Право на переселение

Право на переселение

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья

Учитывая, что на территории. Красноярского края расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимся собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа. Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При переселении из ветхо-аварийных домов собственников жилых помещений, гражданам могут предоставляться неравноценные жилые помещения, неравнозначные по количеству комнат. При этом законом предусмотрено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. В случае, если собственник не согласен с предложенным вариантом, жилое помещение изымается путем выкупа по выкупной цене.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, законом не предусмотрено в качестве обязательного условия, предоставление собственнику другого жилого помещения взамен ветхо-аварийного.

Иным образом, законом урегулированы права нанимателей жилых помещений.

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно нормам статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, примявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма содержатся в статье 89 ЖК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ, другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований экономики.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

При этом следует отметить, что благоустроенное жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из ветхо-аварийного дома, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (например, количество человек, зарегистрированных на данной жилой площади). Граждане, состоящие на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении подобных нарушений, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных жилищных прав граждан с иском о предоставлении других благоустроенных жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям.

www.krasproc.ru

Все о переселении из аварийного жилья

Расселение граждан из многоквартирных аварийных домов производится в порядке, установленном муниципальными органами власти.

Действия предполагают обследование технического состояния недвижимости на пригодность к использованию в качестве жилого объекта.

Акт специальной комиссии содержит подпись должностного лица и по факту остается основанием, по которому дом можно включить в программу переселения из ветхого жилья, утвержденную муниципалитетами.

Признание дома аварийным не означает, что граждане будут моментально переселены в другое благоустроенное жилье. На это может уйти несколько лет.

Нередко процедура переселения начинается только после решения суда.

Возможность переселения из аварийного жилья устанавливается ЖК РФ – статьей 32, статьей 89. Региональные адресные программы создаются на основании ФЗ от 21.07.2007 № 185, в котором прописаны требования к формированию очередности и другие административные процедуры.

Порядок технического обследования домов изложен в Постановлении Правительства от 28.01.2006 № 47.

Нормативный акт устанавливает правила признания жилья непригодным для проживания, а также условия признания МКД аварийным или подлежащим сносу (реконструкции).

Какие объекты подлежат расселению?

Расселению подлежат многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и не пригодными для постоянного проживания.

Право на получение нового жилья имеют владельцы аварийных частных домов, которые находятся в муниципальной собственности.

Правом на новое жилье в порядке переселения обладают собственники приватизированных квартир, если:

  • они проживают в муниципальном аварийном доме;
  • когда частный приватизированный дом расположен на земельном участке, находящемся в собственности у муниципалитета.
  • Как признать дом аварийным и получить квартиру? Смотрите тут.

    Кто может рассчитывать?

    На переселение из аварийного жилья могут рассчитывать владельцы муниципальных квартир по договору социального найма либо их правопреемники, то есть лица, с которыми договор был заключен уже после выбытия основного владельца из квартиры.

    Право на переселение есть у собственников приватизированного жилья, в т.ч. у владельцев комнат в общежитиях и коммунальных квартирах.

    Переселение из аварийного жилья

    Местными органами власти должны быть предусмотрены конкретные сроки расселения каждого такого дома.

    Закон не запрещает эти сроки переносить, чем иногда злоупотребляют некоторые недобросовестные должностные лица.

    Длительный срок переселения может быть обоснован не только бюрократической волокитой, но и необходимостью подыскать равноценные квартиры на первичном и вторичном рынке жилья.

    Подобная недвижимость приобретается муниципалитетами при проведении конкурсов и аукционов.

    Граждане – владельцы муниципальных квартир имеют право на переселение в порядке заключения нового договора социального найма.

    Предоставленное жилье должно быть обустроено всеми необходимыми коммуникациями и расположено в том же населенном пункте.

    Степень благоустроенности вновь полученных квартир зависит от общей инфраструктуры района. По соглашению с муниципалитетом новое жилье может быть предоставлено в другом населенном пункте.

    Собственников

    Переселение граждан из аварийного жилья допустимо по инициативе собственников многоквартирных домов.

    Для этого необходимо обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением о признании дома аварийным.

    К нему нужно приложить следующие документы:

  • техпаспорт на жилье;
  • правоустанавливающие документы;
  • акты осмотра дома собственниками за последние 3 года и перечень выполненных работ;
  • заключение органов санитарно-эпидемиологического и противопожарного надзора;
  • заявления граждан о неудовлетворительном техническом состоянии дома;
  • заключение экспертной комиссии.
  • Заявление рассматривается профильной комиссией – в течение 30 дней со дня обращения. При необходимости может быть проведено повторное обследование дома.

