Преступления против человечности
Оглавление:
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» в других словарях:
Преступления против человечности — Преступления против человечности (англ. Crimes against humanity) выделяемая в современном международном праве группа преступлений. Другой возможный перевод данного термина преступления против человечества. Смысл этого термина… … Википедия
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные и отношении гражданского населения до или во… … Юридическая энциклопедия
Преступления против человечности — понятие, отличающееся от преступления против человечества … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные и отношении гражданского населения до или во… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ — см. Международные преступления … Энциклопедия юриста
преступления против человечности — международные преступления, включают убийства, истребление, порабощение, ссылку (депортацию), пытки, изнасилования и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим,… … Большой юридический словарь
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — – преступления против международного мира, нарушения законов и обычаев войны и преступления против человечности. Правовым основанием для признания того или иного действия преступным в сфере международных отношений являются не уголовные законы… … Советский юридический словарь
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА — тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров,… … Юридическая энциклопедия
Преступления против человечества — Кости жертв геноцида в Руанде Преступления против человечества[1] … Википедия
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — институт Особенной части российского уголовного законодательства, закрепленный в разделе ХII (гл. 34) Уголовного кодекса РФ. УК РФ 1996 г. впервые в отечественном уголовном праве выделил рассматриваемые преступления в самостоятельную главу,… … Словарь-справочник уголовного права
dic.academic.ru
Преступление против человечности
Преступление против человечности. Почему против человечности, а не против человечества? Мне не раз приходилось слышать от своих собеседников этот вопрос, его задают едва ли не всякий раз, когда слышат это выражение. Вроде бы прямая логическая линия: войны, геноцид, массовые казни — все эти жестокие преступления лишают жизни отдельно взятого человека и больших масс людей. Значит, это преступления против человечества как совокупности людей. А «против человечности» и звучит как будто не по-русски.
И все-таки международные организации самого разного рода, а также официальные инстанции в России упорно говорят о «преступлениях против человечности». Попробуем понять, почему.
Всё объясняется довольно просто. «Преступления против человечности» — это не просто словосочетание, а термин, строгий термин. Под ним подразумевается целая группа преступлений, которые сегодня выделяют в современном международном праве. Появился этот термин почти век назад, в 1915 году, 24 мая. Это был день издания совместной декларации стран Антанты, посвященной турецкому геноциду армян. Действия Османской империи назывались в этом документе «преступлениями против человечности и цивилизации».
Сейчас это понятие вы можете найти в нескольких международных документах: в Римском статуте Международного уголовного суда, а еще раньше, после Второй мировой войны, оно появилось в уставе Международного военного трибунала — том самом уставе, который был составлен представителями всех без исключения стран антигитлеровской коалиции после войны.
Что относят к этим преступлениям? Раз уж речь идет о термине, давайте дадим определение. Это действия, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно. Это убийства, истребление, порабощение, изнасилования, депортация, пытки.
Конечно, все эти преступления направлены против человечества, безусловно. Но не только. У английского слова humanity (а термин наверняка переводной), между прочим, целых три значения: человечество как совокупность людей; человеческая природа; человечность, гуманность, человеколюбие. Получается, в английском языке это преступления и против человечности, и против человечества, да и, конечно же, против самой человеческой природы. Однако в русском языке это два слова с разными значениями! При определении термина в русском языке в нужное время было выбрано слово человечность. Ну, а теперь делать нечего: термин есть термин!
