Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого

§ 6. Организация работы в районном суде

Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда. Кроме него в этом участвуют другие судьи и иные работники суда. Без должной организации судебной работы невоз­можно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судь­ями по следующим принципам:

1) территориальному (зональному), при котором каждый на­родный судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

2) предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализи­руется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т. п.;

3) предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пре­делах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;

4) беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские— лишь в тех слу­чаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее плани­ровании.

В планах всего суда предусматриваются работа с кадрами, юри­дическая подготовка народных заседателей, изучение состояния законности в районе, обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очеред­ности, времени и места проведения судебных заседаний, прием насе­ления, организацию выездных сессий, участие в совещаниях, семи­нарах и т.п.

Естественно, одно из центральных мест в организационном обес­печении деятельности судов занимает работа с кадрами . Сюда относится, в частности, подбор кандидатов на имеющиеся в суде вакантные должности работников аппарата, прием их на работу и увольнение, принятие мер по повышению квалификации судей и остальных работников суда (к примеру, направление судей на ста­жировку в вышестоящий суд, организация повышения профессио­нального мастерства на месте, обучение на заочном и вечернем от­делениях юридических вузов и т.п.).

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в стро­го установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый су­дья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) ус­танавливаются стенды с образцами различных судебных документов.

В целях улучшения деятельности судов проводятся регулярные обобщения судебной практики . Эта работа включает определение предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность . В нее включается отчет о работе суда по разрешению гражданских дел, отчет о работе по рассмотрению уголовных дел, отчет о работе судебных исполнителей. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистических карточек.

В народном суде ведется справочная работа по законодательству и судебной практике . Она состоит в ведении и хранении контрольных экземпляров кодексов, официальных изданий других законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов, инструкций и других актов министерств и ведомств, нормативных актов местных представительных и исполнительных органов и т.д.

Судья (или консультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними остальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической литературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т.п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопроизводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел, и другой судебной документации.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статисти­ки, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшим помощником председателя (районного судьи) должен стать администратор суда. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г. (подробнее см. § 3 гл. XIV учебника).

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Они ведут учет законодательства, которым должен располагать суд, обеспечивают качественное ведение судебной статистики, обобщают судебную практику и т.п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распре­деление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду к иной докумен­тации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебны­ми органами правоохранительными и иными государственными уч­реждениями, общественными организациями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят мате­риалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформ­ляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний, приглашает очередных народных заседателей к исполнению судебных обязанностей, вызывает участников судебного разбира­тельства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначен­ных к слушанию.

Для надлежащей организации работы большое значение име­ет временная Инструкция по делопроизводству в районном суде, ут­вержденная приказом генерального директора Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ от 29 января 1999 г. № 8.

www.bibliotekar.ru

Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого

Полномочия председателя, закрепленные в ст. 32 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, можно разделить на две группы:

полномочия по осуществлению правосудия:

председатель единолично рассматривает дела, которые законом отнесены к единоличной юрисдикции судьи,

председательствует, если дело рассматривается коллегиально.

полномочия по организации работы в суде:

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет между судьями дела и материалы, контролирует сроки их производства в суде;

ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

организует изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;

руководит работой аппарата суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда.

Распределение обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:

1) территориальный (зональный), когда определенный судья рассматривает все дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

2) функциональный (предметный), когда в суде существует специализация судей по рассмотрению дел, то есть один судья рассматривает только уголовные дела, другой – только гражданские. Возможна еще более узкая специализация – по категориям дел. Например, уголовные дела о преступлениях против собственности рассматривает один судья, а о преступлениях против здоровья и безопасности человека – другой судья и т.п.;

3) территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает только гражданские либо только уголовные дела на закрепленной за ним территории района (города);

4) персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступающим во время личного приема населения и представителей государственных органов, иных организаций, а также уголовные дела частного обвинения, если именно к нему обращается потерпевший. Уголовные дела публичного обвинения и дела об административных правонарушениях рассматриваются по поручению председателя суда[68].

Заместитель председателя районного (городского) суда является судьей соответствующего суда, и осуществляет полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей, осуществляет иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами.

Аппарат районного (городского) суда

Аппарат районного (городского) суда предназначен для того, чтобы организационно обеспечить надлежащее функционирование суда. Число сотрудников аппарата суда зависит от количества судей данного суда.

Деятельность аппарата суда регулируется Инструкцией по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь[69], в которой изложено распределение основных обязанностей между сотрудниками суда.

Состав аппарата суда представлен на схеме 7.

