Приказ о бухгалтерском учете с 2013 года

Изменения в законодательстве о бухгалтерском учете

Основные цели Закона № 344-ФЗ – уточнение норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приведение положений других законодательных актов в соответствие с ним.

Напомним: законодательство о бухгалтерском учете включает в себя все без исключения федеральные законы (ст. 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Но центральное место в законодательстве о бухгалтерском учете, конечно же, занимает профильный федеральный закон – «О бухгалтерском учете». С изменений в нем и начнем наш комментарий.

Поправок, относящихся к банковскому сектору, мы касаться не будем.

Новации Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Законодатель пересмотрел перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Прежде всего, снято ограничение для некоммерческих организаций по критерию размера поступлений денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год. НКО, у которых за 2013 год сумма поступлений превысила 3 000 000 рублей, с начала 2014 года применять упрощения были не вправе. Теперь требования в этой части отменены.

Зато организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, поджидает неприятный сюрприз. С принятием Закона № 344-ФЗ они утратили право на упрощения, хотя с начала года могли формировать учетную политику в расчете на упрощенные способы. Например, это относится к закрытым акционерным обществам (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ), к застройщикам, привлекающим денежные средства по договорам участия в долевом строительстве (пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Если мы сопоставим статью 6 Закона № 402-ФЗ в старой и новой редакциях, то обнаружим, что из списка субъектов, которым применять упрощенные способы прямо запрещено, исчезли саморегулируемые организации, общества взаимного страхования и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций и обществ взаимного страхования подлежит обязательному аудиту (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), поэтому упрощения для них не допустимы по-прежнему. Но сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) получили право на льготу.

Напомним, что под обязательный аудит попадают организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Следовательно, на упрощения не имеют права и они. Эта норма корреспондирует с предписаниями ряда ПБУ. Так, право на неприменение ПБУ 2/2008 (п. 2.1) и ПБУ 8/2010 (п. 3) имеют лишь такие малые предприятия, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Причем это ограничение действовало вне связи с прямыми предписаниями Закона № 402-ФЗ (до внесения в него изменений Законом № 344-ФЗ).

В итоге компаниям, которые с 16 ноября 2014 года утратили право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, необходимо внести изменения в учетную политику, обусловленные изменением законодательства (п. 10 – 12 ПБУ 1/2008). Причем на основании пункта 7 статьи 8 Закона № 402-ФЗ новые способы нужно применять именно с этой даты, а не с 1 января 2014 года. Скажем, компании, утратившие право на упрощения, будут вынуждены сформировать резерв на оплату отпусков работников (письмо Минфина России от 19.04.2012 № 07-02-06/110). Но в бухгалтерской отчетности за 2014 год новые способы ведения учета отражаются ретроспективно (п. 14 ПБУ 1/2008).

Бухгалтеры малых предприятий, попадающих под обязательный аудит, — внимание! Составлять отчетность за 2014 год по упрощенным формам, предусмотренным в приложении № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», неправомерно. Следует применять общеустановленные формы.

Пересмотрена и норма, позволяющая руководителю принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). В частности, теперь такое решение не вправе принимать руководители средних предприятий по перечню, содержащемуся в новом пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Средние предприятия, не упомянутые в этом перечне, по-прежнему могут обходиться без бухгалтера. Хотя, по мнению автора, эта норма утопична. На практике она влечет массовые нарушения трудовых прав счетных работников, которые в таких компаниях работают неофициально.

А если директор вопреки требованию Закона № 402-ФЗ не возложил ведение бухгалтерского учета на иное лицо? — Конкретного наказания это нарушение не повлечет. Обязать директора передать ведение учета другому лицу может прокуратура, которая выдает предписания об устранении нарушений законодательства (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Невыполнение предписаний прокурора повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет, на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 рублей (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Наконец, изменены полномочия Минфина России в части регулирования бухгалтерского учета. На основании пункта 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ в новой редакции министерство вправе вносить изменения в нормативные документы, утвержденные своими приказами до 1 января 2013 года. С точки зрения практики это означает, что теперь можно ожидать изменений в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПВБУ), ПБУ и различных методических указаниях по бухгалтерскому учету (основных средств, материально-производственных запасов и др.). Такая поправка весьма актуальна и своевременна, ибо все эти старые подзаконные акты применяются в части, не противоречащей новому закону о бухучете, а выявлять такие противоречия практикующим бухгалтерам затруднительно. В первую очередь нуждаются в корректировках ПВБУ и ПБУ 4/99. Причем в Законе № 344-ФЗ оговорено: изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации. В частности, такими изменениями являются нормы статьи 6 Закона № 402-ФЗ об экономических субъектах, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухучета.

