Публичная речь правила

Правила публичного выступления

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе: речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье: внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое: информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты – притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика. Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант – переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант – взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: «Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…».

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое – это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны «взбодрить» слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую «обёртку». То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.

www.factruz.ru

Публичная речь правила

ГОТОВИМ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.

Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.
Оцените предполагаемую аудиторию: возраст, уровень заинтересованности в вашей теме, уровень осведомленности и т.д.

  • подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;
  • анализ проблемы, ситуации;
  • формирование собственной позиции к проблеме;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • аргументация выводов;
  • работа над языком и стилем выступления;
  • репетиция выступления.
  • 1. Вступление — 10-15% от общего времени доклада;
    2. Основная часть — 60-65%;
    3. Заключение — 20-30%.

    Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

    Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи.
    Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).
  • Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.
    Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
    Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
    Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

    Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

    Важные мелочи, или Уловки оратора

    Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

    Паузы — очень важный элемент выступления.
    Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

    Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

    Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.

    Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

    Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

    Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

    Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

    Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

    Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.
    Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

    Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

    Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.
    — Позвольте представиться!
    — Разрешите представиться!
    Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.

    Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

    Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

    Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

    Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

    Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

    Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.
    Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

    наверх

    www.publiclibrary.ru

    Виды, особенности и правила публичного выступления

    Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

    Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

    Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

    Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.
  • Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

    Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

    Виды и методы публичного выступления

    Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.
  • Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.
  • Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

    Особенности публичной речи

    Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

    Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .
  • Требования и технология публичного выступления

    Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

    Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.
  • Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

    Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.
  • Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

    Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

    10 основных ошибок начинающего оратора

    Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

    Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.
  • Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
  • Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».
  • Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».
  • В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

    Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.
    » alt=»»>

    yourspeech.ru

    Учебное пособие для студента


    Загрузить всю книгу

    Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления

    Тема №10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления

    Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

    Хорошая речь насчитывает десять элементов:

    Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

    Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

    · отбор материала и его организация,

    · подготовка тезисов или плана,

    · написание текста выступления,

    Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

    Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

    Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

    Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

    Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

    Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.

    Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

    Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

    Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

    Но отдельные части ее могут отсутствовать.

    Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

    Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

    · принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

    · принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

    · принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;

    · принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

    Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

    Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожиданное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

    Используются также следующие приемы:

    · прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

    · апелляция к событиям,

    · известным оратору и аудитории,

    · к погоде, к личности оратора (при­меры из собственного опыта),

    · обращение к аудитории и др.

    Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегруз­ки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

    Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял вы­ступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

    В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

    Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

    Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.

    Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

    Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:

    · воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

    Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.

    Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

    К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; созда­ние ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, со­здание ассоциаций.

    Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

    Кто-то помидор со смаком солит,

    Кто-то карты сальные мусолит,

    Кто-то сапогами пол мозолит,

    Кто-то у гармошки рвет меха.

    Но ведь сколько раз в любом кричало

    И шептало это же начало:

    «Граждане, послушайте меня. »

    Страшно, если слушать не желают,

    Страшно, если слушать начинают.

    Вдруг вся песня, в целом-то, мелка.

    Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.

    В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

    Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др.

    Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот несколько советов:

    • Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.
    • Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
    • Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
    • Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
    • Говорите выразительно.
    • Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
    • Возбуждайте внимание слушателей.
    • Держите паузу.
    • Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
    • Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
    • Избегайте менторского тона.
    • Имейте в запасе шутки, анекдоты.
    • Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец — запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
    • Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.
    • Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей.

      1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внима­ние к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при за­щите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, мето­дику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, но­визну и практическое применение.

      Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный докладсообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведе­ния, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступ­ления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

      Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

      · объявление темы и цели работы,

      · указание на источники,

      · содержание работы, включающее цитаты, факты,

      · имеющиеся точки зрения.

      2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу) делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

      3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

      В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

      В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией.

      Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

      Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

      · приветствие и указание на смысл мероприятия,

      · обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

      · выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

      Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

      · говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

      · помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

      · не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

      · не следует говорить чересчур медленно;

      · в речи должны быть неожиданные переходы;

      · подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

      · разрешайте аудитории спорить с вами;

      · не забывайте о юморе.

      Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:

      Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.

      Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.

      Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

      · Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.

      · Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.

      «Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом. Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать. » (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

      Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

      Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.

      «Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

      Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассужде­ние образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логичес­ки связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями.

      Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.

      Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.

      Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности.

      Одна из форм рассуждения — общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию.

      Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

      Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

      Использованная литература

      Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).

      ВОПРОСЫ для самопроверки

      Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?

      Какие качества речи, по вашему мнению, недостает вам?

      Каковы пути повышения качества речи?

      Задания для самостоятельной работы

      Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему. Используйте элементы, которые сделают вашу информацию интересной.

      Задание 2. Составьте текст публичного выступления на торжественном вечере, посвященном юбилею вашего шефа. Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи – это создание праздничного настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена.

      Тест 1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…

    • С определения темы;
    • с нахождения цитаты;
    • с составления плана;
    • с набросок тезисов.
    • Тест 2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

    • Принципу экономии;
    • принципу органического единства;
    • принципу усиления;
    • принципу последовательности.
    • Тест 3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

    • нарушение логической последовательности;
    • большое количество затронутых вопросов;
    • отсутствие доказательности;
    • апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.
    • Тест 4. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

    • Нарушает чистоту речи;
    • нарушает логичность речи;
    • нарушает точность речи;
    • нарушает частоту речи.
    • Тест 5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

    • Повторять основные положения доклада.
    • Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.
    • Благодарить слушателей за внимание.
    • Говорить аудитории комплименты.
    • Тест 6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

    • Чтение текста;
    • воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;
    • воспроизведение по памяти заученного текста;
    • импровизация.
    • Тест 7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

    • Характер;
    • профессионализм;
    • происхождение;
    • принадлежность к определенной социальной группе.
    • Тест 8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности. Риторика – это…

    • ораторское искусство;
    • наука, изучающая ораторское искусство;
    • теория красноречия;
    • культура речи.
    • Тест 9. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит…

    • от наличия плана выступления;
    • от наличия контакта с аудиторией;
    • от внешнего вида оратора;
    • от мимики и жестов оратора.
    • Тест 10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

      1. Информационная речь;
      2. траурная речь;
      3. приветственная речь;
      4. научный доклад.
      5. edu.tltsu.ru

        Смотрите так же:

        • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
        • Брачный договор обязанности супругов Личные права и обязанности супругов Вступившие в брачный союз мужчина и женщина обладают как личными неимущественными, так и имущественными правами и обязанностями. Личные права и […]
        • Пенсионный фонд индексация пенсии по старости Пенсия 2018-2019: последние новости об индексации работающим и неработающим пенсионерам Повышение пенсии 2018 году – будет ли еще индексация и на сколько процентов, какое увеличение ждать […]
        • Штрафы за сокрытие номера Вместе - штраф, вместо - без прав Использование различных накладок и наклеек на номера автомобилей, чтобы избежать штрафов за неправильную парковку, может привести к лишению прав. Об этом […]
        • Приказ 185 гибдд 10 причин остановки Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении […]
        • Юриста по семейным делам в минске — Апокалипсис делаете? — Да, апостиль ставим Апостол, апокалипсис, апостиляция и некоторые другие, иногда звучащие почти неприлично варианты – про что же все это? А это все о нем – любимом […]