Принципы определения размера пенсии

Принципы определения размера пенсии

Наиболее общие принципы исчисления размеров пенсий, использующиеся в мировой практике, приведены в Конвенции Международной организации труда об обязательном страховании по старости

Основные принципы определения размера пенсий

1. Размер пенсии определяется в зависимости или независимо от стажа страхования и представляет либо определенную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо же меняется в зависимости от суммы выплаченных взносов.
2. Если размер пенсии зависит от продолжительности страхового стажа и ее предоставление обусловливается завершением застрахованным лицом стажа, такая пенсия, при отсутствии гарантированного минимума, должна включать определенную сумму или часть суммы, не обусловленную продолжительностью страхового стажа. Там, где пенсия предоставляется независимо от завершения стажа, может предусматриваться гарантийный минимальный размер.
3. Если размер взносов зависит от размера заработной платы, учитываемая с этой целью заработная плата принимается также во внимание для исчисления пенсии независимо от того, обусловливается ли размер пенсии продолжительностью страхового стажа или нет.
Из данного определения следует, что в пенсионной схеме с установленным размером выплат может использоваться одна из следующих формул расчета размера этих выплат:
• фиксированной пенсии по достижении установленного стажа;
• фиксированной пенсии для периодов стажа;
• пропорционально периоду стажа;
• пропорционально уровню заработной платы;
• пропорционально тарифному разряду (должности);
• пропорционально уровню доплат.
В тех случаях, когда в корпоративной пенсионной программе необходимо для различных категорий трудящихся определить различные формулы расчета размера пенсий, программа просто должна включать в себя несколько различных пенсионных схем.
Формулы выплат фиксированной пенсии по достижению установленного стажа
Когда предприятие впервые разрабатывает пенсионную программу, уровень отчислений в фонд может быть достаточно мал, и фиксированная пенсия в этом случае является наиболее удобной. Как правило, это самая простая формула исчисления размера пенсий, применяющаяся при назначении пенсий ветеранам, уволившимся с предприятия до создания на предприятии пенсионной программы.
Например, пожизненная ежемесячная пенсия в 2000 рублей может выплачиваться каждому участнику, достигшему пенсионного возраста и имеющему не менее 20 лет установленного стажа.
Однако с течением времени начинает проявляться несправедливость такой формулы исчисления размеров пенсий, поскольку люди, имеющие, например, по 19 и 20 лет стажа, оказываются в различном положении. Подобная несправедливость устраняется применением других формул исчисления.
При определении величины установленного стажа возникает вопрос: что брать за основу? В соответствии с Конвенцией № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» правом на получение пособия (пенсии по старости) должны обладать лица, стаж которых равен или превышает 30 лет, а сокращенное пособие (пенсии по старости) должно назначаться лицам, стаж которых составляет от 15 до 30 лет.
Пособием (пенсией по инвалидности или потере кормильца) должны обладать лица, стаж которых равен или превышает 1 5 лет, а сокращенное пособие (пенсии по старости или потере кормильца) должно назначаться лицам, стаж которых составляет от 5 до 15 лет.
Учитывая процессы всемирной глобализации и длительный период действия корпоративных пенсионных программ, работодателям целесообразно использовать в качестве отправной точки именно эти минимальные требования МОТ.
Формула фиксированной пенсии для периодов стажа
Такая формула исчисления отличается от формулы фиксированной пенсии для установленного стажа тем, что пенсии выплачиваются даже тем участникам, стаж которых меньше установленного. Однако размер пенсий выплачиваемых таким категориям сотрудников ниже, чем размер пенсий для сотрудников, заработавших полный установленный стаж. Такой подход широко использовался в корпоративных пенсионных программах дореволюционной России.
В качестве иллюстрации можно привести исторический пример корпоративной пенсионной программы, существовавшей в России еще до возникновения Международной организации труда (1919 г.). Согласно Уставу одной из дореволюционных пенсионных касс «Пенсии назначаются по числу лет службы в размере полного оклада за 20 лет, трех четвертей оклада за 15 лет, половины оклада за 10 лет».
Формула выплат пропорционально периоду стажа
В этом случае месячная пенсия устанавливается равной фиксированной расчетной сумме (например, 200 рублей) за каждый полный год стажа работы на предприятии (или участия в пенсионной программе) к моменту выхода на пенсию. Год стажа обычно засчитывается при условии, что участник проработал на предприятии не менее некоторого количества часов (например, 1500—1800). Кроме того, стаж прежней работы (до введения пенсионной программы) может засчитываться с понижающим коэффициентом. Иногда, в случае когда размер пенсии оказывается менее некоторого уровня, назначается фиксированная минимальная пенсия. Соотношение между пенсией, заработанной за год стажа до принятия программы (т. е. пенсией, не оплаченной работодателем), и пенсией, заработанной после принятия программы (оплаченной работодателем), определяется отдельно и зависит от толкования понятия «справедливость» авторами пенсионной программы. Следует также учесть, что назначение пенсии за прошлый стаж напрямую приводит к появлению так называемого актуарного дефицита фонда (нефинансируемых актуарных обязательств — Unfunded Actuarial Liability), что увеличивает необходимые ежегодные отчисления работодателя в фонд. Поэтому часто в пенсионную формулу вносятся ограничения на предельный учитываемый прежний стаж (например, не более 20 лет). При использовании этой формулы возможны два подхода, когда:
• размер ежемесячной пенсии рассчитывается как произведение расчетной суммы на период стажа, который, как правило, исчисляется в годах. Такие формулы в американской практике называются Level Dollar, Fixed Dollar;
• размер ежемесячной пенсии рассчитывается исходя из общей суммы накоплений (например, 5000 рублей), вносимой вкладчиком к моменту выхода участника на пенсию за каждый год стажа работы на предприятии (или участия в пенсионной программе). При этом размер пенсии будет напрямую зависеть от размера общей суммы накоплений.
Преимущества валютных оговорок в этой и в любой другой формуле, когда производится индексация прав участника согласно текущему валютному курсу, — преимущество для участника (в вышеприведенном примере размер выплат участнику увеличивается более чем в два раза), и недостаток для работодателя, так как он вынужден принимать на себя обязательства не только по финансированию пенсий, но и по валютному риску. Приведем пример другой модификации этой формулы, в которой отсутствует валютный риск.
За каждый год стажа участник пенсионной программы приобретает право на получение пенсии в размере, например, 5% от некоторой расчетной суммы пенсии. Таким образом, проработав в корпорации 20 лет, сотрудник получает право на пенсию в размере 100% расчетной суммы, например 1000 рублей. Эта пенсия в 1000 рублей будет выплачиваться пенсионеру ежемесячно и пожизненно.
Так как в условиях инфляции покупательная способность как рубля, так и доллара падает, размер расчетной суммы по решению администрации корпорации ежегодно индексируется. Для работника это существенное преимущество.
Формула выплат пропорционально периоду стажа достаточно гибкая. Если в корпоративной программе учитывается стаж работников за период, предшествующий дате введения пенсионной программы, и работники предпенсионного возраста накопили значительный стаж, то предельный размер прав может быть ограничен, например, не более 100% от расчетной суммы. За счет этого взносы работодателя сократятся, и снизится вероятность банкротства пенсионной программы.
Но при применении этой формулы исчислений также существует несправедливость по отношению к отдельным категориям сотрудников — сотрудники, получавшие различную заработную плату и, соответственно, внесшие различный вклад в развитие своего предприятия, при выходе на пенсию получают одно и то же вознаграждение. Поэтому в настоящее время в зарубежной практике наиболее широкое применение находит не эта формула, а формулы, базирующиеся на размере заработной платы или статуса (тарифного разряда или должности) работника.
Формула выплат пропорционально уровню заработной платы
Правила, связывающие величину пенсии с заработком последних лет службы, имеют своей целью установить участникам пенсию, соразмерную с их трудовым вкладом в предприятие, а также учесть изменения стоимости жизни (инфляцию) с течением времени. Как правило, последний заработок обычно исчисляется как среднее арифметическое всех годовых доходов за несколько последних лет работы. В общем случае правилами исчисления ежемесячных пожизненных пенсий может быть установлено одно из следующих оснований исчисления:
• ежемесячная пенсия равна фиксированному коэффициенту замещения, например 60% от средней месячной заработной платы сотрудника за последние несколько лет;
• ежемесячная пенсия равна фиксированному расчетному проценту (например, 4%) от средней заработной платы (ежемесячной) за последние несколько лет умноженному на стаж работы участника на предприятии к моменту выхода на пенсию (вместо стажа работы на предприятии может учитываться стаж участия в пенсионной программе). За рубежом такие формулы получили название Level Percent или Salary-linked;
• ежемесячная пенсия равна фиксированной установленной части (например, 1/80) или проценту от суммарной заработной платы, начисленной участнику за время его работы на предприятии.
При исчислении размера прав, которые получат сотрудники при выходе на пенсию через несколько лет или несколько десятков лет обязательно должна учитываться такая составляющая, как рост во времени заработной платы.
Формула, когда для всех сотрудников, независимо от их периода работы на предприятии, устанавливается один и тот же коэффициент замещения, в реальной практике встречается довольно редко. Однако единый коэффициент замещения может быть успешно использован для построения приближенной модели пенсионной программы предприятия с целью оценки основных параметров программы и вариантов ее дальнейшего развития. В реальной программе, привязанной к заработку сотрудников, целесообразно учитывать общий стаж или стаж работы сотрудников на предприятии.
Формулы суммарной заработной платы отличаются от формул средней заработной платы только формулой определения расчетной заработной платы. Значения коэффициента замещения и расчетного процента для различных групп участников могут быть различны — например, в зависимости от тарифного или должностного разряда, к которому принадлежал сотрудник. Формулы исчисления размера пенсий пропорционально заработной плате приняты в большинстве стран мира. Они используются также в качестве иллюстративного материала в Международных стандартах финансовой отчетности.
Эти формулы идеальны для корпораций, которые используют индивидуальный подход при заключении трудового контракта с сотрудником, когда размер заработной платы, бонусов и пенсий оговариваются с глазу на глаз. Российские производственные корпорации в силу сложившегося исторического опыта преимущественно используют тарифную систему — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. В связи с этим в пенсионных программах ряда крупных отечественных корпораций размер пенсий зависит не от заработка, а от тарифного разряда сотрудника. Такой подход упрощает задачу — что считать основанием для исчисления заработка (включать ли премии, надбавки, доплаты за работу во внеурочное время и т. п.).

