Практическое пособие по обучению чтению федоренко

Эффективные приемы формирования навыка чтения у младших школьников

Пояснительная записка

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться — способам действия с учебным материалом.

Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.

Я предлагаю Вам свою систему работы по решению проблемы медленного чтения.

С чего начинать?

Прежде всего — заинтересовать родителей, настроить на положительный результат. Для этого следует провести родительское собрание: убедить родителей в том, что только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребенок научился читать правильно и бегло; научить их специальным упражнениям по увеличению скорости чтения детей и формирования у них интереса к чтению. Параллельно с решением задачи выполнение норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Для консультаций родителей были мною разработаны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома.

Упражнением по технике чтения для тренировки дома, является следующее: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов прочитанных за первую минуту, вторую, и т.д., в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста. Для работы над техникой чтения рекомендую родителям тексты писателей: Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.М.Пришвина, Н.Н.Носова, В.В.Бианки, В.Ю.Драгунского.

В классе я вела работу в следующих направлениях.

Отработка навыка чтения целыми словами:

  • сведение к минимуму ошибок при чтении;
  • осознанность чтения;
  • выразительность чтения.
  • Чтобы заинтересовать детей, настроить на серьезную работу и в то же время неутомительную, а даже увлекательную, я использовала систему тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут и включающий в себя следующие пять последовательно выполняемых упражнений:

  • Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  • Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений. Развитие оперативной памяти.
  • Отработка дикции.
  • Коррекционно-развивающие упражнения.
  • Интонационная разминка.
  • Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

    В книге М.Р.Львова «Школа Творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений: «Задуйте свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух; сделать вдох и выдохнуть тремя порциями — три свечи, пятью-пять свечей и т.п.) «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять — глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье), «В цветочном магазине» (шумный вдох носом и выдох ртом), «Выдох со счетом» (глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор пока не кончится воздух), «В лифте» (представить ,что едем в лифте и объявляем этажи ,чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот) и т.д.

    Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.

    Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка на раннее выявление дефектов речи. А также на отработку навыка беглого чтения.

    Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется в 3-4-х классах с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально. Коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха». Оригинальным и удачным является здесь прием – запись предложения на доске мокрой тряпкой.

    Отработка дикции.

    Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.

    Интонационная разминка.

    Работу над выразительным чтением необходимо начинать со второго класса ,когда дети уже умеют читать целыми словами и еще не стесняются изменять свой голос, подражать героям произведений.. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений:

    1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.

    2. Выбирать нужный темп чтения: быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание.

    3. Ставить логическое ударение в предложении.

    Для практической работы подбираю хороший, доставляющий ребенку радость короткий рассказ, но это может быть и стишок-небылица, забавные и смешные герои которого ему известны, т.е. это тексты с эмоционально-оценочной лексикой. Это могут быть шутливые стихи Б.В. Заходера, короткие миниатюры «Лесные шорохи» Н.И. Сладкова, веселые стихи С.Я. Маршака и др.

    Коррекционно-развивающие упражнения.

    Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений, разработанных отечественными психологами ,помогают учителю устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Это такие упражнения как: «Словесные горки», «Чтение пунктирно написанных слов», «Задуманное слово», «Мягкие буквы», «Буквографика», «Найди меня», «Прочитай быстро», «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Паутина», «Самый внимательный», «Полубуковка» и т.д.

    Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения?

    1. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультации.

    2. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.

    3. Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать.

    4. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

    5. Работа по технике чтения для учащихся, должна быть ежедневной.

    Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимся следующей формы отчета:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени

    I. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.

    II. Понятие скорочтения.

    III. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.

    IV. Резервы обучения чтению.

    а) многократное чтение,
    б) чтение в темпе скороговорки
    в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
    г) упражнение для развития угла чтения
    д) “Губы”
    е) “Буксир”
    ж) “Бросок-засечка”
    з) “Молния”

    V. Приемы стимулирования.

    VI. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.

    VII. Рекомендации для проверки домашних заданий по чтению.

    Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

    Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

    Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

    Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

    Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно — познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

    Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии.

    Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать! Словом за скорочтение в начальных классах ратовать не имеет смысла.

    Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.

    Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов.

    Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

    Я сторонник того, что к концу начального обучения, ученики должны достигать оптимальной скорости чтения.

    Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; еще прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, английскому языку, сочинения по литературе. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

    Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

    В последние годы резко возросла роль Японии, как экономически развитой страны. Почему? Потому, что многие рабочие имеют высшее образование. В их число входят не только служащие, не только руководящие работники, но и многие представители рабочего класса. Это не случайно: для японца образование – это средство выжить. Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

    Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты “Труд” на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие наши десятиклассники, идущие в ПТУ, т.е. без пяти минут рабочие. Значит, будущий рабочий прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день.

    Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.

    Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

    В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть ее учеников /т.е. более 50%/ занимались на “4”. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии Украины, более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.

    Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень, какие резервы обучения использовать.

    Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения чтению.

    Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

    Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.

    Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

    Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

    Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике и в 3 классе, он имеет 5 уроков чтения, то при наполняемости классов 30 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.

    Хорошо, если ребенку повезло с семьей, и дома его научат хорошо читать. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж его сводится к этим трем минутам, естественно , что такой ребенок читать не научится.

    Давайте проследим, что делают ежеурочные пятиминутки. Запишем:

    5 минут за урок, пять уроков в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Очевидно, если время увеличилось от 3 минут до 125 минут, то результат будет положительный.

    Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Приведу общественные примеры этой закономерности.

    Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

    Второй пример. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

    Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

    Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко /см.приложение/. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах.

    В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной — две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

    Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.

    Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

    На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

    Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

    Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

    А теперь расскажу о тех упражнениях из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.

    1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

    Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

    2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

    При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

    3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

    4. Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

    а) чтение первого и последнего слогов на строке.

    Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
    похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
    от
    жадности

    б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

    Логопед для школьников

    Тренировочные упражнения, способствующие формированию навыков чтения без насилия над ребёнком.

    Тихонович Г.И., учитель–логопед, МОУ СОШ №1, Хакасия, г. Абакан.

    Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Навыки осознанного, выразительного, беглого чтения закладываются в начальных классах. Обычно эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. Сидит ребёнок над книгой, плачет, ненавидя и само чтение, и того кто принуждает к этому. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Практика логопедической работы с учащимися имеющих трудности в формировании навыка чтения показывает о необходимости внесения качественных изменений в организацию и содержание коррекционной работы. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о том, что развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать логопедам при организации коррекционной работы, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, внимания и произвольной регуляции действий. Предлагаемая практика позволит более гуманно подойти к решению актуальных проблем в логопедии это:

  • Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в овладении техникой чтения с детьми имеющими проблемы.
  • “Формирование навыка чтения без насилия над ребенком”.
  • Чтение является сложным актом, который включает в себя:

    технические навыки – правильное восприятие и озвучивание слов, осуществление связи между их зрительными образами, и акустическими, и речедвигательными.

    процесс понимания смысла читаемого извлечение смысла, из содержания.

    Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений

    Причины, тормозящие скорость чтения:

  • Природный темп деятельности;
  • Регрессии;
  • Отсутствие антиципации;
  • Нарушения артикуляции;
  • Неправильное дыхание;
  • Малое поле зрения;
  • Уровень организации внимания;
  • Уровень развития памяти.
  • 1.Природный темп деятельности.

    Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко “копуша”, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

    Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Читать до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

    Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде “Молния”.

    Вы читаете текст вслух, Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту.

    Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

    Причины: Сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания.

    Виды коррекционных упражнений:

    “Чтение с окошечком”.

    Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.

    Методика обучения чтению предусматривает тренировочные упражнения способствующие устранению регрессии и формированию смысловой стороны чтения.

  • Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
  • козы – косы трава – травы

    ветер – вечер взбежал – вбежал

    “Найди лишнее слово”

  • Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой.
  • Шляпа шляпа шляпы шляпа

    Стол столб стол стол

    вслух – глух – слух

    вьют – вьюн – вьюга

    вода – водный – подводный

    лес – лесной – лесник — подлесок

  • Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
    • Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
    • Раз – ли – ва – лось разливалось

      Пу –те -шест–во–вать путешествовать

    • Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
    • Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

      Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух.

      Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

      Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

      е — — (еда, ели, ела)

      е — — — (енот, езда, ерши)

      — Я толстый и большой. С — — —

      — Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С — — —

      • Поиск смысловых несуразностей.
      • В тексте, наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки. Например: “Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом”.

        Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово.

        При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут.

        Для процесса чтения важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии .

      • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
      • Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

        АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ. С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш.

        Ба — бя бо — бё бу — бю бэ – бе бы — би

        Жа — жа — жа — есть иголки у ежа.

        Ло — ло — ло — на улице тепло.

        Чтобы читать правильно и выразительно, нужно научиться ровно и глубоко дышать.

        Сделайте глубокий вдох и выдох.

        Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

        Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают воздух, а выдыхать так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

        “Выдох со счетом”

        На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

        Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

        5.Малое поле зрения.

        Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации

      • Упражнения, помогающие расширить поле зрения
      • Глядя в центр на точку, увидеть два слога одного слова.

      • Чтение первого и последнего слогов на строке.
      • Дети кладут руки на колени и по команде “Бросок” начинают читать. Команда “Засечка”, дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают. По команде “Бросок”, дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

        “Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.”