rg.ru
Преступления против человечности
Архив
Альберто Фухимори признали виновным по всем трём пунктам обвинения
Тэги: безнаказанность Перу преступления против человечности расследование преступлений блог
Архив
Афганистан: нападения Талибана на гражданское население учащаются и приобретают систематический характер
Тэги: Афганистан вооружённый конфликт новости неизбирательные нападения преступления против человечности
Архив
Бывший президент Аргентины осуждён на 25 лет за преступления против человечности
Тэги: Аргентина безнаказанность Добрыевести насильственные исчезновения преступления против человечности
Архив
Обвинения, предъявленные следственному судье в Испании, должны быть сняты
Тэги: новости инструменты международного права Испания насильственные исчезновения преступления против человечности расследование преступлений
Архив
Одна из народностей, населяющих Мьянму, стала жертвой преступлений против человечности
Тэги: беженцы и вынужденные переселенцы Мьянма преступления против человечности блог
Архив
Президенту Судана могут предъявить обвинения в геноциде после отмены предыдущего решения МУС
Тэги: геноцид Дарфур международное правосудие преступления против человечности блог Судан
Архив
США не должны быть безнаказанными за геноцид, преступления против человечности и военные преступления
Тэги: военные преступления новости международное правосудие преступления против человечности США
Архив
Судан: США не должны ущемлять право суданского народа на восстановление справедливости
Тэги: военные преступления Дарфур новости международное правосудие преступления против человечности Судан США
Архив
Удушенье Газы: как израильская блокада сказывается на жизни палестинцев
Тэги: Израиль и ОПТ преступления против человечности блог Сектор Газа
Архив
Частичная правда и избирательное правосудие. Последствия июньских беспорядков 2010 года в Кыргызстане
Тэги: Кыргызстан межэтническое насилие полиция преступления против человечности расследование преступлений Центральная Азия
Архив
Чили: смерть Пиночета — ещё не конец истории
Тэги: безнаказанность новости преступления против человечности расследование преступлений Чили
Архив
Япония: просьбы о компенсации остаются без ответа
Тэги: военные преступления новости насилие над женщинами преступления против человечности сексуальные преступления Япония
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником. Укажите свой мейл:
amnesty.org.ru
Военные преступления и преступления против человечности совершались в никогда до этого не виданных масштабах
«Доказательства относительно военных преступлений были колоссальными по объему и очень подробными. Невозможно в рамках данного приговора соответствующим образом вновь рассмотреть их или перечислить массу документальных и устных доказательств, которые были представлены на Суде. Остается истиной, что военные преступления совершались в таком широком масштабе, которого не знала история войн. Они совершались во всех странах, оккупированных Германией, и в открытых морях и сопровождались жестокостью и террором в масштабах, которые трудно себе представить. Не может быть никакого сомнения в том, что большинство этих преступлений возникло из нацистской идеи «тотальной войны», лежавшей в основе ведения агрессивных войн, поскольку в этой идее «тотальной войны» моральные нормы, на которых основаны конвенции, стремящиеся сделать войну более гуманной, не рассматривались больше как имеющие силу или действующие. Все подчиняется всеподавляющим требованиям войны. Правила, установления, заверения и договоры — все не имеет никакого значения, и, освободившись от ограничивающего влияния международного права, нацистские руководители вели агрессивную войну самым варварским образом. В соответствии с этим военные преступления совершались тогда, когда и где это считали нужным фюрер и его ближайшие помощники для достижения своих планов.
В большинстве случаев они являлись результатом холодного и преступного расчета.
В некоторых случаях военные преступления преднамеренно планировались задолго вперед. В случае войны с Советским Союзом разграбление территорий, подлежащих оккупации, и жестокое обращение с гражданским населением были разработаны в мельчайших подробностях до того, как началось нападение. Уже осенью 1940 года рассматривался вопрос о нападении на Советский Союз. Начиная с этого времени методы, которые должны были быть использованы для уничтожения всякой оппозиции, которой можно было ожидать, постоянно обсуждались. Точно так же, планируя в самых широких масштабах использование населения оккупированных стран для рабского труда, германское правительство рассматривало эту меру как неотъемлемую часть военной экономики и планировало и организовывало это конкретное военное преступление до последней малейшей детали.
Другие военные преступления, такие, как убийство военнопленных, бежавших из лагерей и вновь захваченных в плен, или убийство командиров или захваченных в плен летчиков, или уничтожение советских комиссаров, были результатом прямых приказов, передававшихся по официальным каналам.
Поэтому Трибунал предполагает на данной стадии рассматривать вопрос о военных преступлениях в общих чертах и обратиться к ним более подробно при рассмотрении ответственности индивидуальных подсудимых в связи с ними.
