Приказ мвд рф по дежурным частям

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389
«Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России, — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.

2. Начальникам территориальных органов МВД России обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248*.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника полиции A.M. Смирного.

* Зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2009 г., регистрационный N 14222.

Установлен новый порядок обращения с гражданами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России.

Оперативный дежурный обязан незамедлительно выяснить, при каких обстоятельствах лицо задержано (доставлено). Делается это в специальном помещении. Определены требования к его оборудованию.

Прописаны основные обязанности оперативного дежурного. В целом они не изменились. Как и ранее, доставленному разъясняют основания ограничения его прав и свобод, а также его права и обязанности. В случае неправомерности задержания лицо немедленно освобождают. При этом старший дежурной смены должен извиниться перед ним.

Обоснованно задержанных досматривают, дактилоскопируют, проверяют по учетам. В течение 3 часов с момента задержания им дают возможность позвонить близким, чтобы сообщить о месте своего нахождения.

Оперативный дежурный обязан спросить задержанного, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Если имеются видимые ранения или требуется срочное медицинское вмешательство, дежурный вызывает скорую помощь, а сам тем временем начинает оказывать первую помощь гражданину. При этом он обязан выяснить обстоятельства получения ранений и отразить их в протоколе задержания.

Задержанных помещают в специальные комнаты. Установлены требования к их оборудованию. В частности, обязательны приточно-вытяжная вентиляция, окно в наружной стене, скамьи.

Определен список вещей, которые задержанные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах. Это, в частности, продукты питания, не требующие тепловой обработки (кроме скоропортящихся и алкоголя); нательное белье, одежда (без ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) — по сезону в 1-м комплекте. Также в список вошли носки, носовые платки, мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и щетки, кремы, расческа, комплект пропиленовой посуды, полотенце, комплект постельного белья.

Задержанных в административном порядке обязаны отпустить через 3 часа с момента доставления (находящихся в состоянии опьянения — с момента вытрезвления). По некоторым правонарушениям срок задержания может составлять до 48 часов.

Лицу вручается копия протокола задержания. Доставленный вправе обжаловать действия и решения сотрудников ОВД в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий территориальный орган МВД России, а также прокурору.

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный N 24696

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 июля 2012 г. N 156 (с учетом уточнения, опубликованного в «Российской газете» от 17 августа 2012 г. N 189)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 19 июня 2014 г. N 512

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Приложение № 1 к приказу МВД РФ № 174дсп (часть 1)

Приложение № 1 к приказу МВД РФ № 174дсп
«О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации»

I. Общие положения

1. В систему дежурных частей органов внутренних дел Российской Феде­рации [Далее – «дежурные части органов внутренних дел».] входят: Дежурная часть МВД России, дежурные части подразделений центрального аппарата МВД России [За исключением ГКВВ МВД России.] и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, в том числе главных управлений МВД России по федеральным округам, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, отделов (управлений) внутренних дел городов, районов, иных муниципальных образований, линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов, отделений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах, их структурных подразделений и подразделений, непосредственно подчиненных им, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России [К дежурным частям относятся и подразделения системы органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющие их функции, которые руководствуются настоящим Наставлением с учетом выполнения возложенных на них задач.]

2. Дежурная часть МВД России, дежурные части главных управлений, управлений МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России выполняют возложенные на них обязанности по сбору информации и реагированию на осложнения обстановки, управляют силами и средствами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка (единой дислокации), через дежурные части, находящихся в их непосредственном подчинении.

Дежурные части органов внутренних дел докладывают об оперативной обстановке и её изменениях в дежурные части вышестоящих органов внутренних дел, которые направляют информацию в Дежурную часть МВД России в соответствии с утвержденными в установленном порядке перечнем такой информации и порядком ее сбора и представления.

3. Дежурные части органов внутренних дел обеспечиваются необходимыми помещениями. Их количество и предъявляемые требования по оборудованию определяются в соответствии с Примерным перечнем помещений и оборудова­ния дежурной части (приложение № 1).

4. Дежурные части органов внутренних дел в своей деятельности руково­дствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением.

При проведении контртеррористических операций деятельность дежурных частей органов внутренних дел может дополнительно регламентироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, устанавливающими порядок их проведения.

5. Дежурная часть органа внутренних дел обеспечивает:

непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;
прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;
непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по горячим следам ;
безотлагательную организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;
контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;
прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;
передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

6. Персональную ответственность за работу дежурной части несет начальник органа внутренних дел. Общее руководство деятельностью дежурных частей осуществляют штабы органов внутренних дел.

7. Центральным органом управления, сбора и обработки оперативной ин­формации системы МВД России является Дежурная часть МВД России.

8. На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме (приложение № 2).

9. Дежурные части органов внутренних дел и их структурных подразделений обязаны информировать дежурные части МВД, ГУВД, УВД соответствую­щего субъекта Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России [Далее – «МВД. ГУВД УВД»] о состоянии оперативной обстановки и её изменениях, имеющихся в наличии силах и средствах, проводимых специальных операциях, мерах, принимаемых к раскрытию преступлений по горячим следам , задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, групповых нарушениях общественного порядка, а также несанкционированных общественно-политических мероприятиях (митинги, шествия, демонстрации и другие).