Формула выплат пропорционально тарифному разряду или должности сотрудника
В этой формуле в качестве основания (или одного из оснований, когда вторым основанием является стаж) принимается некоторый пенсионный тариф, значение которого прямо пропорционально тарифной ставке сотрудника или статусу (должности) сотрудника.
Основным преимуществом тарифной формулы исчисления размера пенсий является ее масштабируемость, т. е., если в корпорации временами происходит изменение структуры кадрового состава (например, при выводе непрофильных активов предприятий) или меняются принципы начисления заработной платы, пенсионная программа может быть легко пересчитана и изменена без нарушения основных принципов исчисления размера пенсий. Тарифная формула также удобна, когда производятся ограничения либо расширения состава участников при изменении параметров пенсионной программы.
Итак, величина пенсии (пенсионный тариф) может быть определена как некоторое значение, прямо пропорциональное тарифной ставке (должности) сотрудника.
При актуарном оценивании пенсионной программы следует учитывать изменение во времени значения базовой ставки. В качестве начального значения базовой ставки тарифа может быть принят минимальный размер государственной пенсии по старости либо значение минимальной заработной платы (или дециля заработной платы), умноженное на принятый коэффициент замещения. При построении пенсионной программы вопрос предельного значения коэффициента замещения возникает всегда. Как его установить?
В IX разделе 102 Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» приведены минимально допустимые значения коэффициентов замещения.

Рекомендация МОТ об общих принципах страхования по инвалидности, по старости и на случай потери кормильца предлагает более высокие критерии, например: «. пенсия, предусматриваемая в пользу застрахованных лиц, имеющих тридцатилетний стаж действительного участия в страховании путем уплаты взносов, не должна быть меньше половины доли заработной платы»
Если по тем или иным причинам корпорация не готова финансировать пенсионную программу на основе коэффициента замещения, то, возможно, для нее окажется приемлемой программа, в которой размер ежемесячной пенсии рассчитывается исходя из некоторых установленных доплат, например доплат до уровня пенсии госслужащих. Такой подход возможен и для бюджетных организаций.
Формула выплат пропорционально уровню доплат
Эта формула достаточно сложна в плане прогнозирования и построения надежных актуарных оценок, однако она проста для исчисления размеров своих прав участниками: достаточно просто ознакомиться с соответствующим нормативно-правовым актом и определить размер своей пенсии. Работодателям имеет смысл ее использовать только в том случае, когда поставлена политическая цель и финансовые возможности работодателя позволяют ее достичь.
Сотрудник за каждый проработанный год приобретает право на 8% от некоторых доплат, например доплат, полагающихся госслужащим, установленных к моменту выхода сотрудника на пенсию. Проработав на предприятии 11 лет, сотрудник приобретает право на 8 х 11 = 88% от размера доплат к пенсии госслужащего. К дате выхода на пенсию размер доплат к пенсии госслужащего (некоторого определенного разряда) составил 1 500 рублей. Таким образом, сотрудник при достижении пенсионных оснований получает право на ежемесячную пожизненную доплату к пенсии в размере:
1 500 х 0,88 = 1320 рублей.
Эта доплата к пенсии должна выплачиваться за счет накоплений вкладчика-работодателя. Исходя из суммы 1320 рублей, а также в зависимости от возраста выхода на пенсию, пола (мужчина или женщина), установленной ставки инвестиционного дохода и принятых таблиц смертности работодателю необходимо будет сформировать к дате выхода на пенсию сотрудника некоторую сумму. Для мужчины, выходящего на пенсию в 60 лет при ставке инвестиционного дохода 8,5% годовых и ежемесячной пожизненной пенсии (неиндексируемой) в размере 1320 рублей, величина этой суммы (пенсионных накоплений работодателя) составит около 173 000 рублей.
В дополнение к этому работодатель при определении уровня доплат может вычитать из своих обязательств сумму, которую пенсионер получает в виде государственной пенсии. Тогда цель работодателя будет достигнута с минимальными затратами, но при этом возникнет еще большая неопределенность в актуарных предположениях.
Преимущество формулы — индексация прав участника, простота расчета прав участником. Недостаток формулы — принятие вкладчиком-работодателем обязательств индексации в зависимости от изменения практически непредсказуемого уровня доплат.

www.jobgrade.ru

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Основные принципы определения размеров государственных и трудовых пенсий

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ

Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий

1. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится соответствующий перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

3. Лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего ФЗ, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп / (Т х К), где

СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп — установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПКп — сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 7 статьи 14 настоящего ФЗ) или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

К — коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности — отношению, указанному в пункте 3 статьи 15 настоящего ФЗ. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет.

4. В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится по формуле, указанной в пункте 3 настоящей статьи.

5. Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным 5. Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд РФ, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии, в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

7. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов — один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие — один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов — один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период (пункт 6 настоящей статьи);

5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году (подпункты 1 — 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

8. Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ и индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий (подпункт 5 пункта 7 настоящей статьи), определяются Правительством РФ.

9. Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 9 статьи 14 настоящего ФЗ).

10. Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего ФЗ, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части указанной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера, произведенного в соответствии с настоящим пунктом.

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии производится по формуле:

НЧ = НЧп + ПНп / Т, где

НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;

НЧп — установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПНп — сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 9 статьи 14 настоящего ФЗ), определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

www.shpora.su

60 (59). Основные принципы определения размеров государственных и трудовых пенсий

Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии.

При достижении пенсионером 80 лет, изменении степени ограничения способности к трудовой деятельности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится перерасчет размера БЧ трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Лицу, осуществляющему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения СЧ трудовой пенсии по старости, по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии – по его заявлению производится перерасчет размера СЧ трудовой пенсии по старости, по инвалидности.

СЧ = СЧп +ПКп / (Т * К)

СЧ – размер СЧ трудовой пенсии по старости, по инвалидности;

СЧп – установленный размер на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится перерасчет;

ПКп – сумма расчетного пенсионного капитала на день, с которого производится перерасчет;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, по инвалидности на день, с которого производится перерасчет;

К – коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старости – 1, по инвалидности (отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180; нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается на день, с которого производится перерасчет).

В случае отказа пенсионера от получения установленной ему СЧ трудовой пенсии по старости не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения СЧ трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета этой части – по его заявлению производится перерасчет размера СЧ трудовой пенсии по старости (неполученные пенсионером за указанный период суммы СЧ подлежат зачислению на его лицевой счет).

Размер СЧ трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета (производится с 01.07 года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии).

Размер БЧ трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных в ФБ и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Размеры БЧ трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца наряду с индексацией могут в целях приближения к величине прожиточного минимума пенсионера устанавливаться отдельными ФЗ одновременно с принятием ФЗ о ФБ на соответствующий финансовый год.

Порядок индексации размера СЧ трудовой пенсии:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% — 1 раз в 3 месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее 6% за полугодие –1 раз в 6 месяцев (с 01.08, 01.02) (если в течение соответствующего полугодия не производилась поквартальная индексация);

3) в случае роста цен за полугодие менее чем на 6% — 1 раз в год (с 01.02) (если в течение года не производилась индексация поквартальная и по полугодиям);

4) коэффициент индексации размера СЧ трудовой пенсии определяется Правительством исходя из уровня роста цен за соответствующий период (не может превышать коэффициент индексации размера БЧ трудовой пенсии за тот же период);

5) если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера СЧ трудовой пенсии в этом же году, с 01.04 следующего года производится дополнительное увеличение размера СЧ трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты в РФ и указанным коэффициентом (дополнительное увеличение не может превышать индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату СЧ трудовых пенсий).

Годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в РФ и индекс роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату трудовых пенсий, определяются Правительством.

Размер НЧ трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 01.07 года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет, с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Лицам, осуществляющим работу и (или) деятельность, после назначения НЧ трудовой пенсии по старости 1 раз в 3 года производится перерасчет НЧ с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения НЧ, либо со дня последнего перерасчета ее размера.

НЧ = НЧп + ПНп / Т

НЧ – размер НЧ трудовой пенсии;

НЧп – размер НЧ по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится перерасчет;

ПНп – сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в ПФР и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения НЧ, либо со дня последнего ее перерасчета;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, определяемого на день, с которого производится перерасчет.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим устанавливается за 15 лет стажа в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом БЧ и СЧ трудовой пенсии по старости (инвалидности) (увеличивается за каждый год сверх 15 на 3%, не может превышать 75%).

Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей, участников ВОВ, блокадников, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, а также размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан устанавливаются в %% от БЧ трудовой пенсии по старости (в некоторых случаях предусмотрены минимальные размеры таких пенсий).

studfiles.net

Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы (М.Л. Захаров, «Журнал российского права», N 7, июль 2009 г.)

Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы

Равное увеличение размера пенсии, которая выплачивается в настоящее время каждому пенсионеру, не может разрешить проблему более рационального, социально обоснованного и справедливого распределения имеющихся финансовых ресурсов*(1). Причина в том, что в России практически с середины 90-х гг. прошлого столетия нарушались те принципы, на основании которых объективно должен формироваться уровень пенсий, выплачиваемых за счет пенсионного фонда (далее — страховые пенсии). То же касается и будущих пенсионеров: при сохранении существующих норм пенсионного обеспечения и правил исчисления пенсий сложившаяся ситуация будет воспроизводиться.

Значит, нормы пенсионного обеспечения и правила исчисления пенсий необходимо привести в соответствие с указанными выше принципами. Они реализованы практически в нормативных правовых актах других стран, а также содержались ранее в законодательстве СССР и России. Кстати, достижение советского периода отвергаются не так уж редко без всяких к тому оснований, хотя его опыт в социальной сфере использовали нередко другие страны, например в сфере организации охраны здоровья населения, бесплатного лечения и пенсионного обеспечения. При разрешении сложных проблем не лишне присмотреться к тому, как разрешаются аналогичные проблемы другими и как они разрешались в прошлом в собственной стране. Заимствование чужого и собственного опыта пока еще в России не наблюдается, зачастую формируются новые решения, которые, к сожалению, оказываются неудачными.

Основным ориентиром при подготовке всех управленческих решений, касающихся уровня пенсионного обеспечения, является Конституция РФ. Она провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Пенсионное обеспечение пожилых и нетрудоспособных граждан гарантируется государством, оно основа, главное звено в системе социального обеспечения, все остальные его виды дополняют пенсионное обеспечение, но не могут заменить его. Государственные пенсии согласно Конституции РФ устанавливаются законом, а дополнительные формы лишь поощряются (ст. 7, 39). Таким ориентиром является также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Закрепить права каждого человека на социальное обеспечение ратифицирующие его государства признали также право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, они обязались также принимать надлежащие меры к осуществлению этого права (ст. 9, 11). Пакт ратифицирован СССР, он обязателен и для России, поскольку она является правопреемницей СССР*(2).

Россия пока еще не ратифицировала многие другие международные акты, касающиеся социального обеспечения, не ратифицирована и Конвенция МОТ N 102, принятая более полувека назад (1952 г.). Однако это вовсе не означает, что такие акты не должны учитываться: они будут ратифицированы, ибо наша страна интенсивно интегрируется в мировое сообщество. Президент РФ Д.А. Медведев 30 марта 2009 г. внес в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию Европейскую социальную хартию. Она будет ратифицирована, видимо, уже в ближайшее время, сначала в определенной части, а затем и в полном объеме, и явится дополнительным ориентиром для развития системы социального обеспечения в нашей стране.

Какова международная практика по вопросу определения уровня пенсионного обеспечения? Она наглядно свидетельствует о том, что условия и нормы пенсионного обеспечения за счет пенсионного фонда повсеместно определяются с учетом трудового вклада застрахованного. Не будем приводить конкретные примеры, касающиеся отдельных стран, частные отличия здесь не так уж существенны. Главное заключается в том, что условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый — как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй — как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стажевом стандарте, а качественный — в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стажевого стандарта пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка. В большинстве стран определены (прямо или косвенно) минимальные и максимальные размеры страховых пенсий. Их цель соответственно гарантировать минимальный уровень страховой пенсии (он значительно выше уровня социального пособия) и предотвратить необоснованные излишки в пенсионном обеспечении, поскольку финансовые ресурсы государства и страхового фонда не безграничны.

Таковы общепризнанные, наиболее распространенные в западных странах исходные параметры, с учетом которых определяется право на страховую пенсию и ее размер. Однако законодательство каждой страны имеет свои особенности. Они обусловлены уровнем экономического развития, демографической ситуацией, традициями и рядом других обстоятельств.