А о ходе подготовки федеральных стандартов бухгалтерского учета по-прежнему никакой официальной информации нет.

Сведения об энергетических ресурсах

Внесена долгожданная поправка в пункт 5 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В прежней редакции он обязывал компании включать в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов. Это предписание приводило бухгалтеров в замешательство, поскольку с 1 января 2013 года пояснительная записка в составе бухгалтерской отчетности не предусмотрена. Сложившейся ситуации Минфин России в информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» разъяснил: эти сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской отчетности. Но таковая информация упоминается лишь в ПБУ 4/99 (п. 39). Она представляется в добровольном порядке — если исполнительный орган сочтет ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Наконец-то нестыковка федеральных законов устранена. Названные данные надлежит включать в годовой отчет организации. Правда, в Законе № 402-ФЗ такой документ не упоминается.

Из пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ следует, что в корпоративных юридических лицах годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность – это разные документы. Напомним, что к корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Кроме того, годовой отчет составляют фонды (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ).

Так, в ООО годовой отчет составляется в обязательном порядке, а требования к его содержанию отражены также в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Вот в него-то и нужно включить сведения о затратах на энергетические ресурсы за 2014 год.

Энергетический ресурс – это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии) (п. 1 ст. 2 Закона № 261-ФЗ).

В частности, к энергетическим ресурсам относятся тепловая энергия (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»), газ (ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»), вода, подаваемая, передаваемая, потребляемая с использованием систем централизованного водоснабжения (п. 2 ст. 5 Закона № 261-ФЗ), моторное топливо, предназначенное для транспортных средств (приложения №№ 4, 8 к Требованиям к энергетическому паспорту…, утв. приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182).

Обязанности по представлению годового отчета налоговым органам или органам государственной статистики не установлена.

Изменился подход к учету предметов лизинга

А теперь новость, которая взбудоражит всех бухгалтеров, ведущих учет по договорам лизинга. В Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» отменена статья 31. Она устанавливала право сторон договора учитывать предмет лизинга на балансе любой из сторон по взаимному соглашению между ними. Соответственно амортизационные отчисления производила та сторона договора лизинга, на балансе которой находился предмет лизинга. Причем она могла (также по соглашению сторон) применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Следовательно, с 16 ноября 2014 года специальное регулирование этих вопросов отменено и на предметы лизинга распространяются общие требования к учету объектов основных средств (доходных вложений в материальные ценности), переданных и полученных по договорам аренды. Ведь на основании статьи 625 Гражданского кодекса РФ финансовая аренда представляет собой один из видов договора аренды.

Суть соглашения, применявшегося на основании статьи 31 Закона № 164-ФЗ, состояла в том, что актив, относящийся к предмету лизинга, передавался от лизингодателя к лизингополучателю вне связи с наличием к тому экономических оснований – по взаимной договоренности между ними. У балансодержателя предмет лизинга облагался налогом на имущество, если был поставлен на баланс до 1 января 2013 года (письмо Минфина России от 11.09.2013 № 03-05-05-01/37418). А в целях налогообложения прибыли предмет лизинга включался в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой он должен был учитываться в соответствии с условиями договора лизинга (п. 10 ст. 258 НК РФ).

Казалось бы, с прекращением действия статьи 31 Закона № 164-ФЗ все увязанные с ней нормы налогового законодательства утрачивают силу. А предмет лизинга, переданный лизингополучателю по соглашению сторон, 16 ноября 2014 года надлежит вернуть на баланс лизингодателя. И даже объект основных средств переходит с баланса на баланс в силу закона, так что данный факт хозяйственной жизни не требует специального документального оформления (достаточно справки бухгалтера).

В Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» отменена статья 31. Она устанавливала право сторон договора учитывать предмет лизинга на балансе любой из сторон по взаимному соглашению между ними.

Однако не будем спешить с выводами. Дело в том, что изменения налогового законодательства до окончания налогового периода «блокирует» пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Его применение растолковано постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П (п. 1): нормативные правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл положений налогового законодательства является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-07-15/46850).

В итоге для практикующих бухгалтеров складывается уникальная ситуация: в целях налогообложения изменения в статье 31 Закона № 164-ФЗ они во внимание не принимают. Исчисление налогов лизингодатели и лизингополучатели до конца 2014 года производят в прежнем порядке.

С гражданско-правовой точки зрения пересмотр правил налогообложения окажется существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора лизинга. В этой связи возможны как изменения, так и расторжения договоров (ст. 451 ГК РФ).

А как вести бухгалтерский учет в новых условиях? — Пункт 2 приказа Минфина России от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» по-прежнему определяет, что «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга». Однако данный приказ в Минюсте России не зарегистрирован, поэтому правил бухгалтерского учета не устанавливает. Зато стороны договора лизинга получают возможность беспрепятственно руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда». Основания к тому предоставляет пункт 7 ПБУ 1/2008. А Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (п. 27) гласит: себестоимость объекта основных средств, находящегося в распоряжении арендатора по договору финансовой аренды, определяется в соответствии с МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Однако определение финансовой аренды в МСФО отличается от значения, которое вкладывает в этот термин российское гражданское законодательство. А именно, аренда классифицируется как финансовая, если она подразумевает передачу практически всех рисков и выгод, связанных с владением активом. В противном случае аренда классифицируется как операционная. Поскольку сделка между арендодателем и арендатором основана на заключенном ими договоре аренды, целесообразно использовать согласованные определения. Классификация аренды в качестве финансовой или операционной в большей степени зависит от содержания операции, нежели от формы договора (п. 8 – 10 МСФО (IAS) 17).

В то же время пункт 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, зарег. в Минюсте России) гласит: «начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды». Но из этой формулировки вовсе не следует, что балансодержатель объекта устанавливается произвольно. Это лицо определяется исходя из экономического содержания арендных отношений в соответствии с МСФО. Аналогичные – гибкие! — формулировки применены и в Налоговом кодексе РФ.

В связи с изменением законодательства о лизинге можно ожидать изменений и в приказах Минфина России по соответствующим вопросам учета. Ну и как обычно – следите за официальными разъяснениями.

Собственно, статья 31 Закона № 164-ФЗ была препятствием для внедрения подхода МСФО к учету аренды. Специалист Минфина России Игорь Сухарев подчеркнул абсурдность этой нормы. Она явно не соответствует Закону № 402-ФЗ. Передать с баланса на баланс можно лишь имущество, но не актив.

Опубликование бухгалтерской отчетности

Закон № 402-ФЗ (п. 9 ст. 13) гласит: опубликование бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Во исполнение этой нормы Закон № 344-ФЗ определил, что профессиональные объединения страховщиков должны опубликовывать годовую бухгалтерскую отчетность в месячный срок после ее утверждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 5 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ст. 20 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).

Валюта консолидированной финансовой отчетности

В какой валюте представляется консолидированная отчетность? — Начиная с 16 ноября 2014 года этот вопрос решен однозначно – в валюте Российской Федерации. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

А до внесения указанного дополнения данный вопрос порождал разногласия.

С одной стороны, Закон № 208-ФЗ (п. 1 ст. 3) предусматривает, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. А Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» (п. 38) сообщает: предприятие может представлять свою финансовую отчетность в любой валюте (валютах).

С другой стороны, пункт 12 статьи 13 Закона № 402-ФЗ гласит: правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами. Получается, что валюта представления консолидированной отчетности определена не Законом № 208-ФЗ, а подзаконным актом, коим выступает МСФО. По этой причине валюту надлежало определять в соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 2, п. 3 ст. 12), хотя формально в нем валюта представления не определена (п. 7 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Такая позиция представлена в информации Минфина России № ОП 1-2012 «О применении Международных стандартов финансовой отчетности».