10. Вся поступающая в дежурные части органов внутренних дел информация о правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях отражается в основных рабочих документах: Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях [Далее – « КУЗ и СП»] , Журнале учета информации, поступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях [Далее – «ЖУИ».], Тетради для записей оперативного дежурного, наличие которых в дежурных частях органов внутренних дел обязательно [При наличии персональных электронно-вычислительных машин возможно параллельное ведение электронного варианта записей с последующим сохранением и распечаткой необходимой информации.].

11. Сотрудник дежурной смены дежурной части органа внутренних дел не вправе отказывать гражданам в приеме заявления или сообщения о правонарушении (происшествии).

При поступлении по телефону жалобы на действия или бездействие сотрудников органов внутренних дел, а также сообщений, не содержащих сведений о готовящемся, совершенном или совершающемся правонарушении, сотрудник дежурной смены обязан сообщить заявителю номер служебного телефона «доверия», дни и часы приема населения руководителями соответствующего подразделения, а также разъяснить порядок направления в органы внутренних дел письменного обращения.

При личном обращении граждан в дежурную часть, по фактам действия или бездействия сотрудников органов внутренних дел, заявитель направляется в подразделение, осуществляющее делопроизводство, для регистрации заявления в установленном порядке. О поступлении жалобы сотрудник дежурной смены обязан доложить начальнику органа внутренних дел или лицу, исполняющему его обязанности [Далее – «начальник органа внутренних дел»], и действовать по его указанию.

II. Организация работы дежурной части

12. Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей.

Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) – оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач.

Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включаются: следственно-оперативная группа (группы) [Далее – «СОГ»], группа (группы) немедленного реагирования [Далее – «ГНР»], группа (группы) задержания пульта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны [Далее – «ПЦО ОВО» и «ГЗ ПЦО ОБО»], водители служебного автотранспорта дежурных частей.

По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами, за исключением участковых уполномоченных милиции.

13. Сотрудники других подразделений органа внутренних дел, за исключением участковых уполномоченных милиции, привлекаются к выполнению функциональных обязанностей сотрудников дежурной части в случае их временного отсутствия, а также при осложнении оперативной обстановки. Персональный состав таких сотрудников утверждается приказом начальника органа внутренних дел на определенное время. С ними организуется соответствующая служебная подготовка по программе обучения штатных сотрудников дежурных частей.

14. Сотрудники дежурных частей органов внутренних дел среднего и старшего начальствующего состава назначаются на должность, перемещаются и освобождаются от должности в установленном порядке, после согласования их кандидатур и прохождения собеседования в штабном либо организационно-инспекторском подразделении вышестоящего органа внутренних дел, по представлению руководителя органа внутренних дел.

Указанные должности комплектуются лицами, положительно характеризующимися по службе, имеющими высшее или среднее специальное юридическое либо иное высшее или среднее специальное образование, стаж работы в органах внутренних дел не менее 3 лет.

Должности помощника оперативного дежурного комплектуются наиболее подготовленными и положительно характеризующимися лицами младшего начальствующего состава, имеющими среднее образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее 3 лет.

Помощники оперативного дежурного назначаются на должность, перемещаются и освобождаются от должности начальником органа внутренних дел по представлению начальника дежурной части (начальника штаба).

15. Работу дежурной части организует ее начальник. Он обязан:

15.1. Обеспечивать эффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач, готовность заступающей смены к несению службы.

15.2. Оценивать деятельность сменяющегося наряда.

15.3. Организовывать раскрытие преступлений по горячим следам .

15.4. Контролировать соблюдение законодательства при разрешении заявлений и сообщений, разбирательстве с задержанными и доставленными в органы внутренних дел.

15.5. Анализировать работу дежурной части с целью внедрения в её деятельность передовых форм и методов руководства силами и средствами.

15.6. Обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров дежурной части.

15.7. Разрабатывать должностные инструкции сотрудников дежурной части, исходя из стоящих перед ними задач, с учетом сложившейся оперативной обстановки.

15.8. Решать в установленном порядке вопросы обеспечения дежурной части документацией, вооружением, средствами защиты, связи, оперативной, электронно-вычислительной и криминалистической техникой, автотранспортом, другим имуществом, согласно штатной и табельной положенности, контролировать правильность и целесообразность их использования, своевременность материально-технического оснащения дежурной части.

15.9. Осуществлять контроль за правильностью ведения журналов, картотек и другой служебной документации.

15.10. Обеспечивать соблюдение режима секретности, установленного порядка хранения вооружения и спецсредств, средств защиты, обороны, связи и специальной техники.

15.11. Контролировать выполнение дежурными распоряжений и указаний руководства.

16. В органах внутренних дел, в которых в штатных расписаниях не предусмотрена должность начальника дежурной части, обязанности по организации ее деятельности возлагаются непосредственно на начальника штаба.

III. Организация работы дежурной смены

17. Заступающие в суточный наряд сотрудники дежурной смены обязаны принять от сменяемых сотрудников:

17.1. Служебную документацию, законодательные и иные нормативные акты, согласно Перечню основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части (приложение № 3) [В Дежурной части МВД России, дежурных частях (подразделениях, выполняющих их функции) главных управлений, управлений МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, дежурных частях МВД ГУВД УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России наличие служебной документации, указанной в пунктах 43, 44, 51, 61, 62,не обязательно]. В ходе приема-передачи фактическое наличие документов сверяется поэкземплярно, а оперативные планы и иные документы, имеющие ограничительный гриф «Для служебного пользования» или грифы секретности «Секретно» и «Совершенно секретно», – в соответствии с учетными номерами и полистно.