    Из жилищного фонда

    Переселение осуществляется за счет ресурсов муниципального жилищного фонда – в соответствии с утвержденной целевой программой.

    Возможно приобретение жилья на стадии строительства, если степень завершенности составляет не менее 70 %. В каждом регионе эта цифра может несущественно разниться.

    Принудительное

    Результаты переселения часто не устраивают граждан в плане жилищных условий и метража представленных квартир. Собственники могут быть не согласны с размером выкупной цены. В таких ситуациях муниципалитеты обращаются в суд.

    Судебный процесс может быть инициирован жильцами, если дом признан аварийным, но власти не торопятся расселять жителей, придумывая новые бюрократические препятствия.

    Решение суда содержит конкретные сроки переселения и требования к предоставляемым жилым помещениям.

    В документе также может быть указан срок сноса многоквартирного дома – в случае, если он представляет опасность в силу своей изношенности.

    Список требований к ее содержанию указан в статье 16 ФЗ «О фонде содействия реформе ЖКХ» № 185.

    Программа должна:

  • предусматривать конкретные сроки реализации;
  • указывать обоснованность затрат бюджетных и внебюджетных средств на переселение граждан в другие благоустроенные квартиры.
  • В каждой региональной программе должен быть составлен список домов, признанных аварийными до 1.01.2012 г.

    Дома подлежат переселению в порядке очередности или на основании вступления в силу решения суда.

    Как можно быстрее должны быть расселены МКД, в которых невозможно проживание граждан – если существует реальная угроза обрушения.

    Возможно одновременное расселение нескольких многоквартирных домов (для которых установлены разные сроки сноса), если они расположены в пределах одной планировочной структуры.

    Программа указывает объем финансирования, предоставленного за счет региональных, местных бюджетов.

    Государственная регистрация квартир, которые передаются гражданам в порядке расселения, должна быть произведена не позднее 5 дней со дня обращения в территориальные органы Росреестра.

    Очередность

    Очередность домов, подлежащих переселению, устанавливается местными органами власти.

    В перечень входят МКД, признанные аварийными до 1 января 2012 года.

    Вне очереди могут быть расселены дома, в которых постоянное проживание предоставляет опасность для жизни и здоровья граждан.

    Жилье предоставляется на основании решения органов исполнительной власти.

    В нем также содержатся:

  • сроки переселения;
  • условия оплаты гражданину компенсации за переезд.
  • Предоставление жилья по социальному найму

    В 2018 году граждане имеют право на получение аналогичной по квадратному метражу и благоустроенности квартиры в порядке переселения, без оформления права собственности. Договор социального найма заключается на заранее определенных условиях.

    Помимо владельца, в документе указываются все лица, которые постоянно зарегистрированы на жилплощади или будут там проживать в статусе временных жильцов.

    Предоставление равноценного жилого помещения

    Переселение граждан возможно, если им предоставлена такая же по степени обустройства коммунальными и другими благами квартира.

    По письменному соглашению может быть предоставлено жилье в другом населенном пункте в этом же регионе.

    Выплата выкупной цены

    Гражданин вместо утраченной квартиры имеет право на выкупную цену, которая рассчитывается исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья.

    Размер компенсации может становиться предметом судебного спора, так как на практике нередки случаи, когда местные власти пытаются занизить цену, ссылаясь на сомнительные экспертные данные по оценки недвижимости.

    Уведомление

    Уведомление содержит информацию о необходимости подготовиться к переезду в конкретные сроки и прибыть на жительство по новому адресу.

    В документе указывают информацию о:

  • новой квартире;
  • порядке и условии оформления на нее имущественного права.
  • Со стороны муниципалитетов возможны нарушения когда:

  • необоснованно занижена выкупная цена за квартиру;
  • взамен изолированного жилья предоставляются комнаты в коммунальной квартире;
  • предоставляется жилье меньшее по площади.
  • Закон обязывает предоставить переселенцу квартиру, равную по площади предыдущей. Но в нормативных актах не указано, что квартира должна быть равной именно по жилой площади.