Теперь прибегать к официальным разъяснениям не потребуется. Вопрос урегулирован законодателем, поэтому основания для разногласий бесповоротно утрачены.

Смягчение валютного регулирования

Изменения коснулись и валютного регулирования, правда, лишь в сфере операций с природным газом. Расширен перечень случаев, в которых резиденты могут не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации (пп. 7 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). А именно: резиденты получили право на проведение зачета встречных требований с нерезидентами при экспорте природного газа в газообразном состоянии и в связи с его транзитом через территории иностранных государств.

Видимо, зачеты валютных резидентов и нерезидентов стали актуальны в новой экономической реальности, связанной с обострением внешнеполитических отношений.

Технические поправки в специальные законы

Другую группу поправок можно охарактеризовать как изменения технического характера, не затрагивающие прав и обязанностей экономических субъектов. В частности, изменения, внесенные в Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», касаются форм (состава) бухгалтерской отчетности. Так, если в старой редакции пункта 1 статьи 36 Закона № 193-ФЗ подлежала распределению прибыль кооператива, определяемая «по бухгалтерскому балансу», то теперь прибыль надлежит определять «по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности». Согласитесь, прежняя формулировка была некорректной.

Из Закона № 193-ФЗ также исключены нормы, прямо противоречащие действующему законодательству (например, п. 3 ст. 39).

В заключение отметим: Минфин России выпустил информационное сообщение от 17.11.2014 «Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 № 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других Федеральных законов».

Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

www.buhgalteria.ru

Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»

Статьи по теме:

Оформление операций в бухучете в 2014 году

Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и налогообложения. Ведь в НК РФ одним из важнейших условий принятия к учету расходов является их документальное оформление. 2013 год принес серьезные изменения в этом вопросе в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). В этой статье мы рассмотрим текущее положение дел и произошедшие изменения в вопросах оформления операций, а именно – аспект оформления первичной документации и бухгалтерских регистров. Далее

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании
Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО. Далее

Новый Закон о бухучете. Грядущая практика

Почти целый год Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» был в распоряжении руководителей и финансовых служб компаний, чтобы они могли разобраться, какие конкретно нормы коснутся хозяйственной деятельности вверенного им субъекта. Далее

www.garant.ru

Самые важные изменения в бухгалтерском учете с 2013 года

Лектор семинара: Р. И. Самилло, старший аудитор АКГ «Градиент Альфа»,
автор публикаций по бухгалтерскому учету и налоговому праву
в ведущих профессиональных изданиях

План семинара:

1. Кто должен будет вести бухгалтерский учет в 2013 году.

2. Как можно упростить бухгалтерский учет малым предприятиям.

3. Какие требования к главным бухгалтерам появятся с 2013 года.

4. Как изменится состав бухгалтерской отчетности и куда ее придется сдавать.

5. В каких случаях компаниям надо применять МСФО.

С 1 января 2013 года вступит в силу новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Документ содержит много новых требований к составу годовой отчетности, малому бизнесу и главбухам крупных компаний. Но помимо нового Закона нельзя забывать и о других важных изменениях. Например, о том, что некоторым компаниям в начале 2013 года впервые предстоит помимо обычной отчетности составить консолидированную.

Осталось совсем немного времени, чтобы подготовиться к новым правилам. Поэтому остановимся на важных моментах.

Кто должен будет вести бухгалтерский учет в 2013 году

Начну с самого главного. Руководствоваться Федеральным законом № 402-ФЗ придется абсолютно всем организациям независимо от того, какую систему налогообложения они применяют. То есть компании на упрощенке будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными. И еще представлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистическое ведомство.

Напомню, что Закон, действующий до конца 2012 года, обязывает упрощенщиков учитывать только основные средства и нематериальные активы. По этой причине многие такие компании до сих пор не вели бухгалтерию в полном объеме. Хотя представители Минфина неоднократно выпускали письма о том, что все компании, включая упрощенщиков, должны вести учет. Иначе предприятие не сможет, к примеру, определить чистые активы и выплатить дивиденды. С 2013 года противоречий между Законом о бухучете и другими нормативными актами не будет.