17.2. Вооружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, криминалистическую и организационную технику, ключи и путевые листы от закрепленного за дежурной частью органа внутренних дел автотранспорта, средства связи, защиты, оповещения и другое имущество, согласно описи, которые проверяются поштучно и по номерам, при этом обращается внимание на их исправность и комплектность (оружие принимается в вычищенном, смазанном виде и исправном состоянии [Шкаф, если он находится в помещении дежурной части, опечатанный печатью материально ответственного лица, не вскрывается, а принимается на хранение по оттиску печати. Другие шкафы с оружием, боеприпасами и иным имуществом, а также комната, где они находятся, после приема дежурства опечатываются личной печатью начальника смены (старшего оперативного дежурного, оперативного дежурного), который в соответствии с должностной инструкцией осуществляет выдачу и прием оружия, боеприпасов и специальных средств]).

17.3. Системы оповещения о пожаре, автоматической пожарной, охранной и тревожной сигнализации, средства пожаротушения [Порядок использования системы оповещения о пожаре должен быть определен в инструкции по её эксплуатации и в плане эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить систему в действие].

17.4. Изъятое, добровольно сданное, найденное и сданное на временное хранение оружие и боеприпасы, взрывоопасные вещества, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, принятые в течение суток сдающей сменой, а также документацию на них (при этом проверяется правильность заполнения документации).

17.5. Материалы на лиц, находящихся в комнатах для содержания задержанных лиц [Далее – «комната для задержанных»], при этом провести досмотр задержанных, сверить наличие изъятых у них вещей и документов.

17.6. Помещение дежурной части в соответствующем санитарном состоянии.

18. В органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых [Далее – «ИВС»] и нет штатных дежурных по ИВС, старший заступающей смены совместно со старшим передающей смены обязаны:

18.1. Проверить состояние охраны ИВС, тщательно осмотреть камеры и другие помещения ИВС, убедиться в исправности оборудования, средств связи и пожаротушения, сигнализации.

18.2. Провести осмотр задержанных и заключенных под стражу лиц, сверить наличие задержанных и заключенных под стражу с имеющимся на них списком и осуществить их досмотр.

18.3. Проверить наличие и правильность оформления материалов на лиц, содержащихся в ИВС, и соблюдение процессуальных сроков их содержания.

18.4. Организовать под охраной заступающего и сменяющегося нарядов . покамерный вывод задержанных и заключенных под стражу лиц в туалет при отсутствии в камерах санузлов.

18.5. Доложить совместно со сменяющимся дежурным и начальником ИВС начальнику органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства, обнаруженных при этом недостатках и мерах по их устранению с отметкой в Книге приема и сдачи дежурства (приложение № 4).

В случае временного отсутствия начальника ИВС принять под расписку в книге приема и сдачи дежурства по ИВС ключи от камер, наручники, другие специальные и технические средства, служебную документацию и бланки, а также в соответствии с протоколом личного обыска изъятые у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности.

19. Старший заступающей смены обо всех выявленных недостатках делает запись в Книге приема и сдачи дежурства и совместно со сменяемым нарядом принимает меры к их устранению.

20. О приеме и сдаче дежурства старшие заступающей и меняющейся смен докладывают начальнику органа внутренних дел.

В МВД, ГУВД, УВД по решению министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД смена дежурных нарядов может быть поручена начальнику штаба или его заместителю.

После доклада старших смен о приеме-сдаче дежурства начальник органа внутренних дел или начальник штаба оценивает работу меняющейся смены и дает необходимые указания старшему заступающей смены. После доклада руководителю всю ответственность за работу дежурной части принимает заступающая смена.

21 Сотрудники дежурной части несут службу в повседневной, а в праздничные дни – в установленной для этих случаев форме одежды. Они обязаны иметь при себе служебные удостоверения, жетоны с личными номерами, а также личную карточку, в соответствии с образцом личной карточки оперативного дежурного (приложение № 5).

22. Сотрудники дежурной смены вооружается пистолетами с двумя снаряженными магазинами, а по указанию начальника органа внутренних дел – автоматами. При осложнении оперативной обстановки решение о вооружении сотрудников дежурной смены автоматическим оружием принимается старшим дежурной смены.

23. Продолжительность работы каждой смены устанавливается в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве – 6 часов, при четырехсменном – 4 часа. По окончании дежурства сотрудникам дежурной части и сотрудникам, временно исполняющим их обязанности, предоставляется отдых соответственно 48 или 72 часа.

24. Сотрудникам дежурной смены запрещается покидать помещение дежурной части, за исключением следующих случаев:

доклада руководству органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства или вызова начальником органа в рабочий кабинет для доклада о состоянии оперативной обстановки;
водворения (освобождения) в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и проверки несения службы нарядом ИВС;
обеспечения контроля за выполнением правил пожарной безопасности в административном здании и охраной здания органа внутренних дел;
приема пищи;
выезда на место преступления или чрезвычайного происшествия.

Сотрудники дежурных смен вышестоящих органов внутренних дел могут выезжать в подчиненные органы внутренних дел для проверки несения службы.

25. В случае временного отсутствия старшего смены он обязан оставить за себя одного из сотрудников, которому под запись в Тетради для записей оперативного дежурного (приложение № 6) передать ключи от комнаты хранения оружия, боеприпасов и специальных средств [Далее – «КХО»] (если он осуществляет выдачу и прием оружия, боеприпасов и специальных средств).