Военнопленные подвергались жестокому обращению, пыткам и убийствам не только вопреки установленным нормам международного права, но и при полном игнорировании элементарных требований гуманности. Та же судьба выпала на долю гражданского населения на оккупированных территориях. Все население вывозили в Германию для рабского труда на оборонительных работах, в промышленности, производящей вооружение, и для выполнения других подобных задач, связанных с военными усилиями. Из числа лиц гражданского населения во всех оккупированных странах гитлеровцы брали в большом количестве заложников и расстреливали их по своему усмотрению. Общественная и частная собственность подвергалась систематическому разграблению и расхищению для того, чтобы увеличить ресурсы Германии за счет остальной Европы. Города, населенные пункты и деревни бесцельно уничтожались, что не оправдывалось никакой военной необходимостью».
Из приговора Международного Военного Трибунала
Грабеж на временно оккупированных территориях
Еще до нападения планировалось разграбление
и удушение голодом Советского Союза
Запись об итогах сегодняшнего совещания со статс-секретарями о плане «Барбаросса»
1. Войну следует продолжать лишь тогда, когда весь вермахт на третий год войны будет снабжаться продовольствием за счет России.
2. При этом, несомненно, погибнут от голода десятки миллионов человек, если мы вывезем из страны необходимое нам.
3. Важнее всего сбор и вывоз маслосемян, жмыхов и только затем — зерновых. Имеющиеся в наличии жиры и мясо, по-видимому, потребят войска.
4. Работа промышленности может быть возобновлена только в тех отраслях, где ощущается недостаток, — например, заводы транспортных средств, заводы по производству оборудования коммунальных предприятий (железо), текстильные фабрики, из военных предприятий только такие, по которым в Германии имеется дефицит. Открытие ремонтных мастерских для войск, естественно, в увеличенном размере.
5. Для охраны больших территорий между дорогами должны быть подготовлены специальные войска, возможно, туда направят отряды имперской трудовой службы или дополнительные части сухопутной армии.
Необходимо выделить особо важные и поэтому подлежащие охране области.
Из материалов Международного Военного Трибунала
«Обыск» польской девушки на улице
Киев, 1941 г. Советских граждан угоняют на рабский труд в Германию.
Приказ Гиммлера об опустошении советской территории
Полевой командный пункт, 10.7.43
1. Начальнику соединений по борьбе с бандами [1]
2. Высшим руководителям СС и полиции Украины
3. Высшим руководителям СС и полиции России —
1. Фюрер решил, что зараженные бандами территории Северной Украины и России — Центра следует очистить от населения.
2. Все трудоспособное мужское население в соответствии с положениями, которые следует еще составить, передается имперскому комиссару по использованию рабочей силы, однако на условиях военнопленных.
3. Женское население передается имперскому комиссару по использованию рабочей силы для работы в рейхе.
4. Часть женского населения и все не имеющие родителей дети направляются в наши сборные лагеря.
5. Эвакуированные и освобожденные от населения территории по соглашению с имперским министром продовольствия и министром по делам оккупированных территорий, которые еще нужно принять, по возможности следует взять в обработку высшим руководителям СС и полиции и там частично засеять коксагызом и, насколько возможно, использовать их для сельского хозяйства. Детские лагеря следует расположить на границе этих территорий, так чтобы дети могли быть использованы в качестве рабочей силы.
Окончательные предложения следует представить мне как можно скорее.
4. Обергруппенфюреру СС Бергеру
5. Обергруппенфюреру СС Баке
для судов английской зоны оккупации, стр. 73.
Июль 1943 г. Массовый угон населения округа Билгорой.
Предложение «имперского комиссара Остланд»
опустошить советскую территорию (1943 год)
Группенфюрер Томас спрашивает меня по твоему поручению, почему я высказал у министра Востока сомнения против сожжения деревень в ходе борьбы с бандами. Я удивлен этим вопросом, потому что я никогда не упрекал полицию за то, что она эвакуировала в зараженных бандами областях слишком много деревень, скорее, я упрекал их за то, что они сделали слишком мало. Я за полную эвакуацию полосы шириной от 50 до 100 км по обеим сторонам железной дороги Брест-Литовск — Гомель, поскольку эта территория, помимо лесохозяйственных интересов, не имеет для меня никакого значения. Осуществить эту полную эвакуацию, по словам Томаса, до сих пор было невозможно по техническим причинам. Я по-прежнему, однако, придерживаюсь этого намерения и надеюсь, что смогу его также и осуществить.
