Преобразование отношений собственности экономика

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Экономические преобразования в обществе — это прежде всего преобразования его глубинных основ — отношений собственности, выражающих исторически определенную, развивающуюся форму присвоенное средств и продуктов производства. Тем самым во всех фазах воспроизводства вещи пребывают (совершают движение) как объекты чьей-либо собственности, причем собственность охватывает изначально не только материальные, но и социальные процессы и отношения системы воспроизводства индивида и общества в целом.

Закрепляя собственность в качестве основополагающего элемента гражданского общества, Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности, утверждение частно]! собственности, а на этой основе — и формирование класса собственников. Не затрагивая экономических, социологических и криминологических аспектов общественных преобразований, надлежит принять в качестве истины признание каждого гражданина собственником на основе реальной гуманизации отношений собственности как фундамента стабильного, прочного правопорядка. Для нормальной жизнедеятельности общества важным в процессе его преобразований является не только приватизация, но и сохранение основы и меры государственной собственности как достояния всего многонационального народа России. Характерным для государственной собственности является интеграция в лице государства-суверена отношений власти, управления и собственности, хотя за пределами своих суверенных прав государство выступает, как и любой субъект права, равноправным участником гражданского оборота. Надлежит в оценке государственной собственности учитывать возрастание общесоциальных функции государства, что свидетельствует и о поступательной социализации производства и общества в целом.

На современном этапе вместе с развитием конкуренции, утверждением многообразия форм хозяйствования и т. д. осуществляются и преобразования государственной собственности, где главным, основным направлением является демонополизация, разгосударствление и приватизация с тем, чтобы повысить эффективность общественного производства. Приватизация и разгосударствление осуществляются по трем основным направлениям: а) разграничения в структуре государственной собственности Федерации и ее субъектов; б) выделение из состава государственной муниципальной собственности и, наконец, в) превращения монолита государственной в частную, в том числе акционерную собственность.

Нормативно-правовую основу приватизации составляют:

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ, заменивший законы о приватизации 1991-1992 гг.;

— Государственные программы приватизации государственного (муниципального) имущества, определяющие прогноз приватизации в соответствующих отраслях экономию!, приоритеты цели и ограничения приватизации, а равно способы, формы и порядок отчуждения имущества.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г: с учетом опыта первых лет более четко определяет цели приватизации, выделив среди них повышение эффективности экономики, обеспечения ее социальной организации, осуществление единой государственной политики приватизации, защиты национальных интересов России. Как и прежде, уделяется большое внимание акционированию, но среди традиционных способов приватизации выделен коммерческий конкурс с инвестиционными (социальными) условиями, при этом предусмотрен переход права собственности лишь после выполнения покупателем взятых обязательств.

Государственная собственность подразделяется, как отмечалось, на федеральную и собственность субъектов Федерации, а соответственно ее субъектами является Российская Федерация и ее субъекты (республики, территориальные и автономные образования). Документом, подтверждающим право собственности этих субъектов на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Непосредственное осуществление права государственной (муниципального собственности самим носителем этого права — Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями имеет место при формировании и расходовании средств казны, при осуществлении приватизации и т. д., но вместе с тем законом закрепляется передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям как способ осуществления права государственной (муниципальной) собственности.

Гражданским законодательством закрепляется разграничение ответственности Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих организаций как самостоятельных субъектов гражданского оборота. Указанные выше публично-правовые (муниципальные) образования не несут ответственность по обязательствам своих хозяйствующих субъектов, за исключением субсидиарной ответственности Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов. Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантии (поручительство) по обязательствам субъектов Федерации, муниципального образования либо юридических лиц, а также в случаях принятия этими субъектами гарантий по обязательствам Российской Федерации.

Институт частной собственности охватывает собственность не только граждан, но и юридических лиц, опосредуя в этом качестве потребности предпринимательства. У хозяйствующих субъектов в результате объединения имущества при их учреждении, а затем и при последующей предпринимательской деятельности складывается право собственности организации на это объединенное имущество как самостоятельного, единого субъекта права собственности. С переходом к рынку сложилось довольно обширное законодательство о собственности обществ, товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйствах и т. д., а в известной мере и их объединений (ассоциаций, союзов) со всей спецификой правового регулирования соответствующих видов юридических лиц. Как и в отношении граждан, в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме того, которое не может принадлежать юридическому лицу. Имущество, которое окажется в собственности юридических лиц, но по закону не может ему принадлежать, подлежит отчуждению согласно ст. 238 ГК РФ.

www.bibliotekar.ru

32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация

Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность.