    Распространены случаи, когда жилье предоставляется с большой кладовой или лоджией, но маленькими гостиными, спальнями, что фактически является нарушением жилищных норм.

    Основанием для переселения будет решение муниципалитета, новая правоустанавливающая и техническая документация на квартиру.

    Документы могут выдаваться по факту регистрации на новом месте жительства или еще до переселения.

    Постановление

    Распорядительный документ содержит информацию о многоквартирном доме, поименное указание на жильцов, обладающих правом на новую квартиру.

    В постановлении прописаны:

  • указаны организационно-распорядительными мероприятия;
  • лица, ответственные за их проведение.
  • Документ подписывается должностными лицами – главой муниципалитета и техническими специалистами.

    Сделка представлена в форме соглашения о размере выкупной цены или о согласии принять во владение новую квартиру.

    Договор социального найма заключается согласно требованиям Гражданского и Жилищного Кодексов.

    Интересует реформа ЖКХ по переселению из аварийного жилья? Читайте здесь.

    Как осуществляется переселение из ветхого жилья собственников? Подробности в этой статье.

    Точные сроки переселения должны указываться в постановлениях, письменных соглашениях и других локальных актах.

    Затягивание может быть прекращено судебным разбирательством и реже административным воздействием со стороны вышестоящих органов – главами регионов, жилищными инспекциями и т.д.

    Для переселения используют нормы жилплощади, полагающиеся на одного человека.

    В подобной ситуации следует учитывать льготы отдельным категориям населения:

  • инвалидам;
  • малоимущим;
  • по состоянию здоровья;
  • в зависимости пола переселяемых граждан (лицам разного пола, за исключением супругов, должны быть предоставлены отдельные жилые комнаты).
  • На практике подобные оговорки не всегда соблюдаются, что требует использования мер административного и судебного воздействия.

    На видео о расселении

    77metrov.ru

    Как известно, правительство поставило цель — избавиться от развалюх — бараков, которых еще хватает на просторах родины. Но процесс признания дома аварийным и переселение оттуда граждан оказался болезненным и сложным. Две стороны — жильцы старых домов и местные чиновники, ответственные за ликвидацию барака и переселение его обитателей, очень часто не могут договориться. Несогласные граждане с одной стороны и обиженные чиновники с другой буквально атаковали суды. В результате в стране сложилась большая судебная практика по разрешению таких «аварийных» дел.

    Поэтому Верховный суд показал коллегам правильный подход к разрешению некоторых спорных вопросов. Главный вывод , который сделал Верховный суд, проанализировав дела об аварийном жилье, звучит так — в основном судебные споры возникают из-за чиновников. Выражаясь точнее, из-за «ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления, обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством».

    Верховный суд напоминает, по каким документам дом можно признать аварийным. Это сказано в 15-й статье Жилищного кодекса. Дом становится непригодным для проживания только по решению органа исполнительной власти. Есть главный документ — это постановление правительства от 28 января 2006 года N 47. Этот документ утвердил Положение о признании жилого помещения не пригодным для обитания там людей. Решать, сносить дом или реконструировать, должна межведомственная комиссия. Но ее мнение не окончательное и бесповоротное. Оспорить «приговор» зданию имеет право суд. Ведь не секрет, что иногда вполне нормальные дома, особенно в исторических центрах крупных городов, признают аварийными в угоду коммерсантам.

    Верховный суд подчеркивает: если оспаривается заключение комиссии о непригодности дома, то местный суд должен обязательно проверить, был ли соблюден порядок принятия такого заключения. Часто под вопросом оказывается компетентность проверяющих. В качестве примера приводится иск граждан, которые написали, что к оценке состояния их дома не привлекли специалистов, а чиновники оценили состояние дома «на глазок».

    Есть две ситуации, в которые могут попасть жильцы сносимых домов. Первая — это когда дом попал в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья. И вторая — когда дом в такую программу не попал. Если дом идет под снос не по программе, то квадратные метры у хозяина выкупаются. В таком случае суд не должен заставлять местных чиновников обеспечивать собственника жильем. А вот если дом попал в госпрограмму, тогда собственнику могут на выбор, либо отдать деньги, либо предоставить другое жилье. Но Верховный суд подчеркивает — есть сложные моменты именно в предоставлении другого жилья.

    Главное — нельзя заставлять граждан выбирать что-то одно, то есть действовать насильно. Только по согласованию сторон. Именно практику договариваться Верховный суд считает правильной.

