Правило на орфограмму о ё после шипящих
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?
1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.
Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.
Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.
Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.
Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.
1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)
gramota.ru
Двойкам нет
Правописание гласных -о-/-ё-, -е- после шипящих и ц зависит от того, в какой морфеме находится орфограмма.
В корне пишется ё, если можно подобрать такое слово, в котором было бы чередование ё с е.
Например: чёрный — чернеть, жёлтый — желтеть.
Если слово с чередованием подобрать невозможно, в корне пишется «О». Кроме того, в корне почти всех исконно русских слов всегда пишется е за исключением некоторых слов:
крыжовник, вечор, шорох, шов, капюшон.
Также о пишется в корнях некоторых иностранных слов:
шорты, шоколад, жокей, шоссе.
Следует различать корни -жог- и -жёг-. Корень -жог- пишется в именах существительных, корень — в глаголах и отглагольных словах:
ожог руки (имя существительное) — ожёг руку (глагол).
В корне после ц под ударением пишется о, без ударения — е, которую можно проверить, подобрать проверочное слово.
Например:
В суффиксе
В суффиксе под ударением пишется о, без ударения — е.
Например:
Исключение: ещё.
В заимствованном из французского языка суффиксе -ёр- всегда пишется ё.
Например:
В окончаниях
В окончаниях под ударением пишется о, без ударения — ё.
Например:
Внимание! В глаголах и отглагольных словах во всех морфемах под ударением пишется ё.
Например: ночёвка — от глагола ночевать; тушёный — от глагола тушить; печёт (глагол).
Следует запомнить правописание следующих слов: шомпол, мажордом, трущоба, трещотка, чопорный, шорник, шофер, шоколад, шоры, мажор, чокнутый, крюшон, жом, чащоба, чокаться.
xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai
Буквы о/ё после шипящих в корне слова
Цели:
предметные:
- познакомить с орфограммой (вспомнить орфограмму),
- учить видеть условия выбора орфограммы;
- развивать умение применять изучаемую орфограмму в тексте;
- познакомить с этимологией ряда слов с изучаемой орфограммой;
- повторить изученные орфограммы в корне;
метапредметные:
- развивать способность к целеполаганию;
- развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод, конструировать правило самостоятельно;
- развивать способность к само- и взаимооценке;
- совершенствовать умение работать с этимологическим и орфографическим словарем;
- развитие логики-аналитического мышления,
- расширение лексикона детей;
- развитие творческих способностей;
- развитие письменной связной речи.
- растительность, росточек, вырасти (“Росточек”, так как это слово-исключение в орфограмме “Чередующиеся гласные в корнях раст-ращ-рос);
- скосить, коса, коснуться (“Коснуться”, так как в корне этого слова орфограмма “Чередующиеся гласные”, а в двух первых – “Безударная гласная, проверяемая ударением”.
- приставка имеет значение “соединение”,
- корень как в слове “вырастить”,
- суффикс – частеречный (глагольный), как в слове “прочитать”,
- окончание указывает на такую форму глагола: настоящее время, 3 л., мн.ч.,
- постфикс со значением “возвращение действия на предмет”
- жёрнов — ж е рнова.
- жёлудь — много ж е лудей,
- тяжёлый — тяж е лее,
- решётка — реш е та (форма множественного числа),
- шёлк — ш е лка,
- чёлн — ч е лны.
- кошёлка — кошель, кош е лёк;
- шёпот — ш е птать,
- жёлтый — ж е лтеть,
- зачёс — зач е сать,
- чечётка — чеч е т,
- чёлка — ч е ло,
- пшённик, пшёнка — пш е но,
- бечёвка — беч е ва,
- щёлочь — щ е лочной, ощ е лачивать;
- печёнка, печёночный — печ е нь;
- жёрдочка — жердь,
- дешёвый — деш е визна, деш е веть;
- чёлн — челнок.