Если вы применяете упрощенную систему, то обратите внимание еще на такой важный момент. В бухгалтерской отчетности, которую вы будете сдавать впервые, вам понадобится привести сопоставимые данные за предыдущие два года. А значит, вам придется восстановить учет за несколько лет. Как это сделать, законодательство не уточняет, поэтому подойдут любые способы. Некоторые данные можно получить, проведя инвентаризацию остатков таких показателей, как товары, денежные средства, кредиторская задолженность и т. д. Часть сведений возьмите из книг учета доходов и расходов.

Упрощенщики, чтобы рассчитать налог, заполняют книгу учета доходов и расходов. А значит, дополнительно вести бухгалтерию им не потребуется. То же самое можно сказать и о предпринимателях – плательщиках ЕНВД. По мнению чиновников, такие бизнесмены могут не вести бухгалтерский учет, так как они обязаны определять вмененный доход.

А если предприниматель находится на общем режиме налогообложения, вести бухучет опять же не надо. Ведь, чтобы рассчитать НДФЛ, предприниматели заполняют книгу учета доходов и расходов хозяйственных операций (форма утверждена совместным приказом Минфина и налогового ведомства в 2002 году. – Примеч. ред.).

Как можно упростить бухгалтерский учет малым предприятиям

Мы с вами разобрались, что в 2013 году всем компаниям придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Даже тем, кто применяет упрощенку. Поэтому сразу расскажу о важной новости для малых предприятий. В этом году для таких компаний в Минфине разработали упрощенные формы баланса и Отчета о прибылях и убытках (приказ от 17 августа 2012 г. № 113н). Уже отчитываясь за 2012 год, малые компании могут (но не обязаны!) применять новые бланки.

Упрощенные формы бухгалтерской отчетности содержат меньше показателей в отличие от традиционных бланков. Например, в Отчете о прибылях и убытках малым предприятиям не надо уточнять, какие затраты по обычным видам деятельности относятся к управленческим или коммерческим расходам .

Не забудьте, что у малых предприятий есть и другие преференции по бухгалтерскому учету. Например, таким предприятиям необязательно применять ПБУ 8/2010 по оценочным обязательствам.

Какие требования к главным бухгалтерам появятся с 2013 года

Новый закон о бухгалтерском учете предъявляет к главбухам некоторых компаний дополнительные требования. Они названы в пункте 4 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ. К примеру, занимать такую должность смогут лишь бухгалтеры, которые имеют высшее образование и определенный опыт работы. В таблице я представил полную информацию о том, кто с 2013 года сможет работать главным бухгалтером в ОАО, страховых компаниях и т. д. (см. ниже. – Примеч. ред.).

Каким критериям должен соответствовать главбух с 2013 года

www.audit-it.ru

Закон о бухгалтерском учете продолжают совершенствовать

С 1 января 2014 года Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) действует в новой редакции. Изменения в него внес Федеральный закон от 21.12.13 № 357-ФЗ. Неожиданными для профессионального сообщества они не стали. Пожалуй, самая эффектная новость – это то, что в Законе № 402-ФЗ появились такие понятия, как мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Их отражение в учете влечет умышленное искажение бухгалтерской отчетности. (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.13 № 357-ФЗ)

Общие требования к ведению бухгалтерского учета

Оформление первичных документов

Итак, изменен подпункт 6 пункта 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Согласно прежней редакции, лица, подписывающие первичный документ, отвечали за правильность оформления сделок, операций или событий.

Теперь эти лица отвечают лишь за оформление сделок, операций или событий. Правильность больше не упоминается. Спрашивается: в чем разница?

Если вдуматься, то ответственность за правильность подразумевает отдельный контроль. А это функция службы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 19 Закона № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-11/2013). Одновременно возникало впечатление, что в процесс создания документов должны вовлекаться лица, отвечающие за их оформление, то есть за содержание формы или шаблона, предназначенных для подписания. Между тем формы документов должен был утвердить руководитель компании. В итоге прежняя формулировка лишь запутывала документооборот.

Ответственность же за оформление подразумевает контроль со стороны лица, подписавшего первичный документ, за соблюдением его обязательных реквизитов.