По возвращении в дежурную часть старший смены в том же порядке принимает ключи от КХО, доклад от замещавшего его сотрудника об изменениях в обстановке за время его отсутствия, поступивших указаниях руководителей и принимаемых по их выполнению мерах.

Оставлять в дежурной части в составе дежурной смены одного сотрудника категорически запрещается.

26. Прием пищи и отдых наряд дежурной смены осуществляет поочередно в помещении дежурной части [Разрешается прием пищи наряду дежурной смены в столовой (буфете), расположенной в здании органа внутренних дел].

27. Сотрудникам дежурной части запрещается использовать автотранспорт и другое имущество дежурной части не по прямому его назначению, а также средства связи для переговоров, не связанных с выполнением служебных обязанностей.

28. Работа дежурной смены и каждого сотрудника дежурной смены оценивается в соответствии с его функциональными обязанностями по следующим основным направлениям:

готовности к несению службы, знанию оперативной обстановки на обслуживаемой территории (объектах транспорта), преемственности в работе;
строжайшему соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по результатам разбирательства с доставленными и задержанными;
сохранению государственной и иной охраняемой законом тайны, проявлению бдительности;
знанию требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, ведомственных правовых актов, своих прав и обязанностей, их четкому выполнению;
организационному обеспечению раскрытия преступлений по горячим следам ;
оперативному обеспечению руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
качеству приема, обработки и передачи информации;
готовности к организации проведения неотложных следственных действий, необходимых для закрепления следов преступления или административного правонарушения;
своевременности учета поступающих сообщений, заявлений о преступлениях и происшествиях;
обеспечению установленного порядка содержания в комнатах для задержанных и в ИВС (если в штате нет дежурного по ИВС) задержанных и заключенных под стражу;
эффективности использования технических средств;
культуре обращения с гражданами и сотрудниками органов внутренних дел;
сохранности оружия, боеприпасов, специальных средств, средств связи, защиты, оповещения, оперативной и криминалистической техники, служебной документации, изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов, в том числе бесхозяйного имущества и ценностей, личных вещей задержанных и доставленных, изъятых с места преступления вещественных доказательств;
внешнему виду дежурного наряда, содержанию служебных помещений, автотранспорта и другого имущества, закрепленного за дежурной частью.

IV. Права старшего дежурной смены

29. Старший дежурной смены имеет право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам.

30. В отсутствие руководителей органа внутренних дел, старший дежурной смены имеет право:

контролировать выполнение задач служебными нарядами. При осложнении оперативной обстановки или возникновении чрезвычайных ситуаций производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику органа внутренних дел [Передислокация нарядов подразделений милиции вневедомственной охраны при органе внутренних дел производится только с разрешения начальника органа внутренних дел];
привлекать при необходимости для организации охраны места происшествия, преследования и задержания преступников по горячим следам любые задействованные для охраны общественного порядка наряды милиции;
вводить в действие по указанию начальника органа внутренних дел, а в его отсутствие – самостоятельно, с последующим ему докладом, специальные сигналы оповещения по плану действий при чрезвычайных обстоятельствах;
давать дежурной СОГ обязательные к исполнению указания о выезде на места происшествий, не вмешиваясь в процессуальную деятельность следователя и дознавателя;
получать от руководителя СОГ информацию о результатах работы на месте происшествия;
при наличии доступа и в пределах своей компетенции получать и использовать для работы по раскрытию преступлений и розыску преступников информацию оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов и автоматизированных банков данных информационных центров и экспертно-криминалистических подразделений системы МВД России, а от руководителей и сотрудников подразделений органа внутренних дел – сведения, необходимые для выполнения возложенных на дежурную часть задач;
направлять в необходимых случаях заявки на получение транспортных средств для выполнения служебных задач;
требовать от личного состава поддержания установленного порядка в служебных кабинетах и местах общего пользования, дисциплины, соблюдения формы одежды, правил пожарной безопасности;
при изменении оперативной обстановки обращаться в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел и дежурные части соседних органов внутренних дел для получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации;
ходатайствовать о поощрении сотрудников органов внутренних дел, членов общественных объединений и граждан, отличившихся в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а по фактам недобросовестного отношения к службе сотрудников органов внутренних дел – о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

31. Старший дежурной смены дежурной части МВД, ГУВД, УВД помимо прав, указанных в пунктах 29 и 30 настоящего Наставления, имеет право:

отдавать необходимые и обязательные для исполнения распоряжения дежурным частям нижестоящих органов внутренних дел и подразделений, а также по указанию руководства требовать проведение служебных проверок по фактам нарушений сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов;

производить при осложнении оперативной обстановки через оперативных дежурных органов внутренних дел маневр силами и средствами с последующим докладом о принятом решении министру внутренних дел, начальнику ГУВД, УВД.

V. Обязанности дежурной смены по сбору и анализу информации об обстановке

32. Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об ее изменениях, докладывать о них начальнику органа внутренних дел с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам, с последующим докладом начальнику органа внутренних дел.

В этих целях дежурная смена:

32.1. Постоянно поддерживает связь со служебными нарядами и дежурными частями структурных подразделений органов внутренних дел, доводит до них сведения об обстановке, решения начальника органа внутренних дел о мерах по реагированию на её осложнение, осуществляет контроль за выполнением поставленных задач.