Помощник председателя осуществляет контроль за соблюдением канцелярией суда Инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь, организует работу суда по приему граждан, оказывает помощь председателю суда в осуществлении контроля за выполнением работниками должностных обязанностей, совместно с председателем суда организует проведение занятий с работниками аппарата суда по повышению квалификации, выполняет другие поручения председателя суда.

Заведующий канцелярией организует и ведет делопроизводство в суде, организует работу канцелярии, руководит работой секретарей и архива суда, распределяет поступившую корреспонденцию согласно резолюции председателя суда или его заместителя; осуществляет учет и регистрацию поступающих в суд обращений граждан и контроль за сроками их исполнения, осуществляет контроль за своевременной отправкой дел с кассационными, частными жалобами и протестами в вышестоящий суд и др.

Секретари суда ведут делопроизводство по уголовным и гражданским делам. Они вызывают участников процесса и свидетелей на судебное заседание; выписывают исполнительные листы; регистрируют уголовные, гражданские и административные дела; ведут журналы и карточки; составляют статистические отчеты; осуществляют учет и хранение вещественных доказательств; регистрируют и ведут учет исполнительных документов, передаваемых на исполнение судебным исполнителям; оформляют и сдают в архив оконченные производством дела, журналы, карточки; выполняют поручения председателя суда, его заместителя, судей, помощника председателя суда и заведующего канцелярией.

Секретари судебных заседаний, являясь обязательными субъектами процессуальной деятельности, принимают участие в рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел. Количество секретарей судебных заседаний всегда соответствует числу судей суда. В их обязанности входит:

выполнять необходимую работу при приеме судьей граждан: подготовка запросов, писем, выписка повесток и т. д.;

составлять и вывешивать списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

выполнять необходимую работу при назначении и подготовке судебного разбирательства;

проверять явку лиц, вызванных в судебное заседание, и отмечать на повестках время их нахождения в суде;

вести журналы учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

оформлять уголовные, гражданские, административные дела после назначения судебного разбирательства и судебного заседания;

вести протокол судебного заседания.

Судебные исполнители выполняют следующие функции:

исполняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам (об имущественных и денежных взысканиях, о разделе имущества и др.);

исполняют приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных и денежных взысканий, в том числе о штрафах и конфискации имущества;

исполняют постановления судей, административных органов в части имущественных и денежных взысканий за совершение административных правонарушений;

исполняют решения третейских судов, комиссий по трудовым спорам, которые вынесли решения о денежных взысканиях;

исполняют мировые соглашения, утвержденные судом;

реализуют исполнительные надписи нотариусов.

Требования судебного исполнителя обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Руководство деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда.

Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего канцелярией, секретаря суда согласно установленному порядку распределения работы между работниками канцелярии.

Консультант ведет работу по подбору и систематизации законодательства, поддержанию нормативных актов в контрольном состоянии; информирует сотрудников суда о действующем законодательстве и судебной практике вышестоящих судов; принимает участие в обобщении судебной практики; рассматривает по поручению председателя суда обращения граждан; исполняет другие обязанности, возложенные на него председателем суда.

В архиве суда хранятся оконченные производством дела. Архивариус, а в тех судах, где эта должность не предусмотрена, секретарь суда осуществляют прием в архив, учет и хранение оконченных производством дел, учетно-статистических карточек, нарядов, журналов и выполняют другие обязанности.

3. Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда

Областные суды и Минский городской суд образуют второе звено белорусской судебной системы и являются судами, находящимися по иерархии между районными (городскими) судами и Верховным Судом Республики Беларусь. Поэтому их еще называют судами среднего звена системы судов общей юрисдикции. Областные суды действуют во всех областях Республики Беларусь. В г. Минске функционируют соответственно областной суд, Минский городской суд. Все суды второго звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия.

litlife.club

Распределение обязанностей в районном суде. Аппарат районного суда

Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные (городские) суды. В сферу их полномочий входит: рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением отнесенных законом к ведению других судов; рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РФ; рассмотрение апелляционных жалоб и представлений на решения или приговоры мировых судей; изучение и обобщение судебной практики.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории юрисдикции данного суда.

Правосудие осуществляется единолично и коллегиально.

Количество судей устанавливается законодательным органом субъекта федерации. При наличии в суде двух и более судей, один из них назначается председателем. Если один судья — он же и председатель.

Организация работы в районном городском суде.

Распределение дел между судьями зависит от количества судей и их деловых качеств, особенностей района, материально-технического обеспечения и количества поступающих дел.

Принцип распределения обязанностей:

3. Территориально-функциональный — судья рассматривает только уголовные или только гражданские дела.

4. текущее распределение дел — судьи рассматривают дела по мере поступления заявления.