Документооборот

Дополнен пункт 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. У лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, появилась новая обязанность: он должен обеспечить своевременную передачу первичного документа для принятия его к учету. По сути, работник, подписавший документ, обязан принести его в бухгалтерию.

Требование своевременности раскрывается в графике документооборота. Со сроками, в нем установленными, работника нужно ознакомить под подпись. Их соблюдение относится к его трудовым обязанностям и может быть включено в должностную инструкцию.

Формы первичных документов

Внесены изменения в пункт 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

До 1 января 2014 года руководитель компании утверждал формы первичных учетных документов. Теперь он формы не «утверждает», а «определяет».

Чем руководствовался законодатель в данном случае?

Дело в том, что действия по определению форм шире, чем действия по их утверждению. Ведь некоторые формы установлены подзаконными нормативными актами. Их соблюдение является общеобязательным, в локальном утверждении они не нуждаются. К этой категории относятся, в частности, кассовые документы, транспортные накладные при автомобильных и железнодорожных перевозках грузов, приемосдаточные акты на металлолом.

Кроме того, руководителю не имеет смысла утверждать формы, разработанные Госкомстатом России и утвержденные его постановлениями. Разумеется, если компания применяет эти формы без каких-либо отступлений.

То же самое относится и к форме универсального передаточного документа (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММ-20-3/96).

Но по-прежнему утверждаются в составе учетной политики формы, разработанные компанией самостоятельно (п. 4 ПБУ 1/2008). Также требуют утверждения дополнения в общеобязательные формы. А вот исключать из них реквизиты, предусмотренные органами власти, недопустимо.

Наконец, если форма первичного учетного документа специально согласована договором, то речь идет скорее об определении формы руководителем, чем о ее утверждении (письмо Минфина России от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261).

Основа для составления отчетности

Дополнены пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ.

Теперь четко установлено, что бухгалтерская отчетность должна формироваться на основании:

  • данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
  • Что привнесла эта поправка?

    По поводу ведения регистров законодатель уточнил: «Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета». Эта формулировка подразумевает недопустимость двойной бухгалтерии. Она была использована в информации Минфина России № ПЗ-10/2012 (разд. «Счета бухгалтерского учета»). В частности, под нее подпадают неофициальные выплаты заработной платы.

    Между тем на счетах не отражается и в регистры не заносится информация заведомо описательного характера. Например, об изменениях в учетной политике, условных обязательствах и условных активах. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов нужно соблюдать требования к раскрытию информации, предусмотренные ПБУ (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

    Введены понятия новых объектов

    Достоверность и ответственность

    Дополнения внесены в пункты 1 и 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

    Достоверное представление финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов. В общем случае можно выделить три источника недостоверности отчетности:

    1) недостоверность первичных учетных документов, на основании которых внесены записи в регистры бухучета;

    2) несоответствие показателей отчетности данным, содержащимся в регистрах;

    3) ненадлежащая учетная политика.

    Согласно поправкам, внесенным в Закон № 402-ФЗ, за достоверность данных, содержащихся в первичном документе, отвечает лицо, его подписавшее.

    Лица, ведущие бухучет, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Действительно, документы, оформленные на не имевшие места факты хозяйственной жизни, не подлежат отражению в регистрах. Однако бухгалтер не всегда осведомлен, имели ли место факты хозяйственной жизни, отраженные в первичных документах.

    Пример 1 В бухгалтерию представлены документы, удостоверяющие доходы от аренды станков. Однако по данным бухгалтерского учета такие станки в компании отсутствуют. Документы об их передаче арендатору в бухгалтерию не поступали, поэтому обязательная инвентаризация станков не проводилась.

    Бухгалтер столкнулся с противоречивой информацией. Что делать в таких случаях — закон прямо не регламентирует. Но универсальный подход состоит в том, чтобы направить руководителю докладную записку и действовать согласно его письменному распоряжению (подп. 1 п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

    Мнимые и притворные объекты

    Дополнения внесены в пункт 1 статьи 9, пункты 2 и 3 статьи 10 Закона № 402-ФЗ.

    Финансовое ведомство уже предупреждало: не должны приниматься к учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). С 1 января 2014 года эта формулировка включена в закон.

