Прокурор вносить протест

Прокурорский надзор

Протест прокурора вносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, либо должностным лицом. Предметом опротестования являются не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица, в том числе и распоряжение устного характера, если оно не соответствует или противоречит закону.

Протест вносится в органы или должностному лицу, которые издали незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор также вправе внести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Порядок внесения протеста определяется прокурором в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест вносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт. В вышестоящий орган вносится протест, как правило, в тех случаях, когда нижестоящий орган отклонил либо не исполнил требования протеста.

Внесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, о прекращении незаконного действия должностного лица, а также о восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с частью 3 ст. 21 Закона протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Если протест прокурора отклонен либо лицо уклоняется от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта недействительным, которое он имеет право подать в течение 15 дней с момента получения сведений об отклонении протеста либо истечения срока рассмотрения протеста. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Очень важно протест, как акт прокурорского реагирования, отличать от других актов прокурорского реагирования (предписаний, представленный).

Существует несколько критериев, по которым можно провести грань различия между протестом прокурора и его предписаниями и представлениями. К им относятся: предмет акта прокурорского реагирования; круг лиц, к которым данный акт обращен; суть требований, содержащихся в акте, к органам и должностным лицам; сроки рассмотрения и исполнения.

Если речь идет о протесте прокурора, то он вносится на незаконные действия или акты, противоречащие законодательству. В то время как предписание – на очевидные нарушения закона, которые могут причинить существенный вред, а представление — на любые другие нарушения закона, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

В протесте прокурор требует отменить противоправное действие органа (должностного лица) или акта, противоречащего законодательству. В предписании — устранить очевидное нарушение законодательства, а в представлении — устранить любое другое нарушение законодательства, а вместе с этим причины и условия его породившие.

Прокурор подает свой протест органу (должностному лицу), издавшему противоправный акт или осуществляющему незаконные действия, либо органу, который вправе отменить это решение. Предписание прокурора подается органу, который правомочен устранить данное нарушение и предотвратить тем самым наступление вредных последствий, а представление – органу, в компетенции которого есть необходимые полномочия для устранения нарушения.

На рассмотрение протеста прокурора и принятие по нему соответствующего решения законодательство предоставляет 10-дневный срок. Предписание прокурора подлежит немедленному исполнению, так как речь идет об очевидном нарушении, могущем причинить существенный вред, а представление исполняется в течение месяца, что связано с незначительностью нарушения законодательства, и предоставлением времени на устранение причин и условий способствовавших нарушению закона.

bookwu.net

62. Протест прокурора

62. Протест прокурора

Самым распространенным актом прокурорского реагирования является протест прокурора , который вносится на несоответствующий закону правовой акт, изданный каким-либо из органов, организаций и должностных лиц, входящих в перечень объектов прокурорского надзора. Опротестовывание незаконных правовых актов – очень важное средство для обеспечения прочности и единства законности в государстве.

Готовить протест могут различные прокурорские работники, но вносится он (т. е. подписывается) прокурором (районным, городским, субъекта РФ, Генпрокурором) или его заместителем. Полномочия в отношении внесения протестов распределяются следующим образом: Генеральный прокурор (и его заместители) вносит протесты на правовые акты, изданные федеральными министерствами, госкомитетами, службами, другими федеральными органами исполнительной власти; прокуроры (и заместители) субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры – на акты, изданные законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ; районные прокуроры (заместители) и приравненные к ним – на акты, изданные органами местного самоуправления, городскими и районными органами контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Протест оформляется по установленной единой форме. В нем указывается, кем и когда был издан противоречащий или несоответствующий закону акт, какому именно закону он не соответствует и почему, выражается требование о частичной или полной отмене этого акта; возможно также требование об устранении вреда, причиненного изданием незаконного правового акта. Противоречие изданного правового акта нормам Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ может состоять в том, что он а) наделяет юридических или физических лиц такими правами или обязанностями, которые запрещены для этих лиц соответствующим законом, или б) лишает этих лиц разрешенных законом прав или полномочий.

