением апелляционного суда от 21.01.2013 решение оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что земельный участок относится к собственности Краснодарского края в силу закона. Правопредшественник ЗАО «СУОР N 17» — арендное предприятие СУОР-17 приватизировало имущество, принадлежавшее на праве собственности Краснодарскому краю. Факт нахождения участка в пределах территории курорта федерального значения не исключает возможности существования в границах федерального курорта отдельных земельных участков, которые могли в силу закона находиться в собственности Краснодарского края или соответствующего муниципального образования.

В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении первоначальных требований отказать, встречные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что спорный земельный участок до регистрации права муниципальной собственности г. Сочи являлся федеральной собственностью в силу закона, поскольку располагается на территории курорта федерального значения. В соответствии с Законом N 244-ФЗ позволено осуществлять передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность такого земельного участка, равно как и регистрировать право муниципальной собственности на такой земельный участок. Судами не выяснены доказательства нахождения объектов недвижимости, принадлежащих Краснодарскому краю до введение в действие Закона N 244-ФЗ и по настоящие время. Суды не приняли во внимание часть 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов,. если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В кассационной жалобе Фромов В.М. и Кейбалова Л.В. просят судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что для признания права собственности на спорный земельный участок за Краснодарским краем в силу пункта 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации суд должен был в решении привести доказательства того, что на дату регистрации права собственности (19.01.2005) спорный земельный участок был занят недвижимым имуществом, находящимся в собственности Краснодарского края, либо занят приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности Краснодарского края. К числу объектов, приватизированных арендным предприятием СУОР-17 (правопредшественник арендатора), относятся основные средства (строительные вагончики и бытовки), перечисленные в акте оценки от 16.10.1992. Истец не представил суду доказательств того, что до приватизации объекты «здание конторского типа, домик общежитие, домик столовая» являлись объектами недвижимости. По мнению заявителей жалобы, судом неправильно применены нормы Федеральных законов от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.01.2005 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации — Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 035:0008 площадью 6716 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, в районе птицеводческого объединения «Адлерское», о чем в ЕГРП внесена запись регистрации N 23-01/00-317/2004-401. Основание государственной регистрации указано постановление главы города-курорта Сочи от 09.10.1995 N 827/5 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.01.2005 серии 23-АА N 021236; т. 1, л.д. 5).

Постановлением администрации города Сочи от 09.10.1995 N 827/5 спорный участок предоставлен товариществу с ограниченной ответственностью «СУОР-17» в аренду сроком на 49 лет (т. 1, л. д. 6).

При наличии зарегистрированного в 2005 году права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 035:0008 площадью 6716 кв. м, свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2009 и выпиской из ЕГРП от 17.11.2009 подтверждается государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 035:8 площадью 6720 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, примерно в 50 м на ЮВ, ул. Энергетиков, 2 (регистрационная запись от 13.04.2009 N 23-23-22/018/2009-651; т. 1, л. д. 12, 13).

Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402035:8 и 23:49:0402035:0008 являются одним и тем же земельным участком, что участвующими в деле лицами не оспаривается, подтверждено содержанием кадастровых паспортов указанных участков с повторяющейся уникальной конфигурацией их границ.

Полагая, что регистрация права муниципальной собственности на спорный участок нарушает права и законные интересы Краснодарского края, повторная регистрация права собственности на один и тот же объект противоречит закону, департамент обратился в арбитражный суд с иском.

Ссылаясь на наличие двойной регистрации права собственности и нарушение прав муниципального образования, администрация обратилась со встречным иском в арбитражный суд о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Краснодарского края.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом .

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса, не является исчерпывающим.

По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее постановление N 10/22) иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению, в том числе, при нарушении прав собственника фактом наличия двойной регистрации права на один и тот же объект в ЕГРП.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 035:0008, площадью 6716 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, в районе птицеводческого объединения «Адлерское», произведена за Краснодарским краем, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 18.01.2005 N 23-01/00-317/2004-401 (т. 1, л. д. 5). Право собственности Краснодарского края на спорный участок зарегистрировано за истцом на основании статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю ( пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации). Пункт 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент регистрации права собственности Краснодарского края на спорный участок, предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

На момент государственной регистрации права собственности имелись основания для разграничения государственной собственности на землю и отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъекта Российской Федерации — Краснодарского края.

Суды установили, что в соответствии с планом приватизации арендного предприятия СУОР-17, утвержденным Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края 21.11.1992, согласно свидетельству о регистрации сделки в отношении государственного имущества от 16.04.1993, имущество приватизированного предприятия являлось краевой собственностью (т. 1, л.д. 11, 41), что также подтверждается договором купли-продажи от 15.03.1993 N 413 имущества приватизируемого предприятия (т. 2, л. д. 98 — 102).