32.2. Обменивается информацией с дежурными частями других органов внутренних дел, аварийными, спасательными, санитарно-эпидемиологическими службами, метеослужбами, диспетчерскими службами транспортных организаций, городской телефонной связи, инкассации, скорой помощи и другими.

32.3. Наносит данные об обстановке на рабочие карты, схемы, планы.

32.4. Ведет в установленном порядке автоматизированный банк данных [Далее – «АБД».] об оперативной обстановке.

32.5. Ведет Журнал контроля радиационно-химической, биологической и экологической обстановки на территории, обслуживаемой органом внутренних Дел (приложение № 7).

32.6. Направляет сведения в розыскные и криминалистические учеты, а при наличии технических средств связи проводит пополнение АБД информационного центра и экспертно-криминалистического подразделения.

32.7. Использует оперативно-поисковые картотеки.

33. Для выполнения обязанностей по сбору данных об обстановке дежурная часть обеспечивается:

33.1. Средствами проводной и радиосвязи, персональными электронно-вычислительными машинами [Под оперативным дежурным имеются в виду лица среднего и старшего начальствующего состава дежурной смены] и другими техническими средствами приема, анализа и обработки информации.

33.2. Приборами радиационной, химической и биологической разведки.

33.3. Топографическими, электронными картами, схемами, планами обслуживаемой территории (объектов транспорта).

33.4. Данными о силах и средствах, выполняющих на обслуживаемой территории и объектах транспорта оперативно-служебные задачи в течение дежурных суток.

33.5. Сведениями о предстоящих общественно – политических, спортивных и других массовых мероприятиях.

33.6. Данными о намечаемом проведении оперативно-профилактических операций.

33.7. Сведениями о предстоящих операциях по задержанию преступных групп и других оперативно-следственных мероприятиях (при соблюдении конфиденциальности и режима секретности).

33.8. Оперативными, мобилизационными планами.

users.livejournal.com

Организация работы дежурных частей органов внутренних дел

В зависимости от напряженности несения службы и оперативной обстановки работа дежурной части организуется в трех или четырех сменном режиме работы. Продолжительность работы каждой смены устанавливается в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам дежурной части поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве – 6 часов, при четырехсменном – 4 часа. По окончании дежурства штатным сотрудникам дежурной части предоставляется отдых 48 часов – при трехсменном дежурстве или 72 часа – при четырехсменном. Другим сотрудникам, которые несли службу в дежурной части в течение дежурных суток, – 48 часов.

Дежурные части территориальных органов МВД России располагаются на первых этажах зданий, в смежном с вестибюлем основного входа помещении. Помещения дежурных частей укрепляют в целях отражения возможного нападения. Для этого устанавливают металлические решетки, металлические складные ставни. Во всех ставнях предусматриваются бойницы. Все входные наружные двери в дежурные части выполняются из листовой стали с обшивкой с двух сторон деревянными рейками. Входные двери первых этажей зданий должны быть оборудованы смотровыми оптическими глазками и переговорными устройствами. На всех дверных проемах наружных стен, стен вестибюлей и лестничных клеток дополнительно устанавливаются металлические решетчатые двери.

Перечень основных законодательных и других нормативных правовых актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части, можно разделить на:

1. Акты нормативного правового характера (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ «О полиции», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и так далее).

2. Ведомственные нормативные правовые акты для служебного пользования и секретные инструкции, памятки, наставления и т. д.

3. Документация дежурной части территориального органа МВД России, включающая в себя:

— книга приема и сдачи дежурства;

— тетрадь для записей оперативного дежурного;

— книга жалоб и предложений;

— книга учета повреждений, проверки исправности аппаратуры связи, сигнализации, оперативной и криминалистической техники;

— книга учета лиц, доставленных в орган внутренних дел;

— журнал учета материалов об административных правонарушениях;

— книга постовых ведомостей;

— журнал учета проезда иностранных транспортных средств по автомобильным дорогам для тех регионов, где есть территории, закрытые для посещения иностранных граждан;

— журнал учета осужденных, прибывших в отпуск, командировку и по другим причинам;

— книги учета входящих и исходящих телеграмм, телефонограмм;

— журнал учета пакетов;

— журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена;

— книга замечаний и предложений проверяющих;

— книга выдачи и приема вооружения и специальных средств;

— книга учета сообщений о происшествиях (КУСП) и др.

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей территориальных органов МВД России.

Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) – оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач. Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включается: следственно-оперативная группа (СОГ), группа немедленного реагирования (ГНР), наряды подразделений вневедомственной, водители служебного автотранспорта дежурных частей. По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Сотрудники полиции других подразделений территориального органа МВД России привлекаются к выполнению функциональных обязанностей сотрудников дежурной части в случае их временного отсутствия, а также при осложнении оперативной обстановки. Персональный состав таких сотрудников утверждается приказом начальника органа внутренних дел на определенное время. С ними организуется соответствующая служебная подготовка по программе обучения штатных сотрудников дежурных частей.