В аппарат суда входят:

— помощники председателя суда и судей,

— секретари судебных заседаний.

Прием посетителей ведут все судьи, включая председателя.

Состав районного суда:

Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфика криминогенной ситуации в районе и ряда других.

Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел.

Зональный. Территория района делится на зоны — участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться двое судей.

Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные — по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие — по уголовным делам.

Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.

Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи.

Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.

В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего, он распределяет обязанности между судьями. Один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой – гражданских, третий – административных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Возможна также специализация судей по категориям дел, например, по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально конкретным судьям.

Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагаются также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.

Для четкой организации работы необходим вспомогательный аппарат суда. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей.

studopedia.ru

Распределение обязанностей работников аппарата суда в организации делопроизводства

Управляя процессом движения переданных в их производство дел, арбитражные судьи перегружены техническими, административными и управленческими обязанностями. Вместе с тем главная обязанность судьи – это отправление правосудия, поэтому всю несудебную работу должен взять на себя вспомогательный персонал суда.

В ст.45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» указано, что деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом этого суда. Аппарат арбитражного суда

— организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

— принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;

— содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

— ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

— осуществляет хранение дел и документов;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— проводит информационно-справочную работу;

— ведет статистический учет в сфере деятельности суда.

Хотя арбитражные суды различаются по количественному составу и по структуре, но везде деятельность аппарата суда имеет вспомогательный характер функции и обеспечивает выполнение основной задачи суда – осуществление правосудия.

Аппарат суда возглавляется руководителем аппарата — администратором соответствующего арбитражного суда. Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда. Должностные обязанности администратора арбитражного суда определяются Положением об администраторе арбитражного суда, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Функции аппарата арбитражного суда определяются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Конкретные функции работников аппарата арбитражного суда определяются приказами и распоряжениями председателя суда, а также должностными инструкциями, разработанными с учетом структуры, штатной численности и т.п.

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены именно на обеспечение правоприменения, являются должностными функциями и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Председатель суда должен обеспечивать знание и выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей. Эти обязанности предопределены в законодательстве разного уровня, а также многочисленных ведомственных актах — руководства по делопроизводству, инструкциях, приказах председателя, которыми эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В приказе председателя, в частности, традиционно устанавливается распределение обязанностей между самим председателем и его заместителями, закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел, закрепления за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных и аналитических документов), организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии. Приказом председателя суда судебным секретарям может поручаться работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений), ведение статистического учета.

Научная организация труда (далее НОТ) – это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны , она предусматривает совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда и внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда. Под НОТ в суде имеется в виду рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при минимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального закона с учетом рекомендации науки и обобщения передового опыта [64].

Научная организация труда (НОТ) призвана оптимизировать различные направления судебной деятельности, к которым следует отнести следующие:

— организация подбора, расстановка, подготовка и повышение квалификации судей и других работников аппарата судов;

— разделение форм труда, что предполагает обособление различных видов деятельности, при котором каждый из работников выполняет какую-либо отдельную, строго определенную часть объема общей работы.

Под распределением труда в рационально организованном аппарате, в том числе в судах, понимается четкое разграничение задач и функций между его структурными подразделениями и должностных обязанностей между сотрудниками. Совокупность функций, закрепленных за всеми работниками суда, должна обеспечивать в полной мере выполнение судом возложенных на него задач. Разделение форм труда в структурных подразделениях аппарата суда должно обеспечивать необходимые пропорции по видам деятельности (руководство, подготовка решений, обработка информации) и по сложности, ответственности выполняемых работ. Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятии и реализации решений делятся на:

— руководителей председателей судов, их замов, председателей коллегий, президиумов, судебных составов);

— специалистов (советники, консультанты, помощники);

— технических работников (все остальные).

Важнейшим принципом научного распределения труда является недопущение возложения на сотрудников работ и операций, которые по своей сложности могут быть выполнены менее квалифицированными специалистами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия, организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей, и непосредственно возложенные на других работников[65].

В обобщенном виде задачи НОТ в деятельности судов заключаются:

— в разработке наиболее рациональных форм разделения труда между работниками суда и его кооперации, а также объединении сил и средств в тех случаях, когда речь идет о необходимости общих усилий (в частности, внедрение в практику специализации судей, взаимозаменяемость технических работников канцелярии);

— в максимальном использовании достижений современной науки и техники;

— в совершенствовании нормирования труда, в изучении затрат рабочего времени, в подготовке и установлении показателей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий работников;

— в изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда;

— в оптимизации рабочих мест, создании наилучших условий труда, обеспечении и оздоровлении условий труда;

— в постоянном изучении и проведении эффективной воспитательной работы в трудовом коллективе.