Адресаты внесения прокурорского протеста:

– орган или должностное лицо, издавшие противоречащий закону акт;

– вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо;

– суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

51. Протест векселя

51. Протест векселя В настоящее время вексельное обращение на территории Росси регулируется в основном Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О введении в действие положения о переводном и простом векселе».Протест векселя в неплатеже, в неакцепте, в

Статья 23. Протест прокурора

Статья 23. Протест прокурора 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке,

Статья 24. Представление прокурора

Статья 24. Представление прокурора 1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.В течение месяца со

Статья 28. Протест и представление прокурора

Статья 28. Протест и представление прокурора Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным

§ 2. Протест векселя

§ 2. Протест векселя 1. Общие положения о протесте векселейПротест векселя – это акт официального (публичного) удостоверения ряда юридических фактов вексельного права.Достаточно широко распространено мнение, что в Российской Федерации совершение вексельных протестов

law.wikireading.ru

§ 3. Меры прокурорского реагирования. Что может предпринять прокурор

Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подверг-

ОГ.РМЦ1 HUE H ПРОКУРАТУРУ
нутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства Российской Федерации, субъектов РФ — и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п 1 ст. 45 ГПК РФ).
Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях — при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.
Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, нм способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.
Пос гановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости ог характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное псклановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст.

25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28 4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соответствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях: Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

ОБРАЩЬНИР. И ПРОКУРАТУРУ Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ). Если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ) Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК). Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).
Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

lawbook.online

63. Порядок внесения и рассмотрения протеста прокурора

63. Порядок внесения и рассмотрения протеста прокурора

Выявляя несоответствие или противоречие правового акта закону, прокурор вносит протест в один из следующих адресатов:

1. Орган или должностное лицо , издавшие противоречащий закону акт. Это наиболее прямой путь разрешения вопроса, поэтому по нему следуют чаще всего. Но здесь нужно, чтобы адресат был готов признать ошибочность изданного акта и согласиться с требованиями прокурора.

2. Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо. Выбираются в ка честве адресата протеста в том случае, когда сами органы или должностные лица, издавшие незаконный акт, отказываются соглашаться с требованиями прокурора и отклоняют его протест. В этой ситуации прокурор действует через вышестоящего прокурора.

3. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Прокурор вносит протест в этот адресат в том случае, когда решение вопроса об опротестовывании незаконного акта оказывается невозможным или крайне затруднительным во взаимодействии с дву мя вышеуказанными адресатами. Обращение прокурора в суд с требованием признать недействительными противоречащие закону акты регулируется процессуальным законодательством РФ, в котором не предусмотрено протеста как формы прокурорского реагирования. Поэтому прокурор направляет в суд заявление с обоснованием своих требований по отмене незаконного акта.

Закон о прокуратуре устанавливает строгий порядок рассмотрения протестов прокурора. Объекты надзора, издавшие противоречащий закону правовой акт, обязываются рассмотреть протест прокурора не в более чем в 10-дневный срок с момента поступления протеста. Сокращенный срок рассмотрения протеста может устанавливаться прокурором в случаях, когда противоречащий закону акт способен привести к значительным отрицательным последствиям.

Прокурор имеет право отозвать протест еще до его рассмотрения: этим правом прокуроры пользуются, когда незаконный акт отменяется до рассмотрения протеста, или в случаях изменения законодательства.

Похожие главы из других книг

Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

Статья 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

Статья 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

СТАТЬЯ 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

СТАТЬЯ 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

СТАТЬЯ 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора

СТАТЬЯ 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в

Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки

Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки 1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.2. Основаниями для рассмотрения главой местной

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.2. По результатам рассмотрения в порядке надзора

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:1) наименование суда надзорной

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста Заявление о морском протесте делается:– в порту Российской Федерации – нотариусу;– в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в

§ 3 Процессуальный порядок рассмотрения жалобы, представления прокурора

§ 3 Процессуальный порядок рассмотрения жалобы, представления прокурора Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу (представление),

Каков порядок рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора?