    В Законе № 402-ФЗ появились определения мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Из этого не следует, что расширен перечень объектов бухгалтерского учета, установленный в статье 5 Закона № 402-ФЗ.

    Речь идет все о тех же объектах, но реально не отвечающих установленным для них критериям.

    «Узаконивание» мнимых и притворных объектов объясняется присоединением России в феврале 2012 года к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 01.02.12 № 3-ФЗ).

    Согласно Рекомендациям по применению Конвенции (разд. V«А»), страны-участницы должны:

    • добиваться от компаний ведения точного учета полученных и израсходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств;
    • ввести запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;
    • применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.

    Пример 2

    Охранные услуги компании не оказывались, однако на основании документов была сделана учетная запись:

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76.

    В результате возникли мнимый расход (в отчете о финансовых результатах — по статье «Управленческие расходы») и мнимое обязательство (в балансе — по статье «Кредиторская задолженность»). В погашение последнего были перечислены денежные средства:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51.

    На основании заключения службы внутреннего контроля первая проводка была сторнирована, а безналичный платеж квалифицирован как недостача денег.

    Отметим, что перевод денежных средств по подложным документам на счета нерезидентов влечет уголовную ответственность (ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ).

    Мнимые и притворные объекты возникают не вследствие ошибки. Они порождены умыслом. Что касается мнимых и притворных сделок, то они ничтожны. Объекты бухучета возникают как последствия сделок. Но если последствия мнимых сделок компания вправе проигнорировать самостоятельно, то последствия притворных сделок может отменить только суд, да и то по иску не всякого лица (п. 3 и 4 ст. 166 ГК РФ). Эти нюансы нужно иметь в виду в отношении соответствующих (мнимых или притворных) объектов бухучета.

    Примером притворных сделок может служить продажа объектов по заниженным ценам (постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.11 № А65-19357/2009).

    А нельзя ли использовать для борьбы с последствиями притворных сделок требование приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008)?

    На этот вопрос нужно ответить отрицательно. В развернутом виде указанное правило гласит: учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Это требование можно применить на стадии оформления первичных документов.

    Но самостоятельно пересматривать первичные документы, представленные для принятия фактов к учету, бухгалтер не вправе.

    Обязательный аудит

    Напомним, что ранее Закон № 402-ФЗ обязывал компании представлять бухотчетность вместе с аудиторским заключением. Данная норма распространялась на все случаи представления — не только в орган государственной статистики, но и в налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Причем это правило начало действовать с 1 сентября 2013 года, когда сроки подачи отчетности за 2012 год уже истекли.

    С 1 января 2014 года законодатель свои требования смягчил.

    Во-первых, аудиторское заключение необходимо представлять лишь в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Как известно, обязательный экземпляр предназначен для органа статистики.В иные инстанции, в том числе в налоговую инспекцию, аудиторское заключение направлять не нужно.

    Во-вторых, представлять аудиторское заключение одновременно с отчетностью необязательно. Для его подачи установлены специальные сроки: не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Нелишним будет напомнить, что в бумажном варианте аудиторское заключение прошивается с той отчетностью, на которую оно выдано.

    Итак, начиная с этого года обязательные аудиторские заключения входят в государственный информационный ресурс.

    Разработка федеральных стандартов

    А именно: опубликования соответствующих материалов в печатном издании, определяемом Минфином России, не требуется. Достаточно их размещения на официальных сайтах главного финансового ведомства и разработчика.

    Мотивы такого решения вполне очевидны.

    Ведь пресса значительно уступает информационно-телекоммуникационной сети в оперативности и доступности.

    Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 2, январь 2014 г.

    Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

    www.klerk.ru

    Смотрите так же:

    • Закон счетная палата рф Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ"О Счетной палате […]
    • Приказ ржд 200 Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 января 2014 г. N 200р "Об утверждении документов по системе управления брендом "РЖД" Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 января 2014 г. N 200р"Об утверждении […]
    • Казенные учреждения закон Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных […]
    • Жалоба на решение суда о взыскании морального вреда Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
    • Федерального закона от 07082001 115-фз о противодействии легализации Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и […]
    • 71-з закон Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з"О […]