Впрочем, я сообщу тебе мои дальнейшие взгляды по этому вопросу в ближайшее время устно.
Лучший привет и хайль Гитлер!
Комитет, фонды СС
[1] Так нацисты называли партизан.
Источник: Сб. СС в действии. Документы о преступлениях СС. Из-во Прогресс, Москва, 1969 г. с.495-500.
www.world-war.ru
работа из ВЮИ — 1 место в конкурсе
Шаховец Василий Владимирович
студент 1 курса факультета права и управления ВЮИ ФСИН России
Проблемы правовой квалификации
преступлений против человечества:
уроки Нюрнбергского процесса
«Те, кто не помнит своей истории,
обречены повторять ее»
Вот уже 70 лет поколение, родившееся после Второй мировой войны, живет в условиях относительно мирной жизни на Земле. Однако уроки Нюрнберга носят исторически значимый характер. Они послужат на многие столетия предостережением для тех, кто игнорирует общечеловеческие ценности, относящиеся к правам и основным свободам человека, кто покушается на незыблемые основы международного права – права на мирное и безопасное развитие всех наций и народов.
За истекшее время нюрнбергские принципы оказали существенное влияние не только на развитие мировых процессов, но и на формирование и развитие новых отраслей и институтов современного международного права в целом, международного гуманитарного и международного уголовного права в частности.
Проблема правовой квалификации того или иного деяния (действия, бездействия) как правонарушения или преступления против человечества является одной из самых важных и сложных в юридической науке и практики. Это обусловлено тем, что «Преступления против человечности» – это не просто словосочетание, а термин, имеющий в своей основе не только правовое, но и глубоко нравственное начало. Под ним подразумевается целая группа преступлений, которые сегодня ученые выделяют в современное международное право. Появился этот термин век назад, в 1915 году, когда была издана совместная декларации стран Антанты, посвященная турецкому геноциду армян. Действия Османской империи назывались в этом документе «преступлениями против человечности и цивилизации».
Актуальность исследования современных проблем международно-правовой квалификации преступлений против мира и человечности обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время активизировались попытки ряда государств, прежде всего, странами Запада, так называемого «переписывания истории», сознательного искажения итогов Второй Мировой войны, в том числе решений Нюрнбергского военного трибунала. Вопреки неоспоримым фактам, международно-правовым документам, хронике, дается иная квалификация действий как СССР, так и страны агрессора – Германии.
Во-вторых, в законодательстве ряда стран прослеживается неоднозначность восприятия трактовок Нюрнбергского процесса.
В-третьих, рост научно-технического прогресса и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений, также заставляют задуматься об актуальности преступлений против мира и человечества.
Наконец, решение одной из центральных проблем современности – экстремизма, демонстрирующего неэффективность международных правовых институтов, универсальных принципов права, всей правовой модели современной цивилизации, невозможно без адекватной правовой оценки международных преступлений против человечества.
Данные и ряд других обстоятельств[1] предопределили решение Комиссии международного права ООН, которая накануне 70-летия начала Нюрнбергского процесса, несмотря на ранее принятые акты по кодификации преступления против человечности, сочла необходимым приступить к исследованию и подготовке нового кодификационного проекта статей по данному вопросу, включила в программу своей работы тему «Преступления против человечности» и назначила специального докладчика.
Специальный докладчик КМП ООН в ходе ознакомления с данной темой пришел к выводу о необходимости изучения Комиссией отдельных элементов преступлений против человечности, среди которых:
- определить противоправное деяние преступлений против человечности;
- обязать стороны криминализовать данное противоправное деяние в своем национальном законодательстве не только в отношении актов на их территории или со стороны их граждан, но и в отношении совершенных за рубежом актов против граждан других государств, которые затем оказываются на территории данной стороны[2];
- эта тема достаточно созрела с точки зрения практики государств, учитывая появление национальных законов о преступлениях против человечности.