    Ну а если договориться все же не вышло? Тогда чиновники требуют переселить насильно. Это болезненный вопрос — иски от граждан, которых не устраивает новое жилье и они отказываются переезжать. Верховный суд еще раз напоминает — такие иски о принудительном переселении от чиновников суды некоторых регионов удовлетворяют, что называется, «не глядя». Но по закону новое жилье должно быть лучше старого по уровню благосостояния. Как пример, ВС приводит отказ в иске чиновникам, которые хотели переселить семью из ветхого дома с паровым отоплением, в «новую» квартиру, но с печным. В любом случае — ухудшения условий жизни при переселении быть не должно. И еще важный момент — место переселения. Новая квартира должна быть в пределах того же населенного пункта, где была старая. Но и здесь наши чиновники нашли лазейку. Они стали «путать» два понятия — «границы населенного пункта» и «границы муниципального образования». На это Верховный суд ответил — эти понятия не тождественны. И привел пример, когда два суда — в Омске и Благовещенске попытались насильно переселить семьи в «пределах муниципального образования». В итоге оба новых адреса оказались больше чем в полусотне километров от городов, где у граждан было аварийное жилье.

    Особый разговор о цене выкупаемого старого жилья. Верховный суд подчеркивает — она должна включать рыночную стоимость жилого помещения, убытки, которые понес собственник при его изъятии, включая упущенную выгоду, а также сумму за непроведенный капитальный ремонт.

    Отдельный разговор о сроках переезда из аварийного жилья. Исков о затянутых сроках переезда в судах очень много. В этом вопросе у Верховного суда жесткая позиция. Если дом из-за ветхости опасен для жизни — решение о переселении надо принимать быстро. А то во многих регионах из года в год чиновники продлевают сроки переселения. Суд должен признавать незаконным постановление местной власти о переносе сроков и требовать предоставления людям безопасного жилья.

    rg.ru

    Переселение из зоны с правом на отселение. Льготы.

    Я выехала из зоны на отселение вышла замуж прописалась в Москве у мужа своей собственности не имею могу ли я встать на очередь для получения жилья?

    Здравствуйте, Алексей! Существуют общие програмы. По месту нового прибывания узнавать необходимо. В МО в каждом районе своя ситуация по данному вопросу. Необходимо вставать на очередь. Можно пытаться при съёме частным образом просить компенсацию, но в области всё тяжело. Удачи.

    Такие программы существуют, но нужно отвечать определенным требованиям, под которые Вы скорее всего не попадаете, да и очередь там не маленькая.
    Предполагаю, для Вас было бы вариантом воспользоваться предложениями некоторых регионов по привлечению специалистов и рабочей силы, с предоставлением жилищных условий. Конечно это не МО, но зоны должны быть значительно чище.

    Так же может повлиять и тот момент, что прописка у вас уже есть, но всё зависит от конкретной ситуации. Федеральный программы существуют, но в каждом регионе они могут быть разные. Поэтому целесообразней обратиться по месту нахождения с данным вопросом. Удачи Вам.

    Участник программы «‎Работаю честно»

    В рамках Федеральной программы «Жилище» действует подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
    Данная программа предоставляет исчерпывающий список лиц, имеющих право на предоставление гос.субсидий для приобретения жилья.
    Вот категории граждан:
    1) граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
    2) граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей;
    3) граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и выехавшие за пределы Курганской, Свердловской и Челябинской областей;
    4) граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», за пределы Челябинской, Свердловской и Курганской областей;
    5) граждане из подразделений особого риска;

    т.е. «льготной» ипотеки нет, а вот встать в очередь на улучшение жилищных условий Вы можете (если конечно относитесь к выше перечисленным категориям). Обращаться необходимо в органы местного самоуправления.

    Проверено ЦИАН

    Больше информации Вы можете получить обратившись к сайту ФЦП «Жилище». Вот ссылка www.fcpdom.ru Удачи!

    А еще есть Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П к нему, которое положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ (про сроки постановки на учет по улучшению жилищных условий).

    Большое спасибо всем за ответы.
    Примерно так и думал.
    Стать в очередь на улучшение жилищных условий не могу, так как в 3-х комнатной квартире нас прописано всего четверо.
    Придется искать обычные варианты покупки квартиры.