Правопредшественник ЗАО «СУОР N 17» — арендное предприятие СУОР-17 приватизировало имущество, принадлежавшее на праве собственности Краснодарскому краю. Из преамбулы к договору аренды земельного участка от 30.04.1998 N 913 следует, что земельный участок предоставлен ТОО «СУОР-17» в аренду «под приватизируемыми зданиями и сооружениями» (т. 1, л. д. 71).

Согласно постановлению администрации г. Сочи от 09.10.1995 N 827/5 о предоставлении ТОО «СУОР-17» земельного участка в аренду, занимаемый хозяйственно-складской базой участок предоставлен арендатору на основании свидетельства о праве собственности от 16.04.1993 и договора купли-продажи от 15.03.1993, заключенного при приватизации имущества (т. 1, л. д. 107).

Установив, что право собственности на один и тот же объект одновременно зарегистрировано за разными лицами, при этом основания для регистрации права муниципальной собственности на участок отсутствовали, запись в ЕГРП нарушает права субъекта Российской Федерации (Краснодарского края), суды правомерно удовлетворили заявленные департаментом требования.

Довод администрации о том, что в силу Закона N 244-ФЗ муниципальное образование вправе самостоятельно зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, находящийся в собственности иного лица, не соответствует содержанию указанного нормативного акта.

Доводы третьих лиц об их правах на земельные участки, предоставленных в аренду администрацией путем раздела спорного объекта, не могут быть приняты во внимание, поскольку перевод на них права аренды осуществлен в отношении земель производственно-хозяйственной базы, предоставленных первоначальному арендатору для эксплуатации имущества приватизированного предприятия краевого уровня.

Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов ( статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А32-31814/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

www.garant.ru

Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Основанием для передачи земель является подача заявления.

Земля – это один из самых ценных природных ресурсов любой страны, это основа для возведения городов, промышленных объектов, основа для расположения различных растительных, водных и животноводческих объектов, а также организации насаждений полезных сельскохозяйственных культур. Вся земля как объект недвижимости полностью является собственностью государства, а также всех жителей страны, поэтому земельные территории передаются из федеральной собственности в частную или муниципальную формы владения.

Однако процесс передачи государственных земельных участков в собственность муниципальных органов и различных субъектов страны требует строгого соблюдения определенной процедуры, правильного составления заявлений и сбора соответствующей документации. Помимо этого, важно ознакомиться со всеми нюансами осуществления кадастровых работ и принятия судебных решений по поводу передачи территорий.

Подача заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Земельные участки, которые являются собственностью страны, могут на бесплатной основе предоставляться в собственность и пользование различным субъектам страны и муниципальным органам самоуправления. Круг лиц, которые имеют возможность обрести в пользование федеральные территории, является следующим:

  • Муниципальные районы получают в собственность территории, которые расположены на межселенных участках сопутствующих районов. Главное условие соответствия – наличие детальной схемы территориального планирования, которая утверждена в установленном государством порядке;
  • Города федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) могут получить территории, которые находятся в пределах их административных границ;
  • Поселения и городские округа имеют возможность получить территории, которые расположены в пределах административных границ данных городов, округов и поселений. Ключевой условие передачи – наличие генеральных планов, правил землепользования, а также застроек, которые утверждены в установленном государственным законодательством порядке;
  • Всевозможные субъекты федерального значения могут получать земельные территории, которые предназначены для возведения объектов межрегионального значения, при условии наличия подтверждающей документации с планированием, проектами планировки и межевания.
  • Основным этапом в процессе передачи федеральных территорий в частную или муниципальную собственность является составление соответствующего заявления. Основанием для осуществления процесса передачи территорий является подача заявления соответствующего содержания.

    Данный документ передается главой муниципального образования, то есть наивысшим должностным лицом исполнительного муниципального органа субъекта. Заявление о предоставлении территории должно подаваться в ответственный федеральный исполнительный орган, который выступает в роли собственника и обретает полномочия владельца конкретного участка земли.

    Содержание заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

    Подача заявления с прошением или требованием о предстоящем предоставлении земельных территорий в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления предусматривает предоставление в ответственный за земельные манипуляции государственный орган документа с достоверной информацией.

    Любое заявление должно содержать следующие данные в полном объеме:

    • кадастровый регистрационный номер земельной территории, если в государственном земельном кадастре присутствуют регистрационные данные о конкретном участке;
    • данные проекта и схемы расположения территорий.
    • Образование участка для передачи его в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

      Участки, которые становятся объектом передачи в пользование федеральных или муниципальных субъектов, могут участвовать в предстоящей операции по преобразованию. В данном случае к заявлению от имени государственных органов должен добавляться утвержденный законодательством проект межевания территории, в пределах которой располагается конкретный участок.

