Правила предоставления транспортных услуг

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов — код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее — Устав) перевозчик — это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам — юридическим лицам и перевозчикам — ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее — Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее — ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее — Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II » Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

www.garant.ru

§ 6. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и обеспечение жителей услугами связи

Размеры таких муниципальных образований, как поселения и муниципальные районы, зависят от их обеспеченности транспортом. Согласно ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Наличие развитой транспортной и иной инфраструктуры является существенным условием наделения городского поселения статусом городского округа.

Кроме того, Закон 2003 г. относит к вопросам местного значения довольно широкий объем полномочий, связанных с развитием органами местного самоуправления транспортного обслуживания населения.

Так, в ведении органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов находятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселений.

В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных районов несут ответственность: за содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Учитывая предоставленные органам местного самоуправления полномочия в области создания и поддержания транспортной инфраструктуры, федеральное законодательство устанавливает и право муниципальных образований иметь в собственности автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения, за исключением подобных объектов федерального и регионального значения, имущество, предназначенное для их обслуживания, а также пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципальных образований.

Органам местного самоуправления федеральное законодательство предоставляет право на самостоятельное решение вопросов создания условий безопасности дорожного движения на территории муниципального образования и обеспечения транспортными услугами населения, проживающего на этой территории.

Законодательство связывает деятельность органов местного самоуправления в основном с автомобильным транспортом. В предыдущем параграфе упоминались утвержденные Правительством РФ Правила оказания услуг населению на железнодорожном и водном транспорте. Роль органов местного самоуправления в создании условий предоставления таких услуг, конечно, скромна, хотя они могут оказывать содействие в строительстве и оборудовании, например, вокзалов и станций, в уточнении расписания транспорта с учетом потребностей местного населения и т.п.

Как известно, во многих городах, особенно больших, существует и наземный эклектический транспорт (трамвай, троллейбус), в отдельных городах-миллионниках есть метрополитен. Задачи местного самоуправления в таких городах разнообразны — от непосредственной организации управления через подведомственные организации до содействия ведомственным транспортным предприятиям.

Определенное значение для органов местного самоуправления имеет утвержденный Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В целом это в большей степени гражданско-правовой документ, однако ряд его позиций имеет определяющее значение для органов местного самоуправления. Если, к примеру, Устав гласит, что в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписание, о времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту и пр., ясно, что о реализации подобных требований обязаны думать соответствующие органы местного самоуправления (Устав об этих органах даже не упоминает).

Вопросы предоставления населению услуг связи также актуальны для органов местного самоуправления. В области связи на органы местного самоуправления возлагаются лишь обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи. Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. «О связи» осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ (в предыдущем параграфе упоминались утверждаемые им общероссийские Правила оказания услуг почтовой, телефонной, телеграфной связи) и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция РФ и Федеральный закон «О связи» устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами РФ и иными органами и лицами, осуществляющими предоставление услуг связи. Напомним, что согласно п. «и» ст. 71 Конституции РФ связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.

Тем не менее в соответствии с Федеральным законом «О связи», а также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» ряд вопросов в области предоставления услуг связи отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Они обязаны:

содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи;

оказывать содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривать предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;

способствовать созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывать содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;

оказывать содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролировать обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.

Как пользователи услуг связи органы местного самоуправления обладают всеми установленными законодательством правами на получение услуг связи в режиме ее непрерывности, полноценности и доступности.

Надзор и контроль за предоставлением услуг связи возложен на специально уполномоченный орган государственной власти, который вправе осуществлять деятельность по оценке качества предоставляемых услуг связи, в том числе и органами местного самоуправления.

knigi.news

Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ . Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72

На основании статьи 66 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте.

Москва
6 февраля 2003 г.
N 72

Правила
оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг на внутреннем водном транспорте при перевозке пассажиров и их багажа, а также грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее именуются — грузы для личных (бытовых) нужд).

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
«исполнитель» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд;
«потребитель» — гражданин, использующий услуги исключительно для личных (бытовых) нужд.
Понятия «пассажир», «перевозчик», «ручная кладь», «багаж», «груз» применяются в значении, установленном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

3. При перевозке пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд всем потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа.
Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.

5. Плата за услуги, предоставляемые потребителям, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

7. Сроки перевозки пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком.

8. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний движения судов осуществляется ежегодно для обеспечения безопасности судоходства, качественного обслуживания пассажиров в портах и на стоянках, обеспечения конкуренции и равноправных условий деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров.
Расписание движения судов разрабатывается на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом условий судоходства и пропуска через шлюзы внутренних водных путей, технической готовности причалов к обслуживанию пассажиров, обеспечения безопасного подхода и стоянки судов у причалов, посадки и высадки пассажиров, экскурсионного обеспечения и взаимодействия с другими видами транспорта.
Организация регулирования движения судов по внутренним водным путям осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

9. Не предусмотренные настоящими Правилами вопросы взаимоотношений исполнителей с потребителями и ответственности перевозчиков, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение обязательств, вытекающих из договоров перевозки, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также правилами перевозок пассажиров и их багажа, правилами пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами, правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее соответственно именуются — правила перевозок пассажиров, правила пользования судами и объектами, правила перевозок грузов).

II. Информация о предоставляемых услугах

10. Исполнители должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости — на других языках:
а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (юридический адрес);
б) перечень работ и услуг, их стоимость;
в) расписание движения судов;
г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;
д) сроки продажи билетов;
е) порядок возврата билетов;
ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;
з) время работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;
и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;
к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;
л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;
м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;
н) порядок обязательного и добровольного страхования;
о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;
п) номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;
р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

11. Информация, указанная в пункте 10 настоящих Правил, размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.

12. Исполнитель обязан по запросам граждан предоставлять для ознакомления настоящие Правила, правила перевозок пассажиров, правила пользования судами и объектами и правила перевозок грузов.

III. Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров

13. Исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Пассажир обязан иметь билет на проезд.

14. Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается на основании предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представляемых ими в кассу. Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа пассажиру в выдаче билета на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.

15. По просьбе лиц, пользующихся правом бесплатного проезда или проезда по льготному тарифу, исполнителем могут быть предоставлены пассажирские места повышенной комфортабельности (при их наличии на судне) с взиманием разницы в стоимости проезда.
Билет на бесплатный проезд возврату и обмену не подлежит. В случае если такой билет не был использован, средства в размере стоимости проезда не выплачиваются.

16. Категории граждан, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

17. Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне.
Продажа билетов в кассах может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки.

18. Предварительная продажа билетов осуществляется:
в расположенных в начальных пунктах маршрута, а также в промежуточных пунктах маршрута кассах, за которыми закреплены пассажирские места, — за 45 дней и прекращается за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов;
в расположенных в промежуточных пунктах маршрута кассах на свободные пассажирские места на основании сведений, полученных с судов,- за 24 часа и прекращается за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов.

19. Продажа билетов на текущие сутки осуществляется:
в кассах, расположенных в начальных пунктах маршрута, — за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно;
в кассах, расположенных в промежуточных пунктах маршрута, — за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов (после прекращения предварительной продажи билетов) и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно.

20. Исполнитель может организовать доставку билетов и багажа по указанному потребителем адресу за отдельную плату. Прием заказов может быть организован по телефону, на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Порядок приема таких заказов устанавливается исполнителем.

21. Исполнитель обязан по предъявлении пассажиром билета принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. Перевозка багажа осуществляется на судах, имеющих багажные помещения.

22. Исполнитель принимает багаж для перевозки заблаговременно до отъезда пассажира, но не позднее 1 часа до отправления судна, а в промежуточных пунктах маршрута — не позднее 30 минут до отправления судна. Исполнитель может принять багаж позднее этого времени, если имеется возможность оформить прием и погрузить багаж на судно до его отправления.
При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.

23. Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, а также масса, размер багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

24. Пассажиру, имеющему билет на спальное место, за плату выдается комплект постельных принадлежностей, если стоимость этой услуги не включена в стоимость проезда. Смена постельного белья производится не реже одного раза в 7 дней. При выдаче постельных принадлежностей проводник обязан застелить постель. Постельные принадлежности возвращаются пассажиром проводнику перед прибытием судна в порт назначения, указанный в билете пассажира.
Пассажир несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за утерю или порчу постельных принадлежностей, мебели, инвентаря и оборудования.

25. На судах транзитных и туристских маршрутов могут быть организованы на платной основе прием от пассажиров заказов на подачу к причалам такси, бронирование мест в гостиницах, переноска ручной клади и (или) багажа пассажиров с берега на судно и обратно, стирка и глажение белья, мелкий ремонт и чистка верхней одежды.

26. Прием вещей на хранение (кроме сдаваемых в автоматические камеры) удостоверяется выдачей квитанции (номерного жетона), по предъявлении которой вещи выдаются потребителю.
Тара и упаковка сдаваемых в камеру хранения вещей должны обеспечивать их сохранность. Неисправность вещи или ее упаковки должна быть устранена до сдачи ее на хранение, а при невозможности устранения указана потребителем на квитанции.
Вес одного места, принимаемого на хранение, не должен превышать 50 килограммов. Для переноски упакованные вещи должны иметь необходимые приспособления. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается отдельным местом.

27. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут испачкать или повредить вещи других пассажиров.
За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов исполнитель ответственности не несет.