Каков порядок рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора? Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу

Порядок внесения платы за коммунальные услуги

Порядок внесения платы за коммунальные услуги Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной

14. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

14. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ определяется в главе 9 Конституции РФ. Положения глав 1,2 и 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ могут быть изменены (пересмотрены)

Приложение 3 Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

Приложение 3 Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (извлечение из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской

Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов (Филипенко С.В.)

Дата размещения статьи: 15.08.2014

Наиболее часто применяемым актом прокурорского реагирования при надзоре за исполнением законов является протест прокурора. Опротестование противоречащего закону правового акта — одна из самых эффективных мер прокурорского реагирования, поскольку позволяет еще на досудебной стадии, более формализованной и длительной, устранить нарушения закона. Однако практика показала, что при подготовке, внесении и реализации этого правового средства возникают определенные вопросы.
Рассмотрим требования, которые надо соблюдать при использовании протеста.
Во-первых, протест прокурора применяется лишь в том случае, когда выявленные нарушения закона связаны с определенным значительным событием. Оценка события возлагается непосредственно на прокурора, проводящего проверку и выявляющего нарушения закона. Как правило, это помощники или старшие помощники прокурора, непосредственно проводящие проверки исполнения закона и подготавливающие проекты протестов, и руководители (прокуроры и их заместители), которые в соответствии со ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» вправе вносить данные акты прокурорского реагирования.
Нецелесообразно вносить протесты по малозначительным фактам.
Например, в Ямало-Ненецком автономном округе после внесения проекта закона об окружном бюджете в Законодательное собрание правительством округа в нарушение установленного срока было принято Постановление об утверждении окружной долгосрочной целевой программы от 12 декабря 2011 г. N 900-П «Организация диагностики и лечения ревматологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях». Поскольку ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ обязывает исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, в срок не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о соответствующем бюджете в законодательный орган, то у прокурора имелось формальное основание для принесения протеста на Постановление правительства, которым была утверждена указанная долгосрочная целевая программа. Однако с учетом возможных негативных последствий отмены Постановления для реализации важных социально-экономических проектов прокурором принято решение его не опротестовывать. Вместе с этим губернатор округа был проинформирован о выявленном нарушении законодательства и в следующем году подобные факты не допускались.
Также к малозначительным можно отнести такой факт: лицо привлекается к административной ответственности, при этом дается неправильная квалификация административного проступка, но санкция применяется в размере правильной квалификации. Если срок привлечения лица к административной ответственности уже истек, то опротестование постановления, где дана неправильная квалификация, приведет к отмене административной санкции и не даст возможности компетентному органу привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к предусмотренной законом ответственности.
Во-вторых, протест прокурора должен приноситься своевременно, сразу же по выявлении прокурором противоречащего закону правового акта, поскольку только при оперативном реагировании на нарушение закона оно может быть вовремя устранено и не повлечет за собой неблагоприятных правовых последствий. В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» не установлен срок давности для принесения протеста, хотя очевидно, что, например, принесение протеста на утративший актуальность правовой акт не даст должного эффекта. Запоздалая реакция на нарушение закона равносильна отсутствию прокурорского надзора за его исполнением.
В-третьих, выводы и предложения прокурора, содержащиеся в протесте, должны быть точными, достоверными, обоснованными и подкрепляться фактами. Любое искажение выявленных фактов нарушений закона, неточности формулировок при квалификации указанных нарушений закона, неправильное обоснование приведут к негативным последствиям вплоть до признания протеста прокурора незаконным. Это повлечет неисполнение требований прокурора, изложенных в протесте, обращение прокурора в суд с заявлением о признании этих требований законными и даже в случае признания их законными данные обстоятельства будут способствовать несвоевременности исполнения законных требований прокурора и позволят длительное время нарушать закон.