Стажевой стандарт для получения полной пенсии по старости составляет обычно 30 лет, как для мужчин, так и для женщин. Однако во многих странах он выше, подчас значительно, например в Германии и Франции. Объясняется это тем, что страховая пенсия «зарабатывается» на одинаковых условиях, а также общепризнанным международным принципом о равенстве прав мужчин и женщин. Что касается среднего заработка, то он подсчитывается, как правило, за сравнительно длительный период, иногда даже за весь период трудовой деятельности. При равной длительности трудового стажа и равном заработке пенсии, следовательно, не различаются. Однако различия в этих двух составляющих определяют дифференциацию в уровне пенсионного обеспечения: у одних он выше, у других — ниже. Во всех случаях уровень пенсионного обеспечения определяется с учетом необходимости поддержания сложившегося в период трудовой деятельности социального статуса и, следовательно, весомого материального дохода, обеспечивающего достойную жизнь застрахованного и его семьи. В ряде стран коэффициент замещения достигает 60-70% заработка. По международным меркам, его уровень не должен быть ниже 40-50% типичного заработка. Им обычно признается заработок квалифицированного рабочего мужского пола.

Теперь рассмотрим, какими были абсолютный и относительный уровни пенсионного обеспечения в СССР и в России до 2002 г. и каковы они ныне.

До начала 90-х гг. прошлого века в СССР действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» 1956 г., который и функционировал более 35 лет. В этот закон вносились дополнения и изменения, но ни одно из них не преследовало цели снизить достигнутый, достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения. В основном изменения касались повышения минимального размера пенсии. Уровень пенсионного обеспечения по отношению к заработку (коэффициент замещения) составлял от 50 до 85%: при сравнительно невысоком заработке пенсия составила большую часть его, при более высоком заработке — меньшую часть. Для тех, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, размер пенсии по отношению к их заработку повышался на 5%. Минимальный размер пенсии соответствовал минимальной оплате труда (более высокий минимум устанавливался для пенсий, выплачиваемых свыше 10 лет). К началу перестройки минимум пенсии соотносился к типичному максимуму как 1 к 2,4 (ранее это соотношение составляло 1 к 4). Для некоторых категорий граждан (занятых на работах с неблагоприятными условиями труда и имеющих длительный общий и непрерывный трудовой стаж) предусматривались более высокие максимальные размеры пенсий.

В целом общий уровень пенсионного обеспечения по старости согласно указанному закону был достаточно высоким, он гарантировал гражданам достойную жизнь в пенсионный период.

Несмотря на сравнительно высокий уровень пенсионного обеспечения в советский период, в последние годы отчетливо проявлялась тенденция к его некоторому снижению. Это касалось граждан, имеющих средний и более высокий заработок. К тому же пенсии не индексировались в связи с ростом цен на потребительские товары и платные услуги, который хотя и медленно, но все же происходил. В этот период многим стали назначаться так называемые персональные пенсии. Они устанавливались в основном чиновникам и тем, кто имел длительный стаж пребывания в КПСС (при том, что существование других партий не допускалось). В дополнение к этой пенсии устанавливались различные льготы, в том числе по оплате весомого и качественного продуктового пакета по заниженным в несколько раз ценам.

В 1990 г. принимается новый союзный пенсионный закон. Однако ему не суждено было превратиться в «работающий» закон в связи с распадом СССР. Его заменил Закон РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990 г. (далее — Закон 1990 г.).

Закон 1990 г. в первоначальной его редакции — типичный страховой закон. В нем воплощались все принципы, на основании которых функционируют страховые пенсионные системы в других странах, заложен более высокий уровень пенсионного обеспечения по сравнению с ранее предусмотренным и фактически сложившимся, установлены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий, обеспечивающие достойную жизнь пенсионеров, введена постоянная система индексации пенсионных выплат и т.д. Проект закона рассматривался МОТ и МАСО и одобрен ими. Вот некоторые нормы закона, касающиеся уровня пенсионного обеспечения: коэффициент замещения заработка 55% при стаже 25, 20 лет (соответственно у мужчин и женщин); повышение пенсии при более длительном трудовом стаже — до 70% заработка; возможность установления пенсии, если стаж неполный; минимальный размер пенсии — равен минимальному уровню оплаты труда; максимальный размер пенсии — втрое выше минимального, а для тех, кто работал на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, выше в 3,5 раза; ежеквартальная индексация всех пенсий с учетом роста цен на потребительские товары и услуги, а также увеличение оплаты труда занятого населения; исчисление пенсии из полного заработка за любые пять лет работы подряд или за последние два года работы; включение в трудовой стаж времени ухода за детьми в возрасте до трех лет, но не более чем девять лет в общей сложности и т.д.

Общественное ожидание хорошего пенсионного закона, отмены привилегий для избранных было в то время огромно, и Закон 1990 г. оправдал такое ожидание. Им, в частности, отменялись персональные пенсии, поскольку имелось в виду, что пенсионная система для всех и каждого не может нормально функционировать и развиваться, если создана особая, привилегированная система для тех, кто во власти или в близи ее.

Закон 1990 г. «прожил» около 10 лет. В первый период он действовал в полную силу и в него не вносились изменения, снижающие достигнутый уровень пенсионного обеспечения. В этот период, который продолжался всего около двух лет, все пенсии индексировались по истечении каждого квартала, причем они повышались в такой же степени, в который увеличивались цены на потребительские товары и услуги (темпы инфляции за квартал составляли в то время около 200%). Затем наступил период преднамеренного разрушения данного закона, приспособление его к резкому снижению экономического потенциала страны, беспрецедентному спаду общественного производства, практики во всех его сферах. Этот период начался с конца 1993 г., когда правительство не выполнило решение Верховного Совета России об очередной полной индексации пенсионных выплат с 1 ноября этого года. Впоследствии в Закон 1990 г. вносились многочисленные поправки и дополнения. В своей совокупности они изменили сущность закона, превратили его в антипод того закона, который принимался в 1990 г. В итоге к 2002 г. в России сложился недопустимо низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, в два и более раза ниже, чем в доперестроечный период. Резко сократилась также и дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада (она составила около 23%). Наряду с разрушением пенсионной системы для «всех» с 1996 г. вводятся сначала весомая надбавка к пенсии, а затем и вторая пенсия для чиновников разного уровня — федерального, регионального и муниципального, а также устанавливаются еще более высокие пенсии для лиц, занимавших государственные должности.

В целом можно сделать вывод, что цели, сформулированные в Законе 1990 г. — создать в стране единую пенсионную систему, обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение, не были выполнены. Фактически, вопреки закону, реализовывались иные, противоположные цели — минимизировать пенсионные расходы, создать и закрепить пенсионные привилегии для тех, кто во власти и обслуживает ее интересы, т.е. аппарата управления. Преднамеренная девальвация пенсионной системы осуществлялась в основном двумя методами — консервацией минимального размера пенсии по старости (он фактически не повышался) и упразднением в то же время регулярной полной индексации пенсионных выплат в связи с ростом цен, она была заменена мизерными компенсационными выплатами всем пенсионерам в равной твердой сумме.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон 2001 г.)*(3) по существу закрепил сложившийся крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, который соответствовал подорванной финансовой базе пенсионного фонда. В этом законе даже не определены его цели. Доказательством этого является получение в январе 2002 г. (первый месяц действия «нового» закона) пенсии в том же размере, в котором пенсия была выплачена за декабрь 2001 г. (последний месяц действия «старого» закона). Небольшую прибавку к пенсии получили лишь те, кто перешагнул 80-летний возрастной рубеж, а таких в общей возрастной структуре пенсионеров по старости не более 5%. В дальнейшем пенсия увеличивается лишь в связи с их индексацией в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в соответствии с официальным уровнем инфляции, рассчитываемым по всем товарам и услугам, потребляемым как бедными, так и богатыми. Фактически уровень инфляции для пенсионеров (все они бедные) примерно вдвое выше официально объявляемого. Следовательно, повышение пенсий в связи с их инфляцией вряд ли влияет на увеличение реального пенсионного дохода.

Трудовой стаж в прошлом определял размер пенсии как в СССР, так и в России (до ноября 2002 г.). По ныне действующему российскому пенсионному законодательству трудовой стаж (продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности) вообще не влияет на размер пенсии. Он юридически безразличен при определении уровня пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, в отличие от обеспечения пенсиями государственных гражданских служащих, депутатов, судей, кадровых военнослужащих, сотрудников МВД и многих других. С его учетом оцениваются лишь пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002 г., а также назначаются досрочные пенсии по старости. Понять и тем более оправдать данную новеллу невозможно, она противоречит здравому смыслу и элементарной социальной справедливости.

К началу текущего 2009 г. коэффициент замещения среднего заработка пенсий составлял менее 24%, он снизился по сравнению аналогичным показателям за 2001 г. на 10 процентных пунктов. У многих пенсионеров пенсия не достигает даже позорного прожиточного минимума, определяемого на основе довольно скудной потребительской корзины. Таких пенсионеров, видимо, не менее половины. Потребление на уровне потребительской корзины и тем паче на более низком уровне не может обеспечить достойную жизнь человека. Следует отметить, что пенсия в размере 8-9 тыс. руб. — редкость, в таком размере пенсию получают лишь те пенсионеры, которые работали после 1 января 2002 г. и имели сравнительно высокий заработок, в связи с чем их пенсия пересчитывалась. Что касается «старых» пенсионеров, то их пенсия обычно не достигает даже прожиточного минимума.

Что же нужно предпринять для того, чтобы кардинально изменить сложившуюся ситуацию, с тем чтобы выход на пенсию не воспринимался, по словам Президента РФ Д.А. Медведева, «как конец жизни, бедность и социальная неустроенность». Не нужно пытаться изобретать «свое», надо, как и при формировании доходной базы пенсионного фонда, использовать опыт других стран и прежний опыт своей страны.

1. Необходимо поставить в прямую зависимость размер страховой пенсии от длительности трудового стажа, т.е. установить стажевый стандарт, при котором устанавливается полная пенсия по старости, и определить, как корректируется размер пенсии при отклонении от страхового стандарта, если фактически имеющейся трудовой стаж больше или, наоборот, меньше стандарта.

В большинстве развитых стран стажевый стандарт для получения полной пенсии составляет 30 лет, однако нередко он, как отмечалось, значительно выше. В России он определен в 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, т.е. той же продолжительности, как и ранее в СССР. На этом фоне представляется явно необоснованным установление полной пенсии по старости при наличии всего лишь пяти лет страхового стажа в таком же размере, как при трудовом стаже 20, 30, 40 лет и более.

Стажевый стандарт целесообразно повысить и в перспективе установить его одинаковым для мужчин и женщин продолжительностью в 30 лет, как это предусматривает Конвенция МОТ N 102. Почему необходим равный стажевый стандарт? В связи с тем, что страховая пенсия зарабатывается. Однако выравнивание стажевого стандарта и некоторое его повышение должны сопровождаться решением о включении в трудовой стаж тех периодов, когда женщина готовится стать матерью, становится ею и ухаживает за ребенком в первые годы его жизни. В настоящее время, с 2002 г., эти права существенно ограниченны, их необходимо восстановить в полном объеме, в противном случае возможность реализации пенсионных прав женщинами ограничивается, что не соответствует конституционному принципу равных возможностей мужчины и женщины*(4). Велик ли стажевый стандарт в 30 лет? Нет, конечно. До достижения пенсионного возраста он доступен для каждого. При этом имеется в виду, что введенные с 1 января 2002 г. ограничения, касающиеся включения в трудовой стаж военной службы, службы в других силовых структурах, а также ухода за старыми людьми, инвалидами, должны быть также отменены.