28. Не допускается сдача на хранение в составе ручной клади и багажа денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии у исполнителя специализированной камеры хранения.

29. Прием вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых по номерным жетонам или в автоматические камеры) производится с объявлением их ценности. В случае сомнения в правильности оценки исполнитель имеет право в присутствии потребителя осмотреть вещи, содержимое упаковки, а при возражении против такого осмотра — отказать в приеме вещей на хранение. За объявление ценности сдаваемых на хранение вещей взимается плата в размере, установленном исполнителем.

30. Срок хранения вещей в камере хранения не превышает 30 дней, если более длительный срок хранения не установлен соглашением сторон. Вещи, не полученные потребителем в указанный срок, хранятся еще в течение 30 дней, после чего могут быть реализованы в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

31. Автоматическая камера хранения загружается и освобождается потребителем. Порядок загрузки вещей в камеру, а также порядок ее закрывания и открывания должны быть помещены на каждой автоматической камере хранения. Вскрытие автоматической камеры хранения в случае ее неисправности или в случае, когда потребитель забыл шифр, производится исполнителем в присутствии потребителя, о чем в произвольной форме составляется акт, в котором указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность, и дается описание каждой вещи.

32. В случае утраты квитанции (номерного жетона) камеры хранения потребитель может получить вещи только на основании письменного заявления и представления доказательств о принадлежности ему этих вещей. В заявлении указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность. Вещи выдаются заявителю под расписку.

33. При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, составляется акт общей формы с указанием данных о потребителе и обстоятельств порчи или пропажи.
Исполнитель выплачивает предъявителю квитанции на вещи, сданные на хранение с объявленной ценностью, сумму объявленной ценности пропавших вещей или определенную в установленном порядке долю, на которую понизилась стоимость вещи, испорченной по вине камеры хранения.
За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

34. Услугами комнаты матери и ребенка может пользоваться лицо, при котором находится ребенок до 7 лет.

35. В комнате матери и ребенка оказываются следующие услуги:
а) предоставление спальных мест и постельных принадлежностей для ребенка и взрослого на срок до 5 дней;
б) прием внеочередных заказов на все виды оказываемых услуг, в частности приобретение билетов для лица с грудным ребенком на суда транзитных и местных линий;
в) пользование душем или ванной, полотенцем, купальной простыней;
г) оказание медицинской помощи;
д) предоставление детских игр.

IV. Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд

36. Исполнитель принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд по его предъявлении без предварительной подачи заявки и выдает квитанцию о приеме груза для перевозки.
Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной «Грузы для личных (бытовых) нужд» и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.
Исполнитель обеспечивает потребителей бланками транспортных накладных в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

37. Погрузка (выгрузка) груза для личных (бытовых) нужд на судно является обязанностью исполнителя.

38. Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой потребителем в 3 экземплярах, с оценкой погруженных в контейнер предметов. Опись должна быть подписана потребителем и исполнителем и удостоверена календарным штемпелем порта отправления.
Один экземпляр описи выдается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, а третий экземпляр помещается в контейнер.
В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию потребителя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи.

39. Контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд должны быть опломбированы исполнителем за счет потребителя.

40. Исполнитель обязан уведомить потребителя о прибывшем в его адрес грузе для личных (бытовых) нужд не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов.

41. Прибывший груз для личных (бытовых) нужд хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня его прибытия. Остальное время груз для личных (бытовых) нужд хранится за плату.
При задержке выдачи груза для личных (бытовых) нужд по вине исполнителя расходы по хранению груза несет исполнитель.
Порядок хранения груза для личных (бытовых) нужд в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов.

42. Груз для личных (бытовых) нужд выдается потребителю по предъявлении им квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости с указанием в ней даты получения груза для личных (бытовых) нужд, номера документа, удостоверяющего личность и место жительства потребителя.

V. Предъявление и рассмотрение жалоб и претензий

43. Потребители вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) исполнителей. Исполнитель обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию потребителя. Рассмотрение жалоб потребителей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора перевозки пассажиров, багажа и грузов, круг лиц, имеющих право на предъявление претензий и исков, срок рассмотрения претензий и срок исковой давности устанавливаются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

45. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответственность за недостатки услуги, выявленные после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

46. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

47. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

48. Защита прав потребителей, вытекающих из Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», осуществляется судом.
>

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

ozpp.ru

Смотрите так же:

  • 174 закон 2011 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С […]
  • Межотраслевые правила по спецодежде Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и […]
  • Часть 2 статья 30 закон об образовании Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики […]
  • Закон рф о социальной защите детей Медико-социальная экспертиза Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ(ред. от 01.06.2017)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ […]
  • 3010 приказ 3010 приказ Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета В целях реализации подпункта 6) пункта 5 […]
  • Нотариус мурманск ленина Нотариусы Мурманск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева […]