Прием на работу без гражданства

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам», въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
— разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
— разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
— обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Прием на работу иностранного студента

Автор: Юлия Чистякова

Юлия Чистякова, юрист-консультант ООО «ИК Ю-Софт», региональный информационный центр сети КонсультантПлюс

С 01.01.2014 иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (далее – иностранные студенты), получили более широкие права на осуществление трудовой деятельность на территории Российской Федерации. Их труд теперь регулируется отдельной статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 115-ФЗ).

Для приема на работу иностранного студента работодателю (заказчику) необходимо произвести ряд процедур.

Проверка статуса иностранного студента

Иностранный студент при обращении к работодателю (заказчику) для трудоустройства должен предъявить:

— паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (свидетельство на возвращение в иностранное государство, специальный паспорт, временный паспорт и тому подобное) с подстрочным переводом для правильного оформления кадровых документов;

— справку об обучении иностранного гражданина (лица без гражданства) по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (утвержденную приказом ФМС России от 18.12.2013 № 687).

Оформление трудового договора

Если иностранный студент достиг восемнадцатилетнего возраста (подпункт 15 пункта 9 статьи 18 закона № 115-ФЗ), и в соответствии со справкой он обучается в вузе по очной форме и в том же субъекте РФ, в котором находится потенциальный работодатель (заказчик) (пункт 20 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ), то стороны могут составить трудовой договор (или гражданско-правовой договор), чтобы студент смог его предъявить в ФМС России (ее территориальный орган) для получения разрешения на работу.

При этом надо учитывать, что работодатель не вправе привлекать (допускать) иностранца к работе до получения разрешения (пункт 4 статьи 13 закона № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

Поэтому для получения разрешения у студента должен быть либо проект трудового договора (не подписанный сторонами), либо подписанный трудовой договор, в котором указано, что он вступает в силу после получения иностранцем разрешения на работу.

С лицом, получающим образование по очной форме обучения, по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор (абзац 9 части 2 статьи 59 Трудового кодекса РФ).

Получение разрешения на работу

Для приема на работу иностранного студента работодателю не надо получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (студентов), даже если студент прибыл в порядке, требующем получение визы (подпункт 4 пункта 4.5 статьи 13 закона № 115-ФЗ), но сам студент должен иметь разрешение на работу (пункт 1 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ), а работодатель (заказчик) обязан обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (подпункт 2 пункта 8 статьи 18 закона № 115-ФЗ).

Работать без разрешения иностранный студент вправе только во время каникул или в свободное от учебы время в образовательной организации, в которой он обучается, или в хозяйственном обществе, или в хозяйственном партнерстве, созданном бюджетной или автономной образовательной организацией высшего образования, в которой он обучается (подпункты 6 и 7 пункта 4 статьи 13 закона № 115-ФЗ).

Для получения разрешения на работу иностранный студент должен представить в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы (пункты 2, 7 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ):

— заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации (форма утверждена приказом ФМС России от 08.11.2013 № 458, см. форму ниже).

— удостоверяющий личность документ, который признается РФ в этом качестве;

— миграционную карту с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче или отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина в РФ (в случае непредставления указанной карты ФМС России самостоятельно проверит содержащиеся в ней данные о заявителе);

— справку об обучении иностранного гражданина (лица без гражданства) по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (утвержденную приказом ФМС России от 18.12.2013 № 687);

— трудовой договор, заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ;

— квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства госпошлина составляет в настоящий момент 2 000 рублей (подпункт 28 пункта 1 статьи 333.28)). В случае непредставления квитанции ФМС России или ее территориальный орган проверяет факт уплаты госпошлины по данным информационной системы;

— документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Комплект документов для получения разрешения можно подать лично, через представителя или через организацию, осуществляющую трудоустройство (рекрутинговые агентства) (пункты 6, 7 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

Если иностранный студент подал полный комплект документов, то отказ в приеме заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается.

Заявление о выдаче разрешения на работу иностранному студенту рассматривается без учета квот на выдачу таких разрешений (пункт 9 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

Не позднее 10 рабочих дней со дня получения от иностранного гражданина комплекта необходимых документов ФМС России или ее территориальный орган принимает решение о выдаче разрешения на работу либо об отказе в его выдаче (пункт 10 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ). Разрешение на работу иностранному студенту не выдается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1-10, 14 и 15 пункта 9, пунктов 9.1, 9.2 и 9.6 статьи 18 закона № 115-ФЗ.

Если принято положительное решение о выдаче разрешения на работу, иностранному гражданину выдается один из следующих документов:

— разрешение на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (приложение № 7 к приказу ФМС России от 19.02.2014 № 97);

— разрешение на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (приложение № 8 к приказу ФМС России от 19.02.2014 № 97).

Вид выдаваемого разрешения на работу зависит от того, в каком порядке иностранный гражданин прибыл в Россию – в безвизовом или требующем получения визы.

Разрешение на работу выдается на срок действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора, но не более чем на один год. Срок действия разрешения на работу не может превышать срок обучения иностранного гражданина по очной форме в соответствующей образовательной организации (пункт 3 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

При получении разрешения на работу иностранному гражданину необходимо предъявить удостоверяющий его личность документ, который признается РФ в этом качестве (пункт 10 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

Если в организацию для трудоустройства обратился иностранный студент, уже имеющий разрешение на работу у другого работодателя, трудовой или гражданско-правовой договор с которым прекратился досрочно, то с ним возможно заключить новый трудовой договор. При этом иностранный студент должен обратиться в ФМС России (или ее территориальный орган) в течение семи рабочих дней после заключения договора для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу (пункт 14 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

Срок действия разрешения на работу иностранному гражданину, который обучается в РФ по очной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования), может быть неоднократно продлен на срок действия заключенного с ним трудового договора, но не более чем на один год для каждого такого продления (пункт 3 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ).

Порядок продления разрешения на работу, перечень необходимых документов и основания для отказа в продлении разрешения определены в пунктах 11, 13, 15 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ.

Уведомление работодателем (заказчиком) ФМС России (ее территориального органа) об осуществлении иностранным студентом трудовой деятельности

В соответствии с пунктом 18 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ и с приложением № 13 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» работодатель, у которого трудится иностранный студент, обязан уведомлять территориальный орган ФМС России населения в течение трех рабочих дней:

— о заключении трудового договора с иностранным гражданином;

— о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

— о расторжении трудового договора.

Форма и порядок подачи вышеуказанных уведомлений утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

О наступлении тех же событий работодатель (заказчик) также обязан уведомить орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Форма и порядок подачи такого уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Также работодатель (заказчик) обязан направлять в ФМС России (ее территориальный орган) и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы (подпункт 8 пункта 8 статьи 18 закона № 115-ФЗ).

Внимание! Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования (например, департамент, комитет образования) (абзац 1 пункта 19 статьи 13.4 закона № 115-ФЗ):

— о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в этой образовательной организации;

— о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска.

Завершение или прекращение обучения по очной форме в соответствующей образовательной организации либо предоставление иностранному гражданину академического отпуска являются основанием для аннулирования разрешения на работу (пункт 9.6 статьи 18 закона № 115-ФЗ), поэтому работодателю необходимо постоянно иметь актуальную информацию об обучении студента.

Уведомление налогового органа

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 закона № 115-ФЗ работодатель (заказчик), в частности, обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня:

получения иностранным студентом разрешения на работу;

заключения с иностранным студентом нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

аннулирования разрешения на работу иностранному студенту.

Форма уведомления рекомендована ФНС России (письмо от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@). Высший арбитражный суд в постановлении от 02.02.2010 № 11773/09 по делу № А53-21580/2008-С4-45 указал, что обязанность по уведомлению налогового органа работодатель должен исполнять только в отношении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы.

www.top-personal.ru

Статья 327.3 ТК РФ. Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу

Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
  • разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
  • Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с настоящим Кодексом трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном частью третьей статьи 57 настоящего Кодекса.

    При заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Список статей Трудового кодекса РФ, использующих положения статьи 327.3:

    Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

    working-papers.ru

    Прием на работу в 2018 году граждан других государств, обладающих видом на жительство

    На практике нередко можно повстречать случаи, когда работодатели перестраховываются при принятии граждан из других государств на работу, причем даже в случаях, когда необходимости в этом нет. Разберем далее, как должен осуществляться прием на работу иностранных граждан в 2018 году с видом на жительство, и какими правами в обладают такие граждане.

    Понятие вида на жительство

    Вид на жительство представляет собой акт, который выдается гражданину другого государства для подтверждения его права непрерывного проживания в пределах территории Российской Федерации, а также возможности беспрепятственного пересечения границы страны в двухстороннем направлении. Если такое свидетельство выдается человеку, не имеющему гражданства, то оно также является и удостоверяющим его личность документом.

    Данного рода разрешение на проживание действует на протяжении последующих пяти лет. Если этот срок подходит к завершению, гражданин может продлить его на следующие пять лет, подав соответствующее заявление в миграционную службу не позже чем за 2 месяца до конечной даты. Каких-либо ограничений на количество таких продлений действующим законодательством РФ не предусмотрено.

    Как выдается разрешение на постоянное жительство

    Получить вид на жительство гражданин иного государства в РФ может, только прожив в пределах ее территории больше двенадцати месяцев по разрешению на краткосрочное пребывание.

    Отдельные категории иностранных граждан, согласно международным договорам, обладают возможностью получить этот документ, минуя этап годичного пребывания в России по временному разрешению. Для этого им просто требуется подать соответствующее заявление в вышеуказанный орган. К числу таких льготников относятся граждане Туркменистана, Республики Беларусь, беженцы из Украины и лица без гражданства, переселяющиеся в Россию из Туркменистана согласно Соглашениям между Туркменистаном и Российской Федерацией о защите свобод и прав переселенцев и урегулировании процесса переселения, и имеющие в собственности в РФ жилье.

    Также может быть выдан вид на жительство в России без получения разрешительного документа высококвалифицированным специалистам различных отраслей и их родственникам (членам семьи) — на непродолжительное пребывание на протяжении года.

    Порядок выдачи такого документа регламентирован ФЗ №115 от 25 июля 2002 г. и соответствующими нормативными актами ФМС. Также вышеназванным Федеральным законом установлен и полный перечень граждан, не нуждающихся в получении разрешительного документа для осуществления на территории РФ профессиональной деятельности, в частности:

    • сотрудники консульств;
    • кадровый состав дипломатических представительств и посольств;
    • персонал международных организаций;
    • журналисты, прошедшие аккредитацию на осуществление профессиональной деятельности в России;
    • иностранцы, обучающиеся в средних и высших учебных учреждениях Российской Федерации, и желающие во внеурочное время или во время каникул поработать;
    • участники программ, направленных на оказание помощи российским гражданам, проживающим в другой стране, и желающим возвратиться домой;
    • ученые или преподаватели, занятые научными изысканиями и преподавательской деятельностью;
    • представители зарубежных производителей или поставщиков, если возникла необходимость в монтаже оборудования или произведении его гарантийного обслуживания.

    Трудоустройство: Видео

    Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

    Трудоустройство гражданина другого государства по трудовой книжке напрямую зависит от имеющегося у него в России статуса.

    Прием на работу иностранца с видом на жительство осуществляется аналогично тому, как трудоустраиваются россияне, с предоставлением таких же гарантий социального характера.

    Обладающие видом на жительство в РФ иностранные граждане не обязаны получать разрешительные документы на осуществление профессиональной деятельности. Но при их устройстве на работу, увольнении или иных событиях, связанных с трудовой деятельностью, работодатель обязан уведомлять миграционную службу (ГУВМ МВД).

    Вступление в трудовые взаимоотношения с иностранцем

    Для приёма на работу иностранного гражданина, получившего вид на жительство, не требуется разрешительный документ: привлечение к трудовой деятельности таких иностранцев осуществляется по той же процедуре, что и приём на работу граждан РФ.

    1. Получить от иностранца документы, установленные ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ. Не нужно требовать у таких граждан документов воинского учета, поскольку они не относятся к числу военнообязанных в Российской Федерации. Для заключения контракта о сотрудничестве необходимо оформить страховое свидетельство фонда государственного пенсионного страхования (если оно у трудоустраиваемого отсутствует). Обязательной к предъявлению при трудоустройстве является миграционная карта, которая заполняется иностранным гражданином при пересечении границы Российской Федерации.
    2. Удостовериться в том, что вид на жительство оформлен на бланке в надлежащей и установленной законом форме и срок его действия не окончился.
    3. Подписать с иностранным соискателем контракт о сотрудничестве (на неопределенный период или срочный) согласно ст. 67 ТК РФ.
    4. Издать приказ (распоряжение) о трудоустройстве и ознакомить с ним нового сотрудника под подпись в течение трех рабочих дней с момента начала исполнения им профессиональных обязанностей.
    5. Если ранее иностранец не работал ни в какой организации в России или стране, ранее входившей в состав СССР, и ему не было оформлена трудовая книжка образца 1974 или 2004 года, необходимо выдать ее. Записи о трудовых отношениях могут быть осуществлены только в трудовой книжке российского образца, и, даже если у сотрудника имеется этот документ какого-либо иностранного образца, использовать его при поступлении на работу в Российской Федерации не разрешается.
    6. Оформить на иностранного сотрудника личную карточку.

    Важно: согласно пункту 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, работодатель обязан в трёхдневный срок с момента заключения трудового договора уведомить об этом миграционные службы. Так как ФМС РФ с 5 апреля 2016 года упразднена, теперь следует уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД РФ.

    Важные моменты трудовых взаимоотношений с иностранными гражданами

    Иностранцы, которые получили разрешение на постоянное жительство в России, считаются резидентами, то есть лицами, реально пробывшими в пределах страны более 183 дней в году, и обязаны уплачивать налог размером в 13% заработной платы.

    Иностранные граждане, которые непрерывно проживают на территории Российской Федерации, входят в категорию застрахованных лиц согласно определенному перечню законодательных актов, а поэтому подлежат уплате нанимателем всех соответствующих страховых взносов.

    Резюмируя вышесказанное: прием на работу с видом на жительство характеризуется отсутствием любых дополнительных запросов или обременений для нанимателя. Поэтому трудоустройство иностранных граждан без официального оформления из-за опасений нарушения миграционного законодательства Российской Федерации может быть следствием простой юридической неграмотности, или нежелания оформлять сотрудника в регламентированном законом порядке.

    Вместе с этим материалом часто читают:

    Поделитесь материалом в соц сетях:

    C 2015 г. ТРЕБУЕТСЯ уведомлять УФМС о приеме-увольнении ВСЕХ. иностранцев, в т.ч. имеющих вид на жительство! Штраф за неуведомление или нарушение правил уведомления до 1000000 рублей!

    У Вас в статье допущена ошибка, которая грозит штрафом от 250 до 800 тыс рублей. А именно Абзац

    «Обладающие видом на жительство в РФ иностранные граждане не обязаны получать разрешительные документы на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, при устройстве на работу, увольнении или иных событиях, связанных с их трудовой деятельностью, не требуется уведомлять об этом государственные ведомства и учреждения»

    В корне не верен. Согласно изменениям в федеральный закон 115 от 1.01.2015, статья 13, пункт 8

    8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
    «»Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
    «»Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
    После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
    «»Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
    (п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

    Соответственно независимо от правового статуса иностранца, о его приеме на работу, либо о расторжении договора, необходимо в 3х дневный срок уведомить местные органы ФМС.

    Согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «»О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»», вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд/въезд из/в РФ.
    Согласно ч.4 ст. 13 данного закона, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
    Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. Таким образом, если иностранный гражданин имеет вид на жительство, то он не обязан получать разрешительные документы на трудоустройство.
    Вы справедливо заметили, что уведомлять миграционную службу о событиях, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, работодатель обязан всегда — эта обязанность не имеет отношения к статусу иностранного гражданина в РФ. Формулировки в статье мы исправили.

    Как быть, если по незнанию не сообщили в Уфмс о работники с видом на жительство, как можно исправить ситуацию и чем это грозит организации?

    хочу купить торговое место на центральном рынке…оформить индивидуальное предпринимательство….платить налоги но администрация рынка говорит что нужны какие-то квоты на работу иностранцев с синими паспортами….я попадаю под эту категорию так как я украинка и у меня синиц паспорт……НО У МЕНЯ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИИ…….Как мне быть?? В налоговой проблем нет а вот с рынком беда……..Мне 63 года хочу просто работать и добавлять немного средств к пенсии……спасибо……

    Добрый день! В России действительно существуют квоты при приеме на работу иностранных граждан. Не смотря на то, что вы имеете вид на жительство, на вас так же распространяется данная квота. Вы можете дождаться следующего года, когда квота обновится или попробовать купить место на другом рынке.

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    podborkadrov.com

    Смотрите так же:

    • Нужно разрешение на работу если есть рвп Уведомления о заключении, расторжении договоров Заключая (расторгая) трудовой (гражданско-правовой) договор с сотрудником-иностранцем, юридическому лицу (компании и индивидуальному […]
    • Приказ работа с обращениями граждан Приказ №14 от 26.01.2017 «О порядке рассмотрения жалоб и обращений граждан» ОГБУЗ "Парабельская районная больница" № 14 от 26 января 2017года «О порядке рассмотрения жалоб и обращений […]
    • Ст 144 ч 1 ук рф Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека Если вас покусала чужая собака, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Сразу после укуса […]
    • Какие статьи относятся к тяжким преступлениям Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица […]
    • Приговор по ст 115 ч 2 п в ук рф Приговор по ст 115 ч 2 п в ук рф Судебный участок № 1 Ижморского судебного района именем Российской Федерации р.п. Ижморский 27 августа 2015 года Суд в составе председательствующего […]
    • Приказ минздравсоцразвития 543 н Приложение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности Порядок выдачи листков нетрудоспособности С изменениями и дополнениями от: 24 января 2012 г., 2 июля 2014 г., 28 ноября 2018 г. I. […]