2. Все страховые пенсии, в том числе и пенсию по старости, следует определять в процентах к прежнему трудовому доходу (заработку). Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) предусматривает, что размер пенсии по старости не должен быть менее 40% заработка. В Европейском кодексе социального обеспечения, который принимался позднее, эта норма выше. В Кодексе и Европейской социальной хартии предусматриваются обязательства договаривающихся государств обеспечить каждому достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния. В российском пенсионном законе нет подобной нормы. Означает ли это, что установление и поддержание такого уровня жизни не является обязательством Российской Федерации? Не означает. В данном случае действуют аналогичные нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного СССР, и, следовательно, обязательные для исполнения нашей страной. Достойный уровень жизни — это уровень жизни хотя бы не ниже минимального стандарта, определенного Конвенцией МОТ N 102, т.е. 40% заработка. Ныне уровень пенсии по старости, как отмечалось, значительно ниже — около 24% и к тому же имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

На первом этапе коэффициент замещения при выработке полного страхового стандарта следует довести хотя бы до 40%. Лишь при этом условии, как представляется, можно считать, что наша страна выполняет обязательства, предусмотренные упомянутым выше Международным пактом.

3. Во всех странах, где функционируют страховые пенсионные системы, базой для начисления страховых взносов является, как отмечалось, заработок, он также служит базой для определения размера пенсии: размер пенсии повсюду определяется в процентах к заработку (см. выше п. 2). В СССР и в России (до 2002 г.) размер пенсии также определялся в процентном отношении к заработку. Соотношение заработка и пенсии было сравнительно высокое, оно зависело в конечном счете от продолжительности трудового стажа.

С начала 2002 г. потерял свое предназначение не только трудовой стаж (см. выше п. 1). С этого времени кардинально изменились также все правила исчисления пенсии. Теперь базой для исчисления пенсии является не заработок, а так называемый расчетный пенсионный капитал. Для подсчета размера пенсии (страховой ее части) расчетный пенсионный капитал делится на число месяцев ожидаемой пенсионной жизни — 228 месяцев (19 лет). Этот срок, как полагают специалисты, существенно завышен, его завышение ведет к снижению страховой части пенсии. Продолжительность пенсионной жизни мужчин составляет, например, всего 12-13 лет, а не 19 лет.

Пенсионный капитал складывается из двух частей. Первая часть — результат оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., вторая часть — реальные страховые взносы, учтенные на индивидуальном счете каждого застрахованного. Первая часть есть лишь у тех, кто начал трудовую деятельность до 1 января 2002 г.

Откуда позаимствованы Россией указанные правила? Из добровольных, индивидуальных, накопительных пенсионных систем, действующих в развитых странах в качестве дополнительных к страховым пенсионным системам. В этих системах общая сумма взносов, учтенных на индивидуальном счете конкретного плательщика, делится на условное число месяцев, в течение которых предполагается выплачивать ему пенсию. При этом предоставляется обычно возможность получить единовременно всю сумму внесенных взносов. В случае смерти недополученная сумма страховых взносов возвращается наследникам. Они, следовательно, признаются собственностью человека. Россия позаимствовала все же не все эти правила, а лишь порядок определения размера пенсии; остальные были отброшены. Следует отметить, что ни в одной из развитых стран в страховых пенсионных системах не применяются указанные правила определения размеров пенсий.

Идея начисления страховой пенсии из пенсионного капитала порочна в своей основе. Она явно преследует одну цель — занизить трудовую пенсию. Пенсионный капитал, исчисляемый по установленным правилам до 1 января 2002 г., значительно занижен (почти вдвое) у всех граждан, которые имели заработок несколько выше среднего. Что касается пенсионного капитала за период трудовой деятельности после 1 января 2002 г., то его пополнение объективно не может превышать той доли заработка, которая соответствует тарифу страховых взносов (ныне это всего 20%). Кроме того, страховые взносы не начисляются на вознаграждение за военную и иную службу (в МВД, ФСБ и т.д.). Следовательно, пенсионный капитал граждан, проходивших такую службу, вообще не пополняется за период этой службы, что приводит к установлению им пенсии в заниженных размерах по сравнению с другими гражданами, не проходившими указанную службу. Некоторыми организациями страховые взносы, как известно, уплачиваются по сниженному тарифу, установленному законом. Это ведет к тому, что те, за кого взносы уплачиваются по пониженному тарифу, получают пенсию в меньшем размере (при равных условиях), чем граждане, за которых взносы уплачиваются по более высокому тарифу. Этот социальный абсурд запрограммирован законом!

Следует отметить, что другим категориям граждан, для которых установлены более высокие пенсии, их исчисление осуществляется на основе фактического заработка. При этом коэффициент замещения у таких пенсионеров достигает 80%. Также из заработка определяется пенсия, которая назначается их семьям.

Особый порядок исчисления пенсий застрахованным и их семьям, о котором говорилось выше, есть не что иное, как завуалированная дискриминация. Устранение этой дискриминации — первоочередная задача. Вряд ли можно согласиться с озвученным Правительством РФ предложением сохранить действующий порядок определения размера пенсии, т.е. без учета длительности трудового стажа, и подсчитывать ее размер по разным правилам, различающимся в зависимости от того, когда назначена пенсия — до 1 января 2002 г. или позднее. Данное предложение не согласуется с гарантией равных прав граждан независимо от каких-либо обстоятельств, что предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 19).

Какой наиболее простой и понятный каждому способ определения размера пенсии по старости можно предложить, если исходить из стажевого стандарта 30 лет? При выполнении этого стандарта размер пенсии составляет 40% заработка, при его превышении на каждый полный год пенсия повышается на 1% заработка, и наоборот — при его недостаточности, т.е. трудовом стаже от 5 до 30 лет, пенсия снижается на 1,5% заработка за каждый недостающий полный год. В итоге размер пенсии составит 60% заработка при стаже 50 лет и 20% заработка при стаже 10 лет*(5). В некоторых странах определен сразу высокий стажевый стандарт, и при его выполнении пенсия определяется в максимально возможном размере, допустим 70% заработка, а при его недовыполнении она соответственно снижается. Здесь все просто и понятно: пенсия зависит от того, сколько лет человек трудился и сколько он зарабатывал.