Работу дежурной части организует ее начальник,он обязан:

— обеспечивать эффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач, готовность заступающей смены к несению службы;

— оценивать деятельность сменяющегося наряда;

— организовывать раскрытие преступлений по «горячим следам»;

— контролировать соблюдение законодательства при разрешении заявлений и сообщений, разбирательстве с задержанными и доставленными в органы внутренних дел;

— анализировать работу дежурной части с целью внедрения в её деятельность передовых форм и методов руководства силами и средствами;

— обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров дежурной части;

— разрабатывать должностные инструкции сотрудников дежурной части, исходя из стоящих перед ними задач, с учетом сложившейся оперативной обстановки;

— решать в установленном порядке вопросы обеспечения дежурной части документацией, вооружением, средствами защиты, связи, оперативной, электронно-вычислительной и криминалистической техникой, автотранспортом, другим имуществом, согласно штатной и табельной положенности, контролировать правильность и целесообразность их использования, своевременность материально-технического оснащения дежурной части;

— осуществлять контроль за правильностью ведения журналов, картотек и другой служебной документации;

— обеспечивать соблюдение режима секретности, установленного порядка хранения вооружения и спецсредств, средств защиты, обороны, связи и специальной техники;

— контролировать выполнение оперативными дежурными распоряжений и указаний руководства.

Обязанности дежурной смены (оперативного дежурного) по подготовке служебных нарядов и контролю за выполнением ими своих обязанностей.

По прибытии сотрудников полиции, заступающих в наряд, оперативный дежурный обязан:

1. Отметить в Книге постовых ведомостей прибытие сотрудников полиции на службу в соответствии с расчетом в постовой ведомости на текущие сутки (смену), проверить их готовность к несению службы.

2. Выдать им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства и служебные документы, ключи от автотранспорта и путевые листы.

3. Принять меры к участию в инструктаже патрульно-постовых нарядов руководителей органов внутренних дел, командного состава строевых подразделений полиции, руководителей и опытных сотрудников служб ОВД согласно утвержденным графикам.

4. Обеспечить подготовку и проведение инструктажа нарядов, ознакомить сотрудников полиции с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц и похищенного имущества, объявить маршрут патрулирования.

5. В процессе службы оперативный дежурный организует непрерывное управление всеми силами и средствами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единой дислокации), своевременно передает нарядам полиции сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, а также осуществляет постоянный контроль за несением ими службы. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами, задействованными в охране общественного порядка по единой дислокации, вносятся необходимые изменения в расчет нарядов.

6. По окончании несения службы нарядами оперативный дежурный в присутствии командиров строевых подразделений принимает от сотрудников служебные документы, вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства, полученные при заступлении на службу, проверяет их комплектность и исправность.

7. Если наряд (постовой, патрульный, конвой) по окончании службы не прибыл в дежурную часть территориального органа МВД России, оперативный дежурный немедленно докладывает об этом руководителям органа и действует в соответствии с полученными указаниями.

Организация работы дежурной смены.

Заступающие в суточный наряд сотрудники полиции дежурной смены обязаны принять от сменяемых сотрудников:

1. Служебную документацию, законодательные и иные нормативные акты, согласно Перечню основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части. В ходе приема-передачи фактическое наличие документов сверяется поэкземплярно, а оперативные планы и иные документы, имеющие ограничительный доступ, — в соответствии с учетными номерами и полистно.

2. Вооружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, криминалистическую и организационную технику, ключи и путевые листы от закрепленного за дежурной частью органа внутренних дел автотранспорта, средства связи, защиты, оповещения и другое имущество, согласно описи, которые проверяются поштучно и по номерам, при этом обращается внимание на их исправность и комплектность (оружие принимается в вычищенном, смазанном виде и исправном состоянии).

3. Системы оповещения о пожаре, автоматической пожарной, охранной и тревожной сигнализации, средства пожаротушения.

4. Изъятое, добровольно сданное, найденное и сданное на временное хранение оружие и боеприпасы, взрывоопасные вещества, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, принятые в течение суток сдающей сменой, а также документацию на них (при этом проверяется правильность заполнения документации).

5. Материалы на лиц, находящихся в комнатах для содержания задержанных лиц, при этом провести досмотр задержанных, сверить наличие изъятых у них вещей и документов.

6. Помещение дежурной части в соответствующем санитарном состоянии.

В органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИВС, старший заступающей смены совместно со старшим передающей смены обязаны:

1. Проверить состояние охраны ИВС, тщательно осмотреть камеры и другие помещения ИВС, убедиться в исправности оборудования, средств связи и пожаротушения, сигнализации.

2. Провести осмотр задержанных и заключенных под стражу лиц, сверить наличие задержанных и заключенных под стражу с имеющимся на них списком и осуществить их досмотр.

3. Проверить наличие и правильность оформления материалов на лиц, содержащихся в ИВС, и соблюдение процессуальных сроков их содержания.

4. Организовать под охраной заступающего и сменяющегося нарядов, покамерный вывод задержанных и заключенных под стражу лиц в туалет при отсутствии в камерах санузлов.

5. Доложить совместно со сменяющимся дежурным и начальником ИВС начальнику органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства, обнаруженных при этом недостатках и мерах по их устранению с отметкой в Книге приема и сдачи дежурства. В случае временного отсутствия начальника ИВС принять под расписку в книге приема и сдачи дежурства по ИВС ключи от камер, средства сковывания движения, другие специальные и технические средства, служебную документацию и бланки, а также в соответствии с протоколом личного обыска изъятые у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности.