Сегодня государства проявляют значительный интерес к поощрению мер, которые содействуют наказанию за серьезные международные преступления, а также в аспекте обеспечения эффективного функционирования принципа взаимодополняемости с нормами международного права. В свете этих тенденций государства, возможно, пожелают принять хорошо проработанную конвенцию о преступлениях против человечности[3].
Неординарность Нюрнбергского процесса обозначилась еще на стадии его открытия. Член Международного военного трибунала от Великобритании лорд-судья Англии Д. Лоренс с полным правом отметил, открывая 20 ноября 1945 года первое заседание трибунала: «Процесс, который должен теперь начаться, является единственным в своем роде в истории мировой юриспруденции»[4].Эта его исключительность вызывала огромное количество дискуссий. Решение о судебном процессе над руководителями Третьего Рейха было принято достаточно сложно. Ряд западных юристов категорически возражали против такого рода процессов, Нюрнбергский трибунал подвергался и позднейшей критике. 4 октября 1944 года У. Черчилль открыто заявляет в палате общин: «Нет уверенности, что для таких преступников, как Гитлер, Геринг, Гиммлер, следует применять процедуру суда»[5]. Лорд Хэнки в 1950 году будет писать об опасности такого рода трибуналов. По его словам, «они представляют собой исключительно опасные прецеденты для будущего»[6]. И все же, благодаря усилиям прежде всего СССР, этот процесс состоялся.
Международное значение Нюрнбергского процесса не в том, что он первым признал преступления такого рода в качестве деяний, нарушающих нормы международного прав, и до трибунала такие деяния рассматривались как преступные.
Одно из первых упоминаний об этом вопросе, встречающихся в международно-правовых документах, содержится в IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (1907 г.) и более известно как «оговорка Мартенса»: Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания[7].
Первый судебный процесс над военным преступником, как отмечает Э. Греппи, состоялся в 1474 г. над Петером фон Хагенбахом. Эрцгерцог австрийский, во власти которого оказался взятый в плен Хагенбах, приказал провести судебный процесс над кровавым губернатором. Вместо того чтобы передать дело в обычный суд, создали специальный военный суд, состоявший из 28 судей союзной коалиции государств и городов. Учитывая состояние дел в Европе в то время – Священная Римская империя распалась в такой степени, что отношения между ее составными частями вполне можно было назвать международными, а Швейцария обрела независимость (хотя и не признанную формально), – можно заключить, что созданный орган был самым настоящим военным судом[8].
Огромные масштабы Первой мировой войны 1914 г., охватившей Европу, не могли не отразиться на международном праве, а разбойничьи методы ее ведения вызвали требования мировой общественности о наказании виновников войны. В итоге первые положения об ответственности физических лиц за нарушение мира и превращение государства в орудие тягчайших военных преступлений появились в Версальском мирном договоре, подписанном 28 июня 1919 г[9]. Однако поскольку как договор, так и заключенные в его развитие соглашения не содержали четких формулировок ни состава преступления, ни мер наказания за него, а принцип ответственности за агрессию еще не вошел в международное право, Вильгельм II и другие виновники войны остались безнаказанными[10].
Нюрнбергский процесс в Уставе трибунала не только дал в рамках одного документа квалификацию преступлений против мира и безопасности человечества в качестве международных преступлений, но что не менее важно, обеспечил процедуру привлечения к ответственности лиц, виновных в их совершении и тем самым стал важным этапом развития международной уголовной юстиции.
В соответствии с обвинительным заключением Международного военного трибунала № 1 (Нюрнбергского трибунала)[11] обвиняемым были предъявлены обвинения в преступлении против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности. К преступлениям против мира были отнесены планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров. Под военными преступлениями понималось нарушение законов и обычаев войны. Что касается преступлений против человечности, то речь шла прежде всего об организации концентрационных лагерей, уничтожении в них людей, содержании их в бесчеловечных условиях, а также о преследовании и физическом уничтожении людей по расовому, этническому или религиозному признаку.
Данная квалификация преступлений против мира и безопасности человечества позволила определить военные преступления, развязанные фашистской Германией во Второй мировой войне, в качестве деяний, нарушающих нормы международного права. Это явилось одним из важнейших юридических итогов деятельности Нюрнбергского военного трибунала. Устав и приговор Нюрнбергского трибунала, безусловно, обусловили дальнейшее развитие международного права в этой области.