        По сигналу “Внимание” показать карточку, но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать.

      • Постарайся без ошибок переписать следующие строки:
      • Аммадама реберге ассамаса

      • Найди среди букв слова и подчеркни их.
      • Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово.

        Рекомендованы зрительные диктанты, предложенные профессором И.Т. Федоренко.

        Предложенные практические задания позволят логопеду работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает — значит, будем учить читать), но в первую очередь над базовыми процессами, в которых скрыта причина. Использование в логопедической работе тренировочных упражнений, улучшает технику чтения. А хорошая техники чтения в свою очередь позитивно влияет на:

      • общее развитие речи;
      • на повышение качества успеваемости.
      • Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Мисаренко Г.Г. Москва. Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004 год.
      • Игры по обучению грамоте и чтению. Максимук Н.Н. Москва , издательство “ВАКО” , 2004 год
      • Как преодолеть трудности в обучении чтению. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. – Изд. “ОСЬ-89”, 1999 г., Москва.
      • Как научить ребёнка читать. Федин С.Н., Федина О.В. Москва, издательство “АЙРИС-ПРЕСС”, 2002 год
      • Поиграем в слова. Дружинина В.В.. Москва, издательство “НОВАЯ ШКОЛА”, 1997 год.
      • Развиваем способности детей. 1, 2, 3, 4 классы. Винокурова Н.К. Москва, издательство “РОСМЭН”, 2004 год
      • www.logoped.ru

        Учебно-методический материал по чтению на тему:
        Обучение оптимальному чтению

        Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов.

        Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской муниципального образования Лабинский район

        Обучение младших школьников оптимальному

        Учитель начальных классов Катасонова Наталья Григорьевна

        Можно и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать .Тот, кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда, перед которым закрыто окно в мир…Плохое чтение- забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно.»

        Чтение — это раздел практического курса родного языка. Язык — универсальное средство хранения и передачи информации. Мы видим и слышим язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах. А чтение — это вид речевой деятельности. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. Младший школьник при выходе из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Психологи утверждают, что понимание читаемого тем полнее. Чем быстрее читает ребенок. Следовательно, необходимо научить читать ребенка в оптимальном для него темпе(в зависимости от темперамента) Заботясь о формировании оптимального чтения, нужно помнить, что чтение должно быть: беглым, безошибочным, плавным (слоги, слова),

        Многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности при чтении, которые приводят к затруднению в выполнении домашних заданий. Также пропадает интерес на уроках: ребёнок неусидчив, безразличен. Не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не столько удовольствие, сколько мука. Быстро и выразительно читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. С первого класса я начала работать над развитием оптимального чтения.

        Изучив методические пособия А.Ф.Банновой «Обучение младших школьников оптимальному чтению» и «Развитие оперативной памяти у младших школьников», В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», О.В.Узоровой «Практическое пособие для обучения детей чтению», я начала использовать многие упражнения и задания на уроках. По книге О.В.Узоровой составила индивидуальные карточки для формирования навыка чтения. (Приложение №1 Нумерация карточек соответствует изучению букв по программе «Школа России»). Составила словесные горки к каждому уроку чтения для работы в послебукварный период. Из книги Зайцева В.Н. использую некоторые рекомендации обучения оптимальному чтению. С этими рекомендациями я познакомила родителей на собрании. Они помогают правильно выполнять домашние задания, а также дополнительно читать книги, не переутомляя ребёнка и не подавляя желание читать, а также читать быстро и осмысленно.

        Как добиться оптимальной скорости чтения.

        Данные рекомендации предлагает в своей книге В.Н.Зайцев, которые использую в работе.

      • Важна не длительность, а ч а с т о т а тренировочных упражнений.
      • Ежедневно, через определенные промежутки времени и небольшие по объему упражнения. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает. Через 1-2 еще одна порция, перед сном еще одна порция. Такое упражнение рекомендую для родителей для домашней тренировки.

      • Ж у ж ж а щ е е чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
      • Е ж е у р о ч н ы е п т и м и н у т к и ч т е н и я. У каждого ребенка на парте лежит книга, с любимыми произведениями. И любой урок начинается с чтения ровно 5 минут в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
      • Хорошие результаты дает ч т е н и е п е р е д с н о м.
        1. Развитие о п е р а т и в н о й п а м я т и. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.(Приложение №2)
        2. Из системы Федоренко И.Т. заимствовала 3 у п р а ж н е н и я: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
        3. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко.

          В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения.

          Чтение — это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным — большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто.

          Материал для уроков чтения в начальных классах.

          Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения.

          nsportal.ru

          Смотрите так же:

          • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
          • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
          • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
          • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
          • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
          • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]