Наряду с функциональным распределением труда по рассмотрению дел между судьями важное звено научной организации труда в правосудии составляет должностное разделение труда в судах, которое должно решать задачу освобождения судей от работы, не являющейся их исключительной прерогативой и не требующей их уровня квалификации. Речь идет о структуре штатов суда, о введении в них должностей, благодаря которым судья мог бы быть освобожден от значительной части чисто канцелярской или административно-хозяйственной работы, а также от некоторых организационно-оперативных функций.

Еще в 1977 году вносились предложения расширить перечень условно технических должностей, например, консультанта, судебного распорядителя, делопроизводителя для каждого судьи, кодификатора и др. Правильное должностное определение обязанностей в судах позволило бы сосредоточить внимание судей на деятельности по правосудию, освободив их от ряда функций (начиная с ведения карточек законодательных актов до организации ремонта помещений суда), которые с успехом могут выполняться другими работниками судов. Опыт работы консультантов народных судов показывает, что они могут во многом помочь в его разнообразной деятельности. Высказанные судьями предложения представляют в определенной мере обобщение уже существующей практики организации работы консультанта в суде. Так, в круг обязанностей консультанта судьи считают необходимым включить:

— ведение кодификационно-справочной работы по законодательству и юридической литературе;

— подготовку нормативного материала и юридической литературы в связи с рассмотрением конкретных дел;

— консультации судей и других работников суда по вопросам применения законодательства информацию по изменению законодательства;

— проведение обобщения судебной практики, обзоров, анализов состояния правонарушений в районе, составление отчетов по различным направлениям работы суда, ведение статистики;

— оказание помощи судье в приеме граждан, проведение самостоятельного приема граждан и консультации граждан по оформлению исковых заявлений и жалоб, проведение досудебной подготовки по гражданским делам и жалобам частного обвинения;

— работу с жалобами, ответы на письма, помощь судье в разрешении жалоб;

— инструктаж секретарей и технических работников суда, контроль за ведением делопроизводства[66].

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при распределении должностных обязанностей и ответственности между работниками следует исходить из степени сложности поручаемой им работы и их фактической квалификации.

При решении вопросов разделения труда в судах надо иметь в виду, что применение НОТ и совершенствование разделения труда судебных работников, во-первых, должно соответствовать требованиям закона об организации и деятельности судов и процессуального закона и, во-вторых, предполагает также, чтобы судьи были загружены только вопросами, действительно входящими в их компетенцию, определенную законодательством о судоустройстве и процессуальными законами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей и непосредственно возложенные на других, в первую очередь технических работников.

На то обстоятельство, что судьи арбитражных судов работают со значительными перегрузками, неоднократно указывалось руководством ВАС РФ. При этом в целях нормализации нагрузки судей предполагалось значительное увеличение штатов арбитражных судов как по судьям, так и по работникам аппарата судов. Для доведения нагрузки судей до нормативного уровня штатная численность судей арбитражных судов должна быть увеличена в 3,5 раза по сравнению с имеющейся в 2000 году и ставить 10178. Кроме этого, по состоянию на 2000 год на одного судью арбитражного суда приходилось 1,23 работника аппарата. Если же учесть только работающих непосредственно с судьями, то в среднем один специалист работал с двумя судьями. В Программе указывается на необходимость увеличения штатной численности работников аппарата арбитражных судов до 20356 человек в 2005 году, чтобы на одного судью приходилось два работника аппарата. Однако учитывая, что рост количества рассматриваемых арбитражными судами дел постоянно опережает увеличение общей численности судейского корпуса и работников аппаратов арбитражных судов и, что кадровые мероприятия потребуют весьма значительных бюджетных затрат, предлагалось увеличение к 2005 году судей лишь в 2 с небольшим раза до 6240 должностей и работников аппаратов соответственно в 3,6 раза до 12500 единиц. К 2010 году предлагалось довести количество судейских должностей до 7500, а работников аппаратов арбитражных судов соответственно до 15000[67].

На 2006 год количественный состав судейского корпуса арбитражных судов установлен 3700 — по штатной численности и составляет 3030 — по фактическому состоянию[68].

Программа предполагала создание надлежащих условий для осуществления правосудия, в том числе путем устранения имеющихся недостатков в организации деятельности судей, когда судьям нередко приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам[69].