После Нюрнбергского трибунала развитие концепции «преступления против мира и безопасности человечества» было крайне необходимо в условиях динамично развивающегося мира и международного права и нашло свое отражение в соответствующих международно-правовых актах: в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1946 года, в решениях Международного уголовного суда, в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и других нормативно-правовых актах. Соответственно и квалификация данного преступления в последующих нормативно-правовых актах носила более полный и детализированный характер.
Формулировка, охватывающая в том числе и преступления против человечности, содержится в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.).
Своеобразным промежуточным итогом деятельности ученых и специалистов в этой области явилась подготовка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, которая была завершена в 1954 году, но по решению Генеральной Ассамблеи рассмотрение проекта Кодекса было отложено до разработки определения агрессии, и работа Комиссии вновь была возобновлена с принятием Генеральной Ассамблеей ООН «определения агрессии» в резолюции 3314 (XXIX) от 14 апреля 1974 года.
Комиссия международного права ООН на 48-й сессии в 1996 году во втором чтении приняла Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. Однако данный документ так и остался незавершенным, то есть не прошедшим все стадии принятия международно-правового акта.
В Кодексе в качестве преступлений против мира и безопасности человечества были закреплены преступления против человечности, геноцид, агрессии, военные преступления и преступления против персонала ООН и связанного с ним персонала. Статья 1 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в 1996 г Комиссией международного права, гласит: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву».
В отношении квалификации состава преступлений против человечности следует особое внимание обратить на Римский статут Международного уголовного суда, который был принят 17 июля 1998 года и вступил в силу 1 июля 2002 года. По состоянию на 2015 год Статут суда ратифицировали 122 государства.Как подчеркнул Герхард Верле, «наивысшей и на данный момент последней точкой в кристаллизации международного уголовного права стал Римский статут Международного уголовного суда (далее – МУС) и последующее учреждение Международного уголовного суда в Гааге. Статут МУС представляет первую комплексную кодификацию международного уголовного права»[12].
Наконец, нельзя обойти вниманием и тот факт, что после учреждения в 2006 году вместо Комиссии по правам человека Совета по правам человека как органа ООН благодаря его содействию была принята Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, в ст. 5 которой в качестве преступления против человечности предусмотрена «распространенная или систематическая» практика насильственных исчезновений, как она определяется в применимых нормах международного права. В данной Конвенции, в отличие от раннее принятых актов, в которых применены критерии «широкомасштабное» или «систематическое» нападение, в состав преступления, с учетом его специфики (арест, задержание, похищение или лишение свободы), входит распространенная или систематическая практика насильственных исчезновений[13].
Излишне говорить о том внимании к данной проблеме, которая существует у российских специалистов. Это относится не только к событиям Второй Мировой, но и к последнему десятилетию, когда Россия прочувствовала на себе все ужасы чеченской войны, столкнулась с наемничеством, терроризмом, попытками разжигания межнациональной розни, широкомасштабного уничтожения национальных групп, распространения оружия массового поражения.
Так, советские дипломаты внесли существенный вклад в разработку Соглашения о судебном преследовании главных военных преступников. Сотрудники органов прокуратуры СССР провели большую работу по подготовке к судебному процессу, разработке обвинительного акта, поддержанию обвинения и формулированию приговора нацистским преступникам. Поддержание обвинения происходило на высоком профессиональном уровне в условиях гласности и состязательности.
Каноны международного права, заложенные на Нюрнбергском процессе, нашли свое отражения в современном Российском законодательстве, которое базируется на принципах гуманности, справедливости. Так, при создании Российского Уголовного кодекса в основу составов преступлений, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса РФ, легли положения устава и приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге[14]. Принцип, закрепленный в решении Международного военного трибунала, и гласящий, что «каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права», нашел свое отражение в статьях 15-17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При определенных достижениях в этой области права на сегодняшний день, следует констатировать, что в России правовая база противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества окончательно еще не сформирована, правоприменители испытывают массу проблем при установлении признаков такого рода преступных деяний, механизм предупреждения данного вида преступлений еще не отлажен.