    Тогда другой вопрос.
    Данные:
    Сам работаю недалеко от Подольска. Чистый доход около 40 тысяч (зарплатная карта в газпромбанке около 6 лет, кредиты еще не брал).
    Есть сбережения на первый взнос- 400 тысяч рублей.
    Т.е. рассчитываю на общую сумму, с учетом кредита, не более 2 миллионов рублей.

    Сам вопрос — реально ли купить за эту сумму однокомнатную квартиру в Подольске?
    Можно и в новостройке без отделки, но чтобы ключи получить уже к декабрю.

    В пределах 2 млн. руб. . только если самый последний вариант в 5-ти (или менее) этажном доме. Более менее рабочий бюджет 2,5 млн. руб.
    Если необходима помощь обращайтесь,
    мой тел. 8-916-014-71-29

    www.cian.ru

    Каковы особенности переселения собственников из ветхого жилья?

    Переселение из ветхого жилья собственников на сегодняшний день является одной из приоритетных задач в жилищной политике государства. Связано это со многими причинами; но основная — лучше предотвратить проблему, чем потом тратить деньги на восстановление руин.

    Откуда появляется ветхое жилье и что это такое?

    Законодатель возложил обязанность по проведению капитального ремонта дома на его жителей. Однако не во всех домах аккумулируется достаточное количество денежных средств, которые можно было бы потратить на восстановление жилища.

    Годы идут, жилье рушится… Денег на приобретение нового жилья у граждан нет, поэтому они так и продолжают жить в аварийных условиях.

    Несмотря на то что законодательно определение ветхого жилья нигде не закреплено, к нему можно отнести помещения, общий износ которых составляет в деревянных постройках и мансардах — не менее 65%, в кирпичных — не менее 70%. При этом основные несущие конструкции позволяют сохранять устойчивость здания, но оно уже не удовлетворяет эксплуатационным требованиям.

    Главное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что в ветхом жилье, несмотря на имеющийся износ, жить можно, а вот в аварийном существует реальная угроза обрушения конструкций.

    Поэтому для того, чтобы жилье было признано ветхим, необходимо оценить степень его износа. Это делается специалистами, но опять-таки в приблизительном значении, так как точной формулы для вычисления степени износа нет. Поэтому и решение о признании жилья ветхим принимается должностными лицами уполномоченных органов, а вернее, специально созданной межведомственной комиссией.

    Основным нормативным правовым актом в данном вопросе является постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Кроме того, на уровне отдельных субъектов утверждаются программы по расселению граждан из ветхого жилья.

    Переселение из ветхого жилья собственников

    В соответствии с положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое утверждено постановлением Правительства № 47, для признания жилья ветхим и принятия решения о последующем выселении из него жильцов, на уровне субъекта и/или муниципального образования создается межведомственная комиссия.

    Порядок обращения в комиссию следующий: собственник помещения или наниматель пишет заявление о признании квартиры непригодной для дальнейшего проживания.

    Еще одним способом обращения в комиссию является заключение органа, который правомочен на осуществление надзора и контроля за состоянием жилых помещений, о несоответствии жилья предусмотренным в законе нормам.

    Вместе с заявлением в комиссию передаются следующие документы:

  • копии бумаг, подтверждающих права заявителя на жилое помещение;
  • проект реконструкции помещения (если помещение нежилое, но его нужно признать жилым);
  • акт оценки жилого помещения экспертной организацией;
  • иные документы на усмотрение заявителя, например жалобы иных жильцов на неудовлетворительные условия проживания.
  • Заявление может быть подано лично, отправлено по почте, через МФЦ или Портал государственных услуг.

    После того как заявление и документы подаются на рассмотрение, комиссия в течение 30 дней проводит их проверку и решает вопрос о необходимости проведения дополнительной проверки жилого помещения (дома).

    Комиссия может принять одно из следующих решений:

  • помещение пригодно для проживания;
  • в помещении необходимо провести капитальный ремонт;
  • в помещении необходимо провести реконструкцию или перепланировку;
  • жилье не соответствует нормам, установленным законодательством, и поэтому непригодно для проживания;
  • дом признается аварийным и подлежит сносу;
  • дом признается аварийным и подлежит реконструкции.
  • Комиссия может принять решение о непригодности помещения для проживания и расселении жильцов. На основании этого решения издается распоряжение исполнительного органа государственной власти, в котором прописывается конкретный порядок расселения.