Возрождая исчисление страховых пенсий из заработка, необходимо справедливо разрешить проблему осовременивания «старых» заработков, учитывая, что они обесценены инфляцией, которая была в России чрезмерно высокой в прошлом и все еще высока до настоящего времени. Есть сравнительно простое решение. Сначала следует определить индивидуальный коэффициент работника. Он подсчитывается путем деления среднего заработка работника за тот период, который он избрал для исчисления пенсии, на средний сложившейся заработок в стране за тот же период. После определения индивидуального коэффициента работника подсчитывается условный средний заработок в месяц, из которого исчисляется пенсия. Для этого средний заработок в месяц в году, предшествовавшем году обращения за пенсией, умножается на индивидуальный коэффициент работника. Есть и более простые решения затронутой проблемы.

4. Диапазон (разброс) заработков в России велик, как ни в одной другой стране. Заработок одних необоснованно занижен, а других — в сотни и более раз выше. Все это обусловливает крайнюю необходимость установить как минимальный, так и максимальный размер страховой пенсии по старости.

Ныне минимальный размер трудовой пенсии в России официально не устанавливается. Вместо него, в законе фигурирует наименьший размер трудовой пенсии по старости, он пока еще значительно ниже прожиточного минимума пенсионера и равен размеру наименьшей социальной старости.

Страховой пенсионный минимум следует незамедлительно восстановить, он, как и прежде (в доперестроечный, советский период), должен быть достаточным для удовлетворения обычных потребностей пенсионера и превышать минимальный размер социального пенсионного пособия хотя бы вдвое. Установление более высокого минимума страховой пенсии создаст необходимые стимулы зарабатывать такую пенсию. Напомним, что в настоящее время (с 1 марта 2009 г.) наименьший размер трудовой пенсии при стаже любой продолжительности всего 1 950 руб., а до этого был еще ниже.

Не предусмотрен в настоящее время в России и максимальный размер пенсии по старости. Теоретически он не ограничен и может превышать наименьший размер трудовой пенсии в десятки раз, но высоких трудовых пенсий практически нет.

Пока наименьший размер пенсии крайне низок, острой потребности в восстановлении максимального размера пенсии не возникает. Она появится при введении весомого минимального размера страховой пенсии. Раньше (по Закону 1990 г.) максимум пенсии определялся в нашей стране по соотношению к минимуму, он относится к нему как 4 к 1, 3,5 к 1, 3 к 1. Однако оно не должно, видимо, превышать соотношения 4 к 1, учитывая, что более значительная дифференциация в уровне пенсионного обеспечения, в отличие от оплаты труда, вряд ли допустима. Так же, как и минимум пенсии, пенсионный максимум должен корректироваться с учетом длительности трудового стажа, т.е. при превышении страхового стандарта повышаться, а при его недовыполнении — понижаться.

В связи с повышением страховых пенсий по старости до уровня, обеспечивающего достойную жизнь, необходимо увеличить размеры других таких пенсий. В первую очередь это касается пенсий по инвалидности в тяжелой ее форме и пенсий по случаю потери кормильца, особенно детей потерявших обоих родителей и детей умершей одинокой матери (детей, круглых сирот). Их уровень пенсионного обеспечения за последние годы также существенно снизился, по сравнению с тем, который предусматривался Законом 1990 г.

Страховые пенсии неразрывно связаны с теми пенсиями, которые выплачиваются за счет федерального и регионального бюджетов, т.е. с пенсиями, установленными для сотрудников силовых структур, чиновников, лиц, занимавших государственные должности, и т.д. Повышение страховых пенсий потребует соответствующей корректировки условий и норм пенсионного обеспечения указанных категорий граждан и их семей. В частности, отпадет, видимо, необходимость в дополнительной пенсии за выслугу лет (сверх страховой пенсии) для чиновников, труд которых не отличается от труда всех остальных застрахованных. К тому же, он осуществляется зачастую в более комфортных условиях и оплачивается выше, чем труд остальных работников бюджетной сферы.

главный научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, доктор юридических

«Журнал российского права», N 7, июль 2009 г.

*(1) В статье, опубликованной в «Журнале российского права» (2006. N 6. С. 30-40), перечислялись меры, осуществление которых приведет к значительному пополнению доходов фонда обязательного пенсионного страхования России (далее — пенсионный фонд) и позволит, следовательно, в такой же степени (более чем вдвое) увеличить расходы на пенсионное обеспечение, т.е. ликвидировать хроническую и безысходную пенсионную нищету, продолжающуюся более 15 лет.

*(2) Ратифицирован Указом ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VII. Пакт вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.

*(3) СЗ РФ. 2001. N 25. Ч. I. Ст. 4920.

*(4) До 1 января 2002 г. в стаж включены все время ухода за каждым ребенком в возрасте до трех лет, 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности, с 1 января 2002 г. в стаж включается лишь время ухода за каждым ребенком в возрасте до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

*(5) Более существенное снижение при недовыполнении стажевого стандарта целесообразно с целью повышения заинтересованности в его выполнении.

М.Л. Захаров — главный научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, доктор юридических наук.

«Журнал российского права», 2009 г., N 7

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Смотрите так же:

  • Особо тяжкие преступления статьи ук рф к какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]
  • Опубликование уголовного закона это Опубликование уголовного закона это Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" […]
  • Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Вопрос: Правомерно ли сокращение сотрудника, которому осталось год до пенсии? Если да, то какая должна быть компенсация при […]
  • Выкрутить шпильку выпускного коллектора Сообщества › ГАЗ Волга › Блог › Как выкорчевать шпильки выпускного коллектора (штанов)? Проблема собственно в том что устал уже от этого постоянного гемороя.то они не выкручиваюццо, то […]
  • Как можно получать пенсию за умершего мужа Как получить всю пенсию за умершего мужа? пенсия умершего 17 тысяч моя 11,200 Добавили топко 2 тысячи и на неработающую дочь 1 тысячу Подозреваю неправомочные действия должностного лица […]
  • Федеральный закон 158-фз Федеральный закон 158-фз Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) (с изменениями на 7 марта 2018 года)(редакция, действующая с 18 […]