Представляется недостаточной и научная разработка вопросов борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества в уголовно-правовой литературе. Конечно же эта проблема обоснованно привлекала внимание некоторых правоведов, среди которых следует отметить И. П. Блищенко, Р. М. Валеева, И. И. Карпеца, С. Г. Келину, Н. Ф. Кузнецову, И. И. Лукашук, А. В. Наумова, В. П. Панова, Ю. А. Решетова, Б. Н. Топорнина, А. Н. Трайнина и др. Однако, в связи с изменениями, произошедшими в последние годы в криминологической ситуации, и реформированием системы уголовного законодательства России, многие аспекты проблемы противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества заслуживают более тщательного и глубокого анализа и оценки.
Здесь в первую очередь речь должна идти о разрешении проблем, возникающих при квалификации преступлений против мира и безопасности человечества во всех их современных проявлениях по соответствующим нормам УК РФ. Помимо этого, следует разработать рекомендации, касающиеся устранения пробелов в уголовном законе России, приведения его в соответствие с нормами международного уголовного права, налаживания эффективного механизма международного сотрудничества.
Несмотря на очевидную фундаментальность решений, принятых в практике Нюрнбергского трибунала, они далеко не всегда находил свое отражение в деятельности аналогичных судебных процессов в последующие годы.
Так, во время международного трибунала по Руанде в 1994 году имела место практика необоснованного расширения состава преступления геноцида, прежде всего за счет произвольного толкования объекта.
В 2002 году был учрежден специальный суд по Сьерра-Леоне. Суд являлся обособленным органом по отношению к судебной системе Сьерра-Леоне, так как в состав входили иностранные судьи, что позволяет говорить об отличии порядка формирования этого органа от порядка формирования международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Международный трибунал, по некогда существовавшей Югославии, в своих решениях неоднократно затрагивал проблему относительного наличия или отсутствия в преступлениях против человечества такой составной части, как вооруженный конфликт. Особый интерес вызывает решение суда по делу Тадича, где было констатировано, что международный вооруженный конфликт не является основополагающим условием для квалификации того или иного преступления против человечности.
Обращаясь к материалам посудебным палатам в Камбодже 1997 года, можно сделать вывод о том, что квалификация преступлений в качестве геноцида тех деяний, которые были совершены в период существования Демократической Камбоджи (1975-1979), отражает своеобразие правовой природы этого судебного органа. Данный судебный орган являлся частью национальной судебной системы.
На современной юридической арене существуют значительные разногласия по поводу трактовки решений Нюрнбергского трибунала. Так, сегодня в Украине происходят попытки героизации лидера Украинской повстанческой армии – Степана Бандеры. Очевидно, что это приводит к подмене ценностей и пересмотру итогов Нюрнбергского процесса. В Польше продолжается демонтаж памятников советским воинам, что также наводит на мысль о явном игнорировании тех подходов к преступлениям против мира и безопасности человечества, которые были заложены в Нюрнберге.
Попустительское отношение к попыткам возрождения идеологии фашизма – еще одно из наглядных проявлений отказа западных держав следовать принципам Нюрнбергского международного трибунала, признавать данный факт в качестве деяний, относимых к преступлениям мира и безопасности человечества. Неофашизмне только оправдывает, но и прославляетфашизм. Возрождаются идеи национального превосходства, трактовки нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общности, пропагандируются идеи расизма, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих рас и решающее влияние расовых различий на историю и культуру общества.
Подводя определенные итоги проведенного нами анализа, мы пришли к следующим выводам.
1. Нюрнбергский военный трибунал имеет громадное значение в становлении и развитии международного права, это был особый судебный процесс, где применялись ранее никогда не существовавшие в практике технологии ведения процесса.
2. Решения, принятые на Нюрбергском процессе в области международного судопроизводства являлись новаторскими и были направлены на предотвращение новой войны: Нюрбергский процесс явился первым реальным прецедентом привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений. Эти решения стали базовыми для дальнейшего развития теоретических исследований в области международно-правовой квалификации преступлений против человечности и практической деятельности органов международной уголовной юстиции.