- р.п. нет чего? шороха, шорохов;
- иду к чему? к шороху, шорохам;
- озабочен чем? шорохом, шорохами.
- боржоми,
- шорник,
- шоры,
- шоркать,
- шорты,
- капюшон,
- мажор,
- артишок,
- шов, шовчик, бесшовный;
- крыжовник,
- трущоба,
- чомга (утка-нырок),
- чоглок ( птица из семейства воробьиных),
- анчоус (мелкая рыба),
- чокаться,
- лезть на рожон,
- жор, обжора, обжорливость, обжористый, прожора, прожорливый;
- чох, чохом (все вместе),
- шомпол, шомпольный;
- шок, шоковый;
- пижон.
- ш о ссе,
- ш о фёр,
- ж о нглёр,
- ж о кей,
- ш о колад,
- ш о тландка,
- ранч о ,
- бандж о,
- креп-ж о ржет,
- ш о винист,
- маж о рдом.
- сильный ожог руки — ожёг паром руку;
- обвинение в поджоге — поджёг дом;
- пережог горючего — пережёг все дрова;
- изжога — изжёг много топлива;
- прожог кирпича — прожёг куртку у костра.
личностные:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая словообразовательная разминка или игра “Третий лишний”.
На этом этапе урока может быть использован любой приём, игровой момент, активизирующий мышление учащихся, создающий мотивацию работы”, “включающий в урок”. Материал заданий может быть связан с изученным материалом или подводить к новой теме.
Пример заданий игры “Третий лишний”. Назовите “третье лишнее” среди данных слов, обоснуйте свое решение:
Пример задания лингвистической словообразовательной разминки. Отгадайте задуманное слово, если в нем
Задуманное слово – “с-раст-а-ют-ся”.
3. Новый материал.
1) Актуализация изученного материала.
— Какие орфограммы в корне мы повторили и изучили с начала года? Назовите с примерами. (Тот, кто затрудняется, может листать учебник и тетрадь.)
/“Безударные гласные корне”, в том числе “Чередующиеся”,
“Сомнительные, непроизносимые и удвоенные согласные в корне”,
“Буквы И-У-А после шипящих”/
— Какие согласные относятся к шипящим? Почему они так называются?
2) Запись темы. Постановка целей урока.
— А сегодня мы познакомимся или вспомним еще одну орфограмму в корне.
Запишите, пожалуйста, тему урока: “Буквы О\Ё после шипящих в корне слова”.
— Какова цель сегодняшнего урока? (Познакомиться с орфограммой, условиями ее выбора, узнавать слова с орфограммой в предложениях, текстах, уметь объяснить правописание слов с данной орфограммой, научиться правильно писать слова с орфограммой. Кроме того, всегда ставим перед собой задачу узнать на уроке что-то новое, развить полученные умения и навыки.)
— Как можно достичь этих целей? (Работа со словами, предложениями, текстами, содержащими слова с данной орфограммой, наблюдение, сопоставление, формулировка выводов, орфографическая тренировка (письмо) и др.)
3) На доске записаны слова. Проанализируйте их.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова. Правило и примеры
Написание букв «е» (ё) или «о» после шипящих в корне слов выберем, воспользовавшись соответствующим правилом русской орфографии.
Посмотрим, как работает это орфографическое правило.
В корне слова «жёрнов» звучит под ударением гласный звук [о]:
[ж о р н a ф].
Чтобы выбрать букву «ё» или «о», изменим форму этого существительного:
Как видим, мена «ё» с «е» произошла. Значит, выберем написание буквы «ё» в корне анализируемого существительного. Приведем аналогичные примеры чередования корневой буквы «ё» на безударную гласную «е» в формах слов:
Ко многим словам, в корне которых после шипящих возникает сомнение в выборе букв «е» («ё») или «о», можно подобрать родственные слова, например:
Написание буквы «о» после шипящих в корнях слов
Буква «о» после шипящих в корне пишется, если при изменении слова или образовании родственных слов от этого же корня, не происходит чередования буквы «о» с «е». Убедимся в этом, взяв для примера слово «шорох». Изменим это существительное по падежам и числам:
Ударным является один и тот же гласный в корне этих словоформ. Заметим, что так и не произошла мена исследуемой буквы с буквой «е». Значит, выберем написание буквы «о» после шипящего в корне существительного «шорох».
Приведем список слов, в корне которых после шипящих под ударением пишется буква «о» :
Отметим, что в ряде слов, как правило заимствованных, пишется буква «о» после шипящих и в безударной позиции:
Отличаем написание существительного «ожог» и приставочных слов от написания образований от глагола «жечь» :
Если от существительного «ожог» образуем прилагательное, то оно пишется с буквой «о» в корне:
russkiiyazyk.ru
Буквы о, е, ё после шипящих и ц
Цель урока: сформировать и закрепить навык выбора букв о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.
I. Постановка целей урока, установка на восприятие материала
1. Многие говорят, что в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает: «Ой, ну зачем я буду учить столько правил по русскому. Компьютер мне все исправит». Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность?
Ребята, сегодня я хочу вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе. Для этого я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в которой мы будем заниматься научной работой. В ходе этой работы мы:
1) встретимся с определенным языковым явлением;
2) соберем о нем как можно больше материала;
3) проанализируем собранный материал;
4) выработаем рекомендации поведения при встрече с данным явлением в обычной жизни;
5) проверим рекомендации на практике.
2. Итак, явление, с которым нам предстоит встретиться, называется орфограмма «Буквы о, е, ё, после шипящих и ц».
(Запись темы урока в тетради.)
II. Объяснение темы урока
1.Сбор материала (подготовка к построению алгоритма).
– Давайте вспомним, в каких частях слова каких частей речи может встретиться орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц».
Каковы опознавательные признаки данной орфограммы? Как вы узнаете ее «в лицо»?
Ключ: в речи – шипящий звук, на письме – шипящая буква перед орфограммой.
– Значит, чтобы правильно решить задачу по выбору верной буквы, вы должны знать как минимум 8 правил. Но многие из этих правил основаны на одинаковых условиях выбора букв. Можно научиться быстро решать такие задачи. Поможет нам в этом алгоритм, с помощью которого мы объединим все 8 правил.
2. Анализ материала (удаление лишней информации).
– Прочитайте слова в 1-м и 2-м столбиках:
стереж_т
калач_м
морж_вый
В словах какого столбика написание буквы после шипящей не вызовет у вас затруднений? (В словах 2-го столбика.)
Давайте вместе подумаем, почему это происходит. Что общего в словах каждого столбика и чем различаются слова двух столбиков?
Мы пришли к выводу, что в написании слов, где гласная после шипящей безударная, ошибиться трудно – эта гласная всегда е (см. также «Список»). Значит, эти случаи мы с вами можем не учитывать. Нас будут интересовать только слова с ударной о или ё после шипящей.
3. Выработка рекомендаций (построение алгоритма).
III. Закрепление (проверка рекомендаций на практике)
Задание 1. На доске предварительно записаны слова с пропущенными орфограммами. Каждый ученик устно по алгоритму объясняет один пример. Все работают в тетрадях, учитель на доске.
Беч_вка, туш_нка, врач_м, береж_ный, выч_ркивать, горяч_, девч_нка, ш_рох, реш_тка, прич_ска, крыж_вник, трещ_тка, ож_г (руку), деш_вка.
Задание 2. Найдите «четвертое лишнее».
1) Этаж_м, плющ_м, зайц_м, лиц_м.
2) Беч_вка, реч_нка, печ_нка, деш_вка.
IV. Контрольный тест
Текст с графическими обозначениями предварительно записывается на доске и открывается только во время анализа ошибок. У себя на листочках учащиеся записывают номер словосочетания и букву после шипящей.
rus.1september.ru