    В случае если заявление подано по почте или отправлено через Портал госуслуг, комиссия в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения направляет его заявителю, наймодателю или соответствующему госоргану.

    Порядок переселения из ветхого жилья

    Порядок выселения из ветхого жилья зависит от того, к какой категории данное жилье принадлежит:

  • частный жилищный фонд;
  • государственный;
  • муниципальный.
  • При выселении гражданин может претендовать на следующие компенсационные меры:

    • предоставление иного жилья по договору социального найма;
    • предоставление равноценного жилого помещения (если выселяется собственник);
    • выплата выкупной цены.
    • 1. Предоставление жилья по договору социального найма

      Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, должны быть в виде отдельной квартиры в фонде социального пользования (или комнаты).

      Причем размер предоставляемого жилья должен соответствовать нормам жилой площади, которые положены семье на день принятия распоряжения о выселении, и не может быть меньше той площади, которая была в старой квартире.

      Кроме этого, жилье должно предоставляться в пределах города и того района, где находилась предыдущая квартира, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

      Если граждане, дом которых подлежит сносу, не желают расторгать договор социального найма, орган государственной власти вправе обратиться в суд. В решении суда указывается на принудительное выселение с предоставлением соответствующего помещения.

      2. Предоставление равноценного жилого помещения

      При предоставлении собственнику жилья должны также учитываться следующие факторы: размер общей площади и количество комнат — не меньше, чем в ранее занимаемой квартире.

      3. Выплата выкупной цены

      Статья 32 Жилищного кодекса предусматривает положение о том, что гражданину вместо предоставляемого жилья в случае выселения может быть выплачена выкупная цена.

      Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость квартиры плюс убытки, понесенные собственником в связи с переездом, оформлением правоустанавливающих документов на квартиру, в том числе упущенную выгоду. К полученной сумме добавляется компенсация за неосуществление капитального ремонта.

      Но с собственником может быть заключено соглашение о том, что взамен изымаемого жилья ему предоставляется другое, а его стоимость включается в выкупную цену.

      В случае если цена не устраивает собственника, он вправе обсудить этот вопрос с представителями соответствующего органа власти. Но если собственник все равно отказывается от выкупной цены, то орган вправе обратиться в суд.

      В судебном решении будет указана та выкупная цена, которая выплачивается собственнику. Довольно большое количество судебных споров связано с тем, что государство искусственно занижает выкупную цену, а так как собственнику некуда деваться, он бывает вынужден согласиться на такие кабальные условия. Те, кто не соглашается, идут в суд.

      Например, есть дела, связанные с определением составляющей выкупной цены. В частности, так как дом стоит на земельном участке, то в выкупную цену должна входить и стоимость этого участка. Некоторые суды такую позицию поддерживают, аргументируя это тем, что принадлежность (земельный участок) должна следовать судьбе основной вещи (квартиры), соответственно, в выкупной цене этот момент стоить учесть.

      ВАЖНО! Несмотря на то что статья 32 ЖК РФ регулирует процедуру и последствия изъятия жилья для государственных и муниципальных нужд, ее положения распространяются также на случаи переселения граждан из ветхого жилья, при условии что оно находится в собственности проживающих в нем лиц.

      Выселение из ветхого жилья на время проведения капитального ремонта или реконструкции

      Если при проведении капитального ремонта или реконструкции потребуется выселение жильцов, то наймодатель обязан предоставить им другое помещение для проживания.

      Жилье на время проведения работ предоставляется из так называемого маневренного фонда. Статья 95 Жилищного кодекса четко предусматривает, что помещения маневренного фонда предназначаются:

    • для граждан, которые проживают по договорам социального найма в помещениях, где планируется проведение капитального ремонта или реконструкции;
    • граждан, утративших право на помещение вследствие неисполнения обязательств по договорам, в которых жилье выступало в качестве залога;
    • граждан, которые лишились своего единственного жилья при наступлении чрезвычайных обстоятельств;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательством.
    • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несогласные на выселение могут быть выселены в принудительном порядке на основании судебного решения.

      За нанимателем сохраняется право на возвращение в отремонтированное и отреконструированное помещение вне зависимости от того, сколько длились работы.

      Но из данного правила существуют исключения: гражданин не может вернуться в занимаемое ранее помещение, если после ремонта/реконструкции площадь помещения была изменена настолько, что нормы жилой площади на одного человека не соблюдаются. Возможна и обратная ситуация — когда площадь становится больше, и норма жилой площади на одного человека увеличивается, тогда тоже во вселении отказывают.