3. Именно в Нюрнберге впервые была опробована аргументация единого правового пространства всего человечества, процесса от его имени, а потому Нюрнбергский процесс и следует считать одним из первых правовых актов современного глобального мира.
4. Предпринимаемые в настоящее время попытки ряда государств пересмотреть юридические итоги Второй мировой войны, результаты деятельности Нюрнбергского военного трибунала не имеют международно-правовых оснований: основные итоги деятельности Нюрнбергского трибунала — положения его Устава и Приговора, концептуально признанные Комиссией международного права и получившие подтверждение в единогласно принятой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, составляют часть действующего международного права и служат фундаментальной основой дальнейшего прогрессивного развития международного права в данной области.
5. Пробелы многих современных (преимущественно западных) методологических подходов к международно-правовой квалификации преступлений против мира и безопасности человечества в значительной степени обусловлены игнорированием Нюрнбергских принципов. Так, в отличие от подхода Нюрнбергского трибунала, обусловившего квалификацию преступлений против человечности наличием вооруженного конфликта, дальнейшее развитие международного права пошло по пути отказа от требования наличия связи соответствующих преступных деяний с вооруженным конфликтом как условия их квалификации в качестве преступлений против человечности.
5. Современный подход к квалификации данного вида преступлений базируется на следующем общем квалифицирующем признаке – широкомасштабное, систематическое, особо опасное, представляющее угрозу международному миру и безопасности преступление, совершаемое в рамках определенного плана или политики. Любые попытки отхода от классификации международных преступлений, закрепленная в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала можно квалифицировать как акты ревизии фундаментальных основ международно-правовой борьбы с наиболее опасными для мира и безопасности человечества преступлениями и предупреждения такого рода преступлений.
- Аванесян В.В. Нюрнбергский трибунал и геноцид // Общество и право. 2011. N 3. С. 17 — 21.
- Берлявский Л.Г. 65-летие Нюрнбергского процесса над главными нацистскими военными преступниками: уроки истории // Российская юстиция. 2011. N 10. С. 57 — 60.
- Гладких В.И., Прошин В.А. Нюрнбергский процесс как фактор неотвратимости наказания нацистских преступников // Российский следователь. 2015. N 10. С. 19 — 23.
- Греппи Э. Личная уголовная ответственность в международном праве: эволюция понятия // Международный журнал Красного Креста. 1999. № 833. С. 203-230.
- Каюмова А.Р. Международное уголовное право. — Казань, 1998. 95 с.
- Ни давности, ни забвения. По материалам Нюрнбергского процесса. — М., 1983. 672 с.
- Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступлениями: сб. материалов: в 7 т. — М. 1957-1961.
- Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества // Приняты 03.12.1973 Резолюцией 3074 (XXVIII) на 2187-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН
- Рагинский М.Ю.: Нюрнберг: перед судом истории. — М., 1986. 212 с.
- Ромашкин, П.С. Вторая мировая война и проблемы ответственности военных преступников // Уголовное право. История юридической науки. — М., 1978. — С. 277-307.
- Самович Ю.В. Генезис международно-правовой регламентации понятия «преступление против человечности» // Вестник Томского государственного университета. № 35. 2012.
- Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон. — М., 1969. 429 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ Статьи 353-358 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Хамидова, М.Ф. Правовые последствия присоединения Таджикистана к Статуту Международного уголовного суда: дис. . канд. юрид. наук. — СПб., 2014.
_______________ В.В. Шаховец
[1] Актуальность данной проблемы еще более возрастает на фоне широкомасштабных происходящих на разных континентах внутренних конфликтов со множеством жертв среди гражданского населения, о чем свидетельствуют последние события в Украине, Сирии и ряде других регионах.
[2] Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон. — М., 1969. С. 132.
[3] Хамидова, М.Ф. Правовые последствия присоединения Таджикистана к Статуту Международного уголовного суда :дис. . канд. юрид. наук. — СПб., 2014. С. 15.
[4] Рагинский М.Ю.: Нюрнберг: перед судом истории. — М., 1986. С. 47.
vladprok.ru