Подобные предложения представляются весьма своевременными, однако некоторыми специалистами в области гражданского и арбитражного процессуального судопроизводства они не одобряются и подвергаются критике. В.М.Шерстюк, в частности, пишет, что сама идея о возложении, например, на помощника судьи обязанностей, связанных с совершением некоторых процессуальных действий (принятием заявления, подготовкой дела к судебному разбирательству, примирением сторон), не нова, активно обсуждалась рабочей комиссией по подготовке проекта АПК РФ в Государственной Думе и была отвергнута по той причине, что все эти действия составляют содержание правосудия. Согласно же Конституции РФ, ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации», Закону РФ « О статусе судей в Российской Федерации» вести такую деятельность вправе только судьи, получившие такой статус в установленном законом порядке. Данное обстоятельство привело к необходимости включения в АПК РФ ст.58, закрепившей правило, согласно которому помощник судьи оказывает содействие судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции, направленные на осуществление правосудия. Помощник судьи не может совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса, поскольку это может привести к искажению сущности самого правосудия. При возможной же реализации предложения ч.2 ст.58 АПК РФ о совершении помощником судьи процессуальных действий в случаях, предусмотренных АПК РФ на практике придется решать немало вопросов: какие нормы АПК РФ могут считаться уполномочивающими его на это, какие конкретно процессуальные действия должен решать помощник судьи; каковы правовые последствия этих действий; подконтрольны ли они судье, рассматривающему дело; если да, то в какой мере; кто и в каком порядке их может отменить. Это также приведет к внесению изменений в соответствующие нормативные акт, причем эти коррективы не должны быть значительными, дабы не затронуть сущности правосудия[70].

К вспомогательному аппарату относятся помощники судей, группа специалистов, работающих с судьями, секретариат председателя суда, канцелярия, включая архив, информационно-аналитический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, сектор материально-технического обеспечения и социально-бытового обслуживания, а также технический персонал.

Отношение рабочего времени, которое судья тратит реально на деятельность, связанную непосредственно с осуществлением правосудия, к общему фонду рабочего времени покажет, насколько рационально распределение этого фонда, достаточно ли используется в судах принцип разделения труда по степени его квалифицированности между судьями и другими работниками в судах и, наконец, всегда ли обоснованно определяются функции судей и их реальный объем при осуществлении других, помимо правосудия, задач судебных органов.

Учет использования рабочего времени требует оценки реальной штатной ситуации в судебных органах, поскольку неукомплектованность или неквалифицированность штатов других, кроме судей, судебных работников ведет к существенной перегрузке судей несвойственными им функциями или такими обязанностями, выполнением которых судьи должны лишь руководить. Имеется в виду ряд обязанностей, связанных с организацией приема населения, различных операций по оформлению документов, которые должны осуществляться секретарями и т.д.[71]

В связи с этим возникают вопросы, кто из этих сотрудников напрямую задействован в управлении движением дела и как должны распределяться их обязанности для оптимальной организации этого процесса.

Проанализировав весь процесс прохождения дела, его организацию, можно выделить из всего вспомогательного персонала суда следующих сотрудников, имеющих отношение к этому процессу, от оптимальной деятельности которых зависит возможность освобождения судей от несвойственных им функций. Это — помощники судей, специалисты, работающие с судьями, секретари судебных заседаний. Организацию всего процесса делопроизводства и прохождения дела в суде целесообразно возложить не на председателя арбитражного суда, а на администратора, должности которых в настоящее время вводятся во всех арбитражных судах России.

В результате проведенного исследования, интервьюирования судей, председателей арбитражных судов, изучения документооборота в арбитражных судах, приказов, инструкций и иных нормативных материалов, можно сделать вывод о том, что в настоящее время распределение и реальное выполнение существующих функциональных обязанностей помощником судьи, специалистом коллегии и секретарем судебного заседания организовано непродуктивно.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 1851 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Смотрите так же:

  • Принятие гражданства рф детям Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" (с […]
  • Федеральный закон 115-фз от 21072005 г Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" С изменениями и дополнениями от: 8 ноября, 4 декабря 2007 г., 30 июня 2008 г., 17 июля 2009 г., 2 июля 2010 г., […]
  • Уголовное осуждение несовершеннолетнего Уголовное осуждение несовершеннолетнего К в идам наказаний, назначаемых несовершеннолетним законом отнесены (ст.88 УК РФ) : Прежде всего, подчеркнем, что это исчерпывающий […]
  • Совместный приказ минюста и минфина Приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 5 сентября 2012 г. N 174/122н "Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по […]
  • Правила 7м Общие и специальные правила перевозки наливных грузов (7-М). Издание 2-е В текст настоящего издания "Общих и специальных правил перевозки наливных грузов (Сборник 7-М)" вошли изменения и […]
  • Полномочия судьи могут быть приостановлены в случае ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Впервые Государственная дума как представительное законодательное учреждение Российской империи с […]