В-четвертых, протест как акт прокурорского реагирования должен соответствовать установленной форме. Законом она не определена, но в ведомственных актах и в практике прокурорского надзора по существу единственной признана письменная форма.
В юридической литературе высказывалось также мнение о том, что протест может быть принесен в устной форме прямо на заседании какого-либо органа власти, однако с такой позицией ученых трудно согласиться. Во-первых, согласно ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» протест, порождая обязанность по его рассмотрению органом или должностным лицом, принявшим оспоренный правовой акт, сам по себе также является правовым актом, который в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской федерации, введенной в действие Приказом Генерального прокурора РФ от 29 декабря 2011 г. N 450, обязан иметь необходимые реквизиты (дату, номер) и должен быть выполнен на фирменном бланке, изготовленном типографским способом. Во-вторых, исходя из понимания сути предоставленных прокурору полномочий по опротестованию противоречащих законодательству правовых актов протест может быть принесен только на акт, принятый в установленном порядке и вступивший в силу. Таким образом, устное заявление прокурора о противоречии законодательству проекта правового акта при его обсуждении на заседании какого-либо органа не может считаться его опротестованием.
Также необходимо отметить, что протест может быть принесен лишь на правовой акт, принятый должностным лицом либо коллегиальным органом. Ранее в прокурорской практике встречались случаи, когда протесты приносились на различные договоры между гражданами и организациями, содержащие положения, противоречащие закону. Такой подход в корне неправилен, поскольку указанные документы не являются правовыми актами, а представляют собой добровольные соглашения между субъектами гражданско-правовых отношений.
Письменная форма позволит надлежащим образом учитывать деятельность прокурора, связанную с опротестованием незаконных правовых актов. Кроме того, она даст возможность прокурору, который принес протест на незаконный правовой акт, контролировать выполнение требований, изложенных в протесте.
Проблемы при применении протеста прокурора обусловлены, в частности, отсутствием в законодательстве требования об обязательном включении в протест предложений о том, какими способами можно устранить допущенное нарушение. Представляется, что прокурор может предложить следующий алгоритм действий: сначала отменить опротестованную часть правового акта, а затем ввести вместо отмененных нормы, которые соответствуют всем правовым предписаниям актов высшей юридической силы. Прокуроры обычно категорично формулируют свои предложения и обращают внимание законодателя на то, что не соответствующие законам нормы должны быть отменены либо исключены из текста. Формулировку «привести опротестованные акты в соответствие с федеральным законодательством» без изложения возможных действий, в которых должно выражаться «приведение в соответствие», полагаем неправильной, потому что такое неконкретное предложение ведет только к тому, что правонарушитель под различными предлогами может затягивать устранение нарушений закона (длительность согласительных процедур, общая загруженность законодателей и аппарата и т.д.). Если прокурор излагает свое предложение конкретно, то он может проконтролировать, насколько правильно оценили законодатели его предложение; насколько полны их действия, направленные на устранение допущенных нарушений закона.
Следует отметить, что нередко прокуроры, приносящие акты прокурорского реагирования в коллегиальный орган, не указывают на необходимость извещения прокурора о дне заседаний представительного органа. Этот формальный элемент протеста на практике имеет принципиальное значение. Участвуя в рассмотрении протеста на заседании коллегиального органа, прокурор лично обосновывает свою позицию, выраженную в протесте, и непосредственно реагирует на те аргументы, которые могут выдвигаться с целью отклонения протеста.
Проблемы вызывает также отсутствие регламентации исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурору предоставлено право установления сокращенного срока рассмотрения протеста (т.е. менее 10 дней). Данное полномочие прокурора представляется обоснованным, так как дает реальную возможность снижения того вреда, который может принести опротестованный акт (напомним, что протест не приостанавливает действие незаконного акта). В этом случае срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте. К сожалению, в Законе «О прокуратуре РФ» не раскрыто понятие «исключительные обстоятельства». С.Н. Бабаев полагает, что «под исключительными обстоятельствами следует понимать случаи, когда исполнение опротестованного правового акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в крупных размерах, нарушения прав и свобод человека и гражданина, дезорганизации деятельности государственных органов и т.п.» .
———————————
Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления: Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. С. 85.