Приватизация — ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. Разгосударствление эк-ки — это многогранный процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.

Сущ 2 направления развития эк-ки:

путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность предприятий

путем разгосударствления собственности.

Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций.

Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.

Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.

Приват-ия — процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право непосредственного управления ими.

Финансовые источники приватизации:

средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)

заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг)

Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.

Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.

юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности

www.uamconsult.com

Преобразование отношений собственности экономика

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Рекомендуем: химчистка диванов на дому, выездная химчистка.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господству ют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной системы экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации экономических отношений и прав собственности.

В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия.

Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:

· пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;

· повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;

· формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;

· облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;

· обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;

· улучшение условий труда работников занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;

· возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр.

Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продаже госсобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.

Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими асоциальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:

www.macro-econom.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Преобразование — отношение — собственность

Преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна современная рыночная экономика, является важным аспектом углубления экономических реформ в России. Такими институтами выступают, в частности, финансово-промышленные группы ( ФПГ), становление которых в российской экономике соответствует потребностям развития общественного производства и отвечает мирохозяйственным реальностям. Факты говорят о том, что народное хозяйство стран развитой рыночной экономики базируется на крупных и сверхкрупных интегрированных организационно-хозяйственных структурах, вокруг которых и выстраиваются сети предприятий среднего и малого бизнеса. [1]

Происходящее ныне преобразование отношений собственности на государственные организации, преодоление государственной монополии — это длительный, сложный и болезненный процесс, остро затрагивающий трудовые отношения на преобразуемых производствах, права и интересы работников и их трудовых коллективов. [2]

В ходе преобразования отношений собственности приватизация является только одной из форм такой трансформации. Приватизация в массовом масштабе служит для создания режима свободного предпринимательства. [3]

Аграрная реформа предусматривает преобразование отношений собственности и организационной структуры колхозов и совхозов, формирование крестьянских ( фермерских) хозяйств, замену директивного планирования и управления экономическим регулированием, переход к рыночным отношениям. [4]

В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг. [5]

ПРИВАТИЗАЦИЯ ( от лат privates — частный), преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Приватизация может быть полной или частичной — когда передается или продается в частные руки не весь государственный или муниципальный объект, а лишь его часть, другая же часть остается в руках государства. [6]

Проблемы становления и совершенствования отечественной модели корпоративного управления обусловлены преобразованиями отношений собственности и действием института банкротства. Распыленная собственность работников предприятий ( корпораций) уже вытеснена высококонцентрированной собственностью их менеджмента или крупных внешних акционеров, участвующих в управлении. [7]

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. [8]

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье ( вред. [9]

В странах третьей группы ( КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход рыночному хозяйству через социалистическое смешанное хозяйство при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования. [10]

Основой рассматриваемой в учебнике концепции финансового менеджмента являются преобразования в экономическом базисе общества. Только преобразования отношений собственности способны обеспечить четкое разграничение общегосударственных финансов и финансов предприятий. Концепция финансового менеджмента основана на обособленности бюджета государства и бюджета предприятий. Особенно это актуально в переходный период, когда рыночные отношения не проникли во все сферы деятельности и не закреплены жесткими законодательными рамками, что определяет состояние платежей и расчетов, оборота денежных средств. [11]

Именно необходимость преобразования отношений собственности послужила поводом к появлению особого документа — приватизационного чека, в связи с чем был сформирован и новый рыночный институт, аккумулирующий приватизационные чеки, — чековые инвестиционные фонды, которые с окончанием чекового этапа приватизации фактически утратили свои позиции на финансовом рынке страны. [12]

Развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой, основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное. [13]

В последние годы усиленно пропагандируются модернизированные концепции социального партнерства, соучастия трудящихся в управлении капиталистическими фирмами. Все эти меры апологетически изображаются как средство преобразования отношений собственности . [14]