      Если такой проект отсутствует, то заявитель предоставляет схему расположения территории, а в соответствующем заявлении он указывает кадастровый регистрационный номер участка, который зарегистрирован в соответствующих базах.

      Документы для передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

      Процесс передачи земельной территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления должен сопровождаться подачей в ответственный за совершение земельных сделок орган полного объема документации.

      Если же бумаги будут предоставлены не в соответствии с законодательными актами, то данный факт может стать поводом для отказа в предоставлении участка.

      Перечень документов следующий:

    • заявление с просьбой о передаче территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных учреждений.
    • проект предстоящего межевания территории, который утвержден в законном порядке.
    • схема точного месторасположения земельной территории, если данный участок будет участвовать в преобразовании.
    • Орган, который выступает законным собственником территорий, не имеет законного права требовать у заявителя дополнительной документации, не предусмотренной законодательством.

      После предоставления заявления в орган исполнительной власти в течение одного месяца учреждение, которое выступает в роли собственника земли, должно принять решение о передаче территорий или же принять решение об отказе в предоставлении участка из федеральных активов в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления. Если орган выносит отрицательное решение, то в нем должны быть указаны основания данного отказа.

      Решение об отказе в передаче земельного участка

      Подача заявления с просьбой о передаче земельной территории из федерального актива в пользование муниципальных структур и субъектов государства может не принести должных результатов, поэтому ответственный за решение земельных вопросов орган может ответить отказом в удовлетворении требований.

      Причинами для вынесения отрицательного решения в данном вопросе могут быть следующие случаи:

    • Если в предоставленном заявлении не был указан кадастровый номер земельной территории или же к этому документу не были приложены важные документы (проект межевания земельных участков, утвержденный ответственным государственным органом, или же схема месторасположения территории, если конкретный участок будет участвовать в преобразовании).
    • Если территории, которые рассматриваются в качестве объекта передачи органам государственной власти, ведомственным предприятиям и учреждениям, которые были созданы на некоммерческой основе, были замечены в случаях нарушения законодательства в сфере пользования землей, порчи свойств территорий, нарушения целевого предназначения, невыполнения обязанностей землепользователей или длительного отказа от эксплуатации территорий;
    • В схеме расположения территорий, утвержденной законодательством, существуют факторы, достаточные для отказа. Таковыми могут быть несоответствие плана формату или процессам подготовки документации, несовпадение данных схемы с реальным положением участка, а также если в процессе разработки были допущены серьезные ошибки, схема не соответствует утвержденному проекту и всей дополнительной документации, схема с планом предстоящего образования земли включает границы участков, которые будут участвовать в процессах межевания.
    • Земельная территория не подлежит передаче в муниципальное или государственное пользование, если она предназначена для предоставления в пользование другим производствам и субъектам.
    • Выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ

      Законная процедура передачи земли в пользование федеральных субъектов или муниципальных организаций предусматривает не только принятие решения или вынесение отказа в передаче участков земли. В случае успешного проведения процедуры в течение тридцати дней заявителю направляется решение для ознакомления.

      Далее ответственный орган, который исполняет роль владельца земельных территорий, должен уведомить государственный фонд по развитию жилищного строительства о факте поступления заявления, а также о принятии какого-либо решения.

      Следующим этапом является выполнение соответствующих кадастровых работ.

      Если в государственном кадастровом реестре отсутствуют данные о местоположении границ территорий, то данный факт не является поводом для отказа о предоставлении участков.

      Все необходимые кадастровые работы выполняются за счет финансовых активов местных бюджетов. Соответствующие работы необходимы для установления точных границ территорий, образования земель, а также государственной регистрации прав собственности муниципальных или федеральных субъектов на конкретный земельный участок.

      advokat-malov.ru

      Смотрите так же:

      • Приказ по установке тахограф Приказ Министерства транспорта РФ от 20 февраля 2017 г. № 55 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении […]
      • Милиция экономические преступления Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Родился 17 июля 1969 года в г. Севастополь. Выпускник Черноморского Высшего Военно-Морского училища им. П.С. […]
      • Закон прав исполнителя Закон прав исполнителя Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК […]
      • Закон о депозитарии Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ"О центральном депозитарии" С […]
      • В россии закон о противодействии коррупции принят Нормативные правовые акты Федеральные законы Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их […]
      • Закон о коорупции Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции Федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральный закон от 7 мая 2013 […]