Необходимость установления сокращенных сроков рассмотрения протеста на практике встречается довольно часто. Например, значительное количество протестов прокурорами приносится на акты, издаваемые представительными органами местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» обязаны проводить свои заседания не реже одного раза в три месяца. Получается, что стандартный срок рассмотрения протеста представительными органами местного самоуправления также равен указанному периоду, ведь протест на решение представительного органа рассматривается на ближайшем заседании.
Поскольку в этот срок представительный орган по закону обязан лишь рассмотреть протест, а не устранить нарушения закона, процесс принятия решения об отмене или изменении дефектной нормы порой растягивается на значительное время.
Вместе с тем в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий (причинением материального ущерба в значительных размерах, нанесением вреда здоровью населения, дезорганизацией производства и т.п.), установление сокращенного срока не является гарантией ненаступления таких последствий. Ведь, рассмотрев протест и соблюдая формально требования Закона «О прокуратуре РФ», орган или должностное лицо, чей акт или действия были опротестованы, могут не удовлетворить протест, т.е. фактически продолжить противозаконную деятельность, тем самым увеличивая риск наступления опасных последствий. В связи с этим приостановление прокурором опротестованного акта позволит исключить негативные последствия его исполнения.
Следует различать понятия «срок рассмотрения протеста» и «срок принятия решения о результатах рассмотрения протеста». Рассмотрение протеста должно быть проведено не более чем в 10-дневный срок, при этом решение по результатам рассмотрения может быть принято и гораздо позже. В ч. 2 ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» не регламентирован срок принятия решения о результатах рассмотрения протеста адресатом. Указано лишь, что «о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме». На практике это приводит к тому, что прокуроры вынуждены формулировать свои требования, например, следующим образом: «Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании законодательного собрания области и принять соответствующее решение не позднее чем в десятидневный срок».
Еще одной проблемой, обсуждаемой в современной литературе, является приостановление действия опротестованного акта. Связанные с этим вопросы возникли в самом начале судебно-правовой реформы. Как представляется, с развитием рыночных отношений, появлением сверхдоходных сфер экономической деятельности негативное отношение к закону как фактору, сдерживающему обогащение (обязанность уплачивать налоги, своевременно платить заработную плату, соблюдать социальные гарантии и др.), все больше распространяется. В этих условиях вмешательство государства в лице прокурорско-надзорной власти жизненно необходимо. В первую очередь такое вмешательство должно быть оперативным, т.е. нарушение закона должно пресекаться в момент его допущения (совершения). Поэтому вопрос о приостановлении действия опротестованного акта довольно актуален, хотя есть и противники приостановления. Так, В.В. Бойцова отмечала, что «наличие у прокурора в процессе общего надзора властных полномочий тем не менее не должно лишать иных субъектов прокурорско-надзорных отношений права не соглашаться с требованиями прокурора и излагать свои возражения в жалобах вышестоящему прокурору» .
———————————
Бойцова В.В. Актуальные проблемы общенадзорной деятельности прокуратуры // Правоведение. 1991. N 2.

Нередко прокуроры сталкиваются и с уклонением должностных лиц от выполнения законных требований, изложенных в протесте, путем необоснованного их отклонения либо игнорирования, что вынуждает прокурора обращаться в суд. Продолжительность судебных процедур позволяет продлить действие противоречащих законодательству правовых актов на несколько месяцев, что, в свою очередь, порой сводит на нет принимаемые меры по устранению выявленных нарушений.
Так, в феврале 2012 г. прокурором Курганской области опротестована территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в связи с несоответствием заложенных в ней нормативов финансовых затрат требованиям федерального закона .
———————————
Наряд отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курганской области протесты прокурора в порядке надзора за 2012 год N 22-11-12. С. 9.