Сейчас, возвращаясь на общемировые пути экономического и социального развития человечества, выход из экономического кризиса предполагается найти, наряду с использованием других средств, на базе внедрения многообразия форм собственности на природные богатства, предприятия и иные объекты. Преобразование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации рассматривается как важнейшее средство преодоления углубляющегося социально-экономического кризиса в России. Приватизация, в ходе которой нынешняя государственная собственность, прежде всего на предприятия, дробится между множеством частных владельцев, является необходимым и первостепенным этапом перехода к рыночной экономике. Только на этой базе возможно вхождение в рынок. [15]

www.ngpedia.ru

Преобразование отношений собственности в России при переходе к рыночной экономике

РОССИЯ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Полное огосударствление экономики

В 1917 г. социалистическая революция провозгласила цель — заменить капитализм социализмом. Но для исторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю не было необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высокоразвитых странах:

отставание от них в техническом отношении выражалось в том, что Россия в основном пребывала на доиндустриальной стадии производства и ей еще предстояло совершить переход в индустриальную стадию;

задержка в организационно-экономическом и социально-экономическом развитии проявлялась в том, что в первичной и основной сфере экономики (сельском хозяйстве) преобладали мелкие и раздробленные крестьянские хозяйства, применявшие общинное землепользование;

велика была дистанция от передовых государств и в культурном отношении: почти поголовная неграмотность (по данным переписи населения 1897г. 73% граждан России в возрасте от 9 лет и старше не умели читать и писать).

За короткий исторический срок в СССР были созданы современное промышленное производство, плановая организация народного хозяйства, проведена культурная революция. Но все эти преобразования проводились ценой низкого жизненного уровня населения, отсутствия демократии и гражданских свобод. Важно отметить, что огромную долю создаваемого богатства государство направляло на развитие мощной оборонной промышленности, о чем подробно будет сказано в теме 13.

В СССР с 30-х годов утвердился общественный строй, который может быть назван государственным социализмом. Государственный социализм — это искусственная социально-экономическая система, для которой характерен полный захват собственности государством. В руках государства оказалась вся система отношений присвоения. Во-первых, собственность народа на основные средства производства была превращена в безраздельную собственность государства. Во-вторых, государственный аппарат сосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих, государство в максимальной степени централизовало у себя основную массу выпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Трудящиеся же оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они, естественно, не были материально заинтересованы в конечных результатах хозяйствования. Не случайно государство широко и часто применяло административные, внеэкономические способы привлечения миллионов людей к труду.

Стало быть, всеохватывающее огосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и господством государственной собственности, а тем самым — противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.

Реформа государственной собственности

Указанное противоречие может быть разрешено посредством реформы (лат. reformare — преобразовать) — изменения господствующей формы собственности. Существо реформы состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности — превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства.

Однако реформирование государственной собственности отнюдь не должно вести к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно, во второй половине XX в. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией (от лат. privatus — частный). Означает ли это, что государственные предприятия, средства транспорта, жилые здания и другое имущество передаются (или продаются) только отдельным лицам? Так, наверное, могло бы быть только в условиях классического капитализма. Но и это маловероятно, поскольку у государства тогда не было производственного имущества. Во второй половине XX в. приватизация означает, по существу, разгосударствление.

В России приватизация началась с октября 1992 г. На первом ее этапе все граждане страны бесплатно получили так называемые ваучеры — приватизационные чеки. Каждый ваучер соответствовал стоимости государственного имущества на сумму 10 тыс. руб. Были провозглашены задачи приватизации: а) покончить с господством государственной собственности и б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс» (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях громадного обесценения рубля и кризисного спада производства). По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Для этого предполагалась продажа предприятий или из акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.

Между тем появлению «эффективных собственников» с самого начала мешали ряд обстоятельств:

многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам (нередко путем преступных сделок); их новые владельцы не заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;

3/4 акционированных промышленных предприятий находятся в собственности трудовых коллективов, которые имеют контрольный пакет акций и не собираются продавать его какому-то постороннему лицу; большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и на дают акционированным предприятиям никаких денежных средств.

В итоге сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляют заинтересованность в расширении и техническом совершенствовании производства.

Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.

Во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственности как основа социализма.

Во-вторых, стала формироваться многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: а) общее совместное (государственная, а также общинная собственность казачества и монастырей); б) частное и в) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.).

В-третьих, государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Прекращение кассационной жалобы Статья 172. Отказ от кассационной жалобы 1. Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения 2. Суд вправе отклонить отказ от жалобы по основаниям, […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Переоформление автомобилей договор купли продажи автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Рукописный […]