Сотрудникам дежурной смены запрещается покидать помещение дежурной части, за исключением следующих случаев:

— доклада руководству органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства или вызова начальником территориального органа МВД России в рабочий кабинет для доклада о состоянии оперативной обстановки;

— водворения (освобождения) в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и проверки несения службы нарядом ИВС;

— обеспечения контроля за выполнением правил пожарной безопасности в административном здании и охраной здания территориального органа МВД России;

— выезда на место преступления или чрезвычайного происшествия.

— сотрудники дежурных смен вышестоящих органов внутренних дел могут выезжать в подчиненные органы внутренних дел для проверки несения службы.

Оставлять в дежурной части территориального органа МВД России в составе дежурной смены одного сотрудника полиции категорически запрещается.

Сотрудникам дежурной части запрещается использовать автотранспорт и другое имущество дежурной части не по прямому его назначению, а также средства связи для переговоров, не связанных с выполнением их служебных обязанностей.

Работа дежурной смены и каждого сотрудника дежурной смены оценивается в соответствии с его функциональными обязанностями по следующим основным направлениям:

— готовности к несению службы, знанию оперативной обстановки на обслуживаемой территории (объектах транспорта), преемственности в работе;

— строжайшему соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по результатам разбирательства с доставленными и задержанными;

— сохранению государственной и иной охраняемой законом тайны, проявлению бдительности;

— организационному обеспечению раскрытия преступлений по «горячим следам»;

— оперативному обеспечению руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

— качеству приема, обработки и передачи информации;

— готовности к организации проведения неотложных следственных действий, необходимых для закрепления следов преступления или административного правонарушения;

— своевременности учета поступающих сообщений, заявлений о преступлениях и происшествиях;

— обеспечению установленного порядка содержания в комнатах для задержанных и в ИВС (если в штате нет дежурного по ИВС) задержанных и заключенных под стражу;

— эффективности использования технических средств;

— культуре обращения с гражданами и сотрудниками органов внутренних дел;

— сохранности оружия, боеприпасов, специальных средств, средств связи, защиты, оповещения, оперативной и криминалистической техники, служебной документации, изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов, в том числе бесхозяйного имущества и ценностей, личных вещей задержанных и доставленных, изъятых с места преступления вещественных доказательств;

— внешнему виду дежурного наряда, содержанию служебных помещений, автотранспорта и другого имущества, закрепленного за дежурной частью.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что работу дежурной части организует начальник территориального органа МВД России через начальника дежурной части, начальника дежурной смены, старшего оперативного дежурного и т.д. Непосредственно задачи, возложенные на дежурную часть, выполняет дежурная смена.

Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне.

Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об ее изменениях, докладывать о них начальнику территориального органа МВД России с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам полиции, с последующим докладом начальнику территориального органа МВД России.

Исходя из выше перечисленных поставленных задач перед дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне следует выделить и основные функции, а именно:

— сбор и анализ информации об оперативной обстановке на территории обслуживания органа МВД России;

— прием и передача служебной информации в подразделения МВД России;

— организация раскрытия преступлений «по горячим следам» на территории обслуживания органа МВД России;

— подготовка служебных нарядов к несению службы и контроль за их работой на территории обслуживания органа МВД России;

— оперативное управление нарядами полиции на территории обслуживания органа МВД России;

— обеспечение оповещения личного состава территориального органа МВД России и руководителей органов исполнительной власти;

— разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России;

— обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, спецсредств и иного имущества территориального органа МВД России.

— обеспечение охраны и режима содержания подозреваемых и обвиняемых в территориальном органе МВД России;

— контроль за охраной здания ОВД и ИВС территориального органа МВД России;

— соблюдение правил пожарной безопасности территориального органа МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» вся поступающая информация в территориальный орган МВД России о происшествиях и преступлениях должна быть принята, зарегистрирована, и разрешена в соответствии с законом.

Прием сообщений о происшествиях — действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.

Регистрация сообщений о происшествиях — присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Разрешение сообщений о происшествиях — проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:

1. Сообщение о преступлениях

1.1. Заявление о преступлении.

1.2. Явка с повинной.

1.3. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 1.1, 1.2.

2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

3. Иную информацию о происшествиях.

Поступившее в территориальный орган МВД России сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

Организация раскрытия преступлений по «горячим следам» на территории обслуживания органа МВД России в течение дежурных суток

При обращении в дежурную часть территориального органа МВД России граждан по телефону или лично с заявлением, сообщением о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (происшествии), независимо от подследственности и места совершения, оперативный дежурный обязан:

1. Выяснить данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия), приметах лиц, его совершивших, состоянии потерпевших, а также об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).

2. Зарегистрировать заявление, сообщение в соответствии с установленным порядком приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.

3. Незамедлительно организовать выезд на место преступления (происшествия) сотрудников группы немедленного реагирования (ГНР), уголовного розыска, участкового уполномочен­ного полиции, обслуживающего данную территорию, а при наличии нарядов патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб и вневедомственной охраны, направить к месту преступления (происшествия) ближайшие служебные наряды полиции для принятия мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступления по «горячим следам», задержанию лиц, его совершивших, и оказанию помощи потерпевшим. С учетом характера преступления определить состав следственно оперативной группы (СОГ) и организовать ее выезд.

4. Доложить о преступлении (происшествии) начальнику территориального органа МВД России.

5. Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-, пожаротехники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступления.

6. Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики и отработке экономических версий при совершении убийств по найму.

7. Передать в случае подтверждения достоверности информацию в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

8. Принять меры к обеспечению охраны места преступления (происшествия), перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия, при необходимости известить другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных вещах и иных обстоятельствах, установлению личности погибших, пострадавших и доставленных в медицинские учреждения.

9. Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководителями) органа внутренних дел, находящимися на месте происшествия с целью получения дополнительных данных об обстоятельствах совершения преступления, приметах лиц, подозреваемых в совершении преступления, других сведений, необходимых для принятия дополнительных мер по раскрытию преступления.

10. Ввести по указанию начальника органа внутренних дел (в его отсутствие самостоятельно с последующим ему докладом) специальные планы, направленные на задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления.

11. Докладывать о результатах проведения неотложных следственных действий начальнику территориального органа МВД России и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

При разбирательстве с правонарушителем, доставленным в дежурную часть территориального органа МВД России, оперативный дежурный обязан:

1. Выяснить основания и причину доставления.

2. Установить личность доставленного, его возраст, физическое состояние (оценивая физическое состояние лица, доставленного в дежурную часть, сотрудник дежурной смены обязан произвести его личный осмотр (опрос) с целью выявления травм и повреждений, наркотического или алкогольного опьянения, отклонений в психическом поведении или наличия беременности у женщин).

3. Принять от лица, доставившего правонарушителя, письменный рапорт или рапорт и протокол об административном правонарушении, либо заявление, если доставление осуществлено гражданами, должностными лицами или представителями общественных объединений.

4. Составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

5. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в территориальный орган МВД России.

При установлении обоснованности доставления граждан в дежурную часть территориального органа МВД России оперативному дежурному необходимо учитывать, что:

Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи Конституционного суда, судья, мировой судья и некоторые другие должностные лица обладают неприкосновенностью в соответствии с законом РФ.

Разбирательство с лицом, доставленным за совершение административного правонарушения, производится, как правило, незамедлительно (в случае если в дежурную часть доставлено несколько лиц, совершивших административные правонарушения, и приступить к разбирательству незамедлительно не представляется возможным, то оно проводится в порядке очередности доставления).

Таким образом, дежурная часть территориального органа МВД России на районном уровне осуществляет следующие основные функции:

— сбор, анализ информации об изменениях оперативной обстановки на территории обслуживания и оперативное реагирование на эти изменения;

— организация раскрытия преступлений по «горячим следам»;

— организация разбора с задержанными и доставленными в территориальный орган МВД России;

— обеспечивает оповещение личного состава территориального органа МВД России на районном уровне, сохранность вооружения и специальной техники и т.д.

Дежурная часть территориального органа МВД России – орган оперативного управления межотраслевого характера, осуществляющая сознательное и волевое воздействие в предельно короткие сроки на систему органов внутренних дел или на ее структурные подразделения с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, незамедлительного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, иных правонарушениях, чрезвычайных происшествиях. Одновременно с оперативным управлением дежурная часть является непосредственным исполнителем функций, возложенных на орган внутренних дел соответствующего уровня управления.

Непосредственное осуществление основных направлений деятельности дежурной части осуществляется путем выполнения сотрудниками дежурной смены своих функциональных обязанностей.

Важным аспектом в деятельности дежурных частей органов внутренних дел является строгое выполнение порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, поступающих в дежурную часть из различных источников и по различным каналам. Четкое соблюдение учетно-регистрационной дисциплины является одним из основных условий обеспечения законности в деятельности территориальных органов МВД России.

Список используемой литературы

а) нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 30 апреля.

4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

9. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.

10. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // СЗ РФ. 2003. № 42. Ст. 4077.

11. Приказ МВД России от 7 марта 1998 г. № 170 «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам».

12. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // БНА ФОИВ. 2005. № 51.

13. Приказ МВД России от 7 марта 2006 г. № 140 «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания по содержанию подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

14. Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

15. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

16. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 641 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию».

17. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» // Российская газета. 2011. 9 ноября.

18. Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» // Российская газета. 2012. 4 апреля.

19. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».

20. Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

21. Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации работы внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 2012. 20 апреля.

22. Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

23. Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. № 88 «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

24. Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства Внутренних Дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

27. Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».

28.Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России»

б) основная литература:

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

в) дополнительная литература:

1. Организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел: учеб. пособие / [А.К. Дубровин и др.; под ред. Б.Г. Эшмандова, А.К. Дубровина]. – Иркутск: изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.

kriminalisty.ru

Смотрите так же:

  • Участок в аренде или в собственности разница Как отражается в бухучете разница между кадастровой и балансовой стоимостью объекта Вопрос-ответ по теме Мы на УСН 6%. У нас имущество которое попадает под налог с 2015 г. Оно стоит на […]
  • Налоги ооо в 2018 году на упрощенке Выбор системы налогообложения для ООО в 2018 году Отправить на почту Система налогообложения для ООО определяется с учетом многих факторов — от специфики деятельности до структуры […]
  • Основание иска апк рф это Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде […]
  • Активный залог примеры по времена Активный залог примеры по времена Таблица времен английского глагола. Активный залог / Table of English verb forms (tenses). Active voice (?) Do + S + V 1 ? Does + S + V 1 ? (-) S + […]
  • Аспекты управления интеллектуальной собственностью Аспекты управления интеллектуальной собственностью Относительно новый для России термин "интеллектуальная собственность" уверенно входит в обиход все большего числа предпринимателей, […]
  • Преобразование отношений собственности экономика ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Экономические преобразования в обществе — это прежде всего преобразования его […]