      «Другое благоустроенное помещение» — что это такое и где его искать?

      Любое помещение, которое предоставляется взамен имеющегося, должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и иным нормам, закрепленным в соответствующем нормативном правовом акте, и находиться в том же населенном пункте.

      Отдельные требования предъявляются к благоустроенности помещения.

      Рассмотрим более подробно признаки благоустроенности:

    • Уровень благоустроенности определяется исходя из среднего уровня, который имеется в данном населенном пункте. Здесь речь идет о коммунальных удобствах, планировке квартиры, наличии/отсутствии лифта и т. д.
    • Помещение по площади должно быть равнозначным помещению, занимаемому ранее. То есть даже количество комнат должно совпадать. Причем не допускается вариант замены ранее изолированной квартиры на несколько комнат в коммунальной квартире.
    • Жилье должно отвечать всем требованиям, установленным законодательством.
    • Помещение должно находиться в черте того населенного пункта, где была старая квартира.
    • В каждом конкретном случае предоставления жилья должен учитываться уровень благоустроенности: что подходит для жилья в сельской местности, то может не понравиться городскому жителю.

      Расселение ветхого жилья: реальность как она есть

      Президент РФ поручил расселить всех граждан, проживающих в ветхом жилье, в срок до 2017 года. Механизм заработал: государственные программы по расселению получили дополнительное финансирование, были составлены планы и очереди на расселение — вроде всё пошло как надо.

      Но на практике люди столкнулись с большими проблемами. Как правило, расселение из ветхого жилья происходило в совершенно новые микрорайоны. Они еще не оснащены инфраструктурой, без которой довольно сложно живется.

      Но и это еще не основная беда: в больших городах довольно мало площадей под застройку, а строить надо. Выход нашли: не вширь, а ввысь. Теперь на месте бывших 5-этажек выросли здания в 20 этажей и выше. Но нормы строительства никто не отменял; и в каждом районе есть свои требования к этажности домов. Поэтому не всё то хорошо, что строится быстро.

      Кроме того, в некоторых регионах пошли на хитрость: новое жилье предоставляется метр в метр, независимо от полагающейся нормы площади. То есть было у вас 18 кв. м, вам столько же и дали; а то, что в квартире прописаны еще несколько человек, никого не волнует. Но граждане рады получить хоть что-то, поэтому в суд не идут. А надо бы!

      Кроме того, не все регионы справляются с финансовым бременем. Денег, которые закладываются в программу по расселению ветхого жилья, не хватает, чтобы выполнить объемы, указанные в программе. Дополнительные же дотации федеральный бюджет предоставить не может.

      Вот и получается ситуация: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но радует одно, что хотя бы с объемами по расселению государство определилось: расселяется только то жилье, которое было признано подлежащим расселению до 01.01.2012. Всё, что позже, под государственную программу не подпадает. Это уже индивидуальные случаи, которые рассматриваются комиссией.

      В 2018 году рассмотренная программа уже не действует, а закон о продлении ее действия или принятии аналогичной программы не принят, поэтому собственникам ветхого жилья придется еще труднее.

      nsovetnik.ru

      Смотрите так же:

      • Ст 38 закона рф О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (С изменениями на 1 января 2016 г.) Статья 38. Стаж службы […]
      • На сколько прибавят пенсию с апреля Сколько прибавят к пенсии инвалидам с 1 апреля 2018 года? Напомним, что социальные пенсии ежегодно индексируются 1 апреля. Получателями являются граждане с установленной инвалидностью не […]
      • Фмс служба в россии без гражданство Фмс служба в россии без гражданство В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» заявления по вопросам гражданства Российской Федерации подают по […]
      • Маркова тимирязева суд Маркова тимирязева суд Границы судебных участков мировых судей Московского района г.Чебоксары (в ред. Закона ЧР от 24.06.2016 N 49) Судебный участок N 1 мировой судья Воронов Сергей […]
      • Калькулятор военных пенсий начфин инфо Калькулятор расчета военной пенсии Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 25.12.2017 Бесплатный калькулятор военных пенсий поможет правильно рассчитать пенсию военнослужащего. Выбирайте […]
      • Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения договор аренды Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения договор аренды Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: krpro@krasinter.ru Телефон приемной: (391) 265-84-00 […]