Протест был своевременно рассмотрен, прокурору направлена информация о его удовлетворении, но никаких мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с законодательством не последовало. Прокурор обратился с заявлением в суд, который подтвердил законность его позиции. Однако разбирательство длилось до января 2013 г., т.е. до того, как оспариваемый документ фактически утратил силу в связи с истечением срока, на который распространялось его действие.
Несмотря на состоявшееся судебное решение, законность которого подтверждена Верховным Судом РФ, в 2013 г. данная ситуация повторилась.
Похожая ситуация была и в Свердловской области при опротестовании регионального Закона «О социальной поддержке лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» . Указанным Законом необоснованно сужался круг лиц, имеющих право на дополнительную социальную поддержку со стороны государства. Несмотря на наличие обширной практики Верховного Суда РФ по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства аналогичных норм законов иных субъектов РФ на основании заявлений прокуроров (в том числе прокуроров Красноярского края, Чеченской Республики и др.), необходимые изменения в указанный Закон были внесены лишь спустя более 9 месяцев после принесения протеста, который был необоснованно отклонен, что вызвало необходимость обращения в суд.
———————————
Наряд управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области актов прокурорского реагирования на противоречащие законодательству нормативные правовые акты Свердловской области за 2011 год N 42-13-2011. С. 26.

В Российской Федерации принесение протеста не приостанавливает действие опротестованного акта, как, например, в Республике Казахстан, где законодательно закреплена возможность приостановления действия опротестованного акта до принятия решения по протесту . Данный вопрос обсуждался российскими учеными, но так и не получил четкого законодательного закрепления. Предполагается, что прокурор имеет реальную возможность снизить либо полностью нейтрализовать отрицательный эффект противоречащего закону акта путем установления сокращенного срока рассмотрения протеста при исключительных обстоятельствах. Ряд практиков полагают, что дополнительное полномочие прокурора по приостановлению действия оспариваемой нормы могло бы исключить негативные последствия и побудить органы власти более активно устранять нарушения в своей деятельности и не тратить усилия на затягивание этого процесса, а в случаях с правовыми актами, регулирующими сферы распоряжения значительными финансовыми ресурсами, природными богатствами, — прямо предотвратить совершение более серьезных нарушений. Однако мы присоединяемся к мнению ученых, отрицающих необходимость наделения прокурора данным правом , поскольку считаем, что, с одной стороны, реализация этого права повлечет за собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а с другой — предложение не учитывает всех возможных (прежде всего экономических) последствий приостановления действия правовых актов.
———————————
Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2709 «О прокуратуре» // ИПС «Эдшет».
Мелкумов В.Г. Общий надзор прокуратуры. Основные формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов. Душанбе, 1963. С. 64 — 65; Саломаткин А.С. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления. М., 2007. С. 31.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

lexandbusiness.ru

Смотрите так же:

  • Закон о возврате лакокрасочной продукции Краски DULUX. Официальный поставщик из Англии. Адрес магазина: Москва, проспект Вернадского, дом 21, корп.1 График работы магазина: по будням с 11:00 до 20:00, в субботу с 11:00 до 16:00 […]
  • Когда закон спроса и предложения не действуют Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Закон спроса Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене. Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и […]
  • Возврат процентов по ипотечному кредиту Возврат подоходного налога по ставке 13% (покупка жилья, ипотека, обучение, лечение, пенсионные взносы) Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог? По результатам налоговой декларации […]
  • Doom 3 разрешение 1920 This guide will help you to enable support of widescreen resolutions in classic Doom 3. С помощью данного руководства вы сможете наслаждаться игрой в Doom 3 на широкоформатных […]
  • Выступление адвокатов в прениях Адвокатура оказание юридической помощи Прения – один из важнейших элементов судебного процесса. На этом этапе подытоживается вся напряженная, кропотливая работа, проведенная […]
  • Вопрос нотариусу бесплатно Вопрос нотариусу бесплатно Нотариус Артемьева Н.В.: Адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина 10, оф.2 Телефоны: (3022) 35-64-11 Часто задаваемые